Научная статья на тему 'Некоторые аспекты выявления и раскрытия подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями незаконных рубок лесных насаждений'

Некоторые аспекты выявления и раскрытия подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями незаконных рубок лесных насаждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / TIMBER INDUSTRY COMPLEX / ILLEGAL AFFORESTATION FELLING / REVEALATION AND DISCLOSING OF CRIMES / DOCUMENTATION OF CRIMINAL ACTIONS / OPERATIVELY-SEARCHING ACTIVIIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телков А. В.

Рассматриваются криминогенная ситуация на объектах лесопромышленного комплекса, виды и способы совершения незаконных рубок лесных насаждений, роль подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в их выявлении и раскрытии, а также особенности документирования преступных действий в лесной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF REVEALATION AND DISCLOSING OF ILLEGAL AFFORESTATION FELLING BY DIVISIONS FOR STRUGGLE AGAINST ECONOMIC CRIMES

The research considers the criminogenic situation at objects of timber industry complex, the kinds and methods of commiting an illegal felling of wooden plantings and their revealation and disclosing, and also the specifics of documentation of criminal actions in timber sphere.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты выявления и раскрытия подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями незаконных рубок лесных насаждений»

те — в форме прайс-листов) и определения наилучшего по цене, это еще не означает возникновения обязанности по подписанию договора с выбранным победителем. Так же как и у победителя не возникает права в судебном порядке требовать заключения с ним договора.

Таким образом, нами предлагается ряд нововведений и изменений в законодательстве относительно проведения конкурсов и торгов, которые, на наш взгляд, существенно улучшат саму процедуру их проведения и разрешат противоречия, вызываемые двойственностью некоторых положений в законах.

1 См.: Правовая природа конкурса / Е.В. Каган, Г.А. Суха-дольский // Хозяйство и право. — 2001. — № 2. — С. 49.

2 См.: Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации: Монография / А.Ю. Жданов, Д.В. Кузнецов, А.Н. Федоров. — М.: КНОРУС, 2007. - С. 95.

3 См.: Бурдаева Е.С. Коммерческие закупки: взгляд изнутри. — СПб.: Питер, 2008. — С. 175.

4 См. напр:. Андреева Л.В. Совершенствование законодательства о конкурсном заключении государственных контрактов // Хозяйство и право. — 2002. — № 8. — С. 40.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ НЕЗАКОННЫХ РУБОК ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

А.В. ТЕЛКОВ? капитан милиции, адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Московского университета МВД России

Аннотация. Рассматриваются криминогенная ситуация на объектах лесопромышленного комплекса, виды и способы совершения незаконных рубок лесных насаждений, роль подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в их выявлении и раскрытии, а также особенности документирования преступных действий в лесной сфере.

Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, незаконные рубки лесных насаждений, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, выявление и раскрытие преступлений, документирование преступных действий, оперативно-розыскные мероприятия.

SOME ASPECTS OF REVEALATION AND DISCLOSING OF ILLEGAL AFFORESTATION FELLING BY DIVISIONS FOR STRUGGLE AGAINST

ECONOMIC CRIMES

BY ALEXANDER VALERIEVICH TELKOV, captain of militia, the postgraduate of the chair of operatively-searching activities by internal affairs bodies of MIA Moscow University.

Annotation. The research considers the criminogenic situation at objects of timber industry complex, the kinds and methods of commiting an illegal felling of wooden plantings and their revealation and disclosing, and also the specifics of documentation of criminal actions in timber sphere.

Key words: timber industry complex, illegal afforestation felling, revealation and disclosing of crimes, documentation of criminal actions, operatively-searching activiies.

На актуальность проблемы охраны лесных ресурсов и осуществления контроля за их рациональным использованием в целях обеспечения экономической безопасности страны неоднократно указывалось в директивах МВД РФ [1]. Статистические данные убедительно свидетельствуют о тенденции стабильного

увеличения в России числа незаконных рубок лесных насаждений. Если в 2002 г. в стране было зарегистрировано 10 654 преступления, предусмотренных ст. 260 Уголовного кодекса РФ (далее — УК), то в 2007 г. их число составило уже 16 286. Ежегодный ущерб, причиняемый экономике страны от криминальных

лесозаготовок, исчисляется миллиардами рублей. Изменение криминогенной ситуации на объектах лесопромышленного комплекса в связи с принятием нового Лесного кодекса, приведение в соответствие с ним лесного законодательства обуславливают необходимость выработки и реализации новых современных подходов в борьбе с преступлениями в лесной отрасли. Контроль со стороны лесных хозяйств за выделенными под вырубку территориями в последнее время серьезно ослаблен. Лесная охрана, которая в ряде регионов страны еще не организована должным образом, выявляет в основном уже свершившиеся факты незаконной порубки, гораздо реже удается задержать нарушителей в момент непосредственной рубки леса. В связи с этим большое значение имеет проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ) органами внутренних дел по документированию преступных действий, связанных с незаконной заготовкой древесины.

Борьба с преступлениями в сфере лесозаготовок и обработки древесины является одним из приоритетных направлений деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (далее — БЭП). По данным Главного информационно-аналитического центра и Департамента экономической безопасности МВД РФ в последнее время ежегодно в лесной сфере выявляется более 3 тысяч преступлений экономической направленности. При этом для отрасли характерен целый спектр преступлений — от хищений до фактов взяточничества и контрабанды, исходным и основным звеном для которых является незаконная рубка лесных насаждений. Именно это противоправное деяние, согласно судебно-следственной практике, является наиболее распространенным преступлением в сфере лесного хозяйства (более 60%). Незаконная рубка лесных насаждений хотя и является, согласно нормам УК РФ, экологическим преступлением, всегда имеет экономическую составляющую, поскольку в конечном счете это противоправное деяние направлено на трансформацию лесных ресурсов в финансовые потоки. При осуществлении незаконных рубок умысел преступников направлен не на рубку либо повреждение лесных насаждений как таковых, а на противоправное завладение лесоматериалами для их дальнейшей реализации. Несмотря на это, Пленум Верховного суда РФ фактически исключает возможность квалификации таких действий по совокупности ст. 260 и ст. 158 УК РФ [2]. Зачастую незаконные порубки сопряжены с преступными действиями должностных лиц лесного хозяйства, которые не только являются соучастниками их совершения, но и в этой связи совершают целый ряд экономических и налоговых преступлений.

Условно можно выделить три основных вида незаконных рубок.

1. Самовольные рубки, осуществляемые гражданами для собственных нужд (отопление жилищ, заготовка строительных материалов для мелких построек и текущего ремонта и т.д.). Общий объем самоволь-

ной заготовки древесины гражданами для собственных нужд в настоящее время можно оценить примерно в 20 миллионов кубометров в год, или около 10% от ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России [3].

2. Самовольные рубки, осуществляемые гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины, т.е. хищение леса с целью получения дохода. От предыдущего вида самовольных рубок этот отличается масштабами, а также технической оснащенностью тех, кто их проводит. Лесозаготовители, осуществляющие заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». Как правило, они обеспечены техникой для заготовки древесины, транспортом для ее вывоза, неформальными связями с работниками правоохранительных органов, а также вооруженной охраной. Общий объем коммерческой самовольной заготовки древесины в России в настоящее время можно оценить примерно в 10 миллионов кубометров в год, или около 5% от ежегодного объема официальной заготовки древесины в лесах России [3].

3. Рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующих правил, приводящими к образованию неучтенной или неправильно учтенной древесины. К таким рубкам относятся рубки на площади, превышающей разрешенную (включая рубки за границами отведенных лесосек); получение излишков древесины при некачественном отводе и таксации лесосек; заготовка древесины в большем объеме или лучшего качества при неправильном проведении выборочных рубок; заготовка лучшей древесины под видом ухода за лесами или проведения санитарных рубок.

В функциональные обязанности сотрудников подразделений БЭП входит выявление признаков квалифицированных составов незаконных рубок, т.е. преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 260 УК РФ. Незаконные рубки выявляются оперативными сотрудниками лично; при освидетельствованиях лесосек, проводимых совместно с компетентными органами; в ходе проведения специальных рейдов; в рамках оперативно-профилак тических мероприятий; а также по сигналам, поступающим от различных лиц, в том числе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. Важное значение в этой работе имеет взаимодействие в ходе совместных оперативно-профилактических мероприятий с другими службами органов внутренних дел; в рамках межведомственных планов [4] с подразделениями Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Министерства природных ресурсов РФ, природоохранной прокуратурой и Росприроднадзором. Сложность выявления и документирования незаконных рубок лесных насаждений обуславливается многоэтапностью их совершения и растянутостью процесса лесозаготовок во времени, что создает трудности в поимке преступников и доказывании их вины. В этих целях оперативные работники проводят ОРМ по документированию преступных действий на всех стадиях лесозаготовки в целях сбора

сведений, касающихся лиц, совершающих незаконные рубки леса, особенно при совершении преступлений группой лиц по предварительному сговору либо организованными группами. При выявлении незаконных рубок важное значение имеет содействие с лицами, обладающими специальными знаниями в лесной сфере, а при вуалировании хищений лесопродукции и денежных средств в финансовой документации предприятий лесопромышленного комплекса целесообразно привлекать специалистов-ревизоров [5]. Не менее важное значение для эффективной борьбы с незаконными рубками лесных насаждений имеет отраслевой принцип оперативного обслуживания объектов лесного комплекса конкретными сотрудниками БЭП — качественный состав их конфиденциального аппарата и знание оперативной обстановки в обслуживаемой отрасли являются залогом успеха при выявлении и раскрытии подобных преступлений.

Литература

1. О состоянии борьбы с преступлениями в лесопромышленной отрасли Российской Федерации и мерах по повышению ее эффективности: Решение коллегии МВД России № 3 км от 30 октября 2007 г. Утв. приказом МВД России № 1169. — 2007.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (с изм. от 6 февраля 2007 г.)

3. Незаконные рубки в России — ситуация на начало 2008 года // www.wood.ru/ru/loa651.html

4. Межведомственный план мероприятий по декриминализации лесной отрасли на 2007—2010 гг. от 14.02.2008 г.

5. Пестунова Н.Е. Проведение проверочных мероприятий в организациях, осуществляющих лесозаготовительную деятельность / Н.Е. Пестунова // Вестник МВД России. — 2006. — № 5. — С. 33.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СТРАН СНГ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ ГОСУДАРСТВА, И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

О.В. ХАРЧЕНКО, кандидат юридических наук, доцент, Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

Аннотация. Рассматривается зарубежный опыт органов исполнительной власти стран СНГ, реализующих правоохранительную функцию государства. Констатировано, что в странах СНГ при создании и развитии органов исполнительной власти, реализующих правоохранительную функцию государства, в основном учитывается опыт России. Предложено использовать в России опыт некоторых стран СНГ, переименовавших милицию в полицию, а также опыт создания финансовой и военной полиции.

Ключевые слова: страны СНГ, органы исполнительной власти, правоохранительная функция государства, органы внутренних дел, пенитенциарная система, таможенные органы, судебные исполнители, налоговая полиция, финансовая полиция, военная полиция.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF EXECUTIVE POWER ORGANS OF CIS IMPLEMENTING LAW-ENFORCEMENT FUNCTION OF STATE AND PERSPECTIVES OF ITS USAGE IN RUSSIA

O.V. KHARCHENKO,

Vice-Rector for Academic Affairs, St.Petersburg Institute of Education in the Sphere of Humanities and Social Sciences, PhD in Law, associate professor (docent)

Annotation. The article covers the foreign experience of executive power organs in the CIS implementing law-enforcement function. It is stated that it is the experience of Russia that is taken into consideration in the CIS while developing executive power organs implementing law-enforcement function. It is suggested that Russia should take into account the experience of some CIS countries that renamed militia into police as well as the experience of developing financial and military police.

Key words: CIS countries, executive power organs, law-enforcement function, Internal affairs organs, penitential system, customs service, bailiffs, tax police, financial police, military police.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.