Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНФЛИКТ / ДЕВИАНТНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна, Кшнякина Анастасия Евгеньевна

В статье раскрывается содержание правовоспитательной деятельности, сопоставляются понятия «правовоспитательная деятельность» и «правовое воспитание». В процессе исследования анализируются причины возникновения конфликтов с несовершеннолетними, выявляются и предлагаются пути их разрешения.The article reveals the content of legal education, compares the concepts of «legal education» and « legal education activities». In the course of the research, the causes of conflicts with minors are analyzad, ways of their resolution are identified and proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.137.5

Юридические науки

Адаева Ольга Викторовна, старший преподаватель МГУ им. Н.П. Огарева, Россия, Саранск Кшнякина Анастасия Евгеньевна, студентка юридического факультета, специальность «Правоохранительная деятельность» МГУ им. Н.П. Огарева, Россия, Саранск

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье раскрывается содержание правовоспитательной деятельности, сопоставляются понятия «правовоспитательная деятельность» и «правовое воспитание». В процессе исследования анализируются причины возникновения конфликтов с несовершеннолетними, выявляются и предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: правовоспитательная деятельность, правовое воспитание, конфликт, девиантность, правосознание, несовершеннолетние.

Abstract: Ше аг-ticle reveаls Ше intent оf tegal educаtion, ^mpares Ше incepts оf «tegal educаtюn» а^ « kgal еducation аctivities». In Ше cоurse оf thе rеsearch, the causеs of cоnflicts with mimrs аre аnalyzed, wаys оf Шек resоlution аre idеntified аnd prоpоsed.

Keywords: legal education, legal education, conflict, deviance, legal awareness, minors.

В современном мире в связи с активным развитием общества в условиях информатизации особо актуализируется вопрос правового воспитания граждан. С законодательной точки зрения повышение уровня правового воспитания

необходимо для урегулирования возникающего конфликта с нормами, принятыми в обществе и предотвращения совершения противоправных деяний. [7, с. 249]. Необходимость развития уровня правовой культуры подростков имеет большое значение в современном обществе. К. ю. н. А. Ч. Чупанова определяет правовое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность государства и органов власти, а также общественных объединений и организаций, которые формируют определенную систему правовых знаний, умений, навыков, правового мышления [8, с. 8]. С данным понятием тесно связано такое понятие как «правовоспитательная деятельность». К. ю. н. И. А. Крыгина определяет правовоспитательную деятельность как вид государственной деятельности, основное направление которой является осуществление правового воспитания [3, с. 157-158]. Понятие «правовое воспитание» и «правовоспитательная деятельность» часто рассматриваются как тождественные понятия, так, как и то и другое являются деятельностью, направленной на повышение уровня правосознания граждан, что и служит ее главной целью.

Необходимо рассмотреть категорию «правовоспитательная деятельность» в отношении несовершеннолетних, так как ее осуществление важно на ранних стадиях становления человека как личности, а именно в подростковом периоде, когда правовое сознание подростка еще полностью не сформировалось и не устоялись его дальнейшие ценностные ориентиры.

Правовоспитательную деятельность, по нашему мнению, следует понимать, как деятельность, направленную на повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетнего, а также формирование положительного отношения подростка к закону. Но не во всех случаях возможно осуществить данную деятельность, так как подростковый возраст является самым нестабильным периодом в становлении человека как личности в плане биологических и социальных процессов. В таких условиях на практике у подростков возникает конфликт с обществом, окружающей его средой и людьми. В процессе взросления у несовершеннолетних встречается

столкновение интересов со сверстниками, родителями, учителями. Чаще всего данная проблема возникает из-за отрицания подростками норм и устоев, принятых в обществе. Несовершеннолетний может отрицать нормы, которые ему прививает семья, образовательные учреждения. Таким образом, правовое воспитание особенно следует осуществлять в отношении лиц с конфликтным, а также отклоняющимся поведением.

По мнению д. ю. н. Худойкиной Т. В., «...конфликт - это противоборство сторон с противоречивыми интересами» [6, с. 11-12]. Следовательно, конфликт является следствием влияния физических и психических отклонений. Современное состояние общества способствует росту числа отклонений физического, психического, социального, развития подрастающего поколения. Любое отклонение, нестандартное для общества поведение следует понимать, как «девиантность». Основатель конфликтологии Г. Зиммель характеризовал девиацию как поведение, отклоняющееся от нормы, следствием которой должен стать конфликт. Следовательно, можно определить девиантность как отклоняющееся от общих правил поведение, которое может привести к конфликту с окружающей средой. Данное поведение определяют, как отклоняющийся поступок, а также отсутствие самоконтроля. Возникновению такого поведения предшествует совокупность следующих признаков:

1) отклонение от общепринятых стандартов;

2) осуждение со стороны общественности;

3) деструктивность;

4) регулярность.

Причины появления девиантного поведения могут исходить из семьи, либо проявляться из-за биологических факторов, что провоцирует возникновение конфликта. Если говорить о семейных причинах, то в первую очередь стоит отметить факт становления личности субъекта такого поведения в неполной и «асоциальной» семье. Еще одной существенной медико-биологической причиной является - переходный возраст. Классификаций девиантного поведения огромное множество, но, по нашему мнению,

классификация советского и российского психиатра В. Д. Менделевия по медицинскому подходу является наиболее верной. Он выделял 5 типов:

- Делинквентный тип - оотклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно-наказуемое деяние.

- Аддиктивный тип - девиантное поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психотропных веществ.

- Патохарактерологический - поведение, обусловленное сформировавшимися в процессе воспитания патологическими изменениями характера, к которым относятся, например, расстройства личности.

- Психопатологический тип основывается на психопатологических симптомах и синдромах - проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.

- Тип, основанный на гиперактивности [1, с. 76-85].

Подробнее следует рассмотреть делинквентный тип девиантного поведения. Преступность является одним из проявлений конфликта несовершеннолетнего с обществом или конкретной жертвой. Изучая возраст лиц, имеющих девиантное поведение и выбравших преступный путь можно привести пример статистики по Московской области за первое полугодие 20172021 гг. Число лиц, совершивших преступление за одно полугодие 2017 года составляет 420 человек, из них 136 - являются подростками в возрасте от 14-15 лет, 286 человек имеют возраст 16-17 лет. За 4 года показатель снизился до 335 человек из которых 92 человека в возрасте 14-15 лет, 243 - 16-17 лет. За полугодие 2021 года детская преступность по Российской Федерации составила 30 370 человек [10, с. 3-16]. Проанализировав данную статистику, можно сделать вывод, что несмотря на снижение детской преступности, показатели все равно остаются высокими. Важно правильно и грамотно осуществлять правовоспитательную деятельность для предотвращения влияния негативных факторов на правосознание и поведение подростка.

Ещё одной причиной возникновения конфликта может являться

конкуренция и борьба за статус в коллективе. В силу возрастных особенностей конфликтность со сверстниками постоянно сопровождает подростков в становлении себя как «лидера», следовательно, важно через правовоспитательную деятельность подкрепить доводами его собственный пересмотр взглядов на других и на мир в целом, а также приблизить его поведение к социальной норме. Периодичность и степень конфликтного поведения находятся в прямой зависимости от успешного усвоения нравственных и духовных ценностей.

Субъектами, осуществляющими правовоспитательную деятельность, могут являться как люди, так и целые организации. Можно выделить следующие субъекты:

- семья;

- общеобразовательные учреждения;

- вузы, осуществляющие юридическое профессиональное образование;

- субъекты, осуществляющие массовое правовое воспитание (СМИ, общественные организации, объединения и т.д.);

- правоохранительные органы, осуществляющие правовоспитательную деятельность в местах лишения свободы [5, с. 206-208].

Основной задачей данных субъектов является осуществление деятельности, связанной с проведением различных разъяснительных бесед, уроков, направленных на установление доверительного контакта подростка с родителем, учителем и т.д. для разрешения конфликта между ними и способностью донести подростку идею уважительного отношения к закону.

При осуществлении деятельности перед субъектами возникают определенные проблемы, которые связаны с влиянием вышеупомянутых факторов девиантности. Важно правильно к каждой ситуации подбирать определенный способ разрешения конфликта. По каждому случаю должна проводится определенная работа. Многие авторы в своих трудах отмечают стадии работы с несовершеннолетними. Первая стадия должна быть направлена на обучение подростков ориентированию на определенные ценности. Данную

работу должны выполнять учителя и преподаватели в общеобразовательных учреждениях. Вторая стадия должна заключаться в профилактике поведения лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, где данную работу должны осуществлять психологи, социальные педагоги, конфликтологи, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних.

Работа с несовершеннолетними может заключаться в проведении бесед, уроков, классных часах и игр на базе оздоровительных лагерей. Они будут нацелены на то, как важно соблюдать закон в современных условиях, какие трудности, проблемы, последствия могут возникнуть, если отрицательно воспринимать право. Целесообразным будет предложение об использовании способов, основанных на практике, а именно, посещение колоний для несовершеннолетних лиц, которые в юном возрасте осуществляют противоправную деятельность. Это будет наглядным ознакомлением с последствиями, с которыми может столкнуться любой подросток, который имеет негативное отношение к закону и правилам, принятым в обществе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что причины возникновения конфликтов с участием несовершеннолетних могут быть различны. Соответствующие субъекты должны грамотно и вовремя осуществлять работу по пресечению занятия подростков противоправной деятельностью. Данная деятельность будет способствовать повышению уровня правового сознания, а также разрешению возникших конфликтов.

Исследование выполнено в рамках научного проекта г/б 15-22.

Список литературы:

1. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В. Д. Менделевия. - СПб.: Речь, - 2005. - 445 с.

2. Мурашёва С. В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних / С. В. Мурашёва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 246-250.

3. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление

правовоспитательным процессом в современном российском обществе: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. - Ростов-на-Дону, 1999. -С. 157-158.

4. Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01. -М., 2006. - 183 с.

5. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. - 2015. - № 11(56). - С. 206-208. - БЭК УНУХЭТ.

6. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: учеб.пособие / Т. В. Худойкина, А. А. Брыжинский. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. -С. 11-12.

7. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников / Т. В. Худойкина // Социально-политические науки. - 2016. - № 4. - С. 248-251.

8. Чупанова А. Ч. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Вопросы российского и международного права. - 2018. -Том 8. - № 11А. - С. 5-12.

9. Щегорцов В. А. Социология правосознания / В. А. Щегоров. -М.: Мысль. - 1981. - 174 с.

10. https://kdn.mosreg.ru/download/document/8655901 - [Электронный ресурс] - С. 3-16. (Дата обращения 13.03.2022 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.