УДК 378
И.В. Никулина* ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
В статье раскрывается сущность феномена «педагогический конфликт», описаны причины педагогических конфликтов с позиции студентов и преподавателей; рассмотрены причины инновационного педагогического конфликта; представлена структура конфликтологической компетентности преподавателя.
Ключевые слова: педагогический конфликт, конфликтоген-ность, инновационный педагогический конфликт, конфликтологическая компетентность.
Изучая педагогический процесс, исследователи отмечают присущую ему конфлик-тогенность, обусловленную позиционной и ролевой асимметрией его участников. За преподавателем закреплена роль носителя и транслятора социального значимого опыта, а за студентом — роль реципиента этого опыта. Различия между преподавателем и студентом обусловлены принадлежностью к разным возрастным группам с различной субкультурой, с отличными психофизиологическими возможностями.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о многогранности дефиниции педагогического конфликта. Педагогический конфликт — это ситуация столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения [1]. Педагогический конфликт — это противоречие, возникающее в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, требующее разрешения и гармонизации отношений [3]. По мнению A.C. Белкина, педагогические конфликты всегда касаются вопросов учебно-воспитательного процесса. Если возникает межличностный конфликт в диаде «преподаватель—студент», не затрагивая учебно-воспитательный процесс, то данный конфликт не является педагогическим.
Педагогический конфликт представляется формой проявления актуализирующихся субъектно-субъектных противоречий участников учебно-воспитательного процесса, вызывающих отрицательный эмоциональный фон общения, что предполагает конструктивный перевод столкновения данных сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин [2].
В отличие от педагогического конфликта, используется понятие «конфликт в педагогическом процессе», суть которого выражается острыми эмоциональными отношениями между субъектами педагогического процесса, порожденными трудноразрешимыми противоречиями, которые вызваны разными потребностями, мотивами, целями, взглядами, установками, поведением, и требующими перехода начавшегося столкновения в продуктивную форму, гармонизирующую отношения [6]. Суть педагогического конфликта заключается в отсутствии согласия субъектов образовательного процесса относительно целей образования [4].
В основе педагогических конфликтов лежат два вида противоречий: диалектические и каузальные. Диалектические противоречия, присущие педагогическим систе-
* © Никулина И.В., 2016
Никулина Ирина Вячеславовна (nikulinaiv@yandex.ru), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
мам, выступают в качестве условия их развития; каузальные противоречия обусловлены профессиональной некомпетентностью преподавателей. Педагогические конфликты являются источником развития учебно-воспитательного процесса, так как конструктивное разрешение конфликтной ситуации способствует личностному развитию его участников.
Большинство конфликтов между преподавателем и студентом происходит при «свидетелях» — в учебной группе, в результате чего срабатывает один из психологических законов «самосохранения» — желание любой ценой «сохранить свое лицо», что приводит к выбору жестких тактик поведения в конфликте и становится причиной большого количества деструктивных конфликтов в педагогическом процессе. Присутствие других студентов делает их участниками конфликта, приобретающего воспитательный смысл. Ответственность за ошибки в разрешении конфликта лежит на преподавателе, осознающем глубину переживаний студента и способном справиться со своими отрицательными эмоциями.
С точки зрения студентов, наиболее распространенными причинами педагогических конфликтов является необъективная оценка и чрезмерная придирчивость преподавателя, неуважительное, пренебрежительное отношение к студентам. По мнению студентов, конфликтный и неконфликтный преподаватель отличаются друг от друга. Неконфликтный преподаватель имеет авторитет в студенческой группе, доброжелателен, способен к децентрации, проявляет терпимость к недостаткам других людей.
По мнению Л.А. Соколова, одной из причин конфликта в диаде «преподаватель-студент» может стать традиционная форма лекционного занятия: с развитием информационных технологий любая информация становится легкодоступной, и студент не испытывает необходимости в ее фиксации с помощью ручного переписывания. Снижение эффективности лекционного занятия обусловлено также особенностями «клипового мышления» современных студентов, не позволяющими им фиксировать длительные информационные сообщения, что приводит к быстрому утомлению студентов [10].
С точки зрения преподавателей, педагогический конфликт возникает из-за нарушения дисциплины на занятиях и правил поведения в вузе. Причины возникающих педагогических конфликтов лежат в сфере дидактического взаимодействия: это иждивенческое отношение студентов к учебе, лень, нежелание учиться, отсутствие интереса к будущей профессии; несоответствие уровня подготовленности студентов уровню заданного учебного процесса в вузе; сохранение в вузе фактически не обучающихся студентов; завышенная самооценка некоторых студентов относительно своих знаний по дисциплине.
Причины педагогических конфликтов также кроются в личностных особенностях студентов: инфантилизм, неадекватное поведение, агрессивная манера общения с преподавателем. Неконфликтному студенту, по мнению преподавателей, присущи следующие качества: вежливость, тактичность; умение прислушиваться к чужой точке зрения и корректировать свое поведение; добросовестное и ответственное отношение к учебе; доброжелательность [7, с. 285].
Личностные особенности преподавателя могут быть причиной конфликтов: ошибка в выборе профессии; повышенная ответственность за качество образования; неудовлетворенность потребности преподавателя в его признании студентами и педагогическим коллективом.
Модернизация системы высшего образования вызывает педагогический конфликт инновационного типа, в основе которого противоречие, столкновение между участниками образовательного процесса на основе различий в целях, ценностях или интересах в ситуации внедрения инноваций [5, с. 132]. Участниками данных конфликтов,
84
И.В. Никулина
как правило, являются представители администрации образовательных учреждений, которые являются инициаторами инноваций, и преподаватели. Исследователями вы1-явлены причины, лежащие в основе инновационных педагогических конфликтов [9, с. 171-172]:
1. Угроза потребности безопасности. Изменение привыгчных способов действий в результате инновационной деятельности выпытает психологический дискомфорт, избавление от которого часто переходит в форму конфликтного взаимодействия.
2. Угроза социальному взаимодействию. Изменение в организационных структурах (слияние кафедр) влияет на привычное для преподавателя социальное окружение, нарушение взаимодействия между формальныши и неформальныши группами могут стать причиной межгрупповых конфликтов.
3. Угроза профессиональному статусу, страх оказаться некомпетентным. Любые инновации оказывают влияние на профессиональный статус работника, провоцируя проявление некомпетентности в новых ситуациях.
4. Большие психологические издержки в процессе освоения новой деятельности. Инновационная деятельность требует от преподавателя усиленной работы восприятия, внимания, памяти, мышления, что приводит к психическому напряжению, отказу от внедрения современных образовательных технологий.
5. Методы проведения инновации. Инициированные администрацией образовательного учреждения инновационные процессы могут вызвать сопротивление со стороны преподавателей.
6. Антипатии к руководителю. Успешность введения инновации определяется личностью лидера инновационной деятельности. Психологическая несовместимость может способствовать переходу инновационного конфликта в межличностный, если не согласованы цели, интересы, потребности его участников.
Конструктивное разрешение преподавателем конфликтных ситуаций является важным условием саморазвития его личности. Способ разрешения преподавателем педагогического конфликта может способствовать его прогрессивному развитию или усиливать уровень невротизации. Конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций способствуют доверительным отношениям со студентами, с коллегами, с администрацией, повышая его конфликтологическую компетентность.
Конфликтологическая компетеность преподавателя является значимой характеристикой профессионализма преподавателя, позволяющей предвидеть возникновение педагогических конфликтов, эффективно ими управлять, осуществлять психологическое воздействие на конфликтующие стороны, минимизируя деструкцию конфликтов. Конфликтологически компетентный преподаватель свободен от конфликтофо-бии, успешно применяет различные технологии разрешения конфликтов и рассматривает конфликт как источник развития [8, с. 223].
Структура конфликтологической компетентности преподавателя вуза представляется взаимосвязанными компонентами: гностический (конфликтологические знания); проектировочный (умение предвидеть возникновение конфликтных ситуаций; умение предопределять возможные конфликтные действия участников; умение анализировать образы конфликтных ситуаций; умение предвидеть исходы конфликтных действий); регулятивный (способность контролировать свои эмоциональные переживания в конфликтной ситуации; умение оказывать конструктивное воздействие на участников конфликта; умение организовывать профилактику педагогических конфликтов; способность к медиаторству; умение использовать конструктивный потенциал конфликта как возможность разрядки напряжения и оздоровления отношений); коммуникативный (умение организовывать деловое общение в ситуации конфликта, в переговорном процессе); рефлексивный (способность анализировать свои действия
и действия других участников конфликта; способность анализировать конфликт в целом).
Несформированность конфликтологической компетентности негативно отражается на профессиональном становлении и личностном развитии преподавателя вуза. Отношения между преподавателями и студентами приобретают формально-ролевую форму, проявляющуюся в выборе неконструктивных стилей поведения в процессе разрешения педагогического конфликта.
Итак, анализ научной литературы показал, что педагогические конфликты имеют свою специфику, обусловленную конфликтогенностью самого педагогического процесса; неравнозначностью позиций и ролей преподавателя и студента в ситуации конфликта; протеканием педагогического конфликта при «свидетелях»; обязательностью конструктивного разрешения конфликта с целью повышения его воспитательного потенциала и оказания личностно-развивающего воздействия на конфликтующие стороны.
Библиографический список
1. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 22 с.
2. Баныкина С.В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 20 с.
3. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель—студент: монография. Казань: КНИТУ, 2011. 196 с.
4. Мельничук А.В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2004. 207 с.
5. Митяева А.М. Конструктивное управление в вузе конфликтом инновационного развития // Конфликтология. 2014. № 2. С. 131-142.
6. Наумова Л.Д. К вопросу об определении понятия «конфликт в педагогическом процессе» // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4 (23). С. 120-122.
7. Никулина И.В. Преподаватель и студент: причины возникновения конфликтов // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Самара: Самарский государственный институт культуры, 2014. С. 283-287.
8. Никулина И.В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222-226.
9. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 170-176.
10. Соколов Л.А. Внедрение новых методов ведения лекционных занятий как способ нейтрализации педагогических конфликтов при подготовке специалиста // Социосфера. 2014. С. 67-71.
References
1. Afon'kova V.M. Konflikty v kollektive starsheklassnikov i puti ikh preodoleniia: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Conflicts in the team of seniors and ways to overcome them: Extended abstract of Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Moscow, 1975, 22 p. [in Russian].
2. Banykim S.V. Konfliktologicheskaia sluzhba shkoly: status i soderzhanie deiatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Сonflictological school service: status and content of activity: Extended Abstract of Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. M., 1997, 20 p. [in Russian].
3. Kupriyanov R.V. Mezhlichnostnye konflikty v diade prepodavatel' - student: monografiia [Interpersonal conflicts in the dyad teacher-student: monograph]. Kazan: KNITU, 2011, 196 p. [in Russian].
4. Mel'nichuk A.V. Pedagogicheskie osnovy upravleniia konfliktami v polikul'turnom obrazovatel'nomprostranstve: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical bases of management of conflicts
8б
И.В. Никулина
in multicultural educational space: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Rostov on/D., 2004, 207 p. [in Russian].
5. Mitiaeva A.M. Konstruktivnoe upravlenie v vuze konfliktom innovatsionnogo razvitiia [Constructive conflict management at the university of innovation development]. Konfliktologiia [Conflictology], 2014, no. 2, pp. 131-142 [in Russian].
6. Naumova L.D. K voprosu ob opredelenii poniatiia «konflikt v pedagogicheskom protsesse» [On the question of the definition of «conflict in the pedagogical process»]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia [Almanac of Modern Science and Education], 2009, no. 4(23), pp. 120-122 [in Russian].
7. Nikulina I.V. Prepodavatel' i student: prichiny vozniknoveniia konfliktov [Teacher and student: causes of conflicts] in Modernizatsiia kul'tury: idei iparadigmy kul'turnykh izmenenii [Modernization of culture: ideas and paradigms of cultural changes]. Samara: Samarskii gosudarstvennyi institut kul'tury, 2014, pp. 283-287 [in Russian].
8. Nikulina I.V. Konfliktologicheskaia kompetentnost' prepodavatelia vuza [Conflict competence of a teacher of a high school]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 9(120), pp. 222-226 [in Russian].
9. Sinyakova M.G., Symanyuk E.E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive [Conflict management in the pedagogical collective]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia [Advances in current natural sciences], 2010, no. 9, pp. 170-176 [in Russian].
10. Sokolov L.A. Vnedrenie novykh metodov vedeniia lektsionnykh zaniatii kak sposob neitralizatsii pedagogicheskikh konfliktov pri podgotovke spetsialista [Introduction of the new methods of lectures as a way to neutralize pedagogical conflicts in the preparation of an expert]. Sotsiosfera [Sociosphere], 2014, pp. 67-71 [in Russian].
I.V. Nikulina*
PHENOMENOLOGY OF PEDAGOGICAL CONFLICTS
The article reveals the essence of the phenomenon «pedagogical conflict», the causes of pedagogical conflicts from the perspective of students and teachers are described, the causes of innovative pedagogical conflict are viewed, the structure of conflict competence of the teacher is presented.
Key words: pedagogical conflict, conflictogenity, innovative pedagogical conflict, conflict competence.
Статья поступила в редакцию 15/XII/2015.
The article received 15/XII/2015.
* Nikulina Irina Vyacheslavovna (nikulinaiv@yandex.ru), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara University, 34, Moskovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation.