Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СЕМЬЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наместникова А.А.

Статья посвящена одной из актуальных тем современности - проблеме употребления психоактивных веществ подростками. Рассматриваются причины приема наркотических средств, анализируются предпосылки нарушений психического развития, связанного с приемом психоактивных веществ. Проанализирована влияние семьи и окружающей среды, как основных факторов, влияющих на употребление психоактивных веществ учащимися общеобразовательных учебных заведений.The article is sanctified to one of actual themes ofcontemporaneity to the problem of the use of substances teenagers. Reasons of receptionof narcotic facilities are examined, pre-conditions ofviolations of psychoactive the psychical development related to thereception of psychoactive substances are analysed. Analysed influence of family and environment, as basicfactors influencing on the use of psychoactive substancesby students general educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 378.51

Наместникова А.А. студент группа ЗП-12 5 курс, факультет «Психология»

КИПУ

Россия, г. Симферополь Научный руководитель: Данилова М.А.

Namestnikova АЛ student of group ЗП-12 5 course, a faculty is "Psychology"

КИПУ Russia, Simferopol Scientific leader: Danilova M.A.

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

REASONS FOR USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES IN ADOLESCENTS IN THE GENERAL EDUCATION ENVIRONMENT

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных тем современности - проблеме употребления психоактивных веществ подростками. Рассматриваются причины приема наркотических средств, анализируются предпосылки нарушений психического развития, связанного с приемом психоактивных веществ. Проанализирована влияние семьи и окружающей среды, как основных факторов, влияющих на употребление психоактивных веществ учащимися общеобразовательных учебных заведений.

Ключевые слова: психоактивные вещества, семья, девиантное поведение, общеобразовательные учебные заведения.

Annotation. The article is sanctified to one of actual themes ofcontemporaneity to the problem of the use of substances teenagers. Reasons of receptionof narcotic facilities are examined, pre-conditions ofviolations of psychoactive the psychical development related to thereception of psychoactive substances are analysed. Analysed influence of family and environment, as basicfactors influencing on the use of psychoactive substancesby students general educational establishments.

Key words: psychoactive substances, family, deviant behavior, educational institutions.

Постановка проблемы.

Распространение и употребление подростками психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде является большой социальной и экономической проблемой, ведь оказывает пагубное влияние на здоровье людей, на социально-экономическое благополучие семьи, общества и государства в целом. По обобщенным данным, количество людей с заболеваниями, которые вызваны приемом ПАВ, составляет приблизительно 500 миллионов человек, а исследование факторов, влияющих на болезни, показало, что на долю табака приходится 6% всех

смертей в мире; на алкоголь 1,5% и наркотики 0,2%. Такие привычные в современном обществе вредные алкоголь и табак наносят больше вреда здоровью, чем антисанитарные условия или гипертония. Страшная привычка является следствием длительного лечения и реабилитации граждан, употребляющих ПАВ и занимает ведущее место среди последствий употребления ПАВ у подростков. Из-за дефицита знаний о вреде наркотиков у многих молодых людей сложилось неправильное представление о наркомании, как о развлечении. Увеличение уровня наркотизации в Российской Федерации, по мнению ряда исследователей, связано с приобщением российской молодежи к распространенным в мире модным культурным течениям, стрессогенностью социальной, психологической и экономической ситуации в стране, а также ухудшением состояния здоровья подростков. Эту проблему еще более накалило расслоение населения, в частности, отдельных семей, изменение воспитательной культуры, детская беспризорность. Необходимо отметить тот факт, что в старшем подростковом возрасте роль мнения группы сверстников является влиятельным, и выходит на первое место. Наличие друзей употребляющих ПАВ, еще и с антисоциальной направленностью поведения, может стать причиной потребления вредных для подросткового возраста веществ.

Цель статьи - проанализировать причины употребления психоактивных веществ среди подросков, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях.

Изложение основного материала.

Приобщение подростков к употреблению ПАВ обусловлено комплексным влиянием биологических, социальных, психологических и поведенческих факторов. Ранние формы употребления психоактивных веществ объясняется широким кругом социальных влияний. Так, анализ показал связь курения в конце седьмого класса с курением друзей, школьным климатом, родительскими ожиданиями и участием родителей в жизни подростка.

Пубертатный период рассматривается как один из самых важных биологических факторов риска приобщения к употреблению ПАВ, поскольку отличается неравномерностью созревания, незавершенность формирования личности, способствует психологической и социальной неустойчивости личности.

Подростковый возраст представляет фактор риска для развития девиантного поведения и вследствие этого возможность употребления ПАВ. Можно выделить несколько индивидуально-психологических факторов, влияющих на употребление психоактивных веществ подростками: незавершенностью процесса формирования личности, отсутствием собственных механизмов преодоления трудностей, недостаточностью осознанного и повышенного полового влечения, импульсивностью, низким самоконтролем, неумением ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемостью, бескомпромиссностью,

отсутствием жизненного опыта и практических умений, импульсивным характером реагирования на фрустрирующую ситуацию. Подросток не успевает осознать происходящие с ним изменения и адаптироваться к ним, в результате появляется неуверенность, недоверие к людям, повышенная конфликтность, склонность к депрессиям, искаженное представление о себе, неудачи сопровождаются жестоким, агрессивным поведением по отношению к окружающему миру. Депривация потребностей в подростковом возрасте ярко выражена и преодолеть её из-за отсутствия синхронности в психическом и социальном развитии подростка очень трудно [3.]. Таким образом, подростковые индивидуально -психологические свойства могут быть катализаторами развития отклоняющегося поведения.

Причинами отклонений в поведении подростков являются реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, употреблением ПАВ, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами (Ананьев В.А., Вахромов Е., Еникеев М.И.).

За последнее время, прослеживается тенденция к снижению среднего возраста, в котором молодежь начинает курить, употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества (ПАВ) [4].

Выводы. Одной из главных причин употребления молодежью психоактивных веществ является недостаточное количество знаний данной проблемы. Наркомания является одной из причин преступности несовершеннолетних. Возрастные особенности ученического контингента общеобразовательных учебных заведений требуют широкого использования в профилактической работе как общей, так индивидуальной антинаркотической профилактики. Значительная роль в достижении эффективности профилактики употребления психоактивных веществ учащимися в общеобразовательных учебных заведениях принадлежит антинаркотической просветительской работе родителей и индивидуальной работе с неблагополучными семьями.

Перспективы дальнейшего исследования этой проблемы мы видим в расширении содержания и поиска новых форм, методов, технологий социально-педагогической профилактики негативных явлений в детской и молодежной среде, одним из которых является распространение употребления психоактивных веществ.

Использованные источники: 1.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

2. Личко, А.Е. Эти трудные подростки : Записки психиатра / А.Е. Личко. -Л.: Лениздат, 1983. - 126 с.

3.Бобнева, Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева М.И. (Отв.ред. Е.В.Шорохова).- М., 1976.- С. 7 -16

4.Менделевич В.Д, Садыкова Р.Г. Клинические формы и единство механизмов формирования расстройств зависимого поведения.// Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии / Сборник материалов междун. конфер.; Под общ. ред. проф.. В.Д. Менделевича. Казань, 2003.— С. 105 — 107.

УДК 004.588

Новиков В.А. студент

4 курс, «Институт Компьютерных Технологий и Защиты Информации» Казанский Национальный Исследовательский Технический

Универститет имени А.Н. Туполева

Россия, г. Казань Фахриев А.Р. студент

4 курс, «Институт Компьютерных Технологий и Защиты Информации» Казанский Национальный Исследовательский Технический

Универститет им А.Н. Туполева Россия, г. Казань ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА МОНАП Аннотация. В данной статье рассматривается интеллектуальная (адаптивная) обучающая система Монап. В качестве предметной области для проектирования обучающей системы выбран раздел физики: механические колебания и волны. Данная среда обучения состоит из 3 классов, 6 подклассов (задач) и 10 правил, отдельно для каждой задачи создана ей альтернативная (синонимичная).

Ключевые слова: учебный контент, учебная система, интеллектуальная обучающая система, оценка навыков умений.

Монап - обучающая система с элементами искусственного интеллекта. Такая обучающая система позволяет не просто тренировать обучаемого и контролировать его знания, но и по результатам деятельности обучаемого может определить, какие знания недостаточны или ошибочны и вернуть обучаемого на соответствующий раздел (класс) теории или практики, может показать верный ответ. Для этого в системе предусмотрена функция аргументирования, система покажет по какой причине давалась та или иная задача для следующего шага проверки знаний (рис. 1). Т.е. она позволяет адаптировать процесс обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.