говых занятий, чувства по отношению к тому или иному занятию, учиться рефлексировать свои действия и поступки;
— учебно-методический комплекс спецкурса «Специфика ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома» (36 часов);
— технологическая карта подготовки и проведения классных часов по развитию ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома;
— методические материалы к проведению ленточного тренинга по развитию ценностного отношения к себе («Здравствуй, Я!») и окружающим людям («Я и окружающие»).
Результатом реализации этого условия стало создание научно-методического комплекса детского дома № 5 г. Вологды по проблеме развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников-подростков. Этот документ состоит из двух основных частей: теоретической базы по теме исследования и комплекса практических разработок, включающего диагностические и развивающие материалы.
Проведение преобразующего эксперимента позволило нам изменить ситуацию в экспериментальном учреждении, о чем свидетельствует положительная динамика показателей, характеризующих развитие ценностного отношения к себе и окружающим людям у детей в экспериментальной группе. Уровень развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников значительно вырос с 3 % до 26 % в экспериментальной группе в отличие от контрольной, где он остался на уровне 2 %.
С помощью применения многофункционального критерия Фишера для статистической обработки результатов эксперимента определено, что различия в достижении подростками экспериментальной и контрольной групп высокого уровня по отдельным критериям статистически значимы для всех критериев с вероятностью <0,01. Интенсивность различий в достижении высокого уровня развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у подростков по отдельным критериям достаточно высока, что еще раз подтверждает сензитив-ность этого возраста для развития искомого процесса.
Положительный сдвиг в развитии ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников по средним значениям в сторону повышения уровня на статистически значимом уровне по Т-критерию Вилкоксона обнаружен только у подростков экспериментальной группы, наибольшие изменения произошли в развитии когнитивного критерия.
Качественная обработка результатов экспериментальной работы подтверждает количественные замеры. Рефлексия воспитателей, участвовавших в эксперименте, свидетельствует о существенных сдвигах в их профессиональном и личностном росте.
Проведенное исследование не претендует на полное освещение всех аспектов сложного и многогранного процесса, каким является процесс развития ценностного отношения к себе и окружающим людям у воспитанников детского дома подросткового возраста, но дает импульс к дальнейшим поискам в этой области.
Библиографический список
1. Щуркова, Н. Е. Нежная педагогика [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. - 160 с.
Е. В. Проничева
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье дается определение контрольно-оценочной самостоятельности и выделяются критерии сформированности этого свойства. Автор описывает этапы оценочной деятельности учителя и некоторые формы, методы и приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.
Ключевые слова: контрольно-оценочная самостоятельность младшего школьника, оценочное суждение, эмоциональный отзыв, методы наглядной самооценки.
Е. V. Pronicheva
WAYS OF FORMATION OF TEST-ESTIMATED INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS
In the article the definition to test-estimated independence is made and criteria of formation of this property are allocated. The author describes stages of estimated activity of the teacher and some forms, methods and receptions of formation of test-estimated independence of the younger schoolboy.
Key words: test-estimated independence of the younger schoolboy, estimated judgement, emotional response, methods of an evident self-estimation.
Контрольно-оценочная самостоятельность - это готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности. Ее сформированность определяют следующие показатели:
— инициативность (готовность учащегося выполнять действия по самоконтролю и самооценке без побуждения извне);
— оперативность (знание различных видов контроля и оценки, умения и навыки по их использованию);
— осознанность (самостоятельный выбор способов самоконтроля и самооценки деятельности, ответ на вопросы: «Зачем и как это-делать?», «Правильно ли это делается?»);
— систематичность (частота проявления).
Остановимся на некоторых аспектах формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.
Поскольку один из критериев ее сформи-рованности - оперативность, то, безусловно, учителю необходимо проводить систематическую работу по формированию у учащихся знаний о различных видах контроля, способах самопроверки и самооценки, умений и навыков по их применению в случае необходимости. Например, при изучении темы «Задача» в начальной школе учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели не только различными приемами работы над задачей, но и способами проверки правильности ее решения. Самостоятельная работа должна включать не только задания, позволяющие проверить уровень сформированности знаний и умений по теме «Задача», но и задания, позволяющие формировать и проверять уровень сформиро-ванности контрольно-оценочных действий. Например, проверочная работа по математике по теме «Площадь и периметр многоугольника» в 4 классе по системе Л.В. Занкова может выглядеть следующим образом (табл. 1).
Проверочная работа позволяет формировать и определять уровень сформированности у
учащихся следующих контрольно-оценочных умений: 1) умение самостоятельно определять критерии оценки деятельности; 2) давать прогностическую оценку своей деятельности и сравнивать ее с результатом работы и конечной самооценкой; 3) выбирать удобный для себя способ проверки; 4) применять указанный способ проверки; 5) определять и называть способ проверки.
В зависимости от того, какие задачи по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учитель ставит перед собой и учащимися в конкретной проверочной работе или на уроке, содержание и формулировка заданий могут быть различными.
Оценивание деятельности ребенка ведется учителем с первых дней обучения. Главным требованием его организации в эти дни является опора на успех. Учитель начинает с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Учитель обязательно подчеркивает, что надо хорошо готовиться к уроку, поясняя при этом, что значит «хорошо готов к уроку».
Уже на второй неделе обучения сфера оценочной деятельности учителя расширяется. Кроме успехов в учебном труде маленьких учеников, оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Необходимо каждый раз вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно и т. д.
И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения детьми критериев правильности и соответствия требованиям, учитель может вводить фиксацию трудностей ребенка («А вот здесь тебе нужно поработать»). Таким образом, приоритетными остаются опора на успехи ребенка и акцент на положительных сторонах в его учебной деятельности. Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, показ перспектив: что именно и как ре-
бенку нужно сделать. Фиксируя трудности, учитель вселяет в ребенка уверенность в том, что у него все обязательно получится, и максимально помогает ему в этом.
Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности на каждом ее этапе. Традиционно учитель оценивает итоги
деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму и т. п.). Системность же оценивания предполагает оценку не только результата, но и принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), планирования (правильно ли выделил последовательность действий), хода выполнения.
Таблица 1
Образец задания по математике
Критерии оценки Тема: «Площадь и периметр многоугольника» Оценка моя Оценка учителя
прогн. итог.
Умение находить сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне Внимательно прочитай текст. Является ли он задачей? Если да, то определи план работы над задачей. Реши ее. Периметр прямоугольника - 64 см. Найди длину прямоугольника, если его ширина составляет 1/4 часть периметра
Умение проверять правильность решения Проверь правильность решения задачи удобным для тебя способом: реши другим способом, составь и реши обратную задачу
Умение преобразовывать задачи Измени условие задачи так, чтобы ее решение стало короче решения данной задачи на 1 действие. Реши новую задачу
Умение оценивать новое условие Ребята изменили условие задачи так, что ее решение стало длиннее на 1 действие. Проверь, верно ли это. Реши задачу и подчеркни действие, которое добавилось. В прямоугольнике со стороной 8 см и периметром 64 см провели диагональ. Найди площадь получившихся треугольников
Умение составлять обратную задачу Проверь правильность решения задачи: составь и реши обратную задачу
Умение составлять свою задачу Составь свою задачу, в которой идет речь о площади и периметре многоугольника
Умение решать свою задачу Реши свою задачу
Умение находить способ проверки Проверь решение задачи удобным для тебя способом. Укажи способ проверки
Наиболее важным условием организации эффективной оценки достижений младшего школьника, а также формирования контрольно-оценочной самостоятельности является эффективный выбор форм и способов оценивания.
Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения, построенные на основе критериев балльной отметки. Так, оценивая работу ученика, учитель фиксирует уровень выполнения требований:
— справился с заданием отлично, не допустил ни одной ошибки; изложил материал логично, полно; использовал дополнительный материал;
— справился с заданием самостоятельно, хорошо; полно и логично ответил на вопрос; знает порядок выполнения; проявил заинте-
ресованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить; в следующий раз надо поискать более удобный способ решения и т. д.
Целесообразно строить оценочные суждения, опираясь на памятку (алгоритм):
— выдели, что должен делать ребенок;
— найди и подчеркни, что у него получилось;
— похвали его за это;
— найди, что не получилось; определи, на что можно опереться, чтобы получилось;
— сформулируй: что еще нужно сделать, чтобы получилось; что ребенок уже умеет (найди этому подтверждение); чему надо научиться, что (кто) ему в этом поможет [1. С. 13].
Эту памятку можно применять вместе с детьми в процессе взаимо- и самооценки, модернизировав ее с учетом конкретных задач обучения на уроке.
Такие оценочные суждения позволяют раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Оценочные суждения являются основным средством оценки при безотметочном обучении, но и при введении отметки они не утрачивают своего значения. Очень важную роль оценочные суждения учителя играют в формировании контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, становясь образцом оценивания для учащихся при взаимо- и самооценке.
Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребенка. Эмоциональным должен быть и отзыв на недостатки в работе, однако при этом не указываются слабые личные качества или способности ребенка в определенных областях знания («Твоя работа меня огорчила»; «Неужели это твоя работа?»; «Тебе нравится твоя работа?» и др.).
Особое место в современных подходах к оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки. Например, «Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются и содержательной формой отметки, не обижающей ребенка [2. С. 72].
Такие методы
— позволяют любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»);
— удерживают учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное
продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогают избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Процесс формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников наиболее эффективен, если контрольно-оценочные действия входят в состав обученно-сти, то есть учитель не только занимается формированием этих умений, но и отслеживает уровень их сформированности.
Обучая приемам самооценивания, учителю необходимо постепенно наращивать долю самостоятельности учащихся в применении каждого конкретного приема. Например, работая над формированием у учащихся умения выделять критерии самооценки, следует идти от простого к сложному: в самостоятельных работах на начальном этапе учитель дает готовые, им сформулированные критерии оценивания; на следующем этапе учащиеся должны самостоятельно выбрать один из предложенных критериев. Очередным этапом усложнения работы над выделением критериев может быть такой вид самостоятельной работы: учащимся предлагается материал для работы и критерии, по которым нужно ее оценить, им следует самим сформулировать учебную задачу. И наконец, самый высокий уровень сложности и самостоятельности: учащимся необходимо по учебной задаче и материалу к ней самостоятельно сформулировать критерии оценки работы. Таким образом происходит постепенный переход ряда контрольно-оценочных функций от учителя к учащимся. Например, самостоятельная работа по русскому языку в 1 классе может выглядеть следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Критерии оценки (умения) Тема: «Корневые орфограммы» Оценка моя Оценка учителя
Умение 1) находить проверочные слова; 2) находить родственные слова; 3) находить слова, где пропущенная буква стоит в сильной позиции Найди и подчеркни проверочное слово. Пл...сать - плясовой, заплясать, поплясать, пляска, заплясать, перепляс, плясунья. По... сок - поясница, опоясывать, поясной, подпоясаться, распоясаться. Св...рлить - сверление, сверло, высверливать, свёрла, сверлильный. Св...нья - свинина, свинка, свинарка, насвинячить, свинство
Умение 1) делить слова на группы; 2) различать способы Раздели слова на 2 группы. Рядом запиши проверочное слово
В..нить, н..визна, м..сты, цв..ты, гол..д, л..сты
Критерии оценки (умения) Тема: «Корневые орфограммы» Оценка моя Оценка учителя
проверки безударных гласных в корне; 3)проверять безударные гласные в корне
Умение 1) находить парные согласные; 2) находить орфограмму «парные согласные в корне слова»; 3)обводить буквы в кружок Обведи в кружок орфограмму: «парные согласные в корне слова». Бегунок, бег, площадка, низкий, отправка, мягкий, узкий, ложка, завоз, вывозить, шутить, резной
Умение 1) находить проверочные слова; 2) находить родственные слова; 3) находить слова, где пропущенная буква стоит в сильной позиции Найди и подчеркни проверочное слово. Спра..ка - справочный, отправка, отправить, заправка. Перево..чик -повозка, возница, завоз, возить. Ни... кий-низина, низ, внизу, низок. Бе.. - беженцы, беговой, бегун, бежать
Задание. Внимательно прочитай задания. Выбери из предложенных критериев тот, по которому ты будешь оценивать работу. Обведи этот критерий в кружок. Выполни работу, проверь правильность выполнения задания известным тебе способом. Оцени свою работу, исходя из критерия, который ты выбрал
Предложенные виды проверочных работ позволяют учителю включать контрольно-оценочные действия в состав обученности школьников, что является одним из необходи-
мых условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.
Библиографический список
1. Калинина, Н. В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я. Горбылева. - М.: Аркти, 2006. - 72 с.
2. Оценка без отметки [Текст] / под ред. Г. А. Цукерман. - Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - 128 с.
Т. Н. Сапожникова
МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье представлены альтернативные подходы, объясняющие сущность, движущие силы и процессуальные механизмы жизненного самоопределения - главного в жизни молодого человека экзистенциального выбора.
Ключевые слова: жизненное самоопределение, самоактуализация, полноценно функционирующий человек, самодетерминация, жизненная программа, жизненный план.
Т. N. Sapozhnikova MECHANISMS OF VITAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS
Article is devoted to an explanation of the essence, driving forces and mechanisms of the main existential choice of the person.