Annotation. The article is devoted to the study of the problem of moral support and the ability to manage communication in the pedagogical process. The paper considers the classification of methods of pedagogical influence, techniques that contribute to improving the relationship between the teacher and the student. The article states that only if various techniques are combined in the work, the teacher can achieve positive changes in the consciousness and behavior of students.
Key words: moral support, ability to manage communication, teacher, student.
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2003. - 272 с.
2. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. - М.: ПРО. - 2000. - 256 с.
3. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. - Ростов-на-Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс. - 2004. - 304 с.
4. Натанзон, Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Э.Ш. Натанзон. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1972. - 215 с.
5. Писаренко, В.И. Педагогическая этика: Книга для учителя / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. - Минск.: Народна асвета, 1986. - 240 с.
6. Чернокозова, В.Н. Этика учителя [Текст]: Пед. этика / В.Н. Чернокозова, И.И. Чернокозов. - Киев: Радянська школа, 1973. - 173 с.
7. Якубсон, Я.Г. О педагогической этике / Я.Г. Якубсон. - Ленинград: Знание, 1973. - 168 с.
УДК 377
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);
магистрант Туболева Светлана Александровна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга),
учитель иностранных языков МКОУ «Воскресенская СОШ» имени М.В. Угарова (г. Калуга)
Постановка проблемы. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие культуры межнационального общения; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, - рассматриваются как приоритетные задачи, стоящие перед педагогом [7]. Проблемы диалога культур и межкультурной коммуникации, поликультурного воспитания, формирования поликультурной компетентности, - становятся актуальными в ситуации взаимодействия и коммуникации различных наций.
В современном мире для получения эффективных результатов обучения и воспитания, педагогам средних профессиональных образовательных организаций и вузов в образовательном процессе уже недостаточно применять традиционные технологии обучения и воспитания. Каждому работнику образовательной сферы необходимо постоянно развиваться, изучать и применять инновационные технологии. К таким технологиям относится кейс-технология.
Кейс-технология относится к технологиям активного обучения, которые характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в процесс обучения, активизирующих их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных проблем. Данная технология появилась в США в 1910 году и была введена в Гарвардской школе бизнеса, она основывается на реальных задачах и ситуациях, а также ориентирована на поиск решения проблемы.
Изложение основного материала исследования. В педагогике под кейс-технологией понимается технология, позволяющая организовывать проведение ситуационного анализа, связанного с погружением в особенности будущей профессии, и используемый для достижения определенных учебных, исследовательских и воспитательных целей [6].
Впервые кейс-технология была применена ещё в начале XX века, широкое распространение она получила в настоящее время, поскольку позволяет решать актуальные на сегодняшний день задачи обучения и воспитания. Использование кейсов в учебном процессе позволяет проанализировать ситуацию, разработать вариант решения проблемы, продумать их практическую реализацию, дать оценку предложенных алгоритмов действия, и выбрать оптимальное решение из предложенных вариантов [4].
Поликультурная компетентность в рамках нашего исследования понимается как интегративная характеристика личности, позволяющая успешно интегрироваться в поликультурное общество [3].
К педагогическим условиям, способствующим эффективному использованию кейс-технологии в формировании поликультурной компетентности обучающихся относятся следующие:
- отбор и использование поликультурной направленности содержания текстов, диалогов, тематики кейсов на учебных занятиях и во внеученой деятельности;
- обеспечение единства воспитательной и образовательной направленности педагогического процесса, с учетом поликультурных особенностей региона;
- организация предметно-образовательного пространства учебного процесса, с использованием кейсов, поликультурной направленности;
- сотрудничество и сотворчество преподавателя и обучающихся в процессе групповой работы над решением кейсов, позволяющие стимулировать активность субъектов полиэтнического взаимодействия в познании культур, формировании полиэтнических установок и приобретении опыта взаимодействия.
Рассматриваемые на занятиях кейсы позволяют использовать жизненный опыт обучающихся, самостоятельно устанавливать взаимосвязь между поликультурными знаниями и ситуацией, принять сообразно ситуации поведенческое решение.
В процессе использования кейс-технологии, педагог осуществляет деятельность по подбору материала для кейса, организует дискуссию, ставит проблемные вопросы перед обучающимися, мотивирует и побуждает обучающихся к глубокому анализу ситуации и поиску её решения, дает оценку полученных решений. Обучающиеся осуществляют поиск решений, отвечают на поставленные педагогом вопросы, рассматривают проблему с разных точек зрения, получают обратную реакцию от педагога.
При этом кейс, может иметь либо один единственно правильный, либо несколько вариантов и способов решения проблемы. Занятие, построенное с использованием кейс-технологии, обладает большим воспитательным потенциалом, связанным с организацией самостоятельной работы обучающихся. Она активизирует их мышление, развивает их умение ясно, грамотно и аргументировано выражать свои мысли, доказательно и конструктивно отвечать на критику.
Процесс использования кейсов включает ряд этапов: первый этап - это этап подготовки кейса. На этом этапе педагогом осуществляется отбор материалов для составления кейса, описывается ситуация и формулируется задание. Источниками, помогающими составить качественный банк кейсов, могут послужить реальные истории из жизни.
Отбор материала, обладающим большим воспитательным потенциалом, осуществляется путем определения его содержательной стороны, включающей информацию о региональной, национальной, мировой культуре, о поликультурном характере отношений в обществе. Сформулированные вопросы и задания в кейсах поликультурной направленности позволяют обучающимся принимать решения на основе этических норм и идей толерантности.
Структурно содержание кейсов включает: 1) введение, которое должно заинтересовать обучающегося, показать практическую значимость; 2) основную часть, включающее описание проблемной ситуации, необходимые ссылки, цитаты, описание действующих лиц; 3) заключение, где приводятся обобщения, описываются ограничения, влияющие на возможности разрешения проблемы [2].
На втором этапе работы с кейсом, обучающиеся анализируют проблему в группе, обсуждают возможные пути решения. Третий этап включает презентацию найденных групповых решений с подробной аргументацией, представлением и обоснованием выводов [5].
В педагогической литературе выделяют различные классификации кейсов. Согласно одной из них, кейсы классифицируются на практические и научно-исследовательские. Практические кейсы позволяют подробно и глубоко исследовать сложную ситуацию, текст может содержать описание уже осуществленных действий, принятых решений, которые служат для анализа их целесообразности [1].
Научно-исследовательский кейс позволяет включить обучающихся в исследовательскую деятельность, с присущими ей особенностями: самостоятельным поиском необходимой информации, использование различных исследовательских методов решения проблемы, как теоретических, так и практических. Обучающиеся получают краткое описание ситуации, с недостаточным количеством информации.
Кейс-технология позволяет обогатить процесс формирования поликультурной компетентности практической работой, позволяет воссоздать процесс поиска решений проблем. Наличие нескольких вариантов ответа на поставленную проблему в кейсе, позволяет развивать критическое мышление обучающийся, в процессе поиска и отбора информации, необходимой для решения проблемы. Процесс решения кейсов - это процесс организации групповой работы.
Процесс оценки сформированности поликультурной компетентности обучающихся как интегративной характеристики осуществляется по ряду критериев: мотивационному, когнитивному, деятельностному и рефлексивному.
Потребность обучающихся в знаниях о поликультурном многообразии общества, интерес к другим культурам и особенностям межкультурного взаимодействия, являются показателями сформированности мотивационного критерия поликультурной компетентности.
Показателям сформированности когнитивного критерия является знаниевый аспект поликультурной компетентности. Деятельностный критерий сформированности поликультурной компетентности раскрывается через ряд показателей: умение использовать знания особенностей разных культур, норм поликультурного взаимодействия при решении кейсов, владение приемами межкультурной коммуникации.
Рефлексивный критерий сформированности поликультурной компетентности оценивается по степени самоконтроля, саморегуляции собственного продвижения в процессе решения кейсов поликультурного содержания; целостность и адекватность представления о себе, как о личности.
Уровень поликультурной компетентности служит показателем эффективности применяемой кейс-технологии. Три уровня сформированности поликультурной компетентности позволяют оценить степень эффективности этого процесса.
Низкий уровень можно было бы охарактеризовать как информационный, где степень развитости показателей поликультурной компетентности низкая. Средний и высокий уровень - показывает наличие положительного отношения к другим культурам, высокий уровень сформированности соответствующих знаний и умений, отличается яркой выраженностью ценностного отношения к другим культурам.
Выводы. Используемые педагогом технологии влияют на формирование и совершенствование важных компетенций будущего специалиста. Важное место среди них занимает поликультурная компетентность. Сформированность поликультурной компетентности позволяет взаимодействовать с окружающими, используя знания о других народах, их традициях, ценностях, нормах и правилах поведения. Использование кейс-технологии является актуальным средством формирования поликультурной компетентности обучающихся.
Аннотация. В статье рассматривается кейс-технология как инновационная образовательная технология. Её применение является важным условием формирования поликультурной компетентности обучающихся. Актуальность темы обуславливается тем, что успешная интеграция в поликультурный мир не возможна без сформированности соответствующей компетентности. Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить комплекс педагогических условий формирования поликультурной компетентности обучающихся. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности обучающихся позволяют сделать процесс использования кейсов эффективным. Использование кейс-технологии включает ряд этапов. На каждом этапе применения кейсов характер деятельности обучающихся меняется и имеет свои особенности.
Ключевые слова: кейс-технология, поликультурная компетентность, этапы кейс- технологии, активное обучение, педагогические условия, поликультурная направленность, диалог.
Annotation. The article considers case technology as an innovative educational technology. Its application is an important condition for the formation of multicultural competence of students. The relevance of the topic is due to the fact that successful
integration into the multicultural world is not possible without the formation of appropriate competence. The purpose of the study is to theoretically substantiate and practically verify the complex of pedagogical conditions for the formation of multicultural competence of students. Pedagogical conditions for the formation of multicultural competence of students make it possible to make the process of using cases effective. The use of case technology includes a number of stages. At each stage of the use of cases, the nature of students' activities changes and has its own characteristics.
Key words: case technology, multicultural competence, stages of case technology, active learning, pedagogical conditions, multicultural orientation, dialogue.
Литература:
1. Авдеева, Т.И. Применение метода case-study в преподавании/ Т.И. Авдеева, М.И. Высокос // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №10-2. - С. 81-83
2. Skyrocket / Е.В. Алексеева, А.Н. Бахарева, Н.С. Веселова, Т.В. Виноградова, Е.Ф. Юденкова. - Москва: Новые технологии, 2019. - 215 с.
3. Данилова, Л.Ю. Формирование поликультурной компетентности студента: автореферат дис. ... к-та. педагог. наук: 13.00.01 / Данилова Лариса Юрьевна. - Оренбург, 2007. - 23 с.
4. Жуматова, М.Г. Метод кейс-стади в обучении студентов в вузе / М.Г. Жуматова, Н.А. Мырзабаева // Вестник КазНМУ. - 2015. - №1. - С. 390-391
5. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
6. Стрекалова, Н.Д. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. - 80 c.
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 08.10.2022)
УДК 37.01
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ФОРМАТА ЦИФРОВОЙ СЕССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин, доцент Николаев Александр Алексеевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Масленников Алексей Геннадьевич Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
Постановка проблемы. В настоящее время важное значение в ключевой магистральной линии педагогического развития придается поиску оптимальных и инновационных методик оценивания, которые наиболее применимы к современным студентам. Вопрос о том, можно ли доверять оцениванию на дистанте, волнует в современных условиях большинство преподавателей. В первую очередь, проблемное поле в данном вопросе связано с целеполаганием. Необходимо, например, с помощью этих инструментов цифровых сессий, определиться с тем, что и зачем нужно аттестовать, возможно, цель связана с необходимостью расширением образовательных возможностей каждого студента, или, она связана с запросом на то, что процесс нужно сделать более прозрачным и оптимальным, или целью, как вынужденной мерой, становится переход в цифру, потому что это обусловлено текущими условиями и неизбежностью такого рода трансформации.
Изложение основного материала исследования. Важнейшими задачами для современной образовательной среды являются, во-первых, конкретизация термина "цифровая аттестация", во-вторых, четкое понимание того, какие стадии проходит цифровая трансформация вузовской системы оценивания, в-третьих, обобщение опыта прогрессивно работающих в этом направлении вузов, с представлением тех цифровых сервисов оценивания, которые зарекомендовали себя в университетской практике, в-четвертых, нужно четкое представление технологий и методик формирования интерактивного фонда оценочных средств с определением соотношения внутривузовских и внешних разработок.
Сложными на данном этапе цифровой трансформации являются вопросы, связанные с распределением поля и персоналий ответственности за разработку системы цифрового оценивания. Необходимо принимать решение, в чьей компетентности будет решение этих вопросов - самого преподавателя или методистов. При этом проблема интеграции цифровой аттестации в ЭИОС вуза, необходимость фиксации аттестации на случай конфликтов и апелляций и прозрачность системы - это те драйверы, которые должны быть проработаны методически до мелочей. У преподавательского состава это сегодня вызывает массу вопросов и сложностей при попытке внедрения в образовательный процесс.
В настоящее время академическое сообщество сталкивается с проблемами академического мошенничества в аттестации и оценки эффективности прокторинга. Поэтому также в проблемное поле выдвигается не только вопросы, связанные с поиском инструментов и технологий для отслеживания и контроля процесса цифровой аттестации со стороны администрации, но и обобщение данных аналитики цифрового оценивания в сравнении с традиционными форматами.
Когда поднимаются проблемные вопросы, связанные с цифровой сессией, в первую очередь, нужно говорить о возможностях цифровизации. Для обучающихся это реальная возможность выполнения ряда заданий и упражнений, а также возможность проявить себя с использованием цифровых инструментов [1, С. 41]. При этом возникает огромное количество самых разных особенностей: цифровые данные, идентификация личности, прокторинг, регламентные работы и зона