УДК371
ПРИ
ЧИНЫ НЕУСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ школьников в представлениях учителей и родителей
Елена Михайловна Авраамова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ (Москва), e-mail: [email protected]
Проблема слабой успеваемости школьников достаточно полно исследована педагогической наукой. Классифицированы основные причины неуспеваемости1, среди которых выделены социальные, психологические, физиологические. В последнее время, однако, термин «неуспеваемость» часто заменяется термином «неуспешность»2 и обсуждается идея, в соответствии с которой обязанностью школы является не только обучение и воспитание, но и создание условий для успешного жизненного старта всех без исключения учеников.
• неуспеваемость • факторы неуспеваемости • школьники • родители
• школьный психолог
Реализация этой идеи связана с анализом масштабов слабой успеваемо сти и факторов, которые в наибольшей степени воздействуют на неё в настоящее время. Полученные нами данные3 способствуют прояснению этих вопросов. В качестве респондентов проведённого исследования выступили, с одной стороны, учителя, а с другой —
родители, и эти две группы видят проблему с разных позиций.
Неуспешность как неспособность освоить учебную программу, как мы ви дим из данных табл. 1, растёт после окончания детьми начальной школы вплоть до окончания 9-го класса,
1 Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления: (На материале школ Якутии). — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1980. — 95 с.;
Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях её преодоления. — М.: Изд-во Акад. пед. наук
РСФСР, 1954. — 92 с.
2 Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. Нежнова П.Г., Фрумина И.Д., Хасана Б.И., Эльконина Б.Д. — М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009 — 131 с.
3 6-я волна Мониторинга «Эффективность школьного образования» реализована ЦЭНО РАНХиГС в 2018 году. В городских и сельских поселениях трёх регионов, дифференцированных по критериям социально-экономического развития (Алтайский край, Ставропольский край, Челябинская область), методом анкетирования опрошены 2100 школьных учителей и 2100 родителей школьников.
Таблица 1
Оценка доли школьников, не осваивающих учебную программу, % по строке
Классы обучения Доля школьников
Меньше 5% От 5 до 10% От 10 до 15% Больше 15% Затруднились ответить
1-4-й 45,9 26,1 10,3 10,4 7,3
5-7-й 27,8 36,0 20,5 10,8 4,9
8-9-й 23,4 30,2 26,0 15,7 4,7
10-11-й 45,1 20,6 15,6 13,2 5,5
когда большинство неуспешных учеников покидают школу, и в старших классах доля неуспешных возвращается к показателям начальной школы.
Относительно высокая доля успешных учеников начальной школы вытекает из того значения, которое придаётся сегодня дошкольному образованию. Обязательная пред-школьная подготовка в детских садах, с одной стороны, и представление большинства родителей о необходимости создания для детей условий поступления в хорошую школу, с другой, обеспечивают достаточно высокий уровень подготовки основной массы первоклассников. Об интенсивной включённости детей в дошкольную подготовку свидетельствуют полученные нами данные. Так, 83%
первоклассников посещали подготовительные группы в детском саду, 46,6% — групповые развивающие занятия, 10,7% — индивидуальные занятия.
В результате абсолютное большинство детей к поступлению в 1-й класс уже умеют читать, складывать и вычитать в пределах 10. Проблема состоит в том, что в большинстве случаев им снова приходится начинать с азов, а это, по мнению некоторых родителей, является причиной того, что дети, избавленные благодаря хорошей дошкольной подготовке от необходимости делать усилия в начале школьной жизни, впоследствии не могут правильно распределить нагрузку и переходят в разряд неуспевающих.
Таблица 2
Факторы, определяющие неуспеваемость школьников, % по строке
Факторы Оценка влияния
зависит в сильной степени слабо зависит не зависит
Плохое здоровье ребёнка 67,5 28,0 4,5
Происхождение из неблагополучных семей 72,8 22,6 4,6
Из семей мигрантов 30,6 48,1 21,3
Из малообеспеченные семей 14,3 49,5 36,2
Низкий уровень образования родителей 42,9 45,5 11,6
Невнимание родителей 86,7 10,6 2,6
Чрезмерная сложность учебные программ 44,4 44,6 10,9
Учителя же основную причину неуспешности выносят за пределы учебного заведения и связывают с невниманием родителей к школьному образованию детей. Второй по значимости причиной учителя считают происхождение детей из неблагополучных семей. На третьем месте — проблемы детей со здоровьем (мнение о том, что здоровье в сильной степени определяет успехи ребёнка, разделяют 67,5% респондентов). Прочие причины также важны, но не в такой степени, как вышеперечисленные. Нужно обратить внимание на то, что происхождение из малообеспеченных семей стоит на последнем месте и, как считают большинство учителей, не влияет (или слабо влияет) на успеваемость ребёнка (табл. 2).
Остановимся на причине неуспеваемости, которую учителя считают главной, — невнимании родителей. Исходя из ответов самих родителей, можно заключить, что их включённость в процесс образования достаточно велика, но снижается по мере взросления ребёнка (табл. 3).
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Выделяются формы участия родителей — как те, которые снижаются по мере продвижения ребёнка к выпускному классу, так и те, которые повышаются. Среди форм участия, которые снижаются, можно выделить: помощь в подготовке домашних заданий, общение с учителями по поводу успеваемости ребёнка, оплата посещения развивающих кружков и секций. В то же время повышается оплата дополнительных занятий в школе и репетиторов, что компенсирует снижение участия родителей в подготовке к урокам.
Родители обозначают несколько иные причины неуспешности школьников, нежели учителя. Согласно их мнению, наибольшую долю слабо успевающих составляют выходцы из малообеспеченных и низкостатусных семей. Эти представления можно сравнить с данными
Таблица 3
Включённость родителей в процесс образования в зависимости от класса, в котором учится ребёнок, % (допускалось несколько ответов)
Форма включённости родителей Класс
1-4-й 5-9-й 10-11-й В целом
Помогают ребёнку разобраться в школьной ситуации, научиться общаться со сверстниками и учителями 98,5 96,7 94,6 97,2
Помогают ребёнку готовить уроки по предметам, нужным для получения будущей профессии 91,0 75,6 56,9 79,3
Формируют у ребёнка представление об авторитете школы, учителей 96,6 93,0 89,2 94,0
Регулярно помогают ребёнку в выполнении домашних заданий 82,4 48,3 29,3 59,6
Регулярно общаются с учителями по поводу успеваемости ребёнка 86,1 71,8 66,3 76,9
Приложили усилия к выбору и поступлению в школу, славящуюся хорошим качеством образования 76,9 69,7 75,8 73,5
Оплачивают посещение кружков, секций 53,8 47,4 41,8 49,2
Регулярно следят за результатами ребёнка по электронному журналу 66,9 73,7 73,1 70,9
Оплачивают дополнительные занятия в школе 16,8 15,3 20,9 16,7
Нанимают ребёнку репетиторов не из школы 15,5 30,1 57,2 28,0
Таблица 4
Уровень успеваемости школьников в зависимости от материального и социального статуса родителей, % по строке
Параметр Уровень успеваемости
отличный хороший удовлетворительный
Материальный статус
Высокий 35,7 53,2 11,1
Средний 30,1 58,6 11,3
Низкий 22,5 56,9 20,6
Социальный статус
Высокий 35,2 55,3 9,5
Средний 28,2 58,8 13,1
Низкий 13,6 54,3 32,1
В целом 29,6 57,6 12,8
об успеваемости детей из семей, различающихся уровнями материального и социального статуса (табл. 4). Как видно из приведённых данных, различия действительно существуют: чем выше родительские статусы,
Таблица 5
Ранг причин, определяющих низкую успеваемость школьников
Факторы недостаточной успеваемости Ранг
Отсутствие мотивации, интереса к учёбе 1
Отсутствие способностей к отдельным предметам 2
Школьная программа, которая нуждается в улучшении 3
Отсутствие у родителей возможности в достаточной степени помогать ребёнку с учёбой, контролировать его 4
Отсутствие у родителей возможности оплачивать достаточное количество дополнительных занятий для ребёнка 5
Работа учителей, которая нуждается в улучшении 6
Неподходящая обстановка в школе 7
тем выше доля отлично и хорошо успевающих детей. Вместе с тем нельзя говорить о жёсткой зависимости успеваемости детей от успешности родителей.
Родители объясняют невысокую успеваемость детей различными причинами, на основании чего можно выстроить их ранги (табл. 5). На 1-м месте стоит отсутствие у детей интереса к учёбе, а вслед за этим — отсутствие способностей к отдельным предметам. Нужно обратить внимание на то, что в качестве важной причины (3-е место) указывается необходимость улучшения школьных программ по ряду предметов.
В отличие от учителей, значительная часть которых ищет причины неуспеваемости вне школы, родители не склонны обвинять учителей: недостаточно эффективная работа педагогов или неподходящая обстановка в школе занимают последние места в рейтинге причин неуспеваемости.
В целом причины неуспеваемости, выделенные родителями, можно сгруппировать
в соответствии с тремя основными факторами: 1) связанные со способностями и мотивациями ребёнка; 2) связанные с функционированием системы образования; 3) связанные с ресурсами семьи (табл. 6).
Факторы, связанные со способностями и мотивациями детей, оказывают самое сильное влияние, а из двух других групп факторов те, что сваязаны с функционированием системы образования, опережают по силе влияния определяемые ресурсами семьи. Из ответов родителей, таким образом, можно заключить, что школа пока не вполне решила проблему неуспевающих детей, во всяком случае с точки зрения их психологической адаптации.
Имея в виду влияние здоровья на успешность обучения, происхождение из неблагополучных семей как фактор, снижающий успеваемость детей, и склонность их части к девиантному поведению, важно было узнать мнение учителей о роли школьного психолога в повышении успешности школьников. Напомним, что во многих школах эта должность была сокращена в целях оптимизации финансирования образовательных организаций. Абсолютное большинство учителей уверены, что психолог в школе необходим (табл. 7).
В тех школах, где психологи работают или работали раньше, их деятельность 70% респондентов оценивают положительно. Вместе с тем каждый пятый учитель считает, что деятельность психологов нельзя назвать особенно успешной.
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Таблица 6
Группы факторов неуспеваемости, %, допускалось несколько ответов
Группы факторов неуспеваемости Количество респондентов
Связанные со способностями и мотивацией ребёнка 61,6
с функционированием системы образования 40,6
с ресурсами семьи 32,7
Таблица 7
Мнение учителей о необходимости школьного психолога, %
Мнения о необходимости работы школьного психолога Количество респондентов
Психолог необходим 82,7
Психолог желателен 16,0
Психолог не нужен 1,3
Две трети родителей (причём не только тех, чьи дети недостаточно хорошо успевают), уверены, что психолог в школе необходим, и крайне мало считающих, что он не нужен (табл. 8).
Таблица 8
Мнения родителей о необходимости работы школьного психолога, по группам успеваемости детей, % по строке
Успеваемость детей Мнение родителей о необходимости школьного психолога
необходим желателен не нужен
Высокая 66,4 30,7 2,9
Средняя 66,6 30,1 3,3
Низкая 63,3 33,5 3,2
В целом 66,1 30,7 3,2
Таблица 9
Оценка наиболее эффективной системы формирования классов школы, %
Система формирования классов школы Количество респондентов
Формирование классов в зависимости от уровня успеваемости учащихся 37,1
Совместное обучение учащихся в рамках одного класса вне зависимости от успеваемости 44,6
Затруднились ответить 18,3
В тех школах, где работают психологи, их работа оценивается родителями достаточно позитивно, во всяком случае к такой оценке склоняются три четверти опрошенных.
Респонденты имеют различные мнения относительно того, что лучше — совместное обучение школьников с разными уровнями успеваемости или выделение более сильных и слабых классов. У учителей нет единого мнения по этому поводу. Очень значительная их часть затруднилась с ответом, а разница содержательных ответов составляет всего 7% в пользу дифференциации классов (табл. 9).
Мнения родителей по этому вопросу также не однозначны. Родители хорошо успевающих
детей в большинстве случаев (86%) выступают за формирование классов в зависимости от уровня успеваемости детей. В то же время мнения родителей менее успешных детей разделились почти поровну (54% против 46%) с небольшим перевесом тех, кто выступает за совместное обучение детей вне зависимости от успеваемости.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Первый состоит в необходимости сертификации предшкольной подготовки, которая свидетельствовала бы об овладении детьми начальными знаниями. Это могло бы дать основания для изменения программы обучения в первом классе, что, с одной стороны, сделало бы образовательный процесс более интенсивным, а с другой, сохранило мотивации детей к обучению.
Второй вывод состоит в необходимости формирования эффективного корпуса школьных психологов, работа которых признаётся необходимой обеими заинтересованными сторонами — и учителями, и родителями.
Третий вывод связан с влиянием здоровья детей на их успеваемость. Здесь выходом может стать индивидуализация обучения и формирование индивидуальных образовательных траекторий. НО
The Reasons For The Failure Of Teaching Students In The Views Of Teachers And Parents
Elena M. Avraamova, doctor of Economics, Professor, head laboratory of social development studies of the Institute of social analysis and forecasting Ranepa under the President of the Russian Federation (Moscow), e-mail: [email protected]
Abstract. On the basis of data from a monitoring study of the school education effectiveness — CENO RANEPA studied the issues relating to student performance. The teachers gave an assessment of the extent of academic failure, depending on the class of study, and also identified the main causes of academic failure. In determining these causes, the parents' opinion of schoolchildren does not partially coincide with the opinion of teachers. The parents inclusion degree in the educational process is shown also, which is associated with the performance of children.
Keywords: unsuccessfulness, teachers, material and social status of parents, aelichennost.
Ispol'zovannye istochniki:
1. Borisov P.P. Psikhofiziologicheskiye prichiny neuspevayemosti i vtorogodnichestva, puti ikhpreodoleniya: (Na materiale shkol Yakutii). — Yakutsk: Yakutskoye kn. izd-vo, 1980. — 95 s.
2. Gelmont A.M. O prichinakh neuspevaye mosti i putyakhyeyo preodoleniya. M.: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1954. — 92 s.
3. Diagnostika uchebnoy uspeshnosti v nachal'noy shkole / Pod red. Nezhnova P.G., Frumina I.D., Khasana B.I., El'konina B.D. — M.: Otkrytyy institut «Razvivayushcheye obrazovaniye», 2009 — 131 s.