Научная статья на тему 'Словарные диктанты как средство обогащения словарного запаса учащихся-тувинцев и подготовки к полнотекстовым диктантам: опыт составления'

Словарные диктанты как средство обогащения словарного запаса учащихся-тувинцев и подготовки к полнотекстовым диктантам: опыт составления Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА / СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ / ВИДЫ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ / ТЕХНОЛОГИЯ ДИКТАНТА / СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ГРАФИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС / ОРФОГРАММА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / DICTIONARY WORDS / DICTIONARY DICTATION / TYPES OF DICTIONARY DICTATION / DICTATION TECHNOLOGY / DICTIONARY-SPELLING COMPONENT / DICTIONARY-SEMANTIC COMPONENT / GRAPH-SPELLING COMPONENT / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / FOURTH GRADE / SPELLING / RUSSIAN LANGUAGE / TUVAN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

В статье рассмотрено содержание разных видов словарных диктантов для тувинской начальной школы. Ставится проблема о недостаточном применении разных видов словарных диктантов в деятельность, направленную не только на развитие речи учащихся-тувинцев и интереса к русскому языку, но и на формирование и развитие у них навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Внимание автора акцентировано на словарной работе с орфографическим, семантическим и графико-каллиграфическим компонентами обучения. Автором предложена система словарных диктантов для четвертых классов с тувинским языком обучения и с обучением на русском языке при параллельном изучении тувинского языка, описана их технология. Представлены варианты словарно-семантических диктантов с тематической группировкой записываемых слов, диктанты с национально-региональной лексикой, а также со словами, отсутствующими в исконных словах тувинского языка. Отмечает большую роль и значение словарных диктантов при формировании и развитии навыков правописания слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми безударными гласными и согласными в свете предупреждения ошибок в словарных словах, в рамках подготовки к проверочным диктантам в тувинской начальной общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICTATION AS A MEANS OF ENRICHING THE VOCABULARY OF STUDENTS AND PREPARING THEM FOR FULL-TEXT DICTATIONS

The article considers the content of different types of dictionary dictations for Tuvan primary school. The problem of insufficient use of different types of dictionary dictation in activities aimed not only at developing the speech of Tuvan pupils and their interest in the Russian language, but also at forming and developing their skills in spelling words with unverifiable orthograms is raised. The author's attention is focused on dictionary work with spelling, semantic and graphic-calligraphic components of teaching. The author offers and describes a system of dictionary dictation for fourth grades studying in the Tuvan language, as well as in parallel Russian-Tuvan study. The article presents varieties of dictionary and semantic dictation with thematic grouping of recorded words, dictation with national and regional vocabulary, as well as with the meanings that are not present in the native vocabulary of the Tuvan language.

Текст научной работы на тему «Словарные диктанты как средство обогащения словарного запаса учащихся-тувинцев и подготовки к полнотекстовым диктантам: опыт составления»

УДК 373:81

doi 10.24411/2221-0458-2020-10036

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ-ТУВИНЦЕВ И ПОДГОТОВКИ К ПОЛНОТЕКСТОВЫМ

ДИКТАНТАМ: ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ

Соян Н. Т.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

DICTATION AS A MEANS OF ENRICHING THE VOCABULARY OF STUDENTS AND PREPARING THEM FOR FULL-TEXT DICTATIONS

N. T. Soyan Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассмотрено содержание разных видов словарных диктантов для тувинской начальной школы. Ставится проблема о недостаточном применении разных видов словарных диктантов в деятельность, направленную не только на развитие речи учащихся-тувинцев и интереса к русскому языку, но и на формирование и развитие у них навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Внимание автора акцентировано на словарной работе с орфографическим, семантическим и графико-каллиграфическим компонентами обучения. Автором предложена система словарных диктантов для четвертых классов с тувинским языком обучения и с обучением на русском языке при параллельном изучении тувинского языка, описана их технология. Представлены варианты словарно-семантических диктантов с тематической группировкой записываемых слов, диктанты с национально-региональной лексикой, а также со словами, отсутствующими в исконных словах тувинского языка. Отмечает большую роль и значение словарных диктантов при формировании и развитии навыков правописания слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми безударными гласными и согласными в свете предупреждения ошибок в словарных словах, в рамках подготовки к проверочным диктантам в тувинской начальной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: словарные слова; словарные диктанты; виды словарных диктантов; технология диктанта; словарно-орфографический компонент; словарно-семантический компонент; графико-орфографический компонент; национально-региональный компонент; четвертый класс; орфограмма; русский язык; тувинский язык; начальная школа

The article considers the content of different types of dictionary dictations for Tuvan primary school. The problem of insufficient use of different types of dictionary dictation in activities aimed not only at developing the speech of Tuvan pupils and their interest in the Russian language, but also at forming and developing their skills in spelling words with unverifiable orthograms is raised. The author's attention is focused on dictionary work with spelling, semantic and graphic-calligraphic components of teaching. The author offers and describes a system of dictionary dictation for fourth grades studying in the Tuvan language, as well as in parallel Russian-Tuvan study. The article presents varieties of dictionary and semantic dictation with thematic grouping of recorded words, dictation with national and regional vocabulary, as well as with the meanings that are not present in the native vocabulary of the Tuvan language.

Keywords: dictionary words; dictionary dictation; types of dictionary dictation; dictation technology; dictionary-spelling component; dictionary-semantic component; graph-spelling component; national-regional component; fourth grade; spelling; Russian language; Tuvan language; primary school

Данная статья акцентирует внимание

1 2 на методике1 и технологии2 словарных

диктантов. Словарный диктант в

начальных классах проводится обычно как

1Методика диктанта включает следующие компоненты теории: «описание сущности, значения; номинация (названия); виды диктантов по цели, характеру примеров, языковой насыщенности; принципы отбора исходного дидактического материала и требования к его трудности; методические требования к деятельности учителя - технике чтения, процедуре проведении диктанта конкретного вида; нормативность проверки и оценки контрольных диктантов и др.» [1, с. 21].

2 Технология диктанта - «это типовая, частично варьируемая последовательность учебных действий с определенным языковым материалом в соответствии с требованиями основных и дополнительных заданий диктанта конкретного типа и вида; стандартный процессуальный перечень или творчески варьируемый модифицируемый комплекс поэтапных действий педагога и обусловленных учебных действий учащихся, создающих под диктовку свою письменную работу - с опорами или самостоятельно» [Там же, с. 22]

ежедневная «словарная пятиминутка» с записью слов, содержащих непроверяемые орфограммы [2, с. 386]. В русском языке есть много слов, которые невозможно проверить правилами, и они пишутся так, как принято, т.е. по традиции. Так, по мнению М. В. Ушакова, большое количество ошибок «дают» слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, т.к. по месту орфограмм в структуре слова и по значению зачастую неправильно осмысливаются учащимися [3, с. 27-28]. Поэтому методику и технологию словарных диктантов рассмотрим в аспекте словарно-орфографической, словарно-

семантической и графико-

каллиграфической подготовки по русскому языку в целом и, в частности, в свете предупреждения ошибок в словарных

словах в рамках подготовки к проверочным диктантам в тувинской начальной общеобразовательной школе.

В настоящее время по наблюдениям можно отметить, что учителя начальных классов с тувинским языком обучения и с обучением на русском языке при параллельном изучении тувинского языка уделяют огромное внимание процессам отработки приемов проверки написания слов с проверяемыми орфограммами, но при этом они не включают применение разных видов словарных диктантов в деятельность, направленную не только на развитие речи и интереса к русскому языку, но и на формирование и развитие навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Словарный диктант может быть как обучающим (предупредительным,

объяснительным), так и контрольным (проверочным), объем которого от 8 (в 1 классе) до 15 (в 4 классе). Проводится в сочетании с другими видами работ, занимает по времени не более 5-7 минут [4, с. 10].

Актуализируем технологию

некоторых видов словарных диктантов, развивающие орфографические навыки по правописанию непроверяемых или труднопроверяемых безударных гласных и согласных у четвероклассников с тувинским языком обучения и с обучением

на русском языке при параллельном изучении тувинского языка.

А) Предупредительный словарный диктант с проговариванием, который широко используется в начальной школе в целях отработки приемов применения правила, направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий: сначала проговариваю, потом пишу. Перед записью текста или в процессе записи учащиеся объясняют, как напишут слово и почему. Цель такого диктанта - предупредить появление ошибок. При проговаривании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Словарн ый самодиктант.

Самодиктант - это вид предупредительных диктантов [1, с. 133]. Никаких отдельных приемов для словарного самодиктанта нет, главное, - определить обязательные (доступные) источники информации, определить систему поощрения; выдать конкретное, детализированное задание <.. .> и т.д. [Там же, с. 133].

Словарные самодиктанты «Запиши словечки и выполни задания», обогащающие словарный запас учащихся.

Задание: записать слова под диктовку, поставьте ударение, выделить орфограммы; придумать с 1 -3 словами сложное предложение / предложение с однородными членами.

1. Музыкант, библиотекарь, модель, дирижёр, парикмахер, певец, продавец, столяр, шофер, сторож, жонглер, почтальон, учитель, космонавт, инженер (15 слов).

2. Радуга, ветер, метель, дождь, град, закат, восход, иней, вулкан, торнадо, осадок, молния, облако, туман, изморозь (15 слов).

3. Ботинки, валенки, варежки, пальто, платок, свитер, сапоги, джемпер, колготки, перчатки, ремень, жилетка, костюм, сарафан, шарф (15 слов).

Словарный диктант с

проговариванием - устный и устно-письменный диктант. Проговаривание проводится тремя способами - по выбору в зависимости от темы: 1) проговаривание побуквенное; 2) проговаривание послоговое; 3) проговаривание поморфемное [Там же, с. 109].

Устно-письменные диктанты

«Услышь ошибку в непроверяемых безударных гласных» по способу послогового проговаривания.

Технология выполнения: прослушать слова, которые диктует учитель по слогам, и слова проговорить по слогам, записать и подчеркнуть в них непроверяемые безударные гласные.

Вначале проговаривает учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. И если ученик проговорил слово с

ошибкой, то класс и учитель вовремя исправляют.

1. Сахар, орех, творог, майонез, макароны, колбаса, крахмал, сливки, крекер, лапша, маргарин, овсянка, яйцо вермишель, дрожжи (15 слов)

2. Пиала, миксер, нож, блюдце, графин, самовар, стакан, кастрюля, сковорода, кофеварка, тарелка, ковш, кувшин, фужер, дуршлаг (15 слов).

3. Карандаш, класс, пенал, тетрадь, портфель, дневник, ластик, точилка, учебник, альбом, пластилин, гуашь, акварель, ручка, стержень (15 слов).

Устно-письменные диктанты

«Услышь ошибку в личных окончаниях глаголов» по способу поморфемного проговаривания.

Технология выполнения: прослушать слова, которые читает учитель по морфемам, и слова проговорить по морфемам, записать и отделить в них личные окончания глаголов. Выделить непроверяемые или труднопроверяемые безударные гласные в корне слова.

1. Балует, блистает, мяукает, ловит, лечит, чертит, обыщет, гладит, завидует, пирует, прыгает, рыбачит, хвалит, ерошит, бреет (15 слов).

2. Датирует, аплодирует, ловит, меняет, веет, готовит, мошенничает, клеит, нарядит, блокирует, ненавидит, ночует, реет, экономит, бросит (15 слов).

3. Выражают, громыхают, клянчат, дышат, добывают, дрессируют, существуют, считают, советуют, занавесят, плачут, нумеруют, льстят, комбинируют, загорают (15 слов).

Б) Словарно-орфоэпический диктант (выборочный и сплошной). Выполняется вначале как правописный, а потом как транскрипционный. Может включать дополнительное задание как

затранскрибировать (записать

орфоэпически) отдельные фонетические слова или словоформы [Там же, с. 113].

Выборочный диктант «Выбери словечко и запиши орфоэпически».

Технология выполнения: записать слова под диктовку, выделить орфограммы; выбрать слова с буквосочетаниями -чк, -чт и записать орфоэпически.

1. Веточка, изящный, Анечка, что, Жучка, почка, листочки, лампочка, свечка, колючки, аптечка, чтец, банщик, сварщик, чаща (15 слов).

Сплошной диктант

«Послушай слова и запиши их орфоэпически».

1. Цветочница, ночник, коричневая, черничник, крошечная (5 слов).

2. Отличная, красочный, пушечный, скворечник, пустячный (5 слов).

3. Яичница, скучный, конечно, ёлочный, столичный (5 слов).

В) Распределительно-цифровой

словарный диктант - вместо слов, их букв, морфем и др. частей записываются условные номера примеров, указывающие порядок диктовки [Там же, с. 120].

Условно-цифровые диктанты

«Замени слово цифрой» по темам «Проверяемые безударные гласные» и «Непроверяемые или труднопроверяемые гласные».

Технология выполнения:

1. Учитель объясняет, что слова с проверяемым безударным гласным необходимо обозначить цифрой 1, а слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми гласными и согласными - цифрой 2.

2. Далее учитель записывает данные условные обозначения на доске.

3. Учитель читает все слова:

4. Затем диктует отдельно слова по слогам, например, сте/на, а обучающиеся фиксируют в тетрадях только цифры: 1 или 2.

5. В результате получается определенный код, который легко и быстро проверить.

6. Учитель осуществляет проверку или учащиеся осуществляют самопроверку / взаимопроверку.

1. Лестница, трава, гардероб, гусыня, лекарство, ушной, пловчиха, сейчас, жилье, десятый, командир,

писатель, слабак, царевич, тропинка (15 слов).

Код:2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 1, 1.

2. Пчелиный, путешествие, раковина, линейный, животное, закипание, лагерный, муравей, конюшня, офицер, паромщик, ранение, садовый, свекольный, светлица (15 слов).

Код:1, 2, 2, 1, 2, 2, 2, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 1.

Г) Словарный распределительный диктант с группировкой по частям речи.

Распределительные диктанты

«Запиши слова по частям речи».

Технология: послушать и записать слова, распределив по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие. Выделить орфограммы в словах.

1. Асфальт, балладный, коридор, коричневый, сейчас, президент, фарфоровый, халтурный, нельзя, обиталище, оазис, издалека, ехидный, граммовый, батонный (15 слов).

2. Аэропорт, копейка, слегка, малахитовый, зеленый, мансарда, серпантин, слева, тогда, кулинарный, железный, здесь, изморозь, кефирный, морковина (15 слов).

Д) Картинный словарный диктант. Учитель не произносит слова, а показывает предметные картинки (рисунки, фотографии и др. изображения) [5, с. 142].

Картинный диктант «Запиши диких животных».

Технология выполнения: записать слова, обозначающие диких животных, что изображены на рисунке (См. рис. 1). Выделить орфограммы.

Картинный диктант «Запиши фрукты»

Технология выполнения: записать слова, обозначающие фрукты, что изображены на рисунке (См. рис. 2). Выделить орфограммы.

Е) Словарные иллюстрированные диктанты. Иллюстрированные диктанты - группа нетрадиционных словарно-фразовых, фразово-предложенческих и текстовых обучающих диктантов с внешней визуализацией [1, с. 135]. Записывая диктуемые слова учителем словарные слова, дети вместо запоминаемых орфограмм-букв могут нарисовать предмет, напоминающий по форме нужную букву и ассоциативно связанный с изучаемым словом. Напр., в слове яблоко вместо О в корне рисуем яблоко, а в слове ракета вместо безударной гласной А - ракету и т.п [5, с 143].

Иллюстрированные диктанты

«Запиши словечко и нарисуй ассоциативный образ».

Технология выполнения: записать слова под диктовку, нарисовать предмет, напоминающий по форме нужную букву и ассоциативно связанный с изучаемым словом.

1. Малина, солома, монета, мороженое, апельсин, дорога, портфель, варенье, стрекоза, шоколад, крокодил, жалюзи, газета, василек, бассейн (15 слов).

2. Бумага, велосипед, водитель, горошек, кольцо, коробка, ладонь, платок, сердечко, трамвай, топор, халат, шоссе, якорь, болото (15 слов).

Ж) Игровые диктанты.

Прототипами игровых форм служат разнообразные языковые игры [1, с. 131].

Диктант-игра «Кто больше запомнит» [5, с. 143].

Технология выполнения:

1. Учитель диктует по пять слов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Затем ученики считают, сколько каждому удалось запомнить слов, проверяют, правильно ли они записали. Ученики выделяют орфограммы. Учитель определяет победителя.

Салат, сеанс, сегодня, сейчас, секрет; лабиринт, лилипут, лимузин, лампасы, леопард; кабинет, калитка, капкан, каракуля, каталог; дальтоник, дебют, дебаты, дефис, диверсия; вакуум, веранда, вестибюль, витамин, волшебник.

Диктант «Парный выход» [Там же].

Технология выполнения:

1. К доске выходят два ученика, которые сидят за первой партой, и записывают под диктовку учителя по одному «словарному слову».

2. Остальные дети записывают эти слова в тетрадях. Затем выходит к доске 2-я пара игроков и т.д. Команды проверяют запись на доске друг у друга, выделяют орфограммы, исправляют ошибки. Побеждает команда, которая допустила меньше ошибок.

Перемена, полотенце, поляна, пословица, праздник, предмет, привет, природа, простуда, пуговица, попугай, пшеница, порознь, пломбир, платформа.

З) Словарные диктанты с национально-региональным компонентом обучения. Этноориентированные

обучающие диктанты позволяют предупреждать типичные

интерференционно-правописные ошибки, описки и другие недочеты письменной речи учащихся-тувинцев.

Словарный диктант с

этномаркированной лексикой.

Технология выполнения: записать слова под диктовку, выделить орфограммы; придумать предложение с однородными членами.

Юрта, чум, войлок, кочевник, чабан, як, пастух, курдюк, верблюд, овца, олень, коза, лошадь, баранина, молоко.

Словарный диктант с

этноспецифическим буквами,

отсутствующими в тувинском языке.

1. Ц - цапля, цирк, цех, цыган, цилиндр, рация, огурец, цветок, цемент,

церемония, цыпленок, цигейка, царапина, цитрус, цикорий (15 слов).

2. Ф - фамилия, факел, буфет, вафля, дефис, зефир, фазан, фабрика, фанера, фейерверк, фасон, фигура, форель, фламинго, фасоль (15 слов).

3. Щ - щенок, вещь, гуща, мощи, роща, щавель, щегол, щербина, щиколотка, щука, щупальца, туловище, овощник, обозище, манекенщик (15 слов).

Фразовые диктанты с параллелями по твердости-мягкости, обусловленные разными фонетическим расхождениями в русском и тувинском языках.

1. Что тебе, Надя, надо? 2. Наде надо отнести уголь в угол. 3. Наш Рахим очень мил, он сам руки мыл. 4. Вот наш отряд, Рахим, встань в ряд. Рахим встал в ряд, Рахим очень рад. 5. Вот сад; здесь сядь. 6. Я гулял по саду. Я устал, я сяду ... [6, с. 54-55].

В словарные диктанты следует также «систематически включать слова, в которых школьники делали ошибки при написании сочинений, изложений или при выполнении письменных упражнений разного рода» - в этом мы полностью согласны с А. В. Текучевым. Он отмечал, что преимуществом словарного диктанта является то, что он экономен и позволяет в короткое время записать большое количество слов [7, с. 273].

Считаем, что эффективность формирования и развития у учащихся-

тувинцев навыков правописания словарных слов возрастает, если в тувинской начальной школе учитель на каждом уроке систематически и целенаправленно будет проводить словарные диктанты со словарно-орфографическим, словарно-

семантическим и графико-

каллиграфическим компонентами. Данную гипотезу необходимо проверить в ходе опытно-экспериментальной работы в начальных классах с тувинским языком обучения и с обучением на русском языке при параллельном изучении тувинского языка.

В завершение отметим, что словарные диктанты являются не только как средство обучения, но и могут выступать как средство обогащения словарного запаса учащихся-тувинцев и подготовки к ВПР-ориентированным полнотекстовым диктантам.

Библиографический список

1. Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка: история, теория и практика диктанта. - Абакан: ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2016. - 176 с. - Текст: непосредственный.

2. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: начальные классы: учебник для студентов / Е.С. Антонова, С.В.

Боборова. - Москва: Академия, 2010. -448 с. - Текст: непосредственный.

3. Ушаков, М.В. Изучение слов, не проверяемых правилами в V-VШ классах: методические рекомендации. - Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1960. -68 с. - Текст: непосредственный.

4. Диктанты. Русский язык. 4 класс / составитель Е.А. Виноградова. -Волгоград: Учитель, 2018. - 237 с. -Текст: непосредственный.

5. Налимова, Т.А. Диктанты в начальной общеобразовательной школе: методические традиции и современные подходы / Т.А. Налимова, Т.М. Фалина, Т.А. Острикова, А.Ю. Устинов и др. -Текст: непосредственный // Теория и практика вербальных диктантов по русскому языку: коллективная монография / научный редактор Т.А. Острикова. - Абакан: ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2018. - С. 131-145.

6. Харакоз, П.И. Основы методики обучения русскому языку в киргизской восьмилетней школе: учебник. -Фрунзе: Мектеп, 1983. - 349 с. - Текст: непосредственный.

7. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: учебник. -Москва: Просвещение, 1980. - 414 с. -Текст: непосредственный.

References

1. Ostrikova T.A. Metodika izucheniya orfografii, punktuacii i inyh razdelov russkogo yazyka: Istoriya, teoriya i praktika diktanta : pos. [Methods of teaching spelling, punctuation and other sections of the Russian language: history, theory and practice of dictation: tutorial]. Abakan, Katanov Khakass State University, 2016, 176 p. (In Russian)

2. Antonova E.S., Bobrova S.V. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka (nachal'nye klassy): ucheb. dlya stud. [Methods of teaching the Russian language (primary school): tutorial for students. Moscow, Academia Publ., 2010, 448 p. (In Russian)

3. Ushakov M.V. Izuchenie slov, ne proveryaemyh pravilami, v V-VIII klassah: metod. Rekomendacii [Learning words that are not checked by rules in grades V-VIII: guidelines]. Moscow, Gos.uch.-ped. Publ, 1960, 68 p. (In Russian)

4. Vinogradova Ye.A. Diktanty. Russkij yazyk. 4 klass [Dictations. The Russian language. 4th grade]. Volgograd, Uchitel' Publ., 2018, 237 p. (In Russian)

5. Nalimova T.A., Falina T.M., Ostrikova T.A., Ustinov A.Yu. and others. Diktanty v nachal'noj obshcheobrazovatel'noj shkole: metodicheskie tradicii i sovremennye podhody [Dictations at primary school: methods, traditions and

modern approaches]. Abakan, Katanov Khakass State University Publ., 2018, p. 131-145. (In Russian) 6. Kharakoz P.I. Osnovy metodiki obucheniya russkomu yazyku v kirgizskoj vos'miletnej shkole : ucheb. [Fundamentals of the methodology of teaching the Russian language in the Kyrgyz eight-year school: a textbook].

Frunze, Mektep Publ., 1983, 349 p. (In Russian)

7. Tekuchev A.V. Metodika russkogo yazyka v srednej shkole : ucheb. [Methods of teaching the Russian language in a secondary school]. Moscow, Prosv.Publ., 1980, 414 p. (In Russian)

Соян Надежда Тюльпановна, старший преподаватель кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, e-mail: nastyu29@mail.ru

Nadezhda T. Soyan - Senior Lecturer at the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuvan State University, e-mail: nastyu29@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.