Научная статья на тему 'Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных штатах Америки'

Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных штатах Америки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4156
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ / США / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОМЕЩЕНИЕ В СЕМЬИ РОДСТВЕННИКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / CHILDREN WITHOUT PARENT'S CARE / FOSTER FAMILY / THE USA / ORPHANS / LEGISLATION / KINSHIP CARE / KINSHIP PLACEMENTS / FOSTER CARE PAYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова О. В.

В статье представлен обзор научно-исследовательских и статистических данных по организации и функционированию фостерной (приемной) семьи как эффективного способа жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Проанализированы особенности нескольких видов фостерных семей на основе законодательства Соединенных Штатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTER FAMILY AS A WAY OF ARRANGEMENT OF CHILDREN WITHOUT PARENTS CARE IN THE USA

The article dwells to the features of forming and functioning of foster family system as a social institution for raising children without parents care, based on the legislation of the USA.

Текст научной работы на тему «Фостерная семья как способ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Соединенных штатах Америки»

УДК 316:075.8

О. В. Бессчетнова

ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ КАК СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

В статье представлен обзор научно-исследовательских и статистических данных по организации и функционированию фостерной (приемной) семьи как эффективного способа жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Проанализированы особенности нескольких видов фостерных семей на основе законодательства Соединенных Штатов.

Ключевые слова: фостерная семья, США, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, законодательство, помещение в семьи родственников, социальные выплаты.

Решение проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в международной практике имеет многолетний опыт. В 1853 г. Чарльз Лоринг Брейс основал в Нью-Йорке Общество помощи детям, основной идеей которого была практика их бесплатного помещения с улиц города в приемные семьи фермеров, проживающих в сельскохозяйственных районах на западе страны. Однако при этой системе договоры не заключались, право попечительства сохранялось за Обществом помощи детям, что теоретически позволяло забирать ребенка из семьи в любое время. Несмотря на критику данной формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, эта идея получила широкое распространение, и к концу XIX в. помещение сирот в фостерные (приемные) семьи стало общепринятым явлением.

В настоящее время фостерная (приемная) семья является одним из ведущих способов устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Основными причинами помещения ребенка в приемную семью являются: обеспечение его безопасности, угроза жизни и здоровью вследствие чрезвычайных обстоятельств (например, факта жестокого обращения); трудная жизненная ситуация родителей (потеря работы, отсутствие постоянного заработка, утрата местожительства и т. д.) [1].

В 1997 г. в США был принят Закон об усыновлении и безопасности семей (Adoption and Safe families Act), который перестал обязывать власти штатов предпринимать усилия, направленные на воссоединение семьи, если суд признавал родителей виновными в совершении правонарушений в отношении детей, неисполнении ими обязанностей по их воспитанию и защите, жестоком обращении. Согласно закону, лишение родительских прав предусматривается, если ребенок проживает вне биологической семьи от 15 до 22 месяцев (за исключением случаев, когда он находится в семье родственников), социальные службы не в состоянии найти ему подходящую приемную семью или это влечет за собой сильный травмирующий эффект [2]. Данное

положение закона позволило существенно сократить время пребывания детей в приемной семье до принятия окончательного решения об их дальнейшей судьбе - воссоединения с биологическими родителями или усыновления. Благодаря проведению данной социальной политики количество детей, ежегодно проходящих через систему фостерных семей, постепенно снизилось с 559 000 в 1998 г. до 523 000 в 2003 г. [3], в то время как количество усыновленных детей значительно увеличилось: с 37 000 в 1997 г. до 53 000 в 2002 г. [4].

По закону, решение суда об определении постоянного места жительства ребенка должно быть принято в течение 12 месяцев с момента его поступления в приемную семью. Если воссоединение ребенка с биологическими родителями невозможно, тогда временной интервал сокращается до 30 дней. Решение о помещении ребенка в приемную семью принимается директором окружного департамента социального обслуживания, на котором лежит ответственность за судьбу ребенка/детей.

Несмотря на временный характер приемной семьи, в некоторых случаях ребенок может оставаться в ней на постоянной основе. В качестве таких обстоятельств могут выступать: нанесение очевидного вреда психическому здоровью ребенка вследствие его изъятия из приемной семьи; невозможность официального усыновления ребенка; нежелание приемных родителей расставаться с ребенком; обеспечение выплат на содержание ребенка и его медицинское обслуживание; помещение ребенка в семью родственников, которые не имеют возможности усыновить его или оформить официальное опекунство из-за необходимости получения материальных средств.

В настоящее время в США существуют семь форм семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Помещение в семьи родственников представляется наиболее желательным, поскольку является менее травматичным для психологического и эмоционального развития ребенка. Представители социальных служб информируют родственников ребенка о возможности принятия его/ее в семью в качестве

приемных родителей, получить лицензию на занятие данным видом деятельности и наличии всех необходимых условий. Наряду с согласием родственников, специалистами учитываются такие факторы, как взаимоотношения с ребенком, желание заботиться и воспитывать его, умение обращаться с детьми и т.д.

2. Экстренное помещение ребенка в приемную семью - при обнаружении чрезвычайных обстоятельств, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка социальные службы изымают ребенка из семьи и оформляют временную опеку над ним, помещая его в приемную семью до стабилизации и нормализации обстановки в биологической семье.

3. Профессиональные приемные семьи - это семьи, прошедшие обучение и имеющие лицензию на занятие данным видом профессиональной деятельности с целью оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию из-за неблагополучия в собственной семье.

4. Дома семейного типа/интернаты - некоторые дети могут быть помещены в дома семейного типа или интернаты в зависимости от их потребностей, где уход и присмотр за ними осуществляют сотрудники учреждения.

5. Программы помощи - если ребенок имеет проблемы со здоровьем или другие нарушения, то ему оказывается профессиональная медицинская, психологическая, консультативная и другая помощь со стороны специалистов в рамках действующих на территории округа или штата программ, предусмотренных законом.

6. Специализированные приемные семьи - некоторые дети нуждаются в специальном уходе, который не требует медикаментозного лечения. В этом случае приемных родителей обучают навыкам ухода за таким ребенком/детьми.

7. Помещение ребенка в приемную семью за пределами штата [5].

Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи родственников как одна из форм семейного воспитания стало практиковаться в США относительно недавно и за десять лет возросло с 18 до 31 % [6], и начиная с 1996 г. родственникам стали предоставлять право первой очереди при обеспечении заботы о детях, оставшихся без родительского попечения. Согласно статистическим данным, 405 000 детей проживали в семьях родственников в 2002 г. в США. Эти данные лишь отражают число детей, находящихся под опекой государства, не учитывая тех, которые были помещены в семьи родственников без вмешательства со стороны социальных служб и суда.

Около 77 % всех случаев помещения ребенка в семьи родственников происходит на добровольной основе, без вмешательства социальных служб и судебной системы, в результате так называемой част-

ной опеки (private kinship care) [7]. Если устройство ребенка в семью родственников предполагает участие органов опеки и попечительства или социальных служб, оно называется общественной опекой со стороны родственников (public kinship care). Разновидностями последней выступает фостерная семья, состоящая с ребенком в родственных отношениях (kinship foster care), которая образуется, когда суд возлагает ответственность за ребенка на его родственника. При этом родственники могут официально не являться его опекунами, не иметь лицензии на создание приемной семьи или, наоборот, добровольно оформить такую лицензию. В зависимости от того, какой из трех возможных вариантов предпочтут приемные родители, будет зависеть размер государственного социального пособия на содержание ребенка в семье родственников.

По мнению американских специалистов, помещение детей в семьи к родственникам имеет ряд преимуществ: они могут обеспечить надлежащий уровень поддержки, чаще общаются с родителями ребенка и другими членами семьи, перемещение ребенка менее травматично сказывается на его физическом и психическом здоровье [8].

Вместе с тем результаты научных исследований показывают, что дети, оставшиеся без попечения, проживающие с родственниками, значительно дольше остаются в приемной семье, в отличие от детей, помещенных в обычные профессиональные приемные семьи [9]. Кроме того, у них меньше шансов воссоединиться с биологическими родителями или быть усыновленными [10]. Основными причинами выступают нежелание или сопротивление родственников; длительные сроки проживания детей в семье; затягивание процедуры лишения кровных родителей родительских прав или передача опеки над ребенком родственникам; лояльное отношение общества к родителям, чьи дети проживают в семьях родственников. Вместе с тем у самих биологических родителей происходит значительное снижение мотивации на завершение долгосрочного плана по устранению семейных проблем из-за того, что родители имеют возможность часто встречаться со своими детьми, общаться с ними в любое время и не испытывают чувства вины от того, что их дети живут вне семьи [11].

Многие родственники имеют желание и возможность усыновить ребенка, но ряд обстоятельств препятствует этому: они рассматривают усыновление как слишком суровое наказание биологических родителей; надеются на исправление их поведения; не хотят разрушать отношения с другими родственниками; испытывают беспокойство за поведение или здоровье приемного ребенка; переживают финансовые проблемы; теряют права на получение финансовых выплат, пособий на содержание детей, таких

— 4i —

как получение одежды, покупка школьных принадлежностей, бесплатный летний отдых и т.д.

Дети, находящиеся под опекой родственников, имеют право на получение одного или нескольких государственных социальных пособий в зависимости от жилищных условий. Согласно данным американских исследователей, дети, проживающие в семьях родственников, сталкиваются с рядом трудностей по сравнению с детьми, проживающими в традиционных приемных семьях. Среди них следует отметить более низкий материальный доход, уровень образования, чем у профессиональных приемных родителей; более вероятное проживание в неполной семье; возраст опекуна выше 50 лет [12]. Кроме того, дети, находящиеся под опекой родственников, не получают должного социального обслуживания, помощи по воссоединению с биологическими родителями или внимания со стороны социальных служб по поиску усыновителей, а также осуществлению слабого социального контроля за условиями проживания ребенка.

Федеральное законодательство дает большие полномочия штатам разрабатывать и осуществлять лицензирование и финансовую поддержку семьям, берущим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый штат имеет свою собственную систему лицензионных стандартов и процедур относительно решения проблемы сиротства. Только 15 штатов (Алабама, Канзас, Колорадо, Юта, Техас, Флорида и др.) предъявляют к родственникам те же требования, что и к приемным родителям, не состоящим с ребенком в родстве. В 23 штатах (Теннеси, Нью-Йорк, Верджи-ния, Калифорния и др.) социальные службы делают некоторые послабления (в большинстве случаев при прохождении обучения) для родственников ребенка. В 20 штатах (Мериленд, Нью-Джерси, Миссури и др.) существует отдельная процедура помещения ребенка в семью родственников, отличающаяся от таковой для профессиональных приемных родителей (имеющих лицензию для занятия данным видом деятельности) [13]. Кроме того, некоторые штаты вводят дополнительные требования к родственникам, берущим детей на воспитание в семью. Так, в штате Миссури дедушки/бабушки, осуществляющие заботу о ребенке, имеют право на получение пособия как приемные родители, в отличие от других родственников, которые могут рассчитывать на его выплату только в том случае, если биологические родители ребенка попадают в категорию семей с низким материальным достатком. В ином случае выплата на ребенка осуществляется из государственных фондов социальной защиты, сумма которой значительно ниже.

Согласно исследованиям Я. Оееп, в 2000 г. выплаты на детей, проживающих в семьях родствен-

ников, варьировались от 68 $ до 514 $ в месяц, в зависимости от штата и их количества в семье [14]. Наиболее распространенными выплатами для данной категории детей являются пособия от фондов TANF child-only, а при наличии официальной лицензии на создание приемной семьи родственники имеют право на получение пособия как приемные родители, размер которого колебался в пределах от 250 $ до 657 $ в месяц (в среднем 403 $), в зависимости от места проживания ребенка и его возраста [15]. Кроме того, помимо ежемесячного денежного пособия, родственники имеют право на получение одежды и покрытие других расходов.

При наличии у ребенка физических или умственных отклонений в развитии он имеет право на получение выплат из фондов дополнительного страхования дохода (Supplemental Security Income) или социального страхования (Social Security) в среднем 563 $ в месяц. В 2002 г. средний размер ежемесячного пособия на ребенка, чьи родители умерли, составлял 585 $. Вместе с тем следует отметить, что государственные службы могут уменьшить размер социальных выплат лицам, получающим пособия из нескольких вышеперечисленных фондов, ввиду их совместности. Таким образом, несмотря на то, что большинство детей, проживающих в семьях родственников, в США имеет право на получение хотя бы одного из названных видов социальных выплат, по утверждению американских специалистов, не получают ни одного из них -78 % детей при добровольном принятии в семью и 32 % - при участии суда и социальных служб.

Исходя из статистических данных, около 440 000 детей проживали вне своей биологической семьи по решению суда, в том числе 19 % - в семьях родственников. С принятием Закона об усыновлении и безопасности семей (Adoption and Safe Families Act of 1997) 18 штатов ужесточили требования к родственникам, принимающим детей на воспитание в семью [16]. Согласно данным американской статистики, 58 % всех детей, проживающих в семьях родственников, жили со своими дедушками и бабушками. Несмотря на то, что они обеспечивают детям семейную атмосферу, содержание и заботу, функционирование таких семей сталкивается с рядом трудностей, среди которых следует назвать следующие:

1) как правило, под опеку (официальную или неофициальную) попадают дети дошкольного и школьного возраста, которые требуют от престарелых родственников значительных усилий в плане воспитания, обучения, содержания, контроля за успеваемостью, участия в различного рода школьных и внеклассных мероприятиях и т.д.;

2) трудности материального характера из-за отсутствия дополнительного дохода, кроме пен-

сионного обеспечения, не позволяют удовлетворить многие насущные потребности семьи, в частности в полноценном питании, поэтому большинство детей в таких семьях живут за чертой бедности [17];

3) большинство опекунов в силу возрастных, профессиональных, экологических и других факторов испытывают проблемы с физическим и умственным здоровьем, что, в свою очередь, негативно сказывается на безопасности детей [18];

4) недостаток социального контроля за детьми со стороны престарелых родственников приводит к возникновению девиаций, прогулам школьных занятий, неуспеваемости, проблемам в поведении и т.д. [19];

5) отсутствие адекватного социального патронажа, супервизии со стороны социальных служб, органов опеки и попечительства препятствует своевременному выявлению и коррекции семейных проблем [20];

6) существование стигмы на получение социальной помощи от государства не позволяет родственникам обратиться за ее получением даже в том случае, когда они остро в ней нуждаются [21];

7) недостаток информации о праве на получение тех или иных выплат на содержание приемного ребенка или видов обслуживания также играет существенную роль в данном вопросе.

Таким образом, несмотря на низкий уровень жизни некоторых категорий семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на получение социальных пособий от государства по закону, либо вообще не получает никаких выплат, либо одно, реже два вида из нескольких возможных. В связи с этим, по мнению авторитетных американских специалистов, необходимо проведение более продуманной социальной политики в отношении семей, берущих на воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Список литературы

1. Karger H. J. & Stoesz D. American social welfare policy: A Pluralist Approach (4th ed.). - Boston: Allyn and Bacon, 2002.

2. Wan L. Parents killing parents: Creating a presumption of unfitness. Albany Law review, 63(1), 1999.

3. Department of Health and Human Services 2004. National adoption and foster care statistics // www.acf.hhs.gov/programs/

4. Foster care adoption in the United States: A state by State Analysis of barriers & Promising Approaches // www.nationaladoptionday.org

5. Geen R. Who will adopt the foster care children left behind? Caring for Children. Brief № 2 // www.urban.org/url.cfm

6. Geen R., Boots S. W., Tumlin K. C. The Cost of Protecting Vulnerable Children: Understanding the Complexities of federal, State, and Local Child Welfare Spending. Washington, D. C.: The Urban Institute Press, 1999.

7. Murray J., Ehrle J., Geen R. Estimating financial support for kinship caregivers // New federalism (National Survey of America's Families). The Urban Institute. Series B, № B-63, December 2004.

8. Sandra C., Everett J., Verdieck M. J., Jones H. Children Placed in Foster care with Relatives: A Multi-State Study. Washington, D.C.: Department

of Health and Human Services, Administration on Children, Youth, and Families, 1998.

9. Cook R., Ciarico J. Unpublished analysis of kinship care data from the National Study of Protective, preventive and reunification Services

Delivered to Children and Their Families. U. S. Department of Health and Human Services, Children's Bureau, 1998.

10. Berrick Jill D., Needell B. Recent trends in Kinship Care: Public Policy, Payments, and Outcomes for Children. In The Foster Care Crisis: Translating Research into Policy and Practice, edited by Patrick A. Curtis, Grady Dale Jr., and Joshua C. Kendall (152-74). Lincoln: University of Nebraska press in association with the Child welfare League of America, 1999.

11. Geen R. Finding Permanent Homes for Foster Children: Issues Raised by Kinship Care // The Urban Institute. Series A, # A-60, April 2003.

12. Howard D., Harrington D., Starr R., Zuravin S., Sawyer R. Children in Kinship Care: How do they fare? // Children and Youth Services Review 16 (1-2): 85-106, 1994.

13. Jantz A., Green R., Bess R., Andrews C., Russell V. The Continuing Evolution of State Kinship Care Policies. Washington, D. C.: The Urban Institute, 2002.

14. Geen R. Kinship Care: Making the Most of a Valuable Resource. Washington, DC: Urban Institute Press, 2003.

15. Andrews C., Bess R., Jantz A., Russell V. Collaboration between State Welfare and Child Welfare Agencies. Washington, D. C.: the Urban Institute. Assessing the New Federalism Policy Brief A-54, 2002.

16. Amy J., Geen R., Andrews R. C., Russell V. The Continuing Evolution of State Care Policies. Washington, DC: The Urban Institute. Assessing the New Federalism Discussion Paper 02-11, 2002.

17. Waldrop D. P., Weber J. A. From Grandparent to Caregiver: the Stress and Satisfaction of Raising Grandchildren. Families in Society: the Journal of Contemporary Human Services 82(5): 461-72, 2001.

18. Minkler M., Fuller-Thompson E., Miller D., Driver D. Grandparent Caregiving and depression. In Grandparents raising Grandchildren, edited by Bert Hayslip Jr. and Robin Goldberg-Glen (207-19). New York: Springer Publishing Company, 2000.

19. Hughes D. Adopting Children with Attachment problems. Child Welfare 78: 541-60, 1999; Karen, R. Becoming Attached. New York: Oxford University Press, 1998.

20. Ehrle J., Geen R. Children Cared for by Relatives: What Services Do They Need? Washington, D. C.: The Urban Institute. Assessing the New Federalism Policy Brief B-47, 2002.

— 4З —

21. Scarcella C. A., Ehrle J., Geen R. Identifying and Addressing the Needs of Children in Grandparent Care. Washington, D. C.: The Urban Institute, B-55, 2003.

Бессчетнова О. В., кандидат социологических наук, доцент, доцент.

Балашовский филил Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Ул. Карла Маркса, 29, г. Балашов, Саратовская область, Россия, 412300.

E-mail: sharon_oksana@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 02.04.2009.

O. V Besschetnova

FOSTER FAMILY AS A WAY OF ARRANGEMENT OF CHILDREN WITHOUT PARENT’S CARE IN THE USA

The article dwells to the features of forming and functioning of foster family system as a social institution for raising children without parent’s care, based on the legislation of the USA.

Key words: foster family, The USA, orphans, children without parents care, legislation, kinship care, kinship placements, foster care payment

Balashov Branch of Saratov State University of N. G. Chernyshevsky.

Ul. K.Marx, 29, Balashov, Saratov oblast, Russia, 412300.

E-mail: sharon_oksana@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.