Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА / КОНФЛИКТ / СТРАТЕГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ангеловская Светлана Константиновна

Проблема конфликтов и поиск путей их конструктивного разрешения является традиционным полем исследования психологии и смежных наук. Конфликтогенные ситуации всегда были и остаются сопутствующим фактором в организации образовательного процесса. Это обусловлено, во-первых, современным кризисным состоянием социально-экономической ситуации в целом, сменой норм и правил коммуникаций в обществе; во-вторых, сосуществованием множества альтернативных концепций, представлений о взаимодействии субъектов образовательного процесса; в-третьих, процессом ломки стереотипов мышления о незыблемости авторитета педагога; в-четвертых, конфликтом поколений и технологий. В статье акцентируется внимание на пяти возможных стратегиях разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление), а также рассматривается возможность формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения у субъектов образовательной среды колледжа через реализацию программы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, психологическую профилактику, консультирование, психологическую коррекцию, социально-психологическое обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ангеловская Светлана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF CONSTRUCTIVE STRATEGIES FOR CONFLICT BEHAVIOR OF SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

The problem of conflicts and the search for ways to resolve them constructively is a traditional field of research in psychology and related sciences. Conflict situations have always been and remain a concomitant factor in the organization of the educational process. This is due, firstly, to the current crisis state of the socio-economic situation as a whole, a change in the norms and rules of communication in society; secondly, the coexistence of many alternative concepts, ideas about the interaction of the subjects of the educational process; thirdly, by the process of breaking stereotypes of thinking about the inviolability of the teacher’s authority; fourthly, the conflict between generations and technologies. The article focuses on five possible strategies for resolving conflicts (rivalry, cooperation, compromise, avoidance, adaptation), and also considers the possibility of forming constructive strategies of conflict behavior in subjects of the educational environment of the college through the implementation of a program that includes psychological and pedagogical diagnostics, psychological prevention, counseling, psychological correction, social and psychological training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Ангеловская, С. К. Особенности формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды колледжа / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 101-105.

УДК 377 ББК 74.47

особенности формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов

образовательной среды колледжа

С. К. Ангеловская

Проблема конфликтов и поиск путей их конструктивного разрешения является традиционным полем исследования психологии и смежных наук. Конфликтогенные ситуации всегда были и остаются сопутствующим фактором в организации образовательного процесса. Это обусловлено, во-первых, современным кризисным состоянием социально-экономической ситуации в целом, сменой норм и правил коммуникаций в обществе; во-вторых, сосуществованием множества альтернативных концепций, представлений о взаимодействии субъектов образовательного процесса; в-третьих, процессом ломки стереотипов мышления о незыблемости авторитета педагога; в-четвертых, конфликтом поколений и технологий. В статье акцентируется внимание на пяти возможных стратегиях разрешения конфликтов (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление), а также рассматривается возможность формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения у субъектов образовательной среды колледжа через реализацию программы, которая включает в себя психолого-педагогическую диагностику, психологическую профилактику, консультирование, психологическую коррекцию, социально-психологическое обучение.

Ключевые слова: субъекты образовательной среды колледжа, конфликт, стратегия конфликтного поведения, социально-психологическое обучение, программа формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды колледжа.

Образовательная среда колледжа—сложная многофункциональная система, которая объединяет в себе большое количество участников (администрация, педагоги, обучающиеся, родители, сотрудники, социальные партнеры). Как показывает анализ теоретических источников, результатов ряда исследований, опыта практической деятельности, на современном этапе все большую остроту приобретает проблема взаимодействия участников образовательного про-

цесса в условиях образовательной организации, а более конкретно — предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном пространстве колледжа. Такой социальный запрос обусловлен, прежде всего, сложившимися социально-экономическими условиями (жесткая конкуренция в социальной сфере, в профессиональной деятельности, напряженные межличностные отношения в семье, негативный опыт коммуникаций до начала

обучения в колледже), а также личностной потребностью субъектов образовательной среды колледжа в здоровом, положительном социально-психологическом климате в коллективе.

В реальной практике функционирования учреждений среднего профессионального образования актуальна проблема обострения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Можно выделить, как минимум, следующие группы конфликтов среди субъектов образовательной среды колледжа: между обучающимися одной учебной группы (внутригрупповой) или разных учебных групп (межгрупповой); между педагогом и обучающимся или педагогом и учебной группой; между педагогическими работниками; между администрацией и педагогическими работниками; между родителями и педагогическими работниками; между родителями обучающихся.

Исследователи выделяют четыре группы факторов и причин возникновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные. Первые две группы факторов носят объективный характер, третья и четвертая — преимущественно субъективный.

К числу объективных причин конфликтов относят такие обстоятельства, возникшие в образовательной среде колледжа, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок и т. д. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — компонента предконфликтной ситуации, а затем и к самому конфликту. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями педагогических работников, обучающихся колледжа, которые обусловливают выбор именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения объективного противоречия.

Отметим, что конфликт — неизбежное явление в образовательной среде, которое играет особую роль не только в социально-психологическом климате образовательной организации, но и в жизни всех участников образовательного процесса, их развитии, самореализации, взаимодействии с другими людьми.

Рассмотрим некоторые подходы к трактовке понятия «конфликт». Психологический энциклопедический словарь определяет конфликт как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [1]. При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов трактуют конфликт как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [2; 3].

Б. И. Хасан определяет конфликт как актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы [4].

Таким образом, возможно выделить несколько инвариантных характеристик конфликта: наличие трудноразрешимых противоречий; столкновение противоположных интересов; отсутствие общих интересов и мотивов, взаимопонимания.

С одной стороны, конфликт несет в себе негативную составляющую (ухудшение социального климата в учебной группе, образовательной организации, отсутствие взаимодействия между конфликтующими сторонами, конфронтация). Но, с другой стороны, можно выделить и позитивные функции конфликта: создаются новые формы межличностного и межгруппового взаимодействия; снимается состояние напряженности; формируются условия для переоценки отношений; стимулируется проявление субъектами истинных качеств и свойств личности; активизируется инициатива.

Проявление негативных или позитивных функций конфликта среди субъектов образовательной среды колледжа зависит прежде всего от методов, используемых при урегулировании и разрешении конфликтных ситуаций, а также от выбранных субъектами стратегий поведения в конфликтах.

Анализ источников показал, что наиболее распространенной классификацией стилей поведения в конфликтных ситуациях является классификация психологов К. Томаса и Р. Кил-менна, которые определяют пять следующих стилей поведения в конфликтных ситуациях:

- соперничество (конкуренция) проявляется через открытую борьбу и отстаивание своих интересов, собственной позиции, навязывание другой стороне выгодного для себя решения;

- сотрудничество или проблемно-решающая стратегия направлена на поиск во взаимодействии такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны и интегрирует позиции всех субъектов конфликта;

- компромисс предполагает урегулирование разногласий через взаимные уступки в принципиальных вопросах для каждой стороны;

- приспособление (уступка) основывается на понижении своих требований и принятии позиции оппонента;

- избегание (игнорирование, уход, бездействие) применяется, когда участник не предпринимает активных действий для его разрешения, уклоняется от конфликта, стремится выйти из него, не принимая решений [5].

Субъекты образовательной среды колледжа в каждой определенной ситуации могут выбрать для себя любую стратегию поведения в конфликтной ситуации, но чаще всего в конфликте используются комбинации стратегий, где одна из них доминирует. В любом случае оптимальным вариантом разрешения конфликтной ситуации среди субъектов образовательной среды колледжа является завершение конфликта. В связи с этим управление ходом конфликтных взаимодействий предусматривает выбор такой стратегии поведения, которое будет использоваться именно для завершения конфликта.

Отметим, что субъекты образовательной среды, в частности педагоги и обучающиеся, не в полной мере владеют способностью управлять конфликтными ситуациями, адекватно им подбирать стратегию конфликтного поведения [определяется разными исследователями как «конфликтоустойчивость личности» (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов), «конфликтная компетентность» (Л. А. Петровская, Б. И. Ха-сан), «конфликтологическая компетентность» (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. Н. Цой)] [3].

В связи с этим нам представляется важной организация деятельности по формированию конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды колледжа, прежде всего у педагогических работников и обучающихся. Одной из возможных форм является реализация Программы формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды колледжа (далее — программа). Данная программа включает в себя следующие составляющие.

1. Психолого-педагогическую диагностику, направленную на определение доминирующих стилей конфликтного поведения у субъектов образовательной среды. Наше исследование показало, что наиболее распространенным является применение опросника К. Томаса [6] (адаптирован в России Н. В. Гришиной), методики С. Емельянова «Самооценка конфликтности», Е. П. Ильина, П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность».

2. Психологическую профилактику — создание условий предотвращения конфликтных

ситуаций, содействие полноценному развитию личности всех участников образовательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния конфликтов на взаимоотношения и социально-психологический климат в колледже.

3. Психологическое консультирование — оказание помощи участникам конфликтных ситуаций в понимании происходящего в их жизненном пространстве и достижении ими поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера [7].

4. Психологическую коррекцию — воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья участников конфликтных ситуаций.

5. Социально-психологическое обучение, направленное на помощь в усвоении эффективных способов выхода из конфликтных ситуаций. Такое обучение основано на реализации дополнительной образовательной программы «Конструктивные стратегии конфликтного поведения», которая включает в себя информационно-просветительские мероприятия, семинары-практикумы, тренинги, беседы, трансформационные игры, групповые обсуждения, игровые ситуации.

Отметим, что в настоящее время уже разработаны, апробированы в реальных условиях модели педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа (В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Л. А. Сенчева), которые убедительно доказывают эффективность организации целенаправленной деятельности по формированию конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды [8].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что несмотря на активное рассмотрение вопросов о конфликтах, стратегиях поведения в ходе конфликта, вопрос о формировании конструктивных стратегий конфликтного поведения субъектов образовательной среды колледжей проработан недостаточно, в то время как он является одним из важных элементов профессионального становления личности и ее дальнейшей социальной адаптации. В современном мире владение умением управлять конфликтами является необходимостью, неотъемлемой частью деятельности, в том числе и профессиональной, иными словами, одним из важных факторов социального взаимодействия.

К сожалению, в настоящее время формирование конструктивных стратегий конфликтного поведения у субъектов образовательной среды колледжа носит чаще всего стихийный, эпизодический характер и основывается, как правило, на жизненном опыте, поэтому сложился ряд неадекватных схем поведения в конфликтной ситуации. В результате конфликт между субъектами образовательной среды колледжа вызывает в большинстве ситуаций отрицатель-

ные эмоции, вносит элементы деструктивно-сти в межличностные отношения, значительно ухудшает социально-психологический климат как в учебной группе, так и в образовательной организации в целом. Хотя на самом деле, согласно большинству исследований, конфликт — это естественный процесс, отправная точка слома стереотипов и введения нового в определенную сферу жизнедеятельности человека.

Библиографический список

1. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. — Москва : Велби : Проспект, 2006. — 560 с. — ISBN 5-482-00456-2.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие / А. Я. Анцу-пов, С. В. Баклановский. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 288 с. — ISBN 5-469-00517-8.

3. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учеб. / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 591 с. — ISBN 5-238-00396-Х.

4. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 250 с. — ISBN 5-94723-557-9.

5. Светлов, В. А. Классификация стратегий поведения в конфликте К. Томаса и Р. Килмен-на и единая теория конфликта / В. А. Светлов // Сборник научных трудов SWorld. — 2014. — Т. 16. — № 1. — С. 3-5.

6. Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации» // Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование : [сайт]. — 2021. — URL: https://proforientatsia.ru/test/test-tomasa-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii/ (дата обращения: 16.09.2021).

7. Гольева, Г. Ю. Психологическое консультирование : учеб. пособие / Г. Ю. Гольева. — Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2016. — 112 с. — ISBN 978-5-91283-753-1.

8. Долгова, В. И. Модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Л. А. Сенчева // Концепт : научно-методический электронный журнал. — 2018. — № 9. — С. 710-717. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskoy-korrektsii-konfliktnogo-povedeniya-studentov-v-obrazovatelnoy-srede-kolledzha (дата обращения: 16.10.2021).

For citation: Angelovskaya, S. K. Features of formation of constructive strategies for conflict behavior of subjects of the educational environment of the college / S. K. Angelovskaya // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 101-105.

features of formation of constructive strategies for conflict behavior of subjects of the educational environment of the college

S. K. Angelovskaya

The problem of conflicts and the search for ways to resolve them constructively is a traditional field of research in psychology and related sciences. Conflict situations have always been and remain a concomitant factor in the organization of the educational process. This is due, firstly, to the current crisis state of the socio-economic situation as a whole, a change in the norms and rules of communication in society; secondly, the coexistence of many alternative concepts, ideas about the interaction of the subjects of the educational process; thirdly, by the process of breaking stereotypes of thinking about the inviolability of the teacher's authority; fourthly, the conflict between generations and technologies. The article focuses on five possible strategies for resolving conflicts (rivalry, cooperation, compromise, avoidance, adaptation), and also considers the possibility of forming constructive strategies of conflict behavior in subjects of the educational environment of the college through the implementation of a program that includes psychological and pedagogical diagnostics, psychological prevention, counseling, psychological correction, social and psychological training.

Key words: subjects of the educational environment of the college, conflict, strategy of conflict behavior, socio-psychological training, the program for the formation of constructive strategies of conflict behavior of the subjects of the educational environment of the college

References

1. Enikeev M. I. Psihologicheskijjenciklopedicheskij slovar' [Psychological encyclopedic dictionary]. Moscow, Welby, Prospect, 2006, 560 p., ISBN 5-482-00456-2. (In Russian)

2. Antsupov A. Ya., Baklanovsky S. V. Konfliktologija v shemah i kommentarijah : ucheb. po-sobie [Conflictology in diagrams and comments: textbook. allowance]. St. Petersburg, Peter, 2005, 288 p., ISBN 5-469-00517-8. (In Russian)

3. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologija : ucheb. [Conflictology: textbook]. Moscow, UNITY-DANA, 2014, 591 p., ISBN 5-238-00396-X. (In Russian)

4. Khasan B. I. Konstruktivnaja psihologija konflikta [Constructive psychology of conflict]. St. Petersburg, Peter, 2003, 250 p., ISBN 5-94723-557-9. (In Russian)

5. Svetlov V. A. Klassifikacija strategij povedenija v konflikte K. Tomasa i R. Kilmenna i edinaja teorija konflikta [Classification of behavior strategies in conflict by K. Thomas and R. Kilmenn and a unified theory of conflict], Sbornik nauchnyh trudov SWorld [Digest of scientific works SWorld], 2014, vol. 16, no. 1, pp. 3-5. (In Russian)

6. Test Tomasa «Povedenie v konfliktnoj situacii». Proforientacija. Podgotovka k EGJe. Te-stirovanie, 2021, available at: https://proforientatsia.ru/test/test-tomasa-povedenie-v-konfliktnoj-situ-atsii/ (accessed: 16.09.2021). (In Russian)

7. Gol'eva G. Yu. Psihologicheskoe konsul'tirovanie: ucheb. posobie [Psychological counseling: textbook. allowance]. Chelyabinsk, Publishing house «Tsitsero», 2016, 112 p., ISBN 978-5-91283-753-1. (In Russian)

8. Dolgova V. I., Kondratyeva O. A., Sencheva L. A. Model' pedagogicheskoj korrekcii konfliktnogo povedenija studentov v obrazovatel'noj srede kolledzha [Model of pedagogical correction of conflict behavior of students in the educational environment of the college], Koncept: nauchno-metodicheskij jele-ktronnyj zhurnal [Concept: scientific and methodological electronic journal], 2018, no. 9, pp. 710-717, available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskoy-korrektsii-konfliktnogo-povedeniya-studentov-v-obrazovatelnoy-srede-kolledzha (accessed: 16.10.2021). (In Russian)

Ангеловская Светлана Константиновна,

заместитель директора ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С. В. Хохрякова», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, Челябинская область, г. Копейск, e-mail: [email protected]

Angelovskaya Svetlana Konstantinovna, Deputy Director, Kopeisk polytechnic college named after S. V. Khokhryakov, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Ko-peysk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Бабушкин, Д. А. Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса / Д. А. Бабушкин, М. О. Двойненко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 105-111.

УДК 377:004 ББК 74.47

актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса

Д. А. Бабушкин, М. О. Двойненко

В статье рассматриваются современные аспекты социализации обучающихся в киберсреде, а также вопросы, связанные с воспитанием и развитием у обучающихся навыков безопасного присутствия в онлайн-пространстве, мотивирование их к позитивной и созидательной деятельности в виртуальном пространстве. Наибольшую значимость данная тема приобретает с внедрением системы дистанционного образования в условиях недопущения распространения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.