Научная статья на тему 'Приемы и методы оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника'

Приемы и методы оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севостьянова Е. О.

В статье описаны методы и приемы развития нравственной сферы личности старшего дошкольника, направленные на усвоение базовых этических понятий, правил и норм поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы и методы оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника»

4. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. - СПб.: Речь, 2006.

5. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов [Текст] / Л.Н. Рожина. - М.: Высшая школа, 2003.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ УСВОЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

© Севостьянова Е.О.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье описаны методы и приемы развития нравственной сферы личности старшего дошкольника, направленные на усвоение базовых этических понятий, правил и норм поведения.

Нравственность как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности - основная сфера взаимоотношения индивида и социума. Формирование нравственно-активной личности - основная задача воспитания. Нужно воспитывать такую личность, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у детей надо воспитывать высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, способность умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Нравственное развитие - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Это двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении [5].

Этические понятия становятся руководством к действию тогда, когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. О нравственной зрелости свидетельствуют наличие таких убеждений.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Имен-

* Аспирант.

но в этом возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание.

Нравственное развитие личности дошкольника обусловлено формированием личностных механизмов поведения, первичных этических инстанций, которые на основе моральной оценки приводят к появлению нравственных мотивов поступков и действий. Общий психологический механизм связан с интериоризацией и экстериоризацией базисных этических понятий. Частными психологическими механизмами развития нравственной сферы личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм и ценностей, подражание нравственным образцам, внешняя (моральные оценки взрослых) и внутренняя (моральная самооценка) оценка нравственного поведения и отношений ребенка [3].

По утверждению В.С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка [4]. В дошкольном возрасте впервые появляется эмоциональное отношение к моральным нормам, то есть начинается формирование внутренней мотивации морального поведения [1, 4]. Выготский Л.С. писал о дошкольном возрасте как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам и к другим людям, интенсивного формирования механизмов личностного поведения [2]. В процессе усвоения доступных ребенку этических понятий вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Так происходит развитие нравственной сферы личности.

Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Процесс нравственного развития длителен и непрерывен. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют психолого - педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Для полноценного нравственного развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий: повышать нравственный потенциал окружающей социальной микросреды (родители и педагоги); активность самого ребенка-дошкольника в освоении нравственного опыта и осуществлять психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника [3].

Процесс нравственного развития осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется с помощью нравственных бесед, положительного примера, убеждения, морального стимулирования, позитивной оценки, одобрения, подкрепления, игрового моделирования, моделирования нравственных ситуаций, анализа жизненных конфликтных и игровых ситуаций, решения моральных дилемм, рефлексии, вербализации нравственных чувств, организации успеха детей в игровой деятельности, игровых и реальных отношениях, игровой коррекции, психомышечной тренировки.

Здесь важно оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, речевой, двигательной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной и пр.).

Необходимо использовать этические беседы, проблемные ситуации, чтение художественной литературы, беседы о настроении, инсценировки, размышлялки, творческие, подвижные и музыкальные игры, способствующие развитию мотивационной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий и нравственных норм.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Данные беседы ориентированы на формирование нравственных знаний на основе знакомства с базисными нравственными категориями.

Беседы о настроении помогают развить у детей диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний. Такие беседы упражняют в способах управления и регуляции настроения, вырабатывают умение распознавать и мимически изображать различные эмоции и чувства.

Проблемные ситуации ставят ребенка в ситуацию нравственного выбора. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты. Проблемные ситуации способствуют формированию нравственного опыта, стратегий нравственного поведения, проявлению моральных переживаний ребенка.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. При слушании литературного произведения дошкольник стремится подражать любимым героям, он активно переживает события, в которых не участвовал. Ребенок, действуя в воображаемом плане, осознает мотивы поведения, при этом эмоциональное отношение к литературному герою отделяется от моральной оценки поступков.

Размышлялки способствуют саморефлексии и способности дифференцировать отрицательные и положительные черты характера героев, учат детей высказывать свою точку зрения и давать моральную оценку происходящему. С помощью размышлялок у дошкольников формируется способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев. Размышлялки побуждают к добрым поступкам, закрепляют этические понятия на конкретных примерах.

С помощью игровых действий и инсценировок у детей возникает нравственная аргументация, и они способны указать на общественную значимость поступков. Отрицательная моральная сторона поступков литературных героев, сверстников и окружающих людей вызывает у старших дошкольников протест и возмущение. Дети осознанно встают на сторону добра и отвергают зло. Инсценировки и игры учат дошкольников умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия с ним, вырабатывают осознанные представления о нормах поведения. Кроме того, учитывая игровой опыт, ребенок учится руководствоваться полученной суммой нравственных норм в повседневной жизни. В инсценировках и играх воспитывается умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми на основе развития гуманных чувств. Инсценировки нацелены на освоение этических категорий, которые способствуют развитию мотивов нравственного поведения. В них моделируются всевозможные нравственные ситуации.

Разнообразные игровые и тренировочные методы и приемы позволяют вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях.

Перечисленные методы и приемы направлены на формирование у старших дошкольников полноты, осознанности знаний и представлений о морально-этических нормах и правилах, нравственных ценностях, развитие стремления выразить личное отношение к окружающему, проявление адекватных эмоциональных реакций на поступки, формирование доброжелательных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, развитие умения оперировать ситуацией нравственного выбора, формирование моральной саморегуляции, развитие рефлексии саморефлексии, на повышение активности ребенка в освоении этических понятий.

Внедряя данные методы и приемы развития нравственной сферы дошкольников, нужно стремиться достичь того, чтобы способы поведения детей, их отношение к окружающим определялись внутренними побуждениями и личностными установками, их стремлением проявить личную инициативу, раскрыть и обогатить свой субъектный нравственный опыт.

Итак, все перечисленные выше приемы и методы оптимизации усвоения этических понятий в процессе формирования мотивационной направ-

ленности личности старшего дошкольника имеют коррекционную, развивающую и профилактическую направленность. Коррекционная направленность - коррекция негативных форм поведения; развивающая - формирование единства нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребенка-дошкольника; стимуляция активности детей в освоении этических категорий, нравственных эталонов, ценностей, норм, правил и нравственного опыта; формирование нравственной сферы личности дошкольника на основе освоение, усвоения и присвоения базисных этических категорий; обучение ребенка построению своих отношений с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений со стремлениями других людей; формирование представлений детей об этических понятиях и критериях оценок нравственных явлений; профилактическая - вооружение дошкольников осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в обществе; способствование снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей; формирование установки на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения и поведения; обучение способам адекватного проявления эмоционального состояние в коммуникативной сфере.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М.: Просвещение, 1996. - 437 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.

3. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. - СПб.: Изд-во «Амалтея», 2008. - 304 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2004. - 456 с.

5. Педагогичесчкая энциклопедия / Гл. ред. И.А.Каиров. - М.: «Советская энциклопедия», 1966. - Т. 3. - 880 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.