Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / НЕЗАКОННЫЕ РУБКИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Искалиев Р.Г., Кусакин Д.В.

В статье рассматриваются отельные аспекты оперативно-розыскного противодействия организованным преступным формированиям, осуществляющим незаконные рубки лесных насаждений. Анализируется современное состояние законодательства, регулирующего использование лесов, а также перспективы его развития с учетом поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, направленных на декриминализацию лесной отрасли. Автор предлагает меры для повышения эффективности использования сил и средств оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью экономической направленности в сфере неправомерного использования древесины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO COMBAT ORGANIZED CRIMEOF ECONOMIC ORIENTATION IN THE FIELD OF ILLEGAL USE OF WOOD

The article deals with the hotel aspects of operational and investigative counteraction to organized criminal groups engaged in illegal logging of forest plantations (article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation). The article analyzes the current state of legislation regulating the use of forests, as well as the prospects for its development, taking into account the instructions of the President of the Russian Federation V.V. Putin, aimed at decriminalizing the forest industry. The author proposes measures to improve the efficiency of the use of forces and means of operational units of the internal affairs bodies in the fight against organized crime of economic orientation in the field of illegal use of wood.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ»

Научный компонент

УДК 343.102 : 343.9.02

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ НЕПРАВОМЕРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРЕВЕСИНЫ

ORGANIZATION OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO COMBAT ORGANIZED CRIME OF ECONOMIC ORIENTATION IN THE FIELD OF ILLEGAL USE OF WOOD

Искалиев Равиль Гарифулаевич,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России,кандидат юридических наук

isk74ravil@gmail.com

Кусакин Дмитрий Викторович,

заместитель начальника Межмуниципального отделения МВД России «<Большеулуйское», слушатель Академии управления МВД России (г. Москва)

dmitry-cnsakin@yandex.ru

Ключевые слова:

лесное законодательство, использование лесов, незаконные рубки, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения.

В статье рассматриваются отельные аспекты оперативно-розыскного противодействия организованным преступным формированиям, осуществляющим незаконные рубки лесных насаждений. Анализируется современное состояние законодательства, регулирующего использование лесов, а также перспективы его развития с учетом поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, направленных на декриминализацию лесной отрасли. Автор предлагает меры для повышения эффективности использования сил и средств оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью экономической направленности в сфере неправомерного использования древесины.

Keywords:

forest legislation, forest use, illegal logging, operational search activities, operational units.

The article deals with the hotel aspects of operational and

investigative counteraction to organized criminal groups engaged in illegal logging of forest plantations (article 260 of the Criminal Code of the Russian Federation). The article analyzes the current state of legislation regulating the use of forests, as well as the prospects for its development, taking into account the instructions of the President of the Russian Federation V.V. Putin, aimed at decriminalizing the forest industry. The author proposes measures to improve the efficiency of the use of forces and means of operational units of the internal affairs bodies in the fight against organized crime of economic orientation in the field of illegal use of wood.

Лес считается одним из уникальных творений природы, при этом в Российской Федерации находится 1/5 часть лесов нашей планеты. В Лесном кодексе Российской Федерации установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Детальное понятие леса как объекта правого регулирования сформулировано в подзаконном нормативном правовом акте - Стандарте отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения», утвержденном приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203 (далее - Стандарт). В соответствии со Стандартом лес определен как целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой (п. 3.1.3).

Исходя из этих нормативных понятий можно сделать вывод, что лес - это сложная экологическая система, выполняющая большое количество полезных функций:

- экологические, т.е. обеспечение защиты среды обитания растительного и животного мира, регулирование климата, водоохранные и почвозащитные и

- экономические, то есть источник сырья для производства пиломатериалов, среда обитания объектов охоты, среда произрастания плодов, ягод, лекарственных растений и т.п.;

- культурно-оздоровительные, т.е. средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования и проч.

В соответствии с ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (ст. 3).

Хотя порядок использования лесов регламентирован главой 2 ЛК РФ, но понятие «использование лесов» не нашло своего нормативного закрепления в этом источнике. В Большом экономическом словаре понятие «использование» имеет следующее толкование - «пользование чем-нибудь, употребление с пользой» (URL: https://big_economic_dictionary.academic.ru). В науке экологического права понятие лесопользования определяется как обеспеченная «законом возможность их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных свойств и доходов» [1], а равно «извлечение материальных и нематериальных благ» [2].

Полагаем, что под использованием лесов следует понимать общественные отношения, возникающие в результате пользования лесными ресурсами с целью получения материальных и нематериальных благ в процессе их эксплуатации в любых формах хозяйственной деятельности.

Отношения в сфере охраны лесов, их защиты и воспроизводства, а также лесоразведения регулируют шесть глав ЛК РФ (главы 2.4, 3, 3.1, 3.2, 4, 5). Под охраной лесов законодатель предлагает считать охрану лесов от пожаров (глава 3 ЛК РФ), от загрязнений и иного негативного воздействия (глава 3.2 ЛК РФ).

Под понятием «защита лесов» следует понимать предотвращение ущерба лесам ото всех вредоносных факторов биологического характера (ст. 60.1 ЛК РФ). Так, леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию (ч. 1, 2 ст. 60.1 ЛК РФ).

В ЛК РФ законодательно закреплено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству (ст. 61 ЛК РФ). Воспроизводство лесов должно осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий и лицами, на которых ЛК РФ возложена обязанность по лесовосстановлению. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйст-венного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Очевидно, что посредством нормативного регулирования законодатель попытался создать необходимую базу для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере лесопользования, определяя для них требования в сфере охраны лесов, их защиты и воспроизводства, обеспечивая возможность восполнения иссекаемых запасов лесного фонда для использования будущими поколениями.

Однако далеко не все пользователи, осуществляющие лесозаготовки, добросовестно относятся к соблюдению требований законодательства. Зачастую юридические и физические лица, являющиеся лесопользователями, уклоняются от соблюдения требований законодательства в части охраны, защиты и воспроизводства лесов, не желая нести дополнительные расходы. Это выражается в фактах незаконных рубок, не очистки лесных участков от порубочных остатков, уничтожении подроста при выполнении лесозаготовительных работ и т.п. Также не выполняются требования ЛК РФ о воспроизводстве лесов путем высаживания саженцев деревьев на участках, где осуществлялась рубка. При этом в субъектах РФ, имеющих огромные запасы леса, получили распространение такие преступления, как незаконные рубки лесных насаждений.

Следует отметить, что Красноярский край является одним из наиболее крупных лесных регионов Российской Федерации, на территории которого расположено более 12% общероссийских запасов леса. Лесной фонд края, по состоянию на 1 января 2021 г., составляет 158,7 млн га с ежегодной расчетной лесосекой в размере 13,2 млн кубометров. Общий запас древесины оценивается в 11,5 млрд кубометров, или 14,2% общероссийского запаса леса (34% от запаса Сибирского федерального округа). Вместе с тем в Красноярском крае ежегодно увеличивается количество зарегистрированных фактов незаконных рубок лесных насаждений. Если по итогам 12 месяцев 2016 г. правоохранительными органами были возбуждены 460 уголовных дел на сумму причиненного ущерба более 253 млн рублей, то по итогам 2020 г. - 765, а сумма причиненного ущерба состави-

ла более 543 млн рублей. При этом практически каждое второе преступление данного вида остается нераскрытым (по 384 уголовным делам не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых). Статистические данные свидетельствуют о негативной динамике, которая выражается в растущем интересе к преступной наживе посредством незаконной рубки лесных насаждений.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан (ст. 260 УК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее - постановление Пленума № 21) разъяснил, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст. 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня. Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и т.д.), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека. В постановлении Пленума № 21 отмечается, что под повреждением до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Уголовно-наказуемые деяния следует отграничивать от административных правонарушений, за которые ответственность предусмотрена

ст. 8.28 КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает за незаконные рубки, совершенные в значительном размере, то есть причинившие вред лесному фонду на сумму свыше 5 тыс. рублей. Помимо этого уголовные преступления могут быть совершены в крупном или особо крупном размерах (свыше 50 и 150 тыс. рублей соответственно). От размера причиненного вреда напрямую зависит уголовная квалификация деяний правонарушителей.

Возможность быстрого получения крупных доходов от реализации лесо-продукции без существенных затрат привлекает в эту сферу все большее число желающих обогатиться за счет государственного лесного фонда, зачастую с использованием незаконных схем использования лесов. Высокая доходность данной деятельности становится лакомым куском для целых групп лиц, совершающих незаконные рубки.

В связи с этим законодатель предусмотрел уголовную ответственность за совершение незаконных рубок лесных насаждений, совершенных группой лиц (п. «а» ч. 2 ст. 260 УК РФ), группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой (ч. 3 ст. 260 УК РФ). В постановлении Пленума № 21 разъясняется, что при квалификации незаконной рубки, совершенной организованной группой, следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать наличие организатора (руководителя), большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность, распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

Об особой важности проблемы защиты лесов от незаконных рубок свидетельствует то обстоятельство, что 29 сентября 2020 г. Президентом России В.В. Путиным по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса были даны соответствующие поручения Правительству РФ и иным федеральным органам исполнительной власти (URL: https:// www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/64379). В частности, Правительству РФ совместно с Государственной Думой Федерального Собрания РФ поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание единой федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, в том числе с целью унификации понятийного аппарата, используемого в лесном законодательстве Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации о таможенном регулировании и других отраслях законодательства Российской Федерации, установления требований к местам (пунктам) приема, хранения, переработки дре-

весины и продукции переработки древесины, включая оснащение таких мест (пунктов) техническими средствами контроля.

Особое значение имеет поручение о введении запрета на пребывание в лесах лиц, которые не вправе использовать леса для заготовки древесины, с машинами и оборудованием, применяемыми при заготовке древесины, а также установление ответственности за нарушение этого запрета, включая безвозмездное изъятие таких машин и оборудования (независимо от форм собственности и других прав на них), в том числе в случае признания их орудиями незаконной рубки лесных насаждений.

Помимо этого, поручено произвести совершенствование порядка осуществления федерального государственного лесного надзора, в том числе через уточнение объема переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области федерального государственного лесного надзора, через создание уполномоченного федерального органа исполнительной власти и введение должности главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Российской Федерации, через разграничение федерального государственного лесного надзора и лесной охраны при условии сохранения возможности патрулирования лесов.

Также Президентом РФ поручено усовершенствовать порядок осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ, а также установить порядок отвода и таксации лесосек. Правительству РФ поручено разработать и утвердить новую стратегию развития лесного комплекса в Российской Федерации.

Полагаем, что выполнение этих поручений приведет к надлежащему регулированию общественных отношений в сфере использования лесов, их охраны и воспроизводства, а также к декриминализации лесной отрасли и сокращению фактов незаконных рубок лесных насаждений.

Вместе с тем исполнение соответствующих поручений Президента РФ в значительной степени обусловливается эффективностью деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, обладающих значительным опытом по противодействию незаконным рубкам лесов. В частности, оперативно-розыскная практика показывает, что в группах, занимающихся незаконными лесозаготовками, четко просматривается распределение ролей среди ее членов.

Так, при подготовке к совершению незаконных рубок лесозаготовитель или иное лицо, выступая в роли организатора, подыскивает группу лиц, имеющих определенные навыки по заготовке древесины. Следует отметить, что организатором может являться официально зарегистрированный предприниматель либо руководитель юридического лица, занятого в сфере лесозаготовок и лесо-

переработке. Организатор нанимает вальщиков леса и чокеровщиков (работников, которые специальным приспособлением (чокером) подцепляют к лесозаготовительной технике срубленные деревья (хлысты)). Также в группу могут входить сучкорезы, тракторист, а также водители лесовозной техники. Как правило, руководит процессом бригадир или мастер, который отвечает за сбор и доставку членов бригады на лесной участок, транспортировку техники, обеспечение членов бригады продуктами питания, горюче-смазочными материалами, осуществляет учет срубленной и вывезенной древесины. Одновременно организатор обеспечивает прикрытие действий бригады в контролирующих органах, зачастую вступает в сговор с работниками лесничеств, которые за определенное вознаграждение обеспечивают фиктивные документы, используемые для прикрытия незаконной рубки, помогают изготовить документы для транспортировки. В последующем организатор обеспечивает переработку и сбыт незаконно заготовленной древесины и лесоматериалов из нее, оплачивает услуги членов бригады, исходя из объемов заготовленной древесины.

Зачастую прослеживается устойчивость и сплоченность данных групп, которая выражается в определенных межличностных связях членов группы, что прослеживается не только в ходе совместной деятельности, но и в бытовой сфере, иных сферах жизнедеятельности. Иногда членами бригады выступают лица, связанные родственными связями. Данные группы могут осуществлять свою деятельность на протяжении некоторого времени (либо в течении лесозаготовительного сезона). Это затрудняет процесс сбора доказательственной базы, так как все участники скрывают обстоятельства совершения преступлений и членов группы, тем самым создавая препятствия для установления истины по делу. Лица, принятые в подобные группы «из вне», на протяжении некоторого времени не посвящаются в истинные цели их деятельности, которая маскируется под официальную лесозаготовку.

Все эти факторы необходимо учитывать на стадии документирования действий подобных преступных групп. Привлечение лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и качественное оперативное обслуживание объектов лесопромышленной сферы позволяют своевременно получать оперативную информацию о преступных группах. Это, в свою очередь, позволяет своевременно начать проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках дел оперативного учета и сбор доказательственной информации по всем фактам незаконных рубок.

Однако в ходе документирования фактов незаконных рубок лесных насаждений недостаточно грамотно организовать и осуществлять оперативно-розыскную деятельность, так как до настоящего времени отсутствуют эффективные экспертно-криминалистические методы доказывания. Кроме того, правоохранительные органы для задержания преступников с поличным на

месте и в момент совершения преступления сталкиваются с рядом проблем, которые затрудняют процесс изобличения преступников. К таковым относятся нехватка ресурсов как материальных, так и людских. Как правило, во многих субъектах РФ выявлением преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, в территориальных ОВД на муниципальном уровне занимаются сотрудники оперативных подразделений (уголовный розыск, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции), участковые уполномоченные полиции, которые вынуждены затрачивать значительное время для патрулирования лесных участков самостоятельно либо с привлечением иных контролирующих органов (работников прокуратуры, лесничеств, лесной охраны), При этом происходит отвлечение этих сотрудников от исполнения других не менее важных функциональных обязанностей.

Решением проблемы могло бы послужить создание в структуре территориальных ОВД подразделений лесной (экологической) полиции, в прямые функциональные обязанности которых входило бы выявление преступлений и правонарушений в узкоспециализированном направлении оперативно-служебной деятельности. На мой взгляд, это позволило бы повысить эффективность данной работы. Но следует иметь ввиду, что материальная обеспеченность таких подразделений должна быть на соответствующем уровне: нормы положенно-сти подразделений должны включать автотранспортную и иную технику высокой проходимости, беспилотные летательные аппараты и транспортные средства доставки этой техники на лесные участки, где планируется проведение мероприятий, средства видео- и фотофиксации, способные работать автономно в тяжелых климатических условиях и иметь возможность передачи данных на большие расстояния, используя беспроводные каналы.

Помимо этого, целесообразно на федеральном уровне установить обязательные для всех участников правоотношений в сфере использования лесов правила контроля пребывания членов лесозаготовительных бригад и лесозаготовительной техники на том или ином участке лесного массива. Это возможно осуществить путем обеспечения каждого работника и каждой единицы лесозаготовительной техники приборами позиционирования на местности (геолокации), что, во-первых, позволит определять нахождение граждан и техники в местах совершения незаконных рубок в определенный временной интервал, а во-вторых, повысит дисциплинированность лесозаготовителей.

Библиографический список

1. Быковский, В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование / В.К. Быковский. - М. : Волтерс Клувер, 2012.

2. Василишина, М.И. Правовое обеспечение публичных интересов в лесном законодательстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06. / М.И. Василишина. - URL: https://www.dissercat.com/content/pravovoe-obespechenie-pubHchnykh-interesov-v-lesnom-zakonodatelstve/read (дата обращения: 28.12.2020.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.