Научная статья на тему 'Причины и факторы распространения коррупции в мире и в России'

Причины и факторы распространения коррупции в мире и в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4016
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / TRANSPARENCY INTERNATIONAL / КОРРУПЦИЯ В США / КОРРУПЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ / ГЕРМАНИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочарников Игорь Валентинович

В статье на основе анализа глобального пресс-релиза «Transparency International» о восприятии коррупции в различных странах и регионах мира 2014 года, а также реальных фактов проявления коррупции в США и ведущих странах европейского сообщества раскрываются причины и факторы развития коррупции как глобального явления и международной проблемы. Анализируется специфика проявлений коррупции в отечественной политической практике, а также условия и факторы, определяющие ее тенденции развития в Российской Федерации. Делается вывод о возрастании роли и значения разработки и реализации комплекса мер по профилактике, предупреждению и противодействию ее проявлениям в рамках государственной антикоррупционной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUSES AND FACTORS OF DISTRIBUTION OF CORRUPTION IN THE WORLD AND IN RUSSIA

The article based on the analysis of the global press release Transparency International perception of corruption in different countries and regions of the world 2014, as well as the real facts of corruption in the United States and the leading countries of the European community deals with the reasons and factors of development of corruption as a global phenomenon and international issues. The specificity of the manifestations of corruption in Russian political practice, as well as the conditions and factors determining its development trends in Russian Federation. The conclusion about the growing role and importance of development and implementation of complex of measures on prevention, prevention and counteraction of its manifestations under the state anti-corruption policy

Текст научной работы на тему «Причины и факторы распространения коррупции в мире и в России»

2.2. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В МИРЕ И В РОССИИ

Бочарников Игорь Валентинович, профессор кафедры политологии МГТУ имени Н.Э. Баумана, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, доктор политических наук, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Место работы: МГТУ имени Н.Э. Баумана; Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности

Аннотация: В статье на основе анализа глобального пресс-релиза «Transparency International» о восприятии коррупции в различных странах и регионах мира 2014 года, а также реальных фактов проявления коррупции в США и ведущих странах европейского сообщества раскрываются причины и факторы развития коррупции как глобального явления и международной проблемы.

Анализируется специфика проявлений коррупции в отечественной политической практике, а также условия и факторы, определяющие ее тенденции развития в Российской Федерации.

Делается вывод о возрастании роли и значения разработки и реализации комплекса мер по профилактике, предупреждению и противодействию ее проявлениям в рамках государственной антикоррупционной политики

Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, Transparency International, коррупция в США, коррупция в Европейском Союзе, Германия, Великобритания, уровень коррупции в Российской Федерации, коррупциогенные факторы, правовой нигилизм

THE CAUSES AND FACTORS OF DISTRIBUTION OF CORRUPTION IN THE WORLD AND IN RUSSIA

Bocharnikov Igor V., Professor of the Department of political science at MSTU named after N. Uh. Bauman, head of the Research center of problems of national safety, doctor of political Sciences, state Councilor of the Russian Federation 3rd class

Place of employment: MSTU named after N. Uh. Bauman; Research center of problems of national safety

Abstract: the article based on the analysis of the global press release Transparency International perception of corruption in different countries and regions of the world 2014, as well as the real facts of corruption in the United States and the leading countries of the European community deals with the reasons and factors of development of corruption as a global phenomenon and international issues.

The specificity of the manifestations of corruption in Russian political practice, as well as the conditions and factors determining its development trends in Russian Federation.

The conclusion about the growing role and importance of development and implementation of complex of measures on prevention, prevention and counteraction of its manifestations under the state anti-corruption policy

Keywords: corruption, corruption perception index, Transparency International, corruption in the US, corruption in the European Union, Germany, the UK, the level of corruption in the Russian Federation, corruption factors, legal nihilism

В современном мире коррупция имеет место в любом обществе, любом государстве. Практически нет стран, которые могли бы заявить об ее полном отсутствии. Более того, спецификой современного этапа ее состояния является ярко выраженный международный характер. Это определяется целым рядом факторов, важнейшими из которых является глобализация, определяющая экономическую прозрачность национальных границ, свободное перемещение капиталов, товаров рабочей силы и т.д., а также криминализация национальных экономик.

Об этом свидетельствуют и результаты исследований ряда международных организаций, в том числе и такой известной в этой сфере как «Transparency International» (TI) - международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией. Важнейшим направлением ее деятельности является исследование уровня восприятия коррупции по всему миру.

В декабре 2014 года TI был представлен последний (по времени) глобальный пресс-релиз, отражающий результаты исследований в данной области [6]. В рейтинге TI страны и регионы ранжируются по шкале от 0 (самый высокий уровень) до 100 баллов (самый низкий).

Первую тройку с наименьшим уровнем восприятия кор-

рупции составили Дания, Новая Зеландия и Финляндия. Последнее место разделили Северная Корея и Сомали.

Показательно и распределение Индекса восприятия коррупции по регионам. В данном случае наиболее коррумпированными являются Африканский континент и страны постсоветского пространства.

Примечательно, что страны так называемой, «большой 7-ки» находятся в верхней части таблицы, что предполагает, по замыслу составителей рейтинга, достаточно низкий уровень коррупции в этих странах (См. таблица 1).

Таблица 1

Индексы восприятия коррупции

(избранные страны; 2014, 2013, 2012 гг.) [18]

Страна 2014 2013 2012

1. Дания 92 91 90

2. Новая Зеландия 91 91 90

3. Финляндия 89 89 90

10. Канада 81 81 84

11. Австрия 80 81 85

12. Германия 79 78 79

12. Исландия 79 78 82

14 Великобритания 78 76 74

15. Бельгия 76 75 75

15. Япония 76 74 74

17. США 74 73 73

26. Франция 69 71 71

100 Китай 36 40 39

136. Камерун 27 25 26

136. Иран 27 25 28

136. Кыргыстан 27 24 24

136. Ливан 27 28 30

136. Нигерия 27 25 27

136. Россия 27 28 28

142 Коморские острова 26 28 28

172 Афганистан 12 8 8

173 Судан 11 11 13

174 Корея (Северная) 8 8 8

174 Сомали 8 8 8

Россия в этом рейтинге традиционно занимает места в нижней части таблице. При этом ее соседями, как следует из таблицы, являются страны с крайне низким уровнем развития экономики, социальной сферы и политических институтов, не сопоставимые с Российской Федерации не только по экономическим, но и вообще каким-либо иным показателям. Подобный подход во многом объясняется составом экспертов, которые и определяют восприятие коррупции в мире и навязывают его мировому сообществу .

При этом само слово «восприятие» в рейтинге означает, что рейтинг измеряет не коррупцию, а общественное мнение об уровне коррупции в странах. Как сказано на сайте Т1, рейтинг представляет собой «сочетание обследований и оценок коррупции, собранных различными представительными учреждениями» [17]. Таким образом, изначально в основу формирования рейтинга коррупционности различных государств закладывается субъективный подход, а, следовательно, не отражающей в полной мере объективную реальность.

Все это дает основание считать, что критерием в оценке коррупции в той или иной стране должно быть не восприятие ее состояния отдельными экспертами, а реальные факты коррупции, тем более, если они подтверждены документально.

Основание для этого являются в частности положения первого в истории Европейского Союза Доклада о состоянии коррупции, представленного комиссаром по внутренней политике ЕС С. Мальстрем в феврале 2014 года. В соответствии с выводами Доклада, коррупция обходится экономике Европейского Союза более чем в 120 миллиардов евро в год - немногим меньше годового бюджета ЕС [12].

При этом 76% населения Евросоюза в соответствии с исследования, проведенными компанией «Евробаро-метр», положенными в основу Доклада полагают, что коррупция широко распространена в их странах. Порядка 2% граждан Евросоюза указали, что они затронуты коррупцией в повседневной жизни, 8% - являлись участниками или свидетелями коррупции. Примерно три четверти (73%) считают, что взятка или использование связей -это самый простой путь получения некоторых государственных услуг в их странах. По мнению 67% респондентов, финансирование политических партий непрозрачно и не контролируется государством.

Что касается бизнеса, то более четырех из десяти европейских компаний считают коррупцию своей проблемой. При этом, чем меньше компания - тем больше она,

1 Таковыми в частности являются представители таких известных своей антироссийской позицией организаций, как «Freedom House», «Global Risk Service by IHS Global Insight» и другие. -Прим. автора.

по мнению респондентов, страдает от коррупции [12].

Наиболее остро проявления коррупции отмечаются традиционно в беднейших странах Евросоюза: Румынии и Болгарии. В то же время факты коррупции отмечаются и в странах, так называемой «евротройки» составляющих его основу - Германии, Франции, Великобритании. О чем свидетельствуют многочисленные коррупционные скандалы, в том числе с участием высокопоставленных должностных лиц этих государств.

Так, например, в феврале 2012 года вынужден был уйти в отставку президент ФРГ К. Вульф. Причиной этого стала его вовлеченность в ряд коррупционных скандалов, связанных с получением подарков от своих богатых друзей, проживанием в дорогих отелях, оплаченных продюсером, интересы которого он лоббировал в вопросе получения грантов на съемки фильмов и др. [13] По сути дела, речь шла об использовании бывшим президентом К. Вульфом своего служебного положения в корыстных целях. Что в соответствии с положениями, как немецкого законодательства, так и международного права, является ни чем иным как проявлением коррупции.

Следует отметить, что ситуация с экс-президентом ФРГ не является своего рода исключением из действующей практики. Коррупционные проявления имели место и на других уровнях власти. Всего же, по данным Федерального ведомства по уголовным делам, в 2011 году число подобных преступлений в ФРГ составило более 46 тыс. Ущерб, нанесенный коррупцией в 2012 году по данным того Агентства составил порядка 276 мил. Евро [9].

Не менее сложной является ситуация с коррупцией и в Великобритании. Здесь также в коррупционные скандалы оказались вовлечены представители властной элиты [3, 117]. На протяжении десятилетий, например, должностные лица правительства, включая и самого бывшего премьера Г. Брауна, использовали бюджетные средства для оплаты услуг по уборке своих квартир и домов, что послужило причиной отставки как Г. Брауна, так и возглавляемого им правительства.

Большой общественный резонанс вызвали и попытки посредничества в интересах подставной американской компании со стороны членов британского парламента, бывших министров обороны (Дж. Хука), транспорта (С. Байерс) и здравоохранения (П. Хьюит) за вознаграждение от 3 (Дж. Хука и П. Хьюит) до 5 тыс. ф. ст. в день [3, 125].

Приведенные примеры являются лишь проявления коррупции. На самом деле проблема носит более масштабный характер, особенно с учетом того, что Великобритания в последние два десятилетия стала, по сути, «тихой гаванью» для капиталов сомнительного происхождения. Именно, сюда со всего мира, в том числе и из России устремляются различного рода олигархи, которые в своих государствах не в состоянии обосновать законность происхождения своих состояний.

По мнению, Дж. Монбио, Лондонский Сити (фактически деловой центр Лондона - прим. И.Б.), который в своей деятельности связан с Британскими заморскими территориями и зависимыми территориями короны, является крупнейшим в мире налоговым раем, контролирующим 24% всех офшорных финансовых операций. Он позволяет осуществлять сделки на рынке мирового капитала в условиях строжайшей секретности, оказывая содействие не только налоговым мошенникам, но и всем, кто занимается контрабандой и отмыванием денег, а также нарушителям санкций [11].

Коррупция во Франции также является одной из наиболее значимых проблем ее внутренней и внешней полити-

ки. При этом, так же как и в Германии и Великобритании, в коррупционные скандалы вовлечены представители ее властной элиты. Так, в июле 2014 года было предъявлено обвинение в коррупции экс-президенту Франции Н. Саркози. В вину ему вменяется дача взятки, использование служебного положения в личных целях и сокрытие факта нарушения профессиональной тайны [15]. При этом ранее лидер французской оппозиционной партии «Союз за народное движение» (UMP) Н. Саркози выступал свидетелем в деле о финансировании его предвыборной кампании в 2007 году бывшим ливийским лидером М. Каддафи [7].

В коррупционные скандалы вовлечены были и другие высокопоставленные должностные лица, в том числе ныне действующей администрации Ф. Оланда. Так, в частности, в результате коррупционного скандала вынужден был уйти в отставку министр бюджета Ж. Каюзак. И это лишь вершина французского коррупционного «айсберга». Коррупции подвержены и другие структуры органов государственной власти Франции. По мнению же, французских экспертов, коррупция во Франции, хотя и не является эпидемией, тем не менее, ее проявления ощутимы в различных сферах, особенно в части, касающейся государственных закупок, строительства, энергетики, международной торговли, торговли вооружением и др. [8]

Еще более остро ситуация с коррупцией обстоит в Соединенных Штатах. Так по данным опроса американского института общественного мнения «Gallup», 79% американцев уверены, что власти США коррумпированы.

Примечательно в этом плане заявление госсекретаря США Дж. Керри в апреле 2014 года относительно того, что из бюджета в буквальном смысле исчезло порядка 6 млрд. долларов [16]. Для сравнения весь годовой бюджет Сомали, которая по замыслу экспертов - составителей глобального Индекса восприятия коррупции Transparency International, является самым коррумпированным государством мира, составляет всего лишь 5 млрд. 896 млн. долл. - меньше, чем одномоментно исчезнувшая в Госдепартаменте США сумма.

Очевидно, в этой связи особый смысл обретает известная американская пословица: «если ты украл булку хлеба, то сядешь в тюрьму, если железную дорогу - станешь сенатором».

Несмотря на то, что информация о злоупотреблениях и нередких случаях коррупции, тщательно оберегается от попадания в СМИ, факты коррупции в верхних властных эшелонах США все же становятся достоянием гласности.

При этом в коррупционные скандалы, так или иначе, вовлечены лица из «ближнего круга» действующего президента США. Б. Обамы. Так, например, большую огласку в свое время получил скандал вокруг сайта американской системы здравоохранения «HealthCare.gov». По стечению обстоятельств подряд на создание веб-ресурса без тендеров и прочих конкурсов получила канадская IT-компания «CGI Group», вице-президентом которой является одноклассница жены Б. Обамы. Сумма сделки составила 700 млн. долларов, качество же исполнения заставило лично самого президента США приносить извинения. Тем не менее, деньги в бюджет страны возвращены не были.

Следует отметить, что сфера здравоохранения в США является одной из наиболее коррупциогенных. Так общий объём мошенничества в этой сфере оценивается в 60 млрд. долл. ежегодно [10].

В коррупционном скандале засветилась и Пентагон, руководство которого не смогло отчитаться за 8,5 трлн.

долл., и Комиссия по ценным бумагам США, затратившая 3.9. млн. долл. на перестановку мебели у себя в офисе.

Подобного рода примеров достаточно много в современной американской действительности. Это дает основание полагать, что коррупцией в США поражены практически все сферы жизнедеятельности американского общества, от здравоохранения и образования до обороны и космических исследований.

Самые же выгодные коррупционные «инвестиции» в США - это политические взносы в ходе различного рода избирательных кампаний, предоставляющие возможность влиять в последующем на представителей органов власти посредством различного рода лоббистских структур. Таким образом, самым коррумпированным сегментом США являются органы государственной власти.

Особую лепту в эскалации коррупции на международном уровне вносят транснациональные корпорации (ТНК), большая часть из которых имеет американское происхождение. В интересах завоевания рынков развивающихся стран и стран третьего мира ТНК оптом и в розницу скупают политиков и законодателей. Средства для этого аккумулируются в так называемых оффшорах, государствах и территориях, не обязывающих раскрывать источники происхождения финансовых средств. Данная проблема чрезвычайно остро стоит для всех стран, но наиболее актуальна она именно для США. По данным расследования сенатского комитета по национальной безопасности Конгресса США ежегодно американцы прячут от налоговых служб от 40 до 70 млрд. долларов США, а корпорации - до 130 млрд. Всего же, по данным исследования, в 50 оффшорах по всему миру спрятано около 1 трлн. долларов США [5].

Безусловно, отдельным направлением коррупционной деятельности является, так называемая, поддержка США демократии в других странах. С этой целью ежегодно из федерального бюджета Национальному фонду поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED), выделяются многомилионные суммы. В 2014 году они составили более 100 млн. долл. На поддержку демократии в России в 2015 году США из этой суммы выделили 9,3 млн. долл. [14] Все эти средства идут на финансирование лиц и структур, получивших согласно российскому законодательству наименование - иностранные агенты.

Таким образом, под благовидным предлогом США, используя своих грантополучателей за рубежом, пытаются воздействовать на правительства других стран. Именно этим США и занимаются на протяжении десятилетий, по крайней мере с момента окончания Второй мировой войны. Там же где не удается за деньги пролоббировать свои национальные интересы реализуется «План Б» -цветная революция с насаждением в этих странах марионеточных режимов и переводом их в режим внешнего управления. Как это и произошло на Украине в 2014 -2015 годах, когда значительная часть официальных должностных лиц, в том числе на уровне правительства, являются, по сути, представителями Госдепартамента США.

В этой связи вполне правомерно отметить, что, как это ни парадоксально, но весьма значимый тон в стимулировании коррупции задают сами США и их ближайшие европейские союзники, позиционирующие себя в качестве непримиримых «борцов» с ее проявлениями в других странах.

Таким образом, сам по себе Рейтинг восприятия коррупции, публикуемый «Transparency International» (TI) не отражает реальное положение дел в этой сфере. Более

того, с учетом того, что данный Рейтинг формируется в интересах вполне определенных политических сил -США и их союзников - он сам по себе коррупционнен и в силу этого не может являться основанием для оценки коррупции в каких-либо странах.

Тем не менее, при всей предвзятости формируемых западными (в основном американскими экспертами) индексов восприятия коррупции, полезным является констатация того факта, что коррупция по-настоящему является проблемой международного масштаба.

С учетом вовлеченности России в общемировую экономику, безусловно, это оказывает стимулирующее влияние и на состояние коррупции внутри страны. Что, однако, не может являться своего рода основанием для ее реабилитации, тем более оправдания.

Предвзятость в оценке состояния коррупции в Российской Федерации со стороны международных и, безусловно, находящихся под патронажем США, рейтинговых структур предполагает целесообразным в определении состояния коррупции исходить из данных официальной статистики, делая при этом оговорку, что она не может быть вполне объективной в силу высокой латентности данного явления.

Так, по заявлению Генерального прокурора России Ю. Чайки, в 2014 году в сфере противодействия коррупции выявлено 380 тыс. нарушений (на 8% больше, чем в

2013 году) [4]. По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел. Особую остроту, по мнению Генерального прокурора, обрели нарушения закона в сфере госзакупок - свыше 46 тыс. Они распространены повсеместно и на всех уровнях власти, в связи, с чем почти 14 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. К уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено около 1600 чиновников на федеральном и региональном уровнях [4].

Следственным комитетом Российской Федерации в

2014 году по фактам коррупции возбуждено свыше 25 тыс. уголовных дел. В том числе в суд переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 14 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов [2].

Одной из наиболее значимых тенденций последних лет в сфере противодействия коррупции стало снижение выявленных коррупционных преступлений. Их учтено на четверть меньше чем в 2013 году (32 тыс.). В то же время возросло число установленных лиц, совершивших коррупционные преступления, а также количество направленных в суд дел о таких посягательствах. Судами с постановлением обвинительного приговора в 2014 году рассмотрено почти 12 тыс. дел (на 19% больше, чем в

2013 году), при этом уменьшилось количество лиц, оправданных по всем пунктам обвинения (-18%).

Ущерб от коррупционных преступлений в России за

2014 год приблизился к 40 миллиардам рублей. Это на 50 процентов больше, чем в 2013 году. При этом отмечается повышение результативности работы по возмещению причиненного ущерба.

Правоохранительным органам также удалось добиться увеличения возмещения ущерба по делам коррупционной направленности. В добровольном порядке он погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты

меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд. В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей [4].

Негативной тенденцией является фактическое увеличение среднего размера взятки составившей в 2015 году 208 тыс. рублей, тогда как в 2014 году она составляла порядка 109 тыс. рублей. По мнению экспертов, удвоение среднего размера взятки обусловлено резкими колебаниями курса рубля и инфляцией. При этом, эти данные по заявлению представителей Главного информационного аналитического центра МВД РФ, весьма, условны, поскольку отражают лишь количество зафиксированных преступлений коррупционного характера, квалифицируемых по статье УК РФ «Взятка». В реальности же суммы взяток, равно как и их средний размер, значительно выше.

Больше всего коррупционных преступлений, по данным Генеральной прокуратуры, совершается в сфере реализации государственных и региональных программ, проведения торгов, а также контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности. Кроме того, в связи с продуктовым эмбарго, введенным Россией в 2014 году, факты коррупции выявлены среди чиновников Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора.

Все эти данные, как выше было отмечено, носят далеко не полный характер, поскольку основываются на вскрытых правоохранительными органами фактах коррупции. С учетом такой ее наиболее характерной особенности, как латентность, они лишь обрисовывают контуры сложившейся ситуации.

Более объективными, на наш взгляд, являются данные о коррупции отражающие восприятие людей непосредственно сталкивающихся с ее проявлениями.

В марте 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос граждан Российской Федерации о состоянии коррупции в наиболее значимых сферах жизнедеятельности российского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из результатов опроса, 80% опрошенных заявили, что степень распространения коррупции в обществе в целом остается высокой. В частности, об этом сообщили 86 - 89% жителей крупных и средних городов. В своем населенном пункте это явление считают распространенным 62% респондентов.

При этом, по данным опроса, подавляющее большинство россиян считает, что все более коррумпированным элементом в стране становится местная власть. Местную власть признали самой коррумпированной сферой 39% опрошенных. Пять лет назад об этой проблеме заявляли 28%.

В лидерах по разгулу коррупции, по мнению граждан РФ, являются также ГИБДД и федеральная власть. О коррумпированности ГИБДД заявили 27%, в 2008-м об этом говорили 33%. Федеральную власть упоминают, напротив, чаще (26% сейчас и 15% пять лет назад). В то же время, согласно данным опроса, уровень коррупции в правоохранительных органах в последнее время в целом реже, чем раньше.

Доля коррупционных взаимоотношений в сфере образования за последние годы тоже стала существенно меньше, уверены респонденты. Коррупцию в полиции и медицине отметили по 19% опрошенных, причем число считающих это явление распространенным в правоохранительных органах снизилось с 26% до 19%. Еще по 18% респондентов заявили о коррупции в судах и в сфере крупного бизнеса.

О разгуле коррупции в сферах ЖКХ и образования упомянули 14% и 13% соответственно. Коррумпированность в военкоматах и армии отметили лишь 6% и 4% соответственно, в парламенте - всего 5% респондентов.

Немаловажной тенденцией, как следует из материалов опроса, является снижение количества взяточничества. Так, порядка 80% опрошенных заявили, что в течение последнего года им не приходилось давать взятки. В основном об этом говорили пожилые россияне - 87% из общего числа респондентов. О том, что они давали взятки, заявили 19%, при этом 12% подчеркнули, что это были скорее единичные случаи, и только 7% сказали о том, что им приходится делать это часто. Чаще всего о необходимости давать взятки сообщали жители Москвы и Петербурга - 36% опрошенных [1].

Данные опроса, таким образом, представляют восприятие состояния коррупции с позиции граждан, так или иначе сталкивающихся с ее проявлениями в обыденной ситуации, то есть на бытовом уровне.

Как следует из анализа результатов опроса, размах коррупции на данном уровне весьма значителен. Это закономерно привело к тому, что в массовом сознании уже укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего или должностного лица практически невозможно решить ни одной житейской проблемы. Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки, в самых различных формах, соответствующему чиновнику.

Отсутствие чёткой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности, в том числе при решении конкретных вопросов, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, приводит к огромным злоупотреблениям. Именно на этом бытовом уровне формируется негативное отношение людей к власти в целом, формируется представление в массовом сознании о тотальной продажности и коррумпированности. В результате, у большой части населения страны, постепенно складывается стереотип коррупции, как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.

Несмотря на то, что масштабы бытовой коррупции не оказывают существенного влияния на экономику страны в целом, этот ее вид серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.

Наиболее же негативным следствием распространенности коррупционных предрассудков является стимулирование коррупции, несмотря на осознание пагубности ее влияния? как на развитие российского общества, так и на обеспечение достойного уровня жизни граждан Российской Федерации.

В социально-политической сфере это, в частности проявляется в:

- утрате государственные институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам;

- дискредитации в глазах граждан идей, подходов и принципов, которые государство декларирует, но не выполняет (например, открытость и прозрачность);

- снижении доверия международных партнёров и авто-

ритета государства в мировом сообществе;

- формировании в общественном сознании представлений о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти;

- деградация моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;

- негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества и т.д.

Все это, в конечном итоге сводит на «нет» или тормозит реализацию крупномасштабных экономических и социальных преобразований, самого развития Российского государства.

Не менее значимы по своим пагубным последствиям проявления коррупции в экономике.

Это проявляется в частности в расширении сектора теневой экономики, уменьшении налоговых поступлений в бюджет, неэффективности использования бюджетных средств; ухудшение инвестиционного климата; увеличение имущественного неравенства граждан.

В результате коррупции ухудшается конкурентная среда, и как следствие, рынок получает неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, которые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высоких покровителей или возможность и желание откупиться от коррумпированных чиновников государства.

Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Это ведёт к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.

Об остроте данной проблемы в частности в своем докладе Совету Федерации заявил Генеральный прокурор России Ю. Чайка. По его словам, в результате проверки более 600 предприятий-исполнителей гособоронзаказа выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона, 1 тыс. 800 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, почти 650 - к административной. По материалам прокурорских проверок только в 2014 году возбуждено 177 уголовных дел [4].

Наиболее коррупционными в экономике являются: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней.

Показательна в этом плане деятельность, например, Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. На протяжении 7 лет, по заявлению Генерального прокурора, Фондом вообще не осуществлялась функция реализации долгосрочных ин-вестпроектов и поддержки новых предприятий. Полученные от государства почти 1,5 млрд. рублей были размещены на банковских депозитах, тратились на приобретение ценных бумаг. В ряде случаев это приводило к убыткам. По одной из таких сделок они составили 184 млн. руб. При этом на содержание самой организации, среднесписочным составом 5 человек, было потрачено 200 млн. руб. [4]

К сожалению, подобных примеров коррупциогенного характера более, чем достаточно в современной российской действительности. Что не только несет в себе убытки финансового характера, но и, по сути, подрывает авторитет органов государственной власти, не способных

предотвращать и пресекать данного рода «нарушения».

Наиболее же болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения и образования, потому что в массовом сознании профессия врача и педагога ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье и образование являются фундаментальными человеческими благам, без которых многие иные ценности утрачивают свой смысл.

С коррупцией связаны также и все наиболее опасные происшествия и преступления, будь то против личности, общества или государства.

Таким образом, коррупция, как социальное явление, охватывает все основные сферы жизнедеятельности российского общества. В результате, национальным интересам нашей страны и общества наносится огромный и невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты ослабляются. Усугубляется социальное, экономическое и политическое неравенство граждан, увеличивается бедность, растет социальная напряженность.

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабые экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм.

В целом же правомерно отметить, что проявления коррупции в России обусловлены рядом причин.

Во-первых, мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьеру и т. п.), девальвируются духовные ценности, ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего;

Во-вторых, признаются допустимыми любые средства обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д.;

В-третьих, затянувшийся на десятилетия социально-экономический кризис в стране, наиболее значимым следствием которого, является необеспеченность достойным уровнем жизни значительного части общества.

Исходя из этого, есть все основания полагать, что коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое и социальное развитие Российской Федерации, что предполагает необходимость разработки и реализации комплекса мер по профилактике, предупреждению и противодействию ее проявлениям в рамках государственной антикоррупционной политики.

Список литературы:

1. Борьба с коррупцией: миссия выполнима? http://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-роНсу/соггир^оп/аг^е/ЬогЬа^коггираеьт^уа-vypolnima.html

2. В Следственном комитете состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за минувший год и задачам на 2015 год. http://sledcom.ru /news/item/898707/?print=1

3. Громыко А.А. Коррупция в верхних эшелонах власти Великобритании //Обозреватель. 2010. № 2. С.117.

4. Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению». http://genproc.gov.ru /genprokuror/appearances/document-723904/

5. Ильинский А. Коррупция и перспективы развития государства http://www.apn.ru /publications/print33265.htm

6. Индекс восприятия коррупции-2014. http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014.

7. К делу о коррупции во Франции приобщат записи телефонных разговоров Саркози. http://rapsinews.ru/international_news/20150507/273677868. html#ixzz3k5Q5sMMP

8. Коррупция во Франции - это не эпидемия. http://newsradio.com.ua/rus/2013_04_23/Korrupcija-vo-Francii-jeto-ne-jepidemija/

9. Коррупция в Германии: успехи в борьбе с неистребимым злом http://www.dw.com/ru/a-17269745

10. Коррупция в США http://ruxpert.ru

11. Монбио Дж. Не будем себя обманывать - возможно, мы взяток не даем, но коррупция в Британии процветает. http://inosmi.ru/world/20150320 /226985705.html#ixzz3k54IJc9Z.

12. О докладе, посвященном коррупции в странах ЕС. http://korrossia.ru/world/10796-o-doklade-posvyaschennom -korrupcii-v-stranah-es.html.

13. Президента ФРГ заподозрили в коррупции. http://lenta.ru/articles/2011/12/21/wulff/

14. США увеличили расходы на «поддержку демократии» в России. http://lenta.ru/news /2015/05/13/us_democracy/

15. Экс-президенту Франции Николя Саркози предъявлено официальное обвинение в коррупции. http://russian.rt.com/article/39035

16. Brianna Ehley $6 Billion Goes Missing at State Department //The Fiscal Times. April 4, 2014.

17. Corruption perceptions index: in detail. http://www.transparency.org/cpi2013/in_detail#myAnchor

18. http://www.transparency.org/cpi2014/results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.