Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЕМЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Валентина Владимировна

В данной статье мы рассмотрим, зачем нужна контрольно-оценочная самостоятельность и какие есть приемы и методики для ее формирования у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ Нефедова В.В.

Нефедова Валентина Владимировна - студент, кафедра теории и методики дошкольного, начального и специального образования,

институт педагогики Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: в данной статье мы рассмотрим, зачем нужна контрольно-оценочная самостоятельность и какие есть приемы и методики для ее формирования у младших школьников.

Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, методики контрольно-оценочной самостоятельности, начальное образование, приемы контрольно-оценочной самостоятельности.

ЕЮ1: 10.24411/2413-2071-2021 -10202

1. Зачем нужно развивать контрольно-оценочную самостоятельность?

Для начала определим, что такое контрольно-оценочная самостоятельность (далее - КОС). КОС - это умение ставить себе определенную цель, контролировать выполнения поставленной задачи и адекватно оценить степень ее выполнения. Для младших школьников развитее такого важного учебного умения необходимо для развития самокритики и самоконтроля. С помощью КОС ребенок сможет подготовиться к жизненным трудностям, здраво оценивать свои силы и уметь выбрать правильный путь для их достижения.

Учащиеся начальных классов не всегда умеют самостоятельно найти ошибку в своей работе и исправить ее на основе сопоставления собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы- важный элемент самоконтроля, которому нужно учить с 1 класса. Почему же с 1 класса? Учить самоконтролю и самооценке ребенка надо с самых первых этапов обучения.

Важным компонентом регулятивных универсальных учебных действий является действие самоконтроля. Оно состоит «в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона».

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Формирование учебной деятельности правильнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем практика показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

В жизни наших детей в возрасте 7 лет наступает важнейший этап в жизни: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Расширяется кругозор, развивается мышление, изменяется характер всех психологических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, а главное -формирует у ребенка основы мировоззрения.

Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что решительно сказывается на формировании всей личности ребенка. Целенаправленное, активное формирование личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически правильной организации всей

жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребенка формируется его личность.

А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Актуальность внедрения новой системы оценивания учебных достижений определяется многими причинами: - новые развивающие личностно - ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно-измерительными материалами; - пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок; - традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников; - самостоятельное оценивание положительно влияет на мотивацию учащихся. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. В связи с этим я уделяю большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников рассматриваю как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.

Центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Именно для ее формирования была пересмотрена системы оценивания в начальной школе, что отражено в ООП НОО . Целенаправленная работа учителя направлена на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения в основной школе.

2. Приемы и методики формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников.

А сейчас мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие сформировать контрольно-оценочную самостоятельность у ребенка.

Начиная с 1-го класса, учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Ниже представлены основные приемы для формирования контрольно-оценочной самостоятельности у младших школьников в процессе обучения.

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками»

- прием «составление задачи, подобной данной»;

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «умные вопросы».

Одной из систем обучения являются игры. Через игру ребенок быстрее запоминает изучаемы материал. Благодаря игре можно заинтересовать ребенка в изучении необходимого материала.

Далее приведены примеры игр, развивающих КОС, которые можно применять на уроках математики.

1) « Математические пазлы»

Данные пазлы состоят из:

а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение;

б) пазлов с заданиями.

Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с другой -числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает учащийся, справившийся с заданием первым.

2) Игра «Лесенка» .

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра «Число-контролер».

Ученики получают карточки с примерами:

2-1= 3-1= 0+3= 9-9=

1+1= 7-7= 5-3=

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

Другая форма работы над самоконтролем предполагает следующее: ученики разбиваются на пары и работают с карточками, на одной стороне которых записаны примеры на таблицу умножения и деления, а на другой - ответы. Учащиеся решают примеры, откладывая в сторону карточки с числовыми выражениями, значения которых найдены неправильно.

3. Заключение.

В современном обществе важно развивать различные знания и умения. К сожалению, в связи с тем, что многие навыки и умения необходимо развивать с детства, учителю приходится использовать различные методы, способные удержать внимание ребенка на изучаемой теме. Будь то игры, тесты, приемы - все это используется для достижения главной цели - обучения подрастающего поколения, прививание у него знаний, умений, навыков, моральных ценностей, которые помогут ему в дальнейшем обучении и будущей жизни в целом. К счастью, в современном обществе разработано много методик, помогающих учителю. Но везде есть место творчеству. Главное, чтоб все приемы шли во благо и помогали достичь главную цель.

Список литературы

1. Огурцова М.Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / М.Э. Огурцова, О.А. Томашевская. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. С. 89-96. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8575/ (дата обращения: 03.02.2021).

2. Баранова О.И., Медведева О.А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб. -метод. пособие / под общ. ред. О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. 291 с.

4. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. № 4, 1979.

5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

6. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа. № 2, 1986.

7. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике. М., 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.