Научная статья на тему 'Причины и предпосылки создания центра стратегических исследований и разработок на базе МГУЛ'

Причины и предпосылки создания центра стратегических исследований и разработок на базе МГУЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ СЕКТОР / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАЦИЯ / ЦЕНТР / WOOD SECTOR / THE NATIONAL POLICY / CORPORATION / THE CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинягина Н. Б., Запруднов В. И., Горшенина Н. С.

Пинягина Н.Б., Запруднов В.И., Горшенина Н.С. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК НА БАЗЕ МГУЛ. Главной задачей центра является разработка важнейших программных документов для лесного сектора национальной лесной политики, секторальных, отраслевых и региональных стратегических программ, а также рекомендаций оперативного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PinyaginaN.B., ZaprudnovV.I., Gorshenina N.S. The reasons and preconditions of creation of the center of strategic researches and workings out on the basis of The Moscow State University of Wood. The main task is working out of the major program documents for wood sector the national wood policy, sectoral, branch and regional strategic programs, and also recommendations of operative character.

Текст научной работы на тему «Причины и предпосылки создания центра стратегических исследований и разработок на базе МГУЛ»

ЭКОНОМИКА

осуществляет оперативное управление программой, координацию подпрограмм и программных мероприятий, контроль за общим ходом реализации программы и принимает меры по устранению разногласий, согласовывая их с участниками реализации программы.

Органы управления реализацией программы развития периодически докладывают о состоянии их реализации Министерству

промышленности и науки и технологий Российской Федерации.

Библиографический список

1. Пинягина, Н.Б. Стратегическое планирование в лесном секторе экономики / Н.Б. Пинягина. - М.: МГУЛ, 2009.

2. Бурдин, Н.А. О стратегических направлениях развития лесного комплекса РФ / Н.А. Бурдин // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2008. - № 5(62).

ПРИЧИНЫ и ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА

стратегических исследований и разработок на базе мгул

Н.Б. ПИНЯГИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, д-р экон. наук,

В.И. ЗАПРУДНОВ, проф. каф. геодезии и строительного дела МГУЛ, д-р техн. наук,

Н.С. ГОРШЕНИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук

Анализ современного состояния лесного сектора России показывает, что при самых больших в мире запасах леса его роль в национальной экономике и на мировом рынке незначительна. Использование расчетной лесосеки в последние годы составляет не более 22-24 %. Вместе с тем переруб высоколиквидных хвойных лесов вдоль магистральных дорог привел к накоплению нерентабельных мелкотоварных насаждений, снизил коммерческую ценность лесов. В связи с отсутствием необходимой инфраструктуры сужается область экономически доступных лесов, в результате нарастают проблемы с сырьевым обеспечением глубокой переработки древесины.

Структура лесопромышленного производства характеризуется низким уровнем глубокой переработки древесины, комплексного безотходного использования всей биомассы ствола. Кроме того, российский лесной сектор слабо интегрирован, медленно идет процесс создания крупных вертикальноинтегрированных корпораций, способных конкурировать с зарубежными ТНК. В связи с этим деятельность лесного сектора малоэффективна, финансовое состояние лесопромышленных предприятий в целом остается неблагополучным.

Важно отметить, что в прошедший период лесной сектор, как и вся мировая эко-

[email protected]

номика, испытал на себе негативное влияние глобального финансового кризиса, что значительно затормозило дальнейшее развитие.

Комплекс основных проблем, негативно влияющих на развитие лесного сектора, представлен на рис. 1.

Большинство проблем возникло из-за отсутствия единой системы управления лесным сектором, которая бы обеспечивала сбалансированное развитие и размещение всех его отраслей и производств. Сегодня планированием и регулированием деятельности лесного хозяйства и лесной промышленности занимается несколько министерств, агентств и департаментов, поэтому до последнего времени разрабатывались отдельные программные документы, содержащие противоречивые и взаимоисключающие положения, которые в полном объеме реализовать не удалось.

Однако, как показал зарубежный опыт управления национальными лесными секторами, проблемы лесного хозяйства и лесной промышленности нельзя решить изолированно. Эти две связанные с лесом сферы народного хозяйства технологически и экономически взаимосвязаны и образуют целостную систему - лесной сектор (рис. 2). Эффективность функционирования лесного сектора сможет обеспечить только единое консолидированное управление и планирование с использованием научно обоснованной методологии.

158

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

О to Hnsta wox и OttO Ий

ЭКОНОМИКА

Основные проблемы, сдерживающие развитие лесного сектора

Потеря управляемости и координации деятельности отраслей единого лесного сектора, отсутствие в стране национальной лесной политики;

Несовершенная кредитная, налоговая и таможенная политика, не учитывающая специфику ЛПК (сезонный характер работы, потребность в лесовозных дорогах, частые изменения конъюнктуры товарных рынков);

Низкая интеграция и кооперация технологически связанных предприятий, недостаток крупных конкурентоспособных вертикальноинтегрированных структур;

Неблагоприятный инвестиционный климат, корпоративные лесные войны, слабая защита прав собственников и инвесторов;

Отсутствие в лесфонде необходимой сети лесовозных дорог, социальной и энергетической инфраструктуры;

Низкий научно-технический и технологический уровень лесопромышленного производства, высокий износ основных производственных фондов, деградация лесного машиностроения;

Непропорционально высокий рост затрат на топливно-энергетические ресурсы и железнодорожные перевозки по сравнению с ростом цен на лесопродукцию;

Отсутствие у менеджеров лесопромышленных компаний навыков ведения бизнеса (маркетинга, финансовой отчётности) по международным стандартам, слабое использование фондовых рынков для привлечения инвестиций

Рис. 1.

материалы

Сырьевые товары (commodity) Товары, обладающие индивидуальными характеристиками Рис. 2. Технологические связи структурных составляющих лесного сектора

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

159

ЭКОНОМИКА

Рис. 3. Методологические принципы формирования системы стратегического планирования в лесном секторе Российской Федерации

Научно обоснованной методология может быть при условии, если ее разработка базируется на разумных принципах, следование которым обеспечат ее логическое единство и эффективность. Исследование процессов стратегического планирования развития экономических систем в России и за рубежом позволило сформулировать основополагающие принципы стратегического планирования в российском лесном секторе (рис. 3).

Непрерывность - планирование охватывает все этапы работы и распространяется и на длительную перспективу и на более короткие сроки.

Научность - планирование осуществляется на научной основе, т.е. опирается на достоверную информацию, выполняется научно обоснованными методами. Для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника и т.д..

Приоритетность - необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела.

Комплексность - количественное или качественное изменение хотя бы одного из плановых показателей, образующих комплексную систему, приводит к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных структурных составляющих единицах, так и в лесном секторе в целом.

Эффективность - разработка такого варианта плана, который при ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Оптимальность- необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции.

Взаимная увязка и координация - необходимость охвата всех структурных составляющих лесного сектора с целью обеспечения сбалансированности результатов и показателей стратегических планов и программ.

Интеграция - планирование, осуществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо единство методических подходов к планированию на других уровнях.

На базе этих методологических принципов нами предложена система стратегического планирования в лесном секторе, состоящая из логически последовательных этапов и охватывающая все уровни управления по вертикали (рис. 4).

Система стратегического планирования не сможет нормально функционировать без институциональных преобразований в лесном секторе, гармонизирующих отношения между государством и лесным бизнесом. В связи с этим предлагается по-новому сформировать механизмы и инструменты для обеспечения эффективного стратегического управления и планирования в лесном секторе на разных уровнях хозяйствования - от федерального до корпоративного.

На первом этапе необходимо, чтобы Правительство РФ официально признало лесной сектор в качестве структурной единицы экономики и создало соответствующую институциональную структуру. При этом абсолютно необходимым является создание единого централизованного органа управления лесным сектором, который реально смог бы сформировать систему стратегического планирования в лесном секторе и разрабатывать национальную лесную политику, а также федеральные и ведомственные целевые программы развития.

160

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

Мониторинг наличия и уровня использования лесных ресурсов. Определение конкурентных преимуществ российского лесного сектора

Определение внутренних факторов, социальных, экологических, инфраструктурных ограничений.

Исследование состояния и тенденций развития лесного сектора, формирование концепции НЛП

Формирование национальной лесной политики и её приоритетов

Совершенствование лесного законодательства

Разработка федеральной программы развития лесного сектора.

Разработка программ инновационного развития лесных отраслей и производств

Анализ состояни трендов лесног сектора. Монитор тенденций рын: продуктов, услуг полезностей леса

Разработка региональных программ развития лесного сектора

Определение внешних фактор ограничений.

Оценка перспективно ёмкости внутреннего и внешнего рынк

Рис. 4. Предлагаемая схемастратегическогопланирования влесном секторе

Организационный механизм, институциональные преобразования

1. Признание Правительством РФ лесного сектора в качестве официальной структурной единицы Российской экономики.

2. Формирование единых госорганов по управлению лесным сектором по вертикали.

3. Создание в лесном секторе Корпорации развития с преобладающей долей государства, а также участием представителей лесного бизнеса и общественных организаций. Создание при корпорации рабочих групп для разработки проектов национальной лесной политики, стратегических программ и проектов. Оценка проектов, организация их реализации, мониторинга и корректировки.

4. Создание при содействии государства крупных ВИС.

Рис. 5. Механизмы формирования и

Механизмы и инструменты

Правовой механизм

1. Совершенствование лесного законодательства, изменение Лесного кодекса РФ.

Введение рентного подхода

к плате за лесные ресурсы.

2. Совершенствование законов, связанных с инвестиционной деятельностью.

3. Корректировка налогового законодательства в целях стимулирования инвестиционных процессов для инновационной модернизации лесного сектора.

4. Совершенствование Корпоративного права: закона об акционерных обществах,

о банкротстве, с целью надёжной защиты собственности и прав акционеров и инвесторов.

реализации стратегических

Экономические инструменты и регуляторы

1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

2. Гармонизация отношений с естественными монополиями.

3. Стимулирование создания крупных интегрированных структур.

4. Субсидирование банковских процентных ставок по инвестиционным кредитам и на кредитование межсезонных запасов.

5. Предоставление государственных гарантий в виде доп. залогового обеспечения инвестиций.

6. Формирование инвестиционных соглашений между крупными корпорациями и государством, где в обмен на обязательства бизнеса создавать мощности по глубокой переработке древесины, государство будет предоставлять преференции и льготы.

документов в лесном секторе

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

161

ЭКОНОМИКА

Кроме того, этот централизованный орган мог бы стать важным координирующим звеном для отраслевых, региональных и корпоративных программ развития (рис. 5).

В целях восстановления системы стратегического планирования стратегических программ для различных уровней управления целесообразно создать центр стратегических разработок и исследований на базе Московского государственного университета леса.

Государственная поддержка развития лесного сектора должна осуществляться, прежде всего, в виде масштабного финансирования этого центра, который способен будет восстановить или воссоздать научные школы экономических и научно-технических инновационных исследований. К тому же на базе МГУЛа можно в тесной координации с центром обучать и подготавливать квалифицированных специалистов, наиболее востребованных на прорывных направлениях развития лесного сектора.

В этой связи государству не следует жалеть деньги на НИОКР для целей научно обоснованного стратегического планирования, а также для научных исследований в сфере инновационных технологий и продукции из древесины. Государство должно ориентировать бизнес, где и какую продукцию целесообразно производить, так как эти проекты должны быть обеспечены необходимыми ресурсами. На основе научных исследований государство должно предоставлять преференции компаниям, которые будут следовать государственной политике, включая модернизацию и инновационное развитие. А пока на все НИОКР в России ежегодно выделяется чуть больше 100 млн руб. Для справки, в инновационно развитой маленькой Финляндии в 2010 г. было выделено 200 млн евро на НИОКР.

Кроме бюджетного финансирования, деятельность центра могут инвестировать представители лесного бизнеса, а также все заинтересованные участники лесных отношений.

Среди главных задач центра особую роль должна играть разработка важнейших программных документов для лесного сектора - национальной лесной политики, сек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торальных, отраслевых и региональных стратегических программ, а также рекомендаций оперативного характера. Кроме того, к задачам можно отнести мониторинг и оценку лесных ресурсов, в т.ч. предназначенных для лесопользования, мониторинг и аудит деятельности хозяйствующих субъектов лесного сектора, прежде всего крупных лесопромышленных корпораций, разработку и оценку инвестиционных проектов, инжиниринговую деятельность и т.д.

Участие государства в работе центра позволит ему иметь необходимые для эффективной деятельности полномочия: запрашивать и оперативно получать от государственных органов власти необходимую информацию, осуществлять выдачу лицензий и сертификатов, выпускать информационные сборники и периодические издания.

Центральным звеном системы стратегического планирования развития лесного сектора, как это имеет место в большинстве развитых лесопромышленных стран, должна быть национальная лесная политика Российской Федерации. Однако для определения миссии лесного сектора, стратегических целей и задач развития необходимы всесторонние исследования его состояния, трендов изменения основных показателей с использованием прогрессивного статистического и экономико-математического инструментария. Именно это позволит выработать научно обоснованные, согласованные всеми участниками лесных отношений приоритетные направления национальной лесной политики.

Главной целью национальной лесной политики должно быть создание на государственном уровне условий, обеспечивающих эффективность, устойчивость и динамичное развитие лесного сектора, которое имеет четыре основных аспекта, выступающих в органическом единстве: экономический, социальный, экологический и культурный.

Приоритетные направления национальной лесной политики.

Повышение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции, что расширит присутствие российских лесопромышленников на лесных товарных рынках, вытеснит оттуда зарубежных конкурентов.

162

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

с

On

А. Аналитические исследования

Б. Перспективные разработки

I. Исследование внешних факторов

Демографическая обстановка Инфраструктурные возможности Государственное управление Состояние экономики

I

II. Основные тренды лесного сектора, структура, тенденции

Лесной сектор зарубежных стран

Лесной сектор России в разрезе отраслей и регионов

Роль и место России в мировом лесном секторе

_______________________V________________________

III. Анализ и тенденции рынка товаров и услуг

Видимое потребление и платежеспособный спрос Экспорт и импорт

Потребление не древесных товаров и услуг (НДЛТ)

IV. Древесные ресурсы и лесопользование.

Потенциал, состояние и уровень использования.

Вторичное использование

Тенденции освоения новых ле со сырьевых баз

V. Технический уровень и инфраструктура, тенденции

Производственные мощности и их использование Лесное машиностроение, импорт техники и машин Наличие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры,

I. Разработка сценариев

Инерционный, Базовый, Интенсивного развития

X

II. Тенденции и перспективы изменения показателей деятельности лесного сектора

Внешние факторы

Лесные ресурсы и управление лесным сектором Рынки товаров из древесины Технический уровень

Экологические факторы и изменение климата Производство энергии на основе древесины Не древесные товары и услуги

III. Разработка экономию-математической модели, оптимизационные балансовые расчёты производства лесопродукции и размещения мощностей_______

I

IV. Прогнозные показатели по разным сценариям

Производство лесобумажной продукции Заготовка древесины Производство биотоплива Лесо сырьевые ресурсы Лесопользование Не древесные ресурсы и услуги Лесное машиностроение Инфраструктура

V. Формирование схемы размещения лесных производительных сил

В. Механизмы реализации

I. Организационный

Структура государственного управления

Функции шсорганов по вертикали Саморегулируемые организации Мониторинг, контроль и корректировка программы

i

II. Правовой

Лесное законодательство Налоговое право Гражданское право Корпоративное законодательство и т.д

III. Экономические регуляторы

Таможенно-тарифный Отношения с естественными монополиями

Стимулирование интеграции .предприятий

Развитие лизинговых операций Субсидирование процентных ставок по кредиту Рентный подход к плате за лесные ресурсы Инвестиционные соглашения и т.д.______________________

Рис. 6. Блок-схема разработки федеральной целевой программы

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА

Увеличение производства лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, для чего требуется приоритетная государственная поддержка развития деревянного домостроения, производства высококачественных бумаги, картона и изделий из них мебельного производства.

Совершенствование лесопользования и лесного хозяйства, включающее.

- формирование эффективной системы управления лесным хозяйством;

- восстановление и совершенствование системы лесоустройства, лесного планирования, охраны лесов с учетом новых реалий рыночной экономики;

- совершенствование способов сбора, учета и обработки информации о лесных ресурсах;

- изменение подхода к формированию ставок платы за единицу лесного ресурса, переход на рентный принцип установления ставок.

Строительство лесных магистралей и дорог, что предполагает государственную поддержку создания дорожной инфраструктуры в лесу в виде долевого финансирования строительства лесных дорог.

Ускорение интеграционных процессов в лесном комплексе, которое возможно на основе создания крупных вертикально интегрированных структур.

Развитие лесного машиностроения на территории России, что предполагает развитие кооперированных связей с зарубежными поставщиками современных машин, создание совместных машиностроительных предприятий.

Совершенствование научно-технического и кадрового обеспечения лесного сектора, что невозможно без государственной поддержки системы подготовки управленческих, инженерных и технических кадров.

Таким образом, национальная лесная политика должна являться ориентиром для дальнейшей разработки стратегических программ на разных уровнях управления лесным сектором.

Следующим этапом системы стратегического планирования является разработка федеральных либо ведомственных целевых программ развития лесного сектора, т.к. приоритеты национальной лесной политики нуждаются в конкретизации.

Методология и алгоритм разработки федеральной программы должны содержать три основных логически последовательных этапа. аналитическую часть, прогнозные исследования и механизмы реализации, каждый из которых включает разделы, охватывающие все структурные составляющие лесного сектора по технологической цепочке (рис. 6).

Одним из основных результатов федеральной программы должна быть рекомендательная схема размещения лесных производительных сил, позволяющая ориентировать бизнес, в каких регионах наиболее выгодно развивать или строить перерабатывающие мощности с учетом наличия ресурсов, кадрового потенциала, транспортной и социальной инфраструктуры. В свою очередь, государство, используя экономические и правовые регуляторы, сможет обеспечить рациональное, сбалансированное размещение лесоперерабатывающих производств.

Генеральной целью федеральной целевой программы должно быть эффективное использование потенциала лесного сектора, обеспечивающее максимальный валовый внутренний продукт всех его структурных составляющих с учетом социальных и экологических потребностей и ограничений государства. Не менее важной подцелью, тесно связанной с главной целью программы, является обеспечение максимального дохода государства в виде суммарного объема налоговых платежей (рис. 7).

Разработка федеральной целевой программы развития лесного сектора должна опираться на научную методологию и эффективную технологию, чтобы достичь желаемого результата. Основы методологии разработки и реализации программы включают следующие элементы.

1. Государственное воздействие на процессы социально-экономического, инновационно-технологического, энерго-экологического, территориального развития лесного сектора, опирающееся на прямое участие государства в этих процессах с целью изменения траектории их развития. Этот метод должен применяться там, где без прямого вмешательства государства негативные тенденции преодолеть нельзя.

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

ЭКОНОМИКА

Комплекс целей федеральной целевой программы______________________________________________________

Генеральная цель - эффективное использование потенциала лесного сектора, обеспечивающее максимальный валовый продукт от деятельности всех его структурных единиц с учетом социальных и экологических ограничений государства.

Целевая функция - является критерием оптимального варианта рекомендательной схемы размещения новых лесоперерабатывающих мощностей X V - X 3. -» max ВВПлес,

i ‘ j 1

где V.- валовая добавленная стоимость i-го хозяйствующего субъекта лесного сектора;

3. - затраты j-го хозяйствующего субъекта лесного сектора на содержание лесов;

ВВПлес - внутренний валовый продукт лесного сектора России____________________________________

Подцель - обеспечение максимального дохода государства в виде суммарного объема налоговых платежей.

N = X n. -> maxl>,

где N - общая сумма налоговых платежей в консолидированый бюджет от структурных единиц лесного сектора; n. - налоговые поступления в бюджет от г-й структурной единицы лесного сектор;

Б - объем налоговых поступлений в бюджет от деятельности лесного сектора______________________

экологические цели государства

Z э ^ min Э

i

где э. - экологические потери и нарушения г-го хозяйтвующего субъекта лесного сектора;

Э - общие экологические потери и нарушения в лесном секторе.__________________________________

социальные цели государства

Z с. ^ min Соц

i

где с - величина ухудшения уровня жизни и социального обеспечения работников г-го хозяйствующего субъекта лесного сектора;

Соц - общее снижение социального уровня работников лесного сектора.___________________________

Рис. 7

2. Охват не всех сфер деятельности лесного сектора, а лишь четко обозначенных направлений стратегического прорыва. Сфера действия программы должна быть достаточно узкой, чтобы обеспечить концентрацию и направление сил для стратегического прорыва, и в то же время достаточно широкой, чтобы распространить успех на другие сектора и отрасли, влиять на общий подъем экономики, иметь долговременный успех. Для реализации прорыва необходима концентрация сил, перераспределение ресурсов в пользу конкурентоспособных производств.

Однако при этом нужно сохранить динамическую сбалансированность в масштабе всего лесного сектора, чтобы не возникли новые диспропорции и «точки провала».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отдельные составляющие программы должны быть взаимно увязаны, тогда возникнет дополнительный синергетический народнохозяйственный эффект. Если это правило будет нарушено, то система может стать дезорганизованной, ее общий эффект окажется меньше суммы эффектов составляющих ее

элементов (отрицательный синергетический эффект).

4. Управление реализацией федеральной целевой программы должно быть четко организовано и упорядочено, опираться на единую управляющую компанию и инновационное партнерство государства, бизнеса, науки, образования и гражданского общества. Отторжение или ослабление любой из этих сил приведет к низкой эффективности программы, создаст серьезные трудности для ее реализации.

5. Разработку и реализацию Федеральной целевой программы необходимо осуществлять на профессиональной основе, на системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации, непрерывного образования и дистанционного обучения всех участников этой деятельности - от госслужащих, топ-менеджеров, исследователей, инструкторов до инженеров, техников, квалифицированных рабочих. Это будет способствовать общему повышению образовательного уровня и потребности в квалифицированных кадрах.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

165

ЭКОНОМИКА

Методические подходы к разработке инновационных программ_______________________________________

Практическая целесообразность и реализуемость программ характеризуется:

а) наличием заинтересованных в разработке и реализации программы хозяйствующих субъектов;

б) наличием готовых или потенциально возможных научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий;

в) наличием или возможностью создания производственной базы технологического оборудования, других элементов материально-технической базы, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия;

г) масштабами и источниками требующихся финансовых ресурсов;

д) наличием и возможностью создания недостающих инфраструктурных элементов (транспорт, связь, другие виды коммуникаций, социальные и жилищно-коммунальные объекты, энерго- , водоснабжение);

е) отсутствием ограничений, вытекающих из экологических требований производства продукции.

Генеральная цель программы - повышение эффективности производства на основе использования прогрессивных высокопроизводительных технических средств и технологий, максимально возможного замещения импортных машин и оборудования конкурентоспособной отечественной техникой._______________________

Главные целевые параметры - суммарное увеличение прибыли и уровня рентабельности в смежных отраслях -лесном машиностроении, лесопромышленном производстве, в потребляющих отраслях.

основные задачи:

- повышение конкурентоспособности отечественного оборудования для производства продукции глубокой переработки древесины в результате достижения более привлекательных для лесопромышленных предприятий цен и технико-технологических характеристик;

- рост производства конкурентоспособных технических средств и оборудования до объемов, способных удовлетворить потребности лесопромышленных предприятий;

- увеличение объемов производства и ассортимента качественной лесобумажной продукции глубокой переработки с улучшенными потребительскими свойствами;

- снижение импорта технических средств и оборудования для лесного сектора, а также наукоемкой лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью.________________________________________________

Рис. 8.

6. В управлении разработкой и реализацией программы, в т.ч. проектов инновационного характера, следует соблюдать принцип «разделения и кооперации властей» применительно к трем необходимым составляющим системы программного управления:

- заказчикам - тем, кто определяет содержание программы (проекта), обеспечивает ее ресурсами, осуществляет государственную приемку и использование полученных результатов;

- научным руководителям, которые определяют основную цели, задачи и сущность программы (проекта), обеспечивают научное сопровождение и авторский мониторинг практической реализации этих целей и задач;

- исполнительному органу - управляющей компании или исполнительной дирекции программы, организующей их выполнение, отвечающей за полученные результаты, а также использующей выделенные ресурсы.

Основными силами, которые приводят к изменениям в лесном секторе, являются внешние факторы: социально-экономические тенденции, изменения в уровне доходов

населения, научно-техническом уровне производства, демографических тенденциях и предпочтениях людей.

Приоритеты национальной лесной политики и результаты целевых программ развития могут являться основой для разработки программ инновационного (технологического) развития приоритетных для лесного сектора, конкурентоспособных производств.

В условиях ограниченных возможностей бюджета государству следует поддерживать те отрасли и производства, модернизация и техническое перевооружение которых способно дать наибольший мультипликативный эффект.

Для этого на следующем этапе системы стратегического планирования целесообразно разрабатывать программы технологического развития, включающие совокупность программных мероприятий научно-технического, производственно-технологического, социально-экономического и организационного характера, увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям, срокам реализации (рис. 8).

На основе государственных программных документов можно разрабатывать стра-

166

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.