УДК 370
ПРИЕМЫ МОРАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ ОБЩЕНИЕМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ПРОЦЕССЕ
кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Общедидактические принципы на сегодняшний день являются основой для выбора педагогом соответствующей технологии применения приемов индивидуального взаимодействия. Одной из наиболее удачных, по нашему мнению, является классификация приемов педагогического воздействия, разработанная Э.Ш. Натанзон.
Исследовательница распределяет приемы с целью и характером педагогического воздействия на несколько групп, среди которых можно выделить три основные разновидности:
- творческие приемы (созидания). Их использование способствует возникновению положительных чувств у обучающихся, формированию нравственных качеств, норм поведения и тому подобное;
- приемы торможения. Хотя они направлены на прекращение негативного действия обучающегося, но не побуждают его к переосмыслению своего поведения, зато чаще возбуждают негативные чувства;
- приемы опосредованного действия. Эти приемы обладают двойным эффектом: с одной стороны, формируют положительные чувства и нравственные поступки личности, а с другой - тормозятся, уменьшаются негативные поведенческие проявления [4].
Изложение основного материала исследования. Рассмотрим приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучающимся:
«Выявление искренности, внимания и заботы». Способствует пробуждению у обучающихся чувств радости, трогательности, благодарности, желания сделать приятное педагогу.
«Просьба». Направлена на возникновение у обучающегося радости, гордости, чувства собственного достоинства и повышение авторитета в коллективе.
«Обходное движение». Отвод от обучающегося обвинения со стороны коллектива - сущность педагогических условий при использовании этого приема. Возникновение удивления и чувство благодарности педагогу. Этот прием активно внедрял в своей педагогической деятельности А.С. Макаренко.
«Проявление огорчения». Использование этого приема при решении педагогических ситуаций побуждает возникновение у обучающегося чувства сожаления и стыда.
«Выявление умений и превосходства педагога». Цель приема - уточнить и закрепить авторитет педагога.
«Организация успеха в обучении». Прием направлен на формирование у обучающегося чувства успеха. С помощью такого приема искореняются недостатки в поведении, которые являются неотъемлемым атрибутом учебной неуспеваемости.
«Убеждение». Это разъяснение обучающемуся, сопряженное с доказыванием правильности и необходимости определенного поведения. Используется доступность и привлекательность фактов, которые рассматриваются.
«Доверие». Поручение обучающемуся ответственного дела способствует развития у него высших чувств (радости, ответственности).
«Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы». Применение этого приема помогает утверждению авторитета обучающегося в глазах сверстников при выполнении поручений, которые отвечают его интересам и способностям. Происходит развитие веры в собственные силы, повышается самооценка.
«Привлечение к интересной деятельности». Выявление интересов и склонностей обучающегося - предпосылка использования приема. Происходит преобладание позитивных тенденций над негативными благодаря успеху, который получает обучающийся в процессе деятельности.
«Пробуждение гуманных чувств». Реализация этого приема предполагает создание условий, в которых обучающийся становится свидетелем осложнений и волнений других людей. При этом у него пробуждаются сочувствие, сожаление, сопереживание и тому подобное.
«Нравственное дело». Создание условий, требующих проявления морального качества, которое предполагается развить у обучающегося. А.С. Макаренко называл этот прием нравственным упражнением личности [4].
Приемы индивидуального взаимодействия имеют коррекционную направленность, помогают педагогу целенаправленно и эффективно решать социально-воспитательные задачи. Анализ вышеупомянутых приемов индивидуального взаимодействия свидетельствует о том, что численность приемов создания и опосредованного влияния гораздо больше, чем приемов торможения. Даже этот факт подтверждает логику использования приемов индивидуального взаимодействия: преимущество приемов создания и опосредованного воздействия на личность над приемами торможения.
Выводы. Таким образом, только при условии сочетания в работе различных приемов педагог может добиться положительных изменений в сознании и поведении обучающихся. Например, в ситуации, когда обучающийся не успевает в учебе, теряет интерес и надежду исправить ситуацию, педагогу целесообразно использовать приемы организации успеха в учебе и укрепление веры в собственные силы.
От вариативности и творчества в использовании педагогом тех или иных приемов индивидуального взаимодействия, соблюдения норм профессиональной этики, личностно-профессиональной позиции зависит результативность педагогического влияния.
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы моральной поддержки и умения управлять общением в педагогическом процессе. В работе рассмотрена классификация приемов педагогического воздействия, приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и обучающимся. В статье указано, что только при условии сочетания в работе различных приемов педагог может добиться положительных изменений в сознании и поведении обучающихся.
Ключевые слова: моральная поддержка, умение управлять общением, педагог, обучающийся.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of moral support and the ability to manage communication in the pedagogical process. The paper considers the classification of methods of pedagogical influence, techniques that contribute to improving the relationship between the teacher and the student. The article states that only if various techniques are combined in the work, the teacher can achieve positive changes in the consciousness and behavior of students.
Key words: moral support, ability to manage communication, teacher, student.
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2003. - 272 с.
2. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - М.: ПРО. - 2000. - 256 с.
3. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. - Ростов-на-Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс. - 2004. - 304 с.
4. Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Э.Ш. Натанзон. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1972. - 215 с.
5. Писаренко, В.И. Педагогическая этика: Книга для учителя / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. - Минск.: Народна асвета, 1986. - 240 с.
6. Чернокозова, В.Н. Этика учителя [Текст]: Пед. этика / В.Н. Чернокозова, И.И. Чернокозов. - Киев: Радянська школа, 1973. - 173 с.
7. Якубсон, Я.Г. О педагогической этике / Я.Г. Якубсон. - Ленинград: Знание, 1973. - 168 с.
УДК 377
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);
магистрант Туболева Светлана Александровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга),
учитель иностранных языков МКОУ «Воскресенская СОШ» имени М.В. Угарова (г. Калуга)
Постановка проблемы. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, - рассматриваются как приоритетные задачи, стоящие перед педагогом [7]. Проблемы диалога культур и межкультурной коммуникации, поликультурного воспитания, формирования поликультурной компетентности, - становятся актуальными в ситуации взаимодействия и коммуникации различных наций.
В современном мире для получения эффективных результатов обучения и воспитания, педагогам средних профессиональных образовательных организаций и вузов в образовательном процессе уже недостаточно применять традиционные технологии обучения и воспитания. Каждому работнику образовательной сферы необходимо постоянно развиваться, изучать и применять инновационные технологии. К таким технологиям относится кейс-технология.
Кейс-технология относится к технологиям активного обучения, которые характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в процесс обучения, активизирующих их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных проблем. Данная технология появилась в США в 1910 году и была введена в Гарвардской школе бизнеса, она основывается на реальных задачах и ситуациях, а также ориентирована на поиск решения проблемы.
Изложение основного материала исследования. В педагогике под кейс-технологией понимается технология, позволяющая организовывать проведение ситуационного анализа, связанного с погружением в особенности будущей профессии, и используемый для достижения определенных учебных, исследовательских и воспитательных целей [6].
Впервые кейс-технология была применена ещё в начале XX века, широкое распространение она получила в настоящее время, поскольку позволяет решать актуальные на сегодняшний день задачи обучения и воспитания. Использование кейсов в учебном процессе позволяет проанализировать ситуацию, разработать вариант решения проблемы, продумать их практическую реализацию, дать оценку предложенных алгоритмов действия, и выбрать оптимальное решение из предложенных вариантов [4].
Поликультурная компетентность в рамках нашего исследования понимается как интегративная характеристика личности, позволяющая успешно интегрироваться в поликультурное общество [3].
К педагогическим условиям, способствующим эффективному использованию кейс-технологии в формировании поликультурной компетентности обучающихся относятся следующие:
- отбор и использование поликультурной направленности содержания текстов, диалогов, тематики кейсов на учебных занятиях и во внеученой деятельности;
- обеспечение единства воспитательной и образовательной направленности педагогического процесса, с учетом поликультурных особенностей региона;
- организация предметно-образовательного пространства учебного процесса, с использованием кейсов, поликультурной направленности;
- сотрудничество и сотворчество преподавателя и обучающихся в процессе групповой работы над решением кейсов, позволяющие стимулировать активность субъектов полиэтнического взаимодействия в познании культур, формировании полиэтнических установок и приобретении опыта взаимодействия.
Рассматриваемые на занятиях кейсы позволяют использовать жизненный опыт обучающихся, самостоятельно устанавливать взаимосвязь между поликультурными знаниями и ситуацией, принять сообразно ситуации поведенческое решение.