Научная статья на тему 'УПРАЖНЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

УПРАЖНЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО / ЛЕКСИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СЕМАНТИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мережко Е. Г.

В статье рассматриваются возможности использования словообразовательного гнезда в качестве языкового материала в процессе изучения состава слова и словообразования в начальной школе. Педагогическая практика и анализ учебников русского языка показал, что словообразовательное гнездо практически не рассматривается в начальных классах. Некоторые упражнения учебников для наблюдения и анализа в основном используют группы однокоренных слов, словообразовательные пары. Анализ словообразовательных гнезд, решение лексико-словообразовательных задач будет способствовать осознанию младшими школьниками словообразовательных фактов, законов словообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXERCISES BASED ON THE MATERIAL OF THE WORD-FORMATION NEST IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN ELEMENTARY GRADES

The article discusses the possibilities of using the word-formation nest as a language material in the process of studying the composition of words and word formation in elementary school. Pedagogical practice and analysis of textbooks of the Russian language have shown that the word-formation nest is practically not considered in primary classes. Some textbook exercises for observation and analysis mainly use groups of single-root words, word-formation pairs. The analysis of word-formation nests, the solution of lexical and word-formation tasks will contribute to the awareness of word-formation facts by younger schoolchildren, the laws of word formation.

Текст научной работы на тему «УПРАЖНЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УПРАЖНЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Е.Г. Мережко, канд. пед. наук, доцент

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-1-170-173

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования словообразовательного гнезда в качестве языкового материала в процессе изучения состава слова и словообразования в начальной школе. Педагогическая практика и анализ учебников русского языка показал, что словообразовательное гнездо практически не рассматривается в начальных классах. Некоторые упражнения учебников для наблюдения и анализа в основном используют группы однокоренных слов, словообразовательные пары. Анализ словообразовательных гнезд, решение лексико-словообразовательных задач будет способствовать осознанию младшими школьниками словообразовательных фактов, законов словообразования.

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, лексико-словообразовательные упражнения, семантико-словообразовательные связи между словами.

Организация словообразовательных наблюдений в начальных классах становится уже неотъемлемой частью курса русского языка. Известно, что именно словообразовательная работа в большей мере, чем простое изучение морфем, способствует развитию морфемной зоркости, осознанию семантико-

словообразовательных связей между образованными друг от друга словами.

Современные учебники русского языка содержат определенный словообразовательный материал, на основе которого школьники получают некоторые преставления о словообразовательных процессах в русском языке. Наблюдать системные словообразовательные связи эффективнее всего на материале словообразовательного гнезда (на определенном, основном, этапе изучения состава слова и элементов словообразования). Следует также отметить, что на материале словообразовательного гнезда можно организовать и лексико-семантическую, и орфографическую работу. Организуют ли подобные наблюдения

современные учебники русского языка для начальных классов?

Анализ учебников русского языка для начальных классов показал, что в некоторых упражнениях в той или иной степени используются материалы словообразовательных гнезд. Но при этом далеко не всегда эти материалы задействованы в полной мере в соответствии с их возможностями. Так, в учебниках русского языка УМК «Перспектива» при изучении понятия корня в упражнениях используются фрагменты словообразовательных гнезд, группы однокоренных слов. При этом не рассматриваются словообразовательные связи между словами гнезда, выделяются лишь признаки корня и однокоренных слов. Таких упражнений в учебниках большинство. Например, упражнение № 62 (2 класс). Школьникам предлагается прочитать слова: вода, водяной, подводный, водолаз, водитель. Затем выделить в словах корень, сравнить слова по значению и написанию, найти лишнее.

Упражнение 64.

64. Дополните предложения однокоренны-ми словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

1. Мы живём на берегу Чёрного ... . 2. Мой отец — ... . 3. Отец служит на большом ... корабле. 4. ... — это жена моряка. 5. Мы отдыхали в небольшом ... городке.

Запишите дополненные вами предложения.

Рис. 1 Русский язык, 2 класс, 4.2, С.48. (УМК» Перспектива») [1]

В данном упражнении младшие школьники наблюдают за употреблением одно-коренных слов, слов одного словообразовательного гнезда. При этом собственно словообразовательные задачи в этом упражнении не решаются.

Достаточное количество упражнений представлено на подбор однокоренных слов (слов одного словообразовательного гнезда). Например:

68. Подберите к данным словам родственные слова, одно из которых обозначает предмет, а другое — признак предмета.

Летать — лётчик — лётный.

Светить — свет — ... .

Дружить — ...

Любить — ...

Какая часть в родственных словах остаётся неизменной? Как она называется? Выделите эту часть. Объясните, что вам помогает грамотно писать родственные слова.

Рис. 2. Русский язык, 2 класс, 4.2, С.51. (УМК» Перспектива») [1]

Мы видим, что подобные упражнения направлены на усвоение признаков корня и не предусматривают даже элементарных, первичных наблюдений за словообразова-

тельными связями между словами словообразовательного гнезда.

При введении понятия суффикса авторы учебников опираются на фрагмент словообразовательного гнезда:

— Посмотрите, как работает суффикс! I- может указать на большой или маленький размер предмета, на отношение :обеседника к предмету.

(

дом-ик

дом-ишк-о

дом

дом-ищ-е

дом-ин-а

Рис. 3. Русский язык, 2 класс, 4.2, С.63. (УМК» Перспектива») [1]

При изучении суффикса и приставки в упражнениях часто используются фрагменты словообразовательных гнезд (словообразовательные пары). Например:

Вспомните, как называют музыкантов, которые играют на этих инструментах. Запишите слова по образцу.

Образец. Пианино — пианист.

Рис. 4. Русский язык, 2 класс, 4.2, С.64, упр.84. (УМК» Перспектива») [1]

Школьники образуют слова с помощью суффиксов, наблюдают за словообразовательным значением данной морфемы.

174. Рассмотрите рисунок. Какая часть слова стала корнем? Как пишутся все корни?

Нарисуйте «дерево» для любой группы слов. Корни подчеркните.

Кот

. Друг — ... . Гриб -

Рис. 5. Русский язык, 3 класс, Ч. 1, С. 102, упр. 174. (УМК» Перспектива») [2]

Мы видим, что в данном упражнении учащиеся не только наблюдают за правописанием корня, но и самостоятельно должны будут составить фрагмент словообразовательного гнезда с любым из предложенных исходных слов.

Упражнения, подобные рассмотренным выше, мы наблюдаем и в учебниках дру-

гих УМК. Словообразовательное гнездо не является в них предметом изучения и анализа.

В современных учебниках русского языка для начальных классов крайне редко используется словообразовательное гнездо в качестве языкового материала для выявления семантико-словообразовательных

связей между словами, для наблюдений за закономерностями русского словообразования. Вместе с тем, упражнения на основе словообразовательного гнезда могут быть достаточно разнообразными, проводиться с использованием школьных словообразовательных словарей. Перечислим некоторые виды таких упражнений.

1. Упражнения на ориентировку в структуре словообразовательного гнезда:

- определение вершины словообразовательного гнезда,

- анализ образования заданных слов на основе словообразовательного гнезда,

- выделение словообразовательных пар,

- поиск словообразовательного гнезда в словообразовательном словаре и пр.

2. Лексико-словообразовательные упражнения:

- сравнение словообразовательных гнезд, вершины которых являются антонимами;

Библиографический список

1. Климанова Л.Ф. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.

2. Климанова Л.Ф. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч. 1 // Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.

EXERCISES BASED ON THE MATERIAL OF THE WORD-FORMATION NEST IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN ELEMENTARY GRADES

E.G. Merezhko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)

Abstract. The article discusses the possibilities of using the word-formation nest as a language material in the process of studying the composition of words and word formation in elementary school. Pedagogical practice and analysis of textbooks of the Russian language have shown that the word-formation nest is practically not considered in primary classes. Some textbook exercises for observation and analysis mainly use groups of single-root words, wordformation pairs. The analysis of word-formation nests, the solution of lexical and wordformation tasks will contribute to the awareness of word-formation facts by younger schoolchildren, the laws of word formation.

Keywords: word-formation nest, lexical-word-formation exercises, semantic-word-formation connections between words.

- выделение слов одной словообразовательной модели в разных словообразовательных гнездах, сравнение значений данных слов;

- сравнение словообразовательных гнезд для омонимичных слов;

- поиск антонимов в предложенном словообразовательном гнезде, определение морфем, с помощью которых одноко-ренные слова приобретают противоположное значение. И др.

Таким образом, использование словообразовательного гнезда в качестве языкового материала при изучении состава слова и словообразования будет способствовать более эффективному и осознанному усвоению материала, а также позволяет решать разнообразные лексико-словообразовательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.