Научная статья на тему 'Прием и размещение вынужденных переселенцев из восточной Украины в Камско-Вятском регионе'

Прием и размещение вынужденных переселенцев из восточной Украины в Камско-Вятском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / ВРЕМЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / МИГРАЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СТАТУС / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич, Хаба Степан Михайлович

В статье показаны причины, характер и состав современной миграции из Восточной Украины, особенности приема и размещения беженцев, динамика миграционной активности в 2014-2015 гг., деятельность региональных властей по трудоустройству и социальному обеспечению переселенцев, некоторые проблемы их первичной социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прием и размещение вынужденных переселенцев из восточной Украины в Камско-Вятском регионе»

Д.А. Черниенко, С.М. Хаба

ПРИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ В КАМСКО-ВЯТСКОМ РЕГИОНЕ

В статье показаны причины, характер и состав современной миграции из Восточной Украины, особенности приема и размещения беженцев, динамика миграционной активности в 2014-2015 гг., деятельность региональных властей по трудоустройству и социальному обеспечению переселенцев, некоторые проблемы их первичной социальной адаптации.

Ключевые слова: беженцы, временное размещение, гуманитарная помощь, миграция, переселенцы, социальные гарантии, статус, трудоустройство.

Общественно-политический кризис в Украине 2013-2014 гг., последовавший с весны 2014 г. военный конфликт обусловили активную фазу миграционных процессов и привели к переезду

Черниенко Денис Аркадьевич - старший научный сотрудник отдела междисциплинарных и прикладных исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доцент Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук.

Хаба Степан Михайлович - почетный Председатель Региональной общественной организации Удмуртской Республики «Общество украинской культуры «Громада».

значительной части населения из восточных областей Украины в сопредельные территории России с дальнейшим квотированным распределением по различным регионам. Этот процесс, начавшийся стихийно, к осени 2014 г. приобрел массовый и организованный характер. Общий вынужденных переселенцев в Россию в течение 2014 г. составил более 800 тысяч человек. В этих условиях по регионам были определены квоты для приема в экстренном порядке граждан Украины. На тот момент предполагалось, что в Россию приедет не менее 150 000 человек [19]. Значительную часть переселенцев должен принять Приволжский федеральный округ (ПФО). При этом социально-экономический потенциал его 14 субъектов для осуществления подобных мероприятий различен, что нашло отражение в принципах квотирования. Наибольшая доля пришлась на Нижегородскую, Самарскую, Саратовскую области (3,44%) и Республику Башкортостан (3,18%), наименьший показатель у Республики Марий Эл - 0,18%. Кировская область и Удмуртская Республика получили квоты в размере 0,65% и 0,24%, что составляет 975 и 360 человек соответственно. Позднее, в связи с большим количеством приезжих, квоты были пересмотрены в сторону увеличения и составили 1150 для Кировской области и 650 мест для Удмуртии [20].

Прибытие граждан Украины преимущественно из Донецкой и Луганской, а также других областей (Днепропетровской, Запорожской, Николаевской, Харьковской) в Удмуртскую Республику и Кировскую область носило главным образом самостоятельный и нерегулярный характер. Люди приезжали по собственной инициативе, прежде всего, к родственникам и знакомым, которые, как правило, обеспечивали их жильем, продуктами, помогали оформить необходимые документы и с трудоустройством. Таких граждан юридически правильнее называть не «беженцами», а «лицами, которым предоставлено временное убежище», это разные правовые статусы. По данным УФМС в первом полугодии 2014 г. на территорию Удмуртии частным образом и по индивидуальной инициативе прибыли

631 гражданин Украины [16]. Первая семья из восточной Украины приехала в Ижевск 9 июня [5], а первые документы для получения статуса беженцев в Удмуртской Республике поданы в 20-х числах июня семьей из г. Краматорска Донецкой области, разместившейся у родственников в г. Глазов [18].

В Кировской области к концу первого полугодия 2014 г. зарегистрировался 571 гражданин Украины (всего находилось 1240 человек из разных регионов), но не все среди них были беженцами. В среднем, в этот период ежедневно на учет становились 15-17 человек. Первое обращение от гражданина Украины поступило в УФМС по Кировской области 2 апреля, 30 июня первый человек получил статус лица, которому предоставлено временное убежище. Именно в апреле - июне 2014 г. количество приезжих возросло втрое. Ведомства и службы области в случае массового наплыва беженцев (несколько сотен человек в сутки) были готовы к объявлению чрезвычайного положения. 13 августа врио губернатора Н.Ю. Белых подписал распоряжение «О введении режима чрезвычайной ситуации в связи с миграцией населения с Украины на территорию Кировской области». К концу июля в области побывало 1919 граждан Украины, что в среднем составляло более 30 человек в день, правда, значительная часть из них через некоторое время выезжали из региона или возвращались на родину. На 1 августа на территории области находилось 979 граждан Украины.

С середины июля начался новый этап в процессе приема переселенцев - организованная доставка с дальнейшим размещением на подготовленных объектах. Еще до начала организованного этапа Главное Управление МЧС России по УР подготовило несколько квартир. Беженцев также готовы были принять некоторые СХП Завьяловского района, в Ижевске до 200 человек могли быть размещены в санаториях и профилакториях. Управление МЧС по УР прорабатывало ситуацию с размещением беженцев на длительный срок, было намечено 24 пункта временного размещения потенциальной вместимостью более 2000 человек, расположенные на базе

освобождавшихся к осени загородных детских лагерей и санаториев с условиями для проживания в зимний период.

В Удмуртии первая большая группа численностью 106 человек прибыла в Ижевск самолетом из Ростова-на-Дону 15 июля. Из аэропорта группу доставили в поселок Кварса Воткинского района, где с этого времени на базе общежития местного профессионального образовательного учреждения «Аграрный техникум» был создан штаб по приему вынужденных переселенцев и начал действовать пункт временного размещения (ПВР) с необходимой психологической помощью, информационной поддержкой, организовано питание, медицинское обслуживание, работал консультационный центр по социальным вопросам различных ведомств и служб. Специалисты районных и республиканского центров занятости населения оказывали прибывшим содействие в поиске работы. В пункте временного размещения проходила первичная адаптация, законодательно ограничений на срок пребывания здесь не устанавливалось (ориентировочно, в течение двух-трех месяцев.

С 21 июля на территории ПВР начал ежедневную работу консультационный пункт службы занятости населения [10]. В июле - августе в Кварсе побывали врио Главы Удмуртии А.В. Соловьев, Главный федеральный инспектор по УР Д.А. Мусин, Председатель постоянной комиссии по социальной политике Госсовета УР О. Казанцева, которые ознакомились с условиями проживания, процессом оформления документов для получения временного статуса, предоставления возможности работы, устройства детей в школы и детские сады. На пресс-конференции по итогам визита врио Главы республики А.В. Соловьев отметил, что «.. .наш регион как передаточное звено -приедут, поживут и уезжают. Люди ищут место получше. Будут ли ещё - жизнь покажет. Приток наверняка уменьшится...» [23].

К концу июля 2014 г. в Удмуртии на миграционном учете состояло 1374 человека из Украины, из них обратились в апреле 214 человек, в мае - 117, в июне - 261, в июле - 484 [2], в кварсинском ПВР - 98 человек. 16 августа в Ижевск из Ростовской области поездом прибыла

вторая организованная группа - 104 человека, 91 человека из них доставили в Кварсу, где 61 человек проживал еще из числа первой партии, т.е. с учётом вновь прибывших здесь находилось 152 гражданина Украины. 3 сентября на поезде из Ростова-на-Дону в Ижевск прибыла еще одна небольшая группа в составе 8 человек, их также отправили д. Кварса [3]. Всего, в летний период организованно в Удмуртию прибыло 237 граждан из Украины, из них порядка 70% нашли работу [17]. 130 в последующем выехали из пункта временного размещения, а 43 человека уехали в другие регионы (Самарскую область, Пермский край и др.). Всего за время приема переселенцев в ПВР проживали 236 человек, большая часть из них впоследствии выехала.

В Кировской области поток вынужденных переселенцев из Украины увеличился в первой половине августа. Первый массовый прием беженцев в Кирове состоялся 13 августа, когда поездом прибыли 106 человек (78 взрослых, 28 детей). 15 августа прибыла вторая организованная группа численностью более 50 человек [22]. Для приезжих были подготовлены места временного пребывания в 4 общежитиях и реабилитационном центре для инвалидов, подготовлены также резервные места для размещения в гостиницах, санаториях и профилакториях в разных районах. Всего в Кировскую область с 1 июня по 29 августа прибыло 618 граждан, вынужденно покинувших территорию Украины. Постановлением Правительства Кировской области от 28.08.2014 № 277/599 определены пункты временного размещения. К сентябрю в области было создано 8 ПВР стационарного типа с бесплатным проживанием и питанием на базе общежитий образовательных учреждений и реабилитационного центра, в которых находились 165 граждан. Также были подготовлены резервные ПВР в Арбажском, Кирово-Чепецком, Свечинском, Слободском районах. Всего к середине сентября на территории области были подготовлены 24 пункта для потенциального размещения граждан Украины.

Координация деятельности по приему, размещению и трудоустройству переселенцев в регионах была поручена различным

профильным министерствам и ведомствам: МВД, МЧС, ФМС, Роспотребнадзору, Пенсионному фонду, Государственной инспекции по труду, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка и др. Органы власти развернули работу по трудоустройству прибывших граждан Украины, формированию базы вакансий, определению территорий приоритетного вселения, располагающих жилищным фондом и нуждающихся в рабочей силе и т.п. Ситуация с беженцами регулярно обсуждалась на заседаниях межведомственных рабочих групп, постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка, комиссий по чрезвычайным ситуациям при Правительствах регионов, Общественно-консультативного совета при УФМС, открыты «горячая линия» на базе региональных управлений МЧС и странички-«памятки» на официальных сайтах органах власти. Также представители регионов принимали участие в окружных совещаниях, проводимых Полномочным представителем Президента РФ в ПФО М.В. Бабичем, в том числе, в форме видеоконференций.

В Правительстве Кировской области рабочая группа по вопросам приёма, размещения и адаптации переселенцев была создана 10 июня. Для финансовой поддержки беженцев открыт специальный счет, согласован план мероприятий, ведомственную координацию осуществляют территориальное Управление Федеральной миграционной службы, Департаменты социального развития, образования и другие. Размещение, питание, транспортировка, медицинское освидетельствование беженцев предусматривается за счет средств резервного фонда Правительства Кировской области, из которого выделено свыше 700 тыс. руб. На базе комплексного социального обслуживания населения открыт реабилитационный центр, работают учреждения по приему гуманитарной помощи для вынужденных переселенцев и беженцев от населения и спонсоров. В гг. Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском, п. Фалёнки, а также в Кирово-Чепецком, Кумёнском, Нолинском, Слободском, Оричевском, Шабалинском и Унинском районах местное население

выражало готовность предоставить временное жилье на безвозмездной основе.

21 июля 2014 г. в Самаре состоялось совещание по оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим Украину, под руководством полпреда Президента РФ в ПФО М. Бабича, который сообщил, что соответствующая «.. .работа будет проведена во всех регионах округа, поскольку «необходимо понять, какая помощь нужна вынужденным переселенцам с Украины, принять необходимые меры для нормализации ситуации и создать условия с учетом возможного увеличения миграционного потока беженцев, которые прибывают в регионы нашего округа». В тот момент общая численность прибывших на территорию субъектов Федерации округа - 16245 человек, в том числе 2816 детей, из них почти половина дошкольного возраста [14]. Наибольшее количество переселенцев прибыло в Пермский край, Саратовскую, Кировскую, Пензенскую и Самарскую области.

Главной задачей для приехавших являлось получение разрешения на работу. На всех встречах с представителями власти и в обращениях через СМИ подчеркивалось, что те, кто получит разрешение на временное проживание или свидетельство о предоставлении временного убежища, смогут обратиться в службу занятости наравне с местными жителями. В конце июня 2014 г. предприятия Удмуртии, например, имели 16 тыс. вакансий, но очень незначительная часть из них готовы были предоставить жилье. Другая проблема заключалась в малом количеств заявок, поступавших от самих переселенцев. Тем не менее, перед региональными властями Президентом Российской Федерации ставилась задача к концу октября обеспечить работой не менее 60% [6].

В августе через Центры занятости для переселенцев начали действовать первые ярмарки вакансий, в них принимали участие представители крупных предприятий различного профиля. В Удмуртии в базе данных региональной службы занятости населения имелось более 12 тыс. вакантных рабочих мест, из которых более 200 - с предоставлением жилья различного вида. Осенью количество

участников ярмарок как со стороны потенциальных работодателей, так и со стороны ищущих работу увеличивалось. В Кировской области более половины обратившихся смогли найти работу [15]. В Удмуртии выездные ярмарки вакансий регулярно проводились в Кварсе, проживающих здесь вывозили также на производства для ознакомления с условиями работы. Наиболее активно себя вели представители автозавода, хлебозаводов, радиозавода, строительные фирмы. В сельских населенных пунктах предлагалась работа на перерабатывающих предприятиях, даже с предоставлением жилья, но людей, имеющих отношение к сельскому хозяйству, оказалось очень мало. Кроме того, обозначилась общая проблема: жилье нужно арендовать за свой счет, а зарплата такая, что арендный взнос полностью ее съедает. Поэтому среди главных причин отказа от вакансий - работа не по специальности и неудовлетворение заработной платой. Большинство предпочли работу в городах республики - Ижевске, Воткинске, Глазове, Завьяловском районе, лишь несколько семей изъявили желание поселиться в сельских районах. В Ижевске трудоустраивались чаще всего в торговые сети, транспортные компании - ИПОПАТ, ИжГЭТ, крупнейшем промышленном предприятии Ижавто, интерес к поиску специалистов проявляли также концерн «Калашников», Сарапульский радиозавод и др. В Воткинске переселенцы устраивались на предприятиях «Мастер», «Воткинский хлебокомбинат», «Техновек», Завод РТО. В 2015 г. в Удмуртии ПВР функционирует в общежитии Воткинского промышленного техникума, куда в первом полугодии граждане Украины в организованном массовом порядке прибывали 5 раз.

Помимо трудоустройства не менее важными задачами являлось решение социальных проблем переселенцев в сфере медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т.д., тем более, что переселенцы часто прибывают без медицинских документов, без прививочных карт. Были подготовлены распорядительные документы в подведомственные учреждения здравоохранения, чтобы помощь гражданам Украины оказывали бесплатно. Плановая

помощь будет оказываться республикой в счёт будущей компенсации из федерального бюджета при наличии соответствующего статуса в миграционной службе и полис обязательного медицинского страхования. Региональные органы власти проводили выездные консультации для украинских граждан по вопросам пенсионного обеспечения и оказания помощи при оформлении документов. Запущена процедура получения индивидуальных лицевых счетов с постоянным страховым номером (СНИЛС), этот документ позволяет официально устроиться на работу и формировать свои пенсионные права на территории РФ.

Другим актуальным вопросом было образование для детей. Детские сады готовы были принимать желающих только при наличии свободных мест или на определенных условиях (например, трудоустройство матери в данный детсад). В школах основанием для обязательного зачисления являлась временная регистрация либо статус «беженец» или «вынужденный переселенец». Здесь необходимо было разработать программы адаптации учащихся, поскольку образовательные программы двух стран отличаются. Для учащихся из Украины было организовано бесплатное питание и проезд по единому проездному билету. По состоянию на середину августа 2014 г., на территории Удмуртии находилось 125 детей, из них 47 - в Кварсе, 64 ребенка были приняты в образовательные учреждения Удмуртии, в том числе 49 школьников и 15 дошколят. В Кировской области в сентябре пошли в школу 15 детей, в детсады - 12. Решался вопрос об обучении студентов в учреждениях системы СПО, где были места для проживания и обучения в Воткинске, Можге, Сарапуле. Вузы объявили дополнительный прием на ряд технических и гуманитарных направлений подготовки на бюджетные места. Так, например, в 2014-2015 учебном году студенты-граждане Украины обучались во всех пяти ВУЗах Удмуртии.

29 июля 2014 г. Правительство УР приняло постановление о выделении средств на содержание беженцев. Министерству образования и науки УР на питание и транспортные расходы каждого

вынужденного переселенца, размещенного в Кварсе, выделялось по 800 рублей в сутки. В Кировской области эта норма закреплена Указом Губернатора. Кроме того, 2 сентября Президиум Правительства УР утвердил процедуру оказания адресной финансовой помощи проживающим в жилых помещениях граждан России беженцам из Украины в размере 100 рублей в сутки на каждого человека за фактическое проживание в жилом помещении российских граждан с 15 июля по 15 августа текущего года единовременно, но не более 30 суток. На оказание данной адресной финансовой помощи в республиканскую казну из федерального бюджета перечислен трансферт в размере 426 тыс. руб. Подобное Постановление Правительства Кировской области об оказании беженцам адресной финансовой помощи подписано 6 октября 2014 г.

Активное содействие в оказании помощи вынужденным переселенцам в этот период оказывали не только региональные ведомства, но и национально-культурные организации. В Удмуртии это, прежде всего, РОО «Общество украинской культуры УР «Громада», о чем подробно рассказал зампредседателя Ю.В. Паламарчук [1]. Члены общества на базе муниципальной библиотеки им. М. Пастухова г. Ижевска еженедельно проводили встречи с прибывающими гражданами Украины по вопросам содействия в устройстве на работу, поиска жилья, перевода документов, юридической поддержки, организации досуговых групп для детей, обеспечения продуктами, одеждой, предметами обихода. Главным финансовым ресурсом стали добровольные пожертвования членов «Громады», а также неравнодушных к чужой беде членов разных общественных организаций. Свой вклад в размере 37 тыс. руб. внесли национально-культурные организации республики. Около 320 переселенцев обратились в «Громаду» за помощью. Силами активистов общества для беженцев были подготовлены культурные мероприятия: концерты, тематические литературно-музыкальные вечера, лектории о Великой Отечественной войне. В 2014 г. под эгидой Министерства национальной политики УР «Громада» реализовала проект «Удмуртия - территория

поддержки», ставший победителем конкурса социально значимых проектов, направленных на развитие межэтнической толерантности.

Всего в течение 2014 г. в Удмуртии на миграционный учёт поставлено 5548 граждан Украины (в том числе первично 3315). С заявлениями на предоставление временного убежища обратилось 1158 человек и по состоянию на 31 декабря 2014 г. состояло на учете лиц, ищущих убежище 914 человек (украинцев 60%, русских 34%), выдано 533 разрешения на временное проживание, признано беженцами 5 [4]. В Кировской области было на учет поставлено 5982 граждан Украины (37% от общего количества иностранцев), из них временное убежище предоставлено 1222, статус беженца получили 8. В течение года все организованно прибывшие размещались в 8 пунктах временного размещения (191 человек) [11].

В первом полугодии 2015 г. в Удмуртии доля граждан Украины среди всех въехавших иностранцев составляла 11% (2 место). На 1 июля состоят на учете лиц, получивших временное убежище, 1385 человек (украинцев 59%, русских 34%), статус беженца получили 6. В структуре временно проживающих граждане Украины составляют 32,5% (626 чел.) и находятся на первом месте; по виду на жительство - 13% (205 чел., третье место) [13]. В Кировской области за данный период времени доля граждан Украины среди всех прибывших оставалась наибольшей и составляла 27%. На миграционный учет поставлено 2615 человек, что на 60% выше показателей прошло года. Из них 302 человека подали о выдаче разрешения на временное проживание, 298 подали заявление о предоставлении временного убежища, за видом на жительство обратилось 87 человек [12].

По прогнозам компетентных органов, в случае, если ситуация в восточных областях Украины будет стабильной, то основные показатели миграционной активности будут снижаться, граждан, желающих получить разрешение на временное проживание станет меньше, но количество желающих оформить вид на жительство или гражданство РФ увеличится в связи с большим количеством поданных заявлений и документов в 2014 г.

Вместе с тем, за рассматриваемый период миграционной активности актуальным стал ряд социальных проблем, связанных с появлением значительного количества вновь прибывших жителей региона.

1. Главная проблема - трудоустройство, поскольку ее решение влияет на все другие стороны жизни. Основное препятствие при адаптации - несоразмерность предлагаемой заработной платы расходам, которые ложатся на переселенцев. Из рассказов переселенцев в СМИ, например, можно узнать, что «работы предлагают много, но на эту зарплату не прожить»; «.. .на предприятиях, куда нас возили, предлагают зарплату от 10 до 15 тысяч рублей. При этом за аренду жилья хозяева просят минимум 10-12 тысяч, плюс плата за коммунальные услуги и ежемесячная плата за временную регистрацию до 500 рублей с человека. Кроме этого первые полгода с зарплаты вычитают 30% подоходный налог»; «.часто работодатели озвучивают условия, которые не соответствуют действительности: вместо 50 тыс. рублей - 15, вместо квартиры - койкоместо»; «работодателям одинокие матери с детьми вообще не нужны»; «предлагаемые жилищные условия в действительности бывают непригодными для жизни»; «владельцы сдаваемого жилья пугаются, когда узнают, что в их квартиру заселятся беженцы с Украины . как только люди узнают, что мы с Украины, сразу же отказываются сдавать нам квартиру» и т.д. У тех, кто живет частным образом, бывают и такие случаи: «. родственники выгнали, из съёмной квартиры тоже попросили съехать, поэтому вставать на миграционный учёт негде». Наличных денег на необходимые текущие расходы почти ни у кого нет, а сумму в 800 руб./сутки на содержание переселенцев на руки не выдают.

С другой стороны, не все работодатели могут реализовать свои ресурсы по предоставлению работы, поскольку на них «слишком много возложено»: «.если берешь семейных, то обязан официально их трудоустроить, предоставить жилье, оформить регистрацию по месту жительства, детей - в садики и школы пристроить. И если вдруг беженцам что-то не понравится и они напишут какую-нибудь жалобу, то приходят проверяющие органы», поэтому нужно

упростить систему устройства работников для работодателя. Кроме того, работодатели отмечают низкую трудовую мотивацию граждан Украины, обусловленную тем, что в течение 18 месяцев НДФЛ украинского сотрудника составляет 30% (для россиян - 13%). Этот факт вынуждал многих обратившихся отказаться от трудоустройства и жить на предоставленное российским государством пособие. В Удмуртии трудоустроенных граждан Украины на 1 июля 2015 г. было только 260 чел.

2. Другая проблема, с которой в реальности столкнулись приезжающие - отношение представителей принимающей стороны в лице чиновников «на местах». Подобные случаи благодаря СМИ становились известны общественности и обсуждались на самом высоком уровне органов власти. Так, 18 августа 2014 г. на аппаратном совещании у врио Главы Удмуртии главный федеральный инспектор Приволжского федерального округа по УР Д.А. Мусин публично и резко раскритиковал работу некоторых чиновников, которые невежливо вели себя с беженцам [9]. Инспектор отметил, что в его аппарат поступают жалобы на то, что приезжающие столкнулись с хамством со стороны ряда исполнителей и руководителей ведомств. В результате были составлены конкретные списки претензий и «черный список» чиновников, с которыми власти региона пообещали «разбираться» персонально, вплоть до увольнения.

3. Проблема восприятия приезжих нашла свое отражение и на общероссийском уровне. Социологические опросы зафиксировали некоторое ухудшение отношения россиян к беженцам из Украины. Так, по данным ВЦИОМ, по сравнению в течение июля - сентября 2014 г. доля тех, кто считает, что беженцев следует обеспечить всем необходимым и создать условия для жизни в России, сократилась с 50% до 40%; а доля тех, кто полагает, что беженцев следует сразу отправить на Украину, как только там сложатся приемлемые для них условия, наоборот, выросла с 39% до 45%; доля же тех, кто убежден, что России вообще следует прекратить принимать беженцев из Украины, выросла с 4% до 7% [7]. В этих условиях важную социальную

роль играют СМИ. Проблемам переселенцев и беженцев в той или иной степени внимание уделяют все электронные и печатные СМИ. Материалы, как правило, показывали динамику миграционных процессов, действия властей различного уровня, бытовые условия переселенцев. Из репортажей, отчетов и пресс-конференций ответственных лиц и органов власти следует, что текущие задачи размещения и удовлетворения основных потребностей переселенцев оперативно решались с той или иной степенью эффективности. Часть материалов представляли интервью с переселенцами, которые рассказывали о причинах переезда, повседневной жизни, планах на будущее. В целом, такая информационная политика дает результат: большую помощь в социальном обеспечении переселенцев и беженцев оказывают волонтерские организации региона, которые по собственной инициативе организовывают сбор гуманитарной помощи, приобретают необходимые вещи - одежду, обувь, продукты, предметы гигиены, посуду, лекарства, бытовую технику и т.п., без чего невозможна нормальная повседневная жизнь, открыты специальные банковские счета.

4. Приезд в регион нескольких тысяч человек, чья жизненная устроенность далека от оптимальной, опасен потенциальным ухудшением криминогенной обстановки, появлением источников новых угроз и конфликтов. Например, в конце сентября в кировской газете «Вятский наблюдатель» появился материал об обострении ситуации с курительными смесями и всплеске отравлений, а также перекрытии канала поставки опасной курительной смеси [21].

5. С общей криминогенной ситуацией тесно связана и проблема мошенничества среди «лжебеженцев». Например, случаи, когда некие люди обращались к жителям городов с просьбой помочь деньгами были зафиксированы уже в июле, при появлении первых переселенцев. При этом «беженцы» не могут внятно рассказать о себе, предъявить документы или же показывают сомнительные ксерокопии [8].

Таким образом, прием, размещение, трудоустройство и социальная защита вынужденных переселенцев из Украины в Камско-Вят-

ском регионе проходит в соответствии с государственной политикой в сфере миграции, а также во взаимодействии региональных органов власти, волонтеров-активистов и общественных организаций. Работа в этой сфере остается приоритетной задачей, особое внимание обращено на разъяснение гражданам, вынужденно покинувшим территорию Украины, их прав, порядка предоставления государственных услуг в сфере миграции, оказания всесторонней гуманитарной помощи.

Источники и литература

1. «Громада» поможет беженцам с Украины // Удмуртская правда. 02.07.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://udmpravda.ru/articles/gromada-pomozhet-bezhentsam-s-ukrainy.

2. 40 украинских беженцев, находящихся в Кварсе, попросили временного убежища в Удмуртии // Известия УР. 31.07.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestiaur.ru/news/view/9224201.html?sphrase_id=768514.

3. 8 беженцев из Украины прибыли в Удмуртию // Удмуртская правда. 09.09.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://udmpravda.ru/articles/8-bezhentsev-s-ukrainy-pribyli-v-udmurtiyu.

4. Аналитический обзор о миграционной ситуации и деятельности УФМС России по УР по реализации государственной политики в сфере миграции в Удмуртской Республике за 2014 год // УФМС по УР [Электронный ресурс]. - URL: http://fms-udm.ru/main/ufms-rf-po-ur/osnovnye-pokazateli-deyatelnosti/otchety-i-doklady.

5. Беженец из Украины в Ижевске // Комсомольская правда. 21.06.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://izh.kp.ru/daily/26246.7/3126862.

6. Беженцы из Украины не хотят работать, предпочитая жить на пособие // Вятский наблюдатель. 01.10.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nabludatel.ru/new/2014/10/01/zhit-na-posobie.

7. Беженцы с Украины: создать все условия - отправить обратно? // ВЦИОМ. 26.09.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=114994.

8. В Кировской области появились мошенники, выдающие себя за беженцев с Украины // Город Киров news. 23.07.14. [Электронный ресурс]. - URL:http://gorodkirov.ru/content/article/v-kirovskoj-oblasti-poyavilis-moshenniki-vyidayuschie-sebya-za-bezhentsev-s-ukrainyi-20140723-1031.

9. В Удмуртии уволят чиновников, которые невежливо разговаривали с украинскими беженцам // Politikus.ru. 18.08.14. [Электронный ресурс]. -URL: http://poHtikus.ru/v-rossii/27220-v-udmurtii-uvolyat-chinovmkov-kotorye-nevezhlivo-razgovarivali-s-ukrainskimi-bezhencam.html.

10. Государственная служба занятости населения УР [Электронный ресурс]. - URL: http://udmurt.regiontrud.ru/Attachment.axd?id=ea5d3f5e-b9e5-4b6d-ab3d-560998cc7bc1.

11. Доклад начальника УФМС России по Кировской области Егорова К.А. «О миграционной ситуации в Кировской области в 2014 году и задачах по реализации государственной миграционной политики в 2015 году // УФМС по Кировской области [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.fms43.m/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog &id=46&Itemid=72.

12. Доклад начальника УФМС России по Кировской области Егорова К.А. «О миграционной ситуации в Кировской обл. в 1 полугодии 2015 года и задачах по реализации государственной миграционной политики во 2 полугодии 2015 года // УФМС по Кировской области [Электронный ресурс]. - URL:http://www.fms43.ru/index.php?option=com_content&view= category&layout=blog&id=46&Itemid=72.

13. Доклад о миграционной ситуации и основных результатах деятельности УФМС России по УР в 1 полугодии 2015 года // УФМС по УР [Электронный ресурс]. - URL: http://fms-udm.ru/main/ufms-rf-po-ur/ osnovnye-pokazateli-deyatelnosti/otchety-i-doklady.

14. Михаил Бабич провел совещание по оказанию помощи гражданам, вынужденно покинувшим Украину // Полномочный представитель Президента РФ в ПФО. 21.07.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. pfo.ru/?id=80169.

15. На прошедшей ярмарке вакансий 20 переселенцев нашли работу на кировских предприятиях // Интерактивно-новостной портал «Pro-Gorod». 23.08.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://progorod43.ru/news/ view/136114.

16. Ни один беженец с Украины без помощи не останется // Глава УР и Правительство УР. Официальный сайт. 27.06.14. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ ID=305779&sphrase_id=450245.

17. Около 70% украинских беженцев, находившихся в Кварсе, трудоустроены в Удмуртии // Известия УР. 25.09.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestiaur.ru/news/view/9483001. html?sphrase_id=768514.

18. Первая семья из Украины подала документы для получения статуса беженцев в Удмуртии // Информационное агентство «Сусанин». 24.06.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://susanin.udm.ru/news/2014/06/24/426209.

19. Постановление Правительства РФ N° 691 от 22.07.2014 г. «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории РФ в упрощенном порядке» // Консультант [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165936.

20. Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 2295-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 30 ноября

2013 г. № 2231-р // Гарант.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70700452/#ixzz3mvQSLRvl.

21. С. Солодовников: Мы перекрыли основной канал поставки... // Газета «Вятский наблюдатель». 30.09.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nabludatel.ru/new/2014/09/30/kuritelnoj-smesi-2.

22. Сегодня в Киров приехала вторая группа беженцев из Украины // Эхо Москвы в Кирове. 15.08.14. [Электронный ресурс]. - URL: http:// echokirova.ru/news/21588.

23. Стенограмма пресс-конференции А.В. Соловьева от 2 сентября

2014 г. // Информагентство УР. 03.09.14. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.udmurt.ru/about/info/anounces/?ELEMENT_ID=306437&sphrase_ id=450245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.