Научная статья на тему 'Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения "про себя'

Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения "про себя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЧТЕНИЕ "ПРО СЕБЯ" / ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ / ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ / БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ / ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ / SEVERE SPEECH DISORDERS / READING SILENTLY / TECHNICAL SIDE OF READING / SEMANTIC SIDE OF READING / READING CORRECTNESS / READING FLUENCY / UNDERSTANDING OF READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекмагомбетова Зарина Эрмулатовна

В статье представлен методический подход к формированию у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя». Сообщается о логопедической работе в несколько этапов. Отмечается, каким образом строится логопедическая работа в рамках каждого этапа. Поясняется, из каких направлений состоит каждый этап работы, какие задачи следует реализовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекмагомбетова Зарина Эрмулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения "про себя»

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

ART 186083 УДК 376.3

Бекмагомбетова Зарина Эрмулатовна,

магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический уни верситет», г. Омск zarinka-001@mail.ru

Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя»

Аннотация. В статье представлен методический подход к формированию у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя». Сообщается о логопедической работе в несколько этапов. Отмечается, каким образом строится логопедическая работа в рамках каждого этапа. Поясняется, из каких направлений состоит каждый этап работы, какие задачи следует реализовать. Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, чтение «про себя», техническая сторона чтения, семантическая сторона чтения, правильность чтения, беглость чтения, осознанность чтения.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Особое значение формирование навыка чтения «про себя» представляет для такой категории детей, как дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), поскольку для тяжелых нарушений речи характерно недоразвитие звуковой, лексической, грамматической сторон речи, что отражается на становлении письменной речи младших школьников. Вследствие необходимости изучить процесс формирования навыка чтения «про себя» и реализовать обучение учащихся четвертого класса с ТНР навыку чтения «про себя» нами были определены этапы логопедической работы.

Комплексная логопедическая методика по формированию навыка чтения «про себя» была разработана с учетом общедидактических и методических принципов в соответствии с методиками О. И. Азовой, Н. Г. Андреевой, О. А. Величенковой и М. Н. Русецкой, Ю. А. Гузий, И. В. Прищеповой.

Нами были определены два этапа логопедической работы: подготовительный и основной. На подготовительном этапе младшие школьники с ТНР овладевают навыком правильного, беглого и осознанного чтения вслух, также происходит развитие лексической и грамматической сторон речи. На основном этапе у младших школьников с ТНР формируется техническая и смысловая сторона навыка чтения «про себя». В соответствии с этим целью подготовительного этапа является развитие компонентов навыка чтения вслух у младших школьников с ТНР. Цель основного этапа - формирование навыка чтения «про себя» у младших школьников с ТНР.

Для реализации целей, представленных выше, нами были выделены направления работы в рамках двух этапов (см. рис. 1). Согласно выделенным направлениям нами осуществлялось формирование молчаливого чтения на подгрупповых логопедических занятиях.

Логопедическая работа на подготовительном этапе включает в себя три направления: формирование навыка правильного чтения вслух, формирование навыка беглого чтения вслух, формирование навыка осмысленного чтения вслух.

В рамках данных направлений необходимо реализовать определенные задачи, которые позволяют с учетом приобретенных умений младших школьников двигаться далее к следующим составляющим подготовительного этапа.

Рассмотрим задачи в рамках каждого направления на подготовительном этапе.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

Рис. 1. Этапы логопедической работы по формированию навыка чтения «про себя»

Для формирования навыка правильного чтения следует ориентироваться на выявленные типы ошибок при чтении. В данном случае наиболее распространенными являются ошибки, природа которых связана с недоразвитием фонематического слуха и зрительных представлений младших школьников с ТНР. В связи с этим мы считаем целесообразным реализацию таких задач, как развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем); развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие зрительного восприятия [1].

Для формирования правильного чтения вслух задания необходимо подбирать с учетом общего и речевого развития младших школьников с ТНР. Как отмечалось выше, во внимание необходимо брать выявленные типы ошибок при чтении. Однако следует ориентироваться и специфику развития навыка чтения данной категории детей, поскольку дети с ТНР являются детьми с особыми образовательными потребностями и их читательские навыки отличаются от навыков детей возрастной нормы.

Для эффективной логопедической работы по формированию правильного чтения необходимо использовать специальные упражнения, которые будут способствовать точному воспроизведению слоговых структур слов, целых слов. Работа логопеда начинается с самого простого - дети учатся отличать сходные слоги, затем слова; постепенно

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

предъявляемые задания усложняются. В рамках данного направления успешными окажутся различные виды заданий, с помощью которых дети преодолевают собственные ошибки при чтении. Например, задания, направленные на дифференциацию сходных слогов и слов; чтение слогов и слов по подобию; чтение слов в слоговой разбивке, целиком; чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами и др. [2]

Успешными в данном направлении окажутся задания такого типа: учащимся предлагается прочитать слова, повторить неударные слоги скандированно, а ударные - нараспев, плавно. Затем младшим школьникам необходимо «зашифровать» слова: неударный слог обозначить маленьким крестиком, ударный - большим (например: мошка -Хх).

Например: чудеса, избушка, князь, темница, королевич, дорожки, русалка,

Комплекс таких специальных тренировочных упражнений позволит детям с ТНР совершенствовать их зрительное восприятие, развитие фонематического слуха, что дает возможность постепенно овладеть навыком правильного чтения.

Для детей с ТНР особую сложность представляет навык беглого чтения, поскольку для высокого темпа чтения необходима постоянная тренировка артикуляционного аппарата, поскольку дети с ТНР имеют недоразвитие многих компонентов устной речи, что существенно затрудняет формирование навыка беглого чтения. Поэтому для эффективной логопедической работы по формированию данного навыка необходима многократность предъявляемых упражнений и развитие зрительного восприятия. Соответственно, эффективной окажется реализация следующих задач: развитие речевого аппарата; работа над развитием зрительной памяти.

В ходе логопедической работы следует подбирать задания, которые также соответствуют читательским умениям младших школьников с ТНР. Прежде всего, для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении, в связи с чем в начале занятий логично проводить «речевую разминку».

Также эффективными окажутся такие виды заданий, как: чтение по абзацам на основе указаний логопеда; чтение с эстафетой; выборочное чтение; воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон; разделение текста на части,

К примеру, в рамках данного этапа целесообразно использовать задания, заключающиеся в тренировке в чтении однокоренных слов разных частей речи.

Речевой материал: вода, водный водяной. водоемг водянистый, водичка, водопровод, водопроводчик, водопад, водокачка, подводник водолей,

Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читались плавно, хором, вместе с логопедом. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух. Комплекс таких заданий позволит учащимся с ТНР постепенно овладеть навыком беглого чтения.

Осознанность чтения представляет собой овладение наиболее полным пониманием текста, что достаточно долгое время оказывается сложным для детей с ТНР. Для эффективной логопедической работы детям следует давать разнообразную работу с текстовым материалом, которая должна быть реализована в следующих задачах: развитие лексико-грамматического строя речи; развитие смысловой догадки; формирование умения анализировать смысловую структуру текста [5].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

Работу следует выстраивать поэтапно: сначала предъявляются задания на уровне слов и предложений - предполагается понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; затем понимание отдельных предложений и их связи между собой; далее понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности. После следует осуществлять работу на уровне текста: развивать понимание общего смысла всего текста, осмысление подтекста произведения, позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Осознанность чтения можно осуществлять с помощью следующих видов заданий: беседа по прочитанному материалу; работа над планом прочитанного произведения; различные виды словарной работы; творческий пересказ [6].

Речевой материал: голубь сизокрылый чубатый, белый, почтовый, домашний, дикий, серый; собака сторожит, грызет, лежит, бежит спит, лижет, лает, рычит; летит пух, самолет, листок, птица, стрекоза, стрела, парашют, шляпа [7].

Различные варианты словарной работы позволяют расширять и обобщать знания о предметном мире младших школьников с ТНР, что значительно обогащает лексическую сторону речи. Например, успешным окажется задание, в котором детям необходимо подбирать однокоренные слова к разным частям речи: к существительному прилагательные, глаголы, к глаголу существительные и т. п.

Обобщая изложенное выше, отметим, что на подготовительном этапе реализуются направления, которые позволяют достичь высоких результатов в чтении вслух. Переход на основной этап происходит, как только младшие школьники с ТНР овладевают правильным, беглым, осмысленным чтения вслух, и смогут преодолеть лексические и грамматические ошибки. Высокий уровень громкого чтения является базой для формирования не только технически правильного, но и осмысленного молчаливого чтения.

Рассмотрим направления основного этапа формирования навыка чтения «про себя».

Итак, логопедическая работа на основном этапе включает в себя два направления: формирование технической стороны навыка чтения «про себя» и формирование смысловой стороны навыка чтения «про себя».

На основном этапе также представлены решаемые задачи каждого направления и конкретизированы данные направления работы.

В рамках первого направления - формирование технической стороны навыка чтения «про себя» - логопедическая работа состоит в формировании способа чтения «про себя» и предусматривает следующие задачи: развитие зрительного восприятия; развитие силы голоса (громко, тихо, шепотом, безмолвно).

В соответствии с данными задачами мы выделяем пять этапов работы по формированию способов чтения «про себя».

Формирование способа чтения громким шепотом является первой ступенью навыка чтения «про себя». На данной ступени младшие школьники в полной степени используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, что отражается и на участии в процессе чтения голосовой системы. В логопедическую работу на данном этапе входит тренировка силы голоса при чтении с целью постепенного чтения без участия голоса. Поэтому рекомендуется проводить упражнения, в которых младшие школьники будут учиться говорить громким шепотом, отражая речь логопеда. Необходимо подбирать задания, в которых младшие школьники могут работать поочередно, в парах и самостоятельно, отражая нужную степень артикуляции в устной речи. Например, логопед дает инструкцию, в которой поясняет, каким образом должна производиться артикуляция, затем дети поочередно говорят громким шепотом. Постепенно включается работа с текстами: младшим школьникам предлагается читать тексты громким шепотом.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

Целесообразно использовать задание, где учащимся необходимо читать хором жужжащим чтением, затем прочитывать индивидуально. Например, логопед использует в ходе задания метод дирижирования, с помощью которого показывает усиление или уменьшение силы голоса, темпа при помощи рук, в свою очередь, младшие школьники прочитывают текст. Можно использовать специально подобранные стихотворения с последующим их прочтением, в которых также предлагаются задания на регуляцию силы голоса, и учащиеся обучаются прочитывать громким шепотом.

Формирование способа чтения тихим шепотом является второй ступенью молчаливого чтения. На данной ступени младшие школьники в полной степени используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, что отражается и на участии в процессе чтения голосовой системы. На данном этапе необходимо осуществлять логопедическую работу, в рамках которой младшие школьники постепенно будут прочитывать без участия голоса. В связи с этим логопед на каждом занятии использует задания, в рамках которых дети отражают артикуляцию и темп речи логопеда.

Младшие школьники должны научиться говорить тихим шепотом, для этого, например, логопед может загадать слово и произнести тихим шепотом, дети должны угадать загаданное слово и повторить его произнесение. Параллельно с этим логопед использует задания на развитие зрительного восприятия, когда дети должны учиться фиксировать взгляд и бегло читать тихим шепотом. По мере развития беглости младшие школьники работают с различными текстами. Целесообразно использовать задания, которые продолжают работу по регулированию силы голоса. К примеру, скороговорки читаются вначале безмолвно, только глазами без артикуляции, после этого - безмолвно, но с артикуляцией, далее громко, но медлительно, и, наконец, громко и стремительно три раза:

«В четыре с четвертью часа Четыре черненьких курчавеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.

Формирование шепотного чтения соотносится с третьей ступенью навыка чтения «про себя». На этой ступени наблюдается незначительная активность речедви-гательного анализатора младших школьников, но полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Логопедическая работа осуществляется в рамках развития зрительного восприятия, большой упор делается на увеличение скорости прочитанного материала. Дети уже в большей степени ориентируются только на зрительную составляющую, для этого используются задания, в которых могут быть выделены слова другим цветом или присутствуют разные виды шрифта. Далее включаются различные виды заданий, в рамках которых дети читают шепотом короткие предложения, логопед постепенно увеличивает темп чтения. Поэтому на каждом занятии логопед уделяет время обучению детей тихому шепоту.

Формирование молчаливого чтения является четвертой ступенью навыка молчаливого чтения. В процессе такого чтения работа речедвигательного анализатора у младших школьников полностью переходит в скрытый режим. Для перехода на данную ступень продолжается работа в рамках развития зрительного восприятия и обучения чтению без участия голоса (безмолвно).

Формирование автоматизированного чтения «про себя» является завершающей ступенью данного навыка и демонстрирует технически сформированное молчаливое чтение. Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса чтения. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз. Логопедическая

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

работа на данном этапе продолжается в рамках задач, представленных выше. В данном случае младшие школьники автоматизируют свои читательские умения и увеличивают скорость чтения «про себя».

Вторым направлением основного этапа является формирование смысловой стороны чтения «про себя». Задачами в рамках данного направления являются: развитие умения находить общий и скрытый смысл текста; развитие понимания сложных логико-грамматических конструкций; развитие умения соотносить смысл прочитанного текста с пословицами и поговорками [8].

Логопедическая работа в рамках данного направления предполагает последовательную работу, состоящую из нескольких этапов: развитие понимания читаемых слов; развитие понимания читаемых словосочетаний; развитие понимания читаемых предложений; развитие понимания читаемых текстов (описательных, повествовательных, условий задач, текстов-рассуждений, текстов в стихотворной форме) [9].

Каждый из представленных выше этапов состоит из нескольких частей. Вначале логопедическая работа осуществляется на визуальном уровне. В данном случае младшие школьники работают с наглядным материалом, например, подбирают картинный материал к прочитанному тексту литературного произведения. Далее младшие школьники выполняют задания на подбор вербальных средств, а именно предлагаются задания на объяснение значения прочитанного «про себя» слова или словосочетания, подбор близкого по смыслу слова, разъяснение прочитанных в переносном смысле слов и словосочетаний и др.

Первым этапом является развитие понимания читаемых слов. Логопедическая работа начинается с работы с наглядным материалом, младшие школьники, уже прочитывая текст «про себя», подбирают картинный материал к конкретным словам в тексте. Ведутся различные варианты словарной работы, учащиеся выполняют как устную словарную работу, так и письменную. Для этого подбираются задания к прочитанному тексту. Постепенно учащиеся выполняют задания на подбор синонимов, обобщение групп слов и др.

Например, дети работают с изученным ранее литературным произведением. Младшим школьникам необходимо прочитать «про себя» отрывок текста и выполнить словарную работу с выделенными словами:

«В толпе могучих сыновей, С друзьями; в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили.

Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостями [10].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

Следующим этапом является развитие понимания читаемых словосочетаний. В соответствии с этим направлением также осуществляются различные виды словарной работы. Реализуются задания на соотношения значений различных словосочетаний, умения объяснять значение предъявляемых словосочетаний как в прямом, так и в переносном смысле. Логопедическая работа ведется на визуальном уровне с использованием картинного материала, затем на вербальном уровне, с использованием речевого материала согласно тематике.

К примеру, также осуществляется работа с уже изученными произведениями. Ребятам необходимо подобрать синонимы, однокоренные слова; осуществлялись и другие виды работ. Выбираются отрывки, которые необходимо прочитать, и требуется ответить на вопросы:

«Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный пушистый снег и красил в белов мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и топкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков: между теми и другими была существенная разница первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания> [11]

После прочтения отрывка «про себя» младшим школьникам задавались вопросы и задания такого типа:

- Как вы понимаете словосочетание «поле зрения»?

- Что означает словосочетание «темнел воздух»?

- Найдите в тексте словосочетание «существенная разница» и подберите к нему синонимичное и др.

Развитие понимания читаемых предложений является следующим этапом. Развитие данного навыка начинается с простых заданий, направленных на развитие понимания и совершенствование языкового оформления текста. Используются задания, которые способствуют называнию слов из прочитанного текста, наиболее характерных для описания определенного персонажа или действия, также задания с подбором синонимов к описываемым предметам и явления и различные варианты словарной работы. Логопедическая работа осуществляется как с наглядным, так и с речевым материалом.

Последним этапом является развитие понимания читаемых текстов. Большое внимание уделяется задаваемым вопросам по содержанию текста, необходимо использовать разнообразные вопросы на понимание, на высказывание собственного отношения ребенка к прочитанному, необходимо осуществлять анализ прочитанных текстов. Постепенно в логопедическую работу необходимо включать задания на развитие умения выделять главную мысль текста и находить опорные слова.

Эффективным окажется прием, в котором ребятам предлагается задание на соотношение нескольких частей текста (из литературного произведения) с иллюстрационным материалом. После работы с наглядным материалом следует выбрать один текст и осуществить его анализ с помощью вопросов.

Приведем пример одного фрагмента текста, который необходимо соотнести с иллюстрационным материалом (см. рис. 2).

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

«На верхней полке, до которой Фриц и Мари не могли дотянуться, стояли самые дорогие и красивые игрушки сделанные крестным Лроссельмейером На полке под ней были расставлены всякие книжки с картинками, а на две нижние Мари и Фриц могли ставить все: что хотели. На самой нижней Мари обычно устраивала комнатки для своих кукол, а на верхней Фриц расквартировывал своих солдат. Так и сегодня Фриц поставил наверх своих гусар, а Мари отложив в сторону старую куклу Трудхен устроила премаленькую комнатку для новой подаренной ей куколки и пришла сама к ней на новоселье» [12].

Рис. 2. Наглядный материал к заданию на развитие понимания читаемых текстов

Итак, способ молчаливого чтения базируется на общем уровне развития читательских навыков каждого конкретного ученика и составляет техническую сторону навыка чтения «про себя», которая отрабатывается на основном этапе. На основном этапе используются также задания, с помощью которых увеличивается скорость данного навыка, осмысленность прочитанного материала, с помощью таких заданий формируется смысловая сторона навыка чтения «про себя».

Таким образом, формированию навыка чтения «про себя» способствует комплексная методика, направленная не только на развитие устной речи, совершенствование анализа и синтеза звучащей речи, но и на формирование визуального восприятия, правильности, беглости, осмысленности навыка чтения вслух, а также на формирование компонентов чтения «про себя». Реализация разработанной методики возможна в рамках коррекционно-развивающих мероприятий школьными логопедами, в частных центрах коррекции и развития речи, учителями-логопедами в детских учреждениях дополнительного образования и других учреждениях, осуществляющих логопедическую помощь детям школьного возраста.

Ссылки на источники

1. Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М., 2015. - С. 21-47.

2. Прищепова И. В. Методика коррекции дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПГУПМ, 2000. - С. 25-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Андреева Н. Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (Ш-М ур.) // Школьный логопед. - 2008. - № 1 (22). - ^ 29-41.

4. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. И. Азова; под ред. Т. В. Волосовец. - М.: РУДН, 2007. - С. 14-20.

5. Там же.

6. Андреева Н. Г. Указ. соч.

7. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. - С. 15.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Бекмагомбетова З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвертого класса с тяжелыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V9. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186083.htm.

8. Андреева Н. Г. Указ. соч.

9. Гузий Ю. А. Нарушение формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 2007. - С.12-13.

10. Пушкин А. С. Руслан и Людмила // Собрание сочинений: в 10 т. - М.: ГИХЛ, 1959-1962.

11. Чехов А. П. Каштанка. - С. 1. - URL: http://www.libshare.ru/e_mag/view_good/2228/read.

12. Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король. - М.: Речь, 2015. - С. 5.

Zarina Bekmagambetova,

Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk zarinka-001@mail.ru

Complex speech therapy technique of forming silently reading skill in fourth-grade students with severe speech disorders

Abstract. The article presents a methodological approach to the formation of silently reading skill in the fourth grade students with severe speech disorders. Speech therapy work is divided into several stages. Speech therapy work is characterized for each stage. The author explains working aspects and tasks for each stage. Key words: severe speech disorders, reading silently, technical side of reading, semantic side of reading, reading correctness, reading fluency, understanding of reading. References

1. Velichenkova, O. A. & Ruseckaja, M. N. (2015). Logopedicheskaja rabota po preodoleniju narushenij chtenija i pis'ma u mladshih shkol'nikov, Moscow, pp. 21-47 (in Russian).

2. Prishhepova, I. V. (2000). Metodika korrekcii dizorfografii u mladshih shkol'nikov, SPGUPM, St. Petersburg, pp. 25-34 (in Russian).

3. Andreeva, N. G. (2008). "Razvitie pis'mennoj svjaznoj rechi mladshih shkol'nikov s narusheniem chtenija i pis'ma, obuslovlennym ONR (III—IV ur.)", Shkol'nyj logoped, № 1(22), pp. 29-41 (in Russian).

4. Azova, O. I. (2007). Logopedicheskaja rabota po korrekcii dizorfografii u mladshih shkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi: ucheb.-metod. posobie, RUDN, Moscow, pp. 14-20 (in Russian).

5. Ibid.

6. Andreeva, N. G. (2008). Op. cit.

7. Azova, O. I. (2007). Op. cit., p. 15.

8. Andreeva, N. G. (2008). Op. cit.

9. Guzij, Ju. A. (2007). Narushenie formirovanija chtenija "pro sebja"i ih korrekcija u uchashhihsja mladshih klassovobshheobrazovatel'nojshkoly: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.03, Moscow, pp.12-13 (in Russian).

10. Pushkin, A. S. (1959-1962). "Ruslan i Ljudmila", Sobranie sochinenij: v 10 t., GIHL, Moscow (in Russian).

11. Chehov, A. P. Kashtanka, p. 1. Available at: http://www.libshare.ru/e_mag/view_good/2228/read (in Russian).

12. Gofman, Je. T. A. (2015). Shhelkunchik i myshinyj korol', Rech', Moscow, p. 5.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 11.06.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 30.06.18 Опубликована Published 30.09.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Бекмагомбетова З. Э., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.