Научная статья на тему 'ТРЕНИНГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ'

ТРЕНИНГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / БЕГЛОЕ ЧТЕНИЕ / СКОРОЧТЕНИЕ / ОСОЗНАННОЕ ЧТЕНИЕ / УРОКИ-ТРЕНИНГИ / METHODS OF TEACHING READING / FLUENT READING / SPEED READING / CONSCIOUS READING / TRAINING LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османова Алина Назимовна, Грахова Светлана Ивановна

Важнейшей задачей начальной школы остается формирование у обучающихся младших классов навыков беглого, выразительного и осознанного чтения, что является фундаментом всего последующего образования. В статье рассматриваются традиционные и современные технологии по развитию навыка беглого чтения у обучающихся начальной школы. Авторами предлагается методика организации тренинговых занятий, ориентированных не только на отработку техники выразительного и беглого чтения, но и осознание прочитанного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAININGS FOR THE FORMATION OF THE SKILL OF A QUICK AND REALIZED READING IN YOUNGER CLASSES

Тhe most Important task of primary school is to form the skills of fluent, conscious and expressive reading, which is the Foundation of all subsequent education. The article deals with traditional and modern technologies for the development of fluent reading skills in primary school students. The authors propose a method of organizing training sessions focused not only on the development of expressive and fluent reading techniques, but also the awareness of what was read.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ»

Сейчас существует большой недостаток кадров для обучения преподавателей вузов методике обучения праву. В нашей стране предпринимались попытки включения методики преподавания праву в конституционное право, но в силу того, что наблюдается большой недостаток специалистов в данной области, инициатива не нашла соответствующей поддержки. Настало время для подготовки соответствующих специалистов и повсеместного введения данной педагогической дисциплины во всех юридических вузах.

Выводы. Методика обучения праву находится на стыке юриспруденции и педагогики. Наличие знаний по данной педагогической дисциплине является необходимым условием эффективности преподавания права во всех высших учебных заведениях России.

Методика обучения праву призвана охарактеризовать и оценить все существующие способы правового обучения и выработать наиболее оптимальный и эффективный способ обучения для будущих юристов. На протяжении всей свое истории человечество выработало большое количество концепций воспитания и правового обучения подрастающего поколения. Для современных преподавателей права необходимо выработать такие методические приемы обучения праву, которые донесут до будущих юристов не только необходимые правовые знания, но научат их применять свои знания в предстоящей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Торгашев Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. М.: Российский госуд. унив. правосудия, 2016.

2. Колотов А.Ф. Методика преподавания права. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014.

3. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. М.: МЮИ, 2010.

4. Пугина О.А. Проблемы методики преподавания права // Вестник Тамбовского университета. 2003. № 2.

5. Самарин Н.Ю. Методика преподавания права в юридическом вузе. СПб.: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ, 2016.

6. Воробьёва С.В. Организационно - методологический аспект модернизации правового образования // Вестник Тамбовского университета. 2012. № 3. С. 314-317.

7. Гришкевич М.Г. Методика преподавания права. // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики. X Международная конференция. 2015. С. 139-140.

8. Фокина Л.В. Инновационные методы преподавания права. // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3. С. 42-44.

9. Каримулаева Э.М., Шигабудинова М.М. Применение методических приемов обучения праву. // Приоритетные направления развития современной науки Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 37-41.

10. Барабанов В.В., Ежова Г.В. Научная работа кафедры преподавания истории, обществоведения и права. / Научно-исследовательская деятельность РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1997. С. 39-46.

Педагогика

УДК 37.022

магистрант Османова Алина Назимовна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ТРЕНИНГИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА БЕГЛОГО ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ

КЛАССАХ

Аннотация. Важнейшей задачей начальной школы остается формирование у обучающихся младших классов навыков беглого, выразительного и осознанного чтения, что является фундаментом всего последующего образования. В статье рассматриваются традиционные и современные технологии по развитию навыка беглого чтения у обучающихся начальной школы. Авторами предлагается методика организации тренинговых занятий, ориентированных не только на отработку техники выразительного и беглого чтения, но и осознание прочитанного.

Ключевые слова: методика обучения чтению, беглое чтение, скорочтение, осознанное чтение, уроки-тренинги.

Annotation. The most Important task of primary school is to form the skills of fluent, conscious and expressive reading, which is the Foundation of all subsequent education. The article deals with traditional and modern technologies for the development of fluent reading skills in primary school students. The authors propose a method of organizing training sessions focused not only on the development of expressive and fluent reading techniques, but also the awareness of what was read.

Keywords: methods of teaching reading, fluent reading, speed reading, conscious reading, training lessons.

Введение. Во все времена и эпохи чтение признавалось основным инструментом обучения и познания мира. Данный навык играет большую роль в образовании и развитии ученика.

После букварного периода на уроках литературного чтения большая часть времени отводится анализу содержания произведения, а на совершенствование техники чтения остается недостаточно времени или данный этап на уроках остается лишь формально. Это неправильно, так как от уровня сформированности техники чтения зависит успеваемость обучающегося по другим предметам. Отсюда - важная задача учителя, заключающаяся в формировании осознанного, беглого навыка чтения у обучающихся младшего школьного возраста. Ее реализация возможна при целенаправленной систематической деятельности на протяжении четырехлетнего начального обучения.

Многочисленные исследования по формированию навыка чтения были проведены учеными-методистами Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, В.А. Левиным, В.В. Виноградовой, В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. В научных трудах К.Д. Ушинского уделяется большое

внимание обучению и развитию навыка чтения, совершенствование речи в процессе работы с текстом. Исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, И.Р. Гальперина в области теории обучения чтению раскрыли психологические особенности текста, воздействующие на смысловое восприятие.

По мнению В.А. Сухомлинского чтение должно быть беглым - лишь тогда этот инструмент учения будет готов к действию [10, с. 96].

Изложение основного материала статьи. Формирование навыка беглого чтения - процесс долговременный, длительный. К пятому классу чтение у учащихся приближается к темпу разговорной речи. Средняя скорость разговорной речи составляет 120-150 слов в минуту. Данная скорость является оптимальной для осмысления. Навык беглого чтения формируется после того, как обучающийся научился читать целыми словами. В методике обучения чтению важна многократность упражнений для беглого чтения.

Одновременно в процессе формирования беглости чтения развивается:

- периферическое зрение (угол зрения);

- оперативная память;

- словарный запас;

- устойчивое внимание;

- артикуляционный аппарат;

- умение работать с текстом.

Беглость чтения зависит от способа, которым читает ребенок. У большинства детей младшего школьного возраста синтетический способ чтения, то есть чтение целыми словами. Однако практика показывает, что многие дети все равно читают медленно при сформированном способе чтения.

С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева определили основные причины, которые снижают скорость чтения [5, с. 8-9]:

- «природный темп деятельности»: зависит от темперамента ребенка. Если обучающийся «не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста» [5, с. 8];

- регрессии. «Регрессии - возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного» [5, с. 9]. Определяются регрессии у ребенка путем наблюдения за тем, как движутся глаза: возврат глазами назад - значит, ребенок не понял слово и перечитывает его для понимания. Кроме того, регрессия определяется по плавности чтения. При отсутствии плавности при чтении можем утверждать о наличии регрессии. Причина регрессии может заключаться в слабой концентрации внимания. Учителю необходимо использовать на уроках упражнения на концентрацию внимания;

- отсутствие антиципации (смысловой догадки). Определить отсутствие антиципации можно с помощью упражнения: ребенку предлагается текст с пропущенными окончаниями для прочтения. Если ребенок не справляется с прочтением - значит отсутствует антиципация. Учителю необходимо регулярно проводить подобные упражнения перед чтением. Работа над антиципацией непосредственно связана с развитием речи;

- артикуляция;

- малое поле зрения. Ускорение чтения возможно при сокращении числа и длительности остановок глаз на строке;

- уровень организации внимания. Предлагается «вести работу в двух направлениях: использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение; использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности» [5, с. 9];

- уровень развития памяти.

Таким образом, учителю или родителю при формировании навыка беглого чтения, следует соотносить достигаемые результаты с умственными способностями обучающихся. Важно осознать, что чтение - это особый навык, позволяющий качественнее воспринимать и усваивать знания.

Исходя из вышеперечисленных причин, тормозящих скорость чтения, перечислим эффективные приёмы формирования беглого чтения, которые чаще всего встречаются в методике:

1. Зрительные диктанты (тексты были разработаны и внедрены в обучающий процесс профессором И.Т. Федоренко [4]).

2. Многократное чтение в разных темпах: чтение в темпе скороговорки, динамическое чтение.

3. Для развития поля зрения необходимо применять цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется 10 секунд.

4. Артикуляционная гимнастика (3-4 мин.).

5. Упражнения на внимательность «Найди и покажи». Данное упражнение развивает поле зрение. За несколько секунд ребенку предстоит показать соответствующее изображение.

Стоит отметить, что в научной литературе нет определенных авторских методик по формированию беглого чтения. В основном перечисляются традиционные задания на повышение скорости.

Методика формирования беглого чтения основывается на двух направлениях:

1) использование принципа многочтения (М.И. Оморокова) в процессе чтения художественных произведений в младшем школьном возрасте [6];

2) использование тренировочных упражнений на развитие артикуляционного аппарата, дыхания и зрительного восприятия.

Принцип многочтения заключается в том, чтобы регулярно обращать обучающегося к перечитыванию отрывков. Это необходимо для осознания идеи произведения, а также для отработки правильного и беглого чтения.

С формированием навыков беглого чтения отрабатываются умения работать с текстом - восприятие и постижение смысла прочитанного. Осознанность зависит от возрастных особенностей детей, интереса к чтению, от жизненного опыта, запаса наблюдений.

В методике принято выделять три этапа обучения работы с текстом: до чтения произведения, в процессе и после чтения.

Цель подготовительного этапа - развитие антиципации, то есть умения предполагать содержание текста по заглавию текста. Это может быть знакомство с творчеством автора или иллюстрация, которая предшествует тексту произведения. Обучающиеся учатся высказывать свои предположения о героях, сюжете и т.п. На данном этапе уместно использовать прием «Диалог с автором» с целью дальнейшей проверки предположений. Важно учить детей, что чтение - это не только воспроизведение прочитанных букв звуками, но и общение между читателем и автором, а текст - всего лишь средство общения. Рекомендуется до чтения произведения проводить артикуляционную разминку, прочитывать отдельно слова, использовать таблицы Шульте на развитие поля зрения. Данные упражнения помогут детям ускорить темп чтения текста. В процессе первичного чтения произведения обучающиеся могут прочитать текст вслух, вполголоса, про себя. Учителю стоит обращать внимание и корректировать недочеты, чтобы дети читали не по слогам, а цельными словами.

Цель этапа работы с текстом во время чтения - формирование навыка понимания текста на уровне содержания. На данном этапе проводится словарная работа, используется прием «выборочное чтение», задаются уточняющие вопросы на понимание фрагмента произведения, проводится беседа по всему произведению, уточняются гипотезы и предположения, высказанные до работы с текстом. Для детальной работы с текстом на данном этапе уместно использовать выразительное чтение понравившегося отрывка, поиск определенного события в тексте. Все перечисленные виды деятельности с текстом способствуют формированию беглого чтения. Обучающийся не просто читает текст, а учится работать с текстом, находить отрывки, понимать прочитанное.

Работа с текстом после прочтения произведения. Цель этапа - понимание «подтекста», «загадки», которую автор скрыл между строк. Данный этап является самым сложным для детей младшего школьного возраста, так как на основе прочитанного произведения необходимо осмыслить идею содержания, выявить замысел автора. Учитель может помочь детям с помощью проблемных, наводящих вопросов выявить смысл текста. Важно учить детей читать не просто автоматически, а вникать в содержание текста.

Формировать беглое чтение у начинающих чтецов стоит не навязчиво. Невозможно добиться, чтобы каждый ученик класса читал больше ста слов в минуту, так как у каждого человека индивидуальные особенности деятельности и темпа чтения. Зачастую это зависит от темперамента. Можно нарушить механизм чтения, если младшего школьника заставлять читать быстро. Это приведет к угадывающему чтению. Таким образом, учителям необходимо грамотно продумывать уроки-тренинги или пятиминутки чтения.

Приведем пример занятий по методике Ш. Ахмадуллина [1, с. 59-78].

Занятия проходят в виде игр, увлекательно, динамично и интересно. Продолжительность курса 10 дней, 2 занятия в неделю. Также предусмотрены домашние задания. Перед курсом и в конце курса у учеников проверяют технику чтения. Структура занятий включает следующие этапы работы:

1. Карточка «Таблицы Шульте». На первых занятиях это карточки 3x3, на последующих уроках уровень карточек усложняется.

2. Чтение с указкой - 1минута.

3. Карточка «Лабиринты».

4. Чтение с указкой - 2 минуты.

5. Карточка «Струп-тесты».

6. Карточка «Таблицы Шульте».

7. Чтение с указкой -1 минута.

8. Карточка «Аннаграммы».

9. Карточки «Рисуем двумя руками».

10. Чтение с указкой - 3 минуты.

11. Карточка «Алфавит», «Числа».

12. Чтение с указкой - 3 минуты.

13. Пересказ.

Как видим, занятия проходят в интенсивной форме обучения. У учеников не остается времени заскучать, так как виды деятельности часто меняются. Стоит обратить внимание, что упражнения направлены в основном на развитие памяти и расширение поля зрения.

Чуть ниже приводим структуру занятия Т.И. Кондраниной.

Этапы:

1. Чтение по кругу (слоги, цельные слова).

2. Работа со скороговорками.

3. Отработка логического ударения.

4. Упражнения, регулирующие темп чтения.

5. Работа с предложениями (понимание).

На занятиях проводится работа над техникой чтения, выразительностью и пониманием прочитанного.

Опираясь на существующий методический опыт обучения беглому осознанному чтению, предлагаем тренинг, включающий "пятиминутки" и полноценные занятия с применением традиционных и инновационных методов обучения [7, 8, 9]. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут. Структура тренинга включает следующие этапы:

I. Фонетическая (артикуляционная) зарядка.

II. Упражнения на развитие поля зрения и памяти.

III. Чтение и работа с текстом.

IV. Повторное чтение текста с интонацией.

Обоснованием методики работы по формированию беглого чтения является помощь младшим школьникам в овладении оптимальной скоростью чтения, то есть чтением со скоростью разговорной речи в темпе до 170 слов в минуту. Систематические (тренинговые) занятия над правильностью речи необходимы для учеников 1-2 классов, когда стоит отработать четкую, внятную, выразительную речь. Таким образом, рекомендуется больше уделять внимание на понимание прочитанного. Весь материал подобран с учетом возрастных особенностей детей. Также рекомендуется ежедневно тренироваться по тренажерам, помогающим расширить поле зрения, развить память и внимание [2, 3].

Приведем примеры заданий по формированию беглости чтения и выявлению понимания прочитанного.

I. Фонетическая (артикуляционная) зарядка.

Повтори чистоговорку шепотом и медленно / шепотом и быстро / громко и медленно / громко и быстро:

Да-да-да - из трубы бежит вода.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

II. Упражнения на развитие поля зрения, памяти и внимания. - Упражнение с клиновидной таблицей.

Инструкция 1: Посмотрите в центр. Не отводите взгляд от центра. Назовите слоги, какие вы видите справа и слева. Отметьте результаты.

Дата_

На какой строчке остановились_

- Упражнение с изображениями.

Инструкция 2: Посмотрите внимательно на изображения. Запомните картинки (15 картинок, 10 секунд). Учитель убирает картинки. Перечислите названия предметов, которые вы запомнили. Отметьте результаты. Дата_

Количество картинок_

- Упражнение на развитие периферического поля зрения. Таблицы Шульте.

Инструкция: Посмотрите в центр квадрата. Не отводите взгляд от центра. Найдите все числа от 1 до 9. Отметьте результаты.

Дата_

Время_

Ill. Чтение и работа с текстом.

М. Горький

Воробьишко.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда.

- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

- Чем, чем? - спрашивал Пудик.

- Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту. Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер Пудик спрашивает:

- Что, что?

- Ветер. Дунет он на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения.

Пел, пел, да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

- Честь имею, имею честь...

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла -в глаз кошке целит.

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости.

Задание: Прочитайте вслух текст и вопросы к тексту. В тексте найдите ответы на вопросы, прочитай их вслух и подчеркни цветным карандашом. Ответ на каждый вопрос подчеркни своим цветом. Учтите, что на некоторые вопросы в тексте нет ответов. Зачеркни такие вопросы.

1) Где жил Пудик?

2) Как звали маму-воробьиху?

3) С какой целью Пудик выглядывал из гнезда?

4) Что делал Пудик перед тем, как выпасть из гнезда?

5) Что почувствовал Пудик, когда увидел кошку?

6) Как воробьиха спасла своего птенца?

Обсуждение.

IV. Повторное чтение текста с интонацией (по ролям).

Выводы. Формирование навыка чтения - процесс сложный, складывается из двух взаимосвязанных сторон: смысловой и технической. При формировании беглости чтения у младших школьников параллельно развиваются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Как известно, скорость понимания заложенной информации в тексте отвечает более быстрому темпу чтения. Таким образом, чем выше беглость, тем лучше понимание прочитанного, правильность чтения. В настоящее время предлагается достаточно методов и приёмов обучения беглому осознанному чтению, поэтому учителям рекомендуется тщательно подходить к выбору программ и продумывать целенаправленную работу с текстом.

Литература:

1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. -Казань: ООО «Эксперт», 2017. - 192 с.

2. Грахова С.И., Пономарева Т.А. Детский фольклор как учебный материал для чтения и первичного анализа в начальных классах // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62. - 4.III. - С. 60-63.

3. Грахова С.И., Галимова А.М. Традиционные и инновационные подходы обучения пересказу школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 3. - С. 72-75

4. Зайцева В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа №8 - М.: Молодая гвардия, 1990. -С. 52-62.

5. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. -М.: Ось, 2001. - 89 с.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: метод. пособие для учителя. -Москва: Аркти, 1997. - 154 с.

7. Салманова А.Н., Грахова С.И. Формирование беглости чтения у детей младшего школьного возраста // Вестник науки: Актуальные вопросы в науке и практике. В 4 ч. - Ч.4. - Уфа: Изд. Дендра, 2018. -С. 30-35.

8. Салманова А.Н., Грахова С.И. Упражнения для формирования беглости чтения у младших школьников // Инновации в науке и практике / Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции (18 февраля 2019 г., г. Барнаул). В 2 ч. - Ч.2. - Уфа: Изд. Дендра, 2019. -С. 215-219.

9. Салманова А.Н., Грахова С.И. Development of rapid reading skills in primary-school children // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. - № 2 (59). - Ч.5. - М., 2019. - С. 45-47.

10. Сухомлинский В.А., Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Панченко Татьяна Владимировна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

О ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ

ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ

Аннотация. Статья направлена на разрешение проблемы недостаточной разработанности организационно-управленческих аспектов внедрения электронного портфолио в вузе. С позиций образовательного менеджмента уточнены понятия «веб-портфолио и «организационно-методическое обеспечение внедрения». Раскрыты сущность принципов системности, перехода от функционирования к развитию, преемственности и интеграции деятельности, участия и ответственности, контролируемости процесса внедрения. Дано описание диагностического инструментария, позволяющего выявить и оценить необходимость и достаточность организационно-методического обеспечения внедрения электронного портфолио.

Ключевые слова: электронное портфолио, организационно-методическое обеспечение, организационно-управленческая диагностика, образовательный менеджмент, метод экспертных оценок, высшее образование.

Annotation. The article is aimed at solving the problem of insufficiently developed organizational and managerial aspects of the introduction of e-portfolio in the university. From the perspective of educational management, the concepts of «web portfolio» and «organizational and methodological support for implementation have been clarified». The essence of the principles of consistency, the transition from functioning to development, continuity and integration of activities, participation and responsibility, the controllability of the implementation process is disclosed. A description is given of diagnostic tools to identify and evaluate the need and sufficiency of organizational and methodological support for the implementation of e-portfolio.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.