Научная статья на тему 'Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста'

Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4426
1055
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА ГИГИЕНЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ УМЕНИЯ / CULTURE / SPEECH CULTURE / ACTIVITIES CULTURE / HYGIENE CULTURE / COMMON CULTURAL SKILLS / CULTURE OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубайчук Л. В.

В статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций дошкольников, к которым относим умения культуры поведения, культуры общения, культуры речи, культуры гигиены, культуры деятельности. Данные умения составляют основу общей культуры ребенка дошкольного возраста как необходимого компонента его жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубайчук Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General cultural skills formation of preschool children

The problem of general cultural competencies formation of preschool children, the competencies include cultural behavior abilities, communication culture, spoken language culture, health culture, activities culture. These skills form the basis of preschool children culture of as a necessary part of their life.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста»

© Л. В. Трубайчук

Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций дошкольников, к которым относим умения культуры поведения, культуры общения, культуры речи, культуры гигиены, культуры деятельности. Данные умения составляют основу общей культуры ребенка дошкольного возраста как необходимого компонента его жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура, культура поведения, культура речи, культура деятельности, культура гигиены, общекультурные умения.

L. V. Trubaichuk

General cultural skills formation of preschool children

The problem of general cultural competencies formation of preschool children, the competencies include cultural behavior abilities, communication culture, spoken language culture, health culture, activities culture. These skills form the basis of preschool children culture of as a necessary part of their life.

Keywords: culture, culture of behavior, speech culture, activities culture, hygiene culture, common cultural skills.

Закон «Об образовании РФ» предполагает воспитание человека культуры. Е. В. Бондарев-ская, В. В. Сериков, И. Б. Котова, И. С. Якиманская обозначают основные ценности культурологического подхода: человек как предмет воспитания, культура как среда, в которой растет и воспитывается личность, творчество как способ развития человека в культуре. Современное дошкольное образование как первая ступень должно в полной мере отражать принятые в данном подходе ценности и установки, направленные на становление общей культуры дошкольников.

Понятие «общекультурные умения» всецело и неразделимо связано с понятием «культура». Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Большой вклад в изучение проблемы становления общей культуры ребенка принадлежит Л. С. Выготскому. Он считает, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления [2]. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна - это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая - линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культур-

ными средствами поведения. Общекультурные умения, по мнению А. В. Хуторского, - это круг вопросов, в которых ребенок должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности [7].

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и куль-турно-досуговой сфере [7]. Рассмотрим основные компоненты общекультурных умений подробнее.

Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими [4]. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте - основа развития личности человека, его дальнейшей жизни в социуме (И.Р. Алтушина, О. А. Соколова, О. А. Рычажкова, А. Бархатова). И правило, и норма - это установленный порядок действий, отношений.

Отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил, и норм, и глубину их осознания.

Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правила, подкрепленные положительной оценкой взрослого, становятся

для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действия в соответствии с правилами. Ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их -наиболее частая причина конфликтов между детьми младшего возраста. Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях.

У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать культуру поведения и взаимоотношений для того, чтобы ориентировать ребенка на ту социальную среду, в которой он живет. Главное во взаимоотношениях между людьми -их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощь.

Необходимое условие воспитания культуры поведения - правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса (В. Г. Нечаева, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова). В процессе формирования умений и навыков поведения исключительно важны атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.

Важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Как указывает А. Бархатова, в воспитании культурного поведения особенно важна действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение. Это предполагает отсутствие излишнего словесного воздействия, заключающегося в постоянных назиданиях, упреках, замечаниях. Действенность воспитания должна обеспечиваться созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно [1].

Взрослые должны воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, считает С. Теплюк. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни [6]. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование

этим правилам становиться для них нормой поведения. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Поэтому надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников [6].

В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений. (Т. Ломакина, Л. Рычаж-кова, Л. Островская).

Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Культура общения - знания, навыки, и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами -регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший показатель воспитанности, такой уровень сформированных черт характера и действий, который позволяет эффективно решать задачи взаимодействия с людьми [6]. Необходимым условием для всестороннего развития ребенка, по мнению Т. А. Ладыженской, является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения [3]. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения [4]. По мнению С. А. Козловой,

воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом [5].

У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения: театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждение к обмену впечатлениями. Главное общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» - идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия совместной деятельности: необходимость трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать, словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения [5]. Таким образом, можно выделить ряд необходимых условий формирования культуры общения детей дошкольного возраста, а именно:

- создание благоприятной, доброжелательной обстановки в группе;

- организация воспитателем интересной, разнообразной деятельности, побуждающей детей к общению с другими детьми и с педагогом;

- педагог, или любой другой взрослый, должен являться образцом правильного, грамотного общения.

- работа по формированию культуры общения детей должна вестись систематически не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Культура речи - владение нормами устного и письменного языка - правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другое, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях

общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью [5]. Вопросами становления культуры речи дошкольников занимались такие педагоги и психологи как Л. А. Введенская, Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Т. А. Никифорова. Одним из условий развития культуры речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования культуры речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Больше внимания, по мнению А. А. Леонтьева, следует уделять воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Культура деятельности - воспитание у ребенка умения содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам [4]. Данной проблемой занимались: С. А. Козлова, Л. В. Коломей-ченко, М. И. Лисина, Б. Н. Трегубенко, Л. М. Шипицина и др.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого ре-

зультата; взаимопомощь в коллективном труде. Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации своей деятельности в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Различные формы организации деятельности детей создают наилучшие условия для развития тех или иных нравственных качеств. По мнению В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, в работе с детьми старшей группы немаловажное значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда воспитатель сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к данному виду деятельности и поведения в его процессе (работает аккуратно, бережно и т.д.). В ходе работы он обсуждает с детьми, какое значение имеет эта работа, что она дает им самим и окружающим.

Под руководством взрослого деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания (С. Козлова, С. Теплюк, Т. Ломакина, Л. Островская и др.). Воспитатель должен учить детей правильно, целесообразно организовывать свой труд. Дети быстрее овладевают навыками самоорганизации тогда, когда все необходимое имеет постоянное место хранения, удобно расположено для детей. В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова, С. В. Петерина указывают на то, что важнейшим условием развития целенаправленности в деятельности является отсутствие излишней опеки со стороны воспитателя; постановка перед детьми вопросов, заданий, стимулирующих их к активному и самостоятельному поиску действий; разбор заданий, выделение его частей, показ готового продукта; контроль и оценка работы. Воспитатель помогает ребенку организовать собственную деятельность, напоминая правила, с которыми он был ранее ознакомлен. Обучение правилам осуществляется в ходе самой деятельности, одновременно с овладением определенными умениями.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда и занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Полезно разъяснять, что любая деятельность - требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено. Старших детей надо приучать предвидеть,

что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, ее ход и завершение.

Таким образом, формирование культуры деятельности у детей старшего дошкольного возраста является важным компонентом становления его культуры в целом. Для того чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо соблюдать ряд условий. Многие исследователи важнейшими условиями считают организацию специальной среды, знакомство детей с нормами и правилами деятельности, сотрудничество педагога с детьми. Особо важно развивать у дошкольников планирующую функцию, что способствует дальнейшему успешному обучению ребенка.

Культурно-гигиенические умения - важная составная часть общей культуры ребенка. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Изучением данной проблемы занимались: И. В. Дубровина, Г. К. Зайцев, Е. М. Белостоцкая, Т. В. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. А. Дер-кунская и др.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдо-дыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения о гигиене сообщаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Анализ проблемы по данному вопросу показал, что формирование культурно-гигиенических навыков дошкольника является важным аспектом становления культуры ребенка в целом. Процесс воспитания данных навыков будет успешным, если педагог будет соблюдать ряд условий: образцовое поведение самого педагога, создание всех необходимых условий окружающей среды, организация специальных занятий, использование разнообразных интересных приемов воспитания и обучения, и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить основные общие условия формирования культуры ребенка дошкольного возраста:

1. Целенаправленность, планомерность, неразрывность процесса формирования общекультурной компетенции дошкольника.

2. Высокий уровень культуры и нравственного воспитания личности педагога.

3. Использование разнообразных, интересных и эффективных методов и приемов в процессе воспитания и обучения.

4. Применение педагогами на практике различных инновационных методик и программ по данному вопросу.

5. Создание благоприятной окружающей среды в группе.

6. Организация педагогом различных видов совместной деятельности, обеспечивающей становление культуры общения детей между собой, а также формирование навыков организации своей деятельности.

7. Знакомство детей с необходимыми правилами поведения, общения, речи; постоянное закрепление этих правил на практике.

На наш взгляд, соблюдение всех вышеперечисленных психолого-педагогических условий гарантирует успешное становление общекультурных умений ребенка дошкольного возраста.

Литература

1. Бархатова А. А. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. - 1989. - №11. - С. 56-59.

2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.

3. Детская риторика: 1 кл.: метод. рекомендации / Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская, Н. В. Ладыженская. - М.: С-ИНФО: БАЛЛАС, 1993.

4. Козлова О.Н. Культура в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - №6. - С. 102-119.

5. Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. - С. 104-106.

6. Теплюк С. Учите детей правильным поступкам // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9. - С. 108-109.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

Трубайчук Людмила Владимировна, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства, доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета, e-mail: trubaichuklv@cspu.ru

Trubaichuk ludmila V., head of Department of Childhood Pedagogics and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, е-mail: trubaichuklv@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.