ЧЕЛОВЕК,
ОБЩЕСТВО,
КУЛЬТУРА
О. В. Бессчетнова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В США
В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования социального института приемной семьи как формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе законодательства Соединенных Штатов Америки.
Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, США, замещающее воспитание.
Решение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике имеет многолетний опыт. Наиболее известными специалистами в области социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд, К. Девис, У. Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, Ф. Нотштейн, М. А. Страус, Р. Дж. Гелес, А. Бергер. Кроме того, значительный интерес представляют работы таких зарубежных ученых, как К. С. Истман, Б. Л. Каплан, М. Сэйтс, A. E. Фрайд, P. Хаббелл, посвященные исследованию американской формы воспитания детей, именуемой «foster family» («фостерная семья»), сходной с российским институтом приемной семьи.
В Соединенных Штатах Америки на заре появления первых американских колоний существовала практика договоров, по которым осиротевшие или брошенные дети из бедных семей отдавались в ученики или подмастерья до достижения ими совершеннолетия. Хозяин был обязан обеспечивать необходимые условия для жизни и обучить ребенка ремеслу или профессии. С одной стороны, договор давал возможность детям обрести семью и профессию, с другой стороны, семья получала бесплатную рабочую силу. Специальные детские учреждения создавались только в случае одновременного появления большого количества сирот, вследствие войн, природных катастроф или эпидемий1.
В конце XVIII - начале XIX в. в результате уменьшения потребности в детском труде произошли изменения и в организации воспитания несовершеннолетних. Прекратилась практика передачи малолетних детей по контракту, поэтому дети до 8-12 лет находились на общественном попечении. В XIX в., наряду с увеличением числа домов призрения для детей и взрослых общего типа, начали создаваться специальные детские учреждения и частные приюты. Вместе с тем, с 50-х гг. XIX в. начался новый период в истории организации попечения над несовершеннолетними детьми. В Нью-Йорке было создано Общество помощи детям, которое, среди проче-
го, помещало детей, нуждающихся в попечении, в приемные семьи фермеров, проживающих на западе страны, на безвозмездной основе. При этом договоры не заключались, а право опеки сохранялось за Обществом помощи детям, что теоретически позволяло забирать ребенка из семьи. Тем не менее, такая система не была лишена недостатков. В качестве негативных ее сторон следует отметить следующие: недостаточное внимание к детям в приемных семьях; перегруженность их работой; невозможность получения полноценного образования; скудное питание; плохое содержание; конфликты; недовольство жителей западных штатов по поводу нахождения на их территории тысяч беспризорных детей.
Постепенно распространение идей бесплатного воспитания и помещения ребенка в семейное окружение привело к тому, что детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали брать в семьи в их собственных штатах, и к концу XIX в. помещение сирот в детские учреждения или приемные семьи стало общепринятым явлением.
В 1961 г. Закон о социальном обеспечении разработал программу помощи семьям с зависимыми детьми, призванную выделять средства из федеральных фондов для воспитания детей вне семьи. Однако зависимость от фондов не давала стимула для возвращения детей из приемных семей из-за отмены финансирования. Идея, лежащая в основе программы замещающего воспитания, заключалась в том, что помещение ребенка в приемную семью должно быть временной мерой, необходимо требовать разработки планов для обеспечения благоприятных условий жизни ребенка в собственном доме или поместить его в семью родственников.
Первоначальный этап становления системы замещающего воспитания сирот в приемных семьях характеризовался различного рода трудностями, среди которых следует назвать следующие: помещение детей-сирот на длительные сроки в приемные семьи вместо их временного пребывания; преобладание групповых, а не индивидуальных форм работы с приемными семьями и детьми; небольшой охват детей-сирот программой замещающего воспитания; посещение детей собственными родителями в приемных семьях не поощрялось; отсутствие достоверных сведений о детях, помещенных в приемные семьи, на территории многих штатов; усложнение процедуры лишения родительских прав, предусмотренные законами штатов; выделение финансирования на содержание ребенка только в случае его нахождения в замещающей семье, что не способствовало организации условий для возвращения детей в их родные семьи или использованию альтернативных вариантов2.
Начиная с 70-х гг. ХХ в., был проведен целый ряд экспериментальных исследований, в рамках которых были разработаны методы привлечения родителей к планированию работы с детьми, выработке интенсивных мер профилактической помощи семья по снижению факторов риска передачи детей в приемные семьи, организации содействия более раннему воссоединению семьи, а при необходимости выявление и устранение препятствий к усыновлению. Все эти факторы способствовали продвижению политики по повышению эффективности системы замещающего воспитания на федеральном, штатном и местном уровнях, а также позволили улучшить практику социального обслуживания детей.
Программы замещающего воспитания заключались в предоставлении детям и семьям профессиональной помощи со стороны врачей, специалистов социальной работы, педагогов, психологов и т. д. Услуги приемным родителям заключались в обучении их обращению с ребенком, прямом вмешательстве в приемные семьи для разрешения конфликтов, оказании юридической помощи при желании приемных родителей усыновить ребенка, проживающего в семье.
В июне 1980 г. вступил в силу Закон о содействии усыновлению и социальном обеспечении детей (The Adoption Assistance and Child Welfare Act), который регламентировал порядок помещения детей в приемную семью, а также прекращения их пребывания там. Данный закон по-новому определил отношения между федеральными и местными властями, опирающиеся на финансовые методы. Особые пункты закона включают следующие положения:
1) ни один ребенок не может быть помещен в приемную семью добровольно или принудительно без веских на то оснований;
2) ни один ребенок не может быть изъят из своей собственной семьи за исключением случаев, связанных с чрезвычайными семейными обстоятельствами, или по решению суда;
3) при очевидной необходимости изъятия ребенка из семьи, он должен быть помещен в наиболее приемлемые условия содержания, приближенные к домашним, а также по возможности недалеко от проживания его биологических родителей и / или родственников;
4) предоставление ребенку и его родителям необходимых услуг, способствующих их скорейшему воссоединению;
5) составление индивидуального плана на каждого ребенка, помещенного в приемную семью, а также осуществление контроля за его исполнением со стороны социальных служб, возобновление судебных слушаний по делу не позднее каждых 6 месяцев;
6) наличие письменного плана для каждого случая, в котором должны быть указаны место помещения ребенка и спектр предоставляемых ему услуг;
7) предоставление отчета каждые шесть месяцев и не позднее, чем через 18 месяцев, а затем с определенной периодичностью должны даваться прогнозы о дальнейшей судьбе ребенка в приемной семье;
8) проведение единовременной переписи всех детей, находящихся в приемных семьях в течение шести и более месяцев;
9) создание штатами информационных банков данных с описанием социальнодемографической характеристики детей и указанием их положения и планов постоянного проживания;
10) доступность судебных слушаний для возможности опротестовать отказ в предоставлении пособий и услуг, предусмотренных законом;
11) осуществление программ субсидий, направленных на предотвращение изъятия ребенка из семьи, его последующее воссоединение с биологическими родителями или усыновление;
12) добровольное помещение ребенка в приемную семью за счет средств федеральных фондов, которые можно использовать для предоставления услуг семьям, не имеющим судебного решения на помещение ребенка в другую семью3.
В 1997 г. был принят Закон об усыновлении и сохранении семей (Adoption and Safe families Act), который заменил Закон 1980 года4. Отличие нового закона заключалось в том, что главной своей целью он видел защиту прав и интересов ребенка, а не воссоединение семьи, во что бы то ни стало. Закон об усыновлении и сохранении семей 1997 г. перестал обязывать власти штатов предпринимать усилия, направленные на воссоединение семьи, если суд признал родителей виновными в совершении правонарушений в отношении детей; неисполнении ими обязанностей по их воспитанию и защите; жестоком обращении. Согласно закону, лишение родительских прав предусматривается, если ребенок проживает вне биологической семьи от 15 до 22 месяцев, за исключением случаев, когда он находится в семье родствен-
ников, социальные службы не в состоянии найти ему подходящую приемную семью или это влечет за собой сильный травмирующий эффект5. Данное положение закона позволило существенно сократить время пребывания детей в приемной семье до принятия окончательного решения об их дальнейшей судьбе - воссоединения с биологическими родителями или усыновления. Благодаря проведению данной социальной политики, количество детей, ежегодно проходящих через систему фостерных семей, постепенно снизилось с 559 000 в 1998 г. до 523 000 в 2003 г.6.
По закону, решение суда об определении постоянного места жительства ребенка, должно быть принято в течение 12 месяцев с момента его поступления в приемную семью. Если воссоединение ребенка с семьей невозможно, тогда временной интервал сокращается до 30 дней.
В настоящее время приемная семья является одним из ведущих способов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Причины помещения детей в приемные семьи разнообразны: около 56 % были приняты в приемные семьи, так как нуждались в защите; 7,9 % были правонарушителями; 1,6 % - ввиду нарушения здоровья или инвалидности; 21,5 % - по причинам, связанным с родителями или их отсутствием; 2 % детей - из-за отказа родителей от своих прав и 5,7 % по другим причинам .
Решение о помещении ребенка в приемную семью принимается директором окружного департамента социального обслуживания, на котором лежит ответственность за судьбу ребенка / детей. Кроме того, помещение ребенка в приемную семью может быть осуществлено по добровольному согласию биологических родителей (при официальном заполнении соглашения между родителями / родителей и специализированным агенством); заявлению опекуна, официального представителя ребенка или по решению суда.
Основанием для изъятия ребенка из биологической семьи и помещение его в приемную семью является обеспечение его безопасности при существовании угрозы его жизни и здоровью вследствие чрезвычайных обстоятельств (например, факта жестокого обращения с ребенком). Как только решение о передаче ребенка в приемную семью принято, социальный работник и супервизор начинают ее поиск с учетом всех выявленных обстоятельств и в наилучших интересах ребенка. В США существует 7 типов приемных семей:
1. Помещение в семьи родственников представляется наиболее желательным, поскольку является менее травматичным для психического и эмоционального развития ребенка. Представители социальных служб информируют родственников ребенка о возможности принятия его / ее в семью в качестве приемных родителей, получить лицензию на занятия данным видом деятельности при наличии желания и всех необходимых условий. Специалистами учитываются такие факторы, как взаимоотношения с ребенком; желание заботиться и воспитывать его; умениями обращаться с детьми и т. д.
2. Экстренное помещение ребенка в приемную семью - при обнаружении чрезвычайных обстоятельств, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка социальные службы изымают его из семьи, оформляют временную опеку, временно помещая его в приемную семью до стабилизации и нормализации обстановки в биологической семье.
3. Профессиональные приемные семьи - это семьи, прошедшие обучение и имеющие лицензию на занятие данным видом профессиональной деятельности с целью оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из-за неблагополучия в собственной семье.
4. Дома семейного типа /интернаты - некоторые дети могут быть помещены в дома семейного типа или интернаты в зависимости от их потребностей, где уход и присмотр за ними осуществляют сотрудники учреждения.
5. Программы помощи - если ребенок имеет проблемы со здоровьем, поведением или другие нарушения, то ему оказывается профессиональная медицинская, психологическая, консультативная и т. д. помощь со стороны специалистов в рамках действующих на территории округа или штата программ, предусмотренных законом.
6. Специализированные приемные семьи - некоторые дети нуждаются в специальном уходе, который не требует медикаментозного лечения. В этом случае приемных родителей обучают навыкам ухода за таким ребенком / детьми.
7. Помещение ребенка в приемную семью за пределами штата - иногда ребенка помещают в приемную семью, проживающую за пределами штата. Как правило, это происходит тогда, когда ребенка помещают в семью родственников8.
Помимо изъятия ребенка из семьи по решению суда или заявлению социальных служб, существует добровольная передача его на временное пребывание в приемную семью на основании официального соглашения, заключаемого между сотрудниками социальной службы и родителем / родителями. Из-за трудной жизненной ситуации (потеря работы, отсутствие постоянного заработка, утрата местожительства и т. д.) родитель имеет возможность решить свои личные, финансовые и другие проблемы, и в последствии вернуть ребенка под свою опеку. Письменное соглашение подписывается родителями, опекунами, окружным директором и / или социальным работником, которое определяет юридический статус, права и обязанности всех участников соглашения. Добровольное помещение ребенка в приемную семью по закону не должно превышать 180 дней (6 месяцев) до вмешательства судебных органов. Суд имеет право продлить срок пребывания ребенка в приемной семье или передать официальную опеку над ним окружному департаменту социального обслуживания. В случае продления судом срока проживания ребенка в приемной семье, то дело пересматривается каждые 180 дней9.
Несмотря на временный характер приемной семьи, в некоторых случаях ребенок может оставаться в ней и на постоянной основе. В качестве таких обстоятельств могут выступать: нанесение очевидного вреда психическому здоровью ребенка вследствие его изъятия из приемной семьи; при невозможности официального усыновления ребенка; приемные родители не хотят расставаться с ребенком; обеспечение выплат на содержание ребенка и его медицинское обслуживание; помещение ребенка в семью родственников, которые не имеют возможности усыновить его или оформить официальное опекунство из-за необходимости получения материальных средств.
Кроме того, для подростков до 18 лет, которые не желают проживать ни в собственной, ни в приемной семье, возможно независимое проживание, порядок оформления которого осуществляется согласно General Statute 7A - 717, Article 56.
Отбор приемных родителей для оказания помощи детям, нуждающимся в семейном окружении, осуществляется как государственными, так и частными службами. Например, в каждом из 100 округов штата Северная Каролина существует служба помощи детям и молодежи, целью которой является поиск и осуществление подготовки приемных семей. Так, например, в округе Пит штата Северная Каролина, к приемным родителям предъявляются следующие требования: возраст от 21 до 65 лет; наличие постоянного заработка; проживание на территории округа; отсутствие хронических физических и умственных заболеваний; отсутствие судимости; наличие жилья, отвечающего всем требованиям противопожарной, санитарно-гигиенической, технической безопасности; возможность оказания помощи детям с физическими и
эмоциональными проблемами; супружеская пара должна состоять в браке как минимум один год; обязательный курс обучения в школе для приемных родителей.
По закону штата Северная Каролина, люди, желающие стать приемными родителями, обязаны пройти 30-часовой курс обучения для получения официальной лицензии. Несмотря на широкое разнообразие программ подготовки приемных родителей на территории округов штата, существует единый стандарт, включающий темы, обязательные для изучения: общая информация о приемной семье; коммуникативные умения и навыки; особенности психосоматических расстройств у детей, вызванных разлукой с родителями; привязанность и доверие; этапы физического и психологического развития ребенка; взаимодействие департамента социального обслуживания с биологическими родителями; учет расовых и культурных особенностей ребенка; принцип конфиденциальности; здоровье и безопасность.
Помимо этого, ежегодно приемные родители обязаны проходить курс переобучения в течение 10 часов для сохранения выданной им лицензии. Кроме того, каждый дом должен быть оборудован системой противопожарной безопасности, соответствовать санитарно-гигиеническим и техническим нормам.
Департамент социального обслуживания округа Пит, штата Северная Каролина, запрещает применение физических наказаний к приемным детям в семьях, влекущих за собой нанесение травм и повреждений, а также унижение человеческого достоинства ребенка. Помимо этого, приемным родителям запрещается использование вербального насилия, применение крика, угроз, оскорбительных высказываний о самом ребенке и его биологических родителях.
Максимально ребенок может проживать в приемной семье в течение одного года, пока биологические родители не выполнят разработанный план совместных мероприятий по устранению причин семейного неблагополучия и не внесут в свою жизнь необходимые коррективы. Среди них могут быть: посещение консультаций специалистов (психолога, нарколога); посещение занятий для родителей; групп самопомощи (анонимных алкоголиков, наркоманов); устройство на работу; обеспечение безопасных условий проживания (например, устранение неисправной проводки, наведение порядка в доме, наличие пригодных для употребления продуктов питания, и т. д.); создание условий для полноценного обучения и сна детей (приобретение письменного стола, кровати и т. д.); проявление интереса к своим детям, контроль за их социальными связями, успеваемостью в школе, состоянием здоровья; посещение их в приемной семье для сохранения близких, родственных чувств, способствующих гармонизации отношений между родителями и детьми и их скорейшему воссоединению.
В том случае, если индивидуальный коррекционный план был успешно выполнен или существует стойкая тенденция к его завершению, представители социальной службы выходят в суд с предложением о возможности возвращения детей в биологическую семью, продолжая осуществлять ее патронаж в течение определенного времени. Если в течение одного года родители не предприняли необходимых усилий по выполнению индивидуального плана, и не смогли убедить социальные службы в своей состоятельности и желании вернуть детей, в этом случае, как правило, суд лишает родителей родительских прав и передает опеку над детьми окружному департаменту социального обслуживания или специализированному агенству. Решение о дальнейшей судьбе ребенка принимается судом, исходя из его наилучших интересов: он передается в приемную семью, семью родственников, детский дом семейного типа, специализированный интернат или подлежит усыновлению.
Таким образом, большинство детей-сирот в США проживают в приемных (фостерных) семьях, реже в специализированных воспитательных учреждениях, где
содержатся дети и подростки либо с физическими и/или психическими отклонениями в здоровье, либо совершившие правонарушения. К сожалению, приемные семьи не могут гарантировать того, что у ребенка по-настоящему появится семья, т. к. некоторые дети сменяют за 7-10 лет по нескольку таких семей. В настоящее время система социального обслуживания семьи и детей в США встает перед дилеммой: отдать ли приоритет удовлетворению наилучших интересов ребенка или предпринять все усилия по воссоединению семьи.
Исходя из положений Закона об усыновлении и сохранении семей 1997 года, с одной стороны, процедура лишения родительских стала более легкой, сократился срок пребывания детей в приемных семьях до одного года, с другой стороны у биологических родителей иногда не хватает времени для решения своих проблем в течение отведенного законом времени и они лишаются юридической опеки над своими детьми. Одной из основных причин изъятия детей из семьи (около 80 %) является злоупотребление родителей алкоголем и наркотическими средствами, согласно исследованиям американских ученых10. Кроме того, большинство программ, финансируемых из федеральных фондов, не ставят своей целью воссоединение семьи и предусматривают предоставление социальных услуг вне дома. Удаленность специализированных центров от местожительства семьи, недостаток квалифицированных специалистов для оказания социальной помощи и контроля делают воссоединение ребенка с семьей маловероятным. Помимо вышеназванных факторов, следует отметить все возрастающий интерес коммерческих организаций к приватизации системы социального обслуживания семей с детьми, который, с одной стороны, позволит создать конкурентоспособный рынок социальных услуг, повысить их качественные и количественные характеристики, а с другой может привести к еще большим осложнениям из-за отсутствия технологий для оценки их энергозатратности и эффективности, основанной на получении прибыли.
Кроме того, как правило, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в США являются участниками многочисленных социальных программ, иногда до пятнадцати одновременно. Поэтому организация совместной работы, взаимное сотрудничество, умение взаимодействовать друг с другом для достижения наилучшего «корпоративного» эффекта позволит семьям быстрее справиться с возникающими проблемами. На наш взгляд, соблюдение данного условия является сомнительным ввиду конкуренции в сфере частного социального обслуживания. Для семей, находящихся в состоянии хронического кризиса предусматривается разработка долгосрочных моделей консультирования и социального обслуживания, в то время как семьи, страдающие от алкогольной или наркотической зависимости, бедности, безработицы и т. д. нуждаются в краткосрочных программах помощи.
В США практически во всех штатах разработаны программы помощи, оказывающие финансовую поддержку лицам, желающим воспитывать детей с ограниченными возможностями. В рамках программы обеспечивается медицинское обслуживание детей, предоставляется широкий спектр всевозможных услуг ребенку и приемным родителям, а также предусмотрены денежные выплаты из средств федерального, штатного и местного бюджетов, покрывающих необходимые издержки по содержанию и воспитанию таких детей. Как правило, выплаты осуществляются органами опеки и попечительства округа, которые не должны превышать количества средств, выделяемых на содержание ребенка в приемной семье, т. е. около $2000.
На территории Соединенных Штатов создана широкомасштабная сеть социальных служб по усыновлению SWAN (Statewide Adoption Network), которая объединяет различных специалистов, включенных в процесс организации усыновления
детей: сотрудников окружных органов опеки и попечительства; судей; приемных родителей / усыновителей; представителей правозащитных организаций; государственных служащих и политических деятелей11. Большинство детей, подлежащих усыновлению в Соединенных штатах, имеют физические, умственные или эмоциональные проблемы со здоровьем; пережили опыт жестокого обращения в раннем детстве; дети старше 5 лет; из этнических меньшинств, в основном африко-американского и испанского происхождения. Большую долю детей, подлежащих усыновлению без осложнений и проблем, составляют белые младенцы и дети дошкольного возраста, не имеющих неизлечимых физических недугов.
Примечания
1 См.: Энциклопедия социальной работы : в 3 т. Т. 2 / пер. с англ. - М. : Центр обще-человеч. ценностей, 1994. - С. 324.
2 См.: Leiby, J. A history of social welfare and social work in the United States / J. Leiby. - New York : Columbia University Press, 1978.
3 См.: Chapin, R. K. Social policy for effective practice : a strengths approach / R. K. Chapin. - New York : University of Kansas Press, 2007. - C. 253.
4 См.: Там же. - C. 257
5 См.: Wan, L. Parents killing parents : Creating a presumption of unfitness / L. Wan. -Albany Law review. - 1999. - 63 (1).
6 См.: Department of Health and Human Services 2004. National adoption and foster care statistics [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.acf.hhs.gov/programs.
7 См.: Petr, C. G. Social work with children and their families : Pragmatic foundation / C. G. Petr, 2nd ed. - New York : Oxford University Press, 2004. - C. 56.
8 См.: Geen, R. Who will adopt the foster care children left behind? Caring for Children, Brief № 2 [Электронный ресурс] / R. Geen. - Режим доступа : www.urban.org/url.cfm.
9 См.: Karger, H. J. American social welfare policy : A pluralist approach / Stoesz, D. ; 4th ed. - Boston : Allyn and Bacon, 2002.
10 См.: Monitz, C. Health and health care policy: A social work perspective / C. Monitz,
S. Gorin. - Boston : Allyn and Bacon, 2003. - C. 206.
11 См.: Segal, E. Social welfare policy, programs, and practice / E. Segal, S. Brzuzy. -Itasca, IL : F. E. Peacock, 1998.
С. А. Ильиных
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН УПРАВЛЕНИЯ
В статье анализируется культура с точки зрения гендерного подхода. Выявляется способность гендерной культуры управлять поведением индивидов. Показывается, что этот процесс осуществляется благодаря воспроизведению гендерных стереотипов и гендерных представлений. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на проверку данного вывода.
Ключевые слова: гендерная культура, гендер, гендерные представления, женщина.
Гендерная культура выступает одной из разновидностей культуры. На основании системного принципа можно утверждать, что, будучи одной из составных час-