Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2207
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ КОНФЛИКТА / МОТИВАЦИЯ КОНФЛИКТА / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОМПРОМИСС / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ИЗБЕГАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ / PERSONALITY / ADOLESCENCE / TEENAGE CRISIS / SOCIALIZATION / INTERACTION / RELATIONSHIPS / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / CONFLICT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONFLICT / CONFLICT BEHAVIOR / CONFLICT SITUATION / DETERMINISM OF CONFLICT / CONFLICT MOTIVATION / CONFLICT-FREE BEHAVIOR / COMPROMISE / ADAPTATION / AVOIDANCE / COMPETITION / COOPERATION / TACTICS OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна

Авторы работы опираются на исследования в области общей психологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности, психологии конфликта, ориентированные на теоретическое выявление проблемы конфликтогенности и детерминированности конфликта применительно к подростковому возрасту. В данной статье приводятся взгляды ученых на понятие «конфликт», анализируется феноменология конфликтности человека, выделяются психологические особенности конфликта, отмечается специфика конфликтного поведения и конкретизируется применительно к подростковой среде. Теоретические изыскания подтверждаются экспериментальным исследованием. Представлен опыт исследовательской деятельности на базе гимназических классов, результаты изучения выборки подростков. Охарактеризован диагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности конфликтности современных подростков и описаны данные диагностических методик. Обобщены результаты констатирующего этапа исследования Обозначена проблема конфликтности в подростковой группе, преобладание негативных взаимоотношений между подростками, использование не конструктивных тактик поведения и взаимодействия в конфликтной ситуации. По результатам диагностики подчеркнута необходимость дальнейшего проведения работы по преодолению конфликтов в подростковой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONFLICTNESS OF MODERN TEENAGERS

The authors refer to the research in the field of General psychology, social psychology, developmental psychology, personality psychology, conflict psychology, focused on the theoretical identification of the problem of conflict and determinism of conflict in relation to adolescence. This article presents the views of scientists on the concept of "conflict", analyzes the phenomenology of human conflict, highlights the psychological characteristics of conflict, the peculiarity of conflict behavior and all this is specified in relation to the adolescent environment. Theoretical research is confirmed by experimental research. The article presents the experience of research activities on the basis of gymnasium classes, the results of the study of a sample of adolescents. The performed diagnostic tools to identify the features of conflict modern teenagers describes the data and diagnostic techniques. The article summarizes the results of the ascertaining phase of the study outlines the problem of conflict in the adolescent group, the prevalence of negative relationships between adolescents, the use of constructive tactics of behavior and interaction in a conflict situation. According to the results of the diagnosis, the need for further work to overcome conflicts in the adolescent group was emphasized.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONFLICTNESS .

psychological science

УДК 159.9.072

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0091

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2019

Чикова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии Оренбургский государственный университет, филиал в Орске, (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected], [email protected])

Аннотация. Авторы работы опираются на исследования в области общей психологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности, психологии конфликта, ориентированные на теоретическое выявление проблемы конфликтогенности и детерминированности конфликта применительно к подростковому возрасту. В данной статье приводятся взгляды ученых на понятие «конфликт», анализируется феноменология конфликтности человека, выделяются психологические особенности конфликта, отмечается специфика конфликтного поведения и конкретизируется применительно к подростковой среде. Теоретические изыскания подтверждаются экспериментальным исследованием. Представлен опыт исследовательской деятельности на базе гимназических классов, результаты изучения выборки подростков. Охарактеризован диагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности конфликтности современных подростков и описаны данные диагностических методик. Обобщены результаты констатирующего этапа исследования Обозначена проблема конфликтности в подростковой группе, преобладание негативных взаимоотношений между подростками, использование не конструктивных тактик поведения и взаимодействия в конфликтной ситуации. По результатам диагностики подчеркнута необходимость дальнейшего проведения работы по преодолению конфликтов в подростковой группе.

Ключевые слова: личность, подростковый возраст, подростковый кризис, социализация, взаимодействие, взаимоотношения, межличностные отношения, конфликт, социально-психологический конфликт, конфликтность, конфликтное поведение, конфликтная ситуация, детерминированность конфликта, мотивация конфликта, бесконфликтное поведение, компромисс, приспособление, избегание, конкуренция, сотрудничество, тактики поведения.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONFLICTNESS OF MODERN TEENAGERS

© 2019

Chikova Irina Vyacheslavovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, leading researcher of scientific research laboratory Mantrova Maria Sergeyevna, candidate of pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Chair of Pedagogics and Psychology Orenburg State University branch in the city of Orsk (462403, Russia, Orsk, 15A Mira Avenue, e-mail: [email protected], [email protected])

Abstract. The authors refer to the research in the field of General psychology, social psychology, developmental psychology, personality psychology, conflict psychology, focused on the theoretical identification of the problem of conflict and determinism of conflict in relation to adolescence. This article presents the views of scientists on the concept of "conflict", analyzes the phenomenology of human conflict, highlights the psychological characteristics of conflict, the peculiarity of conflict behavior and all this is specified in relation to the adolescent environment. Theoretical research is confirmed by experimental research. The article presents the experience of research activities on the basis of gymnasium classes, the results of the study of a sample of adolescents. The performed diagnostic tools to identify the features of conflict modern teenagers describes the data and diagnostic techniques. The article summarizes the results of the ascertaining phase of the study outlines the problem of conflict in the adolescent group, the prevalence of negative relationships between adolescents, the use of constructive tactics of behavior and interaction in a conflict situation. According to the results of the diagnosis, the need for further work to overcome conflicts in the adolescent group was emphasized.

Keywords: personality, adolescence, teenage crisis, socialization, interaction, relationships, interpersonal relationships, conflict, socio-psychological conflict, conflict, conflict behavior, conflict situation, determinism of conflict, conflict motivation, conflict-free behavior, compromise, adaptation, avoidance, competition, cooperation, tactics of behavior.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Аспекты становления личности подростков, проблематика их внутреннего мира, школьных конфликтов в данном возрасте и путей их предупреждения являются одними из наиболее злободневных и актуальных тем в психологической науке на современном этапе её развития (Е.А. Бауэр [1], Н. Блюмкина [2], Д.Д. Еникеева [3], Е.В. Киржой [4], И.Ю. Кулагина [5], О.А. Карабанова [6], Л.М. Семенюк [7], Е.Г. Семенова [8], Ф. Райс [9], О.И. Шмырев [10] и др.).

Особенности школьного социума, возросшая напряженность в межличностных отношениях, сложности взаимодействия с взрослеющими детьми, а зачастую и неумение, порождают востребованность проблемы и необходимость её разрешения [11-13].

Современными исследователями в большинстве случаев обозначаются специфические особенности подростков, в числе которых безразличие, холодность к окружающим людям, либо жестокость ко всему, повышенная конфликтность личности. Обозначенное выше

инициирует особую миссию педагога и психолога в условиях школьного обучения, их верных воздействий, методов и тактик взаимодействия и сопровождения.

В силу сложности возраста конфликтность становится постоянным спутником подростков, а, следовательно, важно через разрешение конфликтной ситуации повлиять на ребенка, мотивировать его пересмотреть собственные взгляды на себя, других, мир в целом, привести его поведение к социальной норме.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проведя анализ психологической литературы, неоспоримым является тот факт, что понятие конфликта трактуется учеными по-разному, в зависимости от подхода, направленности, поэтому существует большое многообразие характеристик, которые стараются раскрыть это явление с разных сторон. Приведем лишь некоторые.

Слово «сопШсШб» с латинского языка буквально означает «столкновение» [14-15]. Вопрос о детерминиро-

386

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

психологические науки

Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ ...

ванности столкновении решается в науке разнопланово [16-18]. В частности, сторонники психодинамических концепции трактуют конфликт через актуализацию двух и более мотивов, побуждении, проявляющихся одновременно [13].

К.А. Абульханова-Славская анализ дефиниции «конфликт» представляет, как некоторое средство самоутверждения; обозначает понимание конфликта процессуально как поиск выхода, активность в направлении стабилизации отношении [19].

В области конфликтологии (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) конфликт «наиболее острый способ разрешения значимых противоречии, возникающих в процессе взаимодеиствия, заключающиися в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [20].

Б.И. Хасан трактует конфликт, как характеристику взаимодеиствия, где деиствия «взаимодетерминируют» и «взаимозаменяют» друг друга [21].

Представители бихевиористкой теории при анализе конфликта исходят из альтернативных возможностеи реагирования альтернативного порядка [18]. В то время, когда когнитивисты указывают на столкновение феноменов сознания [20].

Итак, резюмируя, отметим, что в приведенных выше определениях, рассматриваются три наиболее значимые категории в ситуации противоречия: мотив-действие-образ, которые органически совмещаются в каждой определенной ситуации.

Углубляя далее психологический анализ, укажем, что конфликт порождается разнообразными видами противоречий [22]. Однако, важно заметить, что они являются необходимыми, но недостаточными условиями конфликта. Сам конфликт инициируется действиями конкретных людей, групп и др. [21].

Наш интерес сосредоточен на социально-психологическом конфликте, под которым понимается «резкое обострение противоречий, возникающих, протекающих и развивающихся в сфере общения людей» [14]. Следствием, являются следующие типы конфликтов: личность-личность; личность-группа; группа-группа.

Особый период жизни человека, находящийся между детством и взрослостью - подростковый возраст. На этой ступени развития перед подростком открывается особый мир, происходит включение, «врастание» в новую систему отношений, актуализируется общение со взрослыми и сверстниками, где подросток пытается занять свое место, выполнять новые для него функции [9; 12]. Также у подростка существенно расширяется сфера социального общения, создаются возможности усвоения социальных ценностей и формирования качеств личности [4; 6].

На фоне таких новообразований подросток проявляет свою индивидуальность, ищет себя, но этот опыт не всегда положительный, а зачастую конфликтный [5; 7]. Конфликты в подростковой среде скорее норма, а детерминированность их сопряжена с грубостью, хамством, жестокостью, озлобленностью. Но, как правило, наиболее часты конфликты, связанные с лидерством, завоеванием первенства в классе.

О. Ситковская и О. Михайлова в своих наблюдениях выявили, что путь к лидерству в подростковой среде связан с демонстрированием своего превосходства, цинизма, жестокости [8].

Конфликты в подростковом возрасте в отношении к одноклассникам специфицированы становлением морально-этических критериев оценки сверстника, особыми требованиями к его поведению [23-24].

Интенсивность конфликтов, их глубина находятся в прямой зависимости от успешности процесса социализации личности подростка, то есть от усвоения нравственных и духовных ценностей [4; 10].

Итак, теоретические источники обозначают высокую вариативность протекания кризиса у подростков,

определяют его зависимость от условий среды, а в этом ключе актуализируют необходимость психолого-педагогического сопровождения подростков и подростковой группы в целом.

Формирование целей статьи (постановка задания). Теоретическое обоснование проблемы конфликтности подростков и ее практико-инструментальное решение на выборке гимназистов определяет направленность нашей дальнейшей работы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Базой экспериментальной работы выступила Гимназия г. Новотроицка, испытуемыми параллель 7-х классов данного образовательного учреждения. Выборка составила 58 человек.

На этапе констатации нами подобраны психодиагностические методики, позволяющие, на наш взгляд исследовать проблему конфликтности в подростковой группе: анкетирование, «Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации» тест К. Томаса [25], «Тест на конфликтность Кноблох-Фальконетт» [26].

В ходе анкетирования нами получен достаточно обширный массив данных. Представим, однако, наиболее значимые результаты.

По мнению респондентов, классы не сформированы, как коллективы, отсутствует их сплоченность, что обозначается 56% респондентов при наличии 18% учащихся, утверждающих об обратном. Оставшаяся часть выборки (26%) отнесены к нейтральной категории, поскольку ни однозначно утвердительного, ни отрицательного ответа нами не получено.

При ответе на вопрос анкеты, касающийся специфики взаимоотношений с одноклассниками, респондентами обозначено: «взаимоотношения в классе хорошие» - на это указывают 22% подростков, на преобладание плохих взаимоотношений в подростковых группах ссылаются 59% и затруднились дать ответ по данной характеристике 19% учащихся выборки.

Выявление частоты конфликтов в подростковой группе позволило конкретизировать следующие моменты:

1. Больше половины класса указали, что достаточно часто вступают в конфликт или являются непосредственными его участниками (62%);

2. Отнесли себя к бесконфликтному поведению 9% подростков;

3. Ситуативность обозначили 29% респондентов.

Далее нами выявлялась позиция подростков относительно инициаторов конфликта в группе. Согласно данным 77% подростков указывают инициаторами конфликтов в группе сверстников-одноклассников, причем процент достаточно высокий по данной выборке. Только 8% испытуемых признают собственную вину при разворачивании конфликтного взаимодействия, инициировании конфликта и 15% затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Специфика изучения способности подростков к контролю собственного поведения в ситуации конфликта связана с рядом фактов:

1) 48% не способны осуществлять контроль собственного поведения, они допускают оскорбления других;

2) Вторая менее представленная группа подростков обозначила ситуативность использования оскорблений и переход на личности при разворачивании конфликтной ситуации (33%);

3) Лишь 19% респондентов способны контролировать собственное поведение.

Ценными явились ответы респондентов на вопрос о мотивационной стороне конфликта. Важность позиции победителя в конфликте не однозначно трактовалась респондентами, в частности:

1. Выйти из конфликтной ситуации победителем важно для 59% респондентов;_

Chikova Irina Vyacheslavovna, Mantrova Maria Sergeyevna psychological

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CONFLICTNESS ... science

2. Не претендуют на позицию победителя в данной общности подростков только 7%;

3. Не определились в собственной позиции - 34% подростков.

Одним из вопросов анкеты мы попытались выяснить, какие эмоции испытывают респонденты во время конфликтной ситуации. Ранжирование полученных показателей обозначило следующее (показатели представлены в порядке их убывания): злость - 23%; злорадство - 23%; страх - 19%; обида - 18%; ненависть - 15%.

Выявление причинообусловленности конфликтного поведения подростков в данной выборке вариативно и представлено следующим:

- самый высокий показатель детерминации конфликтов, по мнению подростков, обозначен в сфере поведения одноклассников (24%);

- также высокий показатель подростки отдали оскорблениям - 23%;

- далее по рангу представлены противоречия в учебной деятельности подростков и показатель равен 21%;

- несовпадение взглядов, позиций оценено 17% подростков;

- взаимодействие с противоположным полом, как причину конфликтов обозначили 15% подростков.

Итак, анализируя результаты опроса по данной выборке обозначается ситуация нетерпимости к критике у большинства подростков, переоценки своих возможностей, демонстрации чувства превосходства над сверстниками, проявление не сдержанности, импульсивности в поведении, вплоть до оскорблений, что в целом и порождает конфликтность в данной выборке.

В этой связи, учитывая возраст испытуемых и констатируя тот факт, что многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности важно продолжить изучение конфликтности подростков.

В этой связи, нами был проведен тест К. Томаса. У исследуемых испытуемых преобладают такие стили поведения в конфликтной ситуации, как:

- компромисс (30%);

- приспособление (30%);

- предпочитают избегать конфликтов (17%),

- сотрудничать с другой стороной (13%),

- стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, то есть для них конкуренция стоит на первом месте (10%).

В продолжение исследования нами проведен «Тест на конфликтность Кноблох-Фальконетт», результаты которого обозначили:

- 61% характеризуется гармоничностью. При таком уровне подростки чувствуют внутреннее спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний, а также последовательность в поведении;

- оставшиеся подростки выборки отнесены нами по критериям методики к уровню внутренней конфликтности (39%). Такие подростки характеризуются склонностью к самообвинениям, нерешительностью и неуверенностью в себе.

Таким образом, проведенная диагностика обналичила проблему конфликтности в подростковой группе, преобладание негативных взаимоотношений между подростками, использование не конструктивных тактик поведения и взаимодействия в конфликтной ситуации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следовательно, возникает необходимость проведения работы по преодолению конфликтов в подростковой группе, на что направлен следующий этап экспериментального исследования.

Психолого-педагогический эксперимент показал, что на начало исследования группа подростков имела высокий уровень конфликтности, взаимоотношения в группе оценивались как негативные, причины конфликтов сводились к поведению одноклассников, использо-388

ванию оскорблений и др. Установлено, что подростки испытывают внутренние противоречия в силу возраста и кризисного периода, эмоции негативной направленности в ситуации конфликтного взаимодействия, в большинстве случаев используют конкуренцию и компромисс как основные стили поведения в конфликте и характеризуются у 1/3 части внутренней конфликтностью. Современная жизнь в силу экономической нестабильности, кризиса ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенности в будущем характеризуется усиленной конфликтной заряженностью. Ряд социально-психологических исследований свидетельствует об увеличении количества конфликтов в стенах школ, и о неумении конструктивно разрешать конфликтные ситуации среди всех участников образовательного процесса. В этом ключе, наша работа является попыткой решить проблему, но не исчерпывает всех аспектов. Работа с подростками в данном направлении должна быть продолжена. Полученные данные имеют практическую и теоретическую значимость, но вместе с тем обозначают проблемные области, изучение которых должно быть продолжено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бауэр Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия //Педагогика, 2010. N 8. С. 105-108.

2. Блюмкина Н. Как помочь ребенку в период подростковых изменений //Школьный психолог, 2008. N1. С.18-22.

3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 1998. 304 с. ISBN 5-7695-0280-0.

4. Киржой Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Воспитание школьников, 2012. N 6. С. 34-39.

5. Кулагина И.Ю. Подростки с проблемами развития: специфика мотивации в условиях социальной депривации // Дефектология, 2011. N1. С. 80-86.

6. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология, 2011. N2. С. 36-47.

7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. М.: МПСИ, 1998. 96 с. ISBN 5-89502-041-0.

8. Семенова Е.Г. Особенности развития активной личности подростка // Среднее профессиональное образование, 2010. N 8. С. 37-39.

9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.

10. Шмырев О.И. Эмоциональный компонент в творческом построении себя во временном пространстве в подростковом возрасте //Мир психологии, 2011. N 3. С. 175-185.

11. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: учебное пособие. Москва: Пед. об-во России, 2004. 160 с. ISBN 5-93134-255-9.

12. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.

13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие. Москва: Академия, 2003. 256 с. ISBN 5-7695-0653-9.

14. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: «Высшая школа», 2014. 289 с. ISBN 995-102-57356-2.

15. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. М.: «Высшая школа», 2017. 512 с. ISBN 5-32636-5042-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. СПб.: Питер, 2013. 512 с. ISBN 978-5-496-00113-7.

17. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2000. 320 с. ISBN 5-8297-0044-1.

18. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие. Минск: Университетское, 2002. 318 с. ISBN 985-09-0448-8.

19. Абульханова-Славская К.А. Проблема индивидуальности в психологии / Психология индивидуальности: новые модели и концепции // Коллективная монография под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009. С.14-63.

20. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. СПб.: Питер, 2006. 528 с. ISBN978-5-496-01216-6.

21. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 204 с. ISBN 978-5-534-06474-2.

22. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с. ISBN 978-5-91180-895-2.

23. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной пси-хологии/А.И. Донцов, Т.А. Полозова //Психологический журнал. 1980. № 6. С.119-133.

24. Дейч М. Конфликт: социально-психологическая перспектива / М. Дейч, М. Шикман; пер. Н.Н. Вахатов // Социальный конфликт: со-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

психологические науки

Чикова Ирина Вячеславовна, Мантрова Мария Сергеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОСТИ ...

временные исследования: реферативный сборник. М., 1991. С.70-74.

25. Детская психодиагностика и профориентация / под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 384 с. ISBN5-222-00759-6.

26. Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 400 с. ISBN 978-5-388-00305-8.

Статья поступила в редакцию 02.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.