Научная статья на тему 'Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ'

Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОЦЕНТРИЗМ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / INTRAPERSONAL CONFLICT / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / INTERPERSONAL CONFLICTNESS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЕGOCENTRISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вязовова Наталия Владимировна, Толстошеина Виола Михайловна

Статья посвящена изучению личностного эгоцентризма лиц с ОВЗ. Авторы анализируют влияние эгоцентризма на негативные личностные установки в системе межличностных отношений студентов. Определены особенности проявления эгоцентрических тенденций у здоровых студентов и лиц с ДЦП, а также межполовые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вязовова Наталия Владимировна, Толстошеина Виола Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fеatures of manifestation of the egocentrism of persons with disabilities

The article is devoted to studying of a personal egocentrism of persons with disabilities. The authors analyze the influence of egocentrism on the negative personal attitudes in the system of interpersonal relations of students. Features of manifestation of egocentric tendencies at healthy students and persons with cerebral spastic infantile paralysis, and also intersexual features are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ»

Н.В. ВЯЗОВОВА кандидат психологических наук, доцент МГГЭУ*

В.М. ТОЛСТОШЕИНА

кандидат психологических наук, старший преподаватель ТГУ

им. Г.Р. Державина**

Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ

Первые попытки изучить подростковый и юношеский эгоцентризм, а также проанализировать проблемы межличностных отношений, обусловленные его проявлениями, были предприняты в начале ХХ в. плеядой выдающихся зарубежных и отечественных психологов (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.) и успешно продолжены во второй половине ХХ столетия (Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Э. Эриксон и др.). Они показали неугасающий интерес к изучению эгоцентризма как свойства личности ребёнка и взрослого.

Первым детально изучил и описал детский познавательный эгоцентризм Ж. Пиаже, а уже позднее его последователи (Г. Дюпон, Д. Элкинд) выдвинули гипотезу о том, что детский эгоцентризм неразрывно связан с аффективным опытом ребёнка, присущ всем детям и по мере их взросления преодолевается.

Иная картина наблюдается в тех случаях, когда опыт конкретной личности носит выраженный негативный характер в плоскости её взаимодействия с социумом и тогда речь уже можно вести о личностном эгоцентризме, проявления которого связаны, по Элкинду, с эффектом «воображаемой аудитории» и появлением «личного мифа» как убеждения в собственной неповторимости в области чувств и переживаний.

Благоприятный ход развития личности в дальнейшем позволяет преодолеть эффект воображаемой аудитории, заменив его понятием «общество» (не Я), взаимодействие с которым приобретает постепенно черты эмпатически окрашенных интеракций. Но если среда по отношению к индивиду враждебна, то поведение приобретает эгоцентрическую окраску.

Особенно ярко личностный эгоцентризм проявляется в подростковом возрасте в спонтанной речи, неспособности отделить себя от мира, неумении устанавливать причинно-следственные связи при анализе собственного поведения и поступков, совершаемых без учета антиципации наступающих последствий и реакции окружающих, что и является следствием нарушения процесса социализации и воспитания нуждающихся в психологической коррекции. Конфликтность

* Вязовова Наталия Владимировна, e-mail: Natali-lapulia@yandex.ru

** Толстошеина Виола Михайловна, e-mail: Cassandra1@yandex.ru

эгоцентрической личности проявляется в том, что она абсолютизирует собственную душевную, духовную организацию и считает её тождественной духовной организации других лиц, что часто не позволяет учитывать их интересы, демонстрируя пренебрежение к ценностям окружающих.

Под эгоцентризмом в психологии принято понимать «неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека», признать, что другие смотрят на мир иначе, чем ты, а потому их взгляды на объекты, предметы и явления не должны совпадать с твоими. Как показывают исследования, преодоление эгоцентризма осуществляется на основе последовательного развития в процессе становления его идентичности способности личности подростка к децентрации.

Эгоцентризм как свойство личности связан с эгоизмом как крайней формой выражения ценностной ориентации субъекта на своекорыстные личные интересы и потребности безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Но в отличие от эгоиста, эгоцентрик не относится к другому как к объекту и средству достижения собственных корыстных целей. И тем не менее следует признать, что при серьёзных дефектах социализации эгоцентрические черты могут закрепляться и приобрести стойкую ценностную ориентацию на приоритет собственных интересов над интересами других людей, тем более, что, по мнению ряда ученых, эгоизм - неизбежная черта человека1.

Так, по мнению Г. Селье, эгоизм, так же как биологические влечения и накопительство, необходим человеку для выживания. Тысячелетиями он способствовал эволюции и выживанию сильнейших видов, обеспечивая их жизнеспособность. Здоровый эгоизм, по Селье, полезен для решения многих жизненных проблем, но это возможно только в союзе с альтруизмом как видоизмененной формой эгоизма, коллективным эгоизмом, помогающим обществу тем, что он порождает благодарность одного человека другому.

Следуя данной традиции, современные ученые отмечают, что эгоцентризм - значимая характеристика личности, нуждающаяся в углубленном и всестороннем изучении несмотря на множество уже проведенных отечественных и зарубежных исследований.

В настоящее время внимание сосредоточено на подростковом эгоцентризме как следствии процесса негативной социализации человека, что и обуславливает актуальность данной проблемы как в плане изучения конкретной личности, так и в плане изучения отдельных групп, сообществ и систем взаимоотношений в них.

Наибольший интерес вызывает анализ внутрисемейной социализации детей и подростков, анализируются недостатки в

1

См.: Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Ростов-н/Д., 1998.

деятельности института семьи, противоречия в ДРО, поведении конкретных лиц, имеющих непосредственное влияние на формирующуюся личность (О.В. Куркина, Т.И. Пашукова). Однако практически нет исследований, подвергающих анализу особенности развития эгоцентризма у лиц с ОВЗ (Л.Ф. Обухова (1981, 1996), Т.В. Рябова, М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре (2001), и исследований, рассматривающих особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ в юношеском возрасте, а также в условиях инклюзивного образования, что позволяет осуществить сравнительный анализ данного личностного свойства.

Социальная дезадаптация лиц с ОВЗ является результатом социального расслоения и социального клеймения данного контингента лиц здоровым сообществом, что было отмечено нами в ранее опубликованных исследованиях1, где также отмечалось, что создание специальных психолого-педагогических условий позволит снизить уровень личностного эгоцентризма, выступающего предпосылкой деформации личности лиц с ОВЗ1.

Следует подчеркнуть, что в отличие от здоровых лиц, у лиц с ОВЗ с течением времени уровень эгоцентризма (особенно морального и коммуникативного типов) не только не снижается, но и может наращиваться, в силу более острого периодически возникающего переживания своей уникальности, провоцируемого периодами смены ситуации развития, когда заново больно осознается, что ты не такой как все, поэтому психологическим условием оптимизации личностного развития лиц с ОВЗ является также освоение множества социальных ролей в условиях инклюзивного образования.

С целью определения особенностей проявления эгоцентризма у лиц с ОВЗ юношеского возраста нами было проведено комплексное диагностическое исследование с использованием теста эгоцентрических ассоциаций (Э.А.Т), теста «Определения ролевых позиций и межличностных отношений» Э. Берна, методик диагностики социальной эмпатии, диагностики личностной установки на «альтруизм-эгоизм» и определения деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко).

Базой исследования выступил МГГЭУ высшего инклюзивного образования. Основной контингент лиц с ОВЗ составляют лица с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в основном с ДЦП.

Анализируя результаты, полученные при исследовании деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко) по подгруппам, мы установили, что:

1

См.: Вязовова Н.В., Толстошеина В.М. Роль стигматизации в процессе идентификации лиц с ограниченными возможностями // Материалы V Межд. НПК «Комплексное сопровождение профессионального обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья». М., 2014.

См.: Вязовова Н.В., Толстошеина В.М. Отношение к инклюзии как показатель эффективности интеграционных процессов в высшем образовании // Вестник МГГЭИ, 2014, №4(20).

1) в подгруппах по половому признаку эгоцентризм, альтруизм, обоснованный негативизм и негативная коммуникация выражены практически в равной мере; социальная эмпатия и негативный личностный опыт ярче проявляются у девушек; брюзжание практически в 10 раз чаще встречается у девушек, чем у юношей, а оба вида жестокости превалируют в мужской выборке, причем уровень завуалированной жестокости в два раза выше, а открытой - в три раза выше, чем в выборке девушек;

2) в подгруппах лиц без ОВЗ большинство показателей не имеют значительных различий за исключением показателей негативного личностного опыта и негативных коммуникаций, которые преобладают у девушек; особо следует отметить показатель обоснованного негативизма, который у девушек почти в 10 раз выше, чем у юношей. Этот факт может быть объяснен повышенным стремлением девушек к коммуникации, а потому и чаще встречающимися случаями её негативных исходов, что, безусловно, формирует обоснованные негативные реакции на социальное окружение. Девушки более обидчивы, острее переживают отвержение, а в ряде случаев и менее защищены от различного рода негативных проявлений представителей противоположного пола;

3) в подгруппах лиц с ОВЗ наиболее значимые различия проявились в показателе обоснованного негативизма, который у девушек (как и в предыдущей подгруппе) более чем в 6 раз превышает показатель юношей; у юношей менее выражены эгоцентризм, социальная эмпатия, опыт негативных личностных отношений, но ярче проявляют себя брюзжание, обоснованная жестокость и негативные коммуникации.

Результаты исследования подвергнуты корреляционному анализу и были выявлены следующие значимые корреляционные связи (р<0.05).

1. Показатель пола положительно коррелирует с показателями завуалированная жестокость (0,975), обоснованный негативизм (0,961), негативные коммуникации (0,958), альтруизм-эгоизм (0,863), брюзжание (0,857), открытая жестокость (0,689) и негативный личностный опыт (0,607).

Установленные корреляционные связи свидетельствуют о том, что половые признаки при исследовании эгоцентризма играют определенную роль, но непосредственной зависимости показателей с признаками уровня эгоцентризма в выборке не обнаружено.

2. Показатель ОВЗ положительно коррелирует с показателями альтруизм-эгоизм (0,863), завуалированная жестокость (0,920), брюзжание (0,792) и негативный личностный опыт (0,734).

Именно негативный жизненный опыт лиц с ОВЗ, как показывает практика, в значительной мере связан с проявлениями потребности жаловаться на свою судьбу и получать таким образом пусть временную, но поддержку. По мнению инвалидов, общество относится к ним несправедливо, в чем-то даже жестоко, по сути так же, как с ними

поступила судьба, а потому постоянные жалобы и попытки объяснить свою неуспешность ОВЗ являются поведенческой особенностью данных лиц.

3. Показатель эгоцентризма положительно коррелирует с показателями брюзжание (0,819) и негативный личностный опыт (0,612).

Эгоцентризм респондентов в большей мере есть результат негативных проявлений со стороны социума. У лиц с ОВЗ он несколько выше, чем у других студентов, что лишний раз доказывает высокую степень негативных эмоциональных переживаний, вызванных особым статусом инвалидов в обществе.

4. Показатель социальной эмпатии положительно коррелирует с показателями уровень эгоцентризма (0,847), транзактная позиция (т.а.) (0,661), обоснованный негативизм (0,847).

Степень выраженности эмпатии по отношению к окружающим зависит от ролевой транзактной позиции и уровня эгоцентризма респондентов. Её снижение обусловлено обоснованным негативизмом лиц с ОВЗ в отношении членов социума.

5. Показатель уровня эгоцентризма положительно коррелирует с показателями пол (0,822), эгоцентризм (0,667), социальная эмпатия (0,847), альтруизм-эгоизм (0,789), завуалированная жестокость (0,850), обоснованный негативизм (0,957), брюзжание (0,969), негативный личностный опыт (0,738), негативные коммуникации (0,645).

Эгоцентризм как личностная характеристика, как определенная характеристика мировосприятия и восприятия себя в этом мире показал наибольшее число положительных корреляций с другими показателями (9). Его уровень напрямую связан с опытом негативных коммуникаций и негативного взаимодействия в социуме, социальной эмпатией и склонностью к эгоизму, что лишний раз подтверждает результаты, ранее полученные другими исследователями.

6. Показатель т.а. позиции положительно коррелирует с показателями альтруизм-эгоизм (0,815), и социальная эмпатия (0,661).

Транзактные позиции Взрослый, Родитель, Ребенок предпочитаемы респондентами с учетом степени выраженности у них положительного или отрицательного отношения к окружающим. Высокая степень эгоизма свойственна лицам с преобладанием позиции Ребенок; альтруизм и эмпатия больше выражены в позициях Родитель и Взрослый.

7. Показатель альтруизма-эгоизма положительно коррелирует с показателями пол (0,863), ОВЗ (0,863), уровень эгоцентризма (0,789), т.а. позиция (0,815), негативный личностный опыт (0,845).

8. Показатель завуалированная жестокость положительно коррелирует с показателями пол (0,975), ОВЗ (0,920), уровень эгоцентризма (0,850), обоснованный негативизм (0,947), брюзжание (0,785).

9. Показатель открытая жестокость положительно коррелирует с показателями пол (0,689), обоснованный негативизм (0,630), негативные коммуникации (0,894).

Жестокость в отношении к окружающим может носить у лиц с ОВЗ как открытый, так и скрытый характер, но вследствие особенностей положения среди здоровых лиц, невозможности отстаивать свои позиции и интересы явно преобладает завуалированная жестокость. В обоих случаях это в значительной степени связано с признаками пола и обоснованностью своего отношения в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Трудности завязывания контактов, отвержение в общении, дружбе, любви порождают негативные ответные реакции лиц с ОВЗ по отношению как к здоровым студентам, так и к себе подобным, порой носящие демонстративный характер. На самом деле это во многом является механизмом психологической защиты, протестной формой поведения.

10. Показатель обоснованный негативизм положительно коррелирует с показателями пол (0,96), социальная эмпатия (0,847), уровень эгоцентризма (0,957), завуалированная жестокость (0,947), открытая жестокость (0,630), негативные коммуникации (0,634).

Являясь реакцией на внешние социальные раздражители, обоснованный негативизм в ходе многочисленных негативных коммуникаций проявляется в форме как скрытой, так и открытой жестокости и тесно связан с уровнем социальной эмпатии, снижение которой свидетельствует о реакции личности на социальное отвержение.

11. Показатель брюзжание положительно коррелирует с показателями пол (0,857), ОВЗ (0,792), эгоцентризм (0,819), уровень эгоцентризма (0,969), завуалированная жестокость (0,785).

Сложности в обеспечении собственной жизнедеятельности у лиц с ОВЗ, имеющих заболевания ОДА, во многом обуславливают зависимость данных лиц от ближайшего окружения, от условий среды, в которой они реализуют свой личностный потенциал, и потому многие неудачи вызывают у них раздражение и объясняются состоянием здоровья. Лица с ОВЗ склонны сетовать на свою судьбу, списывать многие недоработки на обстоятельства и редко бывают готовы принять ответственность на себя, что предполагает скорее внешний локус контроля данных лиц. В итоге жалобы, сетования на жестокость этого мира и окружающих их людей порой принимают гипертрофированную форму, что негативно сказывается на самореализации и личностном росте.

Именно поэтому лица с ОВЗ имеют в большей мере выраженную эгоцентрическую позицию в когнитивной и социальной сферах, они видят мир скорее в негативных тонах, как несправедливый и жестокий и отвечают ему тем же.

12. Показатель негативный личностный опыт положительно коррелирует с показателями пол (0,607), ОВЗ (0,734), эгоцентризм

(0,612), уровень эгоцентризма (0,738), альтруизм-эгоизм (0,845), негативные коммуникации (0,771).

Полученные корреляционные связи в этом блоке вновь свидетельствуют о тесной связи негативного личностного и коммуникативного опыта с эгоцентризмом, степенью его выраженности и позитивным (альтруистичным) или негативным (эгоистичным) отношением к людям. Положительный опыт делает людей добрее, отзывчивее, а негативный - заражает отрицательным импульсом. Поэтому в условиях инклюзивного вуза расширение диапазона позитивно эмоционально окрашенных социальных связей является одним из ведущих условий гармонизации внутреннего мира лиц с ОВЗ, преодоления их внутриличностной и межличностной конфликтности.

13. Показатель негативные коммуникации положительно коррелирует с показателями пол (0,958), уровень эгоцентризма (0,645), необоснованный негативизм (0,634), открытая жестокость (0,894), негативный личностный опыт (0,771).

Завершая анализ полученных в ходе комплексного диагностического исследования данных, следует отметить, что полученные нами на данном этапе результаты носят промежуточный характер. Исследование будет продолжено за счет расширения выборки и поиска новых связей между обозначенными показателями и дополнительно введенными переменными.

Конечной целью исследования мы видим создание психологического портрета эгоцентрической личности с ОВЗ и поиск методов коррекции и профилактики эгоцентризма.

Вязовова Н.В., Толстошеина В.М. Особенности проявления эгоцентризма лиц с ОВЗ. Статья посвящена изучению личностного эгоцентризма лиц с ОВЗ. Авторы анализируют влияние эгоцентризма на негативные личностные установки в системе межличностных отношений студентов. Определены особенности проявления эгоцентрических тенденций у здоровых студентов и лиц с ДЦП, а также межполовые особенности.

Ключевые слова: эгоцентризм, инклюзивное образование, внутриличностный конфликт, межличностная конфликтность, социализация.

Vyazovova N.V., Tolstosheina V.M. Fеatures of manifestation of the egocentrism of persons with disabilities. The article is devoted to studying of a personal egocentrism of persons with disabilities. The authors analyze the influence of egocentrism on the negative personal attitudes in the system of interpersonal relations of students. Features of manifestation of egocentric tendencies at healthy students and persons with cerebral spastic infantile paralysis, and also intersexual features are revealed.

Key words. едосе^^т, inclusive education, intrapersonal conflict, interpersonal conflictness, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.