Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ'

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этапы формирования навыка чтения / комплекс упражнений / обучение грамоте / литературное чтение / младший школьник / stages of formation of reading skills / a set of exercises / literacy training / literary reading / junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Оксана Вячеславовна, Маясова Татьяна Викторовна, Деменева Надежда Николаевна

Актуальность проблемы формирования и совершенствования первоначального навыка чтения определяется требованиями госстандарта начального образования. Необходимо организовать работу на уроках в начальной школе так, чтобы учащиеся овладели беглым, правильным, осознанным и выразительным чтением, что является основой для развития читательской грамотности ребенка. Целью статьи является анализ проблемы формирования навыка первоначального чтения у младших школьников и разработка комплекса заданий, упражнений и игр, способствующего развитию у них этого навыка. Авторы рассматривают этапы формирования навыка чтения, среди которых выделяют четыре последовательных ступени: аналитический, синтетический, автоматизации и вариативный этапы. На аналитическом этапе школьник учиться выделять звуки из речи, постепенно овладевает позиционным способом чтения. Синтетический этап характеризуется овладением четким слоговым чтением с постепенным переходом на чтение целым словом. Этап автоматизации связан с достаточно беглым чтением, при котором прочтение слова совпадает с его осознанием. Вариативный этап соответствует прочтению текстов в изменяющихся условиях. Авторами предложен комплекс упражнений, заданий и игр, который можно использовать на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Сделаны выводы о необходимости формировать навык чтения у младших школьников. Систематическое использование в учебном процессе разных видов упражнений позволит достичь высоких результатов в повышении читательской компетентности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the problem of formation and improvement of the initial reading skill is determined by the requirements of the state standard of primary education. It is necessary to organize work in primary school lessons so that students master fluent, correct, conscious and expressive reading, which is the basis for the development of a child's reading literacy. The purpose of the article is to analyze the problem of the formation of the initial reading skill in younger schoolchildren and to develop a set of tasks, exercises and games that contribute to the development of this skill in them. The authors consider the stages of the formation of reading skills, among which there are four successive stages: analytical, synthetic, automation and variable stages. At the analytical stage, the student learns to distinguish sounds from speech, gradually mastering the positional way of reading. The synthetic stage is characterized by mastering clear syllabic reading with a gradual transition to reading the whole word. The automation stage is associated with fairly fluent reading, in which the reading of a word coincides with its awareness. The variable stage corresponds to the reading of texts in changing conditions. The authors have proposed a set of exercises, tasks and games that can be used in literacy and literary reading lessons. Conclusions are drawn about the need to develop reading skills in younger schoolchildren. The systematic use of different types of exercises in the educational process will allow achieving high results in improving the student's reading competence.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ»

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Маясова Татьяна Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Деменева Надежда Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Аннотация. Актуальность проблемы формирования и совершенствования первоначального навыка чтения определяется требованиями госстандарта начального образования. Необходимо организовать работу на уроках в начальной школе так, чтобы учащиеся овладели беглым, правильным, осознанным и выразительным чтением, что является основой для развития читательской грамотности ребенка. Целью статьи является анализ проблемы формирования навыка первоначального чтения у младших школьников и разработка комплекса заданий, упражнений и игр, способствующего развитию у них этого навыка. Авторы рассматривают этапы формирования навыка чтения, среди которых выделяют четыре последовательных ступени: аналитический, синтетический, автоматизации и вариативный этапы. На аналитическом этапе школьник учиться выделять звуки из речи, постепенно овладевает позиционным способом чтения. Синтетический этап характеризуется овладением четким слоговым чтением с постепенным переходом на чтение целым словом. Этап автоматизации связан с достаточно беглым чтением, при котором прочтение слова совпадает с его осознанием. Вариативный этап соответствует прочтению текстов в изменяющихся условиях. Авторами предложен комплекс упражнений, заданий и игр, который можно использовать на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Сделаны выводы о необходимости формировать навык чтения у младших школьников. Систематическое использование в учебном процессе разных видов упражнений позволит достичь высоких результатов в повышении читательской компетентности школьника.

Ключевые слова: этапы формирования навыка чтения, комплекс упражнений, обучение грамоте, литературное чтение, младший школьник.

Annotation. The relevance of the problem of formation and improvement of the initial reading skill is determined by the requirements of the state standard of primary education. It is necessary to organize work in primary school lessons so that students master fluent, correct, conscious and expressive reading, which is the basis for the development of a child's reading literacy. The purpose of the article is to analyze the problem of the formation of the initial reading skill in younger schoolchildren and to develop a set of tasks, exercises and games that contribute to the development of this skill in them. The authors consider the stages of the formation of reading skills, among which there are four successive stages: analytical, synthetic, automation and variable stages. At the analytical stage, the student learns to distinguish sounds from speech, gradually mastering the positional way of reading. The synthetic stage is characterized by mastering clear syllabic reading with a gradual transition to reading the whole word. The automation stage is associated with fairly fluent reading, in which the reading of a word coincides with its awareness. The variable stage corresponds to the reading of texts in changing conditions. The authors have proposed a set of exercises, tasks and games that can be used in literacy and literary reading lessons. Conclusions are drawn about the need to develop reading skills in younger schoolchildren. The systematic use of different types of exercises in the educational process will allow achieving high results in improving the student's reading competence.

Key words: stages of formation of reading skills, a set of exercises, literacy training, literary reading,junior high school student.

Введение. Современное общество сегодня предъявляет младшему школьнику определенные требования: он должен уметь эффективно действовать в нестандартных ситуациях, уметь самостоятельно создавать новые продукты деятельности, достаточно легко находить нужные сведения в информационном потоке, быть коммуникабельным, готовым к сотрудничеству, владеть развитой речью. Для того, чтобы соответствовать этим требованиям школьник должен уверенно владеть одним из видов речевой деятельности - чтением.

Обучение чтению является составной частью курса обучения грамоте. В этот период одной из важнейших задач является формирование навыка чтения, поскольку умение читать осознанно, бегло, правильно и выразительно является основным условием успешного обучения в школе. Знакомству с позиционным способом чтения, владением приемами смысловой обработки текста необходимо специально обучать начинающих чтецов. Поэтому перед педагогом встает задача повышения качества чтения через целенаправленное управление самим процессом [3].

Целью нашей статьи является анализ проблемы формирования навыка первоначального чтения и разработка комплекса заданий, упражнений и игр, способствующего развитию этого навыка у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Теоретической основой статьи послужили труды отечественных ученых и публицистов. Основные положения о формировании, развитии и совершенствовании навыков чтения содержатся в работах Эльконина Д. Б., Зайцева В. Н., Адамович Е.А., Омороковой М.И., Начарова Л.А., Майоровой Ю.А., Салмановой А.Н., Бруевой Е.Ф. и других.

В структуре формирования навыка чтения выделяют несколько этапов.

Аналитический этап. Егоров Т.Г. в своей работе «Очерки психологии обучения детей чтению» обращает свое внимание на то, что аналитический этап отличается от остальных этапов [3]. Ребенок учится выделять звук из речи, происходит его соотнесение с конкретным графическим изображением, буквой. При прочтении образуется слияние букв в слоги, слова. В свою очередь прочитанное слово сопоставляется со словом устной речи, поэтому процесс чтения на рассматриваемом этапе достаточно трудоемкий, так как при таком способе чтения (побуквенный, слоговой) чтение и понимание текста низкое. На этом этапе возможно увидеть случайный момент предугадывания, но он будет виден в пределах слова. То есть ученик, прочитывая первую часть слова, догадывается о его второй части.

Аналитический этап характеризуется тем, что ребёнок знает буквы, умеет складывать открытые слоги. Поле чтения такого ученика 1-2 буквы, что затрудняет полноценное понимание значения слова. Особую сложность вызывает чтение слов со стечением согласных (типа крот, трактор), может быть побуквенное чтение.

Синтетический этап связан с послоговым чтением слов с постепенным переходом на чтение целыми словами. Это достаточно продолжительный этап, так как переход от слогового чтения к беглому синтетическому связано с осознанием разнообразной слоговой структуры слов. Поле чтения у школьника на синтетическом этапе постепенно расширяется от 2 до 5 знаков, что влияет на переход к чтению целым словом. Однако, как показывают исследования, дети допускают большое количество ошибок различной частотности и выраженности:

- ошибки в окончаниях слов;

- замены слов, похожих по написанию;

- интонационные ошибки, связанные с обозначением границ предложения;

- аграмматизмы [7].

Этап автоматизации. Ученик читает достаточно бегло и безошибочно, к слоговому чтению переходит если встречает незнакомое слово. При этом осознание совпадает с прочтением, техника чтения не осознается ребёнком. Считается, что этап автоматизации начинается с 60 слов в минуту.

Вариативный этап ориентирован на чтение в изменяющихся условиях: чтение «кверху ногами», стилизованно написанных слов, быстробегущая строка и т.п.

Формирование навыка чтения связано с развитием некоторых качеств чтения: беглости, правильности, сознательности и выразительности. Беглость опирается на технику чтения и тесно связана с правильностью и осознанностью. Особое внимание обращается на правильность чтения [5].

Для формирования навыка чтения у школьников в период обучения грамоте нами подобран и структурирован комплекс заданий и упражнений, который можно использовать на уроках чтения и письма [1; 2; 4;5; 7].

Предлагаем рассмотреть этот комплекс.

На первом этапе используем дидактические игры, направленные на развитие внимания и памяти первоклассника.

Игра «Что изменилось?» Детям показывают слоги (не меньше 4), просят закрыть глаза и убираем один слог из ряда. Нужно назвать этот слог. Постепенно упражнение усложняем: увеличиваем количество предоставляемых слогов и спрятанных.

Игра «Замени твердые звуки на мягкие». Показываем поочередно слоги с твердыми согласными звуками, предлагаем первоклассникам назвать или записать эти слоги, заменив твердый согласный на мягкий. Упражнение предусматривает знание гласных букв, которые могут обозначать мягкость предыдущего согласного звука. Например, МА-МЯ-МЕ, НА-НЕ-НЯ, ВО-ВЕ-ВЮ, ТА-ТИ-ТЕ-ТЯ-ТЁ.

Игра «Путешествие». На магнитной (электронной) доске находится множество фрагментов слов, а также карточки с различными слогами. Нужно найти карточку с каким-либо слогом, прочитать его и отправиться в путешествие по доске в поисках других слогов, чтобы в итоге получилось слово.

Игра «Россыпь». На магнитной (электронной) доске располагаются наиболее часто употребляемые карточки со слогами. Они «рассыпаны» и образуют беспорядочную кучу. Детям необходимо составить слова с этими слогами, а начинаться слова будут на определенные буквы, например, на К или Т и др.

Игра «Прятки». Учитель на доске выставляет одно под другим слова с простой слоговой структурой. Одна часть слова открыта, а вторая часть слова закрывается полоской из плотной бумаги так, чтобы детям видны были только начальные слоги. Необходимо прочитать начальный слог и подумать, как может звучать слово. Можно назвать несколько вариантов и записать их на доске. После этого учитель открывает второй слог, а дети читают слово, которое было задумано учителем.

Игра «Фантазия». Детям необходимо придумать слова с определенными слогами так, чтобы он находился в начале, в середине или в конце. Например, со слогом КА: карамель, пекарь, тетрадка; со слогом ЛО: лодка, молоко, весло.

Игра «Аукцион слов». Детям на карточке показывается слог, с которым нужно придумать слова. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

Игра «Солянка». Школьников объединяем в группу из четырех человек. Каждой группе предлагается одинаковое количество разнообразных слогов на карточке, из которых нужно собрать слова и раскрасить каждое слово в свой цвет.

На втором этапе реализуем упражнения, помогающие детям уверенно овладеть синтетическим способом чтения (слоговое чтение).

1. Упражнение «Прямой и обратный порядок». Чтение слогов и слов в прямом и обратном порядке. Например, ПРИ-ИРП, КРА-АРК, МИР-РИМ, ГОЛОС-СОЛОГ.

2. Упражнение «Лифт». Чтение слогов и слов сверху вниз и наоборот.

3. Упражнение «Фигура». Чтение слогов и слов, располагающихся в необычных направлениях.

4. Упражнение «Следуй за мной». Чтение слогов по стрелкам и образование новых слов.

СНА

"ТОНКА

5. Упражнение «Прочитай за мной». Чтение только некоторых слогов и слов, которые назовет учитель.

1) ветер 4) день 7) тетрадь

2) сок 5) корабль 8) букварь

3) мост 6) подарок 9) хлеб

6. Чтение упражнения медленно и с тихой громкостью (шепотом) Тра-та-та - мы везём с собой кота. Му-му-му - корову к вам веду. Тук-тук-тук - раздается стук. Гу-гу-гу - гуси на лугу.

7. Офоэпическое упражнение «Произнеси правильно», ждал - жда'ли - ждала' клал - кла'ли - кла'ла

по'нял - по'няли - поняла' положи'л - положи'ли - положи'ла убра'л - убра'ли - убрала' стал - ста'ли - ста'ла

8. Работа с чистоговорками. Жу-жу-жу - я за пчелами слежу. От-от-от - вот и новый оборот. Аф-аф-аф - в зоопарке есть жираф. Ин-ин-ин - скушай сладкий апельсин. Му-му-му - за руку тебя возьму и др.

* СКА РОКА

Н

К

9. Упражнение «Волшебные слоги». Все слова в предложении разбиваются на слоги. Одна группа детей хором читают слоги без пауз, а другая - с соблюдением пауз между словами.

Проводим анализ, спрашиваем у детей: «Что вы заметили?» Затем слова отделяем друг от друга чертой. «Что получилось?» (Предложение). Сколько слов? Чего здесь не хватает?» Дети исправляют «ошибки».

10. Логическое упражнение «Найди чужого». Школьникам необходимо определить в ряду такое слово, которое не подходит по смыслу.

Например, РУЧКА - КНИГА - АРБУЗ - КАРАНДАШ

11. Упражнение «Змейка». Обращаем внимание на то, что последняя буква слова является началом другого слова.

Например: лимонотастра, кустишинавгуст,природабрикостулист.

Наибольшую эффективность на совершенствование навыка чтения при переходе от синтетического этапа к этапу автоматизации показали следующие упражнения:

1. Губы. Цель этого упражнения научить школьников четко разграничивать чтение про себя и чтение вслух, предупреждая активное внешнее проговаривание в процессе чтения. Дети начинают читать хором вслух, по команде учителя прикладывают палец к плотно сжатым губам и продолжают чтение молча.

2. «Повторюшки». Цель - развитие внимания и скорости чтения. Учитель читает текст вслух, а учащиеся одновременно с учителем читают текст про себя. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановится на этом месте, показать слово (или прочитать следующее).

3.«Соотнеси». Цель - развитие скорости чтения. Детям предлагается как домашнее задание прочитать текст небольшого объема не менее двух раз. На этом тексте отметить количество слов, прочитанных за минуту. В классе дается новый текст и нужно по этому тексту подсчитать количество слов, прочитанных за это же время. Ученики ведут тетрадь, в которой отмечают скорость чтения, подготовленного и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц.

4. Игра «Я поэт». Цель - обучение прогнозированию поэтического текста [7]. Можно взять рифмы из стихотворения и предложить детям досочинить первые слова. Мы предлагаем использовать этот прием следующим образом. При изучении поэтических произведений выбрать из четверостишия рифмы и дать задание: подумайте, какие образы могут предстать перед нами, если это будет лирическое стихотворение, попробуйте досочинить четверостишие так, чтобы придуманный вами образ был узнаваем.

Предлагаем взять рифмы: оконце - солнце, настала-заплясала; звоны-вороны, невидимкой-косынкой.

5. «Скорый поезд» (групповая работа). Цель - развитие поискового чтения, расширение поля чтения.

На парте рассыпают несколько небольших текстов, можно взять научно-познавательные. Вариантов текста в 3 раза больше, чем учащихся в группе (например, на 4 человек 12 статей). Учитель произносит предложение, которое есть в одном из текстов. Дети должны как можно быстрее найти предложение на карточке и подчеркнуть его карандашом.

6. «Диктофон». На урок приходят герои из сказок, мультфильмов и фильмов, которые приносят детям письма. Учащимся интересно читать письма от любимых героев, и, чтобы все дети внимательно слушали, организуется игра: один читает письмо, а класс хором повторяет, как будто записывая письмо на диктофон.

7. «Волшебный лес». Цель -развитие внимания и поля чтения. Пишутся несколько рядов букв - «лес», дети находят волшебных обитателей леса:

осрощфеяфокуеисгномпышпегасддато

дшзытлединорогугелдбабочкарцыиын

Это задание может быть адаптировано под конкретную тематику урока. Например, лес может быть не волшебным, а осенним и т.д.

Выводы. Процесс формирования первоначального навыка чтения у младших школьников достаточно сложный и разносторонний. Рассмотренный в статье комплекс заданий, упражнений и игр может использоваться учителем на уроках обучения грамоте и литературного чтения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении чтению, ориентироваться на этапы формирования навыка чтения. Систематическое использование в учебном процессе разных видов упражнений позволит достичь высоких результатов в повышении читательской компетентности школьника [1]. Высокий уровень овладения навыком чтения даст возможность ребенку с интересом читать художественную и научную литературу, что позволит сформировать мировоззрение читателя, убеждения, личную философскую концепцию, что окажет положительное влияние на жизнь в целом.

Литература:

1. Деменева, H.H. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе / H.H. Деменева, О.В. Колесова // Вестник Мининского университета. -2018,- Т.6. - № 3. - С. 7.

2. Габтрхакова, Л.Н. Технология обучения первоклассников чтению "Про себя" / Л.Н. Габтрхакова // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. - 2016. - № 9. - С. 58-62

2. Голушко, H.H. Приемы обучения чтению УМК "Гармония" / Н.И. Голушко // Начальная школа. - 2010. - № 8. -С. 54-56

3. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т.Г. Егоров. - Санкт-Петербург: изд-во КАРО. -2006. -296 с.

4. Колесова, О.В. Особенности формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста / О.В. Колесова, A.C. Спирина // В сборнике: Проблемы и перспективы развития начального образования. Сборник статей по материалам 3-й Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2023. - С. 119-122

5. Колесова, О.В. Современные технологии в обучении грамоте детей / О.В. Колесова // В сборнике: Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития, сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. - Нижний Новгород. -2020. - С. 113-117

5. Тивикова, С.К. УТРО. Развитие речевого поведения младших школьников: методическое пособие к программе внеурочной деятельности. 1 класс / С.К. Тивикова. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. -2016. - 135 с.

6. Тивикова, С.К. Формирование действия прогнозирования у учащихся в процессе развития речи / С.К. Тивикова, О.В. Колесова, С.М. Демченко//Школа будущего,-2020. -№ 1. - С. 152-159

7. Шамарина, Е.В. Методические и психолого-педагогические приемы по формированию навыка чтения у детей в начальной школе / Е.В. Шамарина // Педагогические науки. Ученые записки Орловского государственного университета. -2016. - №4(73). - С. 379-382

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.