Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ'

ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1672
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чажаева Майнат Маусуровна, Хасханова Милана Тахировна, Садуева Малика Абдулловна

В статье описываются структура и тип педагогических конфликтов, а также предпосылки возникновения конфликтов; обсуждаются характеристики педагогических конфликтов и конкретные детали разрешения конфликтов. Педагогический конфликт рассматривается как форма выражения, усугубляющая субъект-субъектное противоречие из-за профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, создающая негативный эмоциональный фон для общения, вовлекающая стороны в конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чажаева Майнат Маусуровна, Хасханова Милана Тахировна, Садуева Малика Абдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES, STRUCTURE AND CLASSIFICATION OF PEDAGOGICAL CONFLICTS

The article describes the structure and type of pedagogical conflicts, as well as the prerequisites for the emergence of conflicts; characteristics of pedagogical conflicts and specific details of conflict resolution are discussed. Pedagogical conflict is considered as a form of expression that exacerbates the subject-subject contradiction due to professional and interpersonal interaction of participants in the educational process, creates a negative emotional background for communication, and involves the conflicting parties in the conflict.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_10_2_124 УДК 376

ПРИЧИНЫ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Чажаева Майнат Маусуровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: mchajaev@mail.ru

Хасханова Милана Тахировна,

доцент кафедры психологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: milaaa@mail.ru

Садуева Малика Абдулловна,

старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: Sadueva.m@mail.ru

В статье описываются структура и тип педагогических конфликтов, а также предпосылки возникновения конфликтов; обсуждаются характеристики педагогических конфликтов и конкретные детали разрешения конфликтов. Педагогический конфликт рассматривается как форма выражения, усугубляющая субъект-субъектное противоречие из-за профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, создающая негативный эмоциональный фон для общения, вовлекающая стороны в конфликт.

Ключевые слова: конфликт; эффективный конфликт; эмоциональный конфликт; психологический конфликт; образование.

UDC 376

CAUSES, STRUCTURE AND CLASSIFICATION OF PEDAGOGICAL

CONFLICTS

Chazhaeva Mainat Mausurovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: mchajaev@mail.ru

Khaskhanova Milana Takhirovna,

Associate Professor, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: milaaa@mail.ru

Sadueva Malika Abdullovna,

Senior Lecturer, Department of Information Systems in Economics, Grozny State Petroleum Technological University. Named after M. D. Millionshchikova, Grozny, Russia, e-mail: Sadueva.m@mail.ru

The article describes the structure and type of pedagogical conflicts, as well as the prerequisites for the emergence of conflicts; characteristics of pedagogical conflicts and specific details of conflict resolution are discussed. Pedagogical conflict is considered as a form of expression that exacerbates the subject-subject contradiction due to professional and interpersonal interaction of participants in the educational process, creates a negative emotional background for communication, and involves the conflicting parties in the conflict.

Keywords: conflict; effective conflict; emotional conflict; psychological conflict; education.

Существующие разногласия выражаются в форме конфликтов. Конфликтность препятствует эффективному взаимодействию людей, повышает эмоциональную напряженность. Конфликт создает неблагоприятную психологическую атмосферу в коллективе, затрудняет принятие обоснованных решений и достижение результата.

Проблема конфликтов в образовательной среде является на сегодня довольно актуальной. Основными причинами конфликтного взаимодействия учащихся могут быть пси -хологические и возрастные особенности их развития, большая учебная нагрузка, специфика обучения, ослабление системы ценностей, изменение подходов к воспитанию личности и многое другое.

Актуальность изучения проблемы педагогических конфликтов определена характером межличностных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Это обусловливает необходимость исследования особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях и управленческого воздействия с целью снижения конфликтности и профилактики ее возникновения в образовательной среде учебного заведения.

В соответствии с задачами настоящего исследования в статье в первую очередь требуется сущностно-содержательное утонение специфики понятия «конфликт». Для этого необходимо рассмотреть сущность, содержание, функции и причины возникновения конфликтов. Также раскроем особенности конфликтного поведения в педагогике.

Анализ специальной литературы по конфликтологии позволил утверждать, что конфликт как важнейшая сторона человеческого поведения является очень сложным и многоплановым понятием психологии, философии, социологии и педагогики.

Феномен «конфликт» означает определенные действия индивидов, вызванные столкновением мнений, сторон, сил, интересов людей [5]. Впервые слово «конфликт» в научный оборот ввел английский социолог Г Спенсер [11].

По мнению Е. П Сорокиной, конфликт всегда сопровождает жизнь человека. При взаимодействии люди всегда сталкиваются с противоречием интересов [17].

И. А. Курочкина рассматривает конфликт как элемент общественно-исторического

развития человека. Конфликты в человеческой жизни присутствовали всегда. Это одно из самых напряженных свойств личности [11].

Объектом конфликта служат ресурсы, цели, ценности, приоритеты людей и общества. Предметом является ситуация или проблема, из-за которой возникли противоречия сторон. Иными словами, именно из-за предмета конфликта произошло столкновение интересов субъектов взаимодействия [3].

Внутренние силы, которые побуждают индивидов к конфликтному взаимодействию и подталкивают к столкновению интересов и целей, называют мотивом конфликта. В ходе конфликта конфликтующие субъекты заявляют свои позиции.

А. Я. Кибанов отмечает, что участники «столкновения» (индивиды, социальные группы) имеют свое мнение, свои цели, которые разнятся с противоположной стороной взаимодействия. Конфликтующие находятся в состоянии эмоционального напряжения [9].

С точки зрения Л. Г Здравосмыслова, конфликт служит формой взаимоотношений между участниками действия или противоборства, ценности, нормы, мотивы, потребности, интересы, убеждения которых противостоят друг другу [7].

М. В. Меткин полагает, что предметом конфликтной ситуации являются определенные существующие или воображаемые действия в поведении субъектов социального взаимодействия [12].

Предпосылкой к исследованию природы конфликта стали работы выдающихся философов, психологов, социологов. В своих трудах Р. Дарендорф рассматривал причинность конфликта через объективные или субъективные противоположности [10].

Конфликт как отношение между элементами исследовался английским экономистом А. Смитом. Ученый считал, что в основе конфликта лежит разделение общества на социальные классы. Именно социальное неравенство прямо или косвенно приводит к противоборству между индивидами. Поэтому природа конфликтов связана с эволюционным развитием человеческого общества [16].

А. И. Шипилов и А. Я. Анцупов рассматривали социальный конфликт как способ разрешения, предупреждения или преодоления противоречий, возникающих в межличност-

ных и межгрупповых отношениях людей. Конфликт, как правило, сопровождается негативным эмоциональным состоянием конфликтующих [3].

В психологическом словаре под конфликтом подразумевается противоречие, столкновение людей (сторон), связанное с внутренними эмоциональными переживаниями [15].

Б. И. Хасан трактует конфликт как противоречащее взаимодействие людей, групп, в котором противопоставляются мотивы, ценности, интересы, цели [18].

По мнению Л. Д. Здравосмыслова, конфликт - это разрешимая форма межличностных и межгрупповых отношений. Мотивация субъектов, поддерживающих конфликтные действия, обусловлена противостоящими интересами и целями [14].

Таким образом, сущность конфликта опре -деляется актуальными или потенциальными противоречиями, которые возникают из-за противоборств и противостояний между людьми. Это острая форма внутриличност-ных отношений. Конфликтная ситуация вызвана действием противостояния потребностей, мотивов, интересов, установок, норм субъектов конфликта. Конфликт связан с негативным эмоциональным состоянием конфликтующих сторон, каждая из которых стремится к реализации конкретных интересов. Процесс конфликтного взаимодействия выражается противодействием поведения людей. Конфликтность препятствует эффективному взаимодействию людей, повышает эмоциональную напряженность. Конфликт создает неблагоприятную психологическую атмосферу к коллективе, затрудняет принятие обоснованных решений и достижение результата.

Образовательный процесс - это основной элемент процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Под образовательным процессом понимается динамичный процесс развития личности (формирование у обучаемого компетенций) в условиях образовательной среды, а также посредством самообразования.

Образовательная организация рассматривается как социальный институт, в рамках которого происходит поэтапное освоение знаний, умений, навыков индивидом. Проблема взаимодействия субъектов образовательной

организации в современных условиях становится особо острой. В образовательной среде сталкиваются различные потребности, интересы и желания индивидов, исполняющих социальные роли.

На сегодняшний день компетентность педагога включает способности и навыки предупреждения и разрешения межличностных конфликтов между субъектами педагогической деятельности [18]. Данное требование заложено и в образовательных стандартах.

Педагогический конфликт представляет собой сложное явление, связанное с отношениями взаимодействия участников образовательного процесса. Конфликт в образовательной среде рассматривается как проявление субъектных противоречий в условиях учебно-воспитательного процесса. Такая форма профессионального и межличностного противоречия создает неблагоприятный напряженный эмоциональный фон общения участников деятельности. Столкновения конфликтующих сторон отрицательно влияют на ход и результаты образовательного процесса [13].

По мнению М. А. Гончарова, педагогический конфликт может служить элементом духовного развития личности, способствовать снятию эмоционального внутреннего напряжения и показать мнение членов коллектива друг о друге [8].

Т. И. Никулина и К. А. Ракитина рассматривают конфликты в образовании как нормальное явление, происходящее между субъектами воспитательного и учебного процесса, взаимодействие которых преследует различные цели и стороны образовательной деятельности [14].

Проблема педагогического конфликта, по мнению С. М. Емельянова, сложная и имеет предмет, объект и конфликтующих сторон [13].

Различают следующих участников педагогического конфликта:

- основные действующие лица образовательной системы;

- сторонние участники, имеющие возможности влияния на взаимоотношения участников образовательного процесса (воздействовать на ход конфликта);

- другие участники, которые могут оказать влияние на исход конфликта в образователь -ной организации.

Основными участниками конфликтов в образовании являются:

- педагогический персонал и администрация образовательной организации;

- обучающиеся;

- родители (опекуны) обучающихся.

В связи с этим между участниками педагогических конфликтов можно выделить противоречия в системе «педагог - обучающийся», «педагог - администрация», «педагог - роди-

тель», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - администрация».

Конфликт в образовании выполняет определенные функции. В современной литературе различают деструктивные и конструктивные функции педагогического конфликта.

К деструктивным (негативным) функциям конфликта в образовании относят те условия, которые препятствуют достижению результата:

Рисунок 1 - Виды педагогических конфликтов НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

- плохое психическое, психологическое состояние его участников, стресс;

- снижение работоспособности участников, снижение эффективности их совместной деятельности;

- нарушение системы формальных и неформальных коммуникаций;

- нарушение правильного взаимодействия между конфликтующими сторонами;

- враждебность между конфликтующими сторонами, рост взаимной неприязни;

- возможность насильственных способов решения проблем.

Необходимо стремиться минимизировать проявление деструктивных функций педагогического конфликта.

К конструктивным (позитивным) функциям педагогических конфликтов относятся:

- разрядка психологической напряженности между конфликтующими сторонами;

- стимулирование развития личности, то есть конфликт служит движущей силой изменений;

- содействие выявлению и разрешению разногласий, то есть конфликт позволяет найти необходимое равновесие;

- усиление лояльности членов субъектного взаимодействия;

- содействие сближению людей, укреплению отношений в коллективе.

Таким образом, функции конфликта в системе образования проявляются в межличностных и групповых отношениях между всеми участниками образовательного процесса. Конфликты в образовательной организации могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на личностное состояние субъектов общения.

Педагогические конфликты классифицируются по типу проявления, направленности, временным параметрам.

Анализ специальной литературы позво-

лил нам выделить три группы педагогических конфликтов:

1. Конфликты, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности как реакция на препятствие к достижению целей образования. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей делового характера.

2. Конфликты ожиданий, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности как реакция на поведение, которое не со -ответствует ожидаемым нормам отношений между педагогами и обучающимися. Этот тип конфликтов возникает при нарушении взаимосвязей ролевого характера.

3. Конфликты личностной несовместимости, возникающие в процессе учебной и внеучебной деятельности из-за личностных особенностей педагога и обучающегося, особенностей характера и темперамента [1; 2; 4; 6].

В психолого-педагогической литературе конфликт понимается как форма отношений между людьми, обусловленная противостоянием мотивов, норм, ценностей, интересов и потребностей. Педагогический конфликт представляет собой сложное явление, связанное с отношениями взаимодействия участников образовательного процесса. Конфликт в образовательной среде рассматривается как проявление субъектных противоречий в условиях учебно-воспитательного процесса. Такая форма профессионального и межличностного противоречия создает неблагоприятный напряженный эмоциональный фон общения участников образовательной деятельности. Столкновения конфликтующих сторон отрицательно влияют на ход и результаты образовательного процесса. Причинами конфликтов в образовательном процессе могут выступать объективные и субъективные условия.

Список литературы_

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М. : Питер, 2020. 560 с.

2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании : учебное пособие. 3-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2016. 476 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. 544 с.

4. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с нем. Л. Ю. Пантиной ; ред. перевода М. Н. Грецкий. М. : Росспэн, 2012. 289 с.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб. : Питер, 2000. 560 с.

6. Захарчук Л. А. Управление конфликтами в системе образования // Социология управления. М., 2016.

7. Здравомыслов А. Г Социология конфликта. М. : Аспект-Пресс, 2016. 317 с.

8. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Педагогика-Пресс, 2015. 440 с.

9. Кибанов А. Я. Конфликтология. М. : ИНФРА-М, 2017. 302 с.

10. Колдина М. И., Лапшова А. В. Коммуникативная компетентность педагога в условиях модернизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. С. 59-65.

11. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Педагогическая конфликтология : учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 229 с.

12. Меткин М. В. Конфликтология. СПб. : Министерство Российской Федерации по связи и информации; Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бончбруевича. 87 с.

13. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. М. : Инфо-М, 2016. 384 с.

14. Ракитина К. А., Никулина Т. И. Роль психологических теорий в практике разрешения и предупреждения конфликтов // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. № 1. С. 12-16.

15. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения : дис. ... канд. псих. наук. М., 1989. 145 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Книга по требованию, 2017. 244 с.

17. Сорокина Е. Г, Вдовина М. В. Конфликтология в социальной работе : учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. М. : Дашков и К, 2020. 282 с.

18. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск - Москва, 2017. 144 с.

References _

1. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Conflictology. M. : Peter, 2020. 560 p.

2. Goncharov M. A. Fundamentals of management in education : textbook. 3rd ed., ster. M. : KNORUS, 2016. 476 p.

3. Grishina N. V. Psychology of conflict. 2nd ed. St. Petersburg : St. Petersburg, 2008. 544 p.

4. Darendorf R. Modern social conflict. An essay on the politics of freedom /translated by L. Y. Pantina ; edited by M. N. Gretsky. M. : Rosspen, 2012. 289 p.

5. Eliseev O. P. A workshop on personality psychology. St. Petersburg : Peter, 2000. 560 p.

6. Zakharchuk L. A. Conflict management in the education system. Sociology of Management. M., 2016.

7. Zdravomyslov A. G. Sociology of conflict. M. : Aspect-Press, 2016. 317 p.

8. Zinchenko V. P., Meshcheryakova B. G. Psychological dictionary. 2nd ed., reprint. and additional M. : Pedagogy-Press, 2015. 440 p.

9. Kibanov A. Ya. Conflictology. M. : INFRA-M, 2017. 302 p.

10. Koldina M. I., Lapshova A.V. Communicative competence of a teacher in the conditions of modernization of education. Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 54-6. pp. 59-65.

11. Kurochkina I. A., Shakhmatova O. N. Pedagogical conflictology: textbook. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State prof.-ped. un-ta, 2013. 229 p.

12. Metkin M. V. Conflictology. St. Petersburg: Ministry of Communications and Information of the Russian Federation; St. Petersburg State University of Telecommunications named after Prof. M. A. Bonchbruevich. 87 p .

13. Emelyanov S. M. Practicum on conflictology. M. : Info-M, 2016. 384 p.

14. Rakitina K. A., Nikulina T. I. The role of psychological theories in the practice of conflict resolution and prevention. Materials of the VII International Student electronic scientific Conference «Student Scientific Forum». 2015. No. 1. pp.

15. Simonova L. V. Interpersonal conflicts of teachers and high school students and ways to resolve them: dis.... cand. psycho. M., 1989. 145 p.

16. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. M. : Book on demand, 2017. 244 p.

17. Sorokina E. G., Vdovina M. V. Conflictology in social work: textbook for bachelors. 2nd ed., ster. M. : Dashkov and K, 2020. 282 p.

18. Hasan B. I., Sergomanov P. A. Conflict resolution and negotiation. Krasnoyarsk - Moscow, 2017. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.