Научная статья на тему 'Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов'

Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2128
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов»

образования школьного курса физики в процессе учебной и внеклассной работы, развитие интеллекта, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

В нашем случае мы разработали дистанционную физическую викторину, где предлагаем учащимся составить и расшифровать физические анаграммы, криптограммы, ребусы; выстроить последовательности формул по предложенному или собственному правилу; выявить причинно-следственные связи при изменении численного значения физических постоянных; самостоятельно выбрать математические действия с данными числами для получения конкретного результата; найти физические термины в произвольно выбранном тексте; отправить информацию по зашифрованному адресу; составить физические задачи-шутки; и многое другое.

Викторина имеет определенную структуру, а туры построены по принципу от простого к сложному. Компьютерный вариант викторины предполагает следующее меню: общая информация; регистрация (адрес, место учебы, возраст, любимые разделы по физике, темы, вызывающие затруднения); вход (знакомство с информацией, выполнение задания, просмотр результатов, анализ ошибок, количество баллов); информационная часть (примеры заданий, варианты решений, теория, список источников); помощь учителя (индивидуальная работа с участниками); новости; это интересно. Содержательный материал представлен в различных видах: текстовом, графическом, табличном, схематическом и т.п. для возможности ассоциативного запоминания, различной репрезентации информации, обеспечивающей индивидуализацию обучения.

К настоящему времени сложилась определенная практика построения электронных продуктов из конкретных элементов. В нашем варианте включены тест, энциклопедия, авторская и креативная среда [2].

Такой вид электронного продукта дает возможность для творческой работы обучающегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Сложным является разработка интерфейса креативной среды, т.к. изучение интерфейса не должно стать дополнительным барьером в образовательном процессе. Фактически, речь идет о средстве, объединяющем учителя и учащихся в сотворчестве. Для дистанционного образования, по мнению В. И. Томилина, это особенно актуально. Любая из образовательных программ может реализовываться в дистанционной форме, но остается существовать проблема методического обеспечения, способствующего развитию познавательной активности и творчеству учащихся.[2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003.

2. Томилин В. И. Разработка электронного учебника для дистанционного образования // http://www.rtf.kgtu.runnet.ru/doc/konf107/papers/16.html.

УДК 88.4

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНЫХ

КРИЗИСОВ

О.Н. Истратова

В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты. Мы, взрослые, воспринимаем их как неизбежную часть нашей жизни. Однако часто озадачиваемся, когда встречаемся с конфликтным ребенком в детском

саду или школе, будучи воспитателем или учителем, наблюдая игры и ссоры на детской площадке и, в конце концов, - обнаруживая, что и собственный ребенок не по всем вопросам с нами согласен, занимая оборонительную позицию. А если нападающую? Конфликта не миновать...

Основу конфликта с точки зрения президента американской ассоциации конфликтологии Уильяма Линкольна составляет «опасение (понимание) хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона или стороны»[3, с.88]. Именно с этой точки зрения, на наш взгляд, стоит посмотреть на специфику и причины детских конфликтов. Ведь способов разрешения конфликтов у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, поэтому, выходя из конфликтных ситуаций «как может», малыш часто попадает в замкнутый круг конфликтных отношений, выбраться из которого ему может помочь только внимательный взрослый, видящий в трудностях поведения ребенка не сколько вину, а скорее - его беду.

Внешние проявления конфликтного поведения ребенка всеми узнаваемы: агрессия, вспыльчивость, раздражительность, негативизм, непослушание, упрямство и т. д. Однако за этими симптомами часто стоят разные причины.

Если поведение ребенка попадает в разряд конфликтного, прежде, чем предпринимать меры по его исправлению, следует задать себе вроде бы простенький вопрос: сколько ребенку лет и как давно стали проявляться трудности в его поведении. В зависимости от возраста ребенка и проявление конфликтов, и их причины, и сама личность конфликтного ребенка могут быть разными. Поэтому и меры помощи здесь будут иметь свою специфику.

Развитие ребенка идет не равномерно: периоды плавного, размеренного формирования его личности сменяются кризисами, которые на поведенческом уровне могут стать периодом «бури и натиска», неуправляемости ранее послушного, милого и общительного чада. Для того, чтобы не усугубить возникшую ситуацию, не навредить ни ребенку, ни его окружению, которое часто оказывается на готовым к резко возникшим изменениям в психике и поведении ребенка, требуется, прежде всего, знание специфики возрастного развития в кризисные периоды.

Совсем другую картину представляет конфликтное поведение ребенка в «некризисном» возрасте. Здесь причинами такого поведения являются не возрастные изменения самого ребенка, а устойчивое неблагополучие в сфере его межличностных отношений.

В данной работе рассмотрим особенности и причины конфликтности ребенка, переживающего возрастной кризис, а также - пути взаимодействия взрослого с ребенком в этот период.

В процессе своего развития ребенок из существа совершенно беспомощного, которым является новорожденный, постепенно совершенствуясь в своих возможностях, становится все более зрелой личностью. Но развитие ребенка не возможно без окружающих его взрослых, которые, однако, часто переоценивают свою незаменимость для ребенка даже в тех случаях, когда ребенок уже чувствует в себе силы что-то сделать сам. У малыша появляются новые потребности, интересы. Если взрослый продолжает смотреть на возможности ребенка с точки зрения вчерашнего дня, проявляя тем самым некоторую ригидность своего мышления и восприятия, ребенок начинает попросту протестовать против ущемления, с его точки зрения, прав на свободу, самовыражение и т. д. Таким образом, причиной конфликта может стать возникновение противоречий между новыми возможностями детей и старыми формами отношений к ним со стороны взрослых. Эти противоречия разрешаются в кризисные периоды развития ребенка. В психологии их еще называют нормативными, то есть неизбежными в возрастном развитии детей. В периодизации психического развития ребенка таковыми являются кризис первого года жизни, кризисы трех и семи лет, кризис подросткового возраста.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский так описал структуру возрастного кризиса: кризис состоит из предкритической фазы, которая начинается

примерно за полгода до самого кризиса, собственно пика кризиса и посткритической фазы, продолжающейся еще полгода после кризиса. Например, кризис трех лет может протекать с двух с половиной до трех с половиной лет, а может затянуться и до четырех - все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Развитие в критический период можно охарактеризовать как «шаг назад, два шага вперед»: на фоне негативной симптоматики, трудностей в общении с окружающими просматриваются и позитивные новообразования личности ребенка. Протестные, конфликтные реакции являются своеобразным вызовом ребенка взрослым: «Посмотрите на меня, я уже не тот малыш, за которого вы меня принимаете. Я могу больше, но вы не позволяете мне этого». Не имея опыта конструктивного разрешения конфликта (многим взрослым этого опыта тоже часто не хватает), ребенок, привлекая внимание взрослых, как-бы регрессирует в своем поведении. В зависимости от возраста это могут быть постоянные слезы «на пустом месте», упрямство и негативизм, протест и обесценивание взрослых, агрессия и грубость и др. Особенно обескураживает такое поведение ребенка в общественных местах. И тогда родители, стыдясь неодобрительных взглядов и реплик окружающих, «сдаются» и идут на поводу у ребенка, тем самым закрепляя это поведение на будущее. Ведь ребенок начинает понимать: можно достичь своего криком, топаньем ногами и др. Однако и наказание за такое поведение может привести к еще более усиливающимся протестным реакциям. Одной из особенностей кризисного возраста является его проходящий характер. Оптимальной тактикой поведения взрослого с разбушевавшимся ребенком является игнорирование его поведения в данный момент. Ведь протестные реакции - это реакции на публику и поэтому внимание как положительное (потакание капризам), так и отрицательное (наказания) подкрепляют и закрепляет нежелательное поведение ребенка. Но игнорированием нежелательного поведения мы только снимает проблему, говоря на языке врачей, только на уровне симптома. Причина же - противоречия между новыми возможностями ребенка и старыми представлениями взрослых о нем требует более глубокой работы по предотвращению конфликтного поведения ребенка в период кризиса. Главной идеей здесь должно стать убеждение родителя в том, что ребенку нужно не внимание-опека, а внимание-интерес, что родитель - лучший педагог для ребенка, способный повысить уверенность малыша в его собственных силах, гармонично развивать его способности. Как предотвратить негативные моменты в поведении ребенка в период кризиса? Для этого необходимо руководствоваться знаниями о ведущих потребностях, интересах и в целом задачах развития в каждом возрастном кризисе.

Кризис первого года жизни обусловлен противоречиями, возникшими между такими новыми возможностями ребенка, как появление первых шагов (что ведет к повышению любознательности малыша, стремлению все достать, поэкспериментировать с предметами), первых слов (смысл которых не всегда понятен взрослому) и представлениями взрослого о том, что малыш еще нуждается в постоянной опеке, он сам еще очень неловок, а многие предметы очень опасны (острые, тяжелые, мелкие и т.д.). Взрослые стараются оградить детей от потенциальных опасностей: обвязывают дверцы шкафов, убирают на недосягаемую высоту интересные предметы (коробки, посуду, книги), ограничивают пространство ребенка кроваткой, манежем. Но, по меткому наблюдению одного из французских исследователей детства Эдвидж Антье, сверхпрочные, сверхсложные, суперстимулирующие разноцветные пластмассовые игрушки вызывают интерес у ребенка ровно три минуты. Коробка, в которую они упакованы, - четыре. Кастрюли в кухонном шкафу забавляют их более продолжительное время. Главная задача этого возраста - познать назначение окружающих предметов. Но ребенок все чаще слышит слово «нельзя», отсюда и появляются протестные формы поведения: ребенок может отказываться выполнить просьбу и требование, проказничает, намеренно вызывая недовольство взрослого, капризничает «без всякого на то повода».

Чем скорее взрослый сменит свою старую позицию сверх-опеки по отношению к ребенку, тем меньше будет у ребенка поводов для протеста. Именно взрослый является носителем тех знаний о предметах, которые очень интересуют ребенка. Поэтому постарайтесь найти время для совместных игр и экспериментов с предметами. Лучше рассказать и показать ребенку, как пользоваться тем или иным предметом, чем расстраиваться вместе с ним от того, что малыш что-то разбил, испортил. Ведь в основном годовалые дети, не имеющие опыта употребления предметов, начинают ими стучать, бросать их, то есть познают их свойства методом проб и ошибок. Взрослый, действующий вместе с ребенком, а не вместо него, не только планомерно продвигает его в развитии, но и предотвращает разрушительные тенденции в поведении малыша.

Кризис трех лет часто называют кризисом самости, так как знаменует собой формирование зачатков личности ребенка и по силе своей часто сравним с подростковым кризисом.

К трем годам ребенок уже достаточно умело употребляет предметы, он общается с помощью слов, а не жестов и звуков. Малыш способен решать простейшие бытовые проблемы: повернуть ручку, чтобы открыть дверь, достать предмет с высокой полки, подставив стульчик и т. д. Он играет с предметами, рисует, конструирует. Все это формирует у ребенка первичные представления о себе как о субъекте, отличающемся от других людей. Поэтому девизом этого возраста является всем известное «Я сам!» Трехлетка впервые открывает для себя, что взрослый не всегда чутко чувствует его желания, стремления. Главным правилом поведения взрослого с трехлетним малышом - это стремится создать такие условия, чтобы ребенок выполнял требование, считая, что сам этого хочет. Иначе - не избежать так называемого семицветья кризиса трех лет: негативизма - стремления к

неподчинению требованиям взрослых, упрямства, строптивости, своеволия, обесценивания взрослых, протеста-бунта, стремления к деспотизму. Ребенок становится неузнаваем: грубит (в этом возрасте ребенок впервые может обозвать взрослого), голодный отказывается от еды только потому, что мама сказала, что приготовила специально для него, нарочито медленно одевается, хотя все суетятся и волнуются, что проспали и теперь опаздывают на работу и в детский сад. Окрики и одергивания, взаимные обиды, шлепки только упрочат мнение ребенка, что родители не понимают и не принимают его изменений. Ведь исследования показали, что позитивным новообразованием личности ребенка является развитие его самосознания. В детской психологии это качественное изменение в психике ребенка обозначается через понятие «гордость за свои достижения»: главной потребностью ребенка во взаимодействии с окружающими становится потребность в признании его возможностей, принятии его как личности. Особенности внимания ребенка этого возраста таковы, что его легко отвлечь, переключить на другую тему разговора, перевести деятельность, в которой разразился конфликт, в другое русло. Не настаивать на требовании и способе его выполнения, а предложить такие формы его выполнения, в которых ребенок прочувствует опять-таки, что взрослый видит в нем самостоятельного субъекта, но при этом готов всегда прийти на помощь. Выполнение заданий в игре, соревновании заметно повышает интерес ребенка к самому заданию, хотя до этого он отказывался его выполнять только потому, что дано оно ему было в требовательной форме.

Кризис семи лет открывает весь период школьных возрастов. В отличие от предыдущих кризисов, которые в целом характеризовались тем, что «в типичных условиях воспитания не учитываются изменившиеся отношения ребенка к миру, к себе, его изменившаяся внутренняя позиция, когда нарушается соответствие между сложившимися и характерными для предыдущего этапа способами взаимодействия ребенка с окружающими и развивающимися в течение этого периода возможностями детей» [2, с.94], в этом возрасте происходит целенаправленная работа по подготовке ребенка к переходу в новый возраст - из дошкольного в школьный. Конфликтное

поведение ребенка в этот период может быть обусловлено рядом факторов. Одни дети к семи годам «вырастают» из игры. Их стремление стать взрослым не удовлетворяется теперь в игре, где взрослые отношения только моделируются. Ребенок открывает в себе свой внутренний мир, формирование которого происходит к концу дошкольного возраста и знаменует первичное складывание личности ребенка. Развитие самосознания приводит к тому, что в поведении ребенка теряется непосредственность, появляется манерничание, что вызывает недовольство родителей и может стать причиной конфликта. Гримасничание, кривляние являются внешними симптомами того, что у ребенка возникла новая внутренняя жизнь, которая напрямую не накладывается на внешнюю жизнь и регуляция этого соответствия производится ребенком еще очень несовершенно.

Другие причины вызывают конфликтное поведение ребенка, чья ситуация развития сменилась с дошкольной на школьную, а ребенок к этому был еще не готов. Трудности вхождения в школьную жизнь имеют целый спектр проявлений: проблемы адаптации к новому режиму дня, проблемы вхождения в новый детский коллектив (особенно для детей, не посещавших детский сад), проблемы налаживания взаимоотношений с новым взрослым - учителем, отсутствие учебной мотивации (ребенок не хочет учиться, играет на уроках, отказывается ходить в школу). Попытки взрослых «помочь» ребенку - дополнительные занятия, походы к репетитору - ведут к упрямству и капризам, ведь ребенок еще не миновал в своем развитии конца кризиса семи лет, несмотря на то, что уже пошел в школу. Часто приходится возвращаться ребенку в детский сад. Принятие такого решения болезненно как для родителей, так и для самого ребенка, поэтому в конце дошкольного возраста очень важно решить, насколько ребенок психологически готов к школе.

Кризис подросткового возраста завершает эпоху детства. С вступлением ребенка в подростковый возраст родители буквально не узнают его: грубость, резкие перепады настроения, негативизм. Все это - признаки того, что ребенок потивопоставляет себя взрослым, стремится доказать им, что он уже не ребенок. Однако он еще и не взрослый, к тому же, взрослые со своими старыми представлениями о нем, как о ребенке, все больше отдаляются от него психологически. Именно в общении со сверстниками подросток находит избавление от чувства одиночества. Сильная тяга к приобщению к группе может привести к внутренним конфликтам у подростка. Ребенок в этом возрасте - яркий индивидуалист по отношению к взрослому и не менее яркий конформист по отношению к сверстникам. Если нормы группы не соответствуют нормам самого подростка, он или не будет принят сверстниками, или ему придется пойти против себя. Это чревато межличностными или внутриличностными конфликтами: например, класс решил сбежать с урока, и перед несколькими отличниками стоит дилемма: или пойти против одноклассников, или стать прогульщиком.

Подросток часто не осознает причин своего противоречивого поведения, и сам от этого страдает. Не следует стараться переделать ребенка, нужно постараться стать ребенку другом и советчиком, дать ему уверенность, что ему всегда придут на помощь. Неоценима здесь психологическая помощь подростку в поиске своего «Я», нахождении оптимальных путей взаимодействия как со взрослыми, так и сверстниками.

Кризисные возраста - периоды наиболее ярких проявлений конфликтности детей. В период кризиса ребенок резко меняется в своем поведении - это внешний признак его внутренних психологических изменений. Эта ситуация сложна не только для окружения ребенка, но и для него самого, потому что глубинные причины этих изменений ребенком подчас не осознаются. Как говорилось выше, кризисные проявления поведения имеют временный, проходящий характер. Несколько деградируя в своем поведении, ребенок заметно продвигается в своем психическом развитии. Взрослым следует помнить об этих характеристиках возрастных кризисов,

воспринимая повышенную конфликтность своего ребенка в эти периоды как предвестника позитивных личностных изменений и стараясь выбрать оптимальную линию поведения с ним: стараться по-новому посмотреть на повзрослевшего ребенка.

Таким образом, «стабильность, преемственность в сочетании с гибкостью новизной - таков универсальный рецепт поведения родителей, учителей, наставников в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастных кризисов» [4, с.71].

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О. А. Карабанова и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Выготский Л.С. "Вопросы детской психологии", - СПб., "Союз", 1997

3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. -С.88.

4. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2002.

5. Лупан С. Поверь в свое дитя. СПб., «Дельта», 1996.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.:Тривола,

1995.

УДК 007.51:534.3

ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

Т.Г. Джантемирова, А.Е. Лызь

Настоящая работа связана с изучением регуляции деятельности с помощью музыкального сопровождения. Возможность регуляции рассматривается на примере деятельности операторов персональных компьютеров (ПК).

Современный уровень развития технологий в совокупности с широким внедрением ПК в трудовую деятельность специалистов различных профессий приводит к возникновению в этой деятельности специфических феноменов. Одним из них является массовое использование операторами музыки (музыкальных композиций) для сопровождения своей основной деятельности. Данный феномен, на первый взгляд, содержит в себе противоречие: внимание, необходимое для решения задач, отвлекается музыкальными композициями.

В современной психологии накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о том, что музыка является эффективным средством регуляции деятельности и состояния человека. Влияние музыки на состояние человека издавна используется в религии и медицине, а с недавних пор и в психотерапии [13, 19]. Изучение особенностей восприятия музыки проводится, в основном, в рамках психофизики, психофизиологии, музыкальной психологии и психологии восприятия [5, 8, 11 и др.]. Нас же интересует аспект, который может быть отнесен к области психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Т.е. наша цель - не столько выяснить частные, глубинные характеристики отдельных звуков и музыки в целом, воспринимаемой человеком, и особенности этого восприятия, сколько выявить возможность управления с помощью музыки деятельностью операторов. Задачами нашей работы являются: подтверждение или опровержение существования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.