Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА'

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДНОЕ СЛОВО / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сусеева Данара Аксеновна, Эрдниева Эрвена Владимировна

Статья посвящена описанию основных понятий словообразовательной системы современного монгольского языка. Объект исследования - производные слова. Предмет исследования - семантика, структура производных слов и их формально-семантические отношения. Цель исследования - описать основные понятия словообразовательной системы монгольского языка. Задачи исследования: описать единицы словообразовательной системы в формальном и семантическом аспектах и их место в системе словообразования. Материалом для исследования послужили производные слова, зафиксированные в современных словарях и на страницах печати. Основным методом исследования был словообразовательный анализ, который принципиально отличается от морфемного и морфологического. Результаты исследования: используя достижения современного языкознания в области словообразования, впервые в настоящем исследовании предлагается описание словообразования современного монгольского языка как системы с двумя подсистемами: формально-семантической и семантико-формальной. При первом подходе выделяется комплексная единица словообразовательной системы - словообразовательный тип, а при втором подходе выделяется комплексная единица - словообразовательное гнездо. Выводы: описание словообразования монгольского языка как системы c помощью комплексных словообразовательных единиц - это новый шаг в исследовании монгольского словообразования, констатирующий, что монгольское словообразование - это не только набор способов и средств образования слов (традиционный подход), но и особые образом организованная система производных слов, находящихся между собой в конкретных парадигматических и синтагматических отношениях (новый подход). Результаты важны для сравнения систем родственных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сусеева Данара Аксеновна, Эрдниева Эрвена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC CONCEPT OF THE WORD-FORMATION OF THE MODERN MONGOLIAN LANGUAGE

The article is devoted to the description of the basic concepts of the word-formation system of the modern Mongolian language. The object of research is derived words. The subject of the study is semantics, the structure of derived words and their formal-semantic relations. The purpose of the study is to describe the basic concepts of the word-formation system of the Mongolian language. The objective of the research is to describe the units of the word-formation system in formal and semantic aspects and their place in the system of word formation. The material for the study was derived words recorded in modern dictionaries and on the pages of the press. The main method of research was word-formation analysis, which is fundamentally different from morphemic and morphological. Research results: using the achievements of modern linguistics in the field of word formation, for the first time in this study the authors propose a description of the word formation of the modern Mongolian language as a system with two subsystems: formal-semantic and semantic-formal. In the first approach, a complex unit of the word-formation system is allocated - the word-formation type, and in the second approach, a complex unit is allocated - the word-formation nest. Conclusions: the description of the word formation of the Mongolian language as a system with the help of complex word-forming units is a new step in the study of Mongolian wordformation, stating that Mongolian word formation is not only a set of ways and means of word formation (traditional approach), but also a specially organized system of derived words that are among themselves in specific paradigmatic and syntagmatic relations (a new approach). The results are important for comparing systems of related languages.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 81.2 ББК 81

DOI: 10.53315/1995-0713-2022-55-3-98-105

Д.А. Сусеева, Э.В. Эрдниева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛЬСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена описанию основных понятий словообразовательной системы современного монгольского языка. Объект исследования - производные слова. Предмет исследования - семантика, структура производных слов и их формально-семантические отношения. Цель исследования - описать основные понятия словообразовательной системы монгольского языка. Задачи исследования: описать единицы словообразовательной системы в формальном и семантическом аспектах и их место в системе словообразования. Материалом для исследования послужили производные слова, зафиксированные в современных словарях и на страницах печати. Основным методом исследования был словообразовательный анализ, который принципиально отличается от морфемного и морфологического. Результаты исследования: используя достижения современного языкознания в области словообразования, впервые в настоящем исследовании предлагается описание словообразования современного монгольского языка как системы с двумя подсистемами: формально-семантической и семантико-формальной. При первом подходе выделяется комплексная единица словообразовательной системы - словообразовательный тип, а при втором подходе выделяется комплексная единица - словообразовательное гнездо. Выводы: описание словообразования монгольского языка как системы c помощью комплексных словообразовательных единиц - это новый шаг в исследовании монгольского словообразования, констатирующий, что монгольское словообразование - это не только набор способов и средств образования слов (традиционный подход), но и особым образом организованная система производных слов, находящихся между собой в конкретных парадигматических и синтагматических отношениях (новый подход). Результаты важны для сравнения систем родственных языков.

Ключевые слова: монгольский язык, словообразование, производное слово, словообразовательное значение, словообразовательная мотивация, словообразовательное гнездо и словообразовательный тип.

D.A. Suseeva., E.V. Erdnieva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE BASIC CONCEPT OF THE WORD-FORMATION OF THE MODERN MONGOLIAN LANGUAGE

The article is devoted to the description of the basic concepts of the word-formation system of the modern Mongolian language. The object of research is derived words. The subject of the study is semantics, the structure of derived words and their formal-semantic relations. The purpose of the study is to describe the basic concepts of the word-formation system of the Mongolian language. The objective of the research is to describe the units of the word-formation system in formal and semantic aspects and their place in the system of word formation. The material for the study was derived words recorded in modern dictionaries and on the pages of the press. The main method of research was word-formation analysis, which is fundamentally different from morphemic and morphological. Research results: using the achievements of modern linguistics in the field of word formation, for the first time in this study the authors propose a description of the word formation of the modern Mongolian language as a system with two subsystems: formal-semantic and semantic-formal.

In the first approach, a complex unit of the word-formation system is allocated - the wordformation type, and in the second approach, a complex unit is allocated - the word-formation nest. Conclusions: the description of the word formation of the Mongolian language as a system with the help of complex word-forming units is a new step in the study of Mongolian word formation, stating that Mongolian word formation is not only a set of ways and means of word formation (traditional approach), but also a specially organized system of derived words that are among themselves in specific paradigmatic and syntagmatic relations (a new approach). The results are important for comparing systems of related languages.

Key words: Mongolian language, word formation, derivative word, word-formation meaning, word-formation motivation, word-formation nest and word-formation type.

Введение

Изучению способов и средств современного монгольского словообразования были посвящены труды как российских, так и монгольских ученых, в частности, Б.Х.Тодаевой [10], Г.Д.Санжеева [19], Т.А.Бертагаева [1], У-Ж.Ш.Дондукова [2], В.И.Золхоева [4], С.А.Крылова [5], Г.Ц.Пюрбеева [6], Д.Ш.Харанутовой [11], Ш.Лувсанвандана [15], Т.Бямбасана [14], Л.Болда [13], Ц.Онорбаяна [18], Г.БилгYYДЭя [12], Самбуудоржи О. [20], Ц.Норжина [17], Орчин цагийн монгол хэл [19] и др.

Несмотря на попытки изучить словообразование монгольского языка, тема эта остается слабо разработанной, поскольку нет ясного представления о словообразовательной системе, её основных единицах и их отношениях. Тема монгольского словообразования остается на сегодняшний день одной из актуальных.

Постановка проблемы. Чтобы понять монгольское словообразование, необходимо его рассматривать как систему, описание которой без новых понятий сегодня невозможно. К их числу относятся, прежде всего, такие понятия, как единицы системы, их структура и семантика, отношения единиц и др.

Цель работы - описать систему монгольского словообразования и ее основные единицы. Для достижения цели поставлены задачи: рассмотреть систему монгольского словообразования в формальном и семантическом аспектах, выявить и описать единицы этой системы, определить формально-семантические отношения между ними.

Объектом исследования являются производные слова монгольского языка. Предмет исследования - структура и семантика производных слов, их формально-семантические отношения и место каждого из них в составе комплексных единиц системы словообразования монгольского языка.

Методы и приемы исследования

В настоящей работе производные слова изучаются через призму системной организации словообразования с использованием основных понятий словообразовательной системы. При системном подходе структура производного слова рассматривается с позиций формальной и семантической мотивации, что позволяет точно определить место производного слова в словообразовательной системе. В процессе исследования был применен комплекс методов и приемов: описательный, количественный, оппозиционный, дистрибутивный; словообразовательный, лексический и грамматический анализы.

Содержание исследования

Производное слово (далее - ПС) сегодня в языкознании признается основной единицей словообразовательной системы. Производным называется то слово, которое в современном языке имеет производящее слово, т.е. то слово, от которого оно образовано, напр.: монг. бичиг «письмо» < бичих «писать», хадуур «коса» < хадах «косить», зураач «художник» < зурах «рисовать».

ПС имеет бинарную структуру, т.к. состоит только из двух компонентов: 1) из производящей основы и словообразовательного суффикса (алга-да/х/ «бить ладонью» < алга-«ладонь» + -да/х/); 2) из двух производящих основ (гэр бYл «семья, домочадцы» < гэр «дом» + бYл «семья»; 3) из производящей основы и её повтора (янз янзын «разный, всякий, разнообразный»).

Понятие «структура производного слова» отличается от понятия «морфемный состав слова». Морфемный сосав монгольского слова может состоять, напр.: из 1 морфемы (аг «сильно, крепко»; алаг «пестрый»), из 2 морфем (алга-О «ладонь», буда-х «красить»), из 3 морфем (буда-г-О «краска», алга-да-х «бить ладонью»), из 4 морфем (айл-ч-ла-х «гостить», итгэ-мж-лэ-х «оказывать доверие»), из 5 морфем (зуу-ш-л-уула-х «заставить есть», итгэ-мж-л-YYлэ-х «заставить оказывать доверие») и т.д. В то время как основа ПС, независимо от количества морфем, входящих в ее состав, всегда имеет бинарную структуру, то есть состоит только из двух компонентов - производящей основы и словообразовательного средства либо из двух основ. Ср.: структуру ПС и морфемный состав одного и того же слова (см. Табл.1).

Таблица 1

Структура производного слова (ПС) Морфемный состав производного слов

производящее слово основа ПС: основа производящего слова + суффикс корень афф. афф. афф. афф.

1. чимэглэ-/х/ «украшать» чимэглэ-л-«украшение» чимэ- -г- -лэ- -л- О нулевое окончание

2.чинээ/н «сила; чинээ-тэй-

мощь» «сильный; зажиточный» чинээ- -тэй - - -

3. олзло/х/ «добывать» олзло-гдо-/х «попадать в плен» ол- -з- -ло- -гдо- -х

4. тооло/х тооло-л- тоо- -ло- -л- О нулевое

«считать» «счет» окончание

Бинарная структура основы ПС - ключ к раскрытию двух аспектов словообразовательной системы: формально-семантической и семантико-формальной, а также для описания соответствующих им комплексных словообразовательных единиц. Когда внимание концентрируется на семантике и функциях словообразовательных средств основ ПС, то открывается возможность для изучения словообразовательной системы в формально-семантическом аспекте и её основной единицы - словообразовательного типа. Если в центре внимания исследователя семантика основы производящего слова, то открывается возможность для изучения словообразовательной системы в семантико-формальном аспекте и её основной единицы -словообразовательного гнезда.

Словообразовательный тип (далее - СТ) - это главная единица формальной системы словообразования. СТ - это комплексная единица словообразования, представляющая собой схему построения однотипных производных слов. Производные слова, входящие в состав одного СТ, характеризуются общностью трех признаков: 1) их производящие слова относятся к одной части речи; 2) все они образованы с помощью одного способа (либо аффиксации, либо сложения, либо редупликации); 3) все имеют общее словообразовательное значение. Так, существительные явдал «ход; походка», боодол «связка; сверток», асуудал «вопрос» и т.п. входят в состав одного СТ, поскольку 1) все они образованы от слов одной части речи - глаголов

(ява/х «ходить», боо/х «завязывать», асуу/х «спрашивать»); 2) все они образованы с помощью одного и того же словообразовательного суффикса -дал/-дол; 3) все они выражают одно и то же общее словообразовательное значение - «результат действия, названного основой производящего слова (глагола)». Т.о., производные слова, относящиеся к одному СТ, находятся в одинаковых формальных и семантических отношениях со своими производящими словами.

ПС, у которых хотя бы один из трех указанных признаков не совпадает, относятся к разным СТ, ср.: 1) тохо-м «потник» (< тохо/х «накладывать седло»), хэрчи-м «кусок, ломоть» (< хэрчи/х «нарезать»); 2) оро-м «след» (< орон «место»), эрчи-м «интенсивность» (< эрч «инерция»). Различие между этими двумя рядами производных слов заключается в том, что слова первого ряда образованы от глаголов, а слова второго ряда - от существительных.

Итак, каждый СТ представляет собой группу ПС, образованных от слов одной части речи с помощью одного и того же словообразовательного способа (в этом случае с помощью аффикса) и обладающих общим словообразовательным значением (типовым).

В качестве примера можно рассмотреть еще один СТ. Производные слова данного СТ образуются от основ глаголов с помощью суффикса -лага, имеющего алломорфы -лого/-лвгв/-лэгэ. Каждое ПС, входящее в данный СТ, имеет конкретное словообразовательное значение (далее - СЗ), которое необходимо отличать от его лексического значения (далее - ЛЗ). Лексическое ПС фиксируется в словарях. Напр., у нижеприведенных ПС зафиксированы следующие ЛЗ в словаре «Монгол орос толь» (1957): 1) байгуул-лага «организация; учреждение»; 2) ач-лага «подводы; груз»; 3) барилд-лага «сцепление»; 4) бод-лого «соображение»; 5) боод-лого «сноп; связка»; 6) бос-лого «подъём»; 7) найр-лага хим. «состав» и др.

К сожалению, в словарях не фиксируются СЗ у этих ПС, которые существенно отличаются от ЛЗ. Если ЛЗ называют предметы, признаки, действия реального мира, то СЗ указывают на предметы, признаки, действия реального мира через связь производных слов с их производящими словами. Ср.: 1) байгуул-лага «результат действия, названного производящим глаголом байгуула/х «организовывать»; 2) ач-лага «результат действия, названного глаголом» ачи/х «грузить»; 3) барилд-лага «результат действия, названного глаголом барилда/х «сцепиться; бороться»; 4) бод-лого «результат действия, названного глаголом бодо/х «думать»; 5) боод-лого «результат действия, названного глаголом боодо/х «завязывать»; 6) бос-лого «результат действия, названного глаголом босо/х «вставать»; 7) найр-лага «результат действия, названного глаголом найра/х «сочетаться, соединяться» и др. В рамках данного СТ на базе конкретных словообразовательных значений формируется типовое СЗ, которое можно дать в виде общего определения: производное слово, образованное от основы глагола с помощью суффикса -лага/-лого/-лвгв/-лэгэ, обозначает результат действия, названного производящим глаголом.

Словообразовательные значения можно классифицировать. Так, чешский ученый М.Докулил [7, с. 193-194] предлагает выделять три типа СЗ: транспозиционное, мутационное и модификационное. Транспозиционное СЗ наблюдается при образовании существительных от глаголов, когда производное существительное сохраняет категориальное значение производящего глагола, напр.: унал «падение» < унах «падать». В этом случае и глагол, и существительное обозначают «действие». Модификационное СЗ появляется при образовании прилагательных от прилагательных, напр.: улаан «красный» > улаа-втар «красноватый»; цагаан «белый» > цагаа-втар «беловатый». В этом случае производящие и производные слова относятся к одной части речи, обозначают один признак, только ПС обозначают признак модифицированно, т.е. более

интенсивно. Мутационное СЗ проявляется в тех случаях, когда от ПС одной части речи образуется ПС другой части речи, напр.: унших «читать» >унш-аач «чтец».

Итак, система монгольского словообразования в формально-семантическом аспекте представляет собой совокупность всех существующих в современном монгольском языке СТ. На данном этапе следует констатировать, что СТ и их отношения пока в монгольском языке изучены недостаточно.

Словообразовательное гнездо (далее - СГ) - это группа однокоренных производных слов, находящихся между собой в парадигматических и синтагматических отношениях, объединяемых однокоренным непроизводным словом, которое выступает в роли «вершины» гнезда (отсюда его название -«вершинное слово гнезда»). СГ различаются по объему. Есть гнезда, состоящие из двух-трех производных слов, напр., гнездо с вершинным словом алдар «слава, известность» (см. Табл.2).

Таблица 2

алдар алдар-т

слава, известность известный

алдар-ши/х/ алдарши-л

прославляться известность; слава

Имеются СГ, содержащие более 10 производных слов, напр., СГ с вершинным словом сура/х "спрашивать; учиться" (см. Табл.3).

Таблица 3

Вершинное слово 1-ый СШ 2-ой СШ 3-ий СШ

сура/х/ спрашивать; учиться 1. сура-г известие сураг^й безвестно -

сураг-ла/х/ осведомляться -

2. сура-лца/х/ учиться - -

3. сур-га/х/ учить, обучать 1. сург-уула/х/ обучать -

2. сург-ууль школа, училище сургуули-ла/х/ учиться, обучаться

3. сурга-гч инструктор -

4. сурга-мж поучение; перен. урок сургамж-ла/х/ поучать

сургамж-тай поучительный

*сурга-а/х/ сурга-а-л учение

4. сур-лага учеба - -

5. сур-ц успеваемость - -

6. сурам-гай привычный; привыкший к чему-л. - -

На примере с вершинным словом сура/х можно рассмотреть структуру СГ. Производные слова в СГ образуются не хаотически, а в строгом соответствии с понятием словообразовательного шага (далее - СШ). СШ - это позиция ПС в отношении вершинного слова. Если ПС образуется непосредственно от вершинного слова, то значит, что оно находится на позиции первого СШ. ПС, которое образуется от производного слова, находящегося на позиции первого СШ, занимает позицию второго СШ и т.д. Благодаря понятию СШ можно определить точное место любого ПС в составе СГ. Данное СГ раскрывает не только пошаговые позиции производных слов в отношении к вершинному слову сура/х/, но и в отношении друг к другу. В данном СГ представлены два типа отношений производных слов как к вершинному слову, так и друг к другу, а именно: синтагматические и парадигматические. Эти два типа отношений производящих и производных слов в составе СГ порождают такие единицы словообразования, как словообразовательная пара (сура/х «спрашивать; учиться» > сура-г «известие»), словообразовательная цепь (сура/х «спрашивать; учиться» > сура-г «известие» > сураг-ла/х «осведомляться») и словообразовательная парадигма (сура/х «спрашивать; учиться» > сура-г «известие», сур-лага «учеба», сур-ц «успеваемость», сурам-гай «привыкший к чему-либо», сург-га-х «учить, обучать», сура-лцах «учиться»).

Результаты исследования

Современная лингвистика рассматривает язык как систему. При таком подходе термин «система» используется нами не только для описания монгольского языка в целом, но и для отдельных его уровней, в частности для словообразовательного. Чтобы описать монгольское словообразование как систему, необходимо ввести новые понятия. К их числу относятся: производное слово и его структура (не путать с морфемным составом слова и членимостью слова), словообразовательное значение и его типы (не путать с лексическим значением и его типами), парадигматические и синтагматические отношения в словообразовании, синхронный и диахронический аспекты словообразования, статику и динамику в словообразовании и др. Результаты исследования позволили собрать нам первичный материал к словарю, включающий в себя уже сегодня более 1100 словообразовательных гнезд современного монгольского языка.

Заключение

1. Результаты исследования позволяют констатировать, что монгольское словообразование - это действительно не только набор способов и средств образования слов (традиционный подход), но и особым образом организованная система производных слов, находящихся между собой в конкретных парадигматических и синтагматических отношениях (новый подход).

2. Установлено, что основной единицей системы словообразования является ПС, а не способы и средства словообразования (традиционный подход). Структура основы ПС, состоящая только из 2 компонентов (основы производящего слова и словообразовательного средства) - ключ к раскрытию словообразовательной системы монгольского языка.

3. Установлено, что между ПС и производящим словом в системе языка устанавливаются 2 типа отношений: а) формальные и б) семантические. Формальные отношения раскрываются в том случае, когда акцентируется внимание на способах и средствах образования ПС. Сравнить, напр., слова: бари-ул «ручка, рукоятка» (<барих «держать»), ээр-уул «веретено» (<ээрэх «прясть»), утг-уур «черпалка» (<утгах «черпать»), бYCл-YYр «волосяная веревка, опоясывающая юрту» (<бYCлэх «опоясывать; надевать пояс»), борд-уур «удобрение» (<бордох «откармливать; удобрять») и т.д.,

образованные от глаголов с помощью одного суффикса - ул//-ул//-ур//-ур//--уул//-уул//-уур//-уур, имеющего 8 вариантов. Все эти вышеперечисленные ПС образуют одну из формальных единиц монгольского словообразования, называемых термином «словообразовательный тип».

Семантические отношения между производными и производящими словами выявляются в том случае, когда акцентируется внимание на основе производящего слова. В этом случае ПС рассматривается в составе единицы словообразовательной системы, называемой термином «словообразовательное гнездо».

4. Словообразование связано с морфемикой, лексикой и грамматикой. Связь словообразования и морфемики проявляется в том, что в процессе образования слов в качестве производящих основ выступают корневые морфемы, а в качестве словообразовательного способа участвуют суффиксы. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что ПС могут образовываться от разных лексических значений одного производящего слова. Так, монг. аймаг имеет четыре значения, а производные слова образованы только от третьего лексического значения, ср.: аймаг > аймаглах «подразделять» > аймаглал «подразделение». Связь с морфологией проявляется в том, что некоторые суффиксы, используемые для образования грамматических форм и выражения грамматических значений, позволяют основам этих грамматических форм принимать активное участие в словообразовании, ср.: алдах «лишаться, терять» > алда-гда-х «потеряться» (суффикс страдательного залога) > алдагда-л «убыток» > алдагдал-тай «убыточный».

5. Словообразовательная система монгольского языка показывает не только её реализованные возможности, но и нереализованные (потенциальные), которые раскрываются при сопоставлении монгольского языка с родственными языками, напр. с калмыцким языком. Ср.: монг. асрах «ухаживать; опекать», от которого образовано только слово асрагч «няня», и калм. асрх «ухаживать, заботиться», от которого образованы 2 слова: асруль «попечение» и асрач «опекун».

Список литературы

1. Бертагаев Т. А. Морфологическая структура слова в монгольских языках. - М., 1969. - 183 с.

2. Дондуков У-Ж. Ш. Словообразование монгольских языков. - Улан-Удэ, 1993. - 230 с.

3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973.

4. Золхоев В.И. Фонология и морфонология агглютинативных языков. - Новосибирск: Наука, 1980. - 143 с.

5. Крылов С. А. Теоретическая грамматика современного монгольского языка и смежные проблемы общей лингвистики. - Ч.1. Морфемика, морфонология, элементы фонологической трансформатики. - М.: Вост. лит., 2004. - 479 с.

6. Пюрбеев Г.Ц. Современная монгольская терминология. - М., 1984.

7. Современный русский язык. Под редакцией В.А.Белошапковой. - М.: «Высшая школа», 1981. - 559 с.

8. Монгольско-калмыцкий словообразовательный словарь. - Элиста, 2015. - 653 с.

9. Санжеев Г. Д. Современный монгольский язык. - М.: ТВЛ, 1959. - 103 с.

10. Тодаева Б.Х. Грамматика современного монгольского языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1951.

11. Харанутова Д.Ш. Новые аспекты в изучении словообразовательной системы бурятского языка / Сб. «Проблемы морфологии и словообразования монгольских языков».- Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2011. С.54-67.

12. Bilgudei G. Analysis on avantext of "The Secret History of the Mongols" ("Монголын нууц товчоон" дахь авантекст Yзэгдлийг шинжлэх нь.) - The 11th International Congress of Mongolists.- Ulaanbaatar, August 15-18, 2016) Улаанбаатар, 2017, pp.15-20.

13. Болд Л. Орчин цагийн монгол хэлний дагавар. - Улаанбаатар,1986.

14. Бямбасан Т. Yra Yr бYтээх дагаврууд. УБДС-ийн ЭШЗАБ № 12. - Улаанбаатар, 1977. 3-10-р тал.

15. Лувсанвандан Ш. Орчин цагийн монгол хэлний бутэц. Монгол хэлний уг, нехцел хоёр нь. - Улаанбаатар, 1968.

16. Монгол орос толь. - Москва, 1957. - 715 с.

17. Норжин Ц. Монгол хэлний уг бутээх дагаврын хураангуй.- Хехот: ввер монголын сурган хумууждлийн хэвлэлийн хороо, 2001.

18. Онорбаян Ц. Некоторые вопросы изучения способов словообразования в монгольском языке / Сб. «Проблемы морфологии и словообразования монгольских языков». - Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2011.- С.46-53.

19. Орчин цагийн монгол хэл. - Улаанбаатар хот, 2010 он. - 447 с.

20. Самбуудорж О. Монгол хэлний этгээд уг хэллэг. Редактор, академич Кара Дердь.- Улаанбаатар., 2002.- 158 тал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.