Вопросы воспитания
УДК 159.9.072
DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-43-51
Поступила в редакцию / Received 15.01.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.02.2021 Принята к публикации / Accepted 24.03.2021
оригинальная статья
Психологическая диагностика и тендерный анализ склонности подростков к аддикции
Вязовова Наталия Владимировна1, Мелехова Виола Михайловна2
:ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» 115191, Российская Федерация, г. Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9А ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252, е-mail: [email protected] 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718, е-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается актуальная проблема отношения подростков к психоактивным веществам. Обоснована необходимость всестороннего изучения ценностного отношения подростков к психоактивным веществам и мотивации их употребления. Подчеркивая исключительную роль подросткового кризиса развития, приводящего к падению успеваемости, снижению работоспособности, негативизму, отчужденности, амбивалентности чувств и многому другому, отмечено, что демонстративная «взрослость» подростков, острое переживание ими расхождения между внешним и внутренним мирами часто приводят их к поведенческим девиациям, направленным на передел реальности под себя. На основе охарактеризованных выделяемых в психологии видов девиаций проанализированы причины химической аддикции. В ходе исследования были выявлены основные причины, побуждающие подростков пробовать наркотики, выделена возрастная дифференциация причин. Определены основные мотивы употребления алкоголя подростками. Результаты исследования проанализированы по половому признаку респондентов, отмечены особенности отношения к психоактивным веществам и лицам, употребляющим вышеуказанные вещества. Представлена экспертная оценка риска зависимости подростков от психоактивных веществ, данная учителями школ, определены основные причины, влияющие на риск развития зависимости. Отмечена необходимость проведения психопрофилактической работы с данной группой респондентов и средовым окружением.
Ключевые слова: аддикция; аддиктивное поведение; девиантное поведение; алкоголизация; нар-команизация
Для контактов: Вязовова Наталия Владимировна, е-mail: [email protected]
Конфликт интересов отсутствует
Для цитирования: Вязовова Н.В., Мелехова В.М. Психологическая диагностика и гендерный анализ склонности подростков к аддикции // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). С. 43-51. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-43-51
© Вязовова Н.В., Мелехова В.М., 2021
original article
Psychological diagnosis and gender analysis of teenagers' addiction propensity
Natalia V. Vyazovova1, Viola M. Melekhova2
:Moscow Psychological and Social University 9A 4th Roshchinsky Dr., Moscow 115191, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252, e-mail: [email protected] 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718, e-mail: [email protected]
Abstract. We consider the current issue of teenagers' attitude to psychoactive substances. A comprehensive study of the value relationship of teenagers to psychoactive substances and the motivation for their use is necessary. The teenagers development crisis leads to a drop in academic performance, a decrease in working capacity, negativism, alienation, ambivalence of feelings and much more, it is noted that the demonstrative "adulthood" of teenagers, their acute experience of the discrepancy between the external and internal worlds often lead them to behavioral transformations aimed at remaking reality for themselves. Based on the types of deviations characterized in psychology, we analyze the causes of chemical addiction. In the course of the study, we identify the main reasons that encourage teenagers to try drugs and consider the age differentiation of the reasons. The main motives of alcohol consumption by teenagers are determined. The results of the study were analyzed by gender of the respondents, and the peculiarities of the attitude to psychoactive substances and persons who use the above substances were noted. We present an expert assessment of the risk of teenagers' dependence on psychoactive substances, given by schoolteachers, and identify the main causes that affect the risk of developing addiction. We note the necessity of conducting psychological preventive work with this group of respondents and the environment.
Keywords: addiction; addictive behavior; deviant behavior; alcohol addiction; drug addiction
Corresponding author: Nataliya V. Vyazovova, e-mail: [email protected]
There is no conflict of interests
For citation: Vyazovova N.V., Melekhova V.M. Psikhologicheskaya diagnostika i gendernyy analiz sklonnosti podrostkov k addiktsii [Psychological diagnosis and gender analysis of teenagers' addiction propensity]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 43-51. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-43-51 (In Russian, Abstr. in Engl.)
В настоящее время во многих странах мира и России исследователи все больше внимания уделяют проблеме аддиктивного поведения, выявляя мотивы причины и специфику проявлений аддикций в различных социальных группах и группах онтогенеза развития. Особую актуальность проблема этиологии аддиктивности подростков приобрела в силу необходимости организации ранней профилактики и коррекции зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), наносящей урон физическому, психическому и социальному здоровью нации (С.Ю. Березин, А.Н. Грановский, Е.И. Казакова, Д.В. Колесов, М.Г. Цетлин, Л.М. Шипицына, Л.Б. Шнейдер и др.).
Специалисты сферы юриспруденции, медицины, педагогики и психологии ищут пути и средства предотвращения нарастающей волны аддиктивного поведения и ликвидации последствий воздействия ПАВ на организм и психику лиц, уже подвергшихся алкогольному, токсическому и наркотическому воздействию. Особое место в комплексе мер борьбы с аддиктивным поведением занимают программы по профилактике и коррекции поведения аддикта, так как дают наибольший эффект. Разработано множество психологических моделей («запугивания», «фактических знаний», социокультурная модель и мн. др.), позволяющих выстраивать
барьер между ребенком и негативно формирующей его средой. Вместе с тем в настоящее время отсутствуют региональные комплексные программы, позволяющие использовать в профилактической работе возможности не только специалистов, но и семьи, детского коллектива.
Подростковый возраст - период затяжного психологического кризиса, сопровождающегося падением успеваемости, снижением работоспособности, негативизмом, отчужденностью, амбивалентностью чувств и мн. др. Диаметрально изменяя отношению к требованиям старших, подростки проявляют независимость, демонстративную «взрослость», остро переживая расхождение между внешним и внутренним. Убежденность подростка в том, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены внешними факторами, делает одним из способов достижения целей борьбу с реальностью, передел реальность под себя [1; 2]. Однако не только активный протест используется подростком, возможен и уход от реальности, осознанный или неосознанный выбор которого указывает на сохраняющуюся оппозиционность внешнему и неспособность адаптироваться к нему.
Третьей формой отношения с реальностью выступает игнорирование реальности -автономизация жизнедеятельности подростка, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существует как бы сам по себе, по сути, отчуждается от реальности. И только гармонично развивающийся подросток способен приспособиться к реальности.
В зависимости от нарушения взаимодействия с реальностью выделяют тип девиант-ного поведения, выраженность, направленность или мотивы которого отклоняются от критериев той или иной общественной нормы. Девиантное поведение разделяется на пять типов [3]:
- делинквентное - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние;
- аддиктивное - с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и
поддержания интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских);
- патохарактерологическое, акцентуированное;
- психопатологическое - на основе различных устойчивых сочетаний нарушений высших психических функций (апатическое, астеническое, депрессивное и т. д.);
- на базе гиперспособностей.
Так как в рамках нашего исследования рассматривается аддиктивное поведение и, прежде всего, такая его сторона, как злоупотребление ПАВ, то традиционно к зависимости от химических веществ выделяют: алкогольную, токсическую, табачную, наркотическую аддикции.
Причины химической аддикции сугубо индивидуальны в каждом отдельном случае:
- некоторые личностные особенности подростков (слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения, склонность к подражательству, повышенная внушаемость, подчиненность групповому поведению, эффект того или иного вещества на воображение личности подростка);
- социально-бытовые (конфликты в семье, безразличное отношение родителей к вредным привычкам, употребление родителями ПАВ);
- социально-психологические (принятие норм, ценностей и форм аддиктивного поведения группы с девиантным поведением, эффект заражения групповым поведением);
- биологические (наследственность);
- профилактические (малая информированность общества о вреде потребления ПАВ, нехватка средств на развитие программ, противодействующих распространению аддикции) [4].
Наше внимание было направлено на изучение причин распространения аддикций (прежде всего, наркотической) среди школьников 6-9 классов г. Тамбов и г. Москва (309 человек). В качестве методов исследования использовались психодиагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование, опрос) и специальные методики: «Может ли...» (Н.А. Гусева); опросник СОП (самооценка поведения); шкала «отношение к спиртным напиткам» патохарактерологического диаг-
ностического опросника А.Е. Личко; анкета «Отношение подростков к одурманивающим веществам».
Теоретико-методологической основой исследования выступили: системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов и др.); гуманистические идеи отечественной и зарубежной психологии (А. Маслоу, А.Г. Асмолов, А.В. Бруш-линский и др.); теория активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абуль-ханова-Славская, А.А. Бодалев); положение о личности как социальной ценности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов); принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.).
В анкетировании приняло участие 309 человек, из них 46,6 % - мальчики и 53,4 % -девочки. Возрастной состав 12-15 лет. Были опрошены педагоги школ (46 человек).
Из них 35,8 % (110 человек) - подростки, пробовавшие ПАВ: 72,6 % - пробовали ПАВ из любопытства, 27,4 % - за компанию в группе сверстников. Большинство подростков посещают школу, неплохо учатся, занимаются в спортивных секциях, клубах по интересам, системе дополнительного образования.
Следует признать, что чем моложе подростки, тем выше число тех, кто употреблял наркотики, удовлетворяя любопытство, свойственное подростковому возрасту в отноше-
нии познании всего нового и запретного. Подростки 14-15 лет в большей мере были подвержены влиянию группы, в которой демонстрация поведения «взрослого» является обязательным условием принятия и авторитета.
Необходимо отметить, что большинство подростков пробовали первый раз ПАВ в период перехода от детского возраста к подростковому, проявляя осмысленный интерес к тому, что является признаком «взрослости» (употребляют родители, старшеклассники, соседи и друзья семьи), постепенно алкого-лизируются и наркотизируются друзья в дворовых компаниях и одноклассники.
Выявленные причины употребления ПАВ отображены в таблице (табл. 1).
Результаты указывают, что большинство подростков пробуют наркотики из любопытства, как правило, после рассказа друзей о захватывающих ощущениях, галлюцинациях, «приходе» и т. д. Но необходимо отметить, что по мере взросления уменьшается процент подростков, пробовавших из-за любопытства, и увеличивается - «за компанию».
К причинам употребления ПАВ подростками следует отнести уровень распространения наркотиков, доступность спиртных напитков, табака и царящую в определенных кругах молодежи моду на употребление ПАВ как один из способов времяпрепровождения в компании.
Таблица 1
Причины, побуждающие подростков пробовать наркотики (%)
Table 1
Reasons that encourage teenagers to try drugs (%)
Возраст/причины Age/reasons 12 лет 12 years 13 лет 13 years 14 лет 14 years 15 лет 15 years
Любопытство Curiosity 75,0 62,3 59,3 36,0
Доказать друзьям, что взрослый, не слабак Prove to friends of being an adult, not a weakling 12,8 15,0 5,6 4,3
Не быть «белой вороной» (быть как все) Not to be a "black sheep" (to be like everyone else) - 4,3 2,4 4,0
Заставили друзья (спровоцировали) Forced by friends (provoked) - - - -
Пробовал за компанию (потребности не было) Tried it for the company (there was no need) 12,2 18,4 31,0 55,7
Таблица 2
Мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь (%)
Table 2
Motivations that encourage teenagers to drink alcohol (%)
Мотивы (12-15 лет) Motivation (12-15 years) Процент ответов Percentage of answers Ранг Grade
Самоутверждение Self-esteem 56,9-65,8 % 1
Мне это нравится I'm loving it 45,1-60,6 % 2
От скуки Due to boredom 4,6-11,8 % 5
Мои друзья тоже пьют, не хочу отставать от них My friends also drink, I want to keep up with them 8,2-15,5 % 3
Чтобы друзья не считали меня «мокрой курицей» So that my friends don't think I'm a "wet chicken" 3,1-7,0 % 8
Потому что большинство взрослых тоже пьют Because most adults drink too 4,3-9,2 % 6
Чтобы придать себе смелости и уверенности, быть спокойнее To give yourself courage and confidence, be calmer 9,5-13,3 % 4
Чтобы легче общаться с другими людьми To make it easier to communicate with other people 5,1-8,4 % 7
Групповое сплочение ряда подростков начинается с совместного употребления ПАВ, для того чтобы раскрепоститься, заглушив социальные комплексы, повысить хоть на время свою самооценку, стать увереннее и раскованнее. Более того, употребление ПАВ в ряде случаев является единственным сближающим группу интересом, темой обсуждения, при отсутствии иных значимых хобби. Таким образом, изменение направленности личности подростков происходит под воздействием ПАВ, но определяющими аддикцию выступают иные факторы: социально-бытовые и психолого-педагогические, не создающие условий для формирования самоактуализирующейся личности.
К числу ведущих мотивов подростковой алкоголизации можно отнести три основных мотива: самоутверждение - от 56,9 до 65,8 %; поиск удовольствия (нравится, приятно) -45,1-60,6 %; влияние подростковой группы (за компанию) - 11,2-22,5 %. Данные подробно отражены в таблице (табл. 2).
Следует отметить, что употребление алкоголя детьми в ряде семей отмечается и в более ранних возрастах, чему способствуют и традиционные причины - «праздник», «семейное торжество», «гости» и другие, связанные с употреблением алкоголя родителями, его доступностью, невысокой стоимостью и отсутствием контроля со стороны ро-
дителей за ребенком. Как и родители, подростки употребляют алкоголь в надежде уйти от жизненных трудностей, связанных с семейными конфликтами, школьными неприятностями, неуспеваемостью, непризнанно-стью или какими-либо иными негативными эмоциональными переживаниями, требующими разрядки.
И, наконец, некоторые подростки употребляют алкоголь ради самоутверждения в компании сверстников, где употребление ПАВ становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяющим диапазон поводов и мотивов, закладывающим особый ритуал общения, стереотип поведения, уводящий от жизненных реалий («не видеть», «не знать», «забыть», «развлечься» и т. д.) к псевдоудовольствию.
Как мы видим, причины и мотивы употребления ПАВ разнообразны, но чаще всего их несколько и они настолько сильны, что не позволяют задумываться о вредных для здоровья последствиях, все более нарастающем числе проблем, сужении социального пространства.
Завершив констатирующий срез, направленный на оценку мотивационного отношения подростков к наркотикам и алкоголю, мы сосредоточили внимание на школьниках 1415 лет, которые, согласно запросу образовательных учреждений, в большей мере нуж-
даются в коррекционной и профилактической работе.
Углубленное изучение восьми- и девятиклассников проводилось с помощью методики самооценки поведения (СОП, Н.А. Гусева) и шкалы отношения учащихся к спиртным напиткам (ПДО, А.Е. Личко). Опросник Н.А. Гусевой позволяет определить выраженность специфических факторов риска наркотизации, алкоголизации и табакокурения подростков, их отношение к ценностям и возможностям людей, употребляющих ПАВ.
Отвечая на вопросы, подростки оценивают ценностные позиции, выражающие отношение к таким ценностям, как:
- новые необычные ощущения (К1);
- здоровье (К2);
- материальные ценности, богатство (К3);
- развлечение (К4);
- дружба, принятие со стороны других (К5);
- успех в учебной деятельности (К6);
- сила влияния на других (К7).
Значение ценностного компонента установки ребенка по отношению к курению, алкоголю, наркотику оценивается на основании суммирования показателей и анализируется нами с учетом половых признаков респондентов.
В целом по выборке девочек мы можем отметить, что очень высокий результат, высокий результат и очень низкий результат показали по 21 %, 37 % имеют средний результат. Отрицательные значения говорят о том, что 21 % опрошенных имеют высокий риск приобщения к употреблению ПАВ, а у 79 % наблюдается защитный антинаркотический барьер (из них 42 % - высокий).
В группе мальчиков: очень высокий результат и высокий - по 13,5 %, 40 % - средний результат, низкий - 13 % и очень низкий показатель - 20 %. Таким образом, 33 % мальчиков имеют высокий риск приобщения к употреблению ПАВ и 67 % имеют защитный антинаркотический барьер (из них 27 % -высокий).
Ценностные ориентации лиц, употребляющих ПАВ, девочками оценены следующим образом: шкала «новые, необычные ощущения» - 42 % «да» и 58 % «нет»; шкала «здоровье» - 21 % «да» и 79 % «нет»; шкала
«богатство» - 58 % «да» и 42 % «нет»; шкала «развлечения» - 79 % «да» и 21 % «нет»; шкала «дружба, принятие со стороны других» -32 % «да» и 68 % «нет»; шкала «успех в учебной деятельности» - 26 % «да» и 74 % «нет»; шкала «сила, влияние на других» - 53 % «да» и 47 % «нет».
Таким образом, девочки считают, что человек с химической зависимостью может быть богатым, иметь влияние на других людей, постоянно развлекаясь. Но при этом ему трудно будет получать новые, необычные ощущения, сохранить здоровье, он не будет иметь успеха в учебной деятельности и будет ограничен в дружбе с другими людьми, так как не сможет быть принятым среди порядочных людей.
Ответы мальчиков показали: шкала «новые, необычные ощущения» - 40 % «да» и 60 % «нет»; шкалы «здоровье» и «богатство» - 60 % «да» и 40 % «нет»; шкалы «развлечения» и «сила, влияние на других» - 47 % «да» и 53 % «нет»; шкала «успех в учебной деятельности» - 53 % «да» и 47 % «нет»; шкала «дружба, принятие со стороны других» - 67 % «да» и 33 % «нет».
По их мнению, человек, ведущий неправильный образ жизни, не может получать новые, необычные ощущения, быть здоровым, так как постоянно развлекается, но при этом имеет силу и влияние на других. Такой человек может быть богатым, иметь друзей и быть принятым среди других и иметь успех в учебной деятельности.
Незначительное расхождение в данных девочек и мальчиков можно объяснить тем, что мальчики, говоря о дружбе и влиянии на других людей, имея в виду тех друзей, которые подобны аддиктам. Девочки, наоборот, считают, что такие люди имеют силу и влияние, потому что стараются не связываться с такими людьми и естественно их опасаются. Что касается оценки успешности в учебной деятельности, то разница позиций объясняется учетом девочками перспектив аддикта, так как в действительности человек наркоман или алкоголик не будет иметь успеха в учебной и профессиональной деятельности, карьере, разве что только поначалу.
Стоит отметить, что, у девочек, чей антинаркотический барьер выражен сильнее, представление о ценностях и возможностях аддикта более реалистичны, особенно с уче-
том возможных ответов, ориентированных на социально одобряемые ценности, и ответов, противоположных, демонстрирующих проявление негативизма, позерства, протест-ных реакций, они менее склонны бравировать своим сомнительным аддиктивным опытом.
Так как склонность к употреблению ПАВ оценивается подростками не только исходя из непосредственного столкновения с ситуациями употребления алкоголя, наркотиков, но и через призму собственного восприятия возможности употребления ПАВ представителями различных полов, то следует учитывать гендерные особенности данной выборки.
Если рассматривать данные мальчиков, можно отметить, что по шкале «склонности к аддиктивному поведению» 73 % имеют средний показатель, а 27 % - низкий. Высоких показателей в обеих подгруппах отмечено не было, что говорит о незавершенности процесса полоролевой идентификации
Выявляя отношение к одурманивающим, наркотическим веществам, которые обычно не являются столь доступными для подростков, как табак или алкоголь, мы выявили, что почти все девушки впервые узнали о наркотиках из СМИ, информацию которых они считают наиболее достоверной и интересной, а также от кого-то из друзей, знакомых. Информация была направлена против наркотиков, но для большинства девочек она была безразлична, также как и разговоры о наркотиках. Наркотическое вещество принимали лишь 2 человека, остальные его не пробовали, им никто его не предлагал.
В целом у всех учащихся верное представление о том, что такое наркомания, наркотики и кто такие наркоманы. На вопрос «Что еще вы хотели бы узнать о наркомании?», все ответили, что «ничего», хотя слово «ломка» и «отмороженный» знакомо не всем. Все понимают, что наркотики бесплатно предлагают с целью привлечь других, «сделать» бизнес», особенно тем, кто зависим от микросоциума, легко поддается на уговоры и соблазны, слаб, глуп, неудачник и новичок.
Некоторые половые расхождения наблюдаются в ответе на вопрос «Предлагали ли тебе когда-нибудь наркотическое вещество?», мальчики отвечали «да» чаще, но
при этом отказались его принимать. Среди предлагаемых наркотиков преобладали ЛСД, гашиш, марихуана, опиум. Люди, которые его предлагали, вели себя непринужденно и не уговаривали.
В целом к наркоманам респонденты относятся негативно, считая, что это люди, губящие свою жизнь. Большинство уверены в том, что все, кто продает наркотики, тоже их принимают, наркотики не дают бесплатно, а если и предлагают, то это имеет отдаленные цели. Поэтому, знать, что такое наркотик, должен каждый буквально лет с пяти.
Как ни странно, тем не менее девушки больше подвержены интересу и соблазну принять одурманивающее вещество в силу любопытства. Но эти данные, по нашему мнению, не совсем точно отражают картину происходящего, так как не все девятиклассники отнеслись к исследованию серьезно.
Сравнительная характеристика данных выборки по опроснику «СОП» (самооценка поведения) показала, что по шкале «склонность к делинквентному поведению» 67 % девочек имеют низкий показатель, а 33 % -средний.
У мальчиков 53 % - средний показатель и 47 % - низкий. Такие данные свидетельствуют о том, что как среди девочек, так и среди мальчиков не отмечается в употреблении ПАВ отклонений в поведении. В целом отмечается адекватная самооценка.
По шкале «принятия женской социальной роли» 79 % девочек получили средний результат и 21 % - низкий, что говорит скорее о «маскулинных» наклонностях.
Отношение к спиртным напиткам изучалось с помощью шкалы теста ПДО А.Е. Лич-ко. Сравнительная характеристика отношения к алкоголю в подгруппах показала, что склонности к алкоголизации среди девушек не обнаружено, как и тех, кто имеет психологическую склонность к употреблению спиртных напитков. Полученная нами отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации, а величина, равная единице у одной обучающейся, свидетельствует о неопределенном результате.
Что касается мальчиков, то мы можем сказать, что только один склонен к употреблению спиртных напитков, один имеет неопределенный результат. Оба мальчика воспи-
тываются в семьях, где алкогольные традиции прочны. У всех остальных мальчиков данные близки к показателям по выборке девочек, следовательно, мы можем говорить о том, что у них также нет склонности к алкоголизации.
В качестве основного фактора становления и развития аддиктивного поведения подростков учителя и психологи школ выделяют нарушения взаимоотношений в семьях подростков. Наиболее значительными причинами при этом выступают: алкоголизм отца - 7 %; жестокое отношение к подросткам (физическое наказание, унижение) - 11,6 %; постоянные конфликты между родителями - 19 %; эмоциональное отвержение со стороны матери - 11%; семейное неблагополучие - развод родителей, помещение одного из родителей в места лишения свободы, резкое снижение благополучия в семье - 8,4 %; алкоголизм матери - 2 %; несостоятельность подростков в учебе - 27 %; отвержение со стороны сверстников из-за физического недостатка - 6 %; постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних или на школьный профи-
лактический учет по причине нарушений поведения и трудновоспитуемости - 8 %.
Таким образом, в исследуемой нами выборке было установлено, что в целом подростки не склонны как к алкогольной, так и наркотической аддикции. И только в семьях с прочными алкогольными традициями, подростки и пробовали алкоголь, и употребляют его. Тем не менее достаточно высок показатель среднего уровня склонности к аддикции и вызывает тревогу мотивация употребления ПАВ (самоутверждение, мне это нравится).
В определенной мере полученные результаты противоречивы и вызывают интерес на предмет исследования влияния эффекта социальной желательности на ответы школьников [5]. В качестве программы профилактики склонности подростков к аддик-ции администрации школ и педагогам-психологам была предложена программа, включающая тренинг повышения уровня социальной компетентности подростка «Каждый выбирает для себя.» [6], направленная на повышение социальной ответственности и нравственности личности подростка в ситуации выбора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. М.: Ин-т развития личности РАН, 1997. 59 с.
2. Пятницкая И.Н., Шаталов А.Н. Девиантное поведение подростков: наркотизм, криминальность, экстримизм. М.: Анахарсис, 2004. 112 с.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2002. 480 с.
4. Буянов М.И., Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
5. Вязовова Н.В., Молоканова М.С. Преодоление социальной желательности как условие повышения социальной ответственности и нравственности личности // Державность Российского государства в глобализирующемся миропорядке. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 213-226.
6. Вязовова Н.В., МолокановаМ.С. Каждый выбирает для себя... Тренинг повышения уровня социальной компетентности подростка-деприванта в условиях нравственного выбора. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 64 с.
REFERENCES
1. Nevskiy I.A., Kolesova L.S. Podrostki gruppy riska v shkole [Teenagers of Risk Groups at the School]. Moscow, Institute of Personality Development of RAS Publ., 1997, 59 p. (In Russian).
2. Pyatnitskaya I.N., Shatalov A.N. Deviantnoe povedenie podrostkov: narkotizm, kriminal'nost', ekstrimizm [Deviant Behavior of Teenagers: Drug Addiction, Criminality, Extremism]. Moscow, Anakharsis Publ., 2004, 112 p. (In Russian).
3. Ovcharova R.V. Spravochnaya kniga sotsial'nogopedagoga [Reference Book of a Social Pedagogue]. Moscow, Sfera Publ., 2002, 480 p. (In Russian).
4. Buyanov M.I., Zakharov A.I. Kak predupredit' otkloneniya v povedenii rebenka [How to Prevent Deviations in the Child's Behavior]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986, 128 p. (In Russian).
5. Vyazovova N.V., Molokanova M.S. Preodolenie sotsial'noy zhelatel'nosti kak uslovie povysheniya sot-sial'noy otvetstvennosti i nravstvennosti lichnosti [Overcoming social desirability as a condition for increasing social responsibility and personal morality]. Derzhavnost' Rossiyskogo gosudarstva v globaliziruyush-chemsya miroporyadke [Power of the Russian State in the Globalizing World Order]. Tambov, TSU named after G.R. Derzhavin Publ., 2013, pp. 213-226. (In Russian).
6. Vyazovova N.V., Molokanova M.S. Kazhdyy vybiraet dlya sebya... Trening povysheniya urovnya sotsial'noy kompetentnosti podrostka-deprivanta v usloviyakh nravstvennogo vybora [Everyone Chooses for Themselves... Training to Increase the Level of Social Competence of a Deprived Teenager in the Conditions of Moral Choice]. Tambov, TSU named after G.R. Derzhavin Publ., 2010, 64 p. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Вязовова Наталия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики образования. Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание части текста статьи, эксперимент, статистическая обработка данных.
Мелехова Виола Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: Cassandra1 @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста статьи, эксперимент.
Natalia V. Vyazovova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology and Education Pedagogy Department. Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Contribution: general concept of the article, literature analysis, writing part of the article, experiment, statistical processing of data.
Viola M. Melekhova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Defectology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: Cassandral @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Contribution: literature analysis, writing part of the article, experiment.