6. Мусаева Э.Ш. Проблемы формирования творческого потенциала студентов в процессе преподавания социологии. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы IX Региональной научно-практической конференции 18-19 мая 2006. - Махачкала, 2006. - С. 260-264.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
8. Шимутина Е. Кейс-технологии активного обучения // Учитель. - 2009. - № 3. - С. 29-30.
УДК 371
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Культурологический поход в образовании обоснован тем, что представление о культуре в значении открытого дифференцированного единства позволяет осмыслить ряд разных по типологии и исторически отдаленных друг от друга культур как целостно-смысловое единство, длящееся во времени, как непрерывный исторически-изменчивый, противоречивый, но внутренне целостный континуум общечеловеческой культуры [4].
Учет полиэтничности и поликонфессиональности отечественного социума актуализирует потребность обращения к поликультурному подходу в образовании будущих педагогов на современном этапе его развития.
Г.Д. Дмитриев определяет поликультурное образование как способ противостоять расизму, ксенофобии, предвзятости, этноцентризма, ненависти, основанной на культурных различиях [3].
В.В. Макаев под поликультурным образованием понимает образование, предусматривающее привлечение обучающихся к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения представителей общества жить в многонациональной среде [5].
Теоретической основой поликультурного образования является коммуникативная концепция культуры М. Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога культур в развитии общественного сознания, духовного мира. Поэтому многие исследователи рассматривают поликультурность через эту концепцию [1].
Так, в основе поликультурного образования - принцип диалога культур. Принцип диалогового взаимодействия обосновывается тем, что поликультурное образование не может быть односторонним процессом, а предполагает стремление к взаимодействию с представителями тех культур, которые участвуют в коммуникации. Этот принцип декларирует равный статус разных культур в том или ином обществе, общую ответственность, взаимозависимость и сотрудничество.
Изложение основного материала исследования. В рамках диалогового подхода ученые рассматривают поликультурное образование как тенденцию современного мирового процесса, утверждающую, что в основе мировой цивилизации - множество независимых самостоятельных сущностей [6].
Наряду с основным принципом поликультурного образования (принцип диалога культур), ведущими его принципами также являются:
- толерантности;
- овладения содержанием поликультурного образования;
- творческой целесообразности потребления;
- сохранения и создания новых культурных ценностей [7].
Потребность включения поликультурной составляющей в содержание педагогического образования обосновывается тем, что будущие педагоги должны уметь взаимодействовать с людьми - представителями различных культур, адекватно воспринимать человеческие различия, уметь утверждать культурный плюрализм в обществе своими словами и поступками.
С позиций диалога культур будущий педагог осознает языковую культуру мира, может глубже проникать в менталитет народа, обладать чувством национального достоинства, проявлять уважение к культурным ценностям других народов. Наличие поликультурности в структуре содержания педагогического образования стимулирует интерес студентов к новому знанию и одновременно предлагает различные точки зрения на окружающий мир.
Сущность анализируемого нами направления образования базируется на:
- социокультурной идентификации личности;
- освоении системы понятий и представлений о поликультурной среде;
- воспитании положительного отношения к многогранному культурному развитию навыков социального общения.
Конечной целью поликультурного компонента педагогического образования является формирование поликультурной компетентности будущего специалиста как сложного интегративного качества личности, представляющего собой «систему поликультурных знаний, навыков, умений, ценностей, интересов, поликультурных качеств, опыта, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном социуме, для взаимодействия с различными культурами» [2, с. 558].
Структуру поликультурной подготовки будущих специалистов в области образования составляют четыре основных компонента:
- мотивационно-ценностный, целью которого является развитие социокультурной идентификации будущего специалиста как условие его вхождения в поликультурную среду;
- когнитивный, который направлен на овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;
- эмоционально-оценочный подразумевает воспитание эмоционально положительного отношения студентов к разнообразию культур;
- операционно-деятельностный, нацеленный на формирование умений, составляющих систему поведенческой культуры мира [7].
Т.Б. Менская выделяет несколько основных сфер, в которых у студентов должны быть сформированы определенные компетенции в соответствии с требованиями поликультурного образования. К таковым относятся:
1. Культура и плюрализм: (сущность культуры, разнообразие и особенности культур, соотношение культур, динамика культуры).
2. Коммуникация и культурные барьеры: (теория коммуникации, культура и разнообразие форм воспитания, язык и невербальная коммуникация; языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой).
3. Психо-социальная идентификация и межнациональные связи: (культурные различия и становление психо-социальной идентификации: этноцентризм, расизм, дискриминация, стереотипы; взаимопонимание культур, бюрократия и положения меньшинств, социополитические аспекты) [6].
Результаты поликультурной подготовки проявляются по уровням, согласно компонентам ее структуры:
- на ценностно-мотивационном уровне - в сформированности у будущих педагогов социально-установочных и ценностно-ориентационных склонностей студентов к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитости толерантности по отношению к другим государствам, народам, культурам и т.д.;
- на когнитивном уровне - в освоении студентами ценностей мировых культур, культурно-исторического опыта разных государств и народов;
- на эмоционально-оценочном уровне - в наличии у будущих специалистов положительного отношения к разнообразию мировых культур;
- на операционно-деятельностном - в сформированном у студентов умении реализовывать активное взаимодействие с представителями других культур с сохранением собственной культурной идентичности.
Выводы. Подводя итоги, заключим, что поликультурное образование акцентирует внимание на заложенных в этнических культурах ценностях, имеющих общечеловеческое значение. Наличие поликультурности в содержании педагогического образования стимулирует интерес студентов к новому знанию и одновременно предлагает различные точки зрения на окружающий мир. Влияние поликультурных ценностей способствует подготовке будущего педагога, способного к активной жизнедеятельности в поликультурном среде.
Аннотация. В статье рассматривается сущность поликультурной составляющей содержания современного педагогического образования. В работе обосновывается потребность обращения к поликультурному подходу в контексте реализации профессиональной подготовки будущих педагогов и реализации направлений поликультурного образования в педагогическом вузе.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурный подход в образовании, поликультурное образование, педагогическое образование, принципы поликультурного образования, принцип диалога культур, структура поликультурного компонента содержания педагогического образования, поликультурная компетентность.
Annotation. The article deals with the essence of the multicultural component of the content of modern pedagogical education. The paper substantiates the need to appeal to a multicultural approach in the context of the implementation of professional training of future teachers and the implementation of areas of multicultural education in the pedagogical University.
Keywords: multiculturalism, multicultural approach in education, multicultural education, pedagogical education, the principles of multicultural education, the principle of dialogue of cultures, the structure of the multicultural component of the content of pedagogical education, multicultural competence.
Литература:
1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
2. Губанихина Е.В. К вопросу о поликультурной компетентности педагога // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 556-559. - URL https://moluch.ru/archive/84/15761/ (дата обращения: 30.05.2019).
3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование: учебное пособие / Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 116 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальные проблемы современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. З10
6. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире: Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2. - М., 1993. - С. 4-12.
7. Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурное образование будущих педагогов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - №. - С. 267-269.
УДК 371
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. На современном этапе все уровни отечественного образования переживают период модернизации. Это связано с различными социальными, экономическими, научными и другими тенденциями, такими как стандартизация образования, гуманизация и гуманитаризация образования, глобализация, информатизация и т.д.
Изложение основного материала исследования. Прежде чем перейти к анализу специфики процесса модернизации дошкольного образования, проанализируем сущность ключевого понятия данного исследования.
По мнению исследователей, Н.Г. Копыловой и Н.И. Белоножкиной, «ключевой замысел модернизации образования - идея развития. Посредством предметной практики развитие обязано стать социальным проектированием, где главный элемент - человеческая личность как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир» [1, с. 9281.
Модернизация образования обусловлена рядом исторических вызовов современности, среди которых:
- потребность обеспечения высокого демократизма общества;
- обеспечение высокой функциональности человека в условиях стремительных социально-экономических, политических, научно-технологических изменений;
- потребность усвоения неиссякаемого потока развития знаний и высоких технологий;
- необходимость обеспечения оптимального баланса между локальным и глобальным;
- необходимость сформулировать понимание человека как высшей ценности;
- необходимость формирования готовности представителей общества к жизнедеятельности в глобализированном, информационном обществе;
- учет информационной насыщенности жизненной среды;
- необходимость утверждения культуры толерантности в обществе.
В системе современных вызовов, связанных с процессами глобализации и информатизации общества, требующих модернизации системы образования, по мнению Е.В. Мигуновой, особо следует подчеркнуть кризис традиционной модели детства [21.
Исследовательница подчеркивает, что сегодня российская образовательная политика нацелена на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям отдельной личности и общества в целом [2]. Данные цели актуализируют потребность модернизации всех уровней образования, не составляет исключения и система дошкольного образования.
Е.В. Мигунова определяет цель модернизации отечественного образования так: «создание механизма устойчивого развития системы образования в целом, для ее решения поставлена приоритетная задача: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [2, с. 40].
В широком смысле целью модернизации дошкольного образования является повышение качества образования. Так, модернизация системы дошкольного образования на современном этапе направлена на обеспечение его качества согласно новейшим достижениям отечественной и мировой науки, культуры, социальной и образовательной политики государства. В данном контексте под термином «качество дошкольного образования» будем понимать системное понятие, которое охватывает все аспекты деятельности учреждения дошкольного образования и связано с оценкой здоровья воспитанников, их интеллектуальным, моральным и эстетическим развитием [3].
Процесс модернизации системы дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
- обновление нормативно-правовых актов;
- разработку научно-методического обеспечения содержания, организации, деятельности и развития системы дошкольного образования;
- изменение условий финансирования учреждений дошкольного образования;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогов дошкольного образования;
- совершенствование работы с родительской общественностью, широкое привлечение семьи к образовательному процессу в ДОУ.
Ученые Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева сформулировали основные направления модернизации и совершенствования дошкольного образования. К данным направлениям исследовательницы относят следующие:
- совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и их родителями;
- оптимизацию результатов педагогической работы на каждом этапе процесса образования;
- совершенствование системы отношений между компонентами образовательного процесса [4].
Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что направления и задачи модернизации системы отечественного дошкольного образования могут быть достигнуты при условии глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторического, социокультурного и психологического компонентов в контексте принципиально важных изменений. Автор объясняет это не только изменениями условий, социального пространства существования ребенка и системы его отношений, по словам исследователя, сегодня изменился сам ребенок [5].
На основе учета направлений, целей и задач модернизации дошкольного образования, общественных и государственных требований к его реализации на современном этапе, а также специфики развития ребенка ХХ1 века Д.И. Фельдштейн определяет следующие пути реализации обновления и совершенствования системы дошкольного образования: