Научная статья на тему 'Правовые вопросы медико-социальной экспертизы граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф, и результаты их освидетельствования в динамике'

Правовые вопросы медико-социальной экспертизы граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф, и результаты их освидетельствования в динамике Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Козьмиди Е. К., Курбанова B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы медико-социальной экспертизы граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф, и результаты их освидетельствования в динамике»

ЛИТЕРАТУРА

1. Возилова A.B., Аклеев A.B., Бочков Н.П. Отдаленные цитогенетические эффекты хронического облучения. / Тез. докл. Ill съезда по радиац. исследованиям. - М., 1997. - Т. 2. - С. 99.

2. Ижевский П.В. Действие ионизирующей радиации на репродуктивную систему. / Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. - М. - Т. 2. - С. 376-389.

3. КондрусевА.И.,СпиричевА.Б.//Хим.-фарм. журн., 1990.~№ 1.-С.4-12.

4. Любченко П.Н., Дубинина Е.Б. Заболевания органов пищеварения у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и их лечение. / Информ. письмо. - М., 1995.

5. Николаев A.A. Биохимическое и иммунохимическое изучение семенной плазмы человека. / Дис. ... докт. мед. наук. - Астрахань, 1994.

6. Раков С.С. Белковые маркеры нарушений гисто-гематического барьера. / Дис. ... докт. мед. наук. - М., 2003.

7. Цыб А.Ф. Медицинские последствия аварии на ЧАЭС. / Тез. докл. Ill съезда по радиац. исследованиям. - М., 1997. - Т. 1. - С. 15.

8. Calzada L, Salasar E.L. // Gynecol. Obstetr. Мех. - 1991. - V. 59. - P. 328-329.

9. Lloyd D.C., EdwardsA.A. et al. // Int. J. Radiat. Biol. - 1988. - V. 53, № 3. -P. 49-55.

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ, И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ДИНАМИКЕ

Е.К. Козьмиди, B.C. Курбанова

ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области, Москва

В соответствии с действующим порядком в Российской Федерации медико-социальная экспертиза граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий, осуществляется созданным с 01.01.2005 г. Федеральным государственным учреждением - Главным бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Московской области, имеющим в своем составе филиалы, расположенные в городах и районах (далее -учреждения МСЭ).

При осуществлении МСЭ этой категории граждан и решении вопросов об установлении группы инвалидности, формулировке ее причины, сроков и других вопросов учреждения МСЭ руководствуются базовым Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. № 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями); "Положением о признании лица инвалидом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1995 г. № 965; "Класси-

фиксациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.08.2005 г. № 535; "Разъяснениями Минтруда России "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденными постановлением Минтруда России от 15.04.2003 г. № 17 (в редакции 2005 г.), и другими законодательными и нормативными актами.

С момента принятия базового Закона до настоящего времени он изменялся и дополнялся, в нем кардинально менялся порядок определения учреждениями МСЭ (ранее ВТЭК) причин инвалидности гражданам, указанным в части первой пункта 3 статьи 13 Закона.

Если в период с 1991 по 1995 г. причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС указанной категории граждан определялась учреждениями МСЭ в безусловном порядке по любому заболеванию, то с вступлением в силу Федерального закона № 179-ФЗ от 24.11.1995 г. порядок стал предусматривать наличие для учреждений МСЭ "Перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации" (далее - "Перечень заболеваний"). На основании "Перечня заболеваний", утвержденного Правительством Российской Федерации, при наличии у освидетельствуемо-го лица признаков инвалидности по заболеванию, которое было предусмотрено в "Перечне", учреждения МСЭ имели право формулировать причину инвалидности, связанную с аварией на ЧАЭС.

Принятый в 2004 г. Федеральный закон № 122-ФЗ 28.08.2004 г. внес существенные изменения в порядок установления причин инвалидности и смерти граждан, пострадавших от радиационных аварий.

Согласно этому Закону, порядок определения причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы и другими радиационными авариями может осуществляться только межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Учреждения МСЭ при рассмотрении вопроса об инвалидности пострадавших в радиационных авариях и катастрофах формулируют причину инвалидности, связанную с радиационным воздействием или с аварией на Чернобыльской АЭС, только при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причиной связи инвалидизирующего заболевания с указанными обстоятельствами.

В Московской области анализ инвалидности пострадавших в радиационных катастрофах, в том числе и в результате аварии на Чернобыльской АЭС, показал, что за период с 1995 по 2004 г. (десять лет) было освидетельствовано 1015 человек.

Начиная с 1995 г. в период, когда законодательством для учреждений МСЭ стал предусматриваться "Перечень заболеваний", число лиц из группы пострадавших вследствие радиационных воздействий в различные периоды, направленных на МСЭ, ежегодно стало уменьшаться. За период с 1999 по 2005 г. (табл. 1) число освидетельствованных в учреждениях МСЭ в Московской области снизилось почти в три раза.

Вместе с тем, за этот период времени результаты медико-социальной экспертизы выявили, что доля инвалидов, которым учреждениями МСЭ устанавливалась причинная связь инвалидности с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и других радиационных катастроф, ежегодно растет. Так, если в 1999 г. доля первичных инвалидов с формулировкой причины инвалидности, связанной с радиационным воздействием, составляла 35,5%, то в 2005 г. она составила уже 75,0%.

До 1999 г. по результатам первичного освидетельствования в нозологической структуре инвалидности первое место занимали болезни системы кровообращения (30-42%); второе - психические расстройства (до 25%) у лиц с органическими заболеваниями центральной нервной системы, у которых в клинической картине заболевания преобладали психоорганический синдром, астено-депрессивные, ипохондрические расстройства; третье - болезни нервной системы в виде дисциркуляторной энцефалопатии, на четвертом месте - злокачественные новообразования, удельный вес которых в структуре первичной инвалидности составлял 7-8%.

С 1999 г. структура первичной инвалидности по нозологическим формам изменилась. Злокачественные новообразования переместились на третье место, а в последующие годы в структуре первичной инвалидности среди участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС они стали занимать первое-второе ранговое место.

За период 1999 - 2005 гг. структура тяжести первичной инвалидности в динамике менялась (табл. 2).

В 1999 г. доля инвалидов третьей группы была наибольшей и составляла 76,8%, в последующие годы этот показатель ежегодно снижался и в 2005 г. составил 25,0%. Иная картина наблюдалась в группе инвалидов, имеющих вторую группу инвалидности: в 1999 г. доля второй группы составляла 20,3% и была наименьшей, в 2005 г. показатель вырос до 75,0%.

Происходящие изменения в групповой структуре первичной инвалидности находятся в прямой зависимости от нозологической структуры инвалидности. С 2001 г. злокачественные новообразования занимают ведущие места в нозологической структуре первичной инвалидности граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф.

Таблица 1

Данные об освидетельствовании участников ликвидации радиационных аварий и катастроф в 1999 - 2005 гг.

Данные об освидетельствовании 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Освидетельствовано уч-ков ликвидации радиац. аварий и катастроф, чел., из них: 189 157 136 98 90 65 50

на ЧАЭС 175 144 97 89 79 62 47

на ПО «МАЯК» 6 6 3 1 3 - 2

подразделения особого риска 8 7 8 8 8 3 1

Из общего числа освидетельствованных:

первично 91 66 52 47 37 33 25

повторно 98 91 84 51 53 32 25

Из числа первично освидетельствованных:

признано инвалидами, чел. (в%) 62 (32,8) 50 (31,8) 37 (27,2) 37 (37,8) 27 (30,0) 29 (44,6) 12 (24,5)

не признано инвалидами 28 12 15 10 10 4 13

установлена причинная связь с работами по ликвидации последствий аварий и катастроф., чел. (в%) 22 (35,5) 19 (38,0) 14 (37,8) 16 (43,2) 12 (44,0) 17 (58,6) 9 (75,0)

Таблица 2

Тяжесть первичной инвалидности пострадавших от радиационных аварий и катастроф за период 1999-2005 гг.

Признано инвалидами 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего, чел. 62 50 37 37 27 29 12

первой группы, чел. 2 6 5 1 1 - -

(в %) 2,9 9,7 10,0 3,3 3,7 - -

второй группы, чел. 14 19 15 16 9 16 9

(в %) 20,3 30,6 30,0 53,3 33,3 55,2 75,0

третьей группы, чел. 53 37 30 13 17 13 3

(в%) 76,8 59,7 60,0 43,4 63,7 44,8 25,0

По результатам повторных освидетельствований инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показатели утяжеления инвалидности превышают средние областные.

Анализ данных освидетельствования, изучение медико-экспертной документации показывают, что, как правило, в пятилетний срок, на который устанавливается инвалидность, инвалиды редко обращаются за медицинской помощью, не все инвалиды получают необходимое стационарное лечение.

Особо следует отметить, что лечебно-профилактические учреждения при направлении на освидетельствование пострадавших вследствие радиационных аварий не всегда правильно информируют больных о порядке проведения медико-социальной экспертизы, правовых основаниях для установления причиной связи инвалидности.

В ряде случаев больные, пострадавшие в радиационных авариях или катастрофах, направлялись лечебным учреждением на медико-социальную экспертизу без предварительного направления их документов в межведомственный экспертный совет, в то время как этой категории граждан учреждения МСЭ имели право устанавливать причину инвалидности, связанную с аварией на ЧАЭС, только при наличии заключения межведомственного экспертного совета о причине возникновения заболевания. Ежегодно значительное число больных, пострадавших от радиационных аварий, направляются на медико-социальную экспертизу необоснованно, при отсутствии у них оснований для установления инвалидности, в связи с чем создаются конфликтные ситуации. В 2005 г. из 25 больных, направленных лечебным учреждением на медико-социальную экспертизу, у 13 чел. (52,0%) не были выявлены признаки инвалидности.

Тесное взаимодействие лечебно-профилактических учреждений с учреждениями МСЭ на местах снимет напряженность и конфликты.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВОЕННО-ВРАЧЕБНЫМИ КОМИССИЯМИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (ВОЕННЫЕ СБОРЫ) И ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В РАБОТАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

В.Н. Красников, Е.Г. Свистунова

ЦВВК Минобороны РФ, Москва

Более 19 лет прошло после одной из крупнейших радиационных аварий XX века - аварии на Чернобыльской атомной станции. Она затронула многие сферы социальной, экономической и политической жизни страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.