Научная статья на тему 'Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и активизации волонтерской деятельности'

Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и активизации волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРИОБЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / РОЛЕВОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Игнатова Валентина Владимировна, Нургалеев Владимир Султанович

В статье проанализирована реализация организационно-педагогических условий приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям, рассматривается классификация ценностей, развертывается понятие «социально-педагогические ценности» и описываются этапы приобщения будущего специалиста к социальнопедагогическим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирная Анастасия Андреевна, Игнатова Валентина Владимировна, Нургалеев Владимир Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и активизации волонтерской деятельности»

УДК 378.147

Смирная Анастасия Андреевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета, sultanis@yandex.ru, Красноярск

Игнатова Валентина Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики гуманитарного факультета Сибирского государственного технологического университета, sultanis@yandex.ru, Красноярск

Нургалеев Владимир Султанович

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», sultanis@yandex.ru, Красноярск

ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И АКТИВИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Smirnaya Anastasia Andreevna

Associate professor candidate ofpedagogical sciences Siberian State Technological University, Humanity Faculty, Psychology and Pedagogic Department, sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk

Ignatova Valentina Vladimirovna

Doctor of pedagogical sciences, professo, Director of the Psychology and Pedagogic Department Siberian State Technological University, Humanity Faculty, Psychology and Pedagogic Department, sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk

Nurgaleev Vladimir Sultanovich

Doctor ofPsychology, Head of Pedagogics and Professional Field Psychology Department of Federal Educational Establishment of Higher Education "Siberian State Technology University", sultanis@yandex. ru, Krasnoyarsk

FUTURE SOCIAL WORK SPECIALIST FAMILIARIZATION WITH THE SOCIO-PEDAGOGICAL VALUES IN THE PROCESS OF STUDYING GENERAL PROFESSIONAL SUBJECTS AND PROMOTING VOLUNTEER ACTIVITY

В настоящее время в нашей стране происходит становление новой профессиональной общности - специалистов в области социальной работы. Профессионально-ценностные ориентации данных специалистов являются основанием их деятельности, определяют ее смысл и желаемый результат. Это обусловлено рядом объективных условий и субъективных факторов. Во-первых, по многим специальностям и специализациям, особенно ориен-

тированным на оказание помощи и поддержки людям и различным группам населения, нуждающимся в них, происходят заметные изменения в предмете профессиональной деятельности. Она становится более вариативной, творческой и многоаспектной.

Во-вторых, уровень профессионализма специалистов социальной работы во многом зависит от качества их подготовки в учебных заведениях с учетом основных профессиональных функций, определяющих специфику их деятельности в современных условиях. Одной из таких функций является социально-педагогическая, которая задает соответствующее пространство смысловых значений деятельности данного специалиста. В этом контексте своевременной и актуальной является проблема исследования, состоящая в реализации организационно-педагогических условий приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям.

В психолого-педагогической литературе заложены теоретические предпосылки решения указанной проблемы. Особое значение в осмыслении аксиологического аспекта подготовки будущего специалиста социальной работы имеют исторически сложившиеся общефилософские концепции, раскрывающие проблему ценностей (С. Ф. Анисимов, Л. П. Буева, Н. Гарт-ман, М. С. Каган, В. Н. Сагатовский, М. Шелер и другие). В гуманитарных науках обращается внимание на сущность ценностей и их классификацию (В. А. Василенко, О.Г.Дробницкий, Э.Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, В. А. Караковский, В. П. Тугаринов, В. Франкл, Э. Фромм, В. А. Ядов и другие).

Сложная и неоднородная структура ценности определяет наличие множества ее классификаций. В философских концепциях ценности разделяются на: абсолютные и относительные (И. Кант, Н. О. Лосский), идеальные и реальные (Н. Гартман), индивидуальные и социальные (В. П. Тугаринов, Э. Дюркгейм), внутренние и внешние (Конфуций), объективные и субъективные (М. Вебер, М. Шелер). В психологических теориях различают ценности: позитивные и негативные, конкретные и абстрактные (К. А. Абуль-ханова-Славская), материальные и духовные (Б. Г. Ананьев), терминальные и инструментальные (У. Билски, М. Рокич, Ш. Шварц).

В психолого-педагогических исследованиях ценностной проблематики условно можно выделить три основных направления: структурно-функциональное (В. А. Василенко, М. С. Каган, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов и другие), культурно-антропологическое (А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, Е. А. Подольская, Н. С. Розов, И. А. Сурина, Ю. А. Шрей-дер, В. А. Ядов, М. С. Яницкий и другие), религиозное (И. С. Нарский). Наше исследование выполняется в рамках культурно-антропологического направления, связанного с пониманием ценности как общечеловеческого, культурного феномена, функционирующего в качестве критерия, оценки и ориентации личности и общества, позволяющее более точно отразить смысл приоритетных ценностей профессии сферы «человек-человек», к которой относится социальная работа.

Анализ характеристик ценностей, представленных различными учеными, позволяет эксплицировать понятие «социально-педагогические ценности» будущего специалиста социальной работы и представить их в систематизированном виде. Данные ценности отражаются в духовных, творчесгах, организационных и праксиологических ориентирах будущего специалиста социальной работы. Приоритетными ценностями, отражающими сущность наиболее общих характеристик социальной работы, являются базовые со-циально-педагогические ценности данной профессии: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия. Педагогическая культура (В. П. Тугаринов, Ю. А. Шрейдер, И. А. Сурина и другие).

Базовая ценность - Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия - в социально-педагогическом смысле отражает ценностные ориентации на клиента и ценностные ориентации будущего специалиста социальной работы на себя как субъекта профессиональной деятельности.

Базовая ценность - Педагогическая культура - связывается с культурот-ворческой деятельностью будущего специалиста социальной работы и выражается в овладении культурными педагогическими практиками, требующими актуализации духовной, творческой, организационной и праксиологической аксиосфер данного специалиста.

Анализируя проблему приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям, целесообразно обратиться к понятию «приобщение» и охарактеризовать приобщение к социально-педагогическим ценностям как педагогическую стратегию.

В психолого-педагогическом контексте приобщение - овладение способами мышления и способностями (А. Г. Асмолов), принятие основных ценностей развития общества (И. С. Якиманская), образовательная стратегия, предполагающая реализацию совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих ознакомление, ориентацию и сознательное участие личности в различных видах деятельности (В. В. Игнатова). Последний контекст приобщения отвечает педагогическому смыслу рассматриваемого нами явления. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям - образовательная стратегия, которая предполагает реализацию в единстве и взаимосвязи организационно-педагогических условий, регламентирующих ознакомление данного специалиста с совокупностью социально-педагогических ценностей, ориентацию на них как профессионально-значимых, сознательное участие в деятельности инициативного и духовно-творческого характера.

В соответствии с сущностным пониманием приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям конкретизированы организационно-педагогические условия: включение будущего специалиста социальной работы в разработку информационно-познавательной модели приобщения к социально-педагогическим ценностям;

содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования; активизация волонтерской деятельности будущего специалиста социальной работы. Представленные организационно-педагогические условия осуществляются последовательно в три этапа: на первом складывается представление о данных ценностях; на втором происходит их осознание будущим специалистом как профессионально значимых; третий характеризуется их принятием (или непринятием), что проявляется в соответствующей деятельности.

Содержание учебных дисциплин специальности 040101 Социальная работа, реализуемых в процессе профессиональной подготовки выступает как система научных знаний, нашедшая свое воплощение в различных учебных предметах, где знания предстают как результат интеграции информации с социально-педагогическими ценностями и смыслами обучающегося человека. В этой связи предметной областью реализации выделенных условий являются дисциплины, обладающие достаточным аксиологическим потенциалом, к которым в полной мере относятся дисциплины общепрофессионального цикла.

Первым условием приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям является включение его в разработку информационно-познавательной модели социально-педагогических ценностей. В рамках реализации данного условия необходимо помочь будущему специалисту социальной работы систематизировать знания о социально-педагогических ценностях (понять их сущность). В этой связи совместно со студентами конструируется информационно-познавательная модель «Приобщение будущего специалиста социальной работы к социаль-но-педагогическим ценностям», именуемая далее как «модель». Логика реализации данного условия связана с последовательной реализацией этапов включения студентов в моделирование: уяснение сущности социально-педагогических ценностей; осмысление профессиональной значимости соци-ально-педагогических ценностей; конструирование модели.

Первый этап «уяснения» связан с постижением сущности понятий «ценность», «профессиональные ценности», «социально-педагогические ценности»; основных характеристик базовых социально-педагогических ценностей специалиста социальной работы. С этой целью студентам предлагается: написать сочинение-рассуждение на темы «Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия» и «Педагогическая культура».

На втором этапе - «осмысление» профессиональной значимости социально-педагогических ценностей - студентам предлагаются задания, которые предполагают их самостоятельную работу с качествами, характеризующими базовые ценности. Проводимая работа позволяет осмыслить социально-пе-дагогические ценности, выраженные в качествах, систематизировать их в четыре группы: духовные, творческие, организационные, праксиологические, осознать их место и роль в системе профессиональных ценностей.

Третий этап - «конструирование» информационно-познавательной модели - осуществляется с применением эвристических методов и организации групповой работы (метод рецензий, метод проектов, прямая коллективная «мозговая атака», «мозговой штурм» - диалог с деструктивной отнесенной оценкой, метод сравнения и другие).

В результате проводимой работы студентами конструируется информационно-познавательная модель, представленная социально-педагогической аксиосферой специалиста социальной работы. В ней выделяются две базовые ценности: Человек как самоценность во всей полноте своего потенциального и актуального бытия и Педагогическая культура, представленные ценностными ориентирами: духовным, творческим, организационным и праксиологическим, каждый из которых выражен ценностями-качествами. В центре модели - субъект усвоения социально-педагогических ценностей -специалист социальной работы. Анализируя модель, студенты понимают, что ориентиры в единстве и взаимосвязи задают вектор развертывания социально-педагогической функции их будущей профессиональной деятельности и наполняют ее смысловым значением.

Таким образом, создание первого организационно-педагогического условия - включение будущего специалиста социальной работы в разработку информационно-познавательной модели приобщения к социально-педагогическим ценностям - характеризуется ознакомлением данного специалиста с совокупностью социально-педагогических ценностей, что способствует формированию у него представлений о данных ценностях. Формами и методами организации данного условия являются лекции, лабораторные занятия с использованием: сочинения-рассуждения, дискуссии, специальных заданий, диагностических методик; эвристических методов при разработке модели.

Второе условие приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям - содействие созданию будущим специалистом социальной работы ситуаций ролевого экспериментирования. Данный этап направлен на осознание социально-педагогических ценностей как профессионально-значимых. Содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования рассматривается как особая осознанная педагогическая деятельность, направленная на оказание ему помощи и поддержки в процессе преодоления трудностей при проигрывании ситуаций ролевого экспериментирования.

Будущим специалистам социальной работы предлагается алгоритм конструирования ситуаций ролевого экспериментирования. Данный алгоритм состоит из трех шагов. Первый шаг - «подготовка» - начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и субъектов, посвящение в игру. Второй шаг - «проведение» - развертывается по трем возможным вариантам, что предусмотрено сценарием. Первый вариант -«соблюдение логики действий», согласно которому персонажи ведут себя по заданной схеме, результат ожидаем. Второй вариант - «неожиданность

действий» - нет строгих предписаний действий, возможен выход за рамки предписанной роли. Третий вариант - «соотношение действий» - развитие сюжетной линии осуществляется от завязки к попытке решения проблемы. Третий шаг - «анализ-обобщение» - подразумевает обсуждение и оценку результатов сконструированной ситуации ролевого экспериментирования (выступление экспертов, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов).

Все ситуации разделены на две группы. Первая группа ситуаций - «пред-метно-ориентированные» - направлена на освоение педагогических методов, приемов, средств оказания помощи клиенту в решении его проблемы. К данной группе отнесены ситуации-ритуалы, социальной несостоятельности, активизации предметной деятельности. Суть этих ситуаций состоит в том, что клиент не может разрешить возникшую проблему за счет актуализации личностных возможностей, и специалист оказывает ему помощь и поддержку. Вторая группа ситуаций - «субъектно-ориентированные» - представлена ситуациями творчества, духовных состояний, интерперсонального опыта, которые требуют от клиента развертывания личностного потенциала для успешного разрешения проблемы, с которой он обратился за помощью. Выбор ситуаций связывается с направленностью дисциплин на социально-педагогический аспект профессиональной деятельности - понимание клиента, взаимодействие с ним, постижение педагогической культуры.

На практических занятиях, например, дисциплины «Педагогика и психология детства» конструируются: ситуации-ритуалы («Интервью», «Письмо»), ситуации творчества («Специалисты-новаторы»), ситуации духовных состояний («Эффект присутствия»), ситуации интерперсонального опыта («Горячая линия», «В мире детства»).

На занятиях по «Педагогике» конструируются ситуации-ритуалы («Вертушка»), ситуации активизации предметной деятельности («Инициатива», «Проба пера», «Заморочки»), ситуации творчества («Хорошее впечатление»), ситуации духовных состояний («Анимация»).

На занятиях по «Психологии социальной работы» конструируются ситуации, затрагивающие вопросы взаимодействия специалиста социальной работы с клиентом, отношения к социально-педагогическим ценностям. Это ситуации социальной несостоятельности («Потерянные души», «Патронаж», «Люди-хамелеоны»); ситуации интерперсонального опыта («Безоценочное принятие»); ситуации творчества («Байки»), ситуации духовных состояний («Инсайт») и другие. Конструирование ситуаций ролевого экспериментирования организуется последовательно: от ситуаций «предметно-ориентированного» к ситуациям «субъектно-ориентированного» характера.

Таким образом, второе организационно-педагогическое условие - содействие будущему специалисту социальной работы в создании ситуаций ролевого экспериментирования - связано с педагогическими действиями, ориентирующими студента на непосредственное участие в конструировании ситуаций, стимулирующими их деятельность по конструированию си-

туаций ролевого экспериментирования и их критический анализ, что способствует успешному проигрыванию ролевого социально-педагогического репертуара специалиста социальной работы, и как следствие - осознанию студентами социально-педагогических ценностей как профессионально значимых. Формами и методами организации данного условия являются лабораторные занятия с использованием бесед, диспутов, дискуссий, ситуаций ролевого экспериментирования, реферативных заданий, диагностических методик.

Третьим организационно-педагогическим условием приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям выступает активизация волонтерской деятельности будущего специалиста социальной работы, направленная на принятие социально-педа-гогических ценностей профессиональной деятельности будущим специалистом и проявление ценностного отношения к социально-педагогической деятельности.

Данное условие осуществляется в процессе внеучебной деятельности студентов, в форме добровольного их участия в деятельности на благо детей и взрослых людей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Данная деятельность в научно-педагогической литературе определяется как волонтерская.

Включение студентов в волонтерскую деятельность осуществляется поэтапно. На первом этапе - ориентировочном, студенты изучают потребности социальных учреждений города в волонтерах, мировой и отечественный опыт, особенности и направления деятельности, знакомятся с ее технологиями и основными организационными формами.

На втором этапе - самоопределения, будущими специалистами осуществляется выбор места и характера волонтерской деятельности. С этой целью до студентов доводится информация о волонтерских вакансиях (презентация, раздача информационных листков, оформление стенда о волонтерских вакансиях). На этом этапе вся информация о волонтерской деятельности систематизируется в портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы». Именно на данном этапе начинается работа с портфолио.

Портфолио есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях. Это - одна из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания, что позволяет использовать его в процессе волонтеркой деятельности студентов. В нашем случае данная форма оформления всей информации о волонтерской деятельности является достаточно гибкой и позволяет дополнять, конкретизировать, фиксировать факты волонтерской деятельности и объективно оценивать ее результаты.

При использовании портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы» студенты наиболее полно привлекаются 142

к самостоятельному осмыслению волонтерской деятельности и принятию социально-педагогических ценностей в процессе данной работы. Студенты умело компонуют информацию о волонтерской деятельности, собранную в библиотеке и в различных социальных учреждениях. Поэтому портфолио совмещает представление теоретической информации и анализ практических знаний о волонтерской деятельности.

Портфолио «Волонтерская деятельность будущих специалистов социальной работы» включает следующие разделы: «Общие сведения о разработчиках (студентах)»; «Информация о современном понимании волонтерской деятельности и ее правовых основаниях в РФ»; «Волонтерские вакансии, имеющиеся в социальных учреждениях»; «Буклет студента-волонтера»: информация о международных, всероссийских, краевых и городских мероприятиях, посвященных вопросам волонтерской деятельности; «Результаты волонтерской деятельности».

Третий этап - пробный, предполагает создание волонтерских рабочих мест в учреждениях, подготовку студентов к волонтерской деятельности. При этом студенты включаются в волонтерскую деятельность по желанию: либо группами (по 6-7 человек), либо индивидуально. На данном этапе организуются следующие формы подготовки волонтеров: информирование, инструктаж, обучение и консультирование.

Четвертый этап - деятельностный, ориентирован на непосредственно волонтерскую деятельность и самоконтроль за данной деятельностью.

В процессе волонтерской деятельности происходит приобщение будущего специалиста к социально-педагогическим ценностям за счет оказания помощи различным категориям граждан (клиентам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации: преодоления смыслового и эмоционального напряжения в отношениях с клиентами, актуализации личностного потенциала, профессиональной рефлексии, необходимых для осознания им собственных проблем, оказания клиенту первичной социально-педагогической и психологической поддержки.

Волонтерство осуществляется в социальных учреждениях города Красноярска, таких как МУ «Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота», МУ «Городской центр социальной помощи населению «Родник», МУ «Городской реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», Красноярский ге-ронтологический центр «Уют», МУ «Центры социального обслуживания населения», МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус», МУ «Центры социальной помощи семье и детям «Качин-ский», «Первомайский», «Эдельвейс», «Ветлужанка», МУ «Социальный приют для детей «Надежда», МУ «Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей «Ласточка» и других.

Пятый этап - оценочный, предполагает оценку результативности волонтерской деятельности, удовлетворенности ею. На данном этапе проводится заключительная беседа с волонтерами и презентация их деятельности на

конференции. Презентация включает индивидуальные доклады, которые состоят из теоретических и практические аспектов волонтерской деятельности, положительные и отрицательные моменты работы с клиентами, рекомендации по совершенствованию данной деятельности. Во время свободной дискуссии после презентации обсуждается характер взаимодействия волонтеров с различными категориями населения, формируются оценочные суждения по поводу работы, проделанной каждым волонтером, развертываются различные аспекты его работы, в частности индивидуальные особенности совместной деятельности (если была) с клиентами, степень его активности, характер отношений с клиентами, способы противостояния большим эмоциональным нагрузкам, вариативность возможных решений.

Таким образом, волонтерская деятельность будущего специалиста социальной работы как деятельность инициативного и духовно-творческого характера в социально-педагогическом контексте связана с информированием, разъяснением, активизацией возможностей клиента, умением выслушать его или обеспечить диалог с ним, с оказанием бескорыстной профессиональной помощи, что определяет необходимость проявлять во взаимосвязи ценностные ориентиры: духовный, творческий, организационный, праксиологический. Это способствует принятию данным специалистом базовых социально-педагогических ценностей профессиональной деятельности: Человек как самоценность во всей полноте своего актуального бытия, Педагогическая культура. Формами и методами организации данного условия являются практическая деятельность в социальных учреждениях, создание портфолио «Волонтерская деятельность будущего специалиста социальной работы», консультации, презентация портфолио, конференция.

Реализация организационно-педагогических условий приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям расширяет знания данного специалиста о сущности и содержании базовых социально-педагогических ценностей как ориентиров профессиональной деятельности, обогащает аксиологические основы профессиональной подготовки специалиста социальной работы в высшей школе в виде ситуаций ролевого экспериментирования, рекомендаций по поэтапному конструированию информационно-познавательной модели приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям и методики организации волонтерской деятельности.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности. [Текст]/ А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.

2. Игнатова, В. В. Духовно-творческое становление личности [Текст]: монография. / В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - 272 с.

3. Сурина, И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии. [Текст]/ И. А. Сурина. - М.: Социум, 1999. - 183 с.

4. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры [Текст]/ В. П. Тугаринов. -Л.: ЛГУ, 1960.- 156 с.

5. Шрейдер, Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора.[Текст]/ Ю. А. Шрейдер. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 206 с.

6. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. [Текст]/ И. С. Якиманская. - М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2000. - 175 с.

УДК 37.048.45:37.033.4

Лаптева Ирина Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, lapteva_id@mail.ru, Новокузнецк

РЕФЛЕКСИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Lapteva Irina Dmitrievna

К.р.п., an associate professor of Kuzbass State Pedagogical Academy, lapteva_id@mail.ru, Novokuznetsk

IS REFLECTIVE-ANALYTICAL TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF FORMATION OF CIVIL CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Задачи построения гражданского общества неотъемлемо связаны с необходимостью утверждения правового государства. И роль гражданского образования здесь невозможно переоценить.

Повышение экономической и культурной зрелости общества закономерно сопровождается совершенствованием всех социальных институтов и систем, в том числе системы образования. Жизнь объективно требует искать, находить и приводить в движение резервы, обеспечивающие всестороннее повышение качества профессиональной подготовки учителя.

Формирование гражданской культуры учителя становится приоритетной задачей педагогического вуза. Будучи сложно-структурированным содержательным образованием интегрального характера, гражданская куль тура учителя включает в себя ряд компонентов, одним из которых является интроспективно-рефлексивный компонент.

Многоаспектность и многокомпонентность педагогической рефлексии обуславливает необходимость анализа рефлексивных механизмов педагогической деятельности и рассмотрения рефлексии как способа осознания деятельности, как механизма, присущего современному образовательному процессу, требующего изучения и трансляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.