НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Проблема развития ученического коллектива и преодоление подростковых конфликтов: из опыта работы
о с
U
сэ см о см
Брижатая Ольга Андреевна,
аспирант, институт социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» E-mail: [email protected]
Игнатова Валентина Владимировна,
Профессор, д.п.н., институт социально-гуманитарных технологий ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» E-mail: [email protected]
Проблема школьных конфликтов становится все более актуальной, последствия конфликтов в подростковом возрасте непредсказуемые и не всегда положительные, очень часто выливаются в стрессы, депрессии, серьезные психические расстройства, которые могут привести ребенка в состояние безысходности, полной отстранённости и суициду. Изучение особенностей развития ученического коллектива позволяет правильно понять и выявить условия их преодоления. Но развитие любого коллектива - процесс непредсказуемый и многовариативный. Учитывая все эти факты, необходимо поддержать подростков в это время и дать им алгоритм действий, который поможет выйти из любой конфликтной ситуации без негативных последствий. Развитие коллектива в подростковом возрасте в настоящее время требует поиска особых способов, которые должны учитывать именно особенности развития конкретного детского сообщества, формирующегося в условиях социального кризиса школьной системы.
Ключевые слова: ученический коллектив, конфликт, подростковый возраст, организованность, педагог.
Весь образовательный процесс в школе выстроен вокруг личности обучающегося, его познавательных потребностей и организации ученического коллектива. Однако, несмотря на это, проблема школьных конфликтов становится все более актуальной. В настоящее время ученые и педагогические работники говорят о разнообразии школьных конфликтов и их причинах (соперничество, обиды, борьба за авторитет, оскорбления, несдержанность педагога и другие) и считают данное явление неизбежным. С их точки зрения (более 50% опрошенных педагогов) напряженных моментов в школьной жизни очень много и каким образом эти моменты будут разрешены во многом зависит не только от понимания педагогом его особенностей развития, но и зависит от настроенности ученического коллектива. Данная статья посвящена влиянию ученического коллектива на преодоление школьных конфликтов.
Изучение особенностей развития ученического коллектива позволяет правильно понять и выявить условия преодоления конфликтных ситуаций в нем. Коллектив представляет собой устойчивую организационную единицу в разветвлённой структуре школы, объединяет детей одного или различных физиологических возрастов для успешной социализации и обогащения опыта взаимодействия [1;2]. Коллектив обучающихся или иначе ученический коллектив можно определить как «постоянный или временный состав людей, организационную структуру, объединенную для решения общих задач, ведения совместной деятельности, с учетом предъявляемых к ним требований» [3].
Развитие любого коллектива - процесс непредсказуемый и многовариативный, но то, что в управлении коллективом большая часть функций возложена на сам коллектив уже говорит о том, что социальное взаимодействие с целью преодоления школьных конфликтов должно быть организовано в соответствии с особенностями конкретного коллектива, осознанно принято членами, должно соответствовать уровню развития ученического коллектива [4]. В нашем исследовании обращается особое внимание на взаимозависимость организованности ученического коллектива с конфликтностью его членов.
Изучая сущность конфликтов, Н.В. Гришина отметила, что «в обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий» [5, 15].
Еще В.А. Сухомлинский писал о том, что школьные конфликты - это большая беда. «Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива» [6]. Конфликт - это разновидность социальных отношений, подразумевающий борьбу за ценности, значимые для обеих сторон, но в тоже время, это понятие можно связывать со способом разрешения противоречий, происходящих в процессе социального взаимодействия, что выражается в противодействии участников этого взаимодействия и имеет как положительные так и отрицательные последствия [7; 8]. Понятие конфликта многовариативное, оценивается и интерпретируется разными авторами по-разному, но есть общие тенденции: большинство авторов поддерживают идею о том, что конфликт - неизбежен и нужен для общества и коллектива в частности.
В период подросткового возраста конфликты в ученическом коллективе становятся частым явлением, так как подростки переживают один из самых сложных периодов в их жизни, проходит не только психо-физиологическое взросление, но и самопознание, самореализация и самоутверждение в детском и взрослом сообществе. Последствия конфликтов в этом возрасте непредсказуемые и не всегда положительные, очень часто выливаются в стрессы, депрессии, серьезные психические расстройства, которые в свою очередь могут привести ребенка в состояние безысходности, полной отстранённости и суициду. Именно поэтому необходимо поддержать подростков в это время и дать им алгоритм действий, который поможет выйти из любой конфликтной ситуации без негативных последствий.
Для того, чтобы правильно понять чем современный школьный конфликт характеризуется и каким образом его видит педагогический коллектив школы, нами проведено исследование среди учителей МАОУ СШ № 149 г. Красноярска (был проведен анонимный опрос), в котором приняли участие 87 учителей-предметников. Анализ результатов опроса показал, что проблема школьных конфликтов остро проявляется в образовательных организациях, этот факт отметили 100% опрошенных учителей. При этом 92% учителей считают школьные конфликты важным препятствием в учебной деятельности подростка, его социального взросления. Так же педагоги отметили, что работа по предупреждению и разрешению школьных конфликтов должна быть возложена не только на учителей, но и родителей, с этим согласны 82,7% респондентов.
Среди самых распространенных способов предотвращения школьных конфликтов педагоги предложили достаточно классические формы работы: индивидуальные беседы с психологом (чтобы найти истинные причины конфликтного поведения), запись в секции и кружки (чтобы у ребенка не было временя на провокации и он был занят любимым делом), работа классного руководителя с родителями (чтобы было всестороннее воз-
действие на формирование личности) и другие. Результаты опроса представлены в диаграмме на рисунке 1.
95,4
81,6
и Индивидуальные беседы с
психологом 'И Дополнительное образование
подростка ■ Работа с родителями
и Совместные мероприятия в
классе 3 Применение санкций к
ученику л Психологические тренинги
э Другое 50 5
Варианты предотвращения и разрешения конфликтов
Рис. 1. Педагогические меры по преодолению
конфликтов подростков в ученическом коллективе
На данном рисунке наглядно показаны самые распространенные ответы педагогов о мерах, которые они предпринимают в реальной школьной ситуации для преодоления конфликтов подростков в ученическом коллективе. Самыми распространенными и популярными ответами (в различных интерпретациях) в опроснике были: совместные мероприятия в классе, индивидуальные беседы учащихся с психологом и психологические тренинги. В диаграмме показаны самые популярные ответы учителей. Стоит отметить, что совместные мероприятия проводят более 95% учителей, но вот актуальность преодоления конфликтов от этого меньше не становится, с каждым годом конфликты в школе становятся все более жестокими и непредсказуемыми. В тоже время достаточно мало внимания уделяется одному из самых эффективных способов - увлечение ребенка секциями и кружками, где он сможет реализоваться и быть успешным, а значит отвлечь свое внимание от школьных проблем и проявить себя с другой, положительной стороны не только в специализированном коллективе, но и перед одноклассниками и педагогами.
К сожалению, всего пятнадцать учителей от общего количества респондентов не только ответили на все предложенные вопросы, но и дали комментарии к своим ответам. Они описали, как реализуются данные меры на практике и что в себя включают. Психологические тренинги как способ преодоления конфликтов - это совместные игры (например, «Королевство», в которой идет самооценка своих способностей для блага Королевства и выстраивание ролей в систему иерархии, «Мои желания» - для анализа системы ценностей как конкретного ученика, так и класса в целом). А работа с родителями чаще всего осуществляется на родительских собраниях, при личной встрече или он-лайн комьюнити. На удивление, более
о о 00 "О
1=1 А
о от
А
и о 00 А
о с
и
сэ см о см
27% опрошенных учителей применяют меры наказания к ученикам, не привлекают их к совместной работе или, по признанию учителей, влияют с помощью оценок на учеников-раздражителей. Опрос педагогов показал, что ученический коллектив не задействован в преодолении и разрешении конфликтов. Все представленные меры связаны с учительско-родительской деятельностью. Однако, активное участие детей для преодоления конфликтной ситуации крайне необходимо.
Таким образом было выяснено, что проблема конфликтности подростков в ученическом коллективе стоит достаточно остро и требует серьезного осмысления и поиска новых подходов к их разрешению. В процессе опроса педагоги не дали конкретного ответа на вопрос о том, на самом ли деле уровень организованности ученического коллектива влияет на конфликтность в нем? В нашем исследовании приняли участие 124 обучающихся. Все референты учатся на одной параллели школы, имеют равные образовательные стандарты, придерживаются единого плана школьной воспитательной работы, в котором отсутствовали мероприятия посвященные педагогическому взаимодействию детей с целью предотвращения школьных конфликтов.
Общая характеристика референтной группы: общее количество 124 человека, из которых 61 мальчик и 63 девочки; была взята параллель 5-х классов, куда входили 5 «А» (32 ученика), 5 «Б» (31 ученик), 5 «И» (30 учеников), 5 «М» (31 ученик) классы; основные учебные характеристики 5 «А» класса по итогам первой четверти: успеваемость - 100.00%; качество знаний - 68.75%; обу-ченность - 59.75%; средний балл - 3.81; основные учебные характеристики 5 «Б» класса по итогам первой четверти: успеваемость - 100.00%; качество знаний - 83.33%; обученность - 64.13%; средний балл - 3.97; основные учебные характеристики 5 «И» класса по итогам первой четверти: успеваемость - 100.00%; качество знаний - 83.87%; обученность - 66.45%; средний балл - 4.03; основные учебные характеристики 5 «М» класса по итогам первой четверти: успеваемость - 100.00%, качество знаний - 77.42%, обученность - 63.48%, средний балл - 3.94.
Уровень организованности коллектива диагностировался по одной из самых эффективных методик, предложенных Л.И. Уманским в виде карты-схемы [9]. Данная методика представляет собой 15 пар высказываний, которые нужно оценить по шкале от 1 до 5, где 1 - это минимальный балл и самая низкая оценка высказывания, а 5 - максимальный балл и соответственно самая высокая оценка высказывания. Данная карта-схема предлагалась независимым экспертам, которые оценивали со стороны поведение и организованность коллектива по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой. В качестве независимых экспертов выступали учителя-предметники, педагог-психолог, работающий на данной парал-
лели, социальный педагог, классные руководители, завуч по учебно-воспитательной работе. По каждому классу в данном исследовании приняли участие по 10 учителей-предметников.
Как отметили эксперты, учащиеся всех классов практически всегда хорошо взаимодействуют друг с другом в учебном процессе, периодически оказывают друг другу помощь в работе. Так же следует отметить, что данные ученические коллективы поддерживают на достаточно высоком уровне коммуникацию с другими классами на параллели, сотрудничают с другими коллективами за счет чего формируются устойчивые взаимосвязи, школьники охотно включаются в совместную с ними работу и получают положительный опыт для себя. Так же среди общих достаточно высоких показателей можно отметить и то, что практически во всех класса (кроме 5 «Б») наблюдается крайне негативное отношение к расформированию и даже его попыткам. Так же бросается в глаза, что в каждом классе присутствуют явные лидеры, которые могут организовать класс, пользуются авторитетом, но этих лидеров в классе как раз слишком много, что уже между ними иногда начинается скрытый конфликт «за власть и признание».
Эксперты так же обратили внимание на то, что любые, даже самые незначительные трудности могут разрушить коллектив и неудачи в коллективных делах не сплачивают, а наоборот ставят коллектив на грань разрушения, толкают отказаться от широкомасштабных планов. Несмотря на то, что в классах имеются органы самоуправления, но чаще всего актив класса или организаторы помогают выбирать классные руководители или же назначаю их сами, так как ученический коллектив не в состоянии без посторонней помощи решить этот вопрос: проявляется нерешительность или равнодушие. Во всех классах, кроме 5 «М» достаточно негативно и враждебно относятся к новичкам, класс не помогает им адаптироваться в коллективе и даже противодействует их включению в совместную деятельность. В классах существуют проблемы в согласовании действий между членами группы, что говорит о низких организаторских способностях лидеров коллектива в целом.
Особо низкие оценки эксперты поставили 5 «И» классу по наличию органов самоуправления, при личной беседе они пояснили, что именно в этом классе присутствуют проблемы высокой конкуренции среди мальчиков, что теоретически объясняет трудности в коммуникации внутри коллектива, а при малейших проблемах в коллективе возникают разногласия, учащиеся начинают обвинять друг друга в случившемся, и надежды на продолжение сотрудничества и совместной деятельности не остается. Такие же проблемы и в 5 «Б» классе, где ситуация схожая, только непонимание и соперничество возникает среди девочек, которых там в большинстве. И если у мальчиков конфликты могут разрешиться так же быстро, как и возникнуть, то вот в коллективе, где большин-
ство девочек, долгие обиды и «перетягивание каната» может продолжаться долгое время.
Ситуация в 5 «М» классе по всем показателям разительно отличается и из максимального количества баллов (75 баллов) эксперты оценили организованность коллектива в 53 балла. Для сравнения в 5 «А» классе организованность коллектива была оценена в 36 баллов. Эти показатели интересны для дальнейшего изучения и учета их в процессе экспериментальной работы.
Согласно лепестковой диаграмме (рисунок 2) можно сделать вывод о том, что по многим пунктам опросника у каждого коллектива есть достаточно серьезные проблемы: в 5 «А» классе проблемы с согласованностью, самостоятельностью выборов организаторов, разрешением коллективных проблем и работой над собой по преодолению трудностей; в 5 «Б» классе трудность являются важным фактором разрозненности коллектива, а к новичкам здесь относятся с настороженностью и агрессией, поэтому в коллектив их не принимают; в 5 «И» классе как таковых органов самоуправления нет, они назначаются время от времени для организации массовых мероприятий, а развитию коллектива мешают разрозненные минигруп-пировки, которых в классе семь; в 5 «М» классе не все гладко с самостоятельностью в отношении органов самоуправления и согласованности членов коллектива, потому класс не может добиться высокого уровня развития коллектива.
■5 "А" класс J 5 "Б" класс
5 "И" класс "М" класс
Наличие организаторо1 Взаимодействие между всеми ,
Органы самоуправления
Отношение к расформирована
Минигруппировки взаимодействую...
Согласование действий внутри
Отношение новиЧЖш связ: другими
Самостоятельный выбор.
Взаимодействие нутри коллектива
Взаимопомощь
Быстрое преодоление.
Неудачи
мотивируют. аимодействие с
другими.
Рис. 2. Лепестковая диаграмма результатов мониторинга организованности коллектива по Л.И. Уманскому
На диаграмме представлены 15 вопросов (это пики многоугольника), которые были предложены независимым экспертам для оценки. Каждый ученический коллектив имеет явные слабые стороны, которые мешают им быть более эффективными в системе школьных связей, повышают вероятность развития конфликтных ситуаций и создают дискомфортные условия для всех участников образовательного процесса.
На основе изучения состояния развития коллектива в подростковом возрасте и предрасположенности к конфликтам выявлено, что в ряде классов имеется низкий уровень организации ученического коллектива и как следствие возникают
конфликты различного характера и уровня. В целом анализ материалов, полученных в ходе опроса, наблюдения, позволяет сделать вывод о том, что между уровнем организованности подросткового коллектива и конфликтностью его членов существует взаимосвязь. А это значит, что укрепление коллектива будет снижать частоту и остроту возникающих школьных конфликтов. Однако развитие коллектива в подростковом возрасте в настоящее время требует поиска особых способов, которые должны учитывать именно особенности развития конкретного детского сообщества (на это обратили внимание 78,1% педагогов) формирующегося в условиях социального кризиса школьной системы, когда растет социальная разобщенность, разрушается деловое взаимодействие между школой и семьей, школа становится «ареной» изнурительной работы педагогов, семья не доверяет школе и другое.
Литература
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
2. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
3. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN216.pdf
4. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. -С. 247
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 544 с:
6. Методика воспитания коллектива / В.А. Су-хомлинский. - Москва: Просвещение, 1981. -192 с.
7. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 4-е изд. исп. и доп. - М.: Экс-мо, 2009. - 512 с.
8. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 3-15.
9. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников / Л И. Уманский, А.С. Чернышев [и др.]. - Курск: Курск, пед. инт, 1971. - 33 с.
THE PROBLEM OF SCHOOL TEAM DEVELOPMENT AND OVERCOMING TEENAGE CONFLICTS: FROM WORK EXPERIENCE
Brizhataya O.A., Ignatova V.V.
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva
The problem of school conflicts is becoming more and more urgent, the consequences of conflicts in teenage years are unpredictable and not always positive, very often result in stress, depression, serious mental disorders that can lead a child into a state of despair, complete detachment and suicide. The study of the peculiarities of the development of the school team allows you to correctly understand and identify the conditions for overcoming them. But the development of any team is an unpredictable and multivariate process.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
It is necessary to support adolescents at this time and give them an algorithm of actions that will help them get out of any conflict situation without negative consequences. The development of the team in adolescence currently requires the search for special methods that should take into account the particular developmental features of a particular children's community, which is being formed under the conditions of the social crisis of the school system.
Keywords: school team, conflict, teenage years, organization, teacher.
References
1. Voronin A. S. Glossary of terms on general and social pedagogy. Ekaterinburg: GOU VPO USTU-UPI, 2006.
2. Petrovsky A.V., Shpalinsky V.V. Social psychology of the team. - M.: Education, 1978. - 176 p.
3. Farkshatova I.A. Education of the student body: research results // Internet magazine "World of Science" 2016, Volume 4, number 2 http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN216.pdf
4. Kapterev PF Izbr. ped. op. - M., 1982. - S. 247
5. Grishina NV Psychology of conflict. 2nd ed. - SPb.: Peter, 2008.- - 544 p
6. Methods of upbringing the team / V.A. Sukhomlinsky. - Moscow: Education, 1981. - 192 p.
7. Antsupov, A. Ya. Conflictology / A. Ya. Antsupov, A.I. Shipilov. -4th ed. isp. and add. - M.: Eksmo, 2009.- - 512 p.
8. Rubinstein S.L. The problem of abilities and questions of psychological theory // Questions of psychology. - 1960. - No. 3. -S. 3-15.
9. Map-scheme of psychological and pedagogical characteristics of a group of schoolchildren / L I. Umansky, A.S. Chernyshev [and others]. - Kursk: Kursk, ped. int, 1971. - 33 p.
o d
u
O
CM
o
CM