Научная статья на тему 'Причины и последствия этноцентризма в российском обществе'

Причины и последствия этноцентризма в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3273
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ETHNOCENTRISM / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ETHNIC STEREOTYPE / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / SOCIAL STEREOTYPE / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ETHNIC COMMUNITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ЭТНОС / ETHNOS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белинская Дина Викторовна, Задонская Ирина Анатольевна

Актуальность исследования такого феномена как этноцентризм, доказана на сегодняшний день самой жизнью, а именно продиктована трудностью разрешения многих аспектов межэтнических конфликтов. Среди них можно отметить воинствующий национализм, терроризм, ксенофобию, а также привнесение в массовое сознание этноцентрических настроений в экономических и политических целях. Вероятно, по этой причине в настоящее время в этническом самосознании народов нашего государства происходят серьезные изменения, которые выражаются в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям. Однако всякое явление имеет обратную сторону и рост этнического самосознания не исключение. Данная тенденция зачастую принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, традиций и языка, а также отказ от общения с ним. Этноцентризм рассматривает и оценивает окружающий мир с позиции ценностей, культуры и моделей жизни собственной социальной группы. Существует множество причин, способствующих возникновению и развитию этноцентризма. Наиболее серьезными и масштабными из них являются: процессы миграции, степень патриотизма и наличие стереотипов. Каждая причина имеет и свои последствия, причем как положительные, так и отрицательные. К положительным следует отнести сплоченность, сохранение автономности этнической общности. К отрицательным крайние формы проявления этноцентризма, а именно национализм, экстремизм и т. д. Очевидно, изучение и контролирование данного феномена необходимо в современных условиях, поскольку конфликты этнического характера в стране стали практически ежедневной реальностью. Поэтому, чтобы избежать серьезных межэтнических столкновений на макроуровне, необходимо как можно лучше исследовать и предотвращать их на микроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS AND CONSEQUENCES OF ETHNOCENTRISM IN THE RUSSIAN SOCIETY

Today life itself proved relevance of a research of such phenomenon as ethnocentrism, especially difficulty of permission of many aspects of the interethnic conflicts dictated it. Among them it is possible to note militant nationalism, terrorism, xenophobia and also introduction into mass consciousness of ethnocentric moods in economic and political goals. Possibly, for this reason now in ethnic consciousness of the people of our state there are serious changes which express in increase in interest of ethnic groups in the history, culture, traditions. However any phenomenon has a reverse side and growth of ethnic consciousness is not an exception. This tendency often takes the forms which cause negative attitude to other ethnoses, rejection of their culture, traditions and language and also refusal of communication with it. The ethnocentrism considers and estimates the around world from a position of values, culture and models of life of own social group. There is a set of the reasons contributing to emergence and the development of ethnocentrism. And large-scale of them are the most serious: migration processes, degree of patriotism and existence of stereotypes. Each reason has also the consequences, and both positive, and negative. It is necessary to refer unity, maintaining autonomy of ethnic community to positive. Negative are extreme forms of manifestation of ethnocentrism, especially nationalism, extremism, etc. Obviously, studying and monitoring this phenomenon is necessary in modern conditions as the conflicts of ethnic character in the country became almost daily reality. Therefore to avoid serious interethnic collisions at the macrolevel, it is necessary as it is possible to investigate and prevent better them at the microlevel.

Текст научной работы на тему «Причины и последствия этноцентризма в российском обществе»

УДК 303.425.5 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-1-14-20

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

БЕЛИНСКАЯ ДИНА ВИКТОРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: may_1981@mail.ru

ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ir-yar75@mail.ru

Актуальность исследования такого феномена как этноцентризм, доказана на сегодняшний день самой жизнью, а именно продиктована трудностью разрешения многих аспектов межэтнических конфликтов. Среди них можно отметить воинствующий национализм, терроризм, ксенофобию, а также привнесение в массовое сознание этноцентрических настроений в экономических и политических целях. Вероятно, по этой причине в настоящее время в этническом самосознании народов нашего государства происходят серьезные изменения, которые выражаются в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям. Однако всякое явление имеет обратную сторону и рост этнического самосознания - не исключение. Данная тенденция зачастую принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, традиций и языка, а также отказ от общения с ним. Этноцентризм рассматривает и оценивает окружающий мир с позиции ценностей, культуры и моделей жизни собственной социальной группы. Существует множество причин, способствующих возникновению и развитию этноцентризма. Наиболее серьезными и масштабными из них являются: процессы миграции, степень патриотизма и наличие стереотипов. Каждая причина имеет и свои последствия, причем как положительные, так и отрицательные. К положительным следует отнести сплоченность, сохранение автономности этнической общности. К отрицательным - крайние формы проявления этноцентризма, а именно национализм, экстремизм и т. д. Очевидно, изучение и контролирование данного феномена необходимо в современных условиях, поскольку конфликты этнического характера в стране стали практически ежедневной реальностью. Поэтому, чтобы избежать серьезных межэтнических столкновений на макроуровне, необходимо как можно лучше исследовать и предотвращать их на микроуровне.

Ключевые слова: этноцентризм, этнический стереотип, социальный стереотип, этническая общность, этническая идентичность, этнос

Рассматривая этноцентризм как явление, актуальное особенно в настоящее время, необходимо понять основные причины его проявления. Подобная необходимость в этом обосновывается неоднозначной природой самого явления. Этноцентризм имеет двоякую природу своего существования: с одной стороны он является основой патриотизма, с другой же стороны - основой крайних форм национализма. Именно поэтому возникают вопросы, в чем же причины данного явления и каковы его последствия. На сегодняшний день существует множество мнений по данному поводу, что в свою очередь показывает отсутствие точных данных об истоках этноцентризма.

С социологической точки зрения как тип поведения этноцентризм впервые исследовал У. Самнер. В работе «Народные обычаи» [1] он выделил ин-

группы, т. е. круг лиц с общими интересами, с которыми человек себя отождествляет и аут-группы, рассматриваемые как противоположные кругу лиц с общими интересами. Этноцентризм - это тенденция посмотреть на мир, прежде всего, с точки зрения собственной культуры, где собственная группа -центр, другие же оценены как периферия [2, р. 39].

Прежде чем говорить о всевозможных причинах этноцентризма в российском обществе, необходимо отметить, что наша страна всегда являлась и является многокультурной и многоэтничной, что создает некие барьеры в обществе. Все мы отличаемся по экономическому и социальному статусу, духовным ценностям, национальному характеру, языку, культуре и традициям. Действительно, данное многообразие создает некие условия для разногласий и возможных конфликтов, но если вспом-

нить советский период, то мы всегда были единым народом. Раньше не подразделялись на русских, башкир, татар, украинцев и так далее, все считались советским народом. Пропагандировался приоритет русской культурно-исторической традиции, подвергалось осуждению «низкопоклонство перед Западом», русскому языку стремились придать статус языка межнациональной коммуникации в планетарных рамках.

Сегодня же каждый день, сталкиваясь с представителями других этносов, контактируя с ними, мы отмечаем для себя, что происходит разделение на «мы» и «чужие». Так в чем же причины такого «высокого» отношения - к «своим» и пренебрежительного - к «чужим»?

Процессы сближения и обособления этносов лежат в основе не только сущностной характеристики этноцентризма, но и формируют образы своей и чужой этнической группы, влияющие на проявление отчуждения или враждебности в межэтнических отношениях [3, с. 53]. Тем не менее, несмотря, на то, что этноцентризм довольно часто воспринимается как негативное явление, он рассматривается как нормальное следствие процесса социализации и приобщения к культуре в обществе [4, с. 52].

Этнические стереотипы являются одной из основных причин формирования этноцентристских настроений, которые рассматриваются как упрощенные, стабильные комбинации оценок, отношений, последствия действий или движений, функционирующие в той или иной ситуации и характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений [5, р. 21].

Стоит отметить, что стереотипы закладываются в детском возрасте, когда дети сами еще не имеют представления о той группе, к которой они принадлежат. Стереотип диктует как форму, так и содержание действий, потому что он опирается не на разум, а на закон предков и, следовательно, подобное поведение не нуждается в мотивации.

Согласно точке зрения У. Липпмана [6] социальные стереотипы выполняют две важнейшие функции. Во-первых, это экономия усилий, под которой подразумевается, что люди сами создают некие стереотипы, шаблоны, чтобы не искать новых путей поведения в той или иной ситуации; во-вторых - способ защиты положения в обществе, который характеризуется за счет сохранения ценностей, позиций человека и его прав. Иначе говоря, стереотипы по У. Липпману, являются неким ориентиром для человека в мире информации, а также способом защиты человека в обществе.

Необходимо заметить, что стереотипы поведения довольно просты и легко усваиваются массо-

вым сознанием, особенно если оно стихийное, нерациональное. Таково поведение агрессивной толпы, враждебно настроенной по отношению к «инородцам». Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными [7, с. 245]. Но стоит учитывать тот фактор, что стереотипы, прежде всего, не навязываются сверху, они присущи каждому человеку внутренне. Поэтому внутренние регуляторы индивида, такие как честь, вина, стыд и страх, играют большую роль при формировании того или иного стереотипа. Помимо этого, этнические стереотипы, воплощая присущие обыденному сознанию представления о собственном и чужом народах, не просто суммируют определенные сведения, но и выражают эмоциональное отношение к объекту. Таким образом, именно в них сконцентрирована вся история межэтнических отношений.

В содержании этнических стереотипов можно выделить три группы факторов:

- специфика стереотипизируемой группы, т. е. особенности этнической группы, которые закреплены в обыденном сознании и культуре ценностями, выработанными в ходе общественно-исторического развития;

- экономические и социально-политические условия развития этнических групп, специфика взаимоотношений между ними, сложившиеся на данный период времени;

- длительность и глубина исторических контактов с другими этносами.

Этнические стереотипы могут подразделяться на два вида: автостереотипы (стереотипы о себе, т. е. стремление этнической общности внести в их содержание наиболее самобытные качества национального характера) и гетеростереотипы, особенностью которых является описание другой этнической группы. Важным признаком здесь выступает внешний облик, который несет информацию о принадлежности индивида к определенной этнической группе.

При исследовании стереотипа обществоведами было предложено огромное количество определений данного явления.

Согласно И. С. Кону, стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания [8]. Ни один человек не в состоянии самостоятельно реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Считается, что стереотипы носят как положительный, так и отрицательный характер. Их суть заключается в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Кон отмечал, что стереотипирование неизбежно, потому что люди рассматривают осо-

Э. V. БЕЫШКАУА, I. А. гЛБОШКЛУЛ

бенности чужой культуры сквозь призму ценностей и культуры своего народа.

Социальные стереотипы все чаще понимаются как этнические предрассудки со всеми вытекающими последствиями - иррациональностью, неадекватностью, и обычно приписываются мало информированному, предубежденному сознанию. Определение достоверности социального стереотипа должно основываться на конкретной ситуации. Абсолютно любой социальный стереотип, в одном случае может быть истинным, в другом - оказаться ложным [9, с. 117; 10, с. 102].

Этнический стереотип как разновидность социального стереотипа и упрощенный образ этнических групп, рассмотрен в проекте Д. Каца и К. Брейли, которые в начале 30-х гг. ХХ в. изучали расовые и этнические стереотипы студентов Прин-стонского университета. Этот эксперимент описан в огромном количестве работ. В результате исследователи выявили высокую степень согласия в приписывании некоторых черт отдельным этническим группам (белым американцам, англичанам, немцам, ирландцам, итальянцам, афроамериканцам, евреям, японцам, китайцам, туркам). Предложенная методика «Приписывание качеств» получила широкое распространение как в США и Европе, так и в странах «третьего мира» - Ливане, Пакистане, Филиппинах и т. д. [10, с. 100].

Необходимо рассмотреть также и теорию стереотипа представителя психологической школы Г. В. Олпорта. Он относит стереотипы к составным частям предрассудка, что в свою очередь означает сильную симпатию или антипатию, основанную на неверном и порой жестоком обращении, и направлена на индивида или группу людей как членов конкретной общности [11, с. 160].

В отличие от У. Липпмана, Г. В. Олпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям. Он утверждает, что стереотип носит приспособительный характер и может приспособиться к любому преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации. Также Г. В. Олпорт выделяет закономерность между уровнем образования и процессом стереотипизации. По его мнению, чем образованнее человек, тем частота обращения к стереотипам должна снижаться. Еще одной концепцией осмысления феномена социального стереотипа считается подход Т. Адорно [12] и группы исследователей с позиции психоаналитики, где стереотип рассматривается как приспособление для удобного видения вещей.

В целом можно сказать, что этнические стереотипы очень динамичны и претерпевают в процессе исторического развития этносов определенную эво-

люцию и в большей степени отражают уровень этнического самосознания. Помимо этого, именно этнические стереотипы в любую эпоху воспринимаются как способ сосуществования с представителями других этносов. Ведь отказ от стереотипов потребовал бы постоянное напряжение внимания, и превратил бы жизненный процесс в бесконечные попытки понять проанализировать то или иное поведение другой группы, а это чревато ошибками, и может быть даже небезопасно [5, р. 22].

Таким образом, несмотря на многочисленность исследований и теорий, проблема истинности стереотипов остается нерешенной. Так как стереотипы напрямую влияют на степень этноцентризма общества, то можно сказать, что пока что приходится только лишь исследовать, но никак не регулировать.

Стоит отметить, что развал СССР и, как следствие, возникновение новых государств на территории постсоветского пространства ознаменовался этническими конфликтами, и породил проблему беженцев. Кроме того, возросла напряженность межнациональных отношений в процессе формирования новых государственных образований. Все это усилило необходимость исследования межнациональных отношений, проведения мониторингов, посвященных данной тематике, и в частности, проблеме этнических стереотипов как формы отражения в массовом, бытовом сознании состояния этих отношений [13, с. 184].

Именно вследствие миграционных потоков возникает наибольший всплеск этноцентризма. Данное явление характеризуется защитой своих традиций, ценностей и прав коренного этноса и нежеланием делиться этим с «чужими».

Основные причины негативного отношения к мигрантам заключаются, прежде всего, в том, что местное население видит в них неких конкурентов в различных сферах деятельности. Именно подобное чувство приводит к росту этноцентризма, которое разрушает позитивную групповую идентичность. Наплыв именно нелегальных мигрантов несет потенциальную угрозу конфликтных ситуаций, основанных не только на экономическом фоне, но и этническом, а также конфессиональном.

Поскольку миграционных процессов нельзя избежать, значит, их необходимо урегулировать. На сегодняшний день существует программа миграционной политики, которая обеспечивает национальную безопасность.

Помимо названных причин возникновения этноцентризма, можно предположить, что феномен патриотизма также может являться основой данного явления. Под патриотизмом понимается любовь, гордость и преданность своему отечеству, его исто-

рии, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и ценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом [14, с. 90].

Патриотизм выступает как формообразующий фактор в социокультурном бытии общества [15, с. 33]:

- задает критерии объединения общества и превращения ее в единую социально-культурную общность;

- противодействует деструктивным тенденциям общественных отношений, ведущим к утрате самобытности народа;

- способствует развитию духовно-нравственных основ человека на основе приоритета долга, ответственности;

- обеспечивает историческую преемственность;

- служит механизмом отбора ценностей и смыслов для осуществления общественного прогресса.

Иными словами, патриотизм формирует такие качества человека, благодаря которым он осознает свою необходимость, важность и ценность.

Включая в себя такие качества, как гордость за культуру страну и желание ее сохранения, чувство идентификации с другими членами общности, патриотизм, тем не менее, тесно связан с национализмом и часто используется в качестве его синонима [2, р. 40].

Необходимо учесть, что данные качества в некой мере присущи и этноцентризму, что еще раз доказывает неразрывную связь данных явлений. В отличие от этноцентризма, патриотизм формируется в крупных территориальных образованиях организованных по признаку социальной идентичности населения. Выделяют два основных вида данного явления: во-первых, имперский патриотизм, суть которого заключается в поддержании чувства лояльности к государству и ее правительству; и, во-вторых, национальный патриотизм, суть которого заключается в наличии чувства любви к своей нации.

Наиболее сильно патриотизм проявлялся в советское время, когда каждый человек гордился тем, что он являлся гражданином данной страны. В СССР существовала конкретная форма братского сотрудничества социалистических наций, которая именовалась как «дружба народов». Государство, сплоченное общей идеей - строительством коммунизма объединяло всех людей, и не было особых этнических различий, все считались советскими людьми. Они в любой момент готовы были грудью встать на защиту своего государства.

В России патриотизм утратил свою ту мощь, которая у него была. Сейчас происходит кризис идентичности, который проявляется в том, что люди утратили чувство родины и принадлежность к ней. Чаще всего теперь они идентифицируют себя с религиозными, этническими, родоплеменными, профессиональными, а то и криминальными общностями.

Начиная с 2014 г., социологи отмечают всплеск патриотических настроений, который немного ослаб в последний год. По данным ВЦИОМ в 2014 г. 81 % россиян отнесли себя к патриотам, только у 15 % опрошенных пока не возникло подобных чувств [16]. В 2017 г. доля россиян по сравнению с 2014 г., которые не считают патриотом тех, кто не чувствует любви к Родине и не знает государственной символики снизилась с 84 % до 77 % и с 65 % до 61 % соответственно [17]. Тем не менее, отмечается сохранение восприятие патриотизма как ответственности перед государством.

Таким образом, патриотизм можно отнести к числу тех этнонациональных явлений, которые ориентированы, прежде всего, на сохранение целостности народа как исторически формирующегося, социально-культурного образования, его интеграцию и обеспечение нормального функционирования и развития во взаимодействии с другими народами [14, с. 97]. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Данное явление напрямую влияет на возникновение этноцентризма. Повышенное чувство патриотизма способствует развитию гибкого этноцентризма [4, с. 53], когда свои интересы на первом месте, но и существует уважение к другим культурам. Отсутствие патриотизма также ведет к развитию этноцентризма, но только воинственного или даже к самым крайним формам его проявления, когда в обществе хаос, ненависть и зависть к «чужим».

Глобализационные процессы развития современного общества также оказывают влияние на формирование этноцентризма. В частности, некоторые исследователи полагают, что глобализация способствует росту этноцентриитских настроений, что ведет к социальной, экономической и политической напряженности. Кроме того, происходит ослабление этнических процессов, гомогенизация и возникновение новой метакультуры [18, с.154-155].

Следует отметить, что причин этноцентризма в российском обществе довольно много, самые очевидными из которых являются: наличие стереотипов, уровень миграции и степень патриотизма. Каждая причина имеет и свои последствия, причем как положительные, так и отрицательные. Среди поло-

Б. V. BELINSKAYA, I. A. ZADONSKAYA

жительных можно выделить такие как сплоченность, выдвижение своих интересов на первый план. Даже самые малые этносы стараются сохранить свою автономность, что еще раз подчеркивает взаимную дружбу и ответственность. Среди отрицательных последствий выделяются крайние формы проявления этноцентризма - экстремизм, национализм и др. Прежде всего это зависит от политического и экономического фактора, когда утрачивается ценность того или иного этноса за счет приезжих мигрантов, а также при ущемлении прав коренного населения перед ними же.

Поэтому этноцентризм нельзя рассматривать только с положительной стороны. Данное явление имеет деструктивные формы своего проявления, если тому или иному этносу грозит исчезновение или растворение в другом. Никто не хочет утратить свою независимость и значимость, и каждый борется за это как может. Именно это должно учитывать правительство нашего многоэтничного государства, чтобы добиться полного контроля над обществом и устранить участившиеся теракты, основанные на межэтническом факторе.

Подводя итог, отметим, позитивную роль в обществе этноцентризм выполняет через формирование позитивной этнической идентичности и как следствие формирование полноценной личности, уважающей себя и представителей других этнических групп, что, в конечном счете, оказывает влияние на поддержание общественной стабильности развития общества. Основными негативными последствиями этноцентризма можем назвать следующее: абсолютизация этноцентризма лишает народ самокритичности, из-за которой он не может увидеть положительные качества другой культуры. Вследствие отсутствия самокритичности своей культуры ведет к неспособности к преодолению своих несовершенств; крайний этноцентризм однозначно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за желания навязать им свои ценности и нормы.

Таким образом, в современных условиях глобализации необходимо найти баланс между этнореля-тивизмом и этноцентризмом, стремиться не только к уважению своей культуры, нации, страны, но и представителя разных этносов и культур.

Литература

1. Sumner W. G. Folkways and Mores. New York,

1979.

2. Candana В., Aydin К., Yamamoto G. T. A research on measuring consumer ethnocentrism of young turkish customers purchasing behaviors // Serbian Journal of Management. 2008. 3 (1). Р. 39-60.

3. Ильюшкин В. В. Влияние этноцентризма на формирвоание и функционирование социальных стереотипов // European Research. 2015. № 4 (5). Р. 53-56.

4. Винс К. В. Феномен этноцентризма и общественное развитие: этноцентрим и государствен-нический этноцентризм // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 20. С. 52-55.

5. Bobrovnyk S. M. Ethnic stereotypes and their reflection in english and russian languages // Advanced Education. 2014. 2. Р. 20-26.

6. Липпман У. Общественное мнение: монография. М.2004.

7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. VI: Социальные деформации. М., 2005.

8. Кон И. С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1961. № 10. С. 187-205.

9. Платонина Е. А. Этноцентризм и стереотипы: особенности влияния на межкультурную коммуникацию // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-5 (53). С. 116-118.

10. Лукьященко И. Е. Понятие стереотипа. Некоторые подходы и проблемы // Вестник КРСУ. 2017. Т. 17. № 11. С 99-103.

11. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.

12. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

13. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

14. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 89-97.

15. Кусмарцев М. Б. Феномен патриотизма: опыт концептуализации детерминант патриотического воспитания // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 3. С. 31-36.

16. Патриотизм и гражданство. Пресс-выпуск № 2541 от 19.03.2014 // ВЦИОМ. URL: https://wciom.-ru/index.php?id=236&uid=114751 (дата обращения 16.03.2017)

17. Патриоты и непатриотичное поведение. Пресс-выпуск № 3393 от 09.06.2017 // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116266 (дата обращения 16.03.2017)

18. Березина А. В. Влияние процессов глобализации на формирование этноцетризма // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 152-155.

References

1. Sumner W. G. Folkways and Mores. New York, 1979.

2. Candana В., Aydin К., Yamamoto G. T. A research on measuring consumer ethnocentrism of young turkish customers purchasing behaviors // Serbian Journal of Management. 2008. 3 (1). Р. 39-60.

fl. B. EEHHHCKA3, H. A. 3AflOHCKAfl

19

3. Il'yushkin V. V. Vliyaniye etnotsentrizma na formirovaniye i funktsionirovaniye sotsial'nykh stereotipov [Influence of ethnocentrism on formation and functioning of social stereotypes] // European Research. 2015. № 4 (5). P. 53-56.

4. Vins K. V. Fenomen etnotsentrizma i obshches-tvennoye razvitiye: etnotsentrizm i gosudarstvennicheskij etnotsentrizm [Phenomenon of ethnocentrism and social development: ethnocentrism and statist ethnocentrism] // Kul'tura. Dukhovnost'. Obshchestvo. 2015. № 20. S. 52-55.

5. Bobrovnyk S. M. Ethnic stereotypes and their reflection in English and Russian languages // Advanced Education. 2014. 2. P. 20-26.

6. Lippman U. Obshchestvennoye mneniye: monografiya [Public opinion: monograph]. M. 2004.

7. Dobrenkov V. I., Kravchenko A. I. Fundamen-tal'naya sotsiologiya: V 15 t. T. VI: Sotsial'nye deformatsii [Fundamental sociology: 15 vol. Vol. VI: Social deformations]. M., 2005.

8. Kon I. S. Psikhologiya predrassudka. O sotsial'no-psikhologicheskikh kornyakh etnicheskikh predubezhdenij [Prejudice psychology. About social and psychological roots of ethnic prejudices] // Novyj mir. 1961. № 10. S. 187-205.

9. Platonina E. A. Etnotsentrizm i stereotipy: osobennosti vliyaniya na mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu [Ethnocentrism and stereotypes: features of influence on cross-cultural communication] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 11-5 (53). S. 116-118.

10. Luk'yashchenko I. E. Ponyatiye stereotipa. Nekotorye podkhody i problem [Concept of stereotype. Some approaches and problems] // Vestnik KRSU. 2017. T. 17. № 11. S 99-103.

11. Olport G. Stanovleniye lichnosti: Izbrannye trudy [Formation of the personality: Chosen works]. M., 2002.

12. Adorno T. Issledovaniye avtoritarnoj lichnosti [Research of the authoritative personality]. M., 2001.

13. Asmolov A. G. Na puti k tolerantnomu soznaniyu [On the way to tolerant consciousness]. M., 2000.

14. Kol'tsova V. A., Sosnin V. A. Sotsial'no-psikhologicheskiye problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskom obshchestve [Social and psychological problems of patriotism and feature of its education in modern Russian society] // Psikhologicheskij zhurnal. 2005. № 4. S. 89-97.

15. Kusmartsev M. B. Fenomen patriotizma: opyt kontseptualizatsii determinant patrioticheskogo vospitaniya [Patriotism phenomenon: experience of conceptualization of determinants of patriotic education] // Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2012. № 3. S. 31-36.

16. Patriotizm i grazhdanstvo. Press-vypusk № 2541 ot 19.03.2014 [Patriotism and nationality. Press release № 2541 on 19.03.2014] // VTSIOM. URL: https://wciom.-ru/index.php?id=236&uid=114751 (data obrashcheniya 16.03.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Patrioty i nepatriotichnoye povedeniye. Press-vypusk № 3393 ot 09.06.2017 [Patriots and unpatriotic behavior. Press release № 3393 on 09.06.2017] // VTSIOM. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236-&uid=116266 (data obrashheniya 16.03.2017)

18. Berezina A. V. Vliyaniye protsessov globalizatsii na formirovaniye etnotsetrizma [Influence of processes of globalization on formation of ethnotcetrism] // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2015. T. 7. № 6-2. S. 152-155.

* * *

THE REASONS AND CONSEQUENCES OF ETHNOCENTRISM IN THE RUSSIAN SOCIETY

BELINSKAYA DINA VIKTOROVNA

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, he Russian Federation, e-mail: may_1981@mail.ru

ZADONSKAYA IRINA ANATOLYEVNA

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ir-yar75@mail.ru

Today life itself proved relevance of a research of such phenomenon as ethnocentrism, especially difficulty of permission of many aspects of the interethnic conflicts dictated it. Among them it is possible to note militant nationalism, terrorism, xenophobia and also introduction into mass consciousness of ethnocentric moods in economic and political goals. Possibly, for this reason now in ethnic consciousness of the people of our state there are serious changes which express in increase in interest of ethnic groups in the history, culture, traditions. However any phenomenon has a reverse side and growth of ethnic consciousness is not an exception. This tendency often takes the forms which cause negative attitude to other ethnoses, rejection of their culture, traditions and language and also refusal of communication with it. The ethnocentrism considers and estimates the around world from a position of values, culture and models of life of own social group. There is a set of the reasons contributing to emergence and the development of ethnocentrism. And large-scale of them are the most serious: migration processes, degree of patriotism and existence of stereotypes. Each reason has also the consequences, and both positive, and negative. It is necessary to refer unity, maintaining autonomy of ethnic community to positive. Negative are extreme forms of manifestation of ethno-centrism, especially nationalism, extremism, etc. Obviously, studying and monitoring this phenomenon is necessary

D. V. BELINSKAYA, I. A. ZADONSKAYA

in modern conditions as the conflicts of ethnic character in the country became almost daily reality. Therefore to avoid serious interethnic collisions at the macrolevel, it is necessary as it is possible to investigate and prevent better them at the microlevel.

Key words: ethnocentrism, ethnic stereotype, social stereotype, ethnic community, ethnic identity, ethnos

Об авторах:

Белинская Дина Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Задонская Ирина Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the authors:

Belinskaya Dina Viktorovna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Theoretical and Applied Sociology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

Zadonskaya Irina Anatolyevna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Theoretical and Applied Sociology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.