Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ЭФФЕКТ / ПОТЕНЦИАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чажаева Майнат Маусуровна, Ильясова Карина Хасайновна, Бибулатова Лайла Адамовна

В статье рассматриваются понятия конфликта и конфликтных ситуаций, выделяются характеристики педагогических конфликтов и действия, которые могут сопровождать конфликты. Автор рассматривает причины, которые могут привести к конфликтам между учащимися и между преподавателями и учащимися. Также рассматриваются способы разрешения конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чажаева Майнат Маусуровна, Ильясова Карина Хасайновна, Бибулатова Лайла Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF CONFLICTS IN THE SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS

The article discusses the concepts of conflict and conflict situations, highlights the characteristics of pedagogical conflicts and actions that may accompany conflicts. The author considers the reasons that can lead to conflicts between students and between teachers and students. Methods for resolving conflict situations are also considered.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_1_106 УДК 301.162

Чажаева Майнат Маусуровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: mchajaev@mail.ru

Ильясова Карина Хасайновна,

старший преподаватель кафедры экономики управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Karina.i86@mail.ru

Бибулатова Лайла Адамовна,

студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия

В статье рассматриваются понятия конфликта и конфликтных ситуаций, выделяются характеристики педагогических конфликтов и действия, которые могут сопровождать конфликты. Автор рассматривает причины, которые могут привести к конфликтам между учащимися и между преподавателями и учащимися. Также рассматриваются способы разрешения конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: конфликт; эффект; потенциал; образование; педагогика.

UDC 301.162

Chazhaeva Mainat Mausurovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, е-mail: mchajaev@mail.ru

Ilyasova Karina Khasaynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics, Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86@mail.ru

Bibulatova Laila Adamovna,

student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

The article discusses the concepts of conflict and conflict situations, highlights the characteristics of pedagogical conflicts and actions that may accompany conflicts. The author considers the reasons that can lead to conflicts between students and between teachers and students. Methods for resolving conflict situations are also considered.

Keywords: conflict; Effect; potential; education; pedagogy.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

CAUSES OF CONFLICTS IN THE SOCIO-PEDAGOGICAL PROCESS

Чтобы разрешить или предупредить конфликт, необходимо прежде всего установить причины его возникновения. Это позволит предпринять меры по устранению существующих или потенциальных причин и предотвратить деструктивный эффект конфликта [5].

Причины конфликтов в образовании - это те обстоятельства, события и условия, которые сложились в учебно-воспитательном процессе и привели к возникновению противоречий между конфликтующими сторонами. Сложность выявления причин возникновения педагогических конфликтов кроется в специфике самой педагогической деятельности, ибо конфликт характеризует педагога не с лучшей стороны.

Зачастую причины педагогического конфликта могут быть неочевидными. Конфликт в образовательной среде вызывают ситуации, явления, факты, которые приводят к возникновению или назреванию определенных условий негативного и напряженного взаимодействия участников образовательного процесса. Кроме того, педагогический конфликт втягивает в свою орбиту дополнительных участников, расширяя свои границы и затрудняя нахождение истинных причин.

Все причины конфликтов в образовательном процессе классифицируют на две группы: объективные и субъективные.

Объективные причины конфликта выражены событиями, которые привели к столкновению интересов и мнений взаимодействующих субъектов образования.

К объективным обстоятельствам конфликта можно отнести следующие:

- низкий культурно-образовательный уровень педагогических работников;

- социальная несправедливость в обществе;

- недоверие к властям или к администрации образовательной организации;

- слабая нормативная основа в области разрешения социальных противоречий.

Субъективные причины связаны с психологическими и индивидуальными особенностями участвующих в конфликте сторон. Психологические особенности характера личности оказывают значительное влияние на восприятие конфликта, определяют стратегию поведения.

К субъективным причинам конфликта относят:

- низкий уровень знаний в области предотвращения или разрешения конфликта;

- особенности человеческой психики, нервной системы, характера;

- культурно-нравственные установки, ценности, мотивы и потребности личности;

- разные цели ожидания;

- социальная или материальная неудовлетворенность.

Основной причиной конфликта, как правило, являются личностные особенности психики, характер человека. К педагогическим противоречиям могут привести разные цели, ценности, манера поведения, уровень культуры субъектов образовательного процесса, а также общность выполняемых задач, соперничество, ограниченность ресурсов и т.д.

По мнению Б.А. Холмуминовой, общими причинами конфликтов в образовании служат [10]:

- неблагоприятная психологическая атмосфера в образовательной организации;

- недостатки в учебно-методической работе образовательной организации;

- социально-экономическая ситуация в регионе и стране;

- несовершенство формальных и неформальных отношений в образовательной среде.

Д.Х. Нарзикулова отмечает, что все основные причины педагогических конфликтов кроются в [6]:

- в неудовлетворенности педагогами выбранной профессией;

- повышенной нагрузке на педагогов, на плечи которых легли и ответственность за качество обучения, и соблюдение сохранности здоровья учащихся, и постоянное дублирование отчетной документации;

- падении престижа труда педагога, недооценке значения педагогической деятельности со стороны учащихся, родителей и обще -ства;

- монотонности педагогической деятельности;

- содержательной и методической несостоятельности форм и методов обучения.

На рис. 1 представлены объективные и субъективные причины конфликтов в образовательной организации.

Также в образовательной организации нередки конфликты обучающихся с педагогами и администрацией учебного заведения. Кон-

фликты с обучающимися в образовательном процессе, как правило, связаны с их возрастными изменениями в разные периоды развития, что приводит к агрессивности. Это связано с изменениями в поведении учащихся, обусловленными психологическими и индивидуальными особенностями развития личности.

Стоит отметить также и конфликты родителей и педагогов. Зачастую они связаны с неудовлетворенностью учебно-воспитательным процессом, некомпетентностью педагогов и родителей учащихся в некоторых во-

просах коммуникации или просто статусным характером противоречий.

Как отмечено выше, на конфликтность личности оказывают влияние различные условия: эмоциональное состояние, темперамент, характер, ценностные установки, неудовлетворенность условиями жизни и деятельности, уровень культуры оппонентов и др. [4, а 400].

Конфликтность студентов профессиональных образовательных учреждений чрезвычайно ярко выражена и связана с особенностями юношеского возраста, когда

• Социально-экономическое положение педагогов.

• Условия педагогической деятельности.

• Организация коммуникации в образовательной организации.

• Повышенная ответственность за качество образования, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

• Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей обучающихся.

• Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и обучающегося.

• Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, аудитории, обязательное посещение занятий и т.д.).

• Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»),

• Зависимость обучающегося от преподавателя.

• Необходимость оценивания обучающихся преподавателем.

• Игнорирование личных проблем обучающихся в формализованных образовательных системах.

• Множественность ролей, которые вынужден играть обучающийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в образовательной организации, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

• Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

• Социальная нестабильность и др.

Субъективные

• Психологическая несовместимость студента и преподавателя.

• Наличие у преподавателя или студента определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность».

• Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.

• Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у отдельно взятого студента.

• Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.

• Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

• Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

• Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.

• Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

• Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем

Рисунок 1 - Объективные и субъективные причины конфликтов в образовании

происходит переоценка ценностей, перестройка системы отношений в разных ситуациях. Ведущей деятельностью студентов, помимо учебно-познавательной, является общение. Молодой человек не находит удовлетворения в общении с ближайшим социальным окружением: с родителями и учителями [2].

Конфликты являются обязательным элементом студенческих возрастных периодов. Особенностями конфликтности данного возраста являются: перестройка самосознания, мышления, самоутверждение; формирование «Я-концепции»; изменение интересов, способностей, темперамента, склонностей, характера личности. Период взросления сопровождается изменениями в психоэмоциональной сфере. Это проявляется в колебаниях настроения, повышенной черствости, холодности к другим и чрезмерной чувствительности и ранимости, неспособности к адекватной оценке жизненных обстоятельств, неуравновешенности поведения, импульсивности [1].

У молодых людей часто не развиты адекватные формы выражения чувства взрослости: умение принимать ответственность, излагать и отстаивать свое мнение, избегать конфликтов. Недостаточная сформирован-ность социальных навыков в этом возрасте мешает успешной социализации. Это может служить причиной повышенной конфликтности и неустойчивого поведения подрастающего поколения [3, с. 252].

Кроме того, исследователи причин агрессивности молодых людей утверждают, что конфликтность студентов несет на себе определенный отпечаток социального и финансового положения семьи. Студенты из со -циально неблагополучных семей чаще всего конфликтуют с педагогами и со сверстниками по причине своего невежливого, неуважительного отношения при общении с ними. В более благополучных семьях основной причиной конфликта, как правило, выступает несоблюдение требований педагогов и/или администрации учебного заведения и проявление студентами инициативы и самостоятельности [2].

Стоит отметить, что причиной повышенной конфликтности студентов в образовательном процессе служит авторитарный стиль управления. По мнению А. Бодалева,

стиль коммуникаций между педагогами и обучающимися, а также между самими обучающимися определенным образом обусловлен структурой управления в образовательной организации. Каждый педагог имеет свой стиль общения с обучающимися. Характер преподавания, манера поведения педагога в общении с обучающимися отражается на эмоциональном состоянии и внутренних переживаниях последних и влияет на формирование их личностных качеств [3].

Решением конфликта служит устранение причины, его вызвавшей. Часто педагогические конфликты достаточно легко решаемы, если педагог психологически готов и владеет навыками устранения последствий конфликтной ситуации. [3].

Деструктивная конфликтность студентов основана на таких компонентах, которые составляют содержание личности:

- неадекватные жизненные ценности и ориентации;

- высокий уровень личностной тревожности и агрессивности;

- твердость характера, значительная ригидность вместе с низкой способностью к эм-патии;

- низкая личностная рефлексия в сочетании с неадекватной (завышенной или заниженной) самооценкой.

Деструктивная конфликтность студентов обусловлена комплексом индивидуальных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности [4, с. 401].

Основным субъективным фактором конфликтности студентов является агрессивность в поведении личности. Тенденция к негативному поведению в конфликтной ситуации связана с личностными особенностями обучающихся, определяющими склонность к характерному стилю общения. Она определяет и то, как студент будет вести себя в той или иной ситуации межличностного общения. Субъективная сторона конфликтности студента определяет также способности личности избегать разрушительных последствий конфликта, позволяя оценивать враждебность в поведении своего оппонента. Это даст возможность обучающемуся в любой конфликтной ситуации закреплять в своем «Я» моральные ценности, переживания [4, с. 401].

Обучающийся, попадая в ситуацию неадекватного внутриличностного взаимодей-

ствия, оказывается вовлеченным в атмосферу негатива, представляя то поведение, которое проявляют остальные участники конфликта. Он, будучи неспособным адекватно решить возникший конфликт, может усугубить его своим деструктивным поведением [4, с. 402].

Таким образом, главными причинами конфликтности студентов выступают низкий уровень рефлексии, неадекватная самооценка, низкие способности к эмпатии, жесткость характера, низкий уровень ценностных ориентаций, высокая степень агрессивности, условия жизни. Неадекватная форма внутри-личностного взаимодействия обучающихся всегда связана с индивидуальными и психологическими особенностями их личности и становлением самосознания.

В психолого-педагогической литературе конфликт понимается как форма отношений между людьми, обусловленная противостоянием мотивов, норм, ценностей, интересов и потребностей. Педагогический конфликт представляет собой сложное явление, связанное с характером взаимодействия участников образовательного процесса. Конфликт в образовательной среде рассматривается как проявление субъектных противоречий в условиях учебно-воспитательного процесса. Такая форма профессионального и межличностного противоречия создает неблагоприятный напряженный эмоциональный фон общения участников образовательной деятельности. Столкновения конфликтующих сторон отрицательно влияют на ход и результаты образовательного процесса. Причинами конфликтов в образовательном процессе могут выступать объективные и субъективные условия.

Таким образом, студенческая конфликтность во взаимоотношениях обусловлена противоречиями в общении с субъектами социального действия (часто с педагогами и родителями) из-за неудовлетворенности их потребностей в понимании и справедливости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главными причинами конфликтности студентов выступают низкий уровень рефлексии, неадекватная самооценка, низкие способности к эмпатии, жесткость характера, низкий уровень ценностных ориентаций, высокая степень агрессивности, условия жизни. Неадекватная форма внутриличностного взаимодействия обучающихся всегда связа-

на с индивидуальными и психологическими особенностями их личности.

Нами выявлены факторы, негативно влияющие на коммуникативный процесс в образовательном учреждении: использование деструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации (избегание и соперничество); к компромиссу прибегает малое количество студентов.

Результаты проведенного исследования позволили разработать практические рекомендации с учетом выявленных факторов негативного влияния на поведение студентов, которые направлены на корректировку деятельности со студентами по разрешению конфликтных ситуаций. Профилактика коррекции проявления межличностных конфликтов студентов в учебно-образовательной деятельности требует комплексной психологической работы, направленной на снижение личностной конфликтности и преодоление остроты проявлений агрессивности поведения обучающихся. При этом можно достичь эффективного взаимодействия обучающихся в образовательной среде.

Нами разработана программа профилактики конфликтов в профессиональной образовательной организации, способствующая оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Целью программы является развитие у студентов умения и навыков общения и взаимодействия без напряжения, агрессии, негативной эмоциональной энергии.

Ожидаемым положительным эффектом от использования программы профилактики конфликтности студентов в образовательной организации станут:

- развитие личностной рефлексии, самооценки, способности к эмпатии, коммуникативной мотивации, социально-психологических знаний, позволяющих правильно реагировать на эмоциональные события;

- развитие коммуникативных навыков, навыков психической саморегуляции.

Список литературы

1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. 150 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Питер, 2020. 560 с.

3. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. СПб: Речь, 2011. 470 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. 446 с.

5. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2019. 396 с.

6. Нарзикулова Д.Х. Некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 984.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Книга по требованию, 2017. 244 с.

8. Сорокина Е.Г, Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе: учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. М.: Дашков и К°, 2020. 282 с.

9. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Красноярск-Москва, 2017. 144 с.

10. Холмуминова Б.А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1312-1314.

References

1. Andreev V.I. Fundamentals of pedagogical conflictology. M., 1995. 150 p.

2. Antsupov A.Ya., Shipilov A.I. Conflictology. M.: Peter, 2020. 560 p.

3. Bodalev A.A. General psychodiagnostics. St. Petersburg: Speech, 2011. 470 p

. 4. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. M.: Enlightenment, 2012. 446 p.

5. Leonov N.I. Conflictology: studies. manual. M.: Yurayt, 2019. 396 p.

6. Narzikulova D.H. Some features of pedagogical conflicts. Young scientist. 2014. No. 3. p. 984.

7. Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of nations. M.: Book on demand, 2017. 244 p.

8. Sorokina E.G., Vdovina M.V. Conflictology in social work: textbook for bachelors. 2nd ed., ster. M.: Dashkov and Co., 2020. 282 p.

9. Hasan B.I., Sergomanov P.A. Conflict resolution and negotiation. Krasnoyarsk-Moscow, 2017. 144 p.

10. Kholmuminova B.A. Causes and some features of pedagogical conflicts. Young scientist. 2016. No. 10. pp. 1312-1314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.