ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.4 ББК 74.268.1
Л.А. Басова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕГЛОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Рассматривается проблема формирования качеств чтения как результата развития универсальных учебных действий и как основы интеллектуального развития человека в течение всей жизни; приведены методы и приемы формирования беглого, осознанного, правильного чтения, скорочтения, гигиенические требования к чтению текстов.
Ключевые слова: беглость, осознанность, смысловое чтение, навык чтения, тех-
го со о о го
Ш
<
ника чтения.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования [5] устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу основного общего образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться. В разделе 11.1 «Филология. Литература» говорится об осознании значимости чтения, о понимании роли чтения, об использовании разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); об умении осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Данные требования стандарта [5] невозможно реализовать, не обучив ребёнка смысловому чтению. Чтение - это основной источник получения информации для человека, которую необходимо анализировать и применять в различных
жизненных ситуациях. Но за последние 70 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два, три раза. А определённые функциональные возможности ребёнка остались теми же. Каждое слово, прочитанное ребёнком, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание ребёнком этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем - и то, и другое, в четвёртом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, связанное с ним. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Восприятие текстов школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей:
• фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
• неумение провести анализ и синтез прочитанного;
• зависимость от небольшого жизненного опыта;
• яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность;
• превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
• недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи;
• преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Современная методика предполагает такую читательскую деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, приобщает ребёнка к культурной традиции, погружению в мир литературы, развитию и познанию собственной личности. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все эти качества взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому подготовка чтеца должна строиться с учётом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Ещё важнее иметь систему при изучении любых художественных произведений
Каждый урок чтения должен быть уроком сознательного чтения. Поэтому проследим основные приемы и методы обучения ребёнка беглому и осознанному чтению.
Вести речь о правильности и беглости чтения имеет смысл лишь тогда, когда ученик понимает текст. Кто из учителей не хочет, чтобы его дети читали осмысленно и быстро? Добиться этого нетрудно. Мы в своей практике применяем как собственную систему упражнений, так и некоторые рекомендации других методистов. В основу положены труды харьковского методиста И.Т. Федоренко [4]. Он рекомендует слуховые и зрительные диктанты, быстрое чтение и чтение с убыстрением. Для развития угла зрения детей используются слоговые пирамид-
ки. А для развития периферического зрения - цифровые таблицы Шульте [1].
Интересную методику выработки беглого чтения разработал В.И. Зайцев [1]. Он считал, что совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики 5 класса, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов - на «4», 90 - на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, многие ученики 7 класса читают в темпе 120 слов в минуту.
Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем осознаннее воспринимается прочитанное. Впечатления от отдельных слов интегрируются, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении ученики теряют начало фразы, не дочитав ее до конца.
Уже в 8 классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов. Не трудно подсчитать, что ученик, читая в темпе 80 слов в минуту, затратит около полутора часов только на то, чтобы один раз прочитать тексты. А так как низкая скорость чтения мешает восприятию, он должен читать дважды, трижды. Вот почему он учит уроки от случая к случаю, а тот, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить.
Использование приемов и методов правильного и беглого чтения дает возможность даже наиболее слабых, в педагогическом отношении, детей научить быстро читать. Скорость процессов, которые сопровождают чтение, зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых воспри-
го со о
СО
го о. Ю О
го со н
о ф
т го
ф
э _0 со о с=
о Ё го
т о
0
1
ГО к
I
ф
т ^
ю о
ю рг
со О
_ о
-О I СО ш
го
I
о о
ГО I
о ГС
я °
ц
и
го со о о го
ш
<
с;
ятий - это количество слов, запоминаемых школьником от одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий -понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда - происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца - это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксации, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста. Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. У школьников нужно вырабатывать навык антиципации, то есть умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих. Этот процесс у человека, который привык быстро читать, происходит автоматически, незаметно, но на начальном этапе обучения детей необходимо приучать осознавать все его тонкости [2].
При работе с плохо читающими учениками, можно добиться цели путем решения следующих промежуточных задач: увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения; формирования устойчивости внимания; предупреждения регрессий при чтении; пополнения словарного запаса; развития артикуляционного аппарата.
Как это ни парадоксально, но опыт показывает, что развитию навыков чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты; списывание текста; конспектирование статей учебника. Уменьшение объема домашних письменных заданий -одна из главных причин низкой техники чтения учащихся! Поэтому нужно обращать особое внимание на письменные упражнения.
Устные упражнения по технике чтения следует проводить от трех до пяти раз в неделю. Это дает возможность за
три недели увеличить скорость чтения вслух до 250 слов , и до 300 - про себя.
При выполнении упражнений по списыванию ученики должны несколько раз прочитать текст, а затем стараться как можно реже заглядывать в него. Но так как современные учебники насыщены научными терминами и трудными для чтения словами, нами это упражнение усложнено и проводится следующим образом: ученики читают отрывок (5-10 строк) из учебника по литературе, потом пересказывают его дословно с опорой на текст. Затем учебник закрывается,и он пишет прочитанное по памяти, открывая книгу только в случае крайней необходимости. Каждый раз за последним, написанным до обращения к тексту, словом ставится вертикальная черта. Благодаря этому мы осуществляем контроль за тем, как увеличивается объем зрительных восприятий ученика.
У многих детей артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. Поэтому урок литературы начинается, обычно, со скороговорок. Специально подобранные скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе, такие сложные, как заикание, значительно улучшают дикцию и тембр голоса.
Если у ученика слишком занижена техника чтения, то мы применяем прием многократного «чтения за диктором». Это упражнение можно выполнять коллективно, всем классом. Для этого класс разбивается на пары. В каждой паре один из школьников должен уметь читать быстро. Также применяем прием многократного чтения двух-трех строк с убыстрением. Дети трижды читают в темпе скороговорки две-три знакомые строки и точно в таком же темпе продолжают чтение незнакомого текста, при этом скорость его некоторое время сохраняется высокой. Пусть ученик сможет произнести быстро только одну строчку или несколько слов, но у него появится уверенность в том, что он сможет научиться бегло читать незнакомый текст.
Для повышения темпа чтения можно порекомендовать очень быстрое постукивание карандашом или ручкой, которую нужно держать двумя пальцами, сжимать несильно; ладонь и локоть при этом не должны лежать на парте.
Если эти приемы использовать не реже трех раз в неделю, то ученик, читающий 60 слов в минуту, обучится быстрому чтению за месяц.
Следует иметь в виду, что скорочтение - это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить. Это качественно более высокий уровень интеллекта [1]. Приемы скорочтения можно использовать на уроках русского языка и литературы. В начале урока литературы ученики могут сделать пятнад-цатисекундный самозамер техники чтения вслух и про себя. Они подсчитывают количество прочитанных слов и записывают результат в тетрадь. Так как уже после первых упражнений их скорость чтения возрастает, то сопоставление новых результатов со старыми имеет важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.
Обучая детей чтению в темпе скороговорки, нужно объяснить, что гласные длинных ударных слогов произносятся четко, безударных - очень коротко и почти неслышно, в отличие от согласных звуков. С помощью приема «Буратино» можно выучить первую скороговорку. Делается это так: ученики ставят согнутую в локте руку на парту; то же самое делает учитель. Как бы имитируя рукой движения метронома, он задает темп чтения, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью.
Федоренко И.Т. [4] рекомендует слуховые и зрительные диктанты, и мы, вслед за автором, используем их на уроках русского языка. Предложения слуховых диктантов читаются только один раз, зрительных - показываются на четыре-семь секунд. Ребятам следует в образной форме разъяснить понятия о слуховых и
зрительных восприятиях, показать, что это как бы окошечки в окружающий мир. И чем они шире распахнуты, тем полнее и острее воспринимает человек окружающую действительность. Дети должны знать, что предложения слуховых диктантов записываются с новой строки и нумеруются. Когда работа закончена, предлагаем прочитать каждое предложение шесть раз в темпе скороговорки.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаем следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения: чтение предложений, прого-варивание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке «ситуацию успеха».
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30-35 минут. Об этом нельзя забывать, иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Осознанность чтения - это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
По мнению Н.Н. Светловской [3], сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, что он здесь не понимает.
Мы считаем, что показателями осознанного чтения ученика является его способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:
• Что я чувствую, когда читаю?
• Почему именно так я чувствую, переживаю?
• Что дает мне возможность именно
так оценить произведение?
го ш о со ГО Q. Ю О
ГО CG
н
о ф
т го
ф
э _0 ш о с= ü о Ё го
т о
0
1
ГО к
I
ф
т ^
ю о
ю £
со О
_ о
-О I ш ш
го
I
о о
ГО I
о ГС
я °
и
и
го со о о го
ш
<
с;
Проверку осознанности чтения обычно проводим в ходе беседы по прочитанному, которые ориентированы на уровни восприятия:
1 уровень - фактическое содержание;
2 уровень - понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей;
3 уровень - собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В 5 классе очень широко используем работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если дети одной группы читают отрывок, то другие не просто слушают, но и потом пересказывают его, и наоборот. Причем, пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением. Это зависит от задания.
Также используем «чтение - спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», нужно найти ответы на заданные вопросы. Обязательно пользуемся толковым словарем, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Помогает и работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами. Используем творческие задания: составить текст (тексты подбираются к теме урока); составить предложения к теме урока; закончить рассказ.
Важна работа с текстом учебника, в процессе которой учим детей осознанной работе с текстом. Здесь возможны следующие варианты заданий:
прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске; расположи вопросы по порядку содержания текста; зачитай ответ на 2-й вопрос; задай вопросы по тексту или по части текста;
определи, сколько частей в тексте; поработай над заголовком; найди в тексте описание героя, природы и др.;
составь кроссворды по тексту; подбери пословицы и поговороки, раскрывающие тему текста; перескажи по вопросам и без них;
• составь план текста;
• подбери иллюстрации к тексту;
• по иллюстрации определи содержание текста;
• восстанови «разрушенные тексты»;
• определи главную мысль текста по заголовку;
• по иллюстрациям к тексту определи его содержание.
Не следует забывать о дыхательной гимнастике и подготовке голоса.
М.Р. Львов [2] на первое место ставит «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».
Формировать навык владения дыханием и голосом мы предлагаем с помощью следующих упражнений:
1) « задуйте свечу» сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух; задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов;
2) «в цветочном магазине» представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2-3 раза). При работе над текстами не следует
забывать и о здоровье - глазам нужен отдых. И в этом смысле мы пользуемся пятью золотыми правилами гигиены зрения.
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.
Правило 3. Никогда не читать лежа и в условиях отсутствия комфорта, например, слабое освещение, во время поезд-
ки в транспорте. Помните: расстояние от текста до глаз - 33 см.
Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.
Эксперименты, проводимые нами за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку, и по математике. Это можно отметить по результатам проверки чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.
В ходе исследования по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т. е. создать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложняя их.
Исторически над вопросом осознанности чтения работали и философы, и педагоги, но яркую концепцию предложил К.Д. Ушинский, который утверждал, что художественное произведение - это «как окно, через которое мы должны показать ребёнку ту или другую сторону жизни. Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [цит. по 3].
В связи с этим отметим, что учителю лишь следует выбирать такие приёмы и методы, чтобы ребёнок с радостью воспринимал урок. Именно с радостью, а не с развлечением. Всякое дело должно быть основано на труде и принесении пользы себе и окружающим тебя людям. Осознание этого заставляет ребёнка учиться читать и понимать происходящее вокруг, а это во все времена было интересно.
Библиографический список:
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.
2. Львов М.Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку. -М.: Вентана-Граф, 1997.
3. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980.
4. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев,1980.
5. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012.
го ш о со ГО Q. Ю О
ГО CG
н
о ф
т го
ф
э _0 ш о с= ü о Ё го
т о
0
1
ГО к
I
ф
т ^
ю о
Ю £ со О
_ о
-О I
ш ш
го
I
о о
ГО I о *
я °
И
И