Научная статья на тему 'Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3227
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КУЛЬТУРНО ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ / ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / ИГРА / CULTURE OF BEHAVIOR / FORMATION / CULTURE OF COMMUNICATION / CULTURAL HYGIENE SKILLS / CULTURE OF ACTIVITY / THE MECHANISM OF FORMATION OF CULTURE OF BEHAVIOR / READING FICTION / ETHICAL CONVERSATIONS / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна, Карева Сусанна Маисовна

В статье раскрываются вопросы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, приводятся основные понятия по теме исследования, выделяются структура, компоненты, механизм формирования культуры поведения. Приводятся методики диагностики уровня сформированности компонентов культуры поведения у детей дошкольного возраста, анализ результатов диагностики. В статье представлен комплекс мероприятий, используемых в процессе формирования у детей культуры поведения, включающий чтение художественной литературы, этические беседы, игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зебзеева Валентина Алексеевна, Карева Сусанна Маисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CULTURE OF BEHAVIOR IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article deals with the formation of the culture of behavior in children of preschool age, the basic concepts on the topic of research, the structure, components, the mechanism of formation of the culture of behavior. Methods of diagnostics of level of formation of components of culture of behavior at children of preschool age, the analysis of results of diagnostics are given. The article presents a set of activities used in the process of formation of children's culture of behavior, including reading fiction, ethical conversations, games.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогика

УДК: 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Зебзеева Валентина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); магистрант Карева Сусанна Маисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрываются вопросы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, приводятся основные понятия по теме исследования, выделяются структура, компоненты, механизм формирования культуры поведения. Приводятся методики диагностики уровня сформированности компонентов культуры поведения у детей дошкольного возраста, анализ результатов диагностики. В статье представлен комплекс мероприятий, используемых в процессе формирования у детей культуры поведения, включающий чтение художественной литературы, этические беседы, игры.

Ключевые слова: культура поведения, формирование, культура общения, культурно гигиенические навыки, культура деятельности, механизм формирования культуры поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, игра.

Annotation. The article deals with the formation of the culture of behavior in children of preschool age, the basic concepts on the topic of research, the structure, components, the mechanism of formation of the culture of behavior. Methods of diagnostics of level of formation of components of culture of behavior at children of preschool age, the analysis of results of diagnostics are given. The article presents a set of activities used in the process of formation of children's culture of behavior, including reading fiction, ethical conversations, games.

Keywords: culture of behavior, formation, culture of communication, cultural hygiene skills, culture of activity, the mechanism of formation of culture of behavior, reading fiction, ethical conversations, game.

Введение. В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Поэтому, с ранних лет жизни необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, основанных на общечеловеческих нравственных принципах.

Основой личности выступает нравственность, о чем неоднократно подчеркивали психологи и педагоги: С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон. Формирование культуры поведения является важнейшей и, пожалуй, одной из наиболее сложных задач нравственного воспитания.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе понятие «культура поведения» рассматривается как многоплановое, охватывающее «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности». По набору умений, привычек, манере общения, соблюдению правил этикета, составляющих содержание культуры поведения, судят об уровне развития человека, его воспитанности [3].

Проблема формирования у детей культуры поведения поднималась в работах педагогов, ученых и практиков.

О необходимости культурного воспитания, начиная с раннего возраста, заявлял А.С. Макаренко, который подчеркивал, что делать это надо когда ещё ребенку далеко до грамотности, когда он научится слышать, видеть, говорить.

Л. С. Выготский отмечал, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления.

С.В. Петерина определяет культуру поведения дошкольников, как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [9].

В содержании культуры поведения дошкольников условно можно выделить следующие компоненты: культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки, каждый из которых имеет свое содержание, способы и место реализации. Культурно-гигиенические навыки - начинают формироваться с раннего возраста и предполагают способность поддерживать чистоту лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, соблюдение опрятности, культуры еды и т.д. [3]. Культура общения предполагает выполнение норм поведения при общении со взрослыми и сверстниками, культуру речи, отсутствие конфликтов. Культура деятельности обеспечивается умением ребенка поддерживать порядок на своем рабочем месте, доводить начатое дело до конца, убирать игрушки, бережно относиться к вещам, книгам.

Особенно важна сформированность культуры поведения, когда ребенок начинает посещать школу. В 6-7 лет дети начинают понимать смысл нравственных требований и правил. В этом возрасте особую значимость приобретают навыки организационного и дисциплинированного поведения, самостоятельность поддержания порядка и чистоты, умение занять себя интересной и полезной деятельностью [6].

Показателями сформированности культуры поведения выступает набор действий, привычек, которые ребенок демонстрирует в общественных местах, способы разрешения конфликтных ситуаций, реализации личных потребностей, организации досуга, речь ребенка, соблюдение им этикетных норм и правил.

В психолого -педагогической литературе приводятся различные средства формированию у детей культуры поведения. Среди них выделяются природа, художественная литература, игры и др. [5].

Художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка обеспечивают эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений, активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают восприимчивость, отзывчивость. Использование художественных средств способствует появлению живого отклика ребенка на различные события жизни, перестраивает субъективный мир ребенка [5].

В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Г.Н. Година одним из средств формирования культуры поведения называют трудовую деятельность.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник предлагают использовать в процессе работы с детьми по формированию культуры поведения этические беседы, в основе которых лежат художественные произведения, позволяющие познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения [101.

Е.А. Алябьева., Н.Я. Михайленко, В.Г. Нечаева, С.В. Петерина отмечают, что значимым средством формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Большие возможности кроются в содержании дидактических игр. Они представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление, т.к. являются и игровым методом и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Взрослые должны создавать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником, удовлетворять потребности детей в общении. Накопление собственного опыта помогает дошкольнику понять и усвоить нормы поведения в обществе.

Для изучения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения нами были использованы методики: «Изучение социальных эмоций» (авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Изучение проявлений помощи другому человеку» (авт. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер). [111. Данные методики выбраны, так как они валидны для выявления уровня воспитанности нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста; 2) соответствуют возрастным особенностям детей данного возраста; 3) просты в применении; 4) отвечают целям и задачам исследования.

Детям предлагалось ответить на вопрос и объяснить, почему он так считает. С детьми обсуждались различные правила поведения, например, почему нельзя смеяться, если кто-то упал, нужно ли делиться игрушками, как надо вести себя, если кто-то отдыхает и др.

Были подобраны ситуации, решая которые ребенок демонстрировал свое отношение к ним. Например, детям предлагалась ситуация, в которой необходимо было решить, как надо поступить в случае, если дети играли, и один ребенок упал, или предлагалось определить, как надо поступить в случае, если у ребенка отобрали игрушку. Ответы детей анализировались по схеме: отношение к сверстникам, оказание помощи, проявляет ли чувство долга, замечает ли эмоциональное состояние другого человека, проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, как реагирует на успех и неудачи других.

Проанализировав ответы детей, мы выделили три уровня развития социальных эмоций у детей.

Высокий уровень - ребенок относится к сверстникам одинаково ровно, стараясь не отдавать никому предпочтение; оказывает помощь по собственному желанию, делает все охотно, помощь действенна; проявляет чувство долга ко всем окружающим: проявляет заботу по отношению к слабым сверстникам, соблюдает правила поведения вне зависимости от присутствия взрослого, заботится о растениях и животных, следит за своим внешним видом; замечает настроение других людей, старается вникнуть в суть происходящего, поддержать человека, посочувствовать или порадоваться вместе с ним; на успех и неудачи реагирует адекватно.

Средний уровень - ребенок относится к сверстникам равнодушно, отдает предпочтение только интересующим его детям; оказывает помощь только по просьбе сверстника или взрослого, начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает; чувство долга проявляется периодически (просьба или напоминание взрослого); чаще замечает бодрое, радостное настроение, принимает участие в веселых мероприятиях, не принимает плохое самочувствие сверстников; часто завидуют успехам других и огорчаются при собственных неудачах.

Низкий уровень - ребенок относится ко всем сверстникам отрицательно, негативно, проявляет враждебность; оказывает помощь только по предложению взрослого, делает все с неохотой, формально; чувство долга развито очень слабо; часто не замечает эмоциональное настроение другого, требует к себе особого внимания, постоянной подсказки взрослого, не принимает критику сверстников; на успех и неудачу реагирует неадекватно: могут радоваться неудачам других и проявлять чувство зависти при успехе сверстников.

Высокий уровень составил 20 %; Средний - 60 %; Низкий 20 %.

В методике «Изучение проявлений помощи другому человеку» ( авт.Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер) мы использовали чистые листы и два листа с незавершенными рисунками. Детям предлагалось закрасить картинку, сделав выбор: I ситуация - самостоятельно закрасить картинку; II ситуация - помочь ребенку, у которого не получается рисунок; III ситуация - закрасить неоконченный рисунок ребёнка, у которого все хорошо получается. Таким образом, выявлялось проявление ребенком сочувствия, а также выяснялось, по какой причине ребенок готов оказать помощь: под влиянием сочувствия или просто предпочитает совместную деятельность индивидуальной.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности проявлений оказания помощи другому человеку составил 30%, средний - 20 %, низкий - 50 %.

Таким образом, средний показатель высокого уровня сформированности у детей культуры поведения на этапе контрольного эксперимента составил всего 25 %, среднего - 40%, низкого - 35%. Получив невысокий результат диагностики мы приступили к формирующему эксперименту.

В своей работе мы опирались на механизм формирования нравственных качеств, выделенный в работах Т.А. Куликовой, С.А. Козловой [4].

Чтобы ребенок усвоил правила поведение необходимо их донести до него в доступной форме, обеспечить понимание необходимости их соблюдения. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, мотивы для его приобретения. Отношение ребенка к проявлению данного нравственного качества придает процессу формирования личностно значимую окраску. Заключительным этапом, позволяющим подтвердить прочность формируемого качества являются поступки и поведение ребенка [4]. В качестве основных средств работы над культурой поведения мы использовали чтение художественной литературы, этические беседы, игры и упражнения.

На первом этапе работы происходило знакомство детей с нормами и правилами поведения. Художественная литература, используемая для чтения детям, включала в себя: произведения, способствующие формированию понятий о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде. Мы читали детям произведения: С.Михалкова «Как друзья познаются», Л.Н. Толстого «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик - семицветик» и др.

Для воспитания у детей правильного поведения по отношению к животным мы использовали произведения А. Куприна «Белый пудель», М. Горького «Воробьишко», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина. Формирование у детей представлений о правдивости, доброте, справедливости происходило с помощью рассказов Л. Толстого "Косточка", Н. Носова «Фантазёры».

Мы использовали рассказы Л.Н. Толстого, в которых автор мастерски высмеивает жадность: «Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»; злость: «Белка и Волк»; обман и предательство: «Лисица и обезьяна»; лесть и хитрость: «Лев, осел и лисица», В.Осеевой «Волшебное слово», «Полезные советы» Г. Остера, а также с русские народные сказки.

Сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок», «Под грибом» позволили нам знакомить детей с понятиями доброты, сострадания, щедрости, ответственности, настойчивости, взаимной выручки и дружбы.

«Денискины рассказы» Виктора Драгунского - неисчерпаемый источник примеров поведения детей в самых разных ситуациях. Рассказы «Тайное всегда становится явным», «Одна капля убивает лошадь», помогали нам раскрыть понятие настоящей дружбы, показать примеры взаимоотношений взрослых и детей.

На следующем этапе работа с художественной литературой подкреплялась беседами на темы: «Что такое дружба?», «О добре и зле», «Порядочный человек», «Настоящий друг, какой он?», «Если будешь ссориться, если будешь драться», «Что такое хорошо, что такое плохо». Этические беседы, в основе которых лежат художественные произведения, позволяли познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Содержанием этических бесед стало обсуждение таких норм поведения, как доброта, дружба, правдивость, скромность, трудолюбие. В этических беседах мы помогали детям осознать необходимость заботливого отношения к близким людям: матери, сестре, отцу, братьям, раскрыть детям необходимость доброжелательного отношения к окружающим их людям.

Чтобы заинтересовать детей мы использовали яркий образ или ситуацию для постановки перед детьми задачи. Например, рассказывали необычный случай, который произошел с героем сказки, рассказа. Особое внимание мы уделяли вопросам, которые помогали раскрыть конкретное содержание той или иной нормы поведения, вызвать интерес детей к обсуждению поступков, фактов, создать определённое эмоциональное отношение.

Заканчивали беседу формулированием правил поведения, например «Чтобы быть правдивым надо говорить правду, даже если это трудно и неприятно»[2]. Этические беседы способствовали формированию у детей нравственных мотивов поведения, придавали эмоциональную окраску познаваемым моральным явлениям, помогали объективно оценивать события, ориентироваться в той или иной жизненной ситуации [10].

Ребенок вовлекался в процесс обсуждения со сверстниками, учился согласовывать свои действия, интересы с их мнением. Образцами для подражания становились герои произведений, значимые для детей взрослые[8].

При восприятии репродукций картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.И. Шишкина «Лесная глушь», В. Васнецова «Алёнушка», мы воспитывали у детей чувство прекрасного, желание сопереживать героям, что способствовало осознанию содержания понятий: доброжелательность, дружелюбие.

На следующем этапе для закрепления норм и правил поведения мы использовали игры и игровые ситуации. Игры подбирались по сложности. Игры и упражнения: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты», «Царевна Несмеяна», «Подарки», «Конкурс хвастунов», «Испорченный телефон», «Зеркало», «Бабушка Маланья», «Волны» способствовали закреплению правильной, культурной речи.

В игре «Конкурс хвастунов» мы учили детей выражать свои чувства и симпатии, добиваться интонационной выразительности в речи.

Детям предлагалось вспомнить хорошие поступки, которые они совершили и похвалиться ими. В игре «Я боюсь» учили понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он.

Например, детям предлагалась ситуация: «Однажды во время прогулки детям нужно было перейти по узкому бревну через небольшой ручеек. В первой паре шли девочки. Они никак не могли решиться пройти по бревну. Марина откровенно призналась: «Я боюсь». Тогда Сережа начал смеяться: «Эх, вы, трусишки, испугались. Я бы сразу перешел». Воспитатель спокойно сказала: «Иди, Сережа, первым». Мальчик осторожно пошел по бревну, дошел до середины, но вдруг испугался, присел на корточки и, обхватив бревно руками, прополз остаток пути. «Вот так смелый!» - засмеялись ребята. Сережа покраснел, обиделся, сел в стороне от ребят и долго ни с кем не разговаривал». Детям предлагалось продолжить рассказ, рассказать, что произошло потом?».

В игре «Царевна Несмеяна» мы стремились вызвать эмоциональный отклик у детей, добивались выразительности и преодоления отчужденности позиций по отношению к сверстникам.

Мы проводили игры: «Помоги товарищу», «Построим вместе дом», «Страна хороших манер», «Рыцарский турнир», «Принцесса и король», «Подари подарок», организовывали театрализованные игры «Колобок», «Буратино», сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Моя семья», «Работа» «Театр», «Школа», «Больница», «Детский сад», «Такси». В этих играх дети упражнялись в выполнении правил и норм поведения.

Для формирования у детей интереса и симпатий к партнерам по играм создавались условия, имеющие отношение к литературным героям. Наибольшее значение для становления дружеских связей между детьми, для обогащения опыта совместной деятельности, имело реальное сотрудничество (деятельность вместе, но не рядом), придание этой деятельности положительной эмоциональной окрашенности. Мы обеспечивали возможность проявления детьми «сорадования» по отношению к успехам сверстников.

В процессе совместной деятельности со сверстниками дети учились согласовывать с ними свои действия, интересы и мнение. Нами был организован праздник «Непослушания. Вместе с детьми мы обсуждали способы общения при организации игры с незнакомым сверстником (например, новым ребенком в группе, ребенком — гостем дома).

В каждой ситуации анализировались, во-первых, принципы построения отношений через объяснение детям принятых в обществе норм и мотивов поведения, во-вторых, эталоны обращений детей друг к другу и ответов на обращения, в том числе эталоны отказов и выражения несогласия.

Мы создавали проблемные ситуации, обыгрывали их, поводили анализ. Например, «В доме появился малыш», «День рождения», «Едем в автобусе», «Мой день дома», «Моя семья», «Ваши добрые поступки».

Например, решение проблемных ситуаций «Мы едем в автобусе» позволило уточнить и закрепить правила поведения в транспорте. Мы не только проигрывали ситуации, но и предлагали оценить поступки детей. Например, предлагали дать оценку поступков детей, если ребенок прыгает, громко разговаривает в автобусе.

Мы увидели, что в результате проведения комплекса мероприятий нам удалось изменить ситуацию в группе, создать атмосферу сотрудничества, радости от общения. Использование художественной литературы, изобразительного искусства, игр и игровых упражнений способствовало эффективности процесса формирования у детей культуры поведения.

По результатам проведенной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения с помощью тех же методик: «Изучение социальных эмоций» и «Изучение проявлений помощи другому человеку».

Средний показатель высокого уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента составил 55 %, среднего - 40%, низкого - 5%.

Выводы. Полученный результат свидетельствует о повышении уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть вместе, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых» детей во многих видах деятельности. Отношения между детьми улучшилось. Кроме того, дошкольники стали охотнее оказывать помощь сверстникам по собственному желанию. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него, т.е. жалеть, поддерживать, успокаивать. Доброжелательнее они стали относиться и к природе. Дети стали замечать проявления негативного отношения к окружающим, к природе.

Эффективности процесса формирования у детей культуры поведения обеспечивалась соблюдением целого ряда педагогических условий: создание атмосферы взаимного уважения в общении с детьми; сотрудничество педагога с детьми; создание целостной системы мероприятий, опирающихся на механизм формирования нравственных качеств, направленных на формирование культуры поведения; использование заданий и проблемных ситуаций, обеспечивающих упражнение детей в выполнении норм и правил поведения.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. М. ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

2. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. М.. АСТ, Астрель. 2009. 496 с.

3. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников М. Скрипторий. 2008.

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М. Академия. 2010. 416 с.

5. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М. ЦГЛ. 2006. 160 с.

6. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М. ВЛАДОС. 2003. 223 с.

7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2004. N4. С. 11-15

8. Левин - Щирина Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. N4. С. 15.

9. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 1986. 96 с.

10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Москва-Синтез. 2012. 128 с.

11. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. М. Академия. 1999. 95 с.

Педагогика

УДК:378

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой

английского языка для гуманитарных специальностей Золотова Марина Вианоровна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Каминская Наталья Викторовна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена различиям между учебником, учебным пособием и практикумом в условиях высшего профессионального образования. Практикум рассматривается как учебное издание, которое позволяет оперативно реагировать на потребности учебного процесса при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Определяются возможные направления исследования учебного пособия и практикума с точки зрения их потенциала для индивидуализации обучения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, учебник, учебное пособие, практикум, профессионально-ориентированное обучение английскому языку, индивидуализация обучения.

Annotation. The article deals with similarities and differences between a textbook, a study aid and an educational aid. An educational aid is considered as a means of meeting immediate educational needs in EOP at tertiary level. We also attempt to provide guidelines for further research into the potential of educational editions as a resource for flexibility and customization in higher vocational education.

Keywords: higher vocational education, textbook, study aid, educational aid, EOP, customization of learning.

Введение. Вариативность рассматривается как один из принципов и одна из ведущих тенденций развития образования в России. Результатом реализации этого принципа является способность системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.