ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ И СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVEL OF CONFLICT AND THE
STRATEGY OF BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION IN THE TEACHING STAFF OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
ЁЯ
УДК 159.9
Алонцева А.И., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры «Психологии и общей педагогики» Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Россия, г. Новокузнецк
Грякалова А.С., студент 2 курс, факультет «Психологии и педагогики» Новокузнецкий институт (филиал) КемГУ Россия, г. Новокузнецк
А1оп1зеуа А. I., [email protected] Сгуака1оуа А. 8., [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о взаимосвязи конфликтности и стратегией поведения конфликтной ситуации в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения. Больше всего внимания будет уделяться именно преподавательскому коллективу и его умению выйти из конфликтной ситуации с помощью тех или иных стратегий. Многие педагоги
1890
стараются избегать конфликтов и не создавать конфликтные ситуации. Знания педагогов сути профессиональных конфликтов становятся неотъемлемой частью современного работника образовательного учреждения. Отличительной чертой педагогического конфликта является то, что интересы участников конфликта на прямую сказываются на воспитанниках образовательного учреждения.
Annotation
This article discusses the relationship of the conflict and conflict conflict strategy in the pedagogical team of the preschool educational institution. Most of all attention will be paid to the teaching staff and his ability to get out of a conflict situation with certain strategies. Many teachers try to avoid conflicts and do not create conflict situations. Knowledge of teachers The essence of professional conflicts becomes an integral part of the modern employee of the educational institution. A distinctive feature of the pedagogical conflict is that the interests of the conflict participants are directly affected by the educational institutions. Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения, конфликтная ситуация, педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение. Keywords: conflict, "strategy of behavior", "conflict situation", "pedagogical team", "pre-school educational institution".
В течении столетий лучшие умы человечества формировали теоретические модели неконфликтующего сообщества, но иногда стремились воплотить их в жизнь. Необходимо выделить, то что из числа ученых вплоть до настоящего времени отсутствует единство понимания в природе конфликта. Однако нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, приверженцев последней точки зрения становится все меньше. Также независимо от понимания природы конфликтов все без исключения ученые единогласны в том, что данные социальные явления
1891
необходимо тщательно исследовать, создавать четкие советы и рекомендации, которые помогут их регулировать.
Многие педагоги стараются избегать конфликтов и не создавать конфликтные ситуации. Так же угроза возникновения конфликтной ситуации вызывает у педагога стрессовые ситуации, которые в дальнейшем влияют на его работоспособность.
Знания педагогов сути профессиональных конфликтов становятся неотъемлемой частью современного работника образовательного учреждения. Отличительной чертой педагогического конфликта является то, что интересы участников конфликта на прямую сказываются на воспитанниках образовательного учреждения.
Конфликт, как и множество понятий имеет множество значений и толкований. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов [2].
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, группы, классы, социальные институты и т.д. [4].
Конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины, такую характеристику конфликту дает К. Левин.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основания для классификации могут быть разнообразными: источник конфликта, форма выражения, тип разрешения и др. Так же конфликты могут быть скрытые, явные, кратковременные и затяжные и т.д. [7].
Динамика конфликта. Как любое социальное явление, конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет
1892
определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под влиянием его внутренних механизмов и внешних факторов.
Основными фазами конфликта являются:
• Начальная фаза;
• Фаза подъема;
• Пик конфликта;
• Фаза спада [1].
Конфликт в педагогическом коллективе не считается чем-то особенным, так как конфликт может проявиться не сразу во время создания коллектива, а наоборот, развиваться со временем. И чаще всего причиной конфликтов являются сами учащиеся.
Педагогический коллектив - это особая система, объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей воспитания и обучения.
В последние годы опубликованы работы (Н. С. Дежникова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Р. Х. Шакуров и др.), раскрывающие внутренние механизмы развития и функции управления педагогическим коллективом. Педагогический коллектив как социальное и профессиональное объединение людей воплощает в себе все общие признаки коллектива. Для педагогического коллектива как особой группы людей характерны также общественно и профессионально значимые цели деятельности, организованность, наличие руководства, сплоченность, относительная устойчивость и продолжительность функционирования [6].
Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского. Опыт Павлышской средней школы, изложенный в ряде работ
1893
В. А. Сухомлинского, подтвердил правомерность сформулированных им принципов коллективной организации деятельности учителей. В. А. Сухомлинский, в частности, отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы той или иной школы, а к оценке идей и концепций ее деятельности [2].
В отечественной литературе большинство определений конфликта имеет социологический аспект. Они отличаются тем, что авторами выделены различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.
В целом на сегодняшний день в литературе по изучению конфликта существуют самые различные его определения. Например, на Западе широкое распространение имеет понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом он понимает борьбу «за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника».
Было проведено исследование с помощью следующих методик: методика Томаса - Килманна (в адаптации Н.В. Гришиной) на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации, тест «Самооценка конфликтности» В. Ф. Ряховского и экспресс - диагностика выявления уровня конфликтности О. Л. Гончаровой.
В исследовании были проанализированы различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Выборка состояла из 5 педагогов детского сада. Анализировались те факторы, которые влияют на определенные стили разрешения конфликтной ситуации. Рассматривались дистанция власти, мускулинность и феминность, избегание неопределенности, кратковременная
1894
и долговременная временная перспектива, а также уровень конфликтности и стратегия поведения в конфликтной ситуации в педагогическом коллективе образовательного дошкольного учреждения. Полученные эмпирические данные могут быть использованы администрацией образовательных учреждений, педагогами и психологами в работе.. Были получены следующие результаты:
1. По данным методики Томаса - Килманна (в адаптации Н.В. Гришиной) в исследуемом коллективе соперничество является ведущей стратегией поведения при конфликте.
• Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.
• Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Сотрудничество эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет, каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта.
• Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс
1895
эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.
• Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
• Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.
2. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой группе результаты представлены следующем образом: высокая степень конфликтности у 4 человек, выраженная конфликтность у 3 человек, конфликтность выражена слабо у 1 человека, конфликтность не выражена у 2 человек, избегание конфликта - 5 человек.
3. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в исследуемой группе результаты представлены следующем образом: высокий
1896
уровень конфликтности у 6 человек, средний уровень конфликтности у 2 человек, низкий уровень конфликтности у 7 человек.
Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам К. Томаса и Р. Килманна, В. Ф. Ряховского, О. Л. Гончаровой, и установления зависимости между стратегией поведения в конфликтной ситуации с уровнем конфликтности нами в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных - корреляционный анализ К. Пирсона.
Согласно полученным данным, гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь между уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтной ситуации в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения, а именно чем ниже уровень конфликтности, то используется стратегия компромиссного решения конфликтной ситуации и чем выше уровень конфликтности, то используется стратегия соперничества, не подтверждается.
Используемые источники:
1. Добрынина, М. А. Теоретические и прикладные аспекты конфликтологии : учеб. пособие / М. А. Добрынина ; НФИ КемГУ. - Новокузнецк, 2011. -194 с. - ISBN 978-5-8353-0776-0. - Текст: электронный.
2. Дубовицкая, Т. Д. Конфликтология : учебное пособие / Т. Д. Дубовицкая.
— Сочи : СГУ, 2018. — 104 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https: //e.lanbook.com/reader/book/147770/ (дата обращения: 12.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Елсукова, Е. К. Н. И. ПИРОГОВ КАК ОСНОВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ В РОССИИ / Е. К. Елсукова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области.
— 2016. — №№ 4-2. — С. 65-67. — ISSN 2308-2127. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
1897
https://e.lanbook.com/joumal/issue/300968 (дата обращения: 19.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Золотых, Н. В. Психология и конфликтология : учебное пособие / Н. В. Золотых, А. В. Черняева. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2018. — 180 с. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119923 (дата обращения: 12.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Краткий психологический словарь. Санкт-Петербург: Феникс, 2010 г. -320 с. - Текст: непосредственный.
6. Якушин, А. С. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации / А. С. Якушин, А. А. Николаева // Бюллетень науки и практики. — 2018. — № 6. — 328-332. с — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/reader/j ournalArticle/485875/ (дата обращения: 19.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Изучение проблемы конфликтов в педагогической деятельности: сайт. -URL: http://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=1413 (дата обращения: 12.12.2020). - Текст: электронный.
8. Конфликт и его разновидности. Классификация конфликтов: сайт. - URL: https://psyfactor.org/personal/personal 10-12.htm (дата обращения: 12.12.2020). - Текст: электронный.
9. Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления - Курсовая работа: сайт. - URL: https: //works .doklad. ru/view/niK2Ij auBpI/all. html (дата обращения: 12.12.2020). - Текс: электронный.
10. Особенности педагогического коллектива: сайт. - URL: http: //www.bibliotekar.ru/pedago gika-3-2/ 159.htm (дата обращения: 12.12.2020). - Текст: электронный.
1898
11. Особенности педагогического коллектива и возможности его развития: сайт. - URL: https: //psyera.ru/5353/o sobennosti-pedago gichesko go-kollektiva-i-vozmozhnosti-ego-razvitiya (дата обращения: 21.11.2020). -Текст: электронный.
12. Психологические особенности взаимодействия учителей в педагогическом коллективе: сайт. - URL: https://docplayer.ru/56570633-Psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-uchiteley-v-
pedagogicheskom-kollektive.html (дата обращения: 05.12.2020). - Текст: электронный.
13. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: сайт. - URL: https://psy.wikireading.ru/6319 (дата обращения: 05.12.2020). - Текст: электронный.
14. Типы конфликтов - типы социальных конфликтов: сайт. - URL: https://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipologiya-konfliktov.html (дата обращения: 21.11.2020). - Текст: электронный.
15. Трудовой конфликт и его особенности: сайт. - URL: https://uchebnikfree.com/obschaya-konfliktologiya 1508/trudovoy-konflikt-ego-68559.html (дата обращения: 12.12.2020). - Текст: электронный.
Sources used:
1. Dobrynina, M. A. Theoretical and applied aspects of conflictology: textbook. manual / M. A. Dobrynina ; NFI KemSU. - Novokuznetsk, 2011. - 194 p. -ISBN 978-5-8353-0776-0. - Text: electronic.
2. Dubovitskaya, T. D. Conflictology: a textbook / T. D. Dubovitskaya. - Sochi : SSU, 2018. - 104 p. - Text: electronic / / Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/reader/book/147770/ (date of request: 12.12.2020). -Access mode: for authorizations. users.
3. Elsukova, E. K. N. I. PIROGOV AS THE FOUNDER OF PEDAGOGICAL CONFLICTOLOGY IN RUSSIA / E. K. Elsukova // Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region. - 2016. - №2 4-2. -
1899
pp. 65-67. - ISSN 2308-2127. - Text: electronic / / Lan : electronic library system. - URL: https://elanbook.com/journal/issue/300968 (accessed: 19.12.2020). - Access mode: for authorizations. users.
4. Zolotykh, N. V. Psychology and conflictology: a textbook / N. V. Zolotykh, A.V. Chernyaeva. - Volgograd : Volgogradsky GAU, 2018. - 180 p. - Text: electronic / / Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/119923 (date of request: 12.12.2020). - Access mode: for authorizations. users.
5. Brief psychological dictionary. Saint-Petersburg: Phoenix, 2010-320 p. - Text: direct.
6. Yakushin, A. S. Conflicts in the pedagogical collective: actions of the head of the educational organization / A. S. Yakushin, A. A. Nikolaeva / / Bulletin of Science and Practice. — 2018. — №№ 6. — 328-332. c-ISSN 2414-2948. - Text: electronic / / Lan : electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/485875/ (accessed: 19.12.2020). -Access mode: for authorizations. users.
7. Studying the problem of conflicts in pedagogical activity: website. - URL: http://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=1413 (date of request: 12.12.2020). -Text: electronic.
8. Conflict and its varieties. Classification of conflicts: site. - URL: https://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm (date of request: 12.12.2020). - Text: electronic.
9. Conflicts in the activities of the teaching staff and ways to overcome them-Coursework: website. - URL: https://works.doklad.ru/view/niK2IjauBpI/all.html (date of request: 12.12.2020). - Tex: electronic.
10. Features of the teaching staff: website. - URL: http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3-2/159.htm (date of request: 12.12.2020). - Text: electronic.
1900
11. Features of the teaching staff and opportunities for its development: website. -URL: https://psyera.ru/5353/osobennosti-pedagogicheskogo-kollektiva-i-vozmozhnosti-ego-razvitiya (accessed: 21.11.2020). - Text: electronic.
12. Psychological features of interaction of teachers in the teaching staff: website.
- URL: https://docplayer.ru/56570633-Psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-uchiteley-v-pedagogicheskom-kollektive.html (accessed: 05.12.2020). - Text: electronic.
13. Rybakova, M. M. Conflict and interaction in the pedagogical process: website.
- URL: https://psy.wikireading.ru/6319 (accessed: 05.12.2020). - Text: electronic.
14. Types of conflicts - types of social conflicts: website. - URL: https://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipologiya-konfliktov.html (accessed: 21.11.2020). - Text: electronic.
15. Labor conflict and its features: website. - URL: https://uchebnikfree.com/obschaya-konfliktologiya_1508/trudovoy-konflikt-ego-68559.html (date of request: 12.12.2020). - Text: electronic.
1901