Научная статья на тему 'Причины разрушения налогового потенциала страны в современных условиях'

Причины разрушения налогового потенциала страны в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурова Вера Александровна, Перзеке Николай Борисович, Швец Юрий Юрьевич

На сегодняшний день, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, связанную с реформированием налоговой системы в 2017-2020 гг., наиболее актуальным вопросом является динамика изменения в структуре налогового потенциала, ориентированного на повышение существующего уровня поступлений в бюджет каждого региона и улучшение показателей уровня жизни населения. Несмотря на значительное количество работ, посвященных формированию налогового потенциала региона с целью повышения уровня жизни населения, не существует единого подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны в современных условиях, что и является важным аспектом исследования. Таким образом, в условиях новой экономической реальности в работе представлен комплексный подход к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны, который включает факторы, фискальную (налоги) и монетарную (кредиты) политики, а также наиболее значимые обстоятельства и меры по улучшению социально-экономической ситуации, что в целом, способствуют росту экономики страны. При исследовании авторами были использованы следующие методы: ассоциаций и аналогий (для систематизации факторов-угроз, влияющих на налоговый потенциал), экономического анализа (для оценки уровня развития налоговой и банковской системы), а также системно-структурного анализа (для разработки и обоснования комплексного подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны). Таким образом, наиболее значимыми обстоятельствами, влияющие на разрушение налогового потенциала страны являются недостаточная конкурентоспособность национальной продукции, снижение инвестиционной привлекательности страны и дисбалансы отдельных стран, причинами чего оказывается проводимая властями фискальная и монетарная политика, а также стоимость ресурсов и компонентов, которая также полностью зависит от первых двух факторов. По мнению авторов, следует, прежде всего, предпринять своевременные меры по обеспечению экономической стабильности, совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и улучшению системы и механизма налогового администрирования. Решение данных вопросов будет способствовать росту экономики, а именно: повышению эффективности функционирования предпринимательства и удвоению бюджета России путём создания единой оптимальной законодательно закрепленной методики налогового регулирования за счет перераспределения имеющихся ресурсов, что позволит более эффективно осуществлять процесс налогового планирования, проводить оценку налогового потенциала страны, устраняя диспропорции в экономике и способствовать росту уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины разрушения налогового потенциала страны в современных условиях»

УДК 336.22

Гурова Вера Александровна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственных финансов и банковского дела,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Перзеке Николай Борисович,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственных финансов и банковского дела,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Швец Юрий Юрьевич,

кандидат экономических наук, доцент,

Лаборатория 67,

Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН, г. Москва.

Gurova Vera Aleksandrovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Perzeke Nikolay Borisovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Public Finance and Banking,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

Shvets Yuriy Yurievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Lab 67,

V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow

ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE CAUSES OF THE DESTRUCTION OF THE TAX POTENTIAL OF THE COUNTRY

IN MODERN CONDITIONS

На сегодняшний день, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, связанную с реформированием налоговой системы в 2017-2020 гг., наиболее актуальным вопросом является динамика изменения в структуре налогового потенциала, ориентированного на повышение существующего уровня поступлений в бюджет каждого региона и улучшение показателей уровня жизни населения. Несмотря на значительное количество работ, посвященных формированию налогового потенциала региона с целью повышения уровня жизни населения, не существует единого подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны в современных условиях, что и является важным аспектом исследования. Таким образом, в условиях новой экономической реальности в работе представлен комплексный подход к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны, который включает факторы, фискальную (налоги) и монетарную (кредиты) политики, а также наиболее значимые обстоятельства и меры по улучшению социально-экономической ситуации, что в целом, способствуют росту экономики страны.

При исследовании авторами были использованы следующие методы: ассоциаций и аналогий (для систематизации факторов-угроз, влияющих на налоговый потенциал), экономического анализа (для оценки уровня развития налоговой и банковской системы), а также системно-структурного анализа (для разработки и обоснования комплексного подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны).

Таким образом, наиболее значимыми обстоятельствами, влияющие на разрушение налогового потенциала страны являются недостаточная конкурентоспособность национальной продукции, снижение инвестиционной привлекательности страны и дисбалансы отдельных стран, причинами чего оказывается проводимая властями фискальная и монетарная политика, а также стоимость ресурсов и компонентов, которая также полностью зависит от первых двух факторов.

По мнению авторов, следует, прежде всего, предпринять своевременные меры по обеспечению экономической стабильности, совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и улучшению системы и механизма налогового администрирования.

34

Решение данных вопросов будет способствовать росту экономики, а именно: повышению эффективности функционирования предпринимательства и удвоению бюджета России путём создания единой оптимальной законодательно закрепленной методики налогового регулирования за счет перераспределения имеющихся ресурсов, что позволит более эффективно осуществлять процесс налогового планирования, проводить оценку налогового потенциала страны, устраняя диспропорции в экономике и способствовать росту уровня жизни населения.

Ключевые слова: налоговый потенциал, экономическая стабильность, совершенствование законодательства, налоговое администрирование, фискальная политика, монетарная политика, предпринимательство, налоговое регулирование, налоговое планирование, кредитование.

Today, taking into account the socio-economic situation in the country related to the reformation of the tax system in 20172020., the most topical issue is the dynamics of changes in the structure of tax potential, focused on increasing the existing level of revenues to the budget of each region and improving the living standards of the population. Despite the significant number of works devoted to the formation of the tax potential of the region with the aim of improving the standard of living of the population, there is no single approach to the identification of the causes of the destruction of the tax potential of the country in modern conditions, which is an important aspect of the study. Thus, in the context of the new economic reality, the paper presents a comprehensive approach to identifying the causes of the destruction of the tax potential of the country, which includes factors, fiscal (taxes) and monetary (loans) policies, as well as the most significant circumstances and measures to improve the socio-economic situation, which in General, contribute to the growth of the country's economy.

In the study, the authors used the following methods: associations and analogies (to systematize the threat factors affecting the tax potential), economic analysis (to assess the level of development of the tax and banking system), as well as system-structural analysis (to develop and justify an integrated approach to identifying the causes of the destruction of the tax potential of the country).

Thus, the most significant circumstances affecting the destruction of the tax potential of the country are lack of competitiveness of national products, reduction of investment attractiveness of the country and imbalances of individual countries, the reasons of which are the fiscal and monetary policy pursued by the authorities, as well as the cost of resources and components, which also depends entirely on the first two factors.

According to the authors, it is necessary, first of all, to take timely measures to ensure economic stability, improve fiscal legislation and improve the system and mechanism of tax administration.

Solving these issues will contribute to the growth of the economy, namely the increase of efficiency of functioning of entrepreneurship and the doubling of the budget of Russia through the creation of a single optimal legally zakreplenie methods of tax regulation by reallocating existing resources, allowing you to more effectively carry out tax planning, to assess the tax potential of the country by eliminating distortions in the economy and boost the standard of living of the population.

Keywords: tax potential, economic stability, improvement of legislation, tax administration, fiscal policy, monetary policy, entrepreneurship, tax regulation, tax planning, lending.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, связанную с реформированием налоговой системы в 2017-2020 гг., наиболее актуальным вопросом является динамика изменения в структуре налогового потенциала, ориентированного на повышение существующего уровня поступлений в бюджет каждого региона и улучшение показателей уровня жизни населения.

Современное научное экономическое сообщество особо остро рассматривают вопрос развития налоговой системы, поскольку «налоговая система нашей страны противоречит требованиям науки, мировому опыту и интересам России, а Налоговый Кодекс требует коренной переработки» [23].

В научной литературе вопросам формирования и реализации налогового потенциала посвящены работы многих как российских, так и украинских, зарубежных авторов, в том числе Л.М. Архипцевой, [2]; Ж.Г. Голодовой [3]; Я.В. Калустян [12], Л.Н. Кузнецовой [13]; А.А. Миронова [14]; А.А. Мищан-чук, И.М. Редько, И.О. Цимбалюк [17; 18]; А. Сандмо [22] и многие другие.

Так, рассматривая налоговый потенциал региона в качестве показателя, следует отметить, что он отражает потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы, характеризует качественную характеристику состояния экономики региона, позволяя определять собственные возможности регионов, их потребность в межбюджетном выравнивании, вследствие применения определенной налоговой политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, учитывая сбалансированность интересов экономических субъектов в налоговых отношениях [6].

Следует отметить, что наиболее обстоятельное развитие проблема налогового потенциала получила в трудах американских и канадских экономистов [20; 21], которые исследовали данную категорию преимущественно в ее количественном аспекте, рассматривая расчет налогового потенциала как элемент методики распределения межбюджетных трансфертов. По мнению Ю.Г. Тюриной [32], для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорций в экономике, способствовать росту уровня жизни населения призвана создавать благоприятные условия именно налоговая политика.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных формированию налогового потенциала региона с целью повышения уровня жизни населения, не существует единого подхода к выявлению

35

причин разрушения налогового потенциала страны в современных условиях, что и является важным аспектом исследования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной статьи является обоснование комплексного подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны для своевременного обеспечения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации. РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучая причины разрушения налогового потенциала страны, прежде всего, следует отметить, что в отношении раскрытия содержания данной категории на сегодняшний день в научной литературе до сих пор встречаются разные мнения. Например, в мировой практике налоговый потенциал рассматривают как способность базы налогообложения, находящейся в пределах определенной территории, приносить доход в виде налоговых поступлений. В российской экономической теории налоговый потенциал — это способность национального хозяйства произвести и мобилизовать в бюджет всех уровней долю национального дохода, определяемую потребностями общественного развития и возможностями государственных налоговых институтов [9].

Таким образом, в условиях новой экономической реальности следует представить комплексный подход к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны, который включает факторы, фискальную (налоги) и монетарную (кредиты) политики, а также наиболее значимые обстоятельства и меры по улучшению социально-экономической ситуации, что в целом, способствуют росту экономики страны (рис. 1).

Относительно подходов к определению факторов, влияющих на величину налогового потенциала, следует согласиться с мнением автора А.Ю. Вепрёвым [24], что «главным фактором, влияющим на величину налогового потенциала, является рост налоговых баз за счет увеличения экономического потенциала региона». На величину суммарной налоговой базы региона решающее воздействие оказывает структура экономики, как основной фактор, формирующий исходную величину налогового потенциала страны.

При этом следует учитывать воздействие негативных факторов-угроз и влияние факторов-детерминантов. Так, налоговый потенциал, как функционально зависимая от наличия факторов производства и ограниченная рядом условий степень мобилизации налоговых ресурсов, с одной стороны, усиливает влияние факторов внешней и внутренней среды, а с другой стороны — трансформирует характер их воздействия, меняя факторы-детерминанты на факторы-угрозы. В этой связи необходимой является разработка инструментов налоговой политики, позволяющих нивелировать воздействие негативных факторов-угроз и стимулировать влияние факторов-детерминантов, предопределяющих развитие налогового потенциала страны [7].

Поскольку фискальная политика объективно включена в систему экономической безопасности государства, как мощный ресурсный фактор, находящийся в руках государства и позволяющий воздействовать на экономику и налогоплательщиков следует учитывать фискальные риски, как концепцию, связанную с долговой устойчивостью. Неучтенные при прогнозе фискальные риски могут привести к дисбалансу финансовой системы, нарушая тем самым ее устойчивость, в связи с этим, авторами [5] были выделены внешние и внутренние факторы, определяющие фискальные риски с учетом изменения характеристик элементов, включая субъекты и основные типы фискальных рисков. По мнению автора [11], следует также учитывать воздействие негативных факторов-угроз и влияние факторов-детерминантов.

Поскольку фискальные риски являются функционально зависимые от наличия факторов, которые отражают особенности бюджетно-налогового процесса, с одной стороны, это усиливает влияние внешних и внутренних факторов, а с другой стороны — трансформирует характер их воздействия, меняя факторы-детерминанты на факторы-угрозы. В этой связи необходимой является разработка инструментов фискальной политики, позволяющих нивелировать воздействие негативных факторов-угроз и стимулировать влияние факторов-детерминантов, предопределяющих развитие бюджетно-налоговой политики субъектов Российской Федерации.

В целом, оценивая налоговую систему России, по мнению Р.И. Нигматулина «нынешняя политика власти в фискальном смысле несостоятельна, поскольку она разрушает налоговый потенциал страны. Необходимо пересмотреть и ставки налогов, и всю налоговую систему в целом» [29].

Так, согласно источнику [25], налоговая нагрузка в России не только выше, чем среднемировая и в странах с низким уровнем дохода, но и чем во многих развитых странах. По уровню налоговой нагрузки РФ стоит на 41 месте из 174 стран мира (рис. 2).

На разрушение налогового потенциала также влияет динамика развития сектора мелкого предпринимательства, согласно источнику [28], налоги на малое предприятие в России в 7,7 раз выше, чем в США (рис. 3).

36

Экономический рост страны

А

(ГТ--1 Снос временные меры ^ > Обеспечение эко ночи -ч ческой СТабиЛЬНПСГН _✓ Одаершенсгвов «мне полжет но-налогового законодательства Г-- Улучшение системы к механизма иа- логовс! и администрирования

Т 1 1

>—---— Значимые об- с1 (нггельства )- Недостаточная коаку цтональной --ч 1С НТОСПОС об НОС По В а- продукцни Снижение инвестиционной привлекательности ^ - г*--V Дисбалансы отдельных, еГран --Л

Рис. 1. Комплексный ПОДХОД К выявлению причин разрушения налогового потенциала страны (Составлено автором В.А. Гуровой)

50.« лт.о

40

20 10 о

■э " 9 ЛБ 41.6

3 « 3 ад за,7 ¿¡г,э

4о.а

№9

11.5

зг.о эзз

21.0

го.с 1з.з

¿Р М> ,£? ^ ¡Г^ # # & (3 ¡Я1 # л* л? Ч^ £

Рис. 2. Суммарная налоговая ставка в 2015 г. (величина налогов и обязательных платежей бизнеса в % от общей коммерческой прибыли) [25]

Россия

Налоги, тыс.р

Подоходный

■ Налог на прибыль

- Социальные взносы

■ Налог на имущество -НДС

США

3267,0 ф

Для расчетов кполкюаалось так называемой ■■мвдйльнм п[*дпричги0". прадлажвннадМинфином РФ п[1и мам выло обозначено, что.

'Аыручха — 1М члн р, / Материальные рШйиодп! - 60 млн р [б т.ч. на приобретение оборудования — 50 мпн р.; > Годов^ фонд оплату трудя - 2С чт и р, / Срадавместнан а/ня по етра т - гЪ 690 р. /Социальна аэносы — 6 шщ р.

'НДФЛ с учетом вычетов — 10.74% / ГриБыпь — т 3 млн. р.

■■Налог лги&ыпп — млн р. 3 В □ 0 и - с учетам уплати! налога по лрио!?оетению айорудазануя} /Стоимость основных фэчров. приобретенных доЙ1.01.?[>тЗ — 100 илн.р

Рис. 3. Налоги на малое предприятие в России в 7,7 раз выше, чем в США [28]

Следует согласиться с мнениями экспертов [27] в том, что нуждается в совершенствовании вся российская система налогообложения, но, в первую очередь, нуждается в совершенствовании налоговое администрирование, подоходное налогообложение, налог на добавленную стоимость и амортизационная политика.

В связи со сменой системы администрирования и фискального контроля, а также появления реального механизма контроля за уплатой налогов, главным направлением по формированию налогового потенциала служит именно фискальная система, построенная на предпринимательстве без образования юридического лица. Вывод из тени доходов на основе рациональных ожиданий предпринимателей, и действующей системой всеобщего контроля, основанной на необходимости наличия подтверждения сделки и реального контроля операция, позволит решить нынешние проблемы [8].

Принимая во внимание динамичность рыночной среды, процессы интеграции бизнеса, необходимо обеспечить регулирование потребительского рынка, учитывая экономические интересы субъектов, специализацию производства, особенности структуры экономики каждого региона страны и структуру потребления [10].

По нашему мнению, следует отметить, что улучшение предпринимательского климата и удвоение бюджета России можно достигнуть путём создания единой оптимальной законодательно закрепленной методики налогового регулирования за счет перераспределения имеющихся ресурсов. Что, в свою очередь, позволит более эффективно осуществлять процесс налогового планирования, то есть процесс разработки системы налоговых планов и показателей по обеспечению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в результате оптимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства, определяющих уровень и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающей своевременность расчетов с бюджетом [4]. В результате, можно будет удвоить расходы на оборону, образование, здравоохранение, науку, культуру. Соответственно, будет снижено налоговое бремя на производство, что приведёт к экономическому росту.

38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, у стран Европейского союза достаточно хорошо разработана единая система индикаторов фискальной устойчивости, что позволяет выявлять дисбалансы отдельных стран и вырабатывать единую фискальную политику на всем пространстве Европейского союза [1].

Как отмечается многими исследователями (В.А. Кашин, М.Д. Абрамов [27], И.В. Караева [26]) именно существующая налоговая система является главным тормозом экономического развития России, причиной разрушения российской промышленности, коррупции и крайне высокого социального расслоения населения.

С одной стороны, увеличение налогового потенциала осуществляется, прежде всего, на основе роста налоговой базы и налоговых доходов [8], но с другой стороны, надо говорить не о «выпадающих доходах» бюджета, а о планомерном уничтожение потенциальных налогоплательщиков: за 20 лет уехали 7,5 млн. налогоплательщиков и прибыли 10 млн. таджиков, киргизов, и т. д., которые налоги не платят. Кроме того, в стране есть регионы (Дальний Восток, Сибирь, и др.), в которых для сохранения населения надо платить людям деньги, а не собирать с них налоги [27].

По нашему мнению, очень важную роль играют именно высокие налоги, которые не позволяют осуществлять инвестиции, развивать промышленность и сельское хозяйство.

По данным Минпромторга, доля продукции российских предприятий в стратегических отраслях (станкостроении, тяжелом машиностроении, легкой, радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности) на российском рынке в 2014 году составила от 20 до 10%, а от 80 до 90% составил импорт [23].

Согласно источнику [25] по экспорту продукции обрабатывающей промышленности Россия отстает не только от развитых стран мира, но и от стран ВЫСБ. Такая низкая доля промышленности в экспорте наглядно демонстрирует неверный экономический курс на сырьевую зависимость (рис. 4).

100,^4 0^.01

Рис. 4. Доля обрабатывающей промышленности в экспорте товаров стран в 2013-2014 годах [25]

Ориентация на сырьевой экспорт, характеризующийся высокой конкурентоспособностью, отодвинула на второй план поддержку экспорта и в других секторах промышленности (рис. 5).

Германия 21

США

Россия

Рис. 5. Россия отстает от конкурентов по объему поддержки экспорта [30]

39

Следует отметить, что на себестоимость национальной продукции влияет ключевая ставка ЦБ. Так, на рис. 6 представлено искусственное удержание курса рубля с 2002 года при стремительном росте издержек, что привело к существенному снижению конкурентоспособности национальной промышленности в 4 раза (электроэнергия +269%, газ +423%, налоги +261%) [33].

Стоимость: 5ЭЗО тыс.

щш +15%, TJ5.Ï-1 э^^нч

Стоимость: $200 тыс. (й.З млк. pyí.l

Потеря

внутреннего

рыыса

Уми-жчениэ

шли

КН рЫH i-"EJ

Стоимость: Saco тыс. (6.2 илч. оуб.)

РФ

Стайность: $50 тыс. (1.6 млн. pyfi.)

Эл и ч встг о : Газ:

Заработная плата: Стоимость кредита: Налоги и отч1^слен&1я:

-г42354 +473ÍÍ 13%х1С_ЧЕП- = 2Эв.5Н

ФРГ

+£В% +70% +25. Л V, 10 лет = 3^,4%

2002 год 2013 год 21)17 год

= 31,4рув.) (51 =31,9 руб.) [51 = Т? руб.)

Рис. 6. Удержание рубля снижает конкурентоспособность промышленности [33]

Повышение ключевой ставки ЦБ противоречит мировой практике и усугубляет главную проблему промышленности России — отсутствие длинных дешевых денег (рис. 7).

% 11,5

ям -sois sois ?спэ -agis ияа ииб эспэ —sois низ ■ яиг

Россия CLUA Евроэона Китай Канадца Япочкр

Рис. 7. Рост ключевой ставки ЦБ убивает экономический рост [31]

Согласно данным World Bank [34] уровень кредитования экономики в России один из самых низких (рис. 8).

По мнению авторов [19] банковская система Российской Федерации остается уязвимым звеном при появляющихся все новых внешних вызовах со стороны потенциальных конкурентов страны. Реализации стратегии полноценного и всеобщего развития должна включать в себя не только наращивания производственного потенциала, но и финансовой инфраструктуры для обеспечения своей безопасности и независимости и в данной сфере.

Риск в банковской деятельности тесно связан с банковским менеджментом, включая все его классические функции (планирование, организацию, контроль и мотивацию), в рамках реализации которой существуют вероятности возникновения различного рода рисков, поэтому требуется от банка формирование эффективной системы управления рисками [15].

Таким образом, наиболее значимыми обстоятельствами, влияющие на разрушение налогового потенциала страны являются недостаточная конкурентоспособность национальной продукции, снижение инвестиционной привлекательности страны и дисбалансы отдельных стран, причинами чего оказывает-

40

Соотношение еоех выданных кредитов к 8ВГ1

II

Рис. 8. Уровень кредитования экономики в России один из самых низких [34]

ся проводимая властями фискальная (НАЛОГИ) и монетарная (КРЕДИТЫ) политика, а также стоимость ресурсов и компонентов, которая также полностью зависит от первых двух факторов.

По нашему мнению, следует, прежде всего, предпринять своевременные меры по обеспечению экономической стабильности, совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и улучшению системы и механизма налогового администрирования.

Так, по словам В.В. Путина, с 1 января 2019 г. налоговая реформа должна вступить в силу. Президент выделил основные изменения, которые позволят упорядочить льготы, повысить их адресность, отказаться от неэффективных процессов, чтобы стимулировать возникающую деловую активность. Уже объявлено о первом повышении нагрузки: с 2019 года страховые взносы в ФОМС вырастут на 0,8 п.п. до 5,9 %, а общая ставка увеличится до 30,8 %. Упрощение условий работы для представителей бизнеса позволит привлечь дополнительные инвестиции, которые станут основным драйвером экономического роста. Кроме того, чиновникам необходимо сконцентрироваться на снижении бюрократической волокиты, сдерживающей развитие бизнеса [16].

Как отмечают эксперты, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов [27] точечные налоговые меры правительства, как правило, приносят только неприятности. Нужен комплексный подход, а именно: необходимо переносить налоговое бремя с производства на потребление; повышать покупательский спрос населения; упрощать процедуры; необходимо перенести основную часть налогового бремени из сферы производства в сферу обмена и потребления: отменить НДС в сфере производства; ввести НДС для предприятий финансового сектора; отменить налог на имущество, вначале — для сферы машиностроения, и далее — вообще для всех предприятий производственной сферы; отменить прямое налогообложение сельскохозяйственного производства; вести местный налог с продаж; ввести прогрессивную шкалу для налогообложения доходов граждан; ввести налог на крупные состояния и налог на вывоз доходов и капиталов. ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования, авторами с помощью методов: ассоциаций и аналогий (для систематизации факторов-угроз, влияющих на налоговый потенциал), экономического анализа (для оценки уровня развития налоговой и банковской системы), а также системно-структурного анализа (для разработки и обоснования комплексного подхода к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны) был представлен комплексный подход к выявлению причин разрушения налогового потенциала страны.

Так, изучая причины разрушения налогового потенциала, следует отметить следующее:

1) влияние таких факторов, как изменение порядка определения налоговых баз, отмена налоговых льгот, изменение уровня ставок действующих налогов, высокие налоги на малое предприятие, двоякое прочтение налогового законодательства, фискальные риски приводят в налоговой системе к наличию большой доли теневого сектора, спаду хозяйственной активности, не реализации проекта сотрудничества государственного и частного секторов, который включает оценку и анализ поэтапных рисков на всех стадиях осуществления сотрудничества;

2) влияние таких факторов, как рост ключевой ставки ЦБ, отсутствие длинных денег, удержание рубля приводят к риску в банковской деятельности: инфляции; процентам, на издержки (по которым, помимо величины и структуры государственной задолженности, влияют прочие факторы, такие как валютный курс и процентные ставки на международном рынке), низкому уровню кредитования экономики и, в целом, банкротству отечественного производителя;

41

3) проводимая властями фискальная и монетарная политика приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны, уменьшению объема поступлений налогов и сборов; снижению роста числа налогоплательщиков и объектов налогообложения; существенное увеличение недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам; минимальное использование налогового потенциала для эффективного устойчивого развития экономики и социальной сферы;

4) слабо предприняты своевременные меры по обеспечению экономической стабильности, совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и улучшению системы и механизма налогового администрирования, что позволит создать условия для развития и укрепления бизнеса; эффективно использовать возможности действующего налогового законодательства в целях максимального увеличения налогового потенциала страны.

По мнению авторов, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, решение данных вопросов будет способствовать росту экономики, а именно: повышению эффективности функционирования предпринимательства и удвоению бюджета России путём создания единой оптимальной законодательно закрепленной методики налогового регулирования за счет перераспределения имеющихся ресурсов, что позволит более эффективно осуществлять процесс налогового планирования и проводить оценку налогового потенциала страны, устраняя диспропорции в экономике, способствовать росту уровня жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова А.А. Фискальные риски и устойчивость финансовой системы: опыт стран европейского союза /

A.А. Анисимова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2015. — № 30. — С. 34-42.

2. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений / Л.М. Архипцева // Налоги и налогообложение. — 2008. — № 7. — С. 39-46.

3. Голодова Ж.Г. Формирование и управление финансовым потенциалом региона в целях обеспечения его экономического роста: автореф. дис. докт. экон. наук: 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит / Жанна Гаврииловна Голодова. — Москва, 2010. — 46 с.

4. Гурова В.А. К вопросу об определении сущности налогового планирования / В.А. Гурова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 4 (29). — С. 24-28.

5. Гурова В.А. Систематизация факторов, определяющих фискальные риски / В.А. Гурова, Ю.Ю. Швец // Актуальные вопросы государственного финансового мониторинга: теоретико-прикладные аспекты: монография / Климчук С.В., Сурнина К.С., Нехайчук Ю.С., Пожарицкая И.М. и др. / под ред. д.э.н., доцента Д.В. Нехайчука. — Симферополь : ИТ «Ариал». — 2017. — С. 146-153.

6. Гурова В.А. Теоретические подходы к определению сущности понятия «налоговый потенциал региона» /

B.А. Гурова // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2014. — С. 11-20.

7. Гурова В.А. Факторы, определяющие величину налогового потенциала региона / В.А. Гурова // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы: Сборник тезисов межрегиональной V-й научно-практической конференции. — Симферополь: Издательство: ООО «Антиква», 2016. — С. 100-106.

8. Гурова В.А. Формирование экономического уровня региона с помощью изменения налогового потенциала / В.А. Гурова, С.А. Гуров, Ю.Ю. Швец // Банковские услуги. — 2014. — № 10. — С. 31-39.

9. Гурова В.А. Экономическая сущность понятия «налоговый потенциал региона / В.А. Гурова // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: Материалы научно-практических семинаров за октябрь-декабрь 2014 года; кафедра финансов и кредита ТНУ имени В.И. Вернадского. — Симферополь, 2014. — С. 17-27.

10. Данильченко В.А. Концептуальные основы регулирования развития регионального потребительского рынка // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2012: сб. научных трудов SWorld: материалы Междунар. Науч.-практ. конф. Выпуск 4. Том 33. — Одесса: Куприенко, 2012. — С. 87-89.

11. Данильченко В.А. Факторы развития регионального потребительского рынка / В.А. Данильченко // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 16 (295). — С. 39-44.

12. Калустян Я.В. Теоретичш тдходи до визначення податкового потенщалу регюну / Я.В. Калустян // Економжа будтвництва i мюького господарства. — 2011. — Том 7, № 3. — С. 183-190.

13. Кузнецова Л.Н. Формирование и приоритеты развития налогового потенциала субъекта РФ: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит / Людмила Николаевна Кузнецова. — Саратов, 2007. —20 с.

14. Миронов А.А. Методический инструментарий оценки налогового потенциала региона: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит / Алексей Александрович Миронов. — Москва. —2012. — 26 с.

15. Перзеке Н.Б. Риски банковского инвестиционного кредитования / Н.Б.Перзеке // Институт финансово-кредитных отношений в условиях рыночных трансформаций: Сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»; под общей редакцией С.В. Климчук. — Симферополь: Издательство: ООО «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь), 2015. — С. 185-188.

16. Резбаев В .М. Реформирование налоговой системы в Российской Федерации и США в 2017-2020 гг. / В.М. Резбаев // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2017. — № 2 (136). — С. 79-83.

17. Цимбалюк 1.О. Особливосл визначення податкового навантаження на рiвнi держави та регюну / 1.О. Цимбалюк, О.О. Мщанчук // Вюник Хмельницького национального ушверситету — 2014. — №3 (212), Т. 2. — С. 101-106.

18. Цимбалюк 1.О. Формування та оцшка податкового потенциалу регюшв Украши / 1.О. Цимбалюк, 1.М. Редько // Економичний вюник университету: збирник наукових праць учених та астранпв. — 2013. — Випуск 20/2. — С. 216-221.

19. Швец Ю.Ю. Методы противодействия негативным последствиям внешнего влияния для банковской системы в регионах Российской Федерации / Ю.Ю. Швец, Я.Н. Радзиевская // Друкеровский вестник. — 2015. — № 1. — С. 112-119.

42

20. Barro S.M. State Fiscal Capacity Measures: A Theoretical Critique / S.M. Barro // Measuring Fiscal Capacity, ed. Reeves H.C. — Boston: Oelgeschlager, Gunn&Hain, Publishers, Inc., 198б. — P. б0.

21. Chernick H. Fiscal Capacity in New York: the City versus the Region / H. Chernick // National Tax Journal. — 1998. — Vol. 51, № З. — Pp. 5З1-5З2.

22. Sandmo A. The theory of tax evasion: A retrospective view / A. Sandmo // National Tax Journal. — 2005. — Vol 58 (4). — Pp. б4З-бЗ.

23. Абрамов М.Д. Существующая налоговая система исключает развитие экономики России / М.Д. Абрамов [Электронный ресурс]. // Московский экономический форум—2017. — Режим доступа: echo.msk.ru/blog/abramovmd/1ВВб050-echo/ (дата обращения: 19-22.02.2018).

24. Бепрёв А.Ю. Факторы роста налогового потенциала региона, имеющего особую экономическую зону (на примере ОЭЗ «Липецк») / А.Ю. Ьепрёв [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015/pdf/90б5.pdf (дата обращения: 19-22.02.2018).

25. Ьсемирный банк / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

26. Караваева И.Ь. Нам невозможно обойтись без реформирования налога на доходы физических лиц / И.Ь. Караваева [Электронный ресурс] // Московский экономический форум, 2б.0З.2015. — Конференция №З. — Режим доступа: me-forum.ru/experts/materials/nam-nevozmozhno-oboytis-bez-reformirovaniya-naloga-na-dokhody-fizicheskikh-lits/ ?sphrase_id=9982 (дата обращения: 19-22.02.2018).

27. Налоги для развития. Обоснование. / Медиа / Новости / Московский экономический форум [Электронный ресурс]. —Режим доступа: me-forum.ru/media/news/2592/?sphrase_id=9980 (дата обращения: 19-22.02.2018).

28. Налоги на малое предприятие в России в 7,7 раз выше, чем в США [Электронный ресурс] / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

29. Нигматулин Р.И. Рекомендации по улучшению социально-экономической ситуации в России [Электронный ресурс] // Московский экономический форум, 2б-27 марта 2014 г. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

30. Россия отстает от конкурентов по объему поддержки экспорта / Данные BTO, по итогам 2012 г., млрд долл. США / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум [Электронный ресурс]. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

31. Рост ключевой ставки ЦБ убивает экономический рост [Электронный ресурс] / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

32. Тюрина Ю.Г. Методологические и практические проблемы оценки налогового потенциала региона / Ю.Г. Тюрина [Электронный ресурс] // Экономические науки. — Режим доступа: libr.orensau.ru/ (дата обращения: 19-22.02.2018).

33. Удержание рубля снижает конкурентоспособность промышленности [Электронный ресурс] / Росстат, Eurostat / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 1922.02.2018).

34. Уровень кредитования экономики в России один из самых низких [Электронный ресурс] / Данные World Bank. Ьнутренние кредиты, предоставленные финансовым сектором, к BB^ (Domestic credit provided by financial sektor to GDP), включают в себя все кредиты различным секторам (за исключением кредитов центрального правительства), выданные банками и другими финансовыми организациями (лизинговыми, страховыми компаниями, пенсионными фондами и т. д.) / Медиа / Интересные факты / Московский экономический форум. — Режим доступа: me-forum.ru (дата обращения: 19-22.02.2018).

SPISOK LITERATURY

1. Anisimova A.A. Fiskal'nyye riski i ustoychivost' finansovoy sistemy: opyt stran yevropeyskogo soyuza / A.A. Anisimova // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. — 2015. — № З0. — S. З4-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arkhiptseva L.M. Nalogovyy potentsial: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty ispol'zovaniya v planirovanii nalogovykh postupleniy / L.M. Arkhiptseva // Nalogi i nalogooblozheniye. — 2008. — № 7. — S. З9-4б.

3. Golodova Zh.G. Formirovaniye i upravleniye finansovym potentsialom regiona v tselyakh obespecheniya yego ekonomicheskogo rosta: avtoref. dis. dokt. ekon. nauk: 08.00.10 — Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit / Zhanna Gavriilovna Golodova. — Moskva, 2010. — 4б s.

4. Gurova V.A. K voprosu ob opredelenii sushchnosti nalogovogo planirovaniya / V.A. Gurova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2014. — № 4 (29). — S. 24-28.

5. Gurova V.A. Sistematizatsiya faktorov, opredelyayushchikh fiskal'nyye riski / V.A. Gurova, Yu.Yu. Shvets // Aktual'nyye voprosy gosudarstvennogo finansovogo monitoringa: teoretiko-prikladnyye aspekty: monografiya / Klimchuk S.V., Surnina K.S., Nekhaychuk Yu.S., Pozharitskaya I.M. i dr. / pod red. d.e.n., dotsenta D.V. Nekhaychuka. — Simferopol' : IT «Arial». — 2017. — S. 14б-15З.

6. Gurova V.A. Teoreticheskiye podkhody k opredeleniyu sushchnosti ponyatiya «nalogovyy potentsial regiona» / V.A. Gurova // Finansovaya arkhitektonika i perspektivy razvitiya global'noy finansovoy sistemy: Sbornik tezisov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol', 2014. — S. 11-20.

7. Gurova V.A. Faktory, opredelyayushchiye velichinu nalogovogo potentsiala regiona / V.A. Gurova // Finansovaya arkhitektonika i perspektivy razvitiya global'noy finansovoy sistemy: Sbornik tezisov mezhregional'noy V-y nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol': Izdatel'stvo: OOO «Antikva», 201б. — S. 100-10б.

8. Gurova V.A. Formirovaniye ekonomicheskogo urovnya regiona s pomoshch'yu izmeneniya nalogovogo potentsiala / V.A. Gurova, S.A. Gurov, Yu.Yu. Shvets // Bankovskiye uslugi. — 2014. — № 10. — S. З1-З9.

9. Gurova V.A. Ekonomicheskaya sushchnost' ponyatiya «nalogovyy potentsial regiona / V.A. Gurova // Institut finansovo-kreditnykh otnosheniy v usloviyakh rynochnykh transformatsiy: Materialy nauchno-prakticheskikh seminarov za oktyabr'-dekabr' 2014 goda; kafedra finansov i kredita TNU imeni V.I. Vernadskogo. — Simferopol', 2014. — S. 17-27.

43

10. Danil'chenko V.A. Kontseptual'nyye osnovy regulirovaniya razvitiya regional'nogo potrebitel'skogo rynka // Sovremennyye problemy i puti ikh resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii'2012: sb. nauchnykh trudov SWorld: materialy Mezhdunar. Nauch.-prakt. konf. Vypusk 4. Tom 33. — Odessa: Kupriyenko, 2012. — S. 87-89.

11. Danil'chenko V.A. Faktory razvitiya regional'nogo potrebitel'skogo rynka / V.A. Danil'chenko // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2013. — № 16 (295). — S. 39-44.

12. Kalustyan Ya.V. TeoretichnH pHdkhodi do viznachennya podatkovogo potentsHalu regHonu / Ya.V. Kalustyan // YekonomHka budHvnitstva н mHs'kogo gospodarstva. — 2011. — Tom 7, № 3. — S. 183-190.

13. Kuznetsova L.N. Formirovaniye i prioritety razvitiya nalogovogo potentsiala sub'yekta RF: avtoref. dis. kand. ekon. nauk: 08.00.10 — Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit / Lyudmila Nikolayevna Kuznetsova. — Saratov, 2007. — 20 s.

14. Mironov A.A. Metodicheskiy instrumentariy otsenki nalogovogo potentsiala regiona: avtoref. dis. kand. ekon. nauk: 08.00.10 — Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit / Aleksey Aleksandrovich Mironov. — Moskva. — 2012. — 26 s.

15. Perzeke N.B. Riski bankovskogo investitsionnogo kreditovaniya / N.B .Perzeke // Institut finansovo-kreditnykh otnosheniy v usloviyakh rynochnykh transformatsiy: Sbornik statey nauchno-prakticheskikh seminarov kafedry gosudarstvennykh finansov i bankovskogo dela Instituta ekonomiki i upravleniya (strukturnoye podrazdeleniye) FGAOU VO «Krymskiy federal'nyy universitet imeni V.I. Vernadskogo»; pod obshchey redaktsiyey S.V. Klimchuk. — Simferopol': Izdatel'stvo: OOO «Izdatel'stvo Tipografiya «Arial» (Simferopol'), 2015. — S. 185-188.

16. Rezbayev V.M. Reformirovaniye nalogovoy sistemy v Rossiyskoy Federatsii i SSHA v 2017-2020 gg. / V.M. Rezbayev // Ekonomika i upravleniye: nauchno-prakticheskiy zhurnal. — 2017. — № 2 (136). — S. 79-83.

17. Tsimbalyuk H.O. OsoblivostH viznachennya podatkovogo navantazhennya na ravnH derzhavi ta regHonu / H.O. Tsimbalyuk, O.O. MHshchanchuk // VHsnik Khmel'nits'kogo natsHonal'nogo unHversitetu. — 2014. — №3 (212), T. 2. — S. 101-106.

18. Tsimbalyuk H.O. Formuvannya ta otsHnka podatkovogo potentsHalu regHonHv UkraHni / H.O. Tsimbalyuk, H.M. Red'ko // YekonomHchniy vHsnik unHversitetu: zbHrnik naukovikh prats' uchenikh ta aspHrantHv. — 2013. — Vipusk 20/2. — S. 216-221.

19. Shvets Yu.Yu. Metody protivodeystviya negativnym posledstviyam vneshnego vliyaniya dlya bankovskoy sistemy v regionakh Rossiyskoy Federatsii / Yu.Yu. Shvets, Ya.N. Radziyevskaya // Drukerovskiy vestnik. — 2015. — № 1. — S. 112-119.

20. Barro S.M. State Fiscal Capacity Measures: A Theoretical Critique / S.M. Barro // Measuring Fiscal Capacity, ed. Reeves H.C. — Boston: Oelgeschlager, Gunn&Hain, Publishers, Inc., 1986. — P. 60.

21. Chernick H. Fiscal Capacity in New York: the City versus the Region / H. Chernick // National Tax Journal. — 1998. — Vol. 51, № 3. — Pp. 531-532.

22. Sandmo A. The theory of tax evasion: A retrospective view / A. Sandmo // National Tax Journal. — 2005. — Vol 58 (4). — Pp. 643-63.

23. Abramov M.D. Sushchestvuyushchaya nalogovaya sistema isklyuchayet razvitiye ekonomiki Rossii / M.D. Abramov [Elektronnyy resurs]. // Moskovskiy ekonomicheskiy forum—2017. — Rezhim dostupa: echo.msk.ru/blog/abramovmd/1886050-echo/ (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

24. Veprov A.Yu. Faktory rosta nalogovogo potentsiala regiona, imeyushchego osobuyu ekonomicheskuyu zonu (na primere OEZ «Lipetsk») / A.Yu. Veprov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.scienceforum.ru/2015/pdf/9065.pdf (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

25. Vsemirnyy bank / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

26. Karavayeva I.V. Nam nevozmozhno oboytis' bez reformirovaniya naloga na dokhody fizicheskikh lits / I.V. Karavayeva [Elektronnyy resurs] // Moskovskiy ekonomicheskiy forum, 26.03.2015. — Konferentsiya №3. — Rezhim dostupa: me-forum.ru/experts/materials/nam-nevozmozhno-oboytis-bez-reformirovaniya-naloga-na-dokhody-fizicheskikh-lits/ ?sphrase_id=9982 (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

27. Nalogi dlya razvitiya. Obosnovaniye. / Media / Novosti / Moskovskiy ekonomicheskiy forum [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: me-forum.ru/media/news/2592/?sphrase_id=9980 (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

28. Nalogi na maloye predpriyatiye v Rossii v 7,7 raz vyshe, chem v SSHA [Elektronnyy resurs] / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

29. Nigmatulin R.I. Rekomendatsii po uluchsheniyu sotsial'no-ekonomicheskoy situatsii v Rossii [Elektronnyy resurs] // Moskovskiy ekonomicheskiy forum, 26-27 marta 2014 g. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

30. Rossiya otstayet ot konkurentov po ob"yemu podderzhki eksporta / Dannyye VTO, po itogam 2012 g., mlrd doll. SSHA / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

31. Rost klyuchevoy stavki TSB ubivayet ekonomicheskiy rost [Elektronnyy resurs] / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

32. Tyurina Yu.G. Metodologicheskiye i prakticheskiye problemy otsenki nalogovogo potentsiala regiona / Yu.G. Tyurina [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiye nauki. — Rezhim dostupa: libr.orensau.ru/ (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

33. Uderzhaniye rublya snizhayet konkurentosposobnost' promyshlennosti [Elektronnyy resurs] / Rosstat, Eurostat / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 1922.02.2018).

34. Uroven' kreditovaniya ekonomiki v Rossii odin iz samykh nizkikh [Elektronnyy resurs] / Dannyye World Bank. Vnutrenniye kredity, predostavlennyye finansovym sektorom, k VVP (Domestic credit provided by financial sektor to GDP), vklyuchayut v sebya vse kredity razlichnym sektoram (za isklyucheniyem kreditov tsentral'nogo pravitel'stva), vydannyye bankami i drugimi finansovymi organizatsiyami (lizingovymi, strakhovymi kompaniyami, pensionnymi fondami i t. d.) / Media / Interesnyye fakty / Moskovskiy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: me-forum.ru (data obrashcheniya: 19-22.02.2018).

Статья поступила в редакцию 6 марта 2018 года Статья одобреш к печати 21 мая 2018 года

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.