Научная статья на тему 'ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ-ТУВИНЦЕВ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ'

ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ-ТУВИНЦЕВ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
575
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР / РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ / РАЗБОР СЛОВА КАК ЧАСТИ РЕЧИ / РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР / ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС / РУССКИЙ ЯЗЫК / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА / ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ ПОНЯТИЯ И УМЕНИЯ / LANGUAGE ANALYSIS / WORD ANALYSIS BY COMPOSITION / WORD ANALYSIS AS PART OF SPEECH / SENTENCE ANALYSIS BY SENTENCE MEMBERS / PHONETIC ANALYSIS / FOURTH GRADE / RUSSIAN LANGUAGE / TUVAN LANGUAGE / DIAGNOSTIC WORK / ALL-RUSSIAN TESTS / SAMPLE PERFORMANCE / LANGUAGE CONCEPTS AND SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

В данной статье рассмотрены виды языкового разбора в начальной общеобразовательной школе. Представлена сущность каждого вида разбора и приведены примеры заданий и образцы выполнения языкового разбора из разных учебно-методических комплектов по русскому языку для четвёртых классов. Актуализированы основные языковые понятия и умения в области морфемики, морфологии, фонетики, синтаксиса и пунктуации, необходимые для выполнения языкового разбора. Автор отмечает, что в разных учебно-методических комплектах по русскому языку и в методической литературе относительно порядка выполнения языкового разбора младшими школьниками нет единого мнения, что вызывает затруднения при обучении учащихся-тувинцев. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы показал, что системная работа по формированию умения выполнять разные виды языкового разбора прослеживается крайне слабо, в учебниках даётся мало упражнений и заданий по языковому разбору. Автор считает, что необходимо систематически проводить языковой разбор в четвёртом классе как один из видов текущей диагностической работы в целях хорошей языковой подготовки к итоговой диагностике и достижения высоких результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Соян Надежда Тюльпановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE ANALYSIS AS A MEANS OF PREPARING TUVINIAN FOURTH-GRADERS FOR ALL-RUSSIAN TESTS

This article deals with types of language analysis in primary schools. The authors study the essence of each type of language analysis in school, and give examples of tasks and samples of language analysis in the Russian language for the fourth grade from different educational and methodological complexes. The article analyzes main language concepts and skills in the field of morphemics, morphology, phonetics, syntax and punctuation necessary for performing the language analysis. The author notes that there is no consensus in different educational and methodological complexes in the Russian language as well as in the methodological literature regarding the procedure for performing language analysis by younger schoolchildren, which causes difficulties in teaching Tuvinian students. The analysis of teaching complexes in the Russian language for primary schools has shown that the systematic work on the formation of the ability to perform different types of language analysis is very weak, and textbooks give few exercises and tasks for language analysis. The author believes that it is necessary to systematically conduct language analysis in the 4th grade as one of the types of current diagnostic work in order to have a good language comprehension for the final diagnosis and achieve high results of all-Russian testing works in the Russian language.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ-ТУВИНЦЕВ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ»

39. Сказки Китая / Сост. и пер. с кит. Т. Семёновой. М.: 2018. 136 с.; ил.

40. Сказки народов Азии. В 3 кн. Кн. 2. Сказки Китая / Переск. для детей Мань Киу; худ. Н. Кочергин. М.: Нигма, 2013. 96 с.: цв. ил. (Наследие Н. Кочергина).

41. Сказки народов мира: белорусские, украинские, чешские, польские, болгарские, сербские, немецкие, французские, итальянские, английские, японские, китайские народные сказки: для чтения родителям и детям / Отв. ред. М. Х. Даибова. М.: Дрофа-Плюс, 2006. 351 с.: цв. ил.

42. Сказки народов Китая / Пер. с кит.; предисл. М. Черкасовой. М.:Гослитиздат, 1961. 495 с.

43. Сто тысяч стрел / Обработка Н. Ходза; илл. Д. Лион. Кострома: Кн. изд-во, 1959. 42 с.

44. Страшный заяц / Сост. по кит. легендам, собр. акад. П. П. Шимкевичем; ред. В. П. Острогорский; худ. А. Эйснер. СПб.: Т-во худож. печати, 1901.16 с.: ил.

45. Три совета старого мудреца / Переск. Н. Ходза; худ. А. Олин. Ижевск: Удмуртия, 1993. 11 с.: цв. ил.

46. Фу Цин. Золотые черепашки / Сост. и пер. Ю. Осипов и Б. Рифтин; переск. Н. Гессе и З. Задунайская. М.: Сов. Россия, 1962.119 с.: ил.

47. Цзун - Длинный День / Переск. Н. Ходза; худ. А. Свешников. Хабаровск: Кн. изд-во, 1989. 63 с.

48. Чудесная жемчужина / Переск. В. Ульяненко; худ. П. Болюх. СПб.: Качели, 2018. 46 с.:цв. ил.

49. Чудесный мастер. В 3 т. / Пер. с кит.; ред., сост. и предисл. А. Тишкова. Чита: Кн. изд-во, 1954-1959.

50. Юй Гун передвигает горы: Тридцать китайских народных сказок / Подг. Л. В. Дьяконов. Киров: Кн. изд-во, 1959. 133 с.: ил. (К 10-летию КНР). Юй Гун передвигает горы / Пер. с кит. И. В. Соболевой. Южно-Сахалинск: Сах. кн. изд-во, 1959. 87 с.: ил.

*Примечание. Библиографическое описание книг, изданных до 1918-1956 годов, дано нами по правилам современного русского языка.

© Острикова Т. А., Упоров А. В., 2020

УДК 811.512.156'342-053.5"465/10/. 11"

ЯЗЫКОВОЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ-ТУВИНЦЕВ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

Соян Надежда Тюльпановна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики языкового образования и логопедии

Тувинский государственный университет (г. Кызыл)

В данной статье рассмотрены виды языкового разбора в начальной общеобразовательной школе. Представлена сущность каждого вида разбора и приведены примеры заданий и образцы выполнения языкового разбора из разных учебно-методических комплектов по русскому языку для четвёртых классов. Актуализированы основные языковые понятия и умения в области морфемики, морфологии, фонетики, синтаксиса и пунктуации, необходимые для выполнения языкового разбора. Автор отмечает, что в разных учебно-методических комплектах по русскому языку и в методической литературе относительно порядка выполнения языкового разбора младшими школьниками нет единого мнения, что вызывает затруднения при обучении учащихся-тувинцев. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы показал, что системная работа по формированию умения выполнять разные виды языкового разбора прослеживается крайне слабо, в учебниках даётся мало упражнений и заданий по языковому разбору. Автор считает, что необходимо систематически проводить языковой разбор в четвёртом классе как один из видов текущей диагностической работы в целях хорошей языковой подготовки к итоговой диагностике и достижения высоких результатов Всероссийских проверочных работ по русскому языку.

Ключевые слова: языковой разбор, разбор слова по составу, разбор слова как части речи, разбор предложения по членам предложения, фонетический разбор, четвёртый класс, русский язык, тувинский язык, диагностическая работа, Всероссийская проверочная работа, образец выполнения, языковые понятия и умения.

LANGUAGE ANALYSIS AS A MEANS OF PREPARING TUVINIAN FOURTH-GRADERS

FOR ALL-RUSSIAN TESTS

Soyan Nadezhda Tyulpanovna,

Ph. D. of Pedagogy, senior lecturer, the Department of Theory and Methodology of Language Education and Speech Therapy

Tuvan State University (Kyzyl)

This article deals with types of language analysis in primary schools. The authors study the essence of each type of language analysis in school, and give examples of tasks and samples of language analysis in the Russian language for the fourth grade from different educational and methodological complexes. The article analyzes main language con-

cepts and skills in the field of morphemics, morphology, phonetics, syntax and punctuation necessary for performing the language analysis. The author notes that there is no consensus in different educational and methodological complexes in the Russian language as well as in the methodological literature regarding the procedure for performing language analysis by younger schoolchildren, which causes difficulties in teaching Tuvinian students. The analysis of teaching complexes in the Russian language for primary schools has shown that the systematic work on the formation of the ability to perform different types of language analysis is very weak, and textbooks give few exercises and tasks for language analysis. The author believes that it is necessary to systematically conduct language analysis in the 4th grade as one of the types of current diagnostic work in order to have a good language comprehension for the final diagnosis and achieve high results of all-Russian testing works in the Russian language.

Key words: language analysis, word analysis by composition, word analysis as part of speech, sentence analysis by sentence members, phonetic analysis, fourth grade, Russian language, Tuvan language, diagnostic work, all-Russian tests, sample performance, language concepts and skills.

Методика обучения русскому языку в общей школе располагает ценным опытом научно-методических исследований, которые освещают актуальные вопросы и проблемы языкового разбора (см., например: Ф. И. Буслаев, И. Р. Палей, Т. Г. Рамзаева, А. В. Текучев, Д. И. Тихомиров, М. В. Чистяков, К. Д. Ушин-ский, В. И. Биджиева, Л. Б. Гамзаева, М. М. Козлова, Г. В. Лашко, Л. Ш. Тлюстен, М. К. Тутаришева, М. П. Целикова и др.). Большинство учёных считают, что языковой разбор содействует развитию аналитических способностей у детей, прежде всего таких как умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка и т. д. По содержанию различают разбор морфологический с двумя основными разновидностями - разбором по составу слова и разбором по частям речи, и разбор синтаксический тоже с двумя его разновидностями -разбором по членам предложения и разбором по частям предложения. К этим видам разбора примыкает также фонетический разбор [1, с. 76].

По объёму языковой разбор может быть полным, когда производится всесторонний разбор предлагаемого текста, и частичным, когда указывается лишь на часть известных учащимся явлений или их признаков. По способу выполнения языковой разбор может быть устным и письменным. По месту выполнения разграничивается на классный и домашний. Кроме того, в методике выделяют выборочный разбор, когда ученик выбирает на слух со слов

учителя, из учебника те или иные грамматические явления, в устной форме или после записи всего текста в тетради выделяет их на письме каким-либо способом, например, путём подчёркивания, и смешанный, когда ученик должен называть, например, не только члены предложения, если имеется в виду разбор синтаксический, но и часть речи, и форму слова, в которой употреблён данный член предложения [1, с. 76-77].

Далее рассмотрим разнообразные примеры языкового разбора в учебно-методических комплектах (далее УМК) по русскому языку в 4-х классах и опишем их специфику.

Разбор слова по составу. Основной задачей данного разбора является установление морфемного состава слова. В разных УМК и в методической литературе относительно порядка выполнения разбора слова по составу младшими школьниками нет единого мнения (см., например, табл. 1). Ф. И. Буслаев [2] считал, что разбор слова по составу необходим не только для грамотного письма, но и для более полного понимания учащимися лексического значения слов. С учётом этого положения в начальной школе в некоторых учебниках по русскому языку предлагается алгоритм разбора слова по составу, в котором центральное место отводится словообразовательному аспекту - объяснению значения слова (см., например: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий).

И. Р. Палей рекомендовал начинать разбор слова по составу с выделения флексии. Когда флексия отделена, остаётся основа. В основе,

если она производная, выделяются сначала приставка, а потом суффикс. Когда от основы отделены приставка и суффикс, остаётся корень слова, то есть часть слова, которая дальше не расчленяется [3, с. 180-181]. К такому мнению приходят и другие современные учёные-методисты. Так, А. В. Полякова в учебнике для 3 класса даёт следующее правило: «Разбор слова по составу нужно начинать с выделения окончания, а затем указать все части основы: корень, приставку, суффикс» [4, с. 78].

Порядок выполнения разбора слова по составу в разных УМК по русскому языку представлен в таблице 1.

Далее представим примеры упражнений из учебников по русскому языку. Так, А. В. Полякова, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина предлагают в учебниках для 3 класса работу над семантикой морфем разных типов в качестве приоритетных направлений, то есть выделяют структурно-семантический анализ од-нокоренных слов. Например, упражнения на образование и запись слов с корнями -бел- и -крас-; -гриб- и -лес- и др. [4, с. 79], на определение родственных слов, выделение корня и букв - проверяемых безударных гласных и др. [8, с. 121]. В последнем упражнении обращается внимание также и на обучение правописанию проверяемых безударных гласных.

Таким образом, в школьной методике разбор слова по составу эффективен в целях раскрытия лексического значения слов, выработки верного написания слова, требующего проверки, а также для определения, из каких частей оно состоит, поскольку каждая морфема имеет свои правила проверки.

При разработке заданий для диагностической работы следует исходить из содержания основных морфемных понятий и умений, формируемых в начальной общей школе. В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (далее ПО-ОП НОО) [9] выделены следующие морфемные понятия: окончание, корень, приставка, суффикс, родственные (однокоренные) слова; морфемные умения: различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, одно-коренные слова и слова с омонимичными корнями; выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; различать изменяемые и неизменяемые слова; образовывать одноко-ренные слова с помощью суффиксов и приставок; выполнять разбор слова по составу; иметь представление о значении суффиксов и приставок.

Таблица 1

Порядок разбора слова по составу в разных УМК

УМК «Школа России» УМК «Ритм» УМК «Система развивающего обучения Л. В.Занкова»

1. Прочитай слово (подберёзовик). Определи его лексическое значение. (Словом «подберёзовик» называют гриб, который растёт под берёзой). 2. Найди окончание: определи часть речи, измени слово, найди изменяемую часть. 3. Найди основу: выдели часть слова без окончания. 4. Найди корень: подбери 2-3 однокоренных слова, сравни их и выдели общую часть. 5. Найди приставку: сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки. Выдели часть, которая стоит перед корнем. 6. Найди суффикс: подбери однокоренные слова с разными суффиксами или без суффикса. Выдели часть, которая стоит после корня. 7. Назови в слове все значимые части [5, с. 148]. 1. Окончание. (Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть и основу слова). 2. Корень. (Подбери два-три одно-коренных слова, выдели общую часть). 3. Приставка. (Сравни однокоренные слова с разными суффиксами или без приставки). 4. Суффикс. (Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса) [6, с. 154]. 1. Выделите окончание. 2. Отделите основу слова. 3. Выделите корень. 4. Укажите приставку. 5. Укажите суффикс [7, с. 122].

Для выявления уровня сформированности вышеперечисленных морфемных понятий (теоретические знания) и практического овладения данными понятиями (практические умения) у выпускников начальной школы учитель проводит диагностическую работу в форме разбора слова по составу. Такая «диагностика даёт возможность проанализировать особенности применяемой учителем методики, оценить эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений» [10, с. 88].

Разбор слова как части речи. Сущность данного разбора выражается в указании, какой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении [11, с. 229]. При проведении полного разбора учащиеся дают характеристику каждого слова в предложении, указывают все известные особенности слова как части речи. Представим порядок разбора слова как части речи и образцы записи из УМК «Школа России» в таблице 2.

Таблица 2

Порядок разбора слова как части речи по УМК «Школа России»

Часть речи Порядок разбора Образцы разбора

Имя существительное. 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает? 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое. 4. Род. Склонение. 5. Падеж. Число. 6. Роль в предложении. Устный разбор. Охотник увидел белку. 1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка. 3. Нарицательное, одушевлённое. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку. Образец записи. Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж.р., 1-го скл., в вин. п., в ед.ч., вт. чл.

Имя прилагательное. 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает? 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 3. Род (в ед. ч.), падеж, число. 4. Роль в предложении. Устный разбор. Расцвела душистая черёмуха. 1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая. Образец записи. Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый, ж.р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

Глагол. 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает? 2. Начальная форма (неопреде- лённая форма). 3. Спряжение. 4. Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении. Устный разбор. Летят перелетные птицы. 1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят. Образец записи. Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Местоимение. 1. Часть речи. На что указывает. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Лицо, число, падеж. 4. Роль в предложении. Устный разбор. Я рисую море. 1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим: Я (что делаю?) рисую. Образец записи. Я - личное мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл. [13, с. 146-148].

Для осознания учащимися порядка разбора учитель вместе с ними выясняет, почему удобно соблюдать такую последовательность при характеристике слова. Из таблицы 2 следует, что вначале указывается, какой частью речи является слово, его начальная форма. С опорой на начальную форму распознаются род и склонение имён существительных, спряжение глаголов. После того как установлены постоянные особенности, отмечаются изменяемые, такие как падеж и число у имён существительных, время, лицо и число у глаголов. Специфика прилагательных, формы которых зависят от существительных, обусловливает необходимость установления связи прилагательного с существительным [11, с. 230].

Таким образом, выполнение разбора слова как части речи предполагает овладение учащимися целым комплексом знаний и умений, связанных с анализом частей речи. В таблице 3 представим комплекс знаний и умений при выполнении разбора имени существительного как части речи.

Разбор предложения по членам предложения. Разбор простого предложения на уроках русского языка начинается во 2 классе с выделением подлежащего и сказуемого. После выделения в предложении подлежащего и сказуемого второстепенные члены характеризуются по их отношению к главным членам или к другим второстепенным членам. Порядок

разбора предложения по членам предложения представим в таблице 4.

Из содержания таблицы 4 видно, что синтаксические явления рассматриваются в разных УМК в тесной связи с морфологическими и пунктуационными признаками. В учебниках данных УМК в качестве выполнения заданий и упражнений по анализу синтаксических явлений используются разные по структуре типы предложений, позволяющие школьникам сравнивать, сопоставлять и устанавливать их специфические признаки. Приведём примеры подобных упражнений из учебников 4-го класса:

1. Спишите, расставляя запятые.

На дворе бушевала непогода. Дождь стучал по крыше трепал листья в саду плескался в лужах. По временам он стихал и уносился в тёмную глубину ночи. Потом вновь прилетал к дому и бушевал с новой силой. Гул дождя просачивался сквозь запертые ставни стоял в комнате ровным жужжанием и прорывался тихими всплесками.

2. Выполните разбор второго предложения по членам предложения и частям речи.

3. В один столбик запишите названия частей речи, которые изменяются, в другой - которые не изменяются. Напишите примеры каждой части речи. Над столбиками укажите: «Изменяемые», «Неизменяемые» [7, с. 99].

Таблица 3

Комплекс знаний и умений при выполнении разбора слова как части речи

Части речи Знания Умения

Имя существительное. Понятия: 1. Имя существительное. 2. Имена собственные, нарицательные. 3. Род. 4. Число. 5. Падеж. 6. Склонение. 7. Члены предложения. 1. Определять значение и употребление в речи. 2. Опознавать имена собственные и нарицательные. 3. Различать имена существительные, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». 4. Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода и определять род. 5. Определять число и падеж существительных. 6. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. 7. Определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Таблица 4

Порядок разбора предложения по членам предложения в разных УМК

УМК «Школа России» УМК «Перспектива» УМК «Система развивающего обучения Л. В. Занкова»

1. Прочитай предложение. 2. Найди подлежащее: слово, которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой. 3. Найди сказуемое: слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? (или другой вопрос к слову, обозначающему действие предмета). Подчеркни сказуемое двумя чертами. 4. Сделай вывод: какие слова составляют основу предложения? Назови главные члены предложения. 5. Найди второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее (или сказуемое, или другой второстепенный член предложения). Поставь к нему вопрос от слова, с которым этот второстепенный член предложения связан по смыслу. Обозначь связь слов стрелками. 6. Сделай вывод: сколько в предложении словосочетаний? Назови словосочетания [13, с. 149]. 1. Определи тип предложения: - по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); - по интонации (восклицательное - невосклицательное). Объясни знак препинания в конце предложения. 2. Найди подлежащее (называет предмет речи, отвечает на вопрос кто? что?). 3. Найди сказуемое (называет действие подлежащего, отвечает на вопросы что делает? что сделал? и др.). 4. Определи, есть ли в предложении однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но и др.). Вспомни, как ставить запятые при однородных членах [8] 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Распространённое или нераспространённое предложение. 3. Грамматическая основа предложения. 4. Главные и второстепенные члены предложения, какой частью речи выражены. 5. Однородные члены предложения (если они есть) [7, с. 124]

При выполнении разбора предложения по членам и по частям речи у учащихся формируются умения различать предложения и словосочетания, слова (осознание их сходства и различий); определять предложение по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по эмоциональной окраске/интонации (восклицательные и невосклицательные); находить главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения; устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; находить в предложении однородные члены без союзов и с союзами и, а, но.

Методисты отмечают, что умения, связанные с осуществлением синтаксического анализа, закладывают основы аналитических способностей и содействуют при известных условиях их развитию. Так, аналитические способности развиваются при овладении синтаксическими умениями, которые основываются на раскрытии лингвистических понятий

[15, с. 86]. Эти умения формируются в процессе выполнения разбора предложения по членам предложения, который служит показателем языковых умений четвероклассников.

Фонетический разбор. Данный разбор ставит основной задачей выяснение последовательности звуков в слове, их характерных особенностей и установление соответствия между звуками и буквами [11, с. 235]. В методике фонетический разбор считается средством закрепления, обобщения и повторения сведений по фонетике, способствует осознанию учащимися пройденного материала по этому разделу [1, с. 145].

Результатом фонетического разбора является звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку) [12, с. 40]. В методической практике различают фонетический (звуковой) и фонетико-графический (звуко-буквенный) разборы [12, с. 39]. Цель собственно фонетического разбора - характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам, фонетико-

графического - выяснение соотношения звуковой структуры слова с её буквенным обозначением [16, с. 139].

В таблице 5 представлен порядок и образцы звуко-буквенного разбора слова из УМК «Ритм».

Фонетический разбор проводится строго в объёме тех сведений, которые даются в учебнике и в пределах ПООП НОО [9]. Так, у выпускников начальной школы проверяются знания следующих понятий: звуки речи, слог как минимальная произносительная единица; умения осознавать единство звукового состава слова и его значения, устанавливать количество и последовательность звуков в слове; сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; делить слова на слоги; определять место ударения.

А. В. Текучёв рекомендовал проводить чаще устный разбор. По мнению учёного, «устный разбор способствует развитию слуха школьников, умению выделять звуки речи на слух, а впоследствии устанавливать соответствия и несоответствия между написанием и произношением, что, в свою очередь, поможет ученикам в усвоении навыков орфографически грамотного письма» [1, с. 146]. Роль фонетического разбора в формировании и развитии орфографических навыков отмечали также другие методисты. Так, И. Р. Палей писал, что при правильной постановке данный вид разбора содействует укреплению навыков орфографии [3, с. 179]. При обосновании написания слов и в целях орфоэпически верного произношения слов широко используется частичный звуко -буквенный разбор. Например: в слове шина в первом слоге произносится согласный твёрдый звук [ш] и гласный звук [ы], они обозначаются буквами ши, так как после буквы «ш» не пишется буква «ы». В слове сдал слышит-

ся звук [з], обозначается он буквой «с», потому что с- является приставкой и т. д. [11, с. 235].

Таким образом, изучение специальной литературы и аспектный анализ разных учебно -методических комплектов по русскому языку для 4-х классов начальной общей школы показывает, что в них языковому разбору как виду диагностической работы уделяется мало внимания. В основном языковой разбор на уроках русского языка рассматривается как грамматическое упражнение. Системная работа по формированию умения выполнять разные виды языкового разбора прослеживается крайне слабо. Особенно ярко это проявляется в учебниках русского языка для 4-х классов на уровне текстового дидактического материала, в подаче которого не осуществляется принцип системности, так как даётся мало упражнений и заданий по разным видам языкового разбора. Считаем, что необходимо целенаправленно проводить языковой разбор как один из видов текущей диагностической работы в начальной общей школе. В первую очередь это связано с подготовкой учащихся-выпускников начальной общей школы к Всероссийской проверочной работе (ВПР) [18] по русскому языку. Далее представим в таблице 6 образцы заданий по языковому разбору из демоверсий ВПР и учебников.

Из содержания таблицы видно, что образцы заданий из демоверсий ВПР и учебников для 4 классов не совпадают. Кроме того, порядок выполнения разбора имени существительного как части речи в УМК «Школа России» и «Перспектива» разный. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Таким образом, анализ методической и учебной литературы, посвящённой языковому разбору, в целом показал, что в них не наблюдается единство подходов к содержанию и порядку названных разборов. Это проявилось, во-первых, в разном объёме теоретических сведений, с которыми должны быть знакомы

учащиеся, во-вторых, в отсутствии единого порядка и образцов разных видов языкового разбора. В учебниках русского языка языковой разбор представлен в виде заданий и упражнений для закрепления и углубления знаний учащихся. При выполнении разных видов языкового разбора у учащихся развиваются умения применять знания на практике, у них формируются и развиваются самостоятельность, активность мышления, умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать и т. д.

Мы рекомендуем систематически и целенаправленно обучать четвероклассников-тувинцев выполнению разных видов языкового разбора на уроках русского языка. Это связано с существенными типологическими раз-

личиями фонетико-графической, лексической и грамматической систем русского языка как флективного и тувинского языка как агглютинативного. Данные отличия языков провоцируют появление многочисленных ошибок в работах учащихся-тувинцев, которые оказывают отрицательное влияние на результаты их письменных работ по русскому языку. Считаем, что организация работы по языковому разбору разных видов на уроках русского языка в начальной тувинской школе обеспечит прежде всего хорошую языковую подготовку к итоговой диагностике в конце 4-го класса, в том числе обеспечит возможность добиться высоких результатов ВПР по русскому языку.

Таблица 5

Порядок и образцы звуко-буквенного разбора слова по УМК «Ритм»

Порядок разбора

Устный разбор

Письменный разбор

1. Сколько в слове слогов? 2. На какой слог падает ударение?

4. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?

4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?

5. Количество звуков и букв

в слове.

Просьба.

В слове просьба 2 слога, ударение падает на первый слог: просьба.

Гласные звуки: первый - ударный [о], обозначен буквой «о»; второй - безударный [а], обозначен буквой «а».

Согласные звуки: [п] - глухой, твёрдый, обозначен буквой «п»; [р] - звонкий, твёрдый, обозначен буквой «р»; [з'] - звонкий, мягкий, обозначен буквой «с»; мягкость звука обозначена буквой ь; [б] - звонкий, твёрдый, обозначен буквой «б».

В слове просьба 6 звуков 7 букв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Буква ь звука не обозначает._

Просьба - 2 слога. п - [п] - глух., тв. р - [р] - звонк., тв.

о - [о]

с - [з'] - звонк., мягк. ь

б - [б] - звонк., тв. а - [а]

7 б., 6 зв. [17, с. 153].

Таблица 6

Сравнительный анализ образцов заданий по разбору имени существительного

Образец в демоверсиях ВПР 2018 года Образец в УМК «Школа России» Образец в УМК «Перспектива»

Задание 12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор). Монумента заяц удостоился за то, что ... спас великого русского поэта. Упражнение 242. Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар». Забывчивый охотник на привале 3 Не разметал, не растоптал костра. А утром ветер 3 разогнал туманы, И ожил потухающий костёр. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. (В. Шефнер) [13, с. 128]. Цифрой 3 указываются слова для их разбора как части речи. Упражнение 22. Прочитайте скороговорку. Выпишите из скороговорки выделенные имена существительные. Разберите каждое из них как часть речи. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет [19, с. 14].

Библиографический список

1. Текучёв А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник М.: Просвещение, 1980. 414 с.

2. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка (переизд.). М.: Просвещение, 1992. 512 с.

3. Палей И. Р. Очерки по методике русского языка: пособие М.: Просвещение, 1965. 312 с.

4. Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 143 с.

5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2017. 159 с.

6. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2016. 158 с.

7. Полякова А. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014. 127 с.

8. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В. Русский язык. 3 класс Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 159 с.

9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Одобр. решением федерал. учебно-метод. объединения по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 15.05.2020).

10. Козлова М. М. К вопросу о методическом обеспечении непрерывного изучения морфемики в 4-5 классах общеобразовательной школы // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2014. № 9. С. 85-90.

11. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пос. М.: Просвещение, 1979. 431 с.

12. Зиновьева Т. И., Курлыгина О. Е., Сильченкова Л. С., Трегубова Л. С. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум / под редакцией Т. И. Зиновьевой. М.: Юрайт, 2019. 255 с.

13. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2017. 159 с.

14. Трегубова Л. С. Теория и практика обучения пунктуации в начальных классах. М :Экон-информ, 2011. 128 с.

15. Целикова М. П. Синтаксический разбор как критерий аналитических способностей учащихся на уроках русского языка // Наука и школа. 2010. № 3. С. 85-88.

16. Тутаришева М. К., Тлюстен Л. Ш. Виды грамматического разбора и методика их проведения в начальной школе и вузе: учебно-методическое пособие. Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2010. 259 с.

17. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Дрофа, 2016. 158 с.

18. ВПР (Всероссийская проверочная работа) // URL: https://vpr.statgrad.org/ (дата обращения 25.12.2018).

19. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г., Бабушкина Т. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. 143 с.

© Соян Н.Т., 2020

УДК 37.035.6

ИДЕИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

Султанбаева Клавдия Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного и специального образования

Ачитаева Елена Андреевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается актуальная для XXI века проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи, которая соотносится с наследием В. А. Сухомлинского. Освещены взгляды выдающегося отечественного педагога на гражданско-патриотическое воспитание. Представлены результаты пилотажного изучения интереса современных педагогов к творчеству В. А. Сухомлинского, что позволило констатировать востребованность и значимость его идей и опыта в настоящее время.

Ключевые слова: Василий Александрович Сухомлинский, педагогическое наследие, гражданско-патриотическое воспитание, взгляды учёного, подрастающие поколения.

ON IDEAS OF CIVIL PATRIOTIC EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL HERITAGE

OF V. A. SUKHOMLINSKY

Sultanbaeva Klavdia Ivanovna,

Ph. D., Dr. of Pedagogy, Associate Professor, the Department of Preschool and Special Education

Achitaeva Elena Andreevna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines an issue of civil patriotic education of children and youth, which is relevant for the XXI century, being related to the heritage of V. A. Sukhomlinsky. The authors highlight views of an outstanding Russian teacher on civil patriotic education. The results of a pilot study of the interest of modern teachers in the work of V.A. Sukhomlinsky make it possible to state the relevance and significance of his ideas and experience at the present time.

Key words: Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky, pedagogical heritage, civil patriotic education, views of a scientist, younger generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.