Научная статья на тему 'Украинцы Удмуртии: история малой этнической группы'

Украинцы Удмуртии: история малой этнической группы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИИ / РЕГИОН / УКРАИНЦЫ / ЭВАКУАЦИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич

В статье рассматриваются основные этапы формирования украинского населения на территории Удмуртии, закономерности и исторические условия переселенческого движения; показаны положение украинцев в современной этнической структуре региона, содержание и динамика основных этнических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинцы Удмуртии: история малой этнической группы»

Д.А. Черниенко

УКРАИНЦЫ УДМУРТИИ:

ИСТОРИЯ МАЛОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

В статье рассматриваются основные этапы формирования украинского населения на территории Удмуртии, закономерности и исторические условия переселенческого движения; показаны положение украинцев в современной этнической структуре региона, содержание и динамика основных этнических процессов.

Ключевые слова: адаптация, демография, миграции, регион, украинцы, эвакуация, этничность, этнокультурные процессы.

Формирование украинского населения в различных регионах России было обусловлено активизацией миграционных процессов, которые начали приобретать массовый характер к концу XIX в. после отмены крепостного права и последовавшего обезземеливания крестьян. Однако по ряду причин, связанных с природно-геогра-фическими условиями и особенностями экономического развития, Прикамье до определенного времени находилось в стороне от основных переселенческих маршрутов, которые проходили, главным образом,

Черниенко Денис Аркадьевич - старший научный сотрудник отдела междисциплинарных и прикладных исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доцент Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук.

через Нижнее и Среднее Поволжье, Южный Урал [9]. Для украинских крестьян-переселенцев, выбиравших новые места для поселения, преимущественно лесные территории бассейнов Камы и Вятки были малопривлекательными из-за качества почв, климатических и ландшафтных условий.

Промышленное производство на рубеже Х1Х-ХХ вв. постепенно оживало, но необходимая рабочая сила в этот период пополнялась, прежде всего, за счет русских жителей Уральского региона (рекрутов и приписных крестьян), а также местного населения удмуртских деревень. Известно, например, что особенностью этнической истории Ижевского завода, основанного в 1760 г., является то, что изначально вокруг него формировалось моноэтничное поселение -к середине XIX в. доля русского населения здесь составляла 95% [1, с. 92].

Не удивительно, что в данный период появление в удмуртских землях выходцев из юго-западных губерний Российской империи было скорее исключением из преобладавших этнодемографических процессов, их деятельность не всегда была связана с сельским хозяйством или работой по найму. По данным первой официальной переписи населения России 1897 г. во всей Вятской губернии зафиксировано 95 «малороссов», из них 39 человек в городах и 56 - в сельской местности. В том числе в Глазовском (4 человека, в городе нет, 4 в уезде), Елабужском (8-7-1), Малмыжском (9-1-8), Сарапульском (20-7-13) уездах, всего 41 человек (25 мужчин, 16 женщин). Как видно, почти половина всех малороссов проживала в портовом городе Сарапуле на р. Кама и его окрестностях. Но следует принять во внимание, что поскольку в переписных листах национальная принадлежность определялась по вероисповеданию и родному языку, то выходцев из юго-западных губернии (современная Украина), учтенных как «православные», могло быть больше.

Среди известных представителей юго-западных окраин империи, внесших заметный вклад в историю и культуру удмуртских земель можно назвать, прежде всего, имя иеромонаха Василия (Вениамина)

Пуцек-Григоровича - сына Лубенского казака из Полтавской губернии, выпускника Киевской духовной академии, ставшего позднее Казанским митрополитом. В середине XVIII в. он вел активную миссионерскую и просветительскую деятельность, в 1741-1744 гг. совершил ряд поездок в удмуртское село Дебёсы, где преподавал в школе, благословил создание первой грамматики удмуртского языка, принимал активное участие в крещении удмуртов [7].

Навсегда останется связанным с Удмуртией имя уроженца Житомира В.Г. Короленко - писателя, публициста, общественно-политического деятеля. В течение нескольких месяцев 1879 г. он находился в ссылке в г. Глазове, а в 1895-1896 гг. в качестве защитника принял самое активное участие в судебном процессе над группой крестьян-удмуртов, несправедливо обвиненных в человеческих жертвоприношениях. В.Г. Короленко своими статьями привлек к этому делу внимание общественности, ведущих адвокатов, сам выступал на суде и добился оправдательного приговора.

История дореволюционного Ижевска в той или иной мере связана с жизнью ещё нескольких известных людей, имевших отношение к Украине. Пока ещё это не мастеровые и рабочие, а представители администрации завода и различных его служб, инженеры. Среди них можно назвать Г.В. Роснянского - кадрового офицера из солдатской семьи Харьковской губернии, с 1856 по 1871 г. заведовавшего «ланкастерской» школой ружейного мастерства; Н.А. Ярошенко -художника, живописца-«передвижника», офицера-артиллериста, Черниговского дворянина, прикомандированного к заводу и бывавшего здесь с инспекциями в 1883-1884 гг. Но наиболее заметная фигура того времени - А.Г. Дубницкий - потомственный дворянин Херсонской губернии, генерал-майор, ученый-инженер, изобретатель сортов быстрорежущей стали, автор нескольких научных трудов, один из лучших специалистов оружейного дела и металлургии в России. На Ижевском заводе с 1889 по 1916 гг. прошел различные высокие должности до начальника всех Камских заводов, сделал ряд важнейших изобретений.

До конца 1920-х гг. численность украинского населения в Вятском крае, в том числе, в Вотской автономной области (ВАО), увеличивалась незначительно - до нескольких сотен человек (в Вятской губернии - 363 чел.). По данным переписи 1926 г., в ВАО проживали 143 украинца, из них 96 - в городе (86 в Ижевске); в Сарапульском округе Уральской области - 102 украинца, 51 - в городе (при равном гендерном соотношении).

Существенные изменения происходят только в период индустриализации 1930-х гг. На территории Удмуртии в это время действует более 170 промышленных предприятий, из них более половины (90) - новые. Перепись 1939 г. отмечает в Удмуртской АССР уже 5760 украинцев (0,47% всего населения), при этом большая часть - сельское население (60%). Приток рабочей силы из других регионов страны, в том числе Украины, связан, с одной стороны, со стремительным развитием промышленности (объемы производства выросли более чем в три раза, например, 16% всех токарных станков СССР производилось в Ижевске), с другой - острой нехваткой квалифицированных рабочих рук (после событий Гражданской войны осталось не более 30% кадров) [2, с. 372].

Заметную роль в укреплении связей Прикамья и Украины сыграла Великая Отечественная война и процессы массовой эвакуации. Первые железнодорожные составы из прифронтовых областей и республик стали прибывать уже в конце июня - июле 1941 г., в том числе эшелоны с жителями многих городов и областей Украины, приезжавших в индивидуальном порядке, а также в составе учреждений и предприятий. В Удмуртию шло перебазирование как небольших промышленных объектов, так и крупных оборонных заводов, в том числе из Киевской, Харьковской, Полтавской и других областей Украины. В Ижевске и Воткинске размещались преимущественно предприятия военного профиля. Среди первых и одновременно одним из крупнейших эвакуированных в республику предприятий был Киевский завод «Арсенал» (№ 399). Первый эшелон с оборудованием и рабочими, техническим и руководящим персоналом

этого предприятия прибыл 8 июля 1941 г. в Воткинск. Последний состав приняли 5 сентября 1941 г. Всего в течение полутора месяцев прибыло 1100 вагонов в 36 эшелонах и завод был вывезен почти полностью [3, с. 225].

География и структура размещения была следующей: Ижевск - завод «Главстроймеханизация» (Днепропетровск), молочный комбинат (Одесса), швейная фабрика (Мелитополь), завод подъемно-транспортного оборудования (Харьков), цепной шарнирно-роликовый цех велосипедного завода (Харьков); Воткинск - завод «Арсенал» (Киев); Сарапул - кожевенный завод № 4 (Васильков, Киевская обл.), спиртовой завод им. Артема (Скороходово, Харьковская обл.), мебельная фабрика (Прилуки, Черниговская обл.), обувная фабрика №№ 5 (Харьков), сахарный завод (Кегичевка, Харьковская обл.); Глазов - химический завод (Ромодан, Полтавская обл.), стеклозавод «Пролетарий» (Ворошиловград), Будыльский спиртовой завод (Харьковская обл.), всего 14 предприятий из 34 эвакуированных на территорию Удмуртии [6, с. 30-59]. Уже в начале 1942 г. все эвакуированные в Удмуртии предприятия приступили к работе. Основные потоки переселенцев проходили через узловые железнодорожные станции, прежде всего, Ижевск, и другие города - Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга, а также крупные поселки, где и оседала часть эвакуированных. Приезжие поступили здесь на заводы и фабрики (например, доля украинцев на некоторых крупных заводах Ижевска составляла более 4%). Всего на удмуртской земле в 1941-1945 гг. эвакуированные представляли свыше 40 национальностей, но самый значительный удельный вес занимали жители западных областей РСФСР, а также Украины и Белоруссии.

Значительное число эвакуированных после освобождения СССР от оккупации вернулось назад, но часть осталась жить и работать в Удмуртии на модернизируемых промышленных объектах: Ижевский и Сарапульский радиозаводы, Ижевский электромеханический завод, Чепецкий механический завод, завод «Редуктор», подшипниковый завод и т.д. По трудовой мобилизации после войны сюда приезжают и новые рабочие силы. Таким образом, в послевоенный период (вто-

рая половина 1940-х - 1950-е гг.) численность украинцев возрастает до 7521 человек или 0,56% населения (перепись 1959 г.). Именно в послевоенный период, несмотря на более активное расселение украинцев в административных районах республики (Увинском, Игринском, Балезинском, Камбарском, Кизнерском), существенно и на длительную перспективу соотношение сельского и городского населения изменяется в сторону последнего (с 1959 г. по 2000-е доля украинцев-горожан составляет 84-88%).

Наиболее мощные волны миграции в Приуралье приходятся на 1960-1980-е гг., когда за три десятилетия почти в два раза увеличивается численность украинцев, а также их доля в этнической структуре (перепись 1970 г. - 10267 чел. (0,72%); 1979 г. - 11149 (0,74%); 1989 г. - 14167 (0,88%). В это время складывается промышленная специализация Удмуртии - машиностроение и металлообработка (43 профильных завода, действовавших до 1991 г.) и ориентация на военно-промышленный комплекс (70% предприятий). Вводятся в эксплуатацию и быстро развиваются крупные заводы «Буммаш», «Нефтемаш», «Ижмаш» и многие другие, что требовало дополнительного привлечения не только рабочих рук, но и высококвалифицированных инженерно-технических кадров. В Удмуртию по системе распределения приезжают уроженцы Украины - выпускники вузов, представители смежных предприятий, которые со временем занимают ведущие руководящие должности на ключевых производствах (например, А.И. Грабко - начальник уранового цеха Чепецкого механического завода, П.И. Кишкан - директор Ижевской мебельной фабрики, Л.М. Кузьменко - зам. главного инженера Ижевского механическлого завода, М.Н. Малашенко - инженер-конструктор Воткинского машиностроительного завода, М.М. Погребняк - ген. директор «Удмуртгеологии», И.А. Романенко и А.М. Полусмак -директоры Сарапульского радиозавода, И.С. Стыценко - директор Ижевского мотозавода и другие).

Большой вклад внесли выходцы из Украины в организацию и развитие науки и образования Удмуртии. В становлении научных

школ высших учебных заведений Ижевска важную роль сыграли, например, доктора наук, профессора В.И. Добровольский (Ижевский механический институт), В.В. Овсиенко (Удмуртский государственный университет), И.Б. Покрас (Ижевский механический институт), И.Г. Русяк (Ижевский механический институт), Р.С. Трикоз, В.П. Ков-риго (Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, ректор), Б.Н. Шульга (Удмуртский государственный университет, ректор) и другие. В Ижевске знают мастерство актеров драматического театра А.С. Глотко, Г.А. Любченко (1960-1970-е гг.), заметный след в культуре и искусстве оставило творчество художников В.П. Любарца, В.В. Окуня (представители т.н. «харьковской школы»). С 1993 г. по 2015 г. архиепископом Ижевским и Удмуртским (с 2013 г. -глава Удмуртской митрополии) являлся владыка Николай (в миру -Н.Я. Шкрумко (1927-2015), уроженец Хмельницкой области).

Таким образом, украинцы Удмуртии входят в состав этнической структуры Камско-Вятского региона с конца XIX в. и, будучи «малой этнической группой», соответствуют основным закономерностям ее развития [4]. Увеличив свою численность во второй половине XX в. (1950-1980-е гг.) более чем в два раза, украинцы представляют неотъемлемую часть общероссийского и регионального этнокультурного пространства, являясь к настоящему времени четвертым по численности этносом в Удмуртии после русских, удмуртов и татар.

В постсоветский период 1990-2010-х гг. этнические процессы стали приобретать иное содержание и интенсивность, что отразилось, в том числе, и на дальнейшей судьбе украинского этноса. Сравнительные данные переписей 1989, 2002, 2010 гг. показывают, что произошло сокращение численности как в абсолютном выражении (на 5835 человек), так и в относительном (с 0,88% до 0,56%), и этот процесс, очевидно, продолжается. Значительное сокращение численности украинцев в 1990-2010-е гг. связано не с отъездом на «историческую родину», а, прежде всего, с прекращением внешней миграции, общими негативными демографическим процессами в российском обществе, постепенной утратой этнического самосо-

знания. Основными причинами ассимиляции являются высокий уровень урбанизации (более 80%), длительное проживание в многонациональной среде с русским языком общения, преобладание смешанных русско-украинских семей. В результате постепенно, из поколения в поколение, утрачиваются внутренние мотивы и стимулы для сохранения национальных культурных и языковых традиций [10]. Кроме того, в постсоветский период на этническое самосознание оказывают влияние сложные политические взаимоотношения России и Украины.

Внешняя миграция уже не является фактором, существенно влияющим на демографические показатели. Так, по переписи 2002 г. в Удмуртии проживали и работали 402 гражданина Украины, в 2010 г. - 167. Но в течение 2014-2015 гг. ситуация изменяться в связи с массовым прибытием на территорию Удмуртии вынужденных переселенцев и беженцев из восточных областей Украины. В 2014 г. в республику приехало 5548 граждан Украины (из них с заявлениями о предоставлении временного убежища на территории РФ обратилось 687 человек); на 1 июля 2015 г. на учете состояло 1385 граждан Украины (с заявлениями на убежище обратилось 487). Но среди приезжающих, во-первых, не все этнические украинцы (до 60%), во-вторых, не все владеют украинским языком.

Украинский язык сегодня можно встреть только в среде тех, кто приехал непосредственно из Украины в советское или относительно недавнее время. Прослеживается очевидная тенденция - люди старшего возраста как основные носители языка уходят в силу естественных причин, среднее поколение склонно в течение жизни изменить мнение о своей национальной принадлежности, а молодежь, утрачивая семейные традиции, обычаи, язык, связи с «родиной предков», уже изначально идентифицирует себя как русских. Следует заметить, что данные процессы не являются типичными только для Удмуртии, но видны также на материалах других регионов страны и России в целом.

По переписи 2010 г. численность украинцев в Удмуртии -8332 человека, наибольшие группы - в Ижевске, Сарапуле, Глазове,

Завьяловском, Увинском, Игринском районах. Все украинцы Удмуртии владеют русским языком и 33,3% украинским (в 2002 г. - 44,6%), для 24% этот язык родной. Особенностью украинского населения является то, что это в большинстве своем городское население -83%, из них 2/3 проживают в Ижевске, а самый высокий удельный вес в г. Глазове (1,13%). Это население среднего возраста - 48 лет (2002 г. - 42,3), с высоким уровнем профессионального образования, в том числе высшим, ведущее активную трудовую деятельность в разных сферах (83%).

Итак, миграционное движение из Украины в Камско-Вятский регион и на территорию Удмуртии исторически включает в себя несколько этапов: 1) до 30-х гг. XX в. - незначительное переселение в экономических целях; 2) 1930-1950-е гг. - массовая трудовая (рабочая) мобилизация в условиях индустриализации и военного времени; 3) 1960-1980-е гг. - действие советской распределительной системы на рынке труда; 4) 1990-2010-е гг. - миграции в условиях постсоветских общественно-политических трансформаций.

Сегодня украинцы Удмуртии - это преимущественно техническая, творческая и научная интеллигенция, служащие, предприниматели, которые в значительной степени вовлечены в активные процессы урбанизации, модернизации и вносят заметный вклад в развитие промышленного, научного и культурного потенциала Удмуртии и всего Приуральского региона. С точки зрения классификации диаспоры украинцев можно отнести к группе городского, дисперсного население со слабыми внутренними этнокультурными связями.

В этих условиях проблемы поддержания этнического самосознания, удовлетворения этнокультурных потребностей являются наиболее актуальными. Необходимость их решения привела в 2001 г. к созданию инициативной группой выходцев из Украины в г. Ижевске муниципальной культурно-просветительской организации, получившей уже в 2004 г. новый статус - Региональная общественная организация Удмуртской Республики «Общество украинской культуры «Громада». С этого времени уже более 10 лет «Громада»

активно участвует в общественной и культурной жизни республики [8, с. 155-157]. Отделения общества действуют в г. Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Завьялово и некоторых районах республики.

Уставными задачами общества являются: содействие укреплению межнационального мира в регионе, формирование толерантного сознания, уважения к историко-культурным традициям украинского и других народов, создание условий для реализации национально-культурных потребностей украинцев, создание позитивного образа Украины у населения республики. В период 2004-2014 гг. обществом «Громада» проведены более 70 мероприятий: фестивали украинской культуры, литературно-музыкальные вечера, народные и календарные праздники, праздники национальной кухни, тематические выставки, концерты, публичные лекции, театрализованные представления и спектакли, участие в городских и республиканских творческих конкурсах и проектах, ведется сотрудничество с украинскими обществами соседних регионов России (Татарстан, Башкортостан, Самарская область). В 2006 г. в г. Ижевске на базе библиотеки-филиала им. П. Блинова был открыт информационный центр «Славянский дом», который несколько лет выполнял работу по координации деятельности славянских национально-культурных обществ Удмуртской Республики. На базе библиотеки-филиала им. И. Пастухова постепенно комплектовался фонд литературы на украинском языке, а также по истории и культуре Украины, в 2012-2013 гг. действовал украинский воскресный класс, регулярно оформлялись тематические книжные и фотовыставки, проходили научно-просветительские мероприятия.

В целом можно отметить, что деятельность национально-культурного общества украинцев в Удмуртии наряду с другими народами специалисты относят ко «второму эшелону» этнической мобилизации [5, с. 216]. За период своей почти 15-летней деятельности общество «Громада» накопило некоторый опыт по сохранению национальной культуры и обладает определенным потенциалом для ведения диалога с другими общественными институтами.

Источники и литература

1. Васина Т.А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.). - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2006. -274 с.

2. Индустриализация // Удмуртская Республика: Энциклопедия / гл. ред. В.В. Туганаев. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 797 с.

3. История Удмуртии. ХХ век / под ред. К.И. Куликова. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 544 с.

4. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Малые этнические группы: основные этапы этнокультурного развития: по материалам СССР. // Советская этнография. - 1985. - № 4. - С. 13-22.

5. Смирнова С.К. Феномен Удмуртии. Этнополитическое развитие в контексте постсоветских трансформаций. - М.; Ижевск, 2002. - 560 с.

6. Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / К.И. Куликов и др. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. - 305 с.

7. Черниенко Д.А. В.Г. Пуцек-Григорович - просветитель XVIII в. и народы Поволжья // Мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании (IV Акмуллинские чтения)» (Уфа, 11 декабря 2009 г.). - Уфа: Ид-во БГПУ, 2009. - С. 372-375.

8. Черниенко Д.А. Деятельность РОО УР «Общество украинской культуры «Громада» как механизм формирования межэтнической толерантности // Этничность и власть: Материалы VI Международного семинара. - Симферополь, 2008. - С. 155-157.

9. Черниенко Д.А. Этнодемографическая ситуация и проблемы идентичности украинцев Южного Урала во второй половине ХХ - начале XXI в. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/120-15360

10. Черниенко Д.А. Этноязыковые процессы в среде украинского населения Приуралья // Вестник Удмуртского университета. - 2013. -Вып. 3. - С. 99-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.