Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К БОГУ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ'

ОТНОШЕНИЕ К БОГУ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К БОГУ / ВЕРА В БОГА / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ПОИСК / ATTITUDE TO GOD / FAITH IN GOD / RELIGIOUSNESS / VALUE RELATION / ACTIVITY / SPIRITUAL SEARCH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вязовова Наталия Владимировна, Мелехова Виола Михайловна

Изучена актуальная проблема духовного поиска человека в период кризиса середины жизни. Рассмотрены признаки кризиса середины жизни и обостряющие его признаки внутриличностного конфликта, проанализированы личностные качества респондентов, находящихся в ситуации жизненных затруднений. На основе эмпирических данных, полученных при опросе здоровых респондентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности отношения респондентов к Богу, себе и социуму. Система ценностей и социальных установок религиозного человека преломляет жизненную информацию через религиозный опыт, соотнося его с системой нравственных норм и отношением человека к Богу как идеалу. Поэтому отношение к религии, вере и Богу рассматривается как отношение, детерминированное социальными условиями жизни человека в обществе. При рассмотрении широкой системы отношений исследовано и самоотношение человека, детерминируемое закономерностями развития и функционирования психологических явлений и процессов, включая мотивационные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческих процессы, определены пути формирования нового самоотношения на основе духовного преображения. Установлено, что наиболее психологически устойчивыми, стабильными среди всех возрастных групп являются группы молодежи и акме-группа, в которых личность достигает такого уровня самореализации и самоотношения, которые отличает реалистичный характер, ощущение достигнутого и выстраивание перспектив. Установленные отношения к Богу в данных возрастных группах позволили отметить, что работа души лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет значительные отличия от духовного поиска здоровых респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO GOD AS A REFLECTION OF THE VALUE-MEANING CONTENT OF RELIGIOSITY

We studied the current problem of spiritual search of a person during the mid-life crisis. We considered signs of mid-life crisis and signs of intra-personal conflict aggravating it and analyzed personal qualities of respondents in the situation of life difficulties. Based on empirical data obtained from the survey of healthy respondents and persons with disabilities, we revealed the characteristics of respondents' attitude to God, themselves and society. The system of values and social attitudes of a religious person refracts life information through religious experience, correlating it with the system of moral standards and the attitude of a person to God as an ideal. Therefore, the attitude towards religion, faith and God is considered as an attitude determined by the social conditions of a person's life in society. When considering a wide system of relationships, we also investigated the self-attitude of a person, determined by the laws of development and functioning of psychological phenomena and processes, including motivational, intellectual-cognitive, emotional-will and communicative-behavioral processes, we determined ways of forming a new self-attitude based on spiritual transformation . We established that the most psychologically stable, stable among all age groups were youth groups and the akme group, in which the individual reached a level of self-realization and self-commitment that was distinguished by a realistic character, a sense of achievement and building prospects. The established relationship to God in these age groups made it possible to note that the work of the soul of persons with disabilities has significant differences from the spiritual search for healthy respondents.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К БОГУ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ»

УДК 159.923

DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-70-80

Поступила в редакцию / Received 26.08.2020 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 15.10.2020 Принята к публикации / Accepted 24.11.2020

Отношение к Богу как отражение ценностно-смыслового содержания религиозности

Вязовова Наталия Владимировна1, Мелехова Виола Михайловна2

:ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» 115191, Российская Федерация, г. Москва, 4-й Рощинский пр-д, 9А ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252, е-шэд^ [email protected] 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718, е-шэИ: [email protected]

Аннотация. Изучена актуальная проблема духовного поиска человека в период кризиса середины жизни. Рассмотрены признаки кризиса середины жизни и обостряющие его признаки внутриличностного конфликта, проанализированы личностные качества респондентов, находящихся в ситуации жизненных затруднений. На основе эмпирических данных, полученных при опросе здоровых респондентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности отношения респондентов к Богу, себе и социуму. Система ценностей и социальных установок религиозного человека преломляет жизненную информацию через религиозный опыт, соотнося его с системой нравственных норм и отношением человека к Богу как идеалу. Поэтому отношение к религии, вере и Богу рассматривается как отношение, детерминированное социальными условиями жизни человека в обществе. При рассмотрении широкой системы отношений исследовано и самоотношение человека, детерминируемое закономерностями развития и функционирования психологических явлений и процессов, включая мотива-ционные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно -поведенческих процессы, определены пути формирования нового самоотношения на основе духовного преображения. Установлено, что наиболее психологически устойчивыми, стабильными среди всех возрастных групп являются группы молодежи и акме-группа, в которых личность достигает такого уровня самореализации и самоотношения, которые отличает реалистичный характер, ощущение достигнутого и выстраивание перспектив. Установленные отношения к Богу в данных возрастных группах позволили отметить, что работа души лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет значительные отличия от духовного поиска здоровых респондентов.

Ключевые слова: отношение к Богу; вера в Бога; религиозность; ценностное отношение; жизнедеятельность; духовный поиск

Для контактов: Вязовова Наталия Владимировна, е-mail: [email protected]

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Вязовова Н.В., Мелехова В.М. Отношение к Богу как отражение ценностно-смыслового содержания религиозности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 4 (46). С. 70-80. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-70-80

© Вязовова Н.В., Мелехова В.М., 2020

Attitude to God as a reflection of the value-meaning content of religiosity

Natalia V. Vyazovova1, Viola M. Melekhova2

Moscow Psychological and Social University 9A 4th Roshchinsky Dr., Moscow 115191, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252, e-mail: [email protected] 2DerzhavinTambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718, e-mail: [email protected]

Abstract. We studied the current problem of spiritual search of a person during the mid-life crisis. We considered signs of mid-life crisis and signs of intra-personal conflict aggravating it and analyzed personal qualities of respondents in the situation of life difficulties. Based on empirical data obtained from the survey of healthy respondents and persons with disabilities, we revealed the characteristics of respondents' attitude to God, themselves and society. The system of values and social attitudes of a religious person refracts life information through religious experience, correlating it with the system of moral standards and the attitude of a person to God as an ideal. Therefore, the attitude towards religion, faith and God is considered as an attitude determined by the social conditions of a person's life in society. When considering a wide system of relationships, we also investigated the self-wear of a person, determined by the laws of development and functioning of psychological phenomena and processes, including motivational, intellectual-cognitive, emotional-will and communicative-behavioral processes, we determined ways of forming a new self-attitude based on spiritual transformation . We established that the most psychologically stable, stable among all age groups were youth groups and the akme group, in which the individual reached a level of self-realization and self-commitment that was distinguished by a realistic character, a sense of achievement and building prospects. The established relationship to God in these age groups made it possible to note that the work of the soul of persons with disabilities has significant differences from the spiritual search for healthy respondents. Keywords: attitude to God; faith in God; religiousness; value relation; activity; spiritual search Corresponding author: Nataliya V. Vyazovova, e-mail: [email protected] There is no conflict of interests

For citation: Vyazova N.V., Melekhova V.M. Attitude to God as a reflection of the value-meaning content of religiosity. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 4 (46), pp. 70-80. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-70-80 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Возможности современного человека ограничиваются ситуацией «сего дня», который в континууме времени обретает особую значимость, разрывает прошлое и будущее, опираясь на забвение минувшего и перспективность грядущего для себя. Наиболее значимы выделение себя и отделение себя, индивидуализированный бунт одинокого человека, стоящего перед вечным выбором, что делать, что переделать, что делать дальше, и переживающего чувство вины за то, что не сделал когда-то, не делает почему-то сейчас и, возможно, не сделает в будущем.

Поиск самостоятельного, независимого от других индивидуального пути развития в то же самое время характеризуется снижени-

ем, а часто и отсутствием душевной работы. Современное информационное поле - «кликнуть», «зачатиться», «загуглиться» - лишь подмена личного опыта чужим, безличным, а потому адаптация и выживаемость подменяет душевное и духовное, препятствует самопознанию и развитию человеческого в человеке, снижая возможности индивидуальности и субъектности, самостоятельности мышления и построения временной перспективы развития, планирования и своего развития в будущем.

Вследствие душевной дисгармонии обостряются внутриличностные конфликты, заостряются кризисы возраста, наблюдается кризис смысла жизни, сопровождающийся

чувством неуверенности, безысходности, рядом сомнений, возникают препятствия к принятию позитивного опыта, задействованию чужих ресурсов, усугубляемые физическими и соматическими проблемами.

Особенно актуальна данная проблема для лиц, чье состояние здоровья способствует формированию у индивида чувства неполноценности, делает его сверхчувствительным к проблемам личностной и социальной состоятельности. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья проблема смысла жизни, поиска истины, справедливости обострена. И в силу незначительных ресурсов для ее решения, часто выраженной выученной беспомощности, эгоцентризма проблема многократно усиливается, перерастает в конфликт личности и с самой собой, и с социальным окружением.

Инфантильная детская эгоцентрическая позиция не позволяет инвалидам активно реализовать себя в жизни, взяв на себя ответственность за собственную судьбу. И тогда сужается сфера жизнедеятельности, идет поиск виновных, наблюдается постепенный уход в себя, снижается возможность работы души.

Герой романа Ф. Кафки «Превращение» Грегор Замза, переживает конфликт утраты профессиональной эффективности, так как стал внешне непривлекателен. Он отвергнут в семье, на работе, борется с создавшимся положением, потом смиряется с ним, мучительно переживая свою инаковость, ненужность никому и не находит ответа на вопрос, почему он лишен того, что дано другим от рождения просто так, без усилий с их стороны, как бы по праву рождения (Х. Арендт).

Противоречивый поиск виновного и чувство вины сопровождает любого, кто теряет веру в общечеловеческие ценности: добродетель, милосердие, любовь, счастье. И тогда все умирает, если нет «метафизической цели, к которой мог бы стремиться человек» (У. Акоста).

Именно неверие в вечное делает мир больным [1], лишая счастья и истинного бытия, утверждает китайский писатель, философ и ученый Линь Юйтан, изучавший культуру Востока и сравнивавший ее с культурой христианского мира, в котором человек никуда не движется, терзаемый угрызениями совести и чувством вины. Прогрессивное движение -это попытка вернуться к Богу, решению об-

щечеловеческих «вечных вопросов», регресс -пассивное подчинение воле Бога, созерцательность, бездейственность, безразличие к собственному «спасению», выраженное в идее квиетизма (А.Г. Анкетиль-Дюперрон).

Так, К. Юнг отмечал, что человек современного сознания одинок до той поры, пока не приблизится к историческому сознанию прошлого, не обретет творческое начало, открывающее смысл сегодня через осознание вчера и устремленность в завтра. Современное сознание человека сродни душе, перенесшей потрясение, утратившей оптимизм, это сознание неуверенного в себе, разочарованного в людях, игнорирующего душевные нужды человека, скептика и порой циника, устремленного к субъектному, самому себе. Душевное тесным образом связано с условиями внешней среды, и, являясь частью души, сознание приспосабливается к реалиям, игнорируя порой коллективное бессознательное как общую душу [2].

Вот почему неуверенность, беспокойство должны компенсироваться уверенностью и спокойствием, дающими ощущение единения с другими в общей (разделяемой) боли и радости. Когда происходит душевное микширование (сведение воедино), каждый обретает и перерабатывает то, что ложится в основу общего звучания при параллельном снижении нежелательного резонанса, порождаемого проблемами возрастов, полов, статусов и ролей, состояний здоровья. Ожидания человека и реалии жизни часто не совпадают, круша надежды и иллюзии, и только разрешение данного противоречия во внутреннем плане позволяет человеку преодолеть дисгармонию, благодаря работе души и духа на пути поиска субъективного внутреннего опыта - религии изнутри (К. Юнг).

Как отмечают психологи, «миф - это способ ощутить смысл в бессмысленном мире», освободиться от невротической вины и чрезмерной тревоги, но современные мифы «более не служат созиданию смысла бытия» [3], а потому «люди переживают фрустрацию, которая выражается в отвержении мифов, а затем - в одиноких поисках внутренней идентичности» [4]. Мифы необходимы для выживания, ритуалы для воплощения мифа в жизнь и психология религии и религиозной веры в частности рассматривают множество проблем духовного становления и развития человека,

оказавшегося в трудной жизненной ситуации, ситуации непреодолимых затруднений (неизлечимая болезнь, инвалидность, утрата близких, война, насилие). В вере выражена бессознательная потребность человека что-то изменить, возродить, защитить, повернуть время вспять и все исправить, избавиться от чувства вины, страдания.

Социально-психологические исследования религиозных переживаний показывают, что чувства верующего направлены либо на иллюзорный объект (Бог), либо реальный объект: социальный (праведник) или материальный (икона), которым приписывают чудодейственные или сверхъестественные свойства (спасение, исцеление). И несмотря на тот факт, что чувства верующего сродни его обычным переживаниям, направленным на все объекты реальности (страх, ненависть, любовь и т. п.), их направленность в сферу духовного, наряду с признанием собственной беспомощности в ряде ситуаций, тем не менее могут приблизить субъекта к решению многих проблем, преодолев конфликт в сознании человека, преодолеть жизненные невзгоды.

Как следствие, система ценностей и социальных установок верующего человека позволяет ему преломлять жизненную информацию через религиозный опыт, соотнося с системой нравственных норм и отношением человека к Богу как идеалу. Отношение к религии и Богу обусловлено, прежде всего, социальными условиями жизни человека в конкурентном, антагонистическом, неаффилиативном, отталкивающем любого, кто не вписывается в общепринятую систему, обществе.

Выделенные М. Вебером [5] три типа религиозного отношения к «миру»: религии приспособления к миру (конфуцианство и даосизм), религии бегства от мира (индуизм и буддизм) и религии овладения миром (иудаизм и христианство), рассматриваются им как определенный идеальный тип отношения человека к миру, определяющий образ и стиль жизни, систему убеждений и ценностей, включающую ценность веры в поддержку Бога в сложной ситуации.

Поэтому Г. Зиммель утверждает, что практически все отношения между людьми отчасти религиозны как отношения интимности и прочности внутреннего отношения, встроенности объекта в некий высший порядок, который он, однако, одновременно вос-

принимает как нечто глубоко интимное и личное ... [6, с. 620-621], отсюда есть Бог и есть Человек-Бог, Спаситель, дающий верующему единение с Вселенной и каждым, кто связан с ним отношениями.

Отношения стали предметом изучения в российской психологии сначала ХХ столетия, когда в трудах А.Ф. Лазурского ведущей задачей личности была обозначена адаптация к окружающей среде. Выделив два психологических механизма работы личности, исследователь назвал внутренний механизм работы врожденных основных психических функций -эндопсихикой, а направленную внешне психику - экзопсихикой, отвечающей за черты характера и систему отношений личности с условиями жизнедеятельности.

Адаптация личности к условиям жизнедеятельности, по мнению А.Ф. Лазурского, может иметь три уровня:

- высший - интенсивность душевной жизни порождает желание изменить внешнюю среду в соответствии с собственными потребностями;

- средний - свидетельствует о работоспособности и инициативе субъекта;

- низший - проявляются экзочерты личности, делающие его несамостоятельным, зависимым, позволяющие среде подчинить себе человека.

Развивая идеи А.Ф. Лазурского, Б.Г. Ананьев определяет характер личности как совокупность свойств интраиндивидуаль-ной структуры, складывающейся из системы отношений личности к себе, другим, деятельности, предметам материального мира, что отражается на поведении человека и образе его жизни. Следовательно, нарушенные отношения, по В.Н. Мясищеву, изменяющие отношение человека к разным сторонам жизни, сознательную регуляцию личности, адаптацию, прямо указывают на наличие связанных с ними болезненных процессов - неврозов как субъективного ощущения невозможности найти выход из сложной жизненной ситуации [7].

Отношение с Богом как особый вид отношений человека основано во многом на страдании людей (Л. Фейербах), им определены отношения человека с социумом при отсутствии с его стороны терпимости, эмпатии, аффилиации, аттракции, сострадания и, наоборот, ярко выраженных - эйджизме, сегрегации, дискриминации, геноциде, что много-

кратно увеличивает страдание человека, принадлежность которого к определенной группе множит число индивидуальных проблем. Эти отношения зависимые, строящиеся на потребности в удовлетворении желаний, которые верующий сам удовлетворить не может в силу недостатка ресурсов или активности, вот почему число верующих велико в позднево-растных группах, среди инвалидов, социальных изгоев, маргиналов.

Но если рассматривать религию как систему действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение, то следует рассматривать не только широкую систему отношений, но и самоотношение человека, строящееся на закономерностях развития и функционирования психологических явлений и процессов, включая мотивационные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческих процессы. И тогда духовный монолог с собой преобразуется в диалог с Богом, направленный на путь спасения, переоценки себя, формирования нового самоотношения на основе духовного преображения.

Научные психологические школы предлагают множество подходов к рассмотрению отношения человека к вере, сверхъестественному, религии. Труды классических психоаналитиков (З. Фрейд) и бихевиористов (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) чаще обесценивают роль иррационального в жизнедеятельности человека, однако Р. Уэлс и Д. Трот применили бихевиоризм к религии («Биологические основы веры» (1921), «Религиозное поведение» (1931)), как и многие последователи З. Фрейда, рассматривающие религию как коллективный невроз [8].

Происхождение религии, по мнению А. Адлера, способствует единению человека с Богом в пытке достигнуть совершенства и компенсировать свои слабые стороны; Ж.М. Шарко, исследуя мистицизм, считал исцеление верой с результатом самовнушения; Т. Райк в ряде работ рассматривал особенности религиозных ритуалов и идею принуждения; П. Жане изучал мистическое состояние, религиозный экстаз как психастению; Т. Рибо акцентировал внимание на том, что область религиозного в человеке более всего зависит от его психического состояния, а религиозная страсть может перерастать в патологию в депрессивной (меланхоличе-

ской), когда человека преследует чувство вины и страха, или экзальтированной, когда человек переполнен невероятным чувством любви, форме.

Неофрейдисты, выступая с различных позиций, говорили о переживаниях человека как социальном бессознательном, вытесненным большинством членов общества (Э. Фромм); К. Хорни считала эмоциональное благополучие «состоянием внутренней свободы», освобождающим от базальной тревоги (ощущение опасности, осознание, что тебя не любят), что заставляет человека отказаться от истинных чувств и пользоваться стратегиями защиты; Э. Эриксон, Л. Кольберг признают наличие этических и эстетических структур, недоступных чувственному опыту; К. Юнг видел путь к нашему центру, открытию нашей индивидуальности в методе мандалы, отстаивая, по сути, позицию, для которой высшие стадии человеческого развития обусловлены энергиями, находящимися за психологическими пределами; О. Ранк разработал концепцию, согласно которой вся человеческая жизнь направлена на преодоление травмы рождения как основы экзистенциальной тревоги и беспричинного страха (реального страха смерти).

Завершая обзор точек зрения различных авторов на соотношение психологии и религии, нельзя не коснуться исследований духовного мира человека и религиозности в рамках гуманистической психологии, исследующей развитие и рост личности (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, В. Франкл), которые подготовили психологию к трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной скорее на космосе (К. Юнг «Красная книга» (2011)) идее, выходящей за пределы человеческого, идентичности, самоактуализации. Так, в концепции Г. Олпорта были выделены два типа религиозности - институционализированный и интериоризированный, внешне ориентированной и внутренне ориентированной религиозности, возникающей на основе ценностной системы. И если институционализированная Е-религиозность основана на инструментальных ценностях и обеспечивает безопасность, социальный статус или служит для самооправдания, то она позволяет человеку, обращаясь к Богу, не отворачиваться от себя. Интериоризированная 1-религиозность мотивирована самой религией, подчиняя иные личностные потребности основной мотива-

ции. Индивид первого типа использует веру, преодолевает замкнутость на себе, ориентирован на внутренние ценности, более произволен в своем поведении, принятии решений; второго - живет верой, плохо осмысляет мир, подменяя жизнь религией, за основу решения берет догмат.

Исследования видных отечественных и зарубежных ученых (Н.М. Бехтерева, М. Эмо-то, Н.Х. Валитов) предлагают отказаться от понимания религиозной веры как некоего рудимента в структуре психики человека, особенно с учетом динамики его возрастного развития.

Установлено, что наиболее психологически устойчивыми, стабильными среди всех возрастных групп являются группы молодежи и акме-группа (ранняя и средняя зрелость), в которых личность достигает такого уровня самореализации и самоотношения, которые отличает реалистичный характер, ощущение достигнутого и выстраивание перспектив.

Поэтому выявление отношения к Богу в данных возрастных группах позволит нам получить представления о значении душевной работы для наиболее стабильной аудитории (все члены выборки профессионально реализованы, не имеют инвалидности, здоровы, перспективны, так как получают второе высшее образование) и сравнить полученные данные с отношением к Богу лиц с ОВЗ.

Исследование проводилось в проективной форме. Аудитории предложено 10 раз завершить неоконченное предложение «Когда я думаю о Боге...».

Количество здоровых респондентов 38, возраст от 29 до 47, мужчин - 18, женщин -20.

Количество респондентов с ОВЗ - 58, возраст от 31 до 51, мужчин - 26, женщин -32.

Для обработки применялся контент-анализ, выполняющий ряд задач:

- определение содержания смысловых категорий позволяет осуществить качественную классификацию выявленных признаков;

- осуществление количественной обработки данных;

- интерпретацию результатов.

В целом по выборке были выявлены 135 смысловых категорий и 1011 высказываний, которые мы выделили в категории «наиболее значимые» (свыше 30 высказываний), «менее

значимые» (от 10 до 30), «малозначимые» (менее 10).

Лидирующими стали высказывания о том, что, думая о Боге, респонденты думают о «молитве» (79), «церкви, иконах святых, храмах» (36); «благодарят Бога» (57); обращаются к нему с «просьбами» (40).

Однако 39 респондентов в мыслях о Боге переживают негативные состояния, ощущают «страх, тревогу, волнение» (39). Всего 251 высказывание.

Второй блок высказываний выражен смысловыми категориями ощущения «спокойствия и комфорта» (29), «защиты, помощи, поддержки» (27), «облегчения» (24) и «воодушевления» (21); 19 респондентов «становятся мудрее»; верят в то, что «Бог их любит» и «вспоминают умерших» (по 17); «ждут чуда», «думают об Иисусе Христе», его «вездесущности», «прощении» (по 15); находятся в поиске себя - «ищу себя», и думают «о жизни и смерти» (по 13); задумываются о «смысле жизни», «ищут и получают ответы» - 10 опрошенных.

Эмоционально положительно окрашены высказывания о том, что мысли о Боге облегчают жизнь - «становится лучше» (12), «мне хорошо, улыбаюсь» (13).

Отрицательно эмоционально окрашены высказывания 25 респондентов, им «становится стыдно», они «переживают угрызения совести» (12), занимаются «самокритикой» (13). 14 опрошенных высказывают сомнение в существовании Бога - «а есть ли он?». Всего 294 высказывания.

Третий блок по числу высказываний самый многочисленный (466 высказываний и 110 смысловых значений). Внутри данного блока наблюдается наибольшая дифференциация, отражающая психологические особенности респондентов, проблемные поля жизнедеятельности, проблемы личностного роста, субъективно значимые потребности с учетом, в том числе отношения к себе, другим, состоянию здоровья; выражены рассуждения и философские взгляды, жизненные позиции, направляющие опрашиваемых как по пути веры, так и отрицания Бога.

По смысловым нагрузкам высказывания третьего блока можно сгруппировать в несколько больших групп:

1) определение, значение Бога («Бог -это ...») («Бог - всемогущ», «Бог - истина») - 39;

2) положительные эмоции («тепло», «уют», «все, как надо») - 36;

3) общение с Богом («не хватает общения», «он говорит со мной», «не знаю, что/как ему сказать», «не могу с ним общаться») - 32;

4) философские рассуждения («судьба», «кара», «справедливость», «фатум», «медитация», «думаю о смысле», «свобода», «небытие», «сотворение мира») - 29;

5) размышления о Боге, вере, душе («он нужен старым, больным», «ищу знаки Бога») - 29;

6) отношение к времени как отдаленному прошлому, прошлому субъекта, настоящему, будущему («ощущаю ответственность», «я следующий», «вспоминаю, кто я», «боюсь будущего») - 28;

7) религия («благо или вред», «боюсь фанатов», «не представляю его вне церкви», «церковники-лицемеры») - 25;

8) отрицательные эмоции («обижаюсь», «устал», «плохо», «разочарован») - 24;

9) планы, перспективы «планирую добрые дела», «планирую пойти в церковь», «все получиться») - 24;

10) поступки, проступки («оцениваю поступки», «хочу быть полезным другим», «хочу исправить многое») - 23;

11) самоуничижение (я «маленький», «незначим», «ничтожен») - 22;

12) поклонение («верую», «преклоняюсь», «каюсь», «боготворю») - 20;

13) уход от реальности («ухожу от реальности», «молчу», «отключаюсь») - 20;

14) неверие, сомнение, отрицание Бога («я против кары», «не верю», «его нет», «он несправедлив») - 18;

15)Я и Бог («иду к нему, когда плохо», «доверяю Богу», «поклоняюсь», «я не один») - 16;

16) жизнь, путь («я не контролирую жизнь», «на верном пути») - 14;

17) отношение к себе, жалость («я одинок», «больше не к кому обратиться», «жалею себя») -14;

18) здоровье («думаю о выздоровлении», «желаю здоровья») - 13;

19) знание, мудрость («учусь у него», «учусь любить», «многого не знаю», «ищу взаимопонимания») - 11;

20) выбор («что делать», «куда дальше двигаться») - 9;

21) материальное и духовное («отрешаюсь от материального», «обесценивается все») - 9;

22) чудо, сказка, волшебство («верю в чудо», «это настолько нереально, волшебно») - 8;

23) погружение («смотрю в небо», «общаюсь с собой», «наполняюсь», «всматриваюсь в себя», «сосредотачиваюсь») - 6.

Сравнительный количественный анализ высказываний здоровых респондентов и лиц с ОВЗ с учетом половых признаков представлен в таблице (табл. 1).

Количественный анализ высказываний здоровых респондентов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом половых признаков

Quantitative analysis of the statements of healthy respondents and persons with disabilities, taking into account gender traits

Таблица 1

Table 1

Высказывания Statements Здоровые респонденты Healthy respondents Лица с ограниченными возможностями здоровья Persons with disabilities Всего Total

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мужчины men женщины women в целом generally мужчины men женщины women в целом generally

Количество Quantity 237 418 655 184 172 356 1011

Среднее Average 13,17 20,90 17,23 7,07 5,38 6,14 10,53

II I III IV

Как видно из таблицы, наибольшее количество высказываний дали здоровые женщины (каждая в среднем - 20), количество высказываний (13) здоровых мужчин незначительно превышает совокупность высказываний в подгруппе лиц с ОВЗ обоих полов (по 12,45).

В целом здоровые респонденты дали практически в три раза больше высказываний, чем лица с ОВЗ (в 2,8 раза); здоровые мужчины вдвое больше, чем мужчины-инвалиды (1,94).

В женской выборке здоровые респонденты дали почти в 4 раза больше высказываний, чем лица с ОВЗ (3,88), количество высказываний которых среди четырех подгрупп самое низкое, в среднем 5-6 на одного отвечающего (5,38).

Таким образом, в группе здоровых лиц мы наблюдаем большую потребность в душевной работе, она глубже и многограннее, что позволяет предположить, прежде всего, и большую информированность, и многогранность жизни, и больший социальный опыт, как и опыт работы над собой данных респондентов.

В данной группе преобладают как стандартные, ориентированные на ритуал веры ассоциации, так и параллельная оценка альтернативных способов душевной работы (медитация), философские взгляды и рассуждения, забота о близких и память об ушедших.

Здесь же мы видим ссылки на героев литературных произведений М.А. Булгакова, Ф.М. Достоевского и других писателей, чьи произведения напрямую затрагивают вопросы духовного поиска человека, его экзистенциальные проблемы, респонденты пытаются провести параллели с известными образцами духовного роста человека. И в то же время именно в этой группе мы наблюдаем и неверие в Бога. Отмечается, что вера - лишь попытка уйти от реальности, подчеркивается, что Бог нужен лишь больным, немощным, старым как утешение, надежда.

С учетом особенностей возрастной группы, приближающейся к сорокалетнему рубежу, знаменующему собой середину жизни -время подведения промежуточных итогов достигнутому и построению на этой основе новых планов, испытуемые оказались перед лицом множественных выборов. Прежде всего, выбором между возможностью сохранить стабильность, остановившись на достигнутом и рабо-

тать над его сохранением, укреплением, и ставкой на возможное, но с неопределенным исходом. Это выбор носит конфликтный характер и направлен внутрь человека, вносит дисгармонию в его душу и, стремясь восстановить гармонию, направляет усилия на душевную работу, включающую в том числе и работу сознания над традиционными категориями коллективного бессознательного. Духовность вырастает из работы души над расширением возможностей в решении проблем.

В группе лиц с ОВЗ мы наблюдаем большую ориентированность на субъективно значимую проблему, прослеживается малый опыт решения проблемных ситуаций, наблюдается обесценивание прошлого и несформи-рованность ценности будущего (в жизни не было ничего хорошего, значит, не будет ничего хорошего и в будущем, остается только верить в чудо). Как следствие, не наблюдается благодарности за уже достигнутое, много претензий, сомнений при отсутствии оценки собственного ресурса и возможности привлечь чужой для решения проблем.

Вторая половина жизни даже для здорового и успешного человека обычно загадка или задача с множеством неизвестных, требующая мужества для принятия нового опыта в условиях «сужения жизни» (К. Юнг), вот почему он ищет возможность расширить свой ресурс за счет уже наработанного человечеством опыта, творчески перерабатываемого и применяемого. И вместо пассивной, инертной, инфантильной позиции занимает активную субъектную.

Особенности социализации лиц с ОВЗ, ограниченный социальный опыт накладывают отпечаток на оценку жизненной ситуации, порождая боязнь неизвестного. Картина мира эгоцентрика, сосредоточенного только на себе и своих проблемах, искажена и препятствует их рассмотрению как общечеловеческих проблем, путь преодоления которых преломлен в культуре человечества. Болезненное переживание собственной проблемы как уникальной вызывает у лиц с ОВЗ фрустрацию, сопротивление принятию опыта и снижает возможности душевной работы [9; 10].

Около 30 высказываний из общего числа (31) отмечены только у лиц с ОВЗ и не представлены в выборке здоровых, и 57 высказываний отмечены в выборке здоровых респондентов и не имеют выраженности у инвалиди-

зированной группы. Совпадения наблюдаются в 47 смысловых категориях (34,8 %).

Думая о Боге, только лица с ОВЗ обращают свои мысли к «миру» (6), «детям» (4), «людям» (6), «природе» (2), «думают о выздоровлении» (5), «о близких и семье» (7), «смотрят в небо» (6), о «жизни и смысле» задумываются 13 человек.

Они признают, что «многого не знают» (2) и потому «учатся любить» (2), «ищут знаки Бога» (2), «взаимопонимания» (2), «открываются» (4).

Несмотря на тот факт, что они признают «всемогущество» Бога (4), он «есть истина» (5), больше высказано претензий - «он несправедлив» (6), «не всемогущ» (4), «куда он только смотрит» (2), а потому они против «кары небесной» (2), «не получают глубинного общения» (2) и «общаются с собой» (3).

«Верят в будущее» 4 респондента; «воодушевлен» - 1; «идут к Богу, когда плохо» -4, «планируют пойти в церковь» - 6, планируют совершать «добрые дела» - 3, «ощущают свою ответственность» - 2.

Обе подгруппы значимо отмечают роль трех смысловых категорий «молитвы, мольбы о милости и упования на милосердие» (55 -здоровые, 24 - лица с ОВЗ); «просьб и желаний» (23 и 17); «благодарность» Богу (29 и 28).

Наибольшая диспропорциональность данных наблюдается в 5 категориях: «страх, тревога, волнение» (39 и 0); «спокойствие и комфорт» (26 и 3); «защита, помощь, поддержка» (23 и 4); «радостно, хорошо» (18 и 1); «не верю в Бога» (7 и 0).

Сравнительный анализ демонстрирует единодушие подгрупп в наиболее привычных смысловых категориях, отражающих потребность людей обращаться к Богу с просьбами при наличии каких-либо проблем или неудовлетворенности желаний.

Поэтому больший интерес представляют смысловые категории, отражающие переживания респондентов от обращения к Богу и общения с ним. У здоровых респондентов присутствует широкий диапазон эмоций от легкой грусти до ощущения комфорта, радости у тех, кто верит в Бога. Лица с ОВЗ практически не отмечают эмоциональных реакций - нет страха, тревоги, волнения - их хватает и в жизни, но нет и радости, так же как и в их жизни. Боль ощущения своей непохожести на других, отдаленности от них, деления мира на МЫ и ОНИ притупляет все эмоциональные переживания в иных сферах за пределами Эго.

Поэтому религиозных чувств, позволяющих преодолеть конфликт в сознании человека, обеспечить ему психологическую устойчивость к внешним травмам, лица с ОВЗ не переживают, а значит отношение к Богу не позволяет им даже на время уйти от реальности, ощутив комфорт без изменения реальных условий жизни.

Истинные чувства верующих людей (любовь к Богу, раскаяние, чувство вины и греха, страха) им не свойственны, как и поиск нравственного совершенства в соответствии с идеалом Бога, нет стойких религиозных убеждений, много сомнений, не принимается наказание и искупление.

Поэтому нам не удалось обнаружить каких-либо высказываний, свидетельствующих о выраженной религиозной вере лиц с ОВЗ, скорее речь идет о религиозности как качестве индивида, проявляющемся в вере и поклонении священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозных, так и нерелигиозной сферах. Религиозность респондентов с ОВЗ основана на потребности в помощи со стороны сверхъестественных сил, одновременном бытии Бога как Личного и Бесконечного.

Совершенно иначе выглядит отношение здоровых респондентов к Богу, они также по преимуществу религиозны, однако ими учитываются моральные нормы, соблюдаются некоторые ритуальные действия и выражен тип поведения, не исключающий в дальнейшем путь к храму, так как наблюдается значительная работа над собой. И этот факт говорит в пользу выраженной институционализированной религиозности, ценности которой выражены в ряде высказываний, свидетельствующих в пользу внимательного отношения респондентов к своему внутреннему миру, значимости социальных связей, собственной безопасности и заботы о близких, что повышает позитивный эмоциональный фон в процессе «общения» с Богом и собой. Можно предположить, что религиозная вера в данном случае способствует стремлению найти необходимый компромисс между реалиями повседневной жизни и душевным комфортом.

Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что середина жизни - есть такой этап личностного развития, в котором независимо от его наличного состояния можно обнаружить потенциальное духовное Я, творческая работа которого открывает перед субъектом неограниченную свободу выбора. Духовное «Я» человека в отличие от его налично-

го состояния способно осуществлять поиск решения жизненной задачи, а потому одной из ведущих задач психолога является способствование нравственному поиску человека, находящегося в сложных жизненных ситуациях,

отражающихся на его психическом и физическом состоянии. Поэтому изменение психологического состояния в ходе духовной работы субъекта позволит изменить систему его ценностей и осознать смысл жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. Н.А. Спешнева. М.: Восточная литература, 2010.

2. Юнг К. Проблема души нашего времени. М.: Флинта, 2006.

3. Мэй Р. Взывая к мифу. М.: Модерн, 2016.

4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / общ. ред. А.Р. Лу-рия. М.: Прогресс, 1977.

5. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ). Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

6. ЗиммельГ. К социологии религии. Избранное: в 2 т. М., Юрист, 1996. Т. 1. Философия культуры.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. Москва: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Я и Оно. М.: Эксмо-пресс, 1999.

9. Вязовова Н.В., Толстошеина В.М. Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 5. С. 267-275.

10. Мелехова В.М., Вязовова Н.В. Роль жизнестойкости и фрустрационной устойчивости в формировании жизненной перспективы студентов с ОВЗ // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42). С. 90-100.

REFERENCES

1. Lin Yujtan. Kitajtsy: moya strana i moj narod [Chinese: My Country and My People]. Moscow: Oriental literature, 2010. (In Russian).

2. Yung K. Problema dushi nashego vremeni [The Issue of the Soul of Our Time]. Moscow: Flinta, 2006. (In Russian).

3. Mej R. Vzyvaya kmifu [Appealing to Myth]. Moscow: Modern, 2016. (In Russian).

4. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoj informatsii [Psychology of Cognition. Beyond Direct Information]. Moscow: Progress, 1977. (In Russian).

5. Veber M. Sotsiologiya Religii (Tipy Religioznykh Soobshchestv). Izbrannoye. Obraz Obshchestva [Sociology of Religion (Types of Religious Communities). Favourites. The Image of Society]. Moscow: Lawyer, 1994. (In Russian).

6. Zimmel G. K sotsiologii religii. Izbrannoye: v 2 t. T. 1. Filosofiya kul'tury [To the Sociology of Religion. Favorites: in 2 vols. Vol. 1. Philosophy of Culture]. Moscow, Lawyer, 1996. (In Russian).

7. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnoshenij [Psychology of Relationships]. Moscow: Institute of Practical Psychology Publ., Voronezh: NPO «MOD EK», 1995. (In Russian).

8. Frejd Z. Budushcheye odnoj illyuzii. Ya i Ono [The Future of One Illusion. Me and It]. Moscow: Eksmo-press, 1999. (In Russian).

9. Vyazovova N.V., Tolstosheina V.M. Osobennosti proyavleniya egotsentrizma lits s OVZ [Features of the self-centrism of persons with disabilities]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. - Socio-Humanitarian Knowledge. 2015, no. 5, pp. 267-275. (In Russian).

10. Melekhova V.M., Vyazovova N.V. Rol' zhiznestojkosti i frustratsionnoj ustojchivosti v formirovanii zhiznennoj perspektivy studentov s OVZ [The role of resilience and frustration in shaping the life prospects of students with disabilities]. Gumanitarnye nauki. - Humanities. 2018, no. 2 (42), pp. 90-100. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Вязовова Наталия Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики образования. Московский психолого-социальный университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи, эксперимент, статистическая обработка данных.

Мелехова Виола Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи, эксперимент.

Natalia V. Vyazovova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology and Education Pedagogy Department. Moscow Psychological and Social University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2093-4252 Contribution: general concept of the article, literature analysis, writing of the article, experiment, statistical processing of data.

Viola M. Melekhova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Defectology Department. Derzhavin Tambov State University, Russian Federation. E-mail: Cassandral @yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5257-8718 Contribution: literature analysis, article writing, experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.