людей, демографические изменения, новые формы миграции и конфликты внутри стран и между ними, а также политический экстремизм и радикализация. Вероятно, поэтому для системы подготовки научных кадров не установлено ни новых задач, ни четких механизмов достижения имеющихся. В целом, ереванское коммюнике сосредоточено на необходимости укрепления Европейского пространства высшего образования и Европейского научного пространства через:
- повышение качества и тесную взаимосвязь между преподаванием, обучением и исследованием. Образовательные программы должны позволить студентам развивать компетенции, которые могут наилучшим образом удовлетворить личные стремления и потребности общества путем эффективных обучающих мероприятий. Это должно поддерживаться за счет прозрачных описаний результатов обучения и учебной нагрузки, гибких путей обучения и соответствующих методов преподавания и оценки. Необходимо признавать и стимулировать эффективное преподавание, обеспечивать возможности для укрепления академических компетенций преподавателей;
- содействие трудоустройству за счет укрепления диалога с работодателями, реализации программ с хорошим балансом между теоретическим и практическим компонентами и развитием карьеры выпускников.
В ереванском коммюнике особо подчеркнуто, что для всех стран, ратифицировавших Болонское соглашение, а их теперь с новым участником Беларусью насчитывается 48, выполнение согласованных структурных реформ является необходимым условием для укрепления Европейского пространства высшего образования и, в конечном счете, для его успеха.
Последняя на сегодняшний день конференция министров образования стран-участниц Болонского процесса прошла во Франции в мае 2018 г. На ней, как и на предыдущих двух болонских конференциях, для развития системы подготовки научных кадров не ставилось новых задач. Вместе с тем, акцентировалось внимание на междисциплинарном и трансграничном сотрудничестве в области высшего образования, исследований и инноваций для повышения мобильности персонала, студентов и исследователей и для увеличения количество совместных образовательных программ на всей территории ЕПВО. Коммюнике также призывает Наблюдательную группу по Болонскому процессу к 2020 году установить взаимоотношение с Европейским исследовательским пространством и инновационным комитетом для развития взаимодействия между ЕПВО и Европейским исследовательским пространством.
Выводы. Таким образом, для стран, ратифицировавших Болонское соглашение, разработана и действует единая «дорожная карта» развития системы подготовки научных кадров, что позволяет стандартизировать третий цикл высшего образования, применять передовой опыт, развивать мобильность и сетевое сотрудничество. Несоответствие структурированным принципам европейского образовательного и исследовательского пространства увеличивает риски потери иностранных студентов и мест в академических рейтингах университетов, снижение финансирования и престижа высшего образования страны.
Литература:
1. Болонский процесс: Бергенский этап / под науч. ред. В.И. Байденко - M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 174 с.
2. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / под науч. ред. В.И. Байденко. - M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.
3. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / под науч. ред. В.И. Байденко. M.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 416 с.
4. Европейское научное пространство (ERA) - концепция. Региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ЕС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ric.vsu.ru/ru/european_programs/european_scientific_area
5. Лаптев, В.В. Ученая степень в России: реальность и перспективы / В.В. Лаптев, СА. Писарева, А.П. Тряпицына // Высшее образование в России, № 4, 2013. - С. 26-37
6. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - 4-е изд. - M.: ИНФРА-M, 2012. - 882 с.
7. 3-rd cycle degrees: competences and research career. Bologna seminar, Helsinki, 2008 (Helsinki, Finland, 30 Sept-1 Oct 2008). - 102 p.
8. European Charter for Researchers. The Code of Conduct for Recruitment of Researchers. Commission Recommendation of 11 March 2005 on the European Charter for Researchers and on a Code of Conduct for the Recruitment of Researchers. Directorate-General for Research. Human resources and mobility (Marie Curie Actions). - 2005. - 36 p.
Педагогика
УДК:378.1:373
кандидат педагогических наук, доцент Смирная Анастасия Андреевна
Сибирский университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева (г. Красноярск), Красноярский государственный институт искусств (г. Красноярск) старший преподаватель Шепелева Юлия Сергеевна Сибирский Федеральный университет (г. Красноярск)
ОВЛАДЕНИЕ БУДУЩИМ ПЕДАГОГОМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме овладения обучающимися ценностно-смысловыми ориентирами для работы с детьми-мигрантами в процессе профессиональной подготовки. Базовыми компонентами ценностно-смысловых ориентиров выступают «Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия» и «Поликультурность как интегративное качество личности». Овладение данными ориентирами будущим педагогом для работы с детьми-мигрантами происходит через включение обучающихся в конструирование информационно-познавательной модели и создание ситуаций ролевого экспериментирования.
Ключевые слова: будущий педагог, дети-мигранты, ценностно-смысловые ориентиры, профессиональная
подготовка.
Annotation. The article deals with the problem of mastering by students the value-semantic guidelines for working with migrant children in the process of professional training. Basic components of value-semantic guidelines are "Person as an intrinsic value in the fullness of his potential and actual existence" and "Multiculturalism as an integrative quality of personality". Mastering this guidelines of the future teacher for work with migrant children occurs through the inclusion of students in the construction of information- cognitive model and the creation of role experimentation situations.
Keywords: future teacher, migrant children, value-semantic guidelines, professional training.
Введение. Вследствие того, что Российская Федерация на сегодняшний день является многонациональным государством, современный педагог обучает и воспитывает детей из различных этнических групп. Поскольку именно система образования является ключевым институтом социокультурной адаптации, то значимым фактором профессиональной подготовки будущего педагога как поликультурной личности, становится ценностный аспект, предполагающий формирование у него осознанного отношения к социально-педагогическим ценностям как носителя и транслятора социально и личностно-значимых качеств.
Анализ данной проблемы связан с разрешением противоречия между потребностью современной педагогической практики в выполнении социально-педагогической функции будущим педагогом при работе с детьми-мигрантами и недостаточной разработанностью социально-педагогического обеспечения.
Изменения в характере образования, связанного с поликультурностью и толерантностью, все более явно отражается на основных функциональных компонентах компетентностей будущих педагогов: проявление педагогической этики, проявление конгруэнтности; проявление эмоциональной отзывчивости, проявление профессиональной креативности, проявление генерализированных волевых качеств, проявление исследовательской активности, проявление вербальной доступности в общении, что требует качественно нового подхода в обучении будущего педагога. В основном компетенции вырабатываются благодаря созданию педагогических условий, сочетанию различных форм, методов, приемов и средств обучения.
Формулировка цели статьи. Раскрыть содержание профессиональной подготовки будущих педагогов для работы с детьми-мигрантами через включение их в конструирование познавательной модели и создание ситуаций ролевого экспериментирования.
Изложение основного материала статьи. Основной целью высшего образования является подготовка бакалавра как профессионала и творческой личности, человека с гражданской позицией, умеющего глобально гуманистически мыслить и локально созидающе действовать. При этом особое значение имеет формирование профессиональных и личностных ценностей обучающегося, которые определяют качественные параметры его последующей профессиональной деятельности [1].
Основные аспекты профессиональной подготовки педагогов раскрываются в трудах В.А. Адольфа, О.С. Гребенюка, Т.Е. Демидовой, И.А. Зимней, Н.Ю. Клименко, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной и других ученых. Концепции поликультурного и этнокультурного образования как осуществление педагогической деятельности с детьми-мигрантами рассматриваются О.В. Гукаленко, С.А. Дудко, А.С. Ильиной, Л.М. Сухоруковой. Подготовка поликультурно-ориентированного педагога анализируется в работах М.А. Болдыревой, А.Н. Гуляевой, Л.Т. Ткач.
Согласно анализу данных исследований профессиональная работа рассматривается как деятельность в конкретной микросреде в интересах гармонизации жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека или групп людей [6]. Общепризнанно, что педагогические стратегии также обеспечивают значимый социальный эффект в деятельности будущего педагога. В этой связи социально-педагогический контекст деятельности педагога выступает одним из важных компонентов его профессии.
Если говорить о подготовке будущего педагога для работы с детьми-мигрантами, то она должна носить комплексный характер, что связано с необходимостью одновременного выполнения нескольких профессиональных функций на различных уровнях: микро - индивид, ребенок, мезо - группа, члены семьи, макро - общество, государство. Вопросы, посвященные подготовке будущих педагогов к работе в поликультурных школах, раскрываются во многих работах А.К. Лукиной. Особенности вузовского этапа обучения бакалавра по подготовке к взаимодействию с детьми-мигрантами связаны со спецификой самой профессиональной деятельности как гуманистической, а также с практико-ориентированностью обучения, целеполаганием и содержательным, организационным, методическим компонентами системы [7].
Профессиональная подготовленность в работах В.А. Сластенина определяется как «особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности сознания на его выполнение» [4].
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны с содержанием и методами педагогического взаимодействия. Подготовка будущего педагога к взаимодействию с детьми-мигрантами и их семьями предполагает разработку и реализацию определенных содержания и методов профессиональной подготовки, позволяющих получить необходимый уровень подготовленности педагога к решению задач взаимодействия с детьми-мигрантами. Совершенствование процесса подготовки будущих педагогов для работы с детьми-мигрантами позволяет рассматривать эту подготовку как систему, процесс и результат целенаправленной образовательной деятельности, основанной на ценностно-смысловых ориентирах поликультурности и диалога культур, направленных на освоение системы знаний, умений, способов деятельности, характеризующих результативность согласованности действий субъектов и их сотрудничества [2].
С нашей точки зрения, практический социально-педагогический контекст деятельности педагога любого уровня подготовленности является необходимой составляющей успешной профессиональной деятельности. В качестве основных задач социально-педагогической деятельности и путей их решения, с нашей точки зрения, следует выделить следующие. Первая задача - формирование социальной компетентности педагога, осуществляется через его социальное обучение. Вторая задача - воспитание комплекса качеств (социальной адаптивности, социальной автономности, социальной активности, толерантности и других), необходимых педагогу для взаимодействия с детьми-мигрантами и их семьями, что реализуются на основе социального воспитания. Третья задача - содействие в преодолении трудностей социокультурной адаптации, возникающих в процессе межличностных отношений между детьми, реализуется через социально-педагогическое сопровождение. Каждая задача дифференцируется по отношению к различным категориям населения,
которые исследователи пытаются объединить в различные группы.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность педагога при работе с детьми-мигрантами, отражая одну из специфических особенностей профессиональной сферы «человек - человек», направлена на оказание помощи учащемуся, его семье, с целью мобилизации внутренних ресурсов; стимулирования и организации активных действий по решению жизненной проблемы. Важность семьи в этом процесс определяется тем, что именно в семье формируется определённый морально-психологический климат, определяющий специфику социализации её членов, особенно подрастающего поколения. В ходе социализации формируется основа отношений ребёнка к ценностям (как материальным, так и духовным), определяющая его последующий процесс адаптации в социальной среде [8].
В контексте работы будущего педагога в сфере «человек - человек» рассмотрим один из способов овладения ценностно-смысловыми ориентирами будущими педагогами, такой как конструирование познавательной модели [5].
Конструирование информационно-познавательной модели происходит на лабораторных (практических) занятиях обучающихся с использованием: сочинения-рассуждения, дискуссии, специальных заданий, диагностических методик, эвристических методов.
Разработка модели направлена на ознакомление студентов гуманитарной направленности с понятиями «ориентиры», «ценностно-смысловые ориентиры», «профессиональные ценности», выявление и анализ базовых ценностно-смысловых ориентиров: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия и Поликультурность как интегративное качество личности.
Реализация первого этапа включения студентов в моделирование заключается в уяснении сущности ценностно-смысловых ориентиров. На данном этапе, который содержательно связывается с «представлением о ценностно-смысловых ориентирах», обучающихся разделяют на две подгруппы. Им предлагается написать сочинение-рассуждение на темы: «Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия» и «Поликультурность как интегративное качество личности». На всех этапах работы используются эвристические методы обучения. На данном этапе моделирования применяются такие эвристические методы, как конструирование понятий и «словесные формулы». Метод конструирования понятий у обучающихся связывается с актуализацией уже имеющихся у них представлений о ценностных ориентациях. Сопоставляя и обсуждая данные представления о ценностях, преподаватель помогает обучающимся «достроить» их до культурных форм. При этом студентам предлагаются следующие задания: построение «Модели нравственно-ответственного студента», «Качества, характеризующие нравственную ответственность», «Сотрудничество»; упражнение «Ответственное поручение»; кейс-стади «Деловые переговоры», ситуации ролевого экспериментирования «Премиальный фонд», «Телефонные переговоры», «Запланированный отпуск» [3].
После написания сочинения и работы со «словесными формулами» будущие педагоги объединяются в группы. Каждая подгруппа проводит общее обсуждение своей работы в форме дискуссии, желаемым результатом которой было: прояснение понятий, выработка общей концепции, определение ключевых моментов дискуссии. В процессе дискуссии студенты высказывают свои точки зрения на то, каким представляется им человек как самоценность, что включает в себя педагогическая культура как ценность. В процессе деятельности прослеживается идея о необходимости развития готовности обучающихся работать совместно (в коллективе, команде) в соответствии с принципами делового общения и сотрудничества, организовывать и координировать работу малых групп, взаимодействовать согласованно с различными участниками профессиональной деятельности.
На втором этапе процесса моделирования - «осмысление» профессиональной значимости ценностно-смысловых ориентиров - каждому обучающемуся выдаются индивидуальные задания:
Задание 1. Качества, описанные в тезаурусе, группировать относительно четырех аксиологических ориентиров (духовный, творческий, организационный, праксиологический).
Задание 2. Составить портрет педагога, взаимодействующего с детьми-мигрантами. Его необходимо наделить определенными социально-педагогическими ценностями, которые отражены в его профессиональных качествах. Данные задания выполняются обучающимися в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика». На данном этапе работы используются такие эвристические методы, как массовая «мозговая атака», позволяющая существенно увеличить эффективность генерирования новых идей, когда проводилась оценка качеств; метод самоорганизации обучения - происходит работа с учебниками, первоисточниками, выполняются предложенные задания; метод свободных ассоциаций, в процессе которого устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами профессиональной деятельности.
На третьем этапе процесса моделирования - конструирование информационно-познавательной модели -необходимо создать модель, в которой были бы отражены базовые ценности и их ценностные ориентиры. Творческая группа совместно с преподавателем конструирует модель. Данная работа осуществляется с применением эвристических методов организации групповой работы (метод рецензий, метод проектов, прямая коллективная «мозговая атака», «мозговой штурм»).
В результате проведенной работы сконструирована информационно-познавательная модель, которая отражает базовые социально-педагогические ценности и конкретные аксиологические ориентиры (духовный, творческий, организационный, праксиологический) будущего педагога.
Внутри модели выделяются две группы ценностно-смысловых ориентиров: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия и Поликультурность как интегративное качество личности. Духовный показатель отражает ориентации педагога, осуществляющего работу с детьми-мигрантми, на высшие общечеловеческие ценности. Сущность данного показателя выражается в человечности и других качествах, способствующих развитию «педагогической мудрости» как высшего проявления педагогического мастерства. Творческий показатель отражает ориентации педагога на ценности педагогического творчества, что свидетельствует о его готовности к преобразованию и созиданию педагогической действительности и самосовершенствованию в процессе реализации социально-педагогической функции школы. Организационный показатель связывается с поликультурностью как социально-педагогической ценностью, который указывает на освоение будущим педагогом организационных ценностей. Праксиологический показатель свидетельствует о способностях, умениях, навыках осуществления социально-педагогической деятельности, что, в свою очередь, указывает на приобщение к социально-
педагогическим ценностям.
Результаты конструирования познавательной модели оформляются студентами в форме презентации, выполненной на компьютере. Презентация включает в себя несколько слайдов, на которых студенты определяют название модели, цель и этапы процесса конструирования модели, отображают саму модель в виде схемы. Модель названа - «Познавательная модель овладения обучающимся ценностно-смысловыми ориентирами». Цель процесса разработки модели: формирование у обучающихся ценностных представлений. Этапы моделирования: 1 этап - «уяснение» сущности социально-педагогических ценностей, 2 этап -«осмысление» профессиональной значимости ценностно-смысловых ориентиров, 3 этап - «конструирование» модели. В заключение занятия проводится анализ выступления, участники самостоятельно оценивают результаты проведенной работы.
Еще одним способом овладения ценностно-смысловыми ориентирами будущим педагогом для работы с детьми-мигрантами выступает создание ситуаций ролевого экспериментирования, направленных на осознание данных ориентиров как профессионально значимых.
Опираясь на особенности социально-педагогической функции педагога, ситуации ролевого экспериментирования разделены на две группы. Первая группа ситуаций, в которой первостепенное значение отводится проблеме взаимодействия с детьми-мигрантами, ориентирована на предмет. Ситуация конструируется согласно прогнозируемому результату - помочь адаптироваться ребенку в классе и сформировать толерантное отношение учащихся друг к другу. Поэтому условно такие ситуации названы «предметно-ориентированными», то есть направленными на освоение педагогических методов, приемов, средств оказания помощи детям в решении проблемы. Вторая группа ситуаций - «субъектно-ориентированные» - ориентирована на понимание проблем учащегося, на оказание ему педагогической поддержки, актуализацию его личностного потенциала с учетом его психологических особенностей, поведения и социального окружения.
К ситуациям «предметно-ориентированным» отнесены ситуации - ритуалы, социальной несостоятельности, активизации предметной деятельности. Суть этих ситуаций состоит в том, что учащийся или его семья не могут разрешить возникшую проблему за счет актуализации личностных возможностей. «Субъектно-ориентированные» ситуации представлены ситуациями - творчества, духовных состояний, интерперсонального опыта, которые предполагают у учащегося или его семьи наличие достаточного личностного потенциала для успешного разрешения проблемы. Список данных вариантов не ограничен и определяется творческими возможностями будущих педагогов.
Таким образом, содействие будущему педагогу в создании ситуаций ролевого экспериментирования складывается из педагогических действий, которые стимулируют деятельность обучающихся по конструированию ситуаций ролевого экспериментирования и их критический анализ, что активизирует поиск адекватного решения данных ситуаций и ценностное отношение к детям-мигрантам.
Выводы. Изучение проблемы овладения будущим педагогом ценностно-смысловыми ориентирами для работы с детьми-мигрантами в контексте профессиональной подготовки позволило сделать следующие выводы:
- «ценностно-смысловые ориентиры» в контексте работы с детьми-мигрантами рассматриваются как единство духовных, творческих, организационных, праксиологических ориентиров: Человек, как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия; Поликультурность как интегративное качество личности, определяющее эффективность решения профессиональных задач;
- разработаны этапы формирования у будущих педагогов осознанного отношения к личностно и социально-значимым ценностям в процессе профессиональной подготовки в вузе: включение обучающихся в разработку информационно-познавательной модели; создание обучающимися ситуаций ролевого экспериментирования при содействии преподавателя.
Литература:
1. Бакшеев А. И., Рахинский Д. В., Яценко М. П., Шепелева Ю. С. Перспективы развития системы образования в Российской Федерации / А.И. Бакшеев, Д.В. Рахинский, М.П. Яценко, Ю.С. Шепелева // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, г. Москва, изд-во: «Научные Технологии», 2017. - №12 (с. 178-184)
2. Лукина А.К., Шепелева Ю.С. Межкультурная толерантность специалиста как условие социальной интеграции в поликультурном обществе / А.К. Лукина, Ю.С. Шепелева // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, г. Москва, изд-во: «Научные Технологии», 2017. - № 10
3. Сапрыгина С. А. Формирование нравственной ответственности будущего бакалавра в профессионально-культурных практиках: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Сапрыгина С. А. [Место защиты:Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева]. - Красноярск, 2016. - 24 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. - С. 87
5. Смирная А. А. Разработка информационно-познавательной модели социально-педагогических ценностей в контексте освоения профессиональных компетенций студентов / А.А. Смирная // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна"; Ответственный редактор Сукиасян А.А., 2014. - С. 169-172.
6. Смирная А. А. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Смирная А.А. [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т.]. - Красноярск, 2008. - 279 с. - С. 40
7. Становление идентичности и толерантности в условиях поликультурного образования: монография / отв. редактор А.К. Лукина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015. - 260 с.
8. Рахинский Д. В. Современные семейные ценности в контексте макросоциальных изменений / И.В. Малимонов, И.С. Синьковская, Л.Г. Король, Д.В. Рахинский // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, Киров, 2016. - № 5. С. 24-27.
Педагогика
УДК 378. 1: 004
ассистент Смирнова Оксана Юрьевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены способы формирования педагогических способностей будущего преподавателя в образовательной организации высшего образования с помощью информационно-коммуникационных технологий. Так как для формирования профессионально-педагогических способностей необходимы компетенции в информационной области профессиональной деятельности. В статье рассмотрены некоторые информационно-коммуникационные технологии, применяемые для формирования информационно-коммуникационной компетенции базового блока дисциплин. Практически любая комплексная педагогическая задача для своего решения требует сбор, хранение, обработку и последующий анализ какой-либо информации.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические способности, будущий преподаватель, обучающийся, образовательная организация высшего образования.
Annotation. In the article ways of formation of pedagogical abilities of the future teacher in the educational organization of higher education by means of information and communication technologies are considered. As for the formation of professional and pedagogical abilities, competence in the information field of professional activity is necessary. The article considers some information and communication technologies used to form the information and communication competence of the basic block of disciplines. Almost any complex pedagogical task for its solution requires the collection, storage, processing and subsequent analysis of any information.
Keywords: information and communication technologies, pedagogical abilities, future teacher, student, educational organization of higher education.
Введение. Модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию системы российского образования и эффективно участвовать в реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога [5, с. 146].
Образовательные организации высшего образования не имеют:
• специальных технологий (программ, тренингов, конкурсов), которые способствовали бы выявлению обучающихся, обладающих педагогическими способностями;
• разработанных материалов для осуществления персонализации их на послевузовское обучение и педагогическую деятельность в высшей школе [1, с. 167].
Формулировка цели статьи. Проанализировать информационно-коммуникационные технологии, с помощью которых возможно формирование педагогических способностей у обучающихся направления подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.
Изложение основного материала статьи. Учебные планы той или иной специальности (исключение направление 44.06.01 Образование и педагогические науки) включают в себя прохождение обучающимися учебной (в том числе педагогической) практики на разных курсах. Учебная (педагогическая) практика носит условный характер, так как обычно обучающимся предлагается разработать план-конспект семинарского, практического и лекционного занятий и провести его в своей группе. Присутствие обучающегося на лекционных занятиях и проведение самостоятельно разработанного семинарского, практического занятия не дает возможности раскрыть все потенциально существующие педагогические способности. Следовательно, по окончанию магистратуры или бакалавриата, обучающиеся в большинстве случаев не рассматривают профессию преподавателя всерьез, и как показывает практический опыт, только не устроившиеся выпускники на более престижную работу (с высокой заработной платой), связывают свою профессиональную деятельность с педагогикой. В связи с этим возникает необходимость выявлять обучающихся с потенциальными педагогическими способностями, которые впоследствии могли бы заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Профессии такого типа определяются следующими личностными качествами: чувством комфорта при работе с людьми, коммуникабельностью, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью понимать намерения и настроение других людей, способностью разбираться в межличностных отношениях, способностью запоминать, держать в уме знание о личных качествах людей, с которыми приходиться работать и т. д. Профессия преподавателя предъявляет целый ряд требований, среди которых основными являются профессиональная компетентность и дидактическая культура.
Проблемами психологии образования и психологии педагогического труда занимались отечественныеученые такие как: Л. С. Выготский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков. Вопросы педагогической подготовки преподавательских кадров для образовательных организаций высшего образования, рассмотрены в научных трудах Э.Ш. Абдюшевым, В.А. Антиповой, Н.В. Бочмановой, Е.В. Бережной, Б.Л. Вульфсоном,
B.М. Ковалевой, В.Б. Колаховским, А.С. Проворовым, В.М. Рогинским, Н.А. Томиным и многими другими.
Основа в исследовании педагогических способностей была заложена в научных трудах
C. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Н. В. Кузьминой раскрыты следующие педагогические способности: педагогическая наблюдательность; профессиональное воображение; педагогический такт; распределение внимания; способности организатора.
Ф. Н. Гоноболин в своих трудах раскрывает способности, необходимые преподавателю:
• способность понимать обучающегося;
• способность доступно излагать учебный материал;