Научная статья на тему 'Психологические особенности протекания кризиса трех лет у недоношенных детей'

Психологические особенности протекания кризиса трех лет у недоношенных детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
775
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поневаж Е.В.

Эмпирическое исследование протекания кризиса трех лет у детей, родившихся преждевременно. Исследование включает в себя анализ психического развития детей (доношенных и преждевременно рожденных), особенности поведения и эмоциональных реакций детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности протекания кризиса трех лет у недоношенных детей»

Психологические особенности протекания кризиса трех лет у недоношенных детей

Поневаж Е. В.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета,

Москва, Россия

Аннотация. Эмпирическое исследование протекания кризиса трех лет у детей, родившихся преждевременно. Исследование включает в себя анализ психического развития детей (доношенных и преждевременно рожденных), особенности поведения и эмоциональных реакций детей.

Актуальность исследования психологических особенностей протекания кризиса трех лет у детей с преждевременным рождением связана с несколькими моментами.

Во-первых, в настоящее время развитие акушерской помощи и неонатологии позволяют сохранять жизнь все большему числу детей, появившихся на свет раньше срока. Исследование особенностей развития недоношенных детей приобрело большую актуальность после 1 октября 2010 года, когда Российская Федерация признала нормы выхаживания недоношенных младенцев, разработанные ВОЗ. Согласно определению ВОЗ, потенциально жизнестойкими считаются малыши, родившиеся не ранее 22 недели беременности (другими словами с 5,5 месяцев) и с массой тела более 500 гр. В настоящее время преждевременными родами в Российской Федерации считаются роды после 22 недели с весом более 500 грамм, и к детям родившемся после этого срока применяются реанимационные мероприятия (при наличии возможностей в медицинском учреждении).

По данным Министерства здравоохранения в России недоношенными рождается 8% детей (недоношенным считается ребенок, родившийся с 22 до 37 недели). Около 40% всех преждевременных родов наступают до 34 недели, и 20% - до 32 недели.

Таким образом, в практике воспитателю все чаще приходится сталкиваться с недоношенным ребенком и необходимо знать специфические особенности его развития.

Второй очень важным момент, который определил актуальность исследования, связан с недостаточным, на наш взгляд, вниманием, проявляемым в настоящее время к группе недоношенных детей, у которых отсутствует неврологическая симптоматика, то есть к тем детям, которые с медицинской точки зрения полностью преодолели факторы риска преждевременного рождения.

Несмотря на нормативный неврологический и соматический статус у этих детей особенности рождения (преждевременное появление на свет) может, по нашему мнению отразится на их психическом развитии, особенно в период нормативных возрастных кризисов.

Анализ показал, что в настоящее время в нормативном развитии основные проявления кризиса 3-х лет наиболее ярко демонстрируют себя в возрасте от 2 лет 7 месяцев до 2 лет 11 месяцев, что может говорить об «акселерации» кризиса.

Также в результате анализа теоретических источников нами были выделены следующие аспекты кризиса трех лет, проявляющиеся в поведении ребенка:

1. Стремление к самостоятельности, которое проявляет себя:

- стремлением самостоятельно выполнять привычные действия (есть самому, одеваться и т.д.);

- протестам против требований взрослого (истерики, отказ следовать требованиям и т.д.);

- настойчивым и упорным попыткам достижения желаемого объекта или действия (требовательность, капризы, упорные попытки добраться до чего-то интересующего).

2. Стремление к сепарации от матери, которое проявляет себя в:

- уменьшении тактильных контактов, требуемых от матери;

- увеличение «использования» мамы в качестве способа достижения цели в ущерб интимно-личностному общению (как самоцели);

- предпочтение сверстников или посторонних взрослых в качестве объекта общения;

- спокойная реакция на уход и отсутствие матери (если замещающий взрослый соответствует потребностям ребенка).

3. Стремление к управлению жизнью, которое проявляет себя в:

- длительном удержании объекта потребности даже при попытках отвлечения;

- деспотизме по отношению к значимым взрослым (в первую очередь, к матери);

- стремлении делать выбор в бытовых ситуациях (выбирать одежду, еду, вид деятельности, место прогулки и т. д.);

- негативная реакция на попытки взрослых ограничить выбор или предоставить безальтернативную активность (соблюдать режим, исключить сладкое перед едой и т.д.).

Исследование особенностей протекания кризиса трех лет у недоношенных детей проводилось дистанционно, на базе интернет-порталов для общения родителей недоношенных детей (www.prematurebaby.ru, www.eva.ru,www.detiangeli.ru, www. toropyzhki. mybb. ru).

Эмпирическое исследование проводилось в 2 этапа.

1. На первом этапе были обследованы недоношенные дети в возрасте от 2,7 до 3,6 лет с целью выявления проявлений кризиса 3 лет в настоящее время. Методика — анкета для родителей (матерей). В исследовании приняли участие 79 детей, отвечающих требованиям выборки.

В результате были отобраны 42 ребенка с актуальными проявлениями кризиса.

2. На втором этапе среди выделенных 42 испытуемых было проведено исследование уровня развития познавательных процессов и эмоциональной сферы (для исключения детей, отклоняющихся по уровню развития от нормативных, т.к. это не входило в цель исследования).

Оценка развития проходила путем сопоставления умений и навыков ребенка нормативным показателям.

В результате были отобраны 31 ребенок с актуальными на настоящий момент проявлениями кризиса 3-х лет и развитием, соответствующим возрастной норме.

По результатам анализа проявлений кризиса 3-х лет у недоношенных детей можно говорить о том, что наибольшую выраженность имеют проявления управления жизнью, на втором месте проявления самостоятельности, а проявления сепарации достаточно слабо выражены у недоношенных детей. При этом негативное поведение (истерики, капризы, агрессия и другие протестные реакции) преобладают над позитивными проявлениями (упорство, интерес к сверстникам, настойчивость в достижении цели).

У доношенных детей все проявления кризиса трех лет ярко проявляются, как позитивные (упорство, настойчивость, стремление расширить круг общения), так и негативные (упрямство, негативизм, протестные реакции).

Полученные в результате исследования данные подтвердили наше предположение, что между двумя выборками имеются существенные различия и в сроках начала кризиса и в особенностях проявления и в стиле семейного воспитания:

- Начало кризиса у недоношенных детей значительно запаздывает и соответствует гестационному возрасту, а не паспортному, а часто и задерживается по сравнению с гестационным возрастом.

- у недоношенных детей в рамках кризиса трех лет значительно меньше выражены проявления самостоятельности в бытовых действиях и реакции сепарации от матери, при этом значительно ярче проявляются такие негативные реакции как агрессия и истерики; при решении конфликтных ситуаций и протестов в ответ на требования недоношенные дети не используют позитивные стратегии решения, такие как договор или компромисс, а

предпочитают выражать агрессию (часто прямую агрессию на родителей).

- значимым фактором неблагоприятного протекания кризиса трех лет у недоношенных детей является неблагоприятный стиль семейного воспитания: родители недоношенных детей чаще проявляют крайние варианты в воспитании, им свойственна гиперпротекция, недостаточность требований и санкций. Также у родителей недоношенных детей выражены все неблагоприятные признаки стиля семейного воспитания: неустойчивость стиля, расширение сферы родительских чувств, фобия утраты ребенка.

- рассматривая уровень развития недоношенных детей можно отметить, что наиболее низкий уровень развития наблюдается в сфере развития общих движений и в сфере коммуникации (из-за сложностей в развитии речи).

Основываясь на полученных результатах исследования, можно дать следующие практические рекомендации педагогам и психологам, работающим в дошкольном учреждении с недоношенными детьми и их семьями:

- при работе с ребенком необходимо постоянно учитывать факт недоношенности, даже при отсутствии медицинских последствий этого. Необходимо помнить, что отношение матери и других близких взрослых к ребенку после пережитых сложностей раннего рождения будет более настороженным, более «трепетным», даже более зависимым.

- максимально желательно проводить психотерапевтическую работу с матерями, пережившими преждевременные роды. Причем эта работа должна быть направлена не только на преодоление и отработку психотравмирующей ситуации, но и на принятие ребенка и своей адекватной материнской позиции.

- работа с матерью должна обязательно включать в себя отработку страха потери ребенка и чувства вины за преждевременное рождения, а так же связанных с этим стремлений удержания ребенка рядом с собой, снижения его самостоятельности и постоянного сверхконтроля.

- при работе с мамой недоношенного ребенка очень важно избегать любых формулировок и обсуждений, которые могут быть истолкованы в сторону исключительности ребенка и его инвалидизации. Скорее наоборот, необходимо максимально подчеркивать, что ребенок такой же, как большинство, его проблемы — это проблемы свойственные возрасту и протекают не более тяжело, чем у многих детей.

- при работе с ребенком необходимо делать упор на позитивные аспекты самостоятельности и свободы, на способности преодолевать сложности и справляться с неудачами.

- работа с недоношенным ребенком должна включать в себя отработку коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и договора, что достаточно сложно формируется у этих детей.

Литература

1. Авдулова Т.П., Смирницкая Ю.Я. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ. М.: Психология обучения, 2014. № 5, с. 89-100.

2. Бардышевская М.К. Диагностика психического развития ребенка, М., Акрополь, 2008; - 124 с.

3. Ворошнина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты - Пермь: ОТ и ДО, 2011

4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб, Питер, 2008. - 288 с.

5. Костяк Т.В. Роль психодинамических индивидуальных черт в развитии личности ребенка // Журнал прикладной психологии. 2005. № 2-3. С. 81-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.