Научная статья на тему 'Причина инвалидности как критерий дифференциации отношений по социальной защите военнослужащих'

Причина инвалидности как критерий дифференциации отношений по социальной защите военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1432
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антипьева Наталья Валерьевна

Анализируются проблемы дифференциации правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов из числа лиц, проходивших военную службу, исходя из формулировки установленной им причины инвалидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антипьева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причина инвалидности как критерий дифференциации отношений по социальной защите военнослужащих»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 4 (13). С. 133-139. © Н.В. Антипьева, 2007

УДК 349.3

ПРИЧИНА ИНВАЛИДНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Н.В. АНТИПЬЕВА

Анализируются проблемы дифференциации правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов из числа лиц, проходивших военную службу, исходя из формулировки установленной им причины инвалидности.

Problems of differentiation of legal regulation of relations of social defense of disabled persons who did military service on the assumption offormulation of determined cause of disability are analyzed.

В отношениях по социальной защите военнослужащих широко реализуется принцип единства и дифференциации правового регулирования, являющийся одним из основополагающих для российского права.

Система критериев дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих имеет сложный характер. Во-первых, такие критерии различаются между собой по степени их значимости. Основным среди них необходимо признать способ поступления на военную службу. К дополнительным критериям дифференциации можно отнести следующие обстоятельства: гражданство лица, заключившего контракт о прохождении военной службы; пол военнослужащего; воинское звание и должность военнослужащего; срок службы в календарном и льготном исчислении (выслуга лет); причина инвалидности или смерти военнослужащего; тяжесть повреждения здоровья военнослужащего; место службы и характер исполняемых в период службы задач; причина увольнения со службы и т. д.

Во-вторых, социальное обеспечение во-еннослужащих-призывников дифференцировано в значительно меньшей степени, чем социальное обеспечение лиц, проходивших службу по контракту, поскольку, в силу небольшой продолжительности военной службы по призыву, в правовом положении воен-

нослужащих не успевают сформироваться различия, существенные с точки зрения объёма социальных прав.

Отдельные критерии дифференциации правового регулирования социальной защиты военнослужащих заслуживают детального исследования. Особое место среди них занимает причина инвалидности.

Причина инвалидности оказывает существенное влияние на объём социальных прав, предоставляемых бывшему военнослужащему. Легального определения терминов «инвалидность» и «причина инвалидности» действующее законодательство не содержит, но в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» [1] раскрывается содержание понятия «инвалид». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Опираясь на приведённое определение, можно рассматривать причину инвалидности как обстоятельства причинения здоровью гражданина вреда, повлекшего за собой стойкое расстройство функций организма.

К числу юридически значимых причин инвалидности у военнослужащих традиционно относят военную травму и заболевание, полученное в период военной службы. Их

можно признать наиболее важным критерием дифференциации пенсионного обеспечения бывших военнослужащих.

Обратившись к законодательству о пенсионном обеспечении, можно сделать вывод, что закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [2] и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [3] единообразно подходят к характеристике содержания этих причин инвалидности. Согласно п. 2 ст. 15 Закона о государственном пенсионном обеспечении, инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Инвалидностью по причине заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Аналогичные положения включены в ст. 21 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Содержание приведённых норм даёт общее представление о сущности причин инвалидности «военная травма» и «заболевание, полученное в период военной службы». Однако характеристику причин инвалидности вряд ли целесообразно включать в текст нормативноправовых актов о пенсионном обеспечении, так как для этих целей существует специальное законодательство о медико-социальной и военно-врачебной экспертизе.

Вообще, круг причин инвалидности, связанных с прохождением военной службы, широк. Примерный перечень причин инвалидности, устанавливаемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, приводится в п. 14 Правил признания лица инвалидом [4]. Помимо военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы, там названа инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска.

Более подробно данный вопрос отражён в Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» [5]. Содержание документа позволяет констатировать, что военнослужащим могут устанавливать следующие причины инвалидности: 1) военная травма; 2) заболевание получено в период военной службы; 3) заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; 4) заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; 5) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; 6) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; 7) заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО «Маяк»; 8) заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; 9) заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

При соблюдении определённых условий детализация причин инвалидности в целом соответствует интересам граждан, позволяя наиболее полно учесть особенности утраты

или повреждения их здоровья. Важнейшим из таких условий является обоснованность выделения причины инвалидности, которая выражается в закреплении правовых последствий её установления. В сфере социальной защиты населения это означает формирование для отдельной группы лиц системы особых льгот и выплат (либо прав на иные виды социальной защиты), ориентированных на компенсацию последствий повреждения здоровья, имевшего место в результате определённых обстоятельств. Другим условием следует считать возможность чётко отграничить одну причину инвалидности от другой на основе нормативно-правовых актов о медико-социальной и военно-врачебной экспертизе. На сегодняшний день названные условия в отношении установления причин инвалидности лицам, проходившим военную службу, в полной мере не соблюдаются.

Этот факт наиболее очевиден при анализе причин инвалидности, связанных с радиационными катастрофами. Согласно Разъяснению от 15 апреля 2003 г., причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на ЧАЭС» устанавливается бывшим военнослужащим военно-врачебной комиссией (далее также - ВВК) на основании соответствующего заключения, если заболевание, поставленное ВВК в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности (п. 9). Причина инвалидности «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» устанавливается бывшим военнослужащим на основании соответствующего заключения ВВК, если заболевание, поставленное ВВК в связь с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дает основания для установления инвалидности (п. 10). Различия между указанными причинами инвалидности заключаются в том, что в первом случае утрата здоровья гражданина обусловлена выполнением самих работ

по ликвидации аварии, а во втором случае -воздействием радиации в ходе этих работ.

Причина инвалидности с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» определяется гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [6], если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на ЧАЭС (п. 11). Среди лиц, перечисленных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите чернобыльцев, названы военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения. Таким образом, данная причина инвалидности может быть установлена гражданину, привлекавшемуся для ликвидации последствий аварии, если нарушения здоровья с этими последствиями связаны. В Разъяснении от 15 апреля 2003 г. нет указания на то, о каких именно последствиях катастрофы идёт речь в данном случае: воздействии радиации, травмах или иных повреждениях здоровья, полученных во время работ, которые могли иметь место (автомобильная авария при следовании к месту работ и т. д.). По существу, эта причина инвалидности имеет более широкий характер, чем рассмотренные ранее, поэтому из круга лиц, в отношении которых она устанавливается, было бы более правильным исключить военнослужащих и граждан, призывавшихся на военные сборы, так как для них предусмотрены иные, специальные, причины инвалидности.

Кроме того, причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» также устанавливается указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите черно-

быльцев бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС (п. 12). Содержание приведённой нормы вызывает вопрос о том, что понимается под «иными обязанностями военной службы», поскольку этот термин в Законе о воинской обязанности не определён. В результате отграничение данной причины инвалидности от тех, что уже рассмотрены ранее, затруднительно.

Тот факт, что причинная связь должна быть установлена именно межведомственным экспертным советом, позволяет обратиться к исследованию проблемы разграничения компетенции военно-врачебных комиссий и межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов. Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о социальной защите чернобыльцев, обеим структурам предоставлено право установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы, но в самом законе нет никаких указаний на то, каким образом согласовывается их деятельность. В п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе [7] к обязанностям ВВК отнесено определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов). Круг лиц, которые могут быть освидетельствованы в военно-врачебной комиссии, также определён в п. 1, где перечислены федеральные органы исполнительной власти, организующие военноврачебную экспертизу для своих сотрудников и членов их семей, а также граждан, поступающих на службу в указанные органы.

В п. 3 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причин-

ной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов [8], сказано, что основной задачей совета является установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиационных факторов. Категории граждан, в отношении которых совет вправе осуществлять возложенные на него функции, не перечислены.

Положение о военно-врачебной экспертизе из формулировок причин инвалидности, связанных с катастрофой на ЧАЭС, упоминает лишь одну: «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (подпункт «г» п. 41). Отдельно рассматриваются вопросы установления причинной связи повреждения здоровья и службы в подразделениях особого риска. Согласно п. 42 Положения о военно-врачебной экспертизе, причинная связь заболеваний, а также смерти граждан, проходивших военную службу (военные сборы) и принимавших в работах по ликвидации аварии на производственном объединении «Маяк», с последствиями радиационного воздействия устанавливается межведомственными экспертными советами, что соответствует ст. 13 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» [9]. Вместе с тем ни один из названных нормативно-правовых актов не позволяет сделать вывод о том, почему установление причинной связи заболеваний с воздействием радиации осуществляется как ВВК, так и межведомственными экспертными советами, что усложняет правоприменительную деятельность.

Обращаясь к установлению причинной связи инвалидности и радиационного воздействия вследствие аварии на ПО «Маяк», следует отметить, что действующее законодательство предусматривает две соответствующие причины инвалидности: «заболевание связано с аварией на ПО “Маяк”» и «заболевание, полученное при исполнении иных

обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО “Маяк”». Как следует из п. 13 Разъяснения от 15 апреля 2003 г., причина инвалидности «заболевание связано с аварией на ПО “Маяк”» может устанавливаться всем гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, тогда как причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО “Маяк”» предусмотрена лишь для военнослужащих. Однако используемый в последнем случае оборот «иные обязанности военной службы» затрудняет понимание условий, при наличии которых данная причина инвалидности может быть установлена гражданину. Остаются неясными и основания разграничения названных причин инвалидности. Как указывалось ранее, специальная причина инвалидности закреплена и для военнослужащих, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и получивших повреждение здоровья при исполнении иных обязанностей военной службы, хотя сущность таких обязанностей тоже не конкретизирована.

В подпункте «а» п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе при этом закреплено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма», если увечье, заболевание получено освиде-тельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

В силу этого представляется, что наличие столь широкого круга причин инвалидности для лиц, пострадавших от радиационных воздействий, не обусловлено реальными потребностями правового регулирования.

Обратившись к Закону о социальной защите чернобыльцев, можно сделать вывод, что все инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные

сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 закона без дальнейшей дифференциации. Что касается пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, то оно осуществляется в порядке, установленном законодательством для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о социальной защите чернобыльцев).

Лица, принимавшие в 1959-1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957-1962 гг., ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации, имеют право на меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о социальной защите чернобыльцев. Это означает, что установление гражданину той или иной причины инвалидности не всегда влечёт предоставление ему особых прав в сфере социального обеспечения, так как большинство лиц, признанных инвалидами в результате воздействия радиации, приобретает равные права, предусмотренные Законом о социальной защите чернобыльцев.

Целесообразность закрепления столь развёрнутого перечня причин инвалидности для военнослужащих вызывает сомнения, поскольку следствием такого подхода является увеличение числа нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-правовые отношения. Многие из них не содержат норм материального права и принимаются лишь для того, чтобы приравнять различные категории субъектов-правополучателей в сфере

социальной защиты населения. Это осложняет правоприменительную деятельность и может привести к нарушению прав граждан. Такая ситуация имела место в отношении ветеранов подразделений особого риска.

Согласно Разъяснению от 15 апреля

2003 г., причина инвалидности «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» определяется гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» [10], при установлении им инвалидности по заболеваниям (травмам, увечьям, контузиям, ранениям), связанным с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

В названном постановлении Верховного Совета РФ к гражданам из подразделений особого риска отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, выполнявшие различные задачи по испытанию ядерного оружия, сборке ядерных зарядов, ликвидации радиационных аварий. Названные граждане, в случае признания их инвалидами, приобретали право на льготы и компенсации, установленные ст. 14, частями 1-3 и 7 ст. 24, ст. 29, ч. 1 ст. 39 Закона о социальной защите чернобыльцев. Впоследствии с принятием Закона от 22 августа 2004 г. в указанные нормативные акты были внесены изменения, породившие неоп-ределённость по вопросу о том, вправе ли ветераны подразделений особого риска получать компенсацию вреда, причинённого их здоровью, на условиях, предусмотренных п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите чернобыльцев, что повлекло обращение гра-

ждан за защитой своих прав в Конституционный Суд РФ [11].

Думается, что было бы обоснованным установить общую для всех военнослужащих, пострадавших в результате воздействия радиации при исполнении своих служебных обязанностей, причину инвалидности «заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)». Данной категории граждан должны предоставляться все меры социальной защиты, предусмотренные в отношении лиц, признанных инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, и инвалидов вследствие военной травмы.

Завершая рассмотрение вопроса о причинах инвалидности как важнейшем критерии дифференциации отношений по социальной защите военнослужащих, следует подчеркнуть, что их количество должно быть сокращено. При этом необходимо учитывать обоснованность закрепления той или иной причины инвалидности с точки зрения предоставления гражданину особых прав в сфере социальной защиты населения и возможностей отграничения данной причины инвалидности от иных причин, предусмотренных законодательством.

1. СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563; 1998. -№ 31. - Ст. 3803; 1999. - № 2. - Ст. 232; № 29. - Ст. 3693; 2000. - № 22. - Ст. 2267; 2001. - № 24. - Ст. 2410; № 33. - Ст. 3426; № 53 (ч. I). - Ст. 5024; 2003. - № 2. - Ст. 167; № 43. - Ст. 4108; 2004. - № 35. - Ст. 3607; Российская газета. - 2004. - 30 декабря; 2005.

- 31 декабря.

2. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 9. -Ст. 328; СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 46; 1997.

- № 51. - Ст. 5719; 1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. - № 23. - Ст. 2813; 2001. - № 17. -Ст. 1646; 2002. - № 2. - Ст. 129; № 10. -Ст. 965; № 22. - Ст. 2029; № 24. - Ст. 2254;

2003. - № 2. - Ст. 154; Российская газета. -

2004. - 1 июля, 31 августа; 2006. - 15 февраля; 2007. - 10 января (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих).

3. СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831; 2002. -№ 30. - Ст. 3033; Российская газета. - 2003. -1 июля; СЗ РФ. - 2003. - № 46 (ч. I). -Ст. 4437; 2004. - № 19 (ч. I). - Ст. 1835; 2004.

- № 35. - Ст. 3607; Российская газета. - 2007.

- 12 апреля (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении).

4. Утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. // Российская газета. - 2006. -28 февраля.

5. БМТ. - 2003. - № 6; Российская газета. -

2005. - 8 июня (далее - Разъяснение от 15 апреля 2003 г.).

6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991.

- № 21. - Ст. 699; 1992. - № 32. - Ст. 1861; СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4561; 1996. - № 51. - Ст. 5680; 1999. - № 16. - Ст. 1937; № 28.

- Ст. 3460; 2000. - № 33. - Ст. 3348; 2001. -№ 7. - Ст. 610; № 33 (часть I). - Ст. 3413; № 53. - Ст. 5052; 2002. - № 50. - Ст. 4929; 2003.

- № 43. - Ст. 4108; 2004. - № 18. - Ст. 1689;

2004. - № 35. - Ст. 3607; Российская газета. -

2006. - 15 февраля, 20 июля (далее также -Закон о социальной защите чернобыльцев).

7. Утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. // СЗ РФ. - 2003. - № 10. -Ст. 902; 2004. - № 4. - Ст. 279; Российская газета. - 2005. - 19 января; 2007. - 31 января.

8. Утв. постановлением Министерства здравоохранения и социального развития от 21 апреля 2005 г. // Российская газета. - 2005. -8 июня.

9. СЗ РФ. - 1998. - № 48. - Ст. 5850; 2004. -№ 35. - Ст. 3607.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992.

- № 4. - Ст. 138; СЗ РФ. - 2004. - № 35. -Ст. 3607.

11. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 2005 г. по запросам Свердловского районного суда города Костромы и Переволоцкого районного суда Оренбургской области о проверке конституционности положения п. 2 постановления Верховного Совета РФ «О распространении действия Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС” на граждан из подразделений особого риска» в редакции ст. 9 Федерального закона от 22 августа

2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»” и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 9 Федерального закона от 22 августа 2004 г.», а также по жалобам граждан А. М. Василенко, В.П. Вертянова, Л.А. Воробьева, И.В. Гуз-ского, В.Т. Лаврова и М.Т. Танеевой на нарушение их конституционных прав теми же нормативными положениями // Российская газета. - 2005. - 22 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.