Научная статья на тему 'Влияние этнических стереотипов на политическую составляющую современного мирового сообщества'

Влияние этнических стереотипов на политическую составляющую современного мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
592
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭТНОС / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСС / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / ETHNIC STEREOTYPES / ETHNICITY / CROSS-CULTURAL INTERACTION / ETHNIC CONSCIOUSNESS AND SELF-CONSCIOUSNESS / POLITICAL PROCESS / INTER-ETHNIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овсянникова Татьяна Анатольевна

Преобладающая часть нерешенных проблем современного мира связана с этническим бытием. Наиболее актуальными по своей значимости сегодня являются: этническая дискриминация и связанная с ней межэтническая конфликтность, постоянно растущая финансово-экономическая и имущественная дифференциация, а, следовательно, снижение уровня жизни ряда этносов. Сегодня, в сложившейся ситуации социально-экономической неопределенности и непредсказуемости развития мирового сообщества, необходимо помнить, что характер межэтнического взаимодействия в значительной мере определяется такими константами сознания этноса, как этнические стереотипы, которые аккумулируя в себе все противоречия бытия, выступают активной (а иногда и реактивной) силой в преобразовании общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of ethnic stereotypes on the political component of modern world community

This article was prepared with the financial support of RGSF grant, project number 14-23-12001 and (m) “Post-Soviet socio-cultural space (on the example of the Adygh and Abkhazian cultural identity)”. Majority of the modern world problems is related to the ethnic existence. The most relevant ones today are: ethnic discrimination and related inter-ethnic conflict, constantly growing financial, economic and property differentiation, and therefore decline in living standards of a number of ethnic groups. Today, in the conditions of social and economic uncertainty and unpredictability of the world community, we must remember that the nature of interethnic interaction is largely determined by such constants ethnic of consciousness as ethnic stereotypes that are an active (and sometimes reactive ) force in the society transformation of society.

Текст научной работы на тему «Влияние этнических стереотипов на политическую составляющую современного мирового сообщества»

УДК 39(470.6) ББК 63.5 О-34

Овсянникова Татьяна Анатольевна, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет, т.: 8(8772)523003

ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

(рецензирована)

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 14-23-12001 а(м) «Постсоветское социокультурное пространство (на примере адыго-абхазской культурной идентичности)»

Преобладающая часть нерешенных проблем современного мира связана с этническим бытием. Наиболее актуальными по своей значимости сегодня являются: этническая дискриминация и связанная с ней межэтническая конфликтность, постоянно растущая финансово-экономическая и имущественная дифференциация, а, следовательно, снижение уровня жизни ряда этносов. Сегодня, в сложившейся ситуации социально-экономической неопределенности и непредсказуемости развития мирового сообщества, необходимо помнить, что характер межэтнического взаимодействия в значительной мере определяется такими константами сознания этноса, как этнические стереотипы, которые аккумулируя в себе все противоречия бытия, выступают активной (а иногда и реактивной) силой в преобразовании общества.

Ключевые слова: этнические стереотипы, этнос, межкультурное взаимодействие, этническое сознание и самосознание, политические процесс, межэтническая конфликтность.

Ovsyannikova Tatiana Anatolievna, Doctor of Philosophy, Professor, Vice-Rector for Science of Maikop State Technological University, tel.: 8 (8772) 523003.

INFLUENCE OF ETHNIC STEREOTYPES ON THE POLITICAL COMPONENT OF MODERN WORLD COMMUNITY

(Reviewed)

This article was prepared with the financial support of RGSF grant, project number 14-23-12001 and (m) "Post-Soviet socio-cultural space (on the example of the Adygh and Abkhazian cultural identity) ".

Majority of the modern world problems is related to the ethnic existence. The most relevant ones today are: ethnic discrimination and related inter-ethnic conflict, constantly growing financial, economic and property differentiation, and therefore decline in living standards of a number of ethnic groups. Today, in the conditions of social and economic uncertainty and unpredictability of the world community, we must remember that the nature of interethnic interaction is largely determined by such constants ethnic of consciousness as ethnic stereotypes that are an active (and sometimes reactive ) force in the society transformation of society.

Keywords: ethnic stereotypes, ethnicity, cross-cultural interaction, ethnic consciousness and self-consciousness, political process, inter-ethnic conflict.

Третье тысячелетие меняет мир людей с невероятной скоростью. Налаживание культурных, информационных и экономических взаимоотношений соединяет судьбы многих народов, однако истинного сплочения человечества не происходит. Процесс сепаратизма продолжается, в результате, на политической карте мира появляются все новые и новые названия государств. Миллионы людей устав от гражданских войн в своих странах, ищут спасения в отмежевании и обособлении. [1] Но даже отделившись друг от друга, этносы не могут между собой не взаимодействовать, причем отпечаток взаимных обид и претензий, являясь отягощающим фактором, формирует негативно окрашенные стереотипы общения, которые и определяют в дальнейшем характер этнических контактов. В связи с этим, сегодня, большую актуальность приобретает исследования, анализирующие влияние этнических стереотипов на политическую составляющую современного мирового сообщества.

Изучение воздействия этнических констант на политические процессы, диктуется необходимостью прогнозирования различных социальных, культурных, политических коллизий, возникающих на межэтнической основе с целью их разрешения. При этом особое внимание следует уделять этническим стереотипам поведения, которые являясь наиболее консервативными элементами в жизни общества, отражают не только принадлежность к определенному этносу, но и концентрируют и нивелируют интересы, связанные с сохранением этноса как культурной целостности. Этническая специфика, растворенная в идейно-политических установках и концепциях, приобрела сегодня на политической арене особую значимость. Возросшее этническое сознание и самосознание стимулирует историческую память народов, обращение к своим корням приобретает самые разные формы - от попыток реанимации старинных обрядов, до стремления возрождения былой государственности. Это объясняется повсеместным желанием народов - сохранить свою самобытность, вписав новые главы в этническую историю и историю человечества.

Не оспоримо, что каждая этническая культура имеет свою не повторимую структуру и свою собственную логику, и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение, а что - второстепенное. Вполне очевидно, что взаимосвязи её различных структурных элементов и поведенческих компонент индивидуальны для каждого этноса, для каждой этнической культуры. С незапамятных времен люди интересовались друг другом, стремясь понять и объяснить общее и особенное в культуре разных народов. Об этом интересе свидетельствует огромное число описательной - художественной и научной литературы, в которой излагаются характеристики различных этносов, их словесные портреты, анализируются специфические черты внешности, особая манера поведения, определенные психологические особенности, и, конечно же традиции. Очень часто описания имеют расплывчатые формы, но в них всегда присутствует определенное отношение к данной группе, чаще всего эмоционально окрашенное [2], отягощённое так называемым «ошибочными» компонентами, что естественно не позволяет адекватно оценивать социальную реальность.

Социолог американского происхождения У. Липпман анализируя данную проблему, констатировал, что стереотипы возникают чаще всего на основе опосредованного восприятия, не связанного со своим личным опытом: то есть нам, говорят о чем-то до того, как мы в действительности увидим что-то, многие вещи мы сначала представляем себе, а затем их познаем на опыте. По мнению исследователя, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается редактированию и критике. Незыблемость его сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты и отбрасывать информацию, противоречащую им [3]. Подтверждает данное мнение не менее известный представитель западногерманской социологической школы Теодор Адорно, констатируя, что «стереотипы - это приспособление для удобного видения вещей», при этом подчеркивая, что «стереотипы возникают как обязательные атрибуты сознания авторитарной и этноцентричной личности, одержимой чувством четкого различия между собственной группой и чужой». [4] В подобной ситуации иная группа, с позиции Адорно, расценивается как противник, на сколько слаба бы она ни была, причем восхваляя свой образ жизни люди, преподносят чужой уклад как якобы угрожающий своему собственному.

В настоящее время, этнические стереотипы всё чаще применяются, как упрощенные алгоритмы, осмысления общественно-политических действий, включающих в себя скрытые и явные компоненты, которые далеко не тождественны образу происходящих явлений. Они подразделяются на три подмножества соответствующие: во-первых - настоящей реальности, во-вторых - упрощенному восприятию событий и в-третьих - определенной деформации. Границы последнего подмножества как правило, определяются политической элитой и выражаются средствами массовой информации. Научно необоснованная терминология, не проверенные на подлинность «архивные» документы, популистские статьи, выполненные по определенному политическому заказу, навязывают обществу неадекватные реальности, негативно окрашенные, в идеологическом плане, стереотипы. Другими словами, как таковые, этнические стереотипы не искажают и не деформируют реальность событий, но в той или иной степени аккумулируя общественное мнение, распространённое в определенный исторический период, становятся барьерами для иного суждения, являясь инстинктивным выражением самосохранения этноса. Достоверность представленной информации не имеет в данном случае никакого значения, так как она

полностью соответствует определенным установкам и ценностям этнической группы. Следовательно, любой представитель этноса должен строить свое поведение в соответствии с оценкой, принятой в данной этнической группе. Таким образом, можно констатировать, что этнические стереотипы, это своеобразный театральный гардероб, которым пользуются лицедеи, участвующие в экономической и общественно-политической жизни. Они чувственно воспроизводят реальную действительность с характерной для данного этноса эмоциональной окрашенностью. Сформированная для пропагандистских нужд система этнических стереотипов обеспечивает представителей различных этносов своеобразными очками, сквозь которые вместо реальности они видят то, что необходимо правящим этническим элитам.

Подобная предубежденность, оказывая влияние на взаимоотношения между представителями разных этносов, нередко порождает конфликтную ситуацию, в данном случае речь идет об эмоционально враждебном тоне, а также общей отрицательной установке по отношению к данной этнической группе. [1] Благоприятной средой для распространения негативных этнических стереотипов является этноцентризм -достаточно сложное устойчивое явление, вплетающее в себя совокупность взглядов, идей, мнений о достоинствах, национальном характере и несомненно преувеличенной роли собственного этноса в истории человечества и, соответственно, диаметрально преуменьшении значимости других этносов в аналогичных сферах. При этом, своя собственная группа представляется центром всего мироздания, а все остальное оценивается и анализируется в сопоставлении с ней. [5] Этноцентризм представляя собой сложное социальное образование, переплетающиеся с одной стороны с патриотизмом, а с другой с шовинизмом. Ибо на основе сложившихся представлений заранее прогнозируется поведение представителей другого этноса и, не желая того, устанавливается непреодолимая дистанция в процессе межкультурного взаимодействия.

Этнокультурные традиции разных народов уже сами по себе объективно несут разно полярные социальные заряды, которые в случае возникновения межэтнической конфликтности выступают в качестве усугубляющего обстоятельства. Но это не в коей мере не означает, что антагонистический характер носят все без исключения межэтнические отношения. Наоборот, существует не мало положительных примеров мирного и дружеского добрососедства народов. Однако при определенных обстоятельствах, которые складываются, к сожалению достаточно часто, как в настоящем, так и в прошлом времени, добрососедство может обернуться грубым противостоянием, и тогда даже слабо выраженное этнокультурное отличие в облике окружающих воспринимается как раздражающий фактор, определяющий границы взаимных претензий.

Любой представитель этноса, попавший в иноэтническую среду в силу разных обстоятельств, имеющий определенный «багаж» знаний, закрепленный в виде устойчивых поведенческих образцов позволит человеку без лишних колебаний соотнести собственную оценку любого явления со сложившейся ценностной шкалой своей этнической группы. Желая соответствовать ожиданиям представителей своего этноса, человек невольно определяет свои культурные, политические и экономические симпатии в рамках, диктуемых ценностной шкалой родного этноса, не задумываясь о негативной реакции со стороны окружающих его представителей разных этносов. Поэтому, негативные этнические установки зачастую являются барьером в общении между представителями различных этносов, переводя межличностные недоброжелательные отношения в ранг межэтнических, а затем и в категорию межэтнического конфликта. Манера держаться, интонация голоса, употребление логических непонятных форм представителей одного этноса по отношению к представителям другого этноса часто служат дезинтегративной основой. Происходит конфликт стереотипов, который выражается в невозможности и нежелании понять представителя другого этноса.

Насаждение устойчивых клише публичными информационными системами в массовое сознание, чаще всего, не преследует цели предумышленно оскорбить представителей другого этноса, а скорее направлено на мобилизацию общественного мнение своего народа. Необходимо разграничивать националистические и этнические стереотипы, четко понимая, что этнические стереотипы поведения образуются на основе только традиций, обычаев и верований одного определенного этноса. Такой подход, анализируя естественные различия между этносами, показывает, что веками сложившиеся поведенческие каноны, аккумулирующие в себе весь исторический опыт, впитали в себя сотни, тысячи

привычек предшествовавших поколений, все позитивное и негативное прошлого, разрушать такого образа стереотипы - означило попытаться лишить этнос его исторических корней.

Как же определить, где проходит граница между национализмом и глубоким уважением к этническим традициям? Вероятно, что зачатки национализма появляются тогда, когда почитание нравственных устоев своего этноса превращается в кичливость и принижение морально-этнических ценностей других этнических сообществ. Вероятно, одним из вариантов решения вопроса по аннулированию негативного отношения к этническими ценностями разных народов, это пропаганда через различные средства массовой информации (телевидение, радио, интернет, журналы, газеты и т.д.) основных принципов культуры межэтнического общения.

Межкультурное взаимодействие предполагает принятие этнического и общечеловеческого в единстве, где все же ведущая роль принадлежит принципам общечеловеческого характера. Рассмотрение иноэтнических атрибутов только через призму традиций и ценностей своего этноса противоречит элементарным правилам общечеловеческого. Тому, кто ограничен только своим узкоэтническим, «чужая» речь, «чужие» нравы, привычки, особенности жизненного уклада могут показаться неестественными, необъяснимыми. Очень сложно бывает понять с первого знакомства традиции, особенности быта другого этноса.

Поэтому очень важно в процессе общения не ограничиваться поверхностным восприятием иного этноса, а идти к углубленному взаимопониманию, взаимодействию и взаимообогащению. Назначение культуры межэтнического общения заключается в способствовании более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимопонимания между ними. Это достигается через терпимость и соблюдение общепринятых норм и ценностей, закрепленных вековыми традициями.

Литература:

1. Овсянникова Т.А. Роль этнических стереотипов в межкультурном взаимодействии народов поликультурных регионов. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып.3. С. 163.

2. Арсельгов А.У. Структурно-функциональные особенности изучения понятия «стереотип» и «традиция» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2010. Вып. 2. С. 80.

3. Lippman W. Public opinion. Toronto. 1965. - P. 35.

4. Adorno T. Stereotypes as sociotypes. - N.Y. 1969. - P. 75.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. -Ставрополь. 1994. - С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.