«Научные междисциплинарные исследования»
УДК 340
Бикмурзина Ольга Павловна Bikmurzina Olga Pavlovna
Студент Student
Мордовский государственный университет Mordovia State University
ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА СУБЪЕКТАМИ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FORMS AND FACTORS PREVENTION OF LEGAL CONFLICT BY SUBJECTS OF LEGAL EDUCATION ACTIVITIES
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятия «правовоспитательная деятельность», а также субъекты этой деятельности. Раскрываются формы и факторы предупреждения юридического конфликта, а также как субъекты правовоспитательной деятельности реализуют представленные формы и факторы.
Abstract. This article discusses the concept of «legal education», as well as the subjects of this activity. The forms and factors of preventing a legal conflict are revealed, as well as how the subjects of legal educational activity implement the presented forms and factors.
Ключевые слова. формы, факторы, предупреждение, юридический конфликт, правовоспитательная деятельность.
Key words. forms, factors, prevention, legal conflict, legal education.
Правовое воспитание понимается как процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [7, с. 234], т.е. правовоспитательной деятельностью является целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, а также конкретных граждан для передачи правовой информации, юридического опыта, с целью формирования моделей поведения, направленных на соблюдение и исполнение установленных юридических норм. В качестве субъектов правовоспитательной деятельности
XVМеждународная научно-практическая конференция выступают организации, органы, уполномоченные должностные лица, педагоги,
ученые, учителя, родители и др [4, с. 15].
Субъекты правовоспитательной деятельности играют важную роль в предупреждении юридического конфликта, возможно, в силу своего правового статуса. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы: участников, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства до того, как противостояние возникло. Поэтому следует рассмотреть формы и факторы предупреждения юридического конфликта именно субъектами правовоспитетльнойдеятльности.
Однако стоит заметить, что на сегодняшний день на законодательном уровне не закреплено определение «правовоспитательная деятельность», что существенно затрудняет понимание сущности данного понятия. При этом также нет четкого перечня субъектов, которые управомочены осуществлять данную деятельность. Поэтому, на наш взгляд, было бы актуально принять правовой акт, раскрывающий данные понятия.
Формами предупреждения конфликта можно назвать способы профилактики конфликта, способные оказать влияние на его предупреждение. В.Н. Кудрявцев выделяет разнообразные формы предупреждения конфликта. Таковыми являются устранение причин, поддержание сотрудничества, нормативный механизм [5, с. 205].
Устранение причин является одной из эффективных форм предупреждения конфликта. В данных целях необходимо выявление и изучение многочисленных конфликтов, возникающих в общественной жизни. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и при определенных условиях. Анализ и объяснение объективных причин возникновения наиболее распространенных случаев может оказать важную роль в определении круга проблем, нуждающихся в решении. Глубокий анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помог бы избежать многих ошибок в работе правоохранительных органов.
«Научные междисциплинарные исследования»
Весьма надежный путь предупреждения конфликта состоит в том, чтобы
не разрушить имеющееся сотрудничество, а наоборот укрепить его, поддержать и даже усилить. Конфликтологами разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие методы:
а) согласие, состоящее в том, что возможного будущего противника вовлекают в дело;
б) практическая эмпатия, предполагающая «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовности помочь. Это выражается в оказание помощь субъектами правовспитательной деятельности;
в) сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, несмотря на интересы обоих партнеров в данное время и расходятся. Субъекты в свою очередь в силу своего статуса должны быть более сдержанными в конфликте и выполнять вышеуказанные действия, несмотря ни на что;
г) исключение социальной дискриминации означает недопущение подчеркивания различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства одного над другими (хотя оно, возможно, и имеется). В частности, такие субъекты правовоспитательной деятельности не должны пользоваться своим статусом и «давить» на своего оппонента.
Названные методы поддержания и укрепления сотрудничестване являются исчерпывающими. Все, что может способствовать сохранению нормальных отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, способствует предупреждению конфликта, а если уж он начался -его скорейшему разрешению [9, с. 248].
Конфликт также регулируется нормами общественного поведения. Важное значение для нормативной характеристики конфликтов имеют нормы права. В отличие от нравственных и религиозных правил, правовые нормы однозначны, они закреплены в законах и других актах и санкционированы государством. Из этого следует, что правовая оценка предпосылок и самого конфликта имеет
XVМеждународная научно-практическая конференция официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из
сторон или под воздействием общественных настроений и пристрастий [5, с. 207]
Прежде чем начать рассматривать факторы, следует дать определение этому понятию. Факторами предупреждения конфликта являются мероприятия по предотвращению возникновения противоборств. Рост конфликтного потенциала можно прекратить путем устранения факторов, которые осложняют правоустановительный, правореализационный, правоохранительный процесс:
Правоустановительные факторы:
1) повышение роли закона, обеспечение его верховенства;
2) изучение и учет общественного мнения, общественных интересов в законотворчестве;
3) достижение внутренней согласованности в системе действующего законодательства, систематизация и кодификация законодательства на современном этапе;
4) достижение принципа консенсуса в правоустановительном процессе.
Правореализационные факторы:
1) установление связи между правотворчеством и правореализационной практикой;
2) расширение масштабов прямого действия закона;
3) совершенствование механизма реализации закона;
4) достижение законности и правопорядка[8, с.64]
Факторы, улучшающие правоохранительную деятельность, можно выделить для каждого правоохранительного органа. В целом, следует отметить важность мер по усилению социально-правовой защищенности правоохранительных органов, политической независимости
правоприменителей, чтобы деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел была подчинена только закону; повышение престижа юридической профессии и совершенствование подготовки юридических кадров [1, с. 205].
«Научные междисциплинарные исследования»
Подводя итог, можно сказать, что такие формы предупреждения
конфликта имеют важное значение для предупреждения конфликта субъектами правовспитательной деятельности. Так, устранение причин субъектами правовспитательной деятельности в предупреждение юридического конфликта способствует появлению меньшего количества подобных конфликтов. Поддержание сотрудничества как форма предупреждение конфликта способствует проявлению меньшей агрессии в конфликте и большего уважения, несмотря на конфликт. А нормативный механизм помогает разрешить конфликт, основываясь исключительно на нормах закона. Факторы предупреждения конфликта субъектами правовоспитетльной деятельности в свою очередь также играют немаловажную роль. Так, правоустановительные факторы устанавливают ряд мероприятий субъектов правовспитательной деятельности для предотвращения конфликтов, правореализационные - определяют, как можно реализовать мероприятия, способные не допустить наступление конфликта, а правоохранительные охватывают ряд мероприятий правоохранительных органов, которые способны предотвратить конфликтные действия.
Библиографический список:
1. Адаева О. В. Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. №2 8 (48). С. 203-207.
2. Баранов П. П. Теория государства и права : учебное пособие / П. П. Баранов, А. Н. Соколов ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Ростовский юридический ин-т. Ростов-на-Дону : РЮИ МВД России, 2007. 276 с.
3. Бабаев В. К. Теория государства и права : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Бабаев и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2013. 715 с.
XVМеждународная научно-практическая конференция
4. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной
России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.11, 12.00.01 / Акад. права и упр. Минюста России. - Рязань, 2004. 23 с.
5. Кудрявцев В. Н. Юридическая конфликтология / [Бойков О. В., Варламова Н. Н., Дмитриев А. В. и др.]; Отв. ред. В. Н. Кудрявцев; Рос. АН, Центр конфликтол. исслед. - М. : Ин-т государства и права, 1995. - 316 с.
6. Судакова С. В. Технология предупреждения юридических конфликтов : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Нижегор. акад. МВД России. Нижний Новгород, 2004. 28 с.
7. Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология: от исходных позиций теории до практики разрешения и предупреждения юридического конфликта / Т.В. Худойкина. - Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2001. 388 с.
8. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т. В. Худойкина, А. А. Брыжинский. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 224 с.
9. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248-251.
© О. П. Бикмурзина, 2021