Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ'

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / НЕЗАКОННАЯ РУБКА / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ / ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENTAL CRIME / USE OF FORESTS / ILLEGAL LOGGING / CAUSES AND CONDITIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фиськов Иван Александрович

Объектом исследования выступают общественные отношения по обеспечениюэкологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Предмет исследования составили экспертные оценки и результаты анкетирования сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений. Цель исследования - выявлениеосновополагающих детерминант преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, для последующей выработкинаиболее эффективных мер борьбы с указанным преступлением. Обозначенная цель достигается посредствомизучения мнения специалистов. Автор делает вывод об устойчивости детерминант рассматриваемых преступлений и необходимости комплексного влияния на них для решения проблемы незаконных рубок лесных насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фиськов Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes and conditions that contribute to the perpetration of illegal logging of forests

The object of the research is public relations to ensure the ecological safety of the Russian Federationand the rational use of forests. The subject of the study was expert assessments and the results of a survey of law enforcement and executive authorities exercising powers in the field of forest relations. The purpose of the study is to identify theunderlying determinants of crimes under Art. 260 of the Criminal Code, for the subsequent development of the most effective measures to combat this crime. The indicated goal is achieved by studying the opinions of specialists. The authormakes a conclusion about the sustainability of the determinants of the crimes in question and the need for a complex influence on them in order to solve the problem of illegal logging of forest plantations.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

ФИСЬКОВ Иван Александрович,

адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России, старший лейтенант полиции. E-mail: fis92@mail.ru

Краткая аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения по обеспечению экологической безопасности РФ и рационального использования лесов. Предмет исследования составили экспертные оценки и результаты анкетирования сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений. Цель исследования - выявление основополагающих детерминант преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, для последующей выработки наиболее эффективных мер борьбы с указанным преступлением. Обозначенная цель достигается посредством изучения мнения специалистов. Автор делает вывод об устойчивости детерминант рассматриваемых преступлений и необходимости комплексного влияния на них для решения проблемы незаконных рубок лесных насаждений.

Abstract: The object of the research is public relations to ensure the ecological safety of the Russian Federation and the rational use of forests. The subject of the study was expert assessments and the results of a survey of law enforcement and executive authorities exercising powers in the field of forest relations. The purpose of the study is to identify the underlying determinants of crimes under Art. 260 of the Criminal Code, for the subsequent development of the most effective measures to combat this crime. The indicated goal is achieved by studying the opinions of specialists. The author makes a conclusion about the sustainability of the determinants of the crimes in question and the need for a complex influence on them in order to solve the problem of illegal logging of forest plantations.

Ключевые слова: экологическая безопасность; экологические преступления; использование лесов; незаконная рубка; причины и условия.

Keywords: environmental safety; environmental crime; use of forests; illegal logging; causes and conditions.

Самым распространенным экологическим преступлением является незаконная рубка лесных насаждений. Официальная статистика Главного информационно-аналитического центра МВД России свидетельствует о том, что в процентном соотношении данное общественно опасное деяние, в последние годы, составляет более 50% от всех экологических преступлений. Динамика количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, за период с 2014 по 2018 гг. показывает их снижение на 7,2%. По нашему мнению, незначительные изменения динамики рассматриваемого преступления, обуславливаются устойчивостью детерминант, которые, способствуют его совершению. Данный факт обуславливает повышенный интерес к их изучению.

В криминологии по содержанию принято разделять детерминанты преступности на следующие группы: политические детерминанты; экономические детерминанты; организационные детерминанты; правовые детерминанты; социально-психологические детерминанты.

Именно в данной логике проанализируем детерминанты преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ.

1. Политические детерминанты (11% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей

и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ):

- низкая эффективность управления лесной отраслью.

Председатель Общественного совета при Рослесхозе В.Е. Морозов, выступая на парламентских слушаниях 14 сентября 2018 г., пояснил, что с принятием Лесного кодекса РФ 2006 г. была разрушена работающая система лесоустройства, которая решала, как краткосрочные, текущие задачи, так и стратегические, с горизонтом до 100 лет. Новая система, по сути, так и не сложилась. Стратегический блок лесоустройства «не вписался в рынок», и был им отторгнут как не приносящий сиюминутной прибыли, а значит бесполезный и бессмысленный. Это привело к катастрофическому уровню хаоса в лесном хозяйстве, учитывая протяжённость нашей страны, разбалансировало систему контроля; задачи лесовосстановления и вообще ухода за лесом отошли на второй план. Экономически сложившаяся ситуация в лесном хозяйстве государству - владельцу лесов - также не выгодна. Ежегодно из бюджета на отрасль тратится значительно больше, нежели поступает [5].

Система управления лесной отраслью постоянно подвергается преобразованиям. Компетенции передаются из одного государственного органа в другой. На федеральном уровне лесоуправления, полномочия в области лесных отношений, законодательное и нормативное правовое регулирование осуществляли Минсельхоз России (2008-2010 гг.), Рослесхоз (2010-2012 г.) и Минприроды России (2000-2008 гг. и с 2012 г. по настоящее время). Данный факт, на наш взгляд, отрицательно влияет на качество управления, снижает его эффективность, что подтверждается результатом проверки проведенной Счетной палатой РФ в 2015 г. Оценка эффективности осуществления государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы выявила низкий уровень ее реализации: уровень выполнения контрольных событий составил в проверяемый период от 35,7% до 61,9%, достижения показателей (индикаторов) - от 45,9% до 63,9%, кассовое исполнение - от 95,3% до 99,2%. Кроме того, было отмечено, что на региональном уровне управление лесным хозяйством возложено на управленческие структуры в области лесного хозяйства, отличающиеся друг от друга по правовым формам, подчиненности и выполняемым функциям, что не способствовало эффективной координации лесохозяйственной деятельности со стороны федеральных органов и затрудняло внедрение единых подходов по обеспечению устойчивого лесо-управления в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие лесного хозяйства» [12].

- коррупция.

Коррупция является извечным спутником заготовки древесины, и проявляется на всех этапах от подготовки разрешительных документов до приемки разработанной деляны. Проведенный анализ правоприменительной практики по ст. 260 УК РФ показал, что сотрудники органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, нередко причастны к совершению незаконных рубок, а в некоторых случаях выступают инициаторами незаконных действий. Например, Ж. работая в должности председателя комитета по лесному хозяйству, решил предложить представителям организаций осуществляющих лесозаготовительную деятельность лесные участки для заготовки древесины под сплошные санитарные рубки за взятку. Ж. дал обязательное для исполнения указание инженеру по охране и защите леса Р. оформить акты проверки санитарного и ле-сопатологического состояния лесных участков, под-

лежащих санитарно-оздоровительным мероприятиям в виде сплошных санитарных рубок. После чего, с выбранными лесозаготовительными организациями были заключены договора о проведении рубок. За указанные действия Ж. получил от представителей лесозаготовительных организаций две взятки на сумму 2 500 000 и 4 500 000 рублей [2].

Помимо этого, в коррупционных схемах оказываются замещены сотрудники правоохранительных органов. Так, бывший оперуполномоченный управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Приморскому краю, воспользовался тем, что в его служебные обязанности входило проведение оперативно-розыскной деятельности по выявлению правонарушений в лесопромышленном комплексе на территории Ольгинского района и Дальнегорского городского округа. В 2015-2016 гг. оперуполномоченный получил от двух предпринимателей, осуществлявших лесозаготовительную деятельность, взятки в размере 800 000 и 50 000 рублей за попустительство по службе. За это он пообещал не проводить в отношении них процессуальные проверки в случаях выявления незаконных рубок. В последующем, взяткодатели добровольно сообщили о передаче денежного вознаграждения в правоохранительные органы. Прокурором Приморского края утверждено обвинительное заключение по ч. 2 и ч. 5 ст. 290 УК РФ [4].

2. Экономические детерминанты (59,8% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ):

- высокий уровень спроса на лесные ресурсы.

Слабый внутренний региональный спрос на лесную продукцию и растущий интерес к отечественной древесине со стороны развивающихся и густонаселенных азиатских стран ежегодно усиливают экспортную ориентацию лесного сектора Дальнего Востока. До 95% деловой древесины, заготавливаемой в регионе, идет на экспорт. Начиная с конца 1990-х гг., спрос на древесину со стороны Китая растет огромными темпами, что постоянно увеличивает ее стоимость, в частности и в особенности твердолиственных пород: цена за кубометр древесины дуба с 200 долларов в 2007 г. выросла до 340 в 2015 г., то есть на 70% [3].

Наибольший объем экспорта необработанной древесины приходится на Хабаровский край (21,1%),

Иркутскую область (21%), г. Санкт-Петербург (12,8%), Вологодскую область (9,3%) и Приморский край (8,4%). На долю Китая приходится 59,8% российского экспорта необработанной древесины (круглый лес, пиломатериалы и целлюлоза), 48,4% обработанных лесоматериалов и 66,5% целлюлозы. Среди европейских стран основными получателями российской древесины являются Финляндия, на долю которой приходится 30,2% необработанной древесины, и Германия - 1,9% обработанных лесоматериалов и 1,7% целлюлозы. Экспорт лесоматериалов в страны СНГ незначителен [12].

- высокая доходность и рентабельность незаконной деятельности;

В период работы автора данной статьи в следственных органах, при расследовании уголовных дел, предусмотренных ст. 260 УК РФ, обвиняемые поясняли, что по состоянию на 2016 г. реализуя 10 м3 древесины породы ясень, можно выручить до 500 000 рублей. Даже в сравнении со средней заработной платой за второй квартал 2018 г. (44 477 рублей [7]) это огромные деньги, тем более для жителей сельской местности;

- глобализация экономики, проникновение организованной преступности в легальный бизнес.

Обращает на себя внимание профессионализм и организованность форм экологической преступности, что приводит к самым тяжким последствиям. Для совершения незаконных рубок создаются организованные преступные группы. По мнению исследователей, примерно от 70% до 80% совершенных преступлений имеют транснациональный характер [10, с. 4]. Вместе с этим изменяется и способ совершения незаконных рубок. Если до начала 2000-х гг. основной объем незаконной древесины попадал на рынок как результат самовольных рубок без документов, то сейчас основным источником такой древесины стали неконтролируемые рубки (перерубы) под прикрытием документов разрешающих лесозаготовительную деятельность [3]. После чего полученная древесина экспортируется за рубеж;

- безработица, низкий уровень дохода населения проживающих в районах сосредоточения лесных ресурсов.

Районы сосредоточения лесных ресурсов обычно находятся на значительном удалении от крупных населенных пунктов. Население, проживающее в сельской местности, в непосредственной близости от лесов, не имеет возможности официального трудоустройства, что толкает жителей на поиск неофици-

ального заработка. Как было показано выше совершение незаконных рубок лесных насаждений может приносить высокий доход, перекрывающий затраты на такую деятельность.

3. Организационные детерминанты (13,8% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ):

- низкая эффективность федерального государственного лесного надзора.

Многочисленные изменения структуры органов исполнительной власти, в области лесных отношений и кадровые проблемы не позволяют в должной мере охватить огромную территорию лесов России. Первичное выявление незаконных рубок в большинстве случаев осуществляется лесничими и лесными инспекторами. Их численность и обеспеченность необходимой техникой в настоящее время не позволяет своевременно реагировать на факты незаконной деятельности. По данным прозвучавшим на заседании Госсовета о повышении эффективности лесного сектора в среднем по России на одного работника лесничества приходится около 55 000 гектар леса, а в многолесных районах - более 300 000 гектар. Конечно, при таком объеме вряд ли возможно человеку сегодня, не имея техники, не имея каких-либо специальных устройств, обеспечить эту охрану [8]. Существующая диспропорция оказывает негативное влияние на выявление и возможности противодействия преступлениям в рассматриваемой сфере. Несвоевременность выявления незаконных рубок влечет утрату доказательств.

- низкий фактический уровень раскрываемости преступлений, связанных с незаконным использованием лесов.

Данное обстоятельство подтверждается анализом судебной практики по рассматриваемы преступлениям. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ снижение количества лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 260 УК РФ, за период с 2013 по 2017 гг. составило 13,28%. При этом в 2014 г. снижение составило 2,21%, 2015 г. - 2,78%, 2016 г. - 4,97%, 2017 - 4,02%. Снижение количества выявляемых преступлений за аналогичный период составило всего 1,35%.

- слабая профессиональная подготовленность сотрудников правоохранительных органов для

выявления, раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным использованием лесов.

Проведенное анкетирование показало, что одной из сложностей при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, является необходимость обращения к лесному законодательству (7,7% опрошенных респондентов). При этом специализированные подразделения для раскрытия и расследования указанной категории преступлений не создаются.

- сложности в осуществлении рубок леса на законных основаниях.

Процедура заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки дров, для собственных нужд занимает до 30 суток. Место рубки определяется лесничеством, с учетом подходящей территории. Однако лесных участков вблизи населенных пунктов не хватает, и за дровами людям приходится отправляться все дальше в тайгу за десятки и даже сотни километров [9]. Данное обстоятельство значительно увеличивает затраты жителей на заготовку древесины. В некоторых случаях становится дешевле приобрести уже готовые дрова, чем заготавливать их самостоятельно.

4. Правовые детерминанты (5,2% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ):

- несовершенство законодательства, призванного охранять лесные ресурсы.

За период действия Лесного кодекса РФ с 2007 по 2018 гг. принято 43 федеральных закона, вносящих в него изменения. При этом некоторые нормативные правовые акты в области лесных отношений либо не принимались, либо принимались несвоевременно. Так, нарушались сроки принятия Минприроды России нормативных правовых актов, предусмотренных государственной программой РФ «Развитие лесного хозяйства». Не определены параметры проведения рубок обновления, что влечет невозможность их своевременного проведения в спелых и перестойных лесах и впоследствии приводит к необходимости проведения санитарных рубок, что не обеспечивает рационального использования лесов. Не урегулированы вопросы вывоза, транспортировки и хранения изъятой незаконно заготовленной древесины до момента ее передачи на реализацию территориальным управле-

ниям Росимущества [12].

- высокая латентность преступлений, связанных с незаконным использованием лесов, не позволяет объективно оценить их уровень и динамику;

По оценкам международных организаций и общественных природоохранных объединений, объем незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации составляет более 20% от законного лесопользования (42 476 400 м3 - И.А. [6]) [1].

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентик, не согласившись с экспертными оценками объема незаконно заготовленной древесины, представленных международными экологическими организациями, пояснил, что по официальным данным объем незаконного лесопользования в РФ составляет около трех миллионов кубометров в год, при общей заготовке 212,4 миллиона кубометров [11].

Расчеты федерального государственного бюджетного учреждения науки Центра экологии и продуктивности лесов Российской академии наук с применением метода исчисления баланса рубки лесных насаждений и потребления древесины выявили парадоксальную ситуацию. Показатели объема древесины, использованной для переработки, экспорта и внутреннего потребления, превышают объемом законного лесопользования на 16% (33 981 120 м3 - И.А. [6]) [1].

Проведенное анкетирование, также свидетельствует о том, что большая часть незаконных рубок остается не выявленной. На вопрос «какая часть незаконных рубок, по Вашему мнению, остается не выявленной?» 7,9% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, ответили до 25%, 35,4% опрошенных - от 25% до 50%, 33,9% опрошенных - от 50% до 75%, 12,6% опрошенных - от 75% до 90%, 8,7% опрошенных - свыше 90% (1,6% опрошенных затруднились ответить на вопрос). Таким образом, по мнению большинства респондентов, латентность преступлений, предусмотренного ст. 260 УК РФ, колеблется в диапазоне от 25% до 75%.

5. Технические детерминанты (4,7% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ):

- устаревшая и неполная инвентаризация ле-

сов и как следствие этого недостоверные сведения о запасах древесины.

В соответствии с данными федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесин-форг» давность материалов лесоустройства на 55% землях лесного фонда составляет свыше 20 лет, на 32% - от 11 до 20 лет, на 13% - до 10 лет. Общая площадь ежегодной таксации лесов, как составного элемента лесоустройства, в период 2007-2017 гг. снизилась в два раза, по сравнению с периодом 19902007 гг. [13]. Данные обстоятельства не позволяют полноценно оценить качество и количество лесных насаждений на территории России.

6. Социально-психологические детерминанты (5,5% опрошенных сотрудников МВД России, прокуроров, судей и сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, считают данную группу причин в качестве наиболее способствующей совершению преступлений, связанных с незаконным использованием лесов):

- необоснованное мнение о неисчерпаемости природных ресурсов.

Невозможность увидеть и определить ущерб, причиненный посягательствами, связанными с незаконным использованием лесов в ближайшей перспективе, обуславливает сформировавшееся в обществе «потребительское» отношение к лесу. Бытует мнение о неисчерпаемости его запасов, поскольку он имеет способность к самовосстановлению;

- недооценка общественной опасности пре-

Библиография:

1. Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке : постановление Совета Федерации от 30 января 2019 г. № 17 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 6. Ст.479.

2. Архив Ленинского районного суда г. Иваново Ивановской области. Дело № 1-169/2017. Приговор № 1-169/2017 от 31 октября 2017 г. URL : http://sudact.ru/regular/doc/06W1ncoTibVn/ (дата обращения : 05.09.2018).

3. Березина Е. Слышишь, рубят. URL : https://rg.ru/2017/09/05/reg-dfo/eksportnye-poshliny-na-dalnevostochnyj-krugliak-mogut-podniat-v-2017-godu.html (дата обращения : 30.08.2018).

4. Борец с коррупцией УМВД Приморья пойдет под суд за взятки от лесорубов - PrimaMedia. URL : https://primamedia.ru/news/669045/ (дата обращения : 12.11.2018 г.).

5. Выступление председателя Общественного совета при Рослесхозе В.Е. Морозова в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях. URL : http://rosleshoz.gov.ru/public_council/materials7eb02dd1e646c75079e7a3 d49bd409e2d (дата обращения : 19.11.2018).

6. Данные об объеме заготовленной древесины за 2017 г. (обновлен 28.06.2018). Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL : https://fedstat.ru/indicator/37848

7. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). URL : http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/isswww.exe/stg/d000/i000050r.htm (дата обращения : 30.10.2018).

8. Заседание президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса. URL : http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/17876/work (дата обращения : 01.09.2018).

9. Как сельские жители на Дальнем Востоке решают проблему нехватки дров URL:https://lass.ru/v-strane/4776071 (дата обращения:23.11.2018).

10. Клетнева, Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации : понятие, причины, условия и предупреждение : дис. ...канд. юрид. наук : 12.00.08. - Казань, 2007. - 260 с.

11. Колерова В. Иван Валентик : условия для развития лесной отрасли созданы. URL : http://expert.ru/expert/2018/17/ivan-valentik-usloviya-dlya-razvitiya-lesnoj-otrasli-sozdanyi/ (дата обращения : 23.11.2018).

12. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности государственного управления лесами Российской Федерации в 2010-2015 годах с целью реализации стратегических направлений развития лесного хозяйства» // Бюллетень счетной палаты. 2016. № 12.

13. Современное состояние лесоустройства. Проблемы и пути решения : доклад начальника управления лесоустройства, лесного планирования и проэктирования ФГБУ «Рослесинфорг» М.М. Тюкова. URL : http://rosleshoz.gov.ru/activity/inventory/presentations71eb101dfc3f5d54a08c95239b56a4224 (дата обращения : 15.11.2018).

ступлений, связанных с незаконным использованием лесов.

Проведенное анкетирование сотрудников МВД России, прокуроров, судей, сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, показало, что не считают незаконную рубку общественно опасной 23,5% опрошенных. Из них 3,9% ответили - нет однозначно, 19,6% не считают ее общественно опасной, если она была совершена с целью удовлетворения личных потребностей в древесине (например, отопления жилища в зимний период). Следует понимать, что данные показатели получены от лиц, которые профессионально должны осуществлять охрану общественных отношений по обеспечению экологической безопасности РФ и рациональному использованию лесов и почти 1/4 из них высказывают мнение об отсутствии общественной опасности незаконных рубок лесных насаждений. Предполагаем, что среди остальной части граждан РФ данное значение будет выше.

Проведенное исследование показывает, что экономические детерминанты преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, в частности высокая доходной незаконной лесозаготовительной деятельности, признаются в качестве основополагающих. У значительной части населения сформировано «потребительское» отношение к лесным ресурсам. Изменение сложившейся ситуации возможно только путем проведения комплексной государственной политики, направленной на всю совокупность рассмотренных детерминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.