Научная статья на тему 'Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования'

Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПОСТУПКИ / ОЦЕНКА / МЕТОДЫ / CULTURE OF BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN / FORMATION OF CULTURE OF BEHAVIOR OF PRESCHOOL CHILDREN / MORAL BEHAVIOR / MORAL QUALITIES / ACTIONS / ASSESSMENT / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Статья посвящена изучению проблемы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста. В статье анализируется сущность феномена культуры поведения, обосновывается необходимость формирования основ культуры поведения у детей в период дошкольного детства. В статье рассматриваются основные методы развития морально-нравственных навыков и морального поведения дошкольников как основного фактора формирования их культуры поведения в условиях учреждения дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING A CULTURE OF BEHAVIOR OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF ESTABLISHMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the study of the problem of formation of culture of behavior of preschool children. The article analyzes the essence of the phenomenon of culture of behavior, substantiates the need for the formation of the foundations of culture of behavior in children during preschool childhood. The article deals with the main methods of development of moral skills and moral behavior of preschool children as the main factor in the formation of their culture of behavior in the conditions of preschool education.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования культуры поведения детей дошкольного возраста. В статье анализируется сущность феномена культуры поведения, обосновывается необходимость формирования основ культуры поведения у детей в период дошкольного детства. В статье рассматриваются основные методы развития морально-нравственных навыков и морального поведения дошкольников как основного фактора формирования их культуры поведения в условиях учреждения дошкольного образования.

Ключевые слова: культура поведения дошкольников, формирование культуры поведения дошкольников, моральное поведение, морально-нравственные качества, поступки, оценка, методы.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of culture of behavior of preschool children. The article analyzes the essence of the phenomenon of culture of behavior, substantiates the need for the formation of the foundations of culture of behavior in children during preschool childhood. The article deals with the main methods of development of moral skills and moral behavior of preschool children as the main factor in the formation of their culture of behavior in the conditions of preschool education.

Keywords: culture of behavior of preschool children, formation of culture of behavior of preschool children, moral behavior, moral qualities, actions, assessment, methods.

Введение. Современные условия развития отечественного социума выдвигают новые требования к организации процесса развития подрастающей личности с самых ранних периодов, которая должна стать самостоятельной, проявлять общественную активность, склонность к саморазвитию, обладать свойствами сознательно относится к себе, стремиться к признанию своей ценности другими, проявлять уважение к окружающим и заслужить его к себе со стороны других. В этой связи перед педагогами и родителями дошкольников возникает потребность в овладении формами, методами и средствами воспитанию культуры поведения детей как базового ценностного качества личности.

Изложение основного материала статьи. Согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования в раннем онтогенезе основ культуры личности и ее ключевых составляющих, таких как культура общения, гигиены, поведения и т.д. Данный период является наиболее благоприятным для решения указанной выше педагогической цели потому, что в его рамках начинают формироваться важные личностные образования, а именно:

- закладываются основы ценностных ориентаций личности;

- возникают первые мировоззренческие представления;

- наблюдается чрезвычайная пластичность психики;

- отмечается высокая эмоциональная восприимчивость;

- появляются такие личностные новообразования, как внутренние этические инстанции;

- формируется самооценка;

- появляется желание быть признанным в кругу сверстников и взрослых.

Вышеназванные характеристики являются определенными базисами, на которых формируются задатки характера и социализации личности маленького представителя общества, его отношение к окружающей действительности, к себе саму, к другим людям. Иными словами, в дошкольный период происходит усвоение ребенком нравственных норм поведения, формирование качеств, которые делают его полноценным человеком.

Детальный анализ психолого-педагогической литературы и реального практического опыта педагогической деятельности учреждений дошкольного образования позволяет утверждать, что формирование культуры поведения у дошкольников в условиях ДОО требует особого подхода педагогов к организации воспитательной работы. Ведь воспитание является одним из главных факторов формирования личности ребенка, благодаря которому реализуется программа его социализации, развиваются естественные индивидуальные задатки и способности.

Говоря о проблеме формирования культуры поведения детей дошкольного возраста, подчеркнем, что культура поведения - это составная часть культуры личности, выступающая внешним проявлением ее духовного богатства и внутреннего мира [2].

По нашему мнению, говоря о феномене культуры личности, невозможно обойти понятие ценностей. На основе теоретического анализа научной литературы можно заключить, что «ценности - это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами» [4, с. 294]. В свою очередь, моральные ценности представляю собой определенные идеи и явления, имеющие значимость для человека и общества [3, с. 382].

Морально-нравственная сторона культуры поведения предполагает способность человека при построении взаимоотношений с другими проявлять свои чувства социально допустимыми средствами, иными словами, проявлять навыки морального поведения личности.

По мнению В.С. Малахова, моральное поведение в науке рассматривается в широком и узком пониманиях. В широком смысле, поведение является моральным, если согласуется с требованиями морали, ее нормами и ценностями. В узком смысле, собственно моральным является только то поведение, которое основывается на осознанном выборе его субъектом и нацелено на активное утверждение определенных моральных ценностей [6].

Обобщая сказанное, уточним, что моральное поведение необходимо рассматривать как компонент общей культуры поведения личности. В таком случае способность личности в ситуации выбора соблюдать

моральное поведение указывает на высокий уровень развития ее культуры поведения. Таким образом, можно утверждать, культура поведения дошкольников базируется на наличии у них морально-нравственных качеств. В этой связи формирование основ культуры поведения дошкольников должно реализовываться путем развития сознательности, ответственности, уважения и других морально-нравственных качеств.

Для достижения цели по развитию морально-нравственных качеств дошкольников, по нашему мнению, в рамках учебно-воспитательного процесса учреждений дошкольного образования должны использоваться специальные методы обучения и воспитания, направленные на формирование всех компонентов культуры поведения детей, а именно: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого [2]. Методы, обеспечивающие формирование единства указанных компонентов можно поделить на несколько групп:

1. Методы, направленные на формирование морально-нравственных качеств и морального поведения воспитанников путем выработки опыта поведения согласно моральным нормам и правилам. К данным методам отнесем следующие:

- привлечение ребенка к выполнению определенных правил поведения;

- показ и объяснение способов поведения;

- анализ примеров поведения взрослых, сверстников, литературных героев;

- создание ситуаций, требующих проявления морального поведения (морального выбора).

2. Методы, направленные на формирование морального сознания: обогащение знаний о моральных понятиях, усвоение нравственных представлений, и разъяснение нравственных норм и правил. К данной группе методов относятся следующие:

- прослушивание (чтение) произведений художественной литературы и беседы по их содержанию;

- коллективное обсуждение действий и поступков персонажей;

- рассматривание иллюстративного материала и составление детьми рассказов;

- решение морально-этических проблемных ситуаций;

- дидактические игры и упражнения на решение задач морально-этического содержания;

- использование образцов фольклора;

- игры-драматизации по содержанию художественных произведений;

- конкурсы, викторины;

- решение кроссвордов;

- художественная деятельность;

- проведение этических бесед.

3. Методы стимулирования моральных качеств и чувств:

- вхождение в роль положительного героя художественного произведения;

- дискуссии по оценке поведения и поступков сверстников;

- одобрение моральных поступков со стороны педагогов;

- мотивация к осуществлению моральных поступков [1].

Особое значение среди методов, направленных на развитие морально-нравственных качеств воспитанников и формирование культуры их поведения, имеет применение элементов рефлексивно-эксплицитного метода. Педагогический потенциал данного метода заключается в том, что благодаря ему дошкольники учатся основам самоанализа своих поступков, сосредотачивать внимание на изучении собственного внутреннего мира, анализировать последствия поступков: своих и чужих. Эксплицитная составляющая метода позволяет воспитанникам выразить свои переживания словами, проявить особенности собственного индивидуального мировосприятия.

С целью формирования всех составляющих культуры поведения дошкольников указанные методы целесообразно применять интегрировано, в том числе усиливая их эффект путем использования современных информационно-коммуникативных технологий для визуализации и озвучивания наглядного и тематического материала. Среди указанных методов, ввиду того, что в дошкольном возрасте наблюдается расхождение между знаниями, эмоциональными проявлениями и действиями, именно игровые методы, заключающиеся в проигрывании ситуаций морального выбора поступка, позволяют обогатить жизненный опыт каждого ребенка, повысить уровень социализации, морального сознания, морального поведения и, как следствие, культуры поведения дошкольника.

По мнению Д.В. Шевцовой, результат использования методов будет эффективным при соблюдении следующих требований:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;

- метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным. Каждый метод должен быть весомым и значимым;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

- методы воспитания необходимо применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

- применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;

- преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия;

- применение методов в комплексе, во взаимосвязи [7].

По словам Д.В. Шевцовой, формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически, планомерно и поэтапно [7].

С.В. Петерина выделяет три этапа процесса формирования навыков культурного поведения.

Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, обучение необходимым способам действий и упражнение в них. На этом этапе устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни. На данном этапе используется система упражнений, игр-занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.

Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. То есть, на этом этапе происходит объединение отдельных действий, навыков и их закрепление. В рамках данного этапа широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фото- и видеопособий, художественной литературы.

Третий этап предполагает закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях. В его рамках реализуется закрепление культурного поведения детей в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, пример, контроль) [5].

Выводы. Учитывая тот факт, что период дошкольного детства является сенситивным для формирования основных личностных образований, именно в данный период максимальное внимание педагогов дошкольного образования должно быть направлено на формирования основ культуры поведения как ведущего условия социализации детей в рамках ДОО и адаптации их на следующих уровнях образования.

Эффективность формирования основ культуры поведения дошкольников в условиях ДОО должно базироваться на реализации педагогической деятельности, направленной на развитие морально-нравственных качеств дошкольников и формирование морального поведения, сформированность которых является ведущим фактором развития культуры поведения детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 678-681.

2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М., Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2005. - 448 с.

4. Культурология. XX век. [Энциклопедия]. В 2-х т. // Гл. ред. С. Левит. - СПб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. - Том 2. М-Я. 1998. -370 с.

5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1996. - 142 с.

6. Современная западная философия: Словарь / сост. В.С. Малахов, В.П.Филатов. - М., 1991. - 414 с.

7. Шевцова Д.В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 77-80.

Педагогика

УДК: 378.2:37.013.42

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Хасуев Асланбек Эйляевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке социального педагога в работе с детьми и подростками из группы риска. Сделан вывод о том, что будущий социальный педагог должен овладеть знаниями в области современной детской психологии, должен также знать принципы организации досугового времени детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы взросления подростка в начальной школе, уметь наставить подопечного ребенка на путь к саморазвитию и самопознанию. Социальный педагог, является тем важным звеном в формировании диалога родителей и ребенка, подростка и улицы.

Ключевые слова: социальный педагог, трудный подросток, студент, школьник, сирота, инвалид.

Annotation. The article identifies modern requirements for the professional training of a social teacher in working with children and adolescents at risk. It is concluded that the future social teacher must master knowledge in the field of modern child psychology, must also know the principles of organizing leisure time for children of primary school age, disclose the principles of adolescence growing up in primary school, be able to guide the ward child on the path to self-development and self-knowledge. A social educator is an important link in the formation of a dialogue between parents and a child, a teenager and the street.

Keywords: social teacher, difficult teenager, student, schoolboy, orphan, disabled person.

Введение. Социальные педагоги играют огромную роль в совремнном обществе. В России эта профессия очень распространена. Социальные педагоги работают в общеобразовательных школах, детских домах, больницах, реабилитационных центрах, социальных службах, интернатах.

Обязанность социальных педагогов - работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму.

В общеобразовательных учреждениях задача социальных педагогов осуществлять надзор за учебой «проблемных» учащихся, проводить с ними постоянную коррекционную, воспитательную работу. Основная цель социальных педагогов - помочь учащимся с определёнными проблемами личности, поведения, семейными проблемами и др. освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.

Изложение основного материала статьи. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами. Значимость для общества. Важность, значение и социальный статус профессии [11.

Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.

Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.