Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / УМЕНИЕ УЧИТСЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЕМЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Валентина Владимировна

В статье обозначены проблемы, у учеников в учебной деятельность во время формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Выделены основные виды и этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности, установлена психологическая значимость формирования данного универсального учебного действия. Обозначены отдельные приемы, соответствующие разным видам формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нефедова В.В.

Нефедова Валентина Владимировна - студент, кафедра теории и методики дошкольного, начального и специального образования,

институт педагогики Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: в статье обозначены проблемы, у учеников в учебной деятельность во время формирования контрольно-оценочной самостоятельности. Выделены основные виды и этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности, установлена психологическая значимость формирования данного универсального учебного действия. Обозначены отдельные приемы, соответствующие разным видам формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность, этапы контрольно-оценочной самостоятельности, умение учится, учебная деятельность, начальное образование, приемы контрольно-оценочной самостоятельности.

ЕЮ1: 10.24411/2413-2071-2021 -10201

1. Современные проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности

В настоящее время остро стоит вопрос о том, правильна ли нынешняя методика обучения? Ведь с инновациями в школу приходят новые веяния, пугающие общественность тем, что кардинально отличаются от уже известной методики преподавания. Но, если покопаться в истории педагогики, то можно понять, что-то новое, что приходит сейчас, на самом деле разработано и продуманно достаточно давно. В данной статье мы рассмотрим одну из «наболевших проблем» -безотметочное оценивание работы.

Во многих школах актуально с начальных классов не ставить оценки детям. Часто практикуют не просто безотметочное оценивание работы, но и самостоятельное оценивание ребенком собственной работы. Такое обучение обычно начинается с начальных классов, но почему? В своем докладе «Нужна ли оценка?» Франк М.Н. замечает одну очень важную вещь: «В той части образования, за которую учителя спросят - с одной стороны инспектора, с другой

- родители, - отметка - это обратная связь, проверка того, все ли идет нормально, все ли он сделал и восприняты ли его усилия».

Если подумать над данным высказывание, то складывается интересный вопрос

- кому нужна оценка? Во многом оценка -это отражение работы учителя. Чем выше средний балл в классе, тем лучше ребенок усвоил материал и может его воспроизвести использовать в дальнейшем. Также оценка является для родителей показателем уровня усвояемости материала их ребенком. Но нужна ли оценка самому ребенку?

Отсутствие оценок в начальной школе закреплено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":

«Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий».

Это может означать, что безотметочное обучение разработано для благополучия ребенка и подготовки его к дальнейшей работе.

Психологи считают, что в начальной школе главное остается адаптация ребенка. Любые неположительные оценки способны нарушить процесс адаптации и свести к нулю желание учиться. Чтобы этого не произошло, было принято решение ликвидировать возможный источник стресса - оценки.

Зачастую процесс адаптации идет очень долго, ребенок может полгода только привыкать к статусу ученика. Если это мешает ему получать знания, то отрицательные оценки способны сломать волю ребенка.

Бывает и так, что у родителей имеются слишком завышенные ожидания и убежденность если не в гениальности, то в определенной талантливости своего ребенка. Любая оценка, неудовлетворяющая родителей, порождает критику ребенка Такое отношение напрочь лишает детей мотивации, надолго отбивает охоту получать новые знания.

Для учителя важнее научить детей преодолевать трудности и подготовится к дальнейшему обучению, привить желание учится.

Для того, чтоб ребенок лучше адаптировался, но при этом у него была мотивация получать знания и учится лучше, необходимо формировать у ребенка контрольно-оценочную самостоятельность.

Существует ряд методик развития контрольно-оценочной самостоятельности ребенка: С.Я. Рубинштейн и Т.В. Дембо «Методика определения самооценки», Будасси «Определение самооценки личности», А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг «Цвето - рисуночный тест для определения психического состояния детей младшего школьного возраста», тест «Лесенка».

Баранова О.И., Медведева О.А. в своем пособии «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников» пишут, что «Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают ребёнку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки, что является основой самоконтроля и самооценки. Теоретической базой достижения этой цели является теория «учебной деятельности» (В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.). Понимание термина «самостоятельность» обусловлено обращением к работам психологов, педагогов-исследователей, методистов (Г. С. Абрамова, В. В. Воронтюва, В. В. Давыдова, Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Л. Ф. Обухова, А. К. Осницкого, В. В. Репкина, Г. А. Цукермана, Д. Б. Эльконина), которые отмечали, что самостоятельность — это одно из ведущих качеств субъекта учебной деятельности, предполагающее наличие определенных черт, свойств, умений и навыков».

Отсюда видно, что данные вопрос изучался со мОтсюда видно, что данные вопрос изучался со многих стороны и до сих пор изучается влияние контрольно-оценочной самостоятельности на ребенка.

В настоящий момент школа отвечает за очень существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения учителя должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Далее мы подробно рассмотрим вопрос формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

2. Контрольно-оценочная самостоятельность как один из важных аспектов учебной деятельности.

По Б.А. Сосновскому учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:

• учебные ситуации и задачи

• учебные действия, направленные на решение соответствующих задач;

• контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами;

• оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

Важнейшими целями современного образования должно стать развитие Можно сказать, что у учеников отсутствуют определенные навыки и умений, формирующие и отражающие КОС. В том числе это самостоятельность и стремление к самореализации, способности к творческой деятельности. Одним из основных путей решения для формирования выше перечисленных умений является развитие оценочной самостоятельности младших школьников.

Для начала выделим два вида КОД:

1) контроль-внимание.

Данный вид контрольно-оценочных действий направлен на исполнительскую часть и обеспечивает соответствие действия его ориентировочной основе, «плану» предстоящего действия. Он необходим для правильного решения задач, связанных с применением усвоенных знаний

2) рефлексивный контроль

Этот вид контрольно-оценочных действий направлен на ориентировочную основу действия. Задача данного вида контроля - проверить, соответствует ли этот план предстоящего действия фактическим условиям задачи. Рефлексивный контроль необходим тогда, когда человек сталкивается с новой задачей, требующей перестройки прежнего способа действия.

Можно сказать, что формирование действий контроля - одна из основных задач в процессе формирования учебной деятельности.

Поэтому на одно из первых мест выходит проблема формирования КОС у младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников. Это одна из основ умения учиться.

Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед собой цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования.

Можно выделить основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

8) Осуществлять контроль и оценку используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.

4. Заключение.

Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и имеют высокое значение в учебном процессе. Зная четкие критерии оценивания задания, дети более адекватно и здраво оценивают свои силы. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности позволяет учащимся «безболезненно» перейти к отметочному обучению, объективно принять нормативную оценку.

Контрольно-оценочная самостоятельность способствует воспитанию таких качеств личности как: уверенность в своих силах, правильная оценка своих возможностей, формированию положительных мотивов к учению, созданию психологического комфорта в обучении, что является условием повышения результативности образовательного процесса. Каждый ребенок должен научится верить в себя и самостоятельно «взвешивать» свои силы и возможности в каком-либо вопросе.

Список литературы

1. Огурцова М.Э. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников / М.Э. Огурцова, О.А. Томашевская. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. С. 89-96. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8575/ (дата обращения: 03.02.2021).

2. Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010.

3. Баранова О.И., Медведева О.А. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальных классов как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников: учеб. -метод. пособие / под общ. ред. О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.

4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010.

5. Медведева О.А., Баранова О.И. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 9. С. 101-105. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95037.htm/ (дата обращения: 03.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.